Постановка проблемы. В историческом ракурсе массовые эмиграционные процессы в Украине происходили неоднозначно и, как правило, были связаны с крупными историческими событиями. Характерные направления этого процесса наблюдались и в ХХ веке, когда волны массовой миграции были обусловлены Октябрьской революцией, Второй мировой войной, распадом СССР.
Если первые две волны можно считать в определенной степени принудительными, то эмиграционная волна после 1991 года является добровольной (в поисках лучшей судьбы) и имела, в основном, трудовой характер.
По приблизительным подсчетам, за период становления суверенной Украины за границу выехало до 3 млн. мужчина в поисках работы. Большое количество из них выехало туда на постоянное место жительства. Угрожающим для страны является также явление, связанное с желанием значительной части украинских старшеклассников и студентов работать и жить за границей.
Учитывая деструктивный характер вышеупомянутых явлений, негативно влияющих и на имидж страны, и на качество трудового потенциала, и на национальную экономику в целом, стоит глубже разобраться в причинах этих явлений с целью обоснования существенных управленческих решений по оздоровлению ситуации.
Состояние изученности проблемы. В мировой науке миграции уделяется большое внимание в связи с ее значительным влиянием на социально-экономичные процессы в условиях развития мирового общества. Возможно, нет смысла в этой статье рассматривать различные аспекты этого сложного комплексного процесса, которым является миграция, и которую изучают не только отечественные ученые, но и большое количество специалистов из ближнего и дальнего зарубежья.
Усилиями отечественных ученых в последние годы исследовались теоретические основы миграционных и этнических демографических процессов, развитие миграционных процессов населения Украины, влияние миграции на социально-демографическое развитие, миграция в системе факторов этнического развития, прогнозирование миграционной ситуации в Украине, информационное обеспечение анализа миграций и этнического состава населения и еще много других важных вопросов.
В последнее время появились труды, где освещаются проблемы наплыва мигрантов из стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока и другие. Отдельно следует отметить самые актуальные сейчас для Украины исследования, связанные с вопросами трудовой миграции в региональном аспекте, а также в связи с расширением ЕС.
Однако, на взгляд автора, недостаточно внимания уделяется исследованию таких факторов и причин деструктивных эмиграционных процессов в Украине, которые предоставили бы научную основу для конструктивных управленческих изменений ситуации в стране к лучшему.
Цель и задачи статьи заключаются в освещении конструктивного подхода к анализу глубинных факторов деструктивной эмиграции населения в суверенной Украине и определении направлений разработки и реализации такой концепции управления, которая была бы сориентирована на устранение этих негативных факторов.
Изложение основного материала. Автор считает, что исследование конкретных причин массовой эмиграции населения следует начинать, основываясь на тезисе: “счастливые страну не покидают” (исключением может быть удачный брак с зарубежным партнером).
Особый интерес к этому представляют наработки Э. Уайта из Университета Лестера, который в 2006 году провел специфическое исследование. Он попытался определить самые счастливые и самые несчастные страны мира. Свои исследования он построил на опросе 80 тыс. человек из 178-и стран и сотни исследований международных организаций, в том числе ООН и Всемирной организации здравоохранения. Э. Уайт создал всемирную карту счастья, на которой представлены рейтинговые показатели всех стран.
Самыми несчастливыми странами, по данным этого исследования, являются Бурунди, Зимбабве и Конго. Украина и Молдова возглавляют последнюю пятерку – соответственно 174-е и 175-е места.
Характерно, что приведенные данные Э. Уайта почти коррелирует с результатами исследования Киевского международного института социологии, которые были представлены в 2006 году. Не комментируя данные этой таблицы, автор хотел бы обратить внимание читателей на возможность получения ответа на вопрос: “Что делать с этими данными? Могут ли они помочь изменить ситуацию в стране к лучшему?”.
Из исследования видно, что ситуация в стране является из неблагоприятных, если не сказать удручающая. Известно, что при опросе многое зависит от выбора репрезентантов и факторов (их интерпретации в анкетах) для выявления степени удовлетворенности потребностей. Но даже не совсем совершенный их выбор общую картину вряд ли изменит (если, конечно, не опрашивать одних лишь чиновников и успешных бизнесменов).
Итак, перед современной отечественной наукой стоит стратегическая задача: проанализировать ситуацию с конструктивных позиций для того, чтобы сначала на концептуальном (цель данной статьи), а затем и на технологическом уровнях предложить действенные варианты ее решения.
Причем предложения не должны быть в виде декларации типа: “надо дать всем работу и больше платить людям”, а следует использовать методы конструктивного анализа для подготовки научно-обоснованных рекомендаций системного характера на едином базисном векторе.
Реализация технологии конструктивного анализа связана с уточнением понятийного аппарата и отображением его в параметрическом виде, Классификацией основных факторов и их параметров, выявлением источников влияния на эти параметры и системным представлением о возможностях изменения этого влияния.
Начнем с установления единой глобальной причины эмиграции населения Украины за период ее независимости. Это, безусловно, низкий уровень удовлетворенности человеческих потребностей духовного и материального характера. Поскольку категория «счастье“ пока еще не является научной (”виноватая“ в этом эмоциональная составляющая, являющаяся переменной), есть смысл использовать категорию ”самореализация личности».
Она характеризуется степенью удовлетворения тех или иных потребностей человека в процессе их динамики и вполне коррелируется с качеством его жизни. При этом степень самореализации личности является параметром, который можно измерить, использовать квалиметрические факторные критерии модели.
В пользу этого параметра указывает также и то, что в классической иерархии потребностей человека по А. Маслоу, самореализация, связанная с самоактуализацией, занимает высшую ступень потребностей человека.
Иерархия потребностей состоит из базисных потребностей физиологического характера, потребностей в безопасности, социальных потребностей, которые связаны с взаимодействием в социуме, признания личного социального статуса и, наконец, самоактуализации как соответствия развития, использования способностей, знаний, умений, личных качеств человека потребностям общества и его ячеек.
Чтобы систематизировать эти потребности в рамках конструктивного анализа свяжем их со сферами жизнедеятельности человека. Это даст нам возможность выявить источники влияния на удовлетворенность этих потребностей со всеми вытекающими отсюда производными.
Человек рождается на свет, чтобы реализоваться как личность. Итак, рассмотрим четыре сферы, в которых человек так или иначе пребывает в течение жизни и имеет глубинный мотив самореализовываться через удовлетворение своих конкретных потребностей в правовых рамках общечеловеческой морали и национальных традиций.
Очевидно, если ребенок с радостью ходит в школу (от которой остались хорошие воспоминания на всю жизнь), а, уже, будучи взрослым человеком, с удовольствием посещает высшее учебное заведение, затем с удовольствием ходит на работу и возвращается с желанием домой в семью, чувствуя себя комфортно по месту жительства (в доме, микрорайоне) и по месту отдыха, то потребности такого человека удовлетворены в большой степени, и уровень его самореализации достаточно высок. Такой человек, скорее всего, эмигрировать не будет.
Рассмотрим главные условия и их влияние на самореализацию человека в каждой из сфер жизнедеятельности отдельно. Начнем со сферы трудовой деятельности. Например, что значит с удовольствием ходить на работу или получать удовольствие от труда?
Есть четыре основных фактора, влияющих на это удовольствие.
Первый (в зависимости от личных требований может быть и вторым) – это достаточное материальное вознаграждение за труд с целью удовлетворения физиологических и других потребностей.
Второй (может быть первым) – соответствие труда способностям, профессиональному уровню, деловым и личностным качествам работника по принципу “свои сани”.
Третий — качество отношений с коллегами и руководителем на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Иногда этот фактор может быть решающим и стать основным фактором неудовлетворенности трудом в конкретной организации.
Четвертый — условия труда. Для того чтобы решить проблему в повышении уровня удовлетворенности потребностей работников по всем четырем факторам, надо немалые усилия руководителя (менеджера). Последний должен быть не только профессионально подготовленным, компетентным в своем деле, но и по своим способностям, деловым и личностным качествам соответствовать этой ипостаси.
Также он должен знать, как достичь синергетического эффекта, управляя трудовым потенциалом организации. Именно такого менеджера можно назвать элитным.
В правовом поле действий менеджера с позиции культуры целевого управления надо выделить две цели. Речь идет о целях экономического и социального характера. Сущность последней — повышение уровня самореализации работников организаций.
Уровень самореализации в такой сфере жизнедеятельности, как место жительства и отдых обуславливается степенью удовлетворенности соответствующих потребностей.
Поскольку удовлетворение этих потребностей зависит от деятельности органов местной власти (ведь входит в круг их компетенции), то степень удовлетворения жителей городов, поселков, сел является результирующим показателем деятельности этих органов. Иными словами, если выявить уровень самореализации жителей по месту жизни и отдыха, то это будет означать, что появилась оценка конечных результатов деятельности местных органов власти.
Ситуация не может не улучшиться, если юридически признать правомерность выявленного в результате социологического опроса уровня самореализации жильцов (из-за степени удовлетворенности соответствующих потребностей) в качестве официальной оценки деятельности этих органов.
Усиление ответственности властных структур (через налаживание обратной связи в системе местного самоуправления) становится в этом случае реальным управленческим шагом к решению вопроса в повышении уровня самореализации жителей в этой важной сфере жизнедеятельности человека. В таком случае в органах местной власти должна формироваться новая культура целевого управления.
Не учитывая экономические факторы, самореализация человека в семье базируется, в основном, на удовлетворении гармоничности отношений между супругами, которые отражаются затем на формировании ценностных наставлений и поведения детей, их восприятии окружающего мира и др.
К сожалению, сегодня при становлении семьи (закреплении браков) эти отношения слабо прогнозируются, прежде всего, из-за недостаточности знаний о самом себе каждого из супругов.
Специфическое отличие среднестатистической семьи — долговременное близкое общение личностей в достаточно замкнутом пространстве. В этом случае наряду с чувственным влечением (на котором основана любовь) приобретает ключевое значение совместимость супругов. Сама совместимость может рассматриваться с позиций следующих факторов: психологическая совместимость характеров; совместимость интеллектуально-духовных сфер; совместимость социальных типов; сексуальная совместимость.
Очевидно, что знание каждого, кто вступил в брак, своих параметров совместимости могло бы существенным образом повлиять на повышение гармонизации семейных отношений. Кроме того, знание параметров совместимости в квалиметрическом измерении позволило бы на научной основе осуществлять поиск совместимых пар через компьютерную сеть.
В контексте вышеизложенного с целью содействия самореализации человека в семье надо весомо усилить возможности еще в системе образования привить учащимся стремление к самопознанию. В этой связи у Министерства семьи и молодежи появляется новое стратегическое целевое руководство – содействовать людям в образовании гармоничных браков.
Выступая в роли заказчика перед психологической и педагогической наукой (в соответствии с разработкой теории совместимости и формирования в обучающихся лиц знаний о самом себе), это министерство может дать импульс в движении по созданию при районных отделениях регистрации браков, компьютерных центров. Которые помогали бы находить совместимые пары, чем бы вытолкнули с рынка службы знакомств, целью которых является лишь получение прибыли, а не создание гармоничных браков.
Самореализация человека в семье – сложный процесс, решаемый всегда неудачно стихийно самими семьями. По мнению автора, у государства есть значительные рычаги влияния на процесс формирования гармонических семей. Но для этого миссия и стратегические цели деятельности соответствующих государственных структур должны иметь человекоцентрическую основу, которая измерялась бы уровнем самореализации человека.
Самореализация человека в системе образования имеет специфический характер в связи со стратегическим влиянием познавательно-педагогической деятельности на жизнь человека. Поэтому изучение степени самореализации человека в системе образования может осуществляться тремя путями.
Да, это возможно сделать путем выяснения мнения родителей, с одной стороны, о качестве дошкольного и школьного образования, с другой – мнения уже взрослого человека, который делает или уже сделал свою карьеру, и, наконец – выявление желания самих учеников участвовать в образовательном процессе.
Степень удовлетворенности человека системой образования имеет большое значение. Обусловлено это тем, что система образования влияет на уровень самореализации в других сферах жизнедеятельности человека, главным образом, через знание человеком самого себя, своего эго.
Например, знание человеком своих способностей и деловых качеств влияет на характер “своих саней” – адекватности работника должности, которую он занимает. Это поможет ему найти свое предназначение в соответствии со своими способностями, что будет способствовать карьерному росту, а также позволит работнику оптимальным образом строить отношения в трудовом социуме.
Таким образом, становится очевидным, что система дошкольного и школьного образования должна стать как можно более человекоцентричной, то есть быть ориентированной не только и не столько на знания, сколько на личность, на выявление способностей, характерных черт личности, на формирование в учащихся стремления к самопознанию.
Система высшего образования должна ориентироваться на подготовку профессионально конкурентоспособных специалистов, которые по своим способностям, деловым и личностным качествам соответствуют профессии, которую приобрели.
Стратегическая перестройка деятельности Министерства образования и науки Украины должна быть связана с выполнением новой миссии: способствовать самореализации учащихся не только в процессе обучения, но и в последующей их жизнедеятельности.
Выводы и концептуальные предложения
Низкий уровень самореализации людей или, другими словами, низкое качество жизни (из-за ощущения самих людей) является глубинной причиной массового отъезда наших самых мобильных соотечественников за границу в поисках своего “счастья”.
Конструктивный анализ факторов, влияющих на уровень самореализации человека в различных сферах жизнедеятельности, показал возможные направления изменения ситуации к лучшему путем управленческих действий. Последние должны быть связаны с целевой ориентацией соответствующих структур на степень удовлетворения потребностей (качество жизни) людей в каждой из сфер жизнедеятельности.
На принятие человеком решения об эмиграции в первую очередь влияют низкий уровень самореализации в трудовой деятельности, а также в сфере проживания и отдыха, учитывая такие факторы, как медицинское обслуживание, экология, криминальная ситуация и другие.
Характерно, что одной из важнейших причин массовой эмиграции (которая находится вроде бы вне сфер жизнедеятельности, но незримо присутствует везде) является неудовлетворенность существующим общественным устройством в Украине, становление которого происходило в условиях отсутствия стратегии дальнейшего конструктивного развития страны и вовсе “размытой” ответственности властных структур за конечные результаты своей деятельности.
Именно это и вызвало существующий сегодня системный кризис в стране.
Выйти из этого кризиса возможно, если найти ту направляющую цепь, потянув за которую… по мнению автора, такой цепью является система государственного управления. Если перейти к механизму целевого управления (управление по целям и конечным результатам), тогда удастся органы государственного управления повернуть “лицом к людям”, то есть к качеству жизни всего населения страны.
Но для этого надо иметь технологию измерения качества жизни населения, чтобы потом юридически закрепить за каждым органом государственного управления свою часть этого качества. Тогда системный кризис отойдет сам по себе, ведь разные ветви власти будут сориентированы на единый показатель.
Этот показатель — повышение уровня самореализации человека в правовых рамках общечеловеческой морали и национальных традиций, который составляет сущность гражданского общества. Именно тогда и появится в государстве своя идеология развития украинского общества.
Автор: Г.А. Дмитренко, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.