Тарас Дзюба: С 1 августа в Украине начнут действовать электронные товарно-транспортные накладные

Цифровизация различных отраслей — приоритет государственной политики Украины. В то же время с государственным сектором цифровая трансформация многих процессов происходит и в частном секторе. А реализация отдельных проектов, как е-ТТН, является примером перехода к paperless и государства, и бизнеса.

Так, уже 1 августа 2022 года обязательным станет использование электронной формы товарно-транспортной накладной для всех грузовых перевозок по территории Украины. Каким образом е-ТТН повлияет на аграрный сектор, спросили у заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам цифрового развития, цифровой трансформации и цифровизации Тараса Дзюбы.

Электронная товарно-транспортная накладная станет обязательной для грузовых перевозок уже с 1 августа 2022 года. Что это такое, и в чем будет заключаться главное отличие от действующего порядка перевозок для бизнеса? 

Товарно-транспортная накладная (ТТН) – единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товаров, расчетов за такие перемещения, который является обязательным для оформления и подписания всеми участниками процесса перевозок.

Основным преимуществом внедрения электронной формы ТТН станет использование безбумажного документооборота и упрощение процесса обмена ТТН между сторонами процесса грузовых перевозок, в частности в агросекторе.

В целом наибольшее количество вопросов по внедрению и использованию электронной товарно-транспортной накладной возникает у аграрного бизнеса.

Что даст введение е-ТТН, например, аграрному бизнесу? 

Переход на электронные е-ТТН позволяет мгновенно согласовывать и подписывать с контрагентами документы на грузоперевозки, исключает потерю документов, как это бывает с бумажными документами, и обеспечивает прозрачность бизнес-процессов.

В целом наибольшее количество вопросов по внедрению и использованию е-ТТН возникает у аграрного бизнеса. Сейчас все еще есть проблемы с доступом к Интернету в полях, чтобы создавать, просматривать и подписывать документ электронной подписью. Дополнительные сложности могут быть вызваны слабым уровнем цифровой грамотности работников.

Также в поле может быть сложным определить правильный вес груза во время погрузки для заполнения накладной.

Мы рассчитываем, что с 1 августа, после полноценного внедрения системы е-ТТН, удастся снизить количество нарушений весового контроля на дорогах в агросекторе.

В каких странах действует электронная ТТН, и каковы ее результаты?

Относительно подобного опыта других стран, стоит отметить, что на международном уровне пока что идет активная подготовка к разработке и запуску e-CMR – единственного документа для международных грузоперевозок автомобильным транспортом, который, в частности, в Европейском Союзе будет использоваться для всех перевозок между странами-членами ЕС.

Механизм введения товарно-транспортной накладной в АПК 

Зачем было нужно менять механизм работы с ТТН, и как правильно подготовиться бизнесу к внедрению е-ТТН?

Товарно-транспортные накладные касаются трех участников: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Согласно действующему законодательству, для каждого из них должны быть созданы отдельные экземпляры накладной. Но сейчас бизнес каждый раз печатает четыре экземпляра ТТН, чтобы последний со всеми подписями вернулся к заказчику, и тот рассчитался с перевозчиком.

Механизм, который есть сейчас, очень зависим от «человеческого фактора» – бумажки часто теряются или с ними происходит путаница, бизнес теряет деньги. Бывают случаи, когда водители возят с собой большое количество различных заказов и соответственно по четыре экземпляра ТТН для каждого из них.

Переход на электронную форму ТТН позволит упростить процесс оформления груза, сэкономит время и ресурсы, минимизирует злоупотребления, в том числе коррупционные, на разных уровнях через прозрачность системы, окажет положительное экологическое воздействие.

Поскольку е-ТТН станет обязательной к применению 1 августа 2022 года, уже сейчас компаниям стоит выбирать провайдера электронного документооборота (ЭДО), с которым они бы хотели работать, и начинать перестраивать свои бизнес-процессы под требования е-ТТН.

На экспорт, какой аграрной продукции необходимо будет оформлять ТТН?

е-ТТН, как и бумажная ТТН, используется исключительно для перевозок внутри Украины и распространяется на все виды грузовых перевозок, в частности на все перевозки всех категорий аграрных товаров. В этом случае речь не идет об экспорте товаров и международных перевозках, то есть е-ТТН при международных перевозках не используется.

Стоимость товарно-транспортных накладных для агрария 

Насколько подорожают грузоперевозки аграрных товаров после перехода на е-ТТН?

Согласно данным Министерства инфраструктуры, ежегодно бизнес будет экономить на печати и отправке бумажных ТТН свыше 500 млн. грн. Сейчас, как правило, бизнес передает подписанные товарно-транспортные накладные и через почтовых операторов, и цену за эту услугу устанавливают именно последние.

По е-ТТН, Министерство инфраструктуры ведет активное обсуждение с представителями бизнеса и провайдерами электронного документооборота об оптимальной стоимости оформления и передачи ТТН в электронной форме с 1 августа 2022 года, когда использование е-ТТН станет обязательным. В то же время стоит отметить, что до завершения тестового периода оформление е-ТТН будет бесплатным.

Инструкция для водителей по оформлению товарно-транспортной накладной 

Как следует подготовить водителя к работе с е-ТТН? 

Чтобы оформлять и пользоваться электронными товарно-транспортными накладными, водители, как и другие участники грузовых перевозок, должны иметь квалифицированные электронные подписи (КЭП).

Наличие КЭП необходимо для всех участников процесса перевозок, то есть для грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, или их представителей. КЭП должны быть у лиц-представителей участников е-ТТН, ответственных за осуществление хозяйственных операций на каждом этапе перевозки.

По меньшей мере, должна быть одна подпись (КЭП) от участника. Но есть возможность подписать документ с помощью квалифицированной электронной подписи двум и более представителям участника. Например, от имени грузоотправителя документ могут подписать кладовщик, бухгалтер и директор.

Также может возникнуть потребность в дополнительном оснащении водителей гаджетами (например, смартфонами) и проведении инструктажей по заполнению е-ТТН и пользованию сервисом электронного документооборота в целом.

Электронная товарно-транспортная накладная во время уборки урожая 

Как оформлять е-ТТН во время уборки урожая, если невозможно четко указать вес собранной продукции? 

Для аграрных кейсов прорабатывается вариант, когда будет указываться примерный вес (с допустимой погрешностью в указанном весе), но с требованием, что когда машина приезжает на пункт принятия, должен быть зафиксирован четкий вес. Для определения приблизительного веса могут использоваться разнообразные способы. Самые простые — пометки в грузовом отсеке автомобиля, при которых соответствующий уровень заполнения примерно равен конкретному весу груза.

Есть ли гарантии, что данные е-ТТН аграрных предприятий будут защищены? 

Данные о е-ТТН будут содержаться в защищенном реестре товарно-транспортных накладных Министерства инфраструктуры Украины. Стоит отметить, что в самом реестре для общей группы товаров не будут храниться документы о торгово-транспортных операциях.

Система не будет накапливать данные о цене, количестве товара и тому подобное. Задачей системы будет собрать данные об участниках процесса перевозок. Также о точках, из которой точки и в какую направляется товар. Вес товара и его группа – общая или специальная. А также о номерных знаках автомобиля, который будет осуществлять перевозку.

Внедрение проекта е-ТТН в Украине осуществляется Министерством инфраструктуры в сотрудничестве с Министерством цифровой трансформации, Министерством аграрной политики и продовольствия и при поддержке USAID / UK aid проекта «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах/TAPAS» и Института аналитики и адвокации.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий