Именно онлайн курс по гражданскому образованию нацелен на развитие компетенций школьников, нужных для вызовов взрослого мира.
«С детьми нужно много разговаривать. К сожалению, это понимают не все взрослые»
Юлия Шелехова работает учительницей начальных классов в Одесской специализированной общеобразовательной школе I-III ступеней «Образовательные ресурсы и технологический тренинг» № 94 с углубленным изучением иврита и информатики им. Владимира (Зеева) Жаботинского. На платформу citizen.in.ua она наткнулась случайно.
– Я сейчас работаю со своими учениками четвертого класса по старой программе, и у меня есть предмет «Я в мире». Когда я зашла на сайт гражданского образования, первая мысль у меня была: а не поздно ли в 10-м классе разговаривать на эти важные темы? Мои дети уже в первом классе точно знают, на что взрослые имеют право, а на что нет, неплохо ориентируются в собственных правах. Я охотно беру темы и, главное, практические кейсы именно с курса для 10-классников. Вот сейчас ученикам интересна тема феминизма.
Они вообще очень любят новые слова и определения. И для них феминистки – это женщины, которые борются за свои права. Я их спрашиваю: почему вы так решили? Феминистки и феминисты – это те, кто исповедует равенство прав во всех сферах жизни. Спрашиваю у детей, кем они хотят быть? Врачами, спортсменами и так далее.
Спрашиваю у девочек, не мечтают ли они стать президентом страны? А они мне: а разве женщина может им стать? У них перед глазами нет такого примера, и они считают, что женщины-президенты не существует в природе. Мне в преподавании помогают практически все разделы платформы. Материалами пользуюсь как основой, адаптирую, чтобы было удобно моим четвероклассникам.
Юлия рассказывает, что нынешние дети довольно все-таки отличаются от тех, которые приходили к ней в первый класс еще несколько лет назад. Они достаточно самоуверенны и свободны, на все имеют свое мнение и свой взгляд.
А это разве плохо?
— Наоборот — это хорошо. Но подобное является довольно тяжелым для учителей, привыкших быть безоговорочным авторитетом. Я работаю в школе 30 лет и по себе знаю, как мучительно и тяжело меняться. И как важно самой развиваться, постоянно учиться и быть в темах, которые интересуют моих учеников. Потому что иначе ты никогда не сможешь достойно обучать детей.
Юлия Викторовна, учительница четвероклассников, теперь разбирается в компьютерных играх, ведет Инстаграм, умеет настроить любые умные часы.
— Наши учебники устаревшие. Вот как заинтересовать детей математикой, когда им предлагается взвесить картофель и морковь. Да, это важно, но интересно ли? Поэтому мне приходится придумывать свои задачки. Например, используя игру Minecraft. Расскажу смешной случай. В одной из задач персонажи Minecraft, Стив и Алекс, строили дом. Стив строил, а Алекс ему помогала.
Пока зачитываю условия, чувствую, что в классе непривычная тишина. Возвращаюсь, а дети мне: «Юлия Викторовна, Алекс – это же девочка!». И тогда я им говорю, что очень хорошо, что они заметили ошибку. Говорю о том, что учительница не всегда все знает и не всегда права. Что взрослые ошибаются. Что дети должны пользоваться своими знаниями и своими ощущениями. И это как раз становится поводом для разговора о критическом мышлении, о праве сомневаться.
Учительница, когда расписывает задания на доске, периодически делает ошибки. Опровергая знаменитую систему подхода к обучению, что ошибка – это двойка. Нет, ошибка — это способ запомнить, научиться.
— Дети учатся быть внимательными. А, самое главное, учатся не бояться возражать взрослому человеку. Аргументировать свою точку зрения. И это уже про коммуникацию, про общение. Поэтому, когда ученики мне указывают на мою ошибку, я упираюсь и прошу их доказать мне, что я не права. Мы учимся выслушивать друг друга. Делать замечания, не критикуя персону, а лишь ее действия.
И когда я не права, я это признаю. И говорю им: «Да, я ошиблась. Но каждый человек имеет право на ошибку. Я очень благодарю вас, что вы мне помогли». Люди разные, и важно это осознавать с раннего детства.
Если мы чего-то не знаем, мы учимся. Я своим ученикам рассказываю, как и чему учусь. Предлагаю им помогать мне, и они с радостью приобщаются. Мы вместе придумали персонажа Михаила Ивановича, это Мишка, обычная мягкая игрушка. Он приходил к детям на уроки украинского языка, чтобы их послушать. А еще приходил профессор — лингвист и девочка Смурфета.
А на математику к нам пришел профессор из Канады. Это была игрушка, которую моей дочке подарила подружка из Канады. Тот профессор имел свою канадскую историю. Он специально прилетел из другой страны, чтобы помочь детям осваивать математику. И мы не только математику учили, но и узнавали много интересного о другой стране, о традициях, климате. Наши современные дети, обожающие компьютерные игры, с огромным удовольствием и нетерпением ждали своих игрушечных гостей.
Юлия рассказывает, что очень важно в процессе обучения не обесценивать детей. Кто-то хорошо решает задачи, а кто-то хорошо рисует, кто-то может быстро пробежать, а кто-то прекрасно рассказывает истории.
Скажите, а как вы считаете, каких навыков не хватает современным детям?
— Слушать и говорить. Я с каждым набором трачу на это довольно много времени. Дети всегда хотят говорить одновременно. А это 6-реки, они имеют мало терпения. Если ты не вызываешь их сразу, то один – обижается и хочет выйти из класса, другой – ложится на парту, третий – падает под парту. Поэтому мы всегда, еще в 1-м классе, пишем вместе правила нашего класса.
Всегда, когда идет какое-то обсуждение, я говорю, что вижу всех, кто хочет говорить. Мы устанавливаем очередь и придерживаемся ее. Дети должны выслушать своего одноклассника и иметь возможность самим высказаться. Если у нас возникает конфликтная ситуация, здесь чрезвычайно важно все проговорить.
У меня в классе 21 мальчик и 6 девочек. Поэтому периодически вспыхивают драки. Свежий случай – подрались два мальчика. Я очень не люблю, когда один подходит и рассказывает о поступке другого. Я зову к себе сразу двоих. «Рассказывайте. Кто будет говорить первым?». Или: «Я вам даю право выбора, кто хочет говорить первым?». Говорит первый, мы его выслушиваем, не перебиваем. Потом другой говорит.
В 90 процентов случаев они просто не понимают, почему так отреагировали. Один, например, сидел и завязывал шнурки, другой шел и нечаянно его задел. Из-за стесненности в помещении. Тот, что сидел и завязывал шнурки, почувствовал толчок и сразу поднялся и дал пинка.
Выясняем все. И конфликта нет. Но с детьми, к сожалению, мало кто говорит. Очень часто дети слышат такое: «Обоим двойка!» или «Ты его первым ударил, тебе двойка!». Да, такие разговоры отнимают много времени. Но потом навыки таких разговоров очень упрощают жизнь, когда наши дети вырастают. Поэтому я очень рада, когда мои ученики подбегают ко мне втроем или вчетвером и говорят: «Юлия Викторовна, надо поговорить». И я все откладываю, чтобы поговорить с ними.
А как вы готовите своих детей к вызовам взрослого мира?
– Нет таких уроков — подготовки к взрослой жизни. Но у нас в школе есть, например, буфет. И дети очень любят туда бегать и что-то себе покупать. Родители им дают деньги. И я всегда говорю родителям: «Давайте им деньги с первого класса». Они должны дома принять решение, какая это будет сумма, что можно покупать, а что нет. Они идут в буфет и учатся пользоваться деньгами. Или поездки наших детей на школьном автобусе. Мы разговариваем с детьми об их безопасности. Они знают, как себя вести и куда звонить в случае, если родители, например, задержались и не встретили их на остановке.
«Я, как учитель, ни в коем случае не должен что-то закладывать в головы ученикам — я могу лишь мотивировать задуматься»
Когда вы открываете начальную страницу сайта citizen.in.ua и слушаете видео-знакомство, то видите именно Николая Попадюка, тренера образовательных программ, проектного координатора «Гражданское образование: онлайн-курс».
За два года, что излагается курс гражданского образования, было испробовано много различных форм и методов. Авторский коллектив старался отработать по максимуму, учтя все тонкости и возможные вопросы.
Я могу констатировать, что материалы курса созданы таким образом, что при одной и той же программе, материалы и подходы к преподаванию могут разниться. Учебники, методику выбирает фактически учитель – преподаватель курса. Педагогический совет утверждает своим решением. Но нашим сайтом может пользоваться любой, кто имеет интерес к теме.
Уникальность платформы в том, что она единственная в сфере гражданского образования. Это первое.
Второе — в создании 70 видео-уроков приняли участие учителя из всех регионов Украины. Это учителя-практики, те, кто работает в теме гражданского образования и хорошо в ней разбирается. К отдельным темам мы привлекали известных специалистов. Например, по правам человека мы имеем эксперта по Amnesty International. Из медиа грамотности — профессионалы из Internews. Нам было важно, чтобы каждая тема была создана компетентным человеком.
Третье – в условиях пандемии и дистанционного обучения, наш курс довольно серьезный помощник для учителей. К тому же, он бесплатный и доступен 24/7.
Четвертое — на платформе могут коммуницировать одновременно ученики и учителя. Это означает, что ученик может выполнять задание, а учитель может проследить его учебный прогресс и давать ему обратную связь. Там даже встроенная элементарная система обмена текстовыми сообщениями. Для учителя доступен функционал журнала, он видит сколько, чего и как ученик сделал. Здесь система автоматически начисляет условные баллы за то, что просмотрено видео, или принято участие в форуме и тому подобное.
Пятое — платформа может быть местом обмена информацией, идеями, опытом. Это своеобразная сеть, как для учителей, так и для учеников, которые так же могут общаться со сверстниками в сфере изучения гражданского образования.
Шестое – в многогранности тех партнеров, которые работали над ресурсом, это опыт активной коллаборации большого количества профи.
И наша главная идея достаточно понятна — курс должен мотивировать к формированию компетентностей, которые важны в жизни.
Вам удалось воплотить вашу идею на этой платформе?
— В большей степени да. Гражданское образование должно давать ответы на два вопроса. Первое — как жить в этом мире? Второе — что ты можешь делать в этом мире? Именно этого и не хватает, по моему мнению, современным школьникам. Им нужны ответы на эти вопросы. Есть такая тема «Для чего мы платим налоги?». И она объясняет ученикам механизмы уплаты налогов. Или, например, тема, которая помогает идентифицировать джинсу и фейки.
Когда ученики с этим работают, они начинают смотреть на привычные предметы другими глазами. Они задают