Субъективные оценки в исследовании человеческого развития

Учитывая мульти-дисциплинарный характер исследований человеческого развития, в статье рассмотрены вопросы применения субъективной оценки для его углубленного изучения. На основе анализа последних достижений научной мысли обосновано понятие оценки в целом, обобщено определение категории «субъективная оценка», выявлены подходы к изучению субъективной оценки.

Предложен перечень дополнительных индикаторов по всем блокам Индекса регионального человеческого развития. С помощью корреляционного анализа показателей в субъективной оценке граждан Украины со значениями показателей Индекса регионального человеческого развития определены наиболее близкие по содержанию показатели субъективной оценки, приемлемые для исследования взаимосвязи оценки населением тех или иных аспектов жизнедеятельности с показателями человеческого развития.

Выявлена зависимость между субъективными и объективными оценками населения и некоторые особенности взаимосвязи экономики с другими сферами человеческой жизни. Доказано, что показатели субъективной оценки не могут быть включены в расчет с целью определения типов регионов, однако могут служить критерием для исследования человеческого развития с учетом субъективного видения.

Ключевые слова: человеческое развитие, субъективная оценка, самооценка, оценивание, индекс человеческого развития.

Постановка проблемы. Изучение такого сложного явления как человеческое развитие требует мульти-дисциплинарного подхода. Поскольку развитие должно отвечать интересам и представлениям населения, создавать благоприятные условия для того, чтобы люди формировали свой потенциал в соответствии со своими потребностями и интересами, нужно в его исследовании также использовать методы социологии и социальной психологии.

Статистические показатели, используемые для расчета индекса человеческого развития, не могут в полной мере продемонстрировать весь спектр его параметров. Кроме объективных показателей есть субъективные факторы, имеющие влияние на оценивание. Субъективная оценка — это личная оценка, отдельное мнение субъекта (лица) относительно качественности любого.

Способность субъективно воспринимать информацию можно считать тем двигателем, который способствует личностному росту и развитию человека, ведь он будет пытаться исправить то, что кажется неправильным, независимо от реального положения вещей.

Лицо, так или иначе, соотносит определенные результаты и выводы со своим социальным опытом, уровнем образования, психологическими и моральными нормами и тому подобное. Даже ученые, обсуждая одни и те же проблемы, склонны выделять различные аспекты, ставить на передний план те или иные причины.

В процессе изучения исследователь вынужденно ставит себя в рамки не объективного, а субъективного. Поэтому применение субъективного аспекта в исследовании проблематики человеческого развития является, безусловно, необходимым.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы изучения человеческого развития остаются актуальными. В этом направлении плодотворно работают такие украинские ученые как Г. Герасименко (G. Gerasymenko), О. Гришнова (О. Grishnova), Т. Калашникова (Т. Kalashnikova), O. Макарова (O. Makarova), E. Либанова (E. Libanova), О. Новикова (O. Novikova), О. Хмелевская (О. Khmelevska), В. Шишкин (V. Shyshkin) и другие.

Ими разработаны методологические подходы к типу человеческого развития, проведена оценка человеческого развития на региональном уровне и в разрезе местности проживания, предложено применение кластерного подхода к стимулированию человеческого развития на субрегиональном уровне, определены основные направления политики устойчивого человеческого развития и риски ее реализации для Украины.

Человеческое развитие вызывает интерес современных исследователей во всех уголках мира, большой вклад в его исследование внесли Ш. Мукерджи (Sh. Mukherjee), Г. Ковачевич (M. Kovacevic), Б. Абдреева (Б. Abdreyeva), А. Бонини (А. Bonini), С. Кальдерон (С. Calderon), К. Казабат (Ch. Cazabat), Ю-Чжи Hsu (Yu-Chieh Hsu), К. Ленгфельдер (Ch. Lengfelder), П. Луонго (П. Luongo), Ш. Найар (Sh.  Nayyar) и многие другие.

В 2012 г. в Украине была утверждена обновленная методика измерения регионального человеческого развития, где учтена современная проблематика и актуализированы показатели. В новой методике субъективный аспект практически отсутствует, однако надо отметить, что самооценка и удовлетворенность населения определенными услугами являются важной и неотъемлемой частью изучения человеческого развития.

Также в Украине не выполняли оценивания человеческого развития с применением субъективных факторов, поэтому целью данной статьи является анализ возможностей использования субъективной оценки населения для оценки человеческого развития, разработка предложений по ее применению для более глубокого понимания человеческого развития и сравнения с объективными данными.

Изложение основного материала. Субъективное — это глубоко психологическое понятие. Любой человек в процессе жизнедеятельности постоянно оценивает предметы, явления, ситуации, политические события, поступки и действия других людей (оценки внешнего мира); оценивает свои возможности, состояние, поступки и результаты своих действий (самооценка); предусматривает и учитывает, как ее могут оценивать другие люди (рефлексивные оценки); формулируя оценки, оказывает влияние на окружающих (управляющие оценки), в то же время, постоянно ощущая на себе влияние оценки других людей.

Даже беглое перечисление некоторых разновидностей оценок, убедительно демонстрирует не только размеры этой огромной оценочной сети, но и то, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.

Так, например, процесс осознанной саморегуляции является по своей сути процессом постоянного оценивания условий, своих возможностей, текущих и конечных результатов, ценности самих целей, своих индивидуальных особенностей, которые являются значимыми в контексте деятельности.

«Оценка» в разговорной речи и как общенаучный термин имеет множество значений и смысловых оттенков. Кроме того, выполняет двойную функцию, обозначая как процесс оценивания, так и результат этого процесса (оценка-результат). Как научный термин «оценка» имеет много определений.

Педагог и педагогический психолог Ш. Амонашвили понимает под оцениванием «…как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном …», имея при этом в виду сугубо рациональные оценки.

Социальный психолог В. С. Магун предлагает обозначить термином оценка «…психическое отражение ценностей разного порядка». В основе выделенных двух классов оценок (эмоциональных и рациональных) он видит эмоциональные переживания удовольствия или страдания. Л. П. Доблаев понимает «…оценивание как измерение свойств предмета и его значимости», допуская и эмоциональные, и когнитивные способы оценивания.

Любое оценивание — это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений предпочтения, реализуемый в ходе произвольного сравнения предмета оценки и оценочного основания, представляющий собой упорядоченную по принципу предпочтения совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов для удовлетворения одной потребности.

Итогом фазовой динамики такого процесса является оценка-результат, которая в зависимости от уровня и способа отображения отношений может быть положительной или отрицательной (т. е. разной по знаку), различаться по интенсивности эмоционального переживания, его вербальной версии, оценочным суждениям или закономерным изменениям взаимодействия со средой, осознанными как оценка лишь во второй раз.

Оценку в исследовании можно охарактеризовать как учет мотивов, средств и целей действия, ее условий, – это отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, значимости, соответствию определенным нормам и принципам морали. Результатом ее может быть одобрение или осуждение, согласие или критика, что определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуальным и моральным развитием человека.

Вопрос об обнаружении зависимости между субъективными и объективными оценками населения позволяет выявить некоторые особенности взаимосвязи экономики с другими сферами человеческой жизни: социальными отношениями, уровнем здравоохранения, образованием, политической обстановкой, а также способности экономических субъектов руководствоваться объективной информацией в процессе оценки собственного благополучия.

На практике субъективные методы предполагают оценку самими индивидами степени своей удовлетворенности жизнью. Субъективная оценка неизбежно зависит от неформальных стандартов качества жизни, однако такую методику можно реализовать только с помощью большого количества массовых опросов, что требует значительных затрат на проведение исследований.

Субъективная оценка может быть двух видов: удовлетворенность или неудовлетворенность. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в обществе – его успех или неуспех.

В процедурах объективной оценки качества жизни итоговый показатель выводится на основе статистической обработки набора отдельных показателей, что в той или иной степени отражают человеческое развитие. Проведение исследований с применением объективных показателей предполагает меньшие затраты, однако и не оценивают особенности из-за высокой степени усреднения данных. Субъективную оценку можно также измерить с помощью социологических опросов.

Наиболее весомыми показателями, характеризующими субъективную оценку, является удовлетворенность лица своей жизнью, самооценка здоровья и тому подобное.

Проблематику самооценки широко изучают современная наука и практика: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, есть определенные сведения о видах и уровне развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование.

В общем, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, она является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающей средой, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Понятие «самооценка» охватывает комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личности самой себя в этих характеристиках. Изучение этого понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности.

В современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития. Современная наука в контексте фундаментальных положений теории Л. С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения.

Ряд авторов понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятия собственного), являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

Зарубежные психологи рассматривают самооценку как эмоциональный компонент Я — концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или к отдельным своим качествам, и определяют ее как степень отражения в индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Можно выделить несколько подходов к изучению субъективной оценки:

1) личностный подход, рассматривающий субъективную оценку как важнейший компонент самосознания личности;

2) структурно-целостный подход, что предполагает рассмотрение ее как одного из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование. Она является целостной и в то же время много аспектной, имеет многоуровневое строение, иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности;

3) деятельный подход – подход, предусматривающий рассмотрение субъективной оценки как фактора, влияющего на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной);

4) динамический подход используется для рассмотрения субъективной оценки в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности;

5) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из основных функций личности.

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что субъективная оценка может быть использована для более сильного понимания человеческого развития, особенно  структурно-целостного подхода.

Нами были определены наиболее близкие по содержанию показатели субъективной оценки граждан Украины, приемлемые для исследования взаимосвязи оценки населением тех или иных аспектов жизнедеятельности с показателями человеческого развития. В процессе работы было проанализировано значительное количество социологических опросов, которые могли предоставить соответствующую информацию.

Лучше всего коррелирует с нашими показателями информация по обследованию условий жизни домохозяйств (ОУЖД) и данные исследований Института социологии НАН Украины.

Предварительно мы предлагали включить в перечень в каждый блок показатели, которые будут характеризовать, в том числе, субъективную оценку и предоставят возможность более глубокого понимания процессов человеческого развития.

Проведенный корреляционный анализ выявил, что для блока «Воспроизводство населения» более приемлемым является показатель доли лиц, которые оценили свое здоровье как плохое (рассчитывается в рамках ОУЖД), который имеет тесную обратную связь с индексом блока (-0,891). Логичным является тот факт, что чем выше демографический уровень, тем меньшее количество недовольных лиц своим положением. Это подтверждают и статистические данные.

Так, выбранный нами показатель, который характеризуется негативным восприятием опрошенными лицами собственного состояния здоровья в течение 2004-2016 гг., несмотря на незначительный рост недовольства за последние два года улучшился более чем в 1,3 раза.

Ситуация подтверждается также улучшением демографических показателей, которые используются в процессе оценки человеческого развития: растет ожидаемая продолжительность жизни при рождении, вероятность дожить от 20 до 65 лет, снижается детская смертность и тому подобное.

Для дополнительного исследования состояния социальной среды выбраны показатели, которые помогут охарактеризовать субъективное видение населения о ситуации в стране. Так, социальная среда в стране характеризуется озабоченностью относительно отсутствия соблюдения действующих законов, отсутствия юридической помощи для защиты прав и интересов (показатель хотя и снизился соответственно с 51,3% до 49%, однако практически половина опрошенных недовольны ситуацией).

Интересным дополнением является показатель индекса тревожности, который рассчитывает Институт социологии НАН Украины, хотя он в течение всего периода остается почти неизменным (45,5-46,6 %), однако является достаточно высоким, ведь свидетельствует о массовой тревожности – почти половина опрошенных респондентов.

Среди ряда проанализированных показателей высокую корреляционную связь имеет оценка соблюдения населением действующих законов (0,959) и индекс тревожности (0,757) опрошенных граждан, поэтому оба эти показатели могут быть использованы для углубленного изучения состояния социальной среды.

Определение комфортности проживания зависит от субъективного восприятия населения. Поэтому нелишним будет выявление удовлетворенности населения благоустройством и санитарным состоянием дома, состоянием двора, улиц, парков, мест досуга. За период 2005-2012 гг. неудовлетворенность по всем этим показателям снизилась, что также подтверждается и улучшением индекса комфортности жизни в ходе расчета индекса человеческого развития.

В то же время среди ряда предложенных нами индикаторов субъективной оценки относительно уровня комфортности условий жизни наиболее тесную обратную корреляционную связь имеют два показателя: недовольство благоустройством и санитарным состоянием двора (-0,877) и недовольство благоустройством и санитарным состоянием улиц, парков, мест досуга (-0,978).

Для углубленного изучения состояния благосостояния населения интересным является определение субъективного мнения относительно отсутствия необходимой одежды и возможности покупать необходимые продукты.

Так, в течение 2005-2015 гг. наблюдалось снижение обоих этих показателей. Показатель отсутствия необходимой одежды уменьшился с 31,1% до 22,5%, отсутствие возможности покупать продукты в соответствии с 43,6% до 32%. Кроме того, последний показатель выявил высокую обратную связь с индексом благосостояния (-0,855), что является логичным.

Высокую корреляцию с индексом благосостояния продемонстрировал показатель доли домохозяйств, которые оценили свой уровень доходов как достаточный и делали сбережения (0,838). Стоит отметить, что в течение 2004-2013 гг. доля таких домохозяйств выросла более чем вдвое (с 5% в 2004 г. до 10,4% в 2013 г.), однако экономический и политический кризис в стране продемонстрировал в 2014-2015 гг. резкое снижение этого показателя.

Блок «Достойный труд» могут дополнительно охарактеризовать такие показатели: отсутствие возможности иметь дополнительный заработок (в течение 2005-2015 гг. доля опрошенных лиц, которые не имеют возможности дополнительно зарабатывать, выросла с 47,6% до 49,3% соответственно) и доля недовольных своей работой.

Так, почти треть опрошенных лиц в течение указанного периода были недовольны своей работой. И их доля снизилась с 30,3% в 2005 г. до 18,1% в 2015 г., что, скорее всего, связано со сложной ситуацией на рынке труда, когда выбирать особо не приходится и опрошенные довольствуются тем, что вообще имеют рабочее место.

Однако субъективная оценка отсутствия возможности иметь дополнительный заработок имеет высокую обратную корреляционную связь с индексом достойного образования (-0,840), что убедительно свидетельствует, что чем выше уровень достойного труда, тем ниже отсутствие возможности иметь дополнительный заработок.

Дополнительным показателем для исследования образования может быть неудовлетворенность уровнем своего образования. Индекс образования демонстрирует положительную динамику, в частности растет показатель охвата дошкольными учебными заведениями детей, отмечается увеличение охвата общим средним образованием детей школьного возраста, растет средняя продолжительность обучения лиц в возрасте 25 лет и старше.

Поэтому закономерным является снижение недовольства в уровне образования среди населения. В 2004-2013 гг. доля недовольных лиц среди респондентов снизилась почти на 5% (с 40,4 % в 2005 г. до 36 % в 2013 г.).

Неудовлетворенность уровнем своего образования имеет достаточно высокую отрицательную корреляцию с индексом образования (-0,729), что подтверждает обратную зависимость высокого уровня образования с неудовлетворенностью собственным его уровнем.

На примере двух показателей: самооценка здоровья и самооценка собственных доходов и возможностей делать сбережения предпринята попытка отследить наличие зависимости между индексом соответствующего блока (для самооценки здоровья с индексом блока «Воспроизводство населения», для оценки своего уровня доходов – «Благосостояние») и некоторыми показателями соответствующего блока. Проведенный анализ показал практически полное отсутствие корреляционной связи на региональном уровне.

Проанализированная ситуация свидетельствует, что, к сожалению, предложенные нами показатели субъективной оценки не могут быть включены в расчет с целью определения типов регионов и общей оценки ИРЛР. Субъективная оценка не совпадает с объективной реальностью, что говорит об особенности психологического неприятия населением реального состояния.

Существует несколько возможных объяснений такого расхождения объективных и субъективных показателей:

— неверная статистическая концепция или ее несоответствующее использование;

— несовершенный процесс измерения при верной статистической концепции;

— высокая степень неравенства в обществе (в основном неравенство в распределении доходов), что влияет на репрезентативные свойства агрегированных показателей;

— общепринятые показатели могут не учитывать важных факторов человеческого благополучия и тому подобное.

Например, такие индикаторы субъективного благополучия как счастье, удовольствие, радость могут быть измерены, и это измерение позволит приблизиться к пониманию истинных детерминант человеческого развития, которые выходят за рамки удовлетворения материальных потребностей.

Однако это требует значительных финансовых затрат. Из обще доступных индикаторов, которые предоставляет Государственная служба статистики Украины, наиболее репрезентативным является показатель самооценки здоровья, который может быть включен в перечень показателей для расчета Индекса человеческого развития.

Необходимо отметить, что большинство международных исследователей приходят к согласию, говоря о необходимости включения самооценки здоровья как Имманентного индикатора здоровья населения.

Выводы. Несмотря на достаточно емкий перечень показателей для расчета Индекса человеческого развития, предложенный подход с учетом субъективного видения населения может использоваться с определенной периодичностью (раз в 2-3 года) с целью отслеживания изменений в субъективном восприятии населением в контексте исследования человеческого развития и сравнения субъективных оценок с объективными данными.

Для этого предлагаем применять показатели с высокой корреляцией значений. Среди которых: доля лиц, оценивших свое здоровье как плохое с индексом блока «Воспроизводство населения»; индекс тревожности и оценка несоблюдение действующих законов  индекса блока «Социальная среда»; недовольство благоустройством и санитарным состоянием двора, улиц, парков и мест досуга с индексом блока «Комфортная жизнь».

А также  доля домохозяйств, которые оценили свой уровень доходов как достаточный и делали сбережения по индексу блока «Благосостояние»; отсутствие возможности иметь дополнительный заработок по индексу блока «Достойный труд»; неудовлетворенность уровнем своего образования по индексу блока «Образование».

Их взаимозависимость с показателями человеческого развития дают возможность расширить понимание восприятия населением ситуации в обществе, акцентировать внимание на самооценке, получить обратную связь «Я – общество», учитывать субъективный фактор в разработке политики по всем направлениям человеческого развития.

Автор: С.В. Ничипоренко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: nsv@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий