Удачный совет: как вернуть консалтинговые службы в цепь аграрного производства

Лишь 43 консалтинговых услуги, которые предоставили в прошлом году, были частично профинансированы со стороны государства.

Сельскохозяйственные консалтинговые службы в Украине работают по закону 2004 года. Согласно ему, субсидии на совещательные службы должны выделяться в размере 5% от общей государственной поддержки агросектора. Но этих денег советники не видели все годы существования закона.

Украинский консалтинговый путь

В первые годы обретения Украиной независимости, вновь созданные аграрные предприятия и крестьянские хозяйства столкнулись с проблемой функционирования в рыночной среде и современных условиях мира. Кто как мог, получал знания по аграрному менеджменту и маркетингу, а о передовых технологиях можно было узнать, только посетив соседние страны.

Спрос на современные знания поспособствовал созданию первых консалтинговых служб в Украине. Считается, что первой консалтинговой службой в Украине стал информационный центр, созданный в начале 1990-х годов в Залещиках Тернопольской области. Далее на помощь развитию аграрного консалтинга в Украине пришли коллеги из Европейского Союза, США и Канады.

Государственная политика по формированию сети сельскохозяйственных совещательных служб официально начала работать с принятием закона «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годов» в январе 2001 года.

Более полноценно отношения совещательных служб с государством и фермерами были утверждены в 2004 году с принятием закона «О сельскохозяйственной совещательной деятельности». Им регулируется, каким образом можно получить свидетельство сельскохозяйственного советника, как проводить консультационную деятельность и получить государственную поддержку на такую деятельность.

Законом предусмотрено, что она должна составлять не менее 5% средств, предусмотренных для этих программ. Но со слов «старожилов», украинская совещательная служба никогда не видела таких денег. А потому не работает на полную.

По состоянию на март этого года, в Украине официально зарегистрирована 31 сельскохозяйственная совещательная служба и 639 экспертов. На конец 2018 года насчитывалось 9 сельскохозяйственных совещательных служб, в 2019 – 15, в 2020 – 30. В то время эксперты отмечают, что в Украине должны работать минимум по одному советнику на одну объединенную территориальную общину, в зависимости от ее размеров и возможностей развития.

Нужен ли аграриям консалтинг? 

Согласно исследованиям продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в Украине крупные аграрные холдинги и средние сельскохозяйственные предприятия площадью более 500 га получают свои услуги почти полностью международными и иностранными компаниями.

33 164 семейных фермерских хозяйств площадью от 20 га до 500 га имеют средний доступ к совещательным услугам, 90% из которых обеспечивают поставщики сырья, чья беспристрастность ставится под сомнение, и только 10% — профессиональные независимые советники. Более того, 4 миллиона мелких фермеров (2-20 га) в Украине слабо обслуживаются совещательными службами из-за отсутствия надлежащих политических стимулов и информации о доступности таких услуг.

Самые распространенные на сегодня консультативные услуги в Украине, которые предлагают совещательные службы следующие:

Поддержка растениеводства

Поддержка комбинированного растениеводства и животноводства

Предоставление юридических консультаций фермерам

Консультирование по финансовым возможностям

Поддержка животноводства.

Вместе с этим, согласно анализу специалистов ФАО в Украине, фермеры просят, чтобы консультационные услуги помогали развивать и предоставляли больше информации в таких сферах:

Инновации, ориентированные на фермера, инновационные технические и технологические знания фермеров;

Интеграция цепочек добавленной стоимости и связей с национальными и международными рынками через безопасность пищевых продуктов и другие сертификации;

Экономическое развитие сельских территорий, в том числе за счет предпринимательства, поддержка сельской молодежи, женщин и цифровизации;

Адаптация к изменению климата и смягчение негативных последствий сельского хозяйства и экологических услуг;

Информационная поддержка относительно рынка земли.

Валерий Колоша, Черниговская обл. ПСП «Песковское», 3000 га

Владелец ПСП «Песковское» Валерий Колоша выращивает на 3000 га сельскохозяйственных площадей корма для 3200 голов скота. Остатки гектаров засевает кукурузой, подсолнечником и сахарной свеклой. С начала основания предприятия в 2000 году один раз пользовались услугами советников, вспоминает Валерий Колоша. Это был консалтинг по содержанию коров молочного стада, эту услугу ему предложили по знакомству и бесплатно. По всем другим вопросам обращается к аграрным ассоциациям, в которых он принимает участие.

«Несмотря на свой опыт работы на аграрном предприятии, всегда есть куда развиваться, изучать новое. Это не говоря уже о многочисленных законах из финансовой сферы, которые очень часто меняют и принимают новые.

