
У вас украли телефон, вы его потеряли или разбили. Что нужно знать, чтобы обезопасить себя и свести риски к минимуму в случае такой потери.
К слову, если вы разбили дисплей своего айфона, то на сайте ведущего украинского интернет-магазина мобильных аксессуаров ILoveApple.com.ua вы можете купить защитное стекло для своего смартфона iPhone XS / X на весь экран по доступным ценам в Украине.
Что делать, если украли смартфон? К сожалению, большинство людей задают себе этот вопрос уже после кражи, когда счет идет на минуты. Однако об этом нужно подумать тогда, когда телефон рядом, и выполнить определенную последовательность действий, которые минимизируют риски в случае кражи гаджета.
Масштабы убытков от потери телефона могут быть огромными. Смартфон — это ключ к аватару человека в цифровом мире. Он сохраняет частные фото, видео, контакты, переписку, личные сообщения, открывает доступ к истории жизни, учетным записям Facebook, Instagram, Viber, Telegram, Gmail, приложениям мобильного банкинга, почтовым операторам, операторам такси и мобильным операторам, медицинским сервисам.
Доступ к чувственным частным данным дает злоумышленнику чрезвычайно широкие возможности для шантажа жертвы, опустошения банковских счетов и «присвоения» ее цифровой жизни.
ЭП подготовила рекомендации, что нужно делать в случае кражи смартфона и какие превентивные меры нужно предпринять.
Алгоритм действий, если украли телефон
Шаг 1. Заблокировать связь на утерянном телефоне.
Это необходимо сделать, чтобы злоумышленник не мог воспользоваться двухфакторной авторизацией в банковских, почтовых и социальных сервисах. В противном случае вор сможет изменить пароли доступа к ним и получить над ними контроль.
Необходимо в кого-то (прохожего, бармена, официанта, продавца, таксиста, полицейского) попросить телефон и позвонить своему мобильному оператору.
Оператор имеет техническую возможность заблокировать SIM-карту.
Абоненту «Киевстар»
Необходимо позвонить на номер 477 или 0800300466 (звонки с номеров сетей фиксированной и мобильной связи Украины не тарифицируются).
Абоненту надо предоставить одну из таких информационных комбинаций для идентификации владельца номера:
- Код PUK1
- Три номера, на которые осуществлялись исходящие звонки с ориентировочной датой их осуществления, и остаточную сумму средств на счете абонентского номера.
- Три номера, на которые осуществлялись исходящие звонки с ориентировочной датой их осуществления, и один из последних переводов средств с указанием даты, суммы и номера, на который был осуществлен перевод средств.
- Любую из последних скретч-карт или электронных ваучеров пополнения счета и один из последних переводов средств с указанием даты, суммы и номера, на который был осуществлен перевод средств.
Абоненту Vodafone
Позвонить на номер 222 (бесплатно с номера «Vodafone Украина») или 0 800 400 222 (бесплатно со всех сетей в Украине).
Абоненту необходимо предоставить одну из следующих информационных комбинаций для идентификации владельца номера:
- PUK-код (восемь цифр, которые указаны на пластиковом держателе от SIM-карты).
- Два номера, на которые абонент зачастую звонил или отправлял сообщения в течение последних 30 дней (кроме коротких номеров и номеров, начинающихся с или 0800 0900).
Абоненту lifecell
Позвонить в информационно-консультационный центр lifecell по номеру 5433, выбрать пункт 5 в главном меню, далее – «Блокировка утерянной SIM-карты».
Абоненту необходимо предоставить такую информацию для идентификации владельца номера:
- Секретное слово (если установлено).
- Два номера, на которые звонил абонент чаще всего, баланс основного счета (если не установлено секретное слово).
- Другие вопросы (в случае необходимости).
Если номер контрактный, достаточно назвать полное имя владельца номера и паспортные данные.
Шаг 2. С этого телефона позвонить самому близкому человеку.
Для чего? Чтобы коротко сказать о краже, и что не надо пугаться, если кто-то будет звонить с украденного телефона или писать в соцсетях от имени пострадавшего.
Вероятнее всего, злоумышленники будут просить деньги. После этого нужно известить об инциденте других людей, например, с помощью поста в соцсети.
Шаг 3. Получить доступ в интернет.
Следует вызвать такси и поехать домой, на работу или в гостиницу, если кража произошла за границей.
Также можно попросить продавцов магазина по продаже электроники воспользоваться компьютером, ноутбуком, планшетом или смартфоном с доступом в интернет.
В интернете нужно зайти в учетную запись Google или AppleID. Если пользователь предварительно настроил опции безопасности аккаунтов и подключил двухфакторную идентификацию, авторизоваться с нового устройства в магазине или отеле будет сложнее.
Например, для Google-аккаунта нужно будет воспользоваться одним из десяти резервных кодов, сгенерированных и распечатанных заранее, или с помощью резервного номера мобильного телефона, ранее указанного в настройках безопасности. На этот номер Google пришлет SMS-код двухфакторной идентификации.
После входа в учетную запись Google нужно выбрать «Управление аккаунтом Google» – «Надежная защита аккаунта» – «Ваши устройства» – «Название украденного устройства» – «Выйти».
Далее нужно сменить пароль Google-аккаунта. В разделе «Управление аккаунтом Google» выбрать «Личная информация» – «Пароль».
В разделе «Управление аккаунтом Google» следует зайти в раздел «Безопасность», далее – в раздел «Ваши устройства», затем нажать на украденное устройство и на «Найти устройство», после этого выбрать «Очистить устройство» или «Заблокировать устройство».
В случае выбора последней опции местоположение телефона можно будет отслеживать на карте.
В разделе «Управление аккаунтом Google» можно также увидеть историю передвижения украденного устройства.
Для этого нужно выбрать раздел «Данные и персонализация», «Отслеживание действий», «История местоположений», «Управление историей», выбрать год, месяц и день кражи. На карте отобразится траектория передвижения смартфона.
Шаг 4. По телефону, через интернет-банкинг или через службу поддержки в соцсети заблокировать банковские карточки с кредитным лимитом и денежными остатками.
Необходимо выключить все банковские карты, привязанные к Apple Pay, AndroidPay, SamsungPay.
Обычно интерфейс учетной записи сам предложит это при выборе опции «Пометить телефон как украденный». В противном случае это нужно сделать вручную. Apple, Google и Samsung такую возможность дают.
Шаг 5. Сменить пароли на всех важных сервисах.
Речь идет о банковских, почтовых, коммуникационных и социальных сервисах. Пароли везде должны быть разные. К тому же на этих сервисах нужно активировать двухфакторную идентификацию.
Шаг 6. Восстановить SIM-карту.
Абоненту » Киевстар»
Восстановить SIM-карту можно без посещения магазина «Киевстар». Для этого нужно приобрести стартовый пакет Smart SIM или пакет без отметки «первый пакет услуг включен».
Далее необходимо:
— вставить новую SIM-карту в телефон и отправить запрос * 111# для активации номера,
– направить запрос *245*380ХХХХХХХХХ*YYYYYY#, где 380ХХХХХХХХХ – номер телефона старой SIM-карты, YYYYYY – 19 цифр ICC-кода или восемь цифр PUK1 старой SIM-карты.
Заявка на замену SIM-карты будет выполнена через семь часов. Информация о восстановлении придет в SMS-сообщении.
Абоненту Vodafone
Необходимо приобрести специальный стартовый пакет для восстановления и замены SIM-карты.
После этого следует позвонить по номеру 222 (бесплатно с номера «Vodafone Украина») или 0 800 400 222 (бесплатно со всех сетей в Украине).
Далее — назвать номер, который нужно восстановить, и дать ответ оператору на один из вопросов:
— PUK-код (восемь цифр, которые указаны на пластиковом держателе от старой SIM-карты),
— IMEI устройства, в котором находилась старая SIM-карта,
— два номера, которые чаще всего использовались в течение последних 30 дней (за исключением коротких номеров и номеров, которые начинаются с 0800 и 0900),
— сообщить оператору связи серийный номер новой SIM-карты (цифры, указанные на новом стартовом пакете или на пластиковом держателе под штрих-кодом).
В случае неуспешной идентификации необходимо обратиться в магазин с документом, удостоверяющим личность, и зарегистрировать свой номер телефона.
Третье — вставить SIM-карту в устройство. Номер будет перенесен на новую SIM-карту в течение 60 минут.
Абоненту lifecell
Чтобы восстановить номер и получить новую SIM-карту, необходимо обратиться в магазин lifecell.
Замена SIM-карты возможна только при наличии документа, удостоверяющего личность владельца номера (паспорта, водительского удостоверения, военного билета или пенсионного удостоверения).
Для замены SIM-карты необходимо предоставить следующую информацию:
- Секретное слово (если оно было предварительно установлено владельцем номера).
- Два номера, что чаще всего использовались, баланс основного счета (если не установлено секретное слово).
- Другие вопросы (в случае необходимости).
При успешной идентификации заявитель получает новую SIM-карту со старым номером. При этом будут сохранены тарифный план, баланс на момент восстановления или блокировки номера, заказанные услуги.
Стоимость новой SIM-карты – 50 грн. с учетом всех налогов. Эти средства оплачиваются в магазине lifecell.
Шаг 7. Написать заявление в полицию.
Вероятность того, что телефон найдут и вернут, минимальна.
Однако заявление о краже может существенно помочь, если злоумышленник успеет набрать кредитов в МФО с помощью краденого телефона или залезть в кредитный лимит по банковским картам.
После обращения в полицию с заявлением о похищении смартфона нужно получить от сотрудника полиции талон-уведомление ЕО (журнал единого учета заявлений и сообщений) о регистрации заявления.
Превентивные меры
Если телефон сейчас рядом, следует выполнить следующие действия.
- Установить пароль блокировки экрана. Пароль должен состоять, по меньшей мере, из четырех символов. Идентификация по отпечатку пальца и сканирование лица ненадежны.
- Записать на листе PUK-код SIM-карты (восемь цифр, которые указаны на пластиковом держателе SIM-карты). PUK-код также можно найти в личном кабинете мобильного приложения оператора или получить его с помощью USSD-кода.
- Записать на листе IMEI устройства. Его также можно получить с помощью USSD-кода.
- Купить простой запасной смартфон и SIM-карту к нему или не выбрасывать старый смартфон.
- В аккаунте Google выбрать раздел «Способы подтверждения личности» и указать резервный номер телефона, адрес электронной почты, доверенного лица и секретный вопрос. Обязательно подтвердить резервный номер телефона и адрес электронной почты. На номер и почту придут коды авторизации.
- Установить двухфакторную идентификацию на телефоне.
- Распечатать десять резервных кодов.
- Отключить отображение уведомлений при заблокированном экране.
- Создать пароли доступа к критически важным приложениям.
- Создать резервную копию данных смартфона.
- Найти и переложить в доступное место упаковку из-под стартового пакета, пластиковый держатель SIM-карты, чек на покупку смартфона, гарантийный талон на смартфон.
- Зарегистрировать номер на себя. В этом случае любые процедуры с номером и SIM-картой сможет выполнять только владелец с документом, удостоверяющим личность. Абоненты «Киевстара», Vodafone и lifecell могут это сделать через интернет с помощью электронной цифровой подписи или в офлайн-магазине.
Автор: Всеволод Некрасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.