Без разъяснений юриста сложно разобраться, что требует от нас государство. За опытом всегда обращаюсь к услугам специалистов ГС «Всеукраинский аграрный совет» и в Ассоциацию производителей молока, в которые мы входим. Дело в том, что за советами лучше идти к проверенным экспертам. Они заинтересованы в том, чтобы ты получил профессиональный ответ на тот или иной вопрос», – отметил Валерий Колоша.

Инна Лисовская, Волынская обл., зеленый туризм, 3 га

Инна Лисовская всю жизнь прожила в городе, но всегда мечтала переехать в село и начать собственное дело. 6 лет назад она продала квартиру в Нововолынске и переехала в село по соседству. Приобрела маленький дом и три гектара земли рядом. Планирует создать место для зеленого туризма. Уже есть небольшая пасека, виноградник, высаживает травы чайных сортов, строит экологическую теплицу. Но за все это время Инна Лисовская не приняла ни одного туриста. На рывок в строительстве хозяйке не хватает финансовых ресурсов, а банки не дают займов.

«Я уже шесть лет пытаюсь запустить свое дело на селе. Мне не хватает времени и финансирования. Из советов я бы хотела получить профессиональные ответы относительно структуры оформления своего предприятия, руководства персоналом и написания заявок на грантовые программы.

Я длительное время искала курсы сыроварения у нас в стране. Не нашла. Пришлось покупать курсы у иностранцев, потратила на это 8 тыс. грн. Деньги для меня большие, но я рискнула. После прохождения курсов, за первую неделю я продала около 15 килограммов сыра. Сейчас сыроварение единственное, что приносит мне доход. В ближайшее время я зарегистрирую собственную торговую марку, это уже приносит пользу и местным жителям, потому что молоко я стала покупать у них за более высокую цену, чем у перекупщиков», – рассказала Инна Лисовская.

За счет сыроварения, Инна Лисовская планирует завершить строительство экологического комплекса.

Жизнь советников

Как раз для таких предпринимателей как Инна и должна работать государственная поддержка советников. Когда есть желание учиться и развиваться, но денег на консалтинг не хватает, говорит соучредитель Сельскохозяйственного совещательного центра «Фермерская страна» Наталья Табинская.

Ранее Наталья возглавляла сельскохозяйственный департамент при Львовской ОГА. Это дало возможность набраться опыта относительно потребностей фермеров и понять, что такая деятельность пользуется спросом. Сейчас Наталья с пятью единомышленниками уже более года предоставляет совещательные услуги, для этого создали центр в 2,5 гектара. Там работают демонстрационные поля, на которых проводят групповые и одиночные учения.

«Я много ездила по миру и привезла иностранный опыт аграрного консалтинга, когда, кроме юридических и бухгалтерских услуг можно наглядно показать, как ухаживать за сельскохозяйственным растением. На демонстрационном поле у нас уже присутствуют лекарственные травы, помидоры, малина, виноград, сад плодово-ягодных деревьев, есть гектар лаванды. К обмену опытом и обучению мы привлекаем фермеров, которые успешны в производстве этих культур, и они рассказывают на практике об особенностях выращивания», – говорит Наталья Табинская.

Тем не менее, путь создания совещательной службы не прост. Службу создали в 2019 году, а когда вышли на рабочий ритм, то Украину накрыл коронакризис. Сейчас «Фермерская страна» проводит около 10 содержательных консультаций в месяц, также предоставляет множество коротких советов. Сейчас служба сделала упор на сотрудничество с ОТГ, организуют там семинары и составляют план действий по развитию сельского хозяйства в общине.

За свои услуги берут от 500 до 10 тыс. гривен, в зависимости от сложности совещательной услуги. Денег хватает только на зарплату и то не каждый месяц, говорит Наталья Табинская.

«Финансирования со стороны государства нет. Мы пытались участвовать в государственной поддержке совещательных услуг в прошлом году, но не сумели. В этом году снова будем пытаться получить помощь. Честно говоря, она на сегодня не совсем удобна для агрария.

По принципу, который прописан на этот год, государство компенсирует 90% совещательной услуги аграрию, но уже после оплаты и то в конце года, что не дает уверенности производителю о возврате денег. Ты платишь 100% сегодня и не понимаешь, вернут тебе их или нет. Было бы лучше, если бы финансировались сами совещательные службы. Это бы позволило активнее привлекать фермеров к получению наших услуг, потому что спрос на них есть», — отметила Наталья Табинская.

Если государство не имеет совещательных организаций на селе, то люди в нем не развивают собственный бизнес, он находится на слабом уровне менеджмента и на низком технологическом уровне, говорит президент Национальной ассоциации сельскохозяйственных совещательных служб Украины Иван Панькив.

«Кто-то должен нести миссию предоставления информации жителям сел и сельскохозяйственным производителям. Если есть совещательная служба, они, определенным образом получив сертификат советника, работают и оказывают услуги. В той ситуации, когда никто не дает денег, то совещательные службы начинают искать там, где они есть.

У нас в действующем законе от 2004 года прописано, что помощь совещательным службам должна быть на уровне 5% от всей сельскохозяйственной господдержки. Этого не было ни одного года с момента существования этого закона. Зачем тогда писать новые законы? Если достаточно выполнять старые законы, чтобы получить развитие совещательных служб», – отметил Иван Панькив.

И добавил, что совещательные службы получат определенный стимул, в случае предоставления компенсации совещательных услуг и в случае получения финансовой государственной поддержки по другим направлениям.

«Если фермер принимает участие в государственной поддержке, получает деньги, а потом закрывается через 2-3 года, то такое финансирование будет неэффективным. Я предлагаю сопровождать государственную поддержку совещательными услугами. Фермер должен уплатить за услуги советника, а затем государство должно ему компенсировать наши услуги. Здесь нужно делать именно в таком варианте, потому что в этом случае фермер будет требовать предоставления хороших услуг у специалистов-советников», – заявил Иван Панькив.

Опыт Германии

Такая деятельность в Украине, как и аграрный сектор в целом, проходит процесс комплексного реформирования, говорится в проекте Немецко-украинского аграрного политического диалога (АПД). Среди основных проблем совещательных услуг в Украине называют недостаточную компетенцию отдельных советников, что вызывает определенное недоверие ко всем советникам в целом. А также недостаточная осведомленность основных потребителей совещательных услуг об имеющихся возможностях.

«Учитывая характерную аграрную структуру, еще до обретения независимости — крупные аграрные предприятия с рядом специалистов в различных областях – в Украине в течение длительного времени такую деятельность не развивали как отдельное направление. Рынок совещательных услуг, как такой, не был сформирован, в том числе из-за неправильного стимулирования.

В связи с этим отсутствует своего рода традиция обращаться к советникам, тем более самостоятельно платить за предоставленные услуги. Предприятиям не всегда понятно, зачем платить за что-то нематериальное. Хотя эта практика постепенно меняется, они приобретают положительный опыт», – говорит заместитель руководителя проекта АПД Мария Ярошко.

При этом от государства фермеры все еще ожидают предоставления бесплатного консультирования, что не может быть долгосрочным и устойчивым подходом, особенно, когда речь идет об услугах, направленных на развитие частного бизнеса, добавила Мария Ярошко. Уже в течение нескольких лет АПД проводит ежегодный комплексный семинар повышения квалификации украинских специалистов-советников, а также помогает им общаться с европейскими коллегами для получения опыта.

В Германии такая деятельность имеет комплексную структуру. Учитывая исторические и географические особенности, на территории страны существуют три основных провайдеры консультационных услуг – государство, аграрные палаты, а также частные консалтинговые компании. Понятно, что, кроме того, что и в Украине — также консультации предоставляют компании, которые продают определенные факторы производства (семена, химикаты, машины и тому подобное).

Важно отметить, что качество совещательных услуг в Германии очень высокое, консультанты имеют практический опыт и очень серьезно относятся к своей работе, берут на себя определенную ответственность, консультируя сельхозпредприятия.

Кроме того, небольшие хозяйственные структуры подталкивают фермера до привлечения советников, поскольку для руководителя фермерского хозяйства невозможно самому быть экспертом во всех нюансах производства. Такую сельскохозяйственную деятельность можно рассматривать как отдельную сервисную единицу для привлечения инноваций на предприятие.

Часто запросы на консультирование связаны с необходимостью правильно внедрить определенную технологию, или составить документацию, необходимую для получения финансирования от ЕС. Роль советников в Германии становится особенно значимой в вопросах обеспечения финансовой поддержки со стороны ЕС.

В связи с этим также для фермеров все более важными становятся аспекты устойчивого развития, сохранения биологического разнообразия, воздействия на окружающую среду, бережного использования ресурсов и тому подобное. Эта тематика широко представлена среди запросов к советчикам, наряду с общими хозяйственными и технологическими вопросами.

Ряд вопросов, – так называемые общественно-полезные темы – переход предприятий к новому поколению, социальная проблематика и тому подобное – могут также частично субсидироваться государством. В то же время за консультации, направленные на повышение прибыльности аграрного бизнеса, предприятия должны платить самостоятельно и немалые деньги.

Кроме того, следует отметить, что такая деятельность в Германии тесно связано с наукой и внедрением научных открытий и достижений, что выводит такую деятельность на качественно более высокий уровень.

Мировой опыт

Анализируя украинский опыт развития совещательных услуг, в ФАО назвали 5 главных причин, которые становятся на пути в аграрном консалтинге. Это:

Недостаточное управление системой совещательных служб в стране.

Отсутствие коммуникации и сотрудничества между учреждениями.

Отсутствие достаточных механизмов обеспечения качества, как для государственных, так и для частных совещательных организаций.

Отсутствие механизмов мониторинга и оценки для обеспечения прозрачности и подотчетности государственным инвестициям.

«В 2019-2020 годах ФАО поддержала проект по разработке обновленной модели для более эффективных, сельскохозяйственных совещательных услуг в Украине. Сама модель предполагает определение и возложение ответственности за качество предоставления консультационных услуг на национальном, региональном и местном уровнях. Об этом рассказала в комментарии Agravery.com специалист ФАО по вопросам сельского хозяйства, руководитель проектов по оказанию консалтинговых услуг в Украине Невена Александрова-Стефанова.

Также ФАО предоставила рекомендации профильному министерству по разработке политики и плана действий для создания национальной совещательной службы, и обновления действующего закона о совещательных услугах».

В ФАО отмечают, что некоторые механизмы, в том числе финансовые и государственное частное партнерство, имели бы пользу от опыта, которые дают пробные проекты. Сейчас ФАО реализует на Востоке Украины два проекта в рамках программы ООН по восстановлению и развитию мира, с помощью которых планируется улучшить так называемую «легкую модель совещательной системы» (Light model of Agriculture Advisory System), основой которой является посредничество между местной властью и государственно-частным партнерством.

Кроме этого, ФАО разрабатывает информационный портал, на котором советники смогут поместить информацию о себе, а фермер или сельхозпроизводитель, что требует консультации с помощью удобной навигации, сможет найти подходящего советника. Эта платформа создана для фермеров, советников и поставщиков услуг в Донецкой, Луганской и Запорожской областях, однако в планах есть расширение географии пользователей платформы на все области Украины.

Такая платформа может стать механизмом координации и обмена знаниями совещательной системы, а, следовательно, улучшать управление, качество, мониторинг и оценку системы, добавили в ФАО.

Государственная поддержка

Мировой опыт и практика ЕС свидетельствуют, что такая сельскохозяйственная деятельность – это эффективный механизм управления инновационным развитием сельского хозяйства и сельских территорий.

Так говорят в Министерстве экономического развития. Однако там понимают, что сокращение государственного финансирования, завершение международных программ технической помощи, средствами которых финансировалась деятельность совещательных служб, низкая платежеспособность фермерских хозяйств – сделало невозможным осуществление деятельности большинства совещательных служб, или привело к снижению их активности.

В этом году из 4,5 млрд. гривен государственной поддержки агросектора направят 15 млн. гривен на компенсацию полученных фермерами совещательных услуг.

«Минэкономики разработан и представлен на рассмотрение правительства проект постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления финансовой поддержки и развития фермерских хозяйств».

В нем, в частности, внедряется новое направление государственной поддержки для получения сельскохозяйственных консультационных услуг – в период становления (первые три года с момента регистрации) хозяйства получат поддержку для получения консультационных услуг в размере 36 тыс. гривен», – прокомментировали Agravery.com ситуацию с финансированием этих услуг в Минэкономразвития.

Также закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» дополнен статьей, которой предусматривается государственная поддержка сельскохозяйственной совещательной деятельности, путем частичной компенсации сельскохозяйственным совещательным службам, понесенных ими расходов при предоставлении сельскохозяйственных консультационных услуг субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сельской местности и сельскому населению.

«К сожалению, на сегодня отсутствует система контроля и мониторинга совещательной деятельности, наблюдается бессистемность работы зарегистрированных совещательных служб, недостаточный уровень качества предоставляемых услуг, не укомплектованность квалифицированными специалистами.

В связи с этим, Минэкономики осуществляется работа по пересмотру законодательства, регулирующего сельскохозяйственную совещательную деятельность, и совместно с представителями заинтересованных общественных объединений, организаций и получателей консультационных услуг планируется определить оптимальную и эффективную модель сельскохозяйственного консалтинга, с учетом лучших европейских практик», – пояснили в МЭРТ.

Автор: Фарид Гусейнов

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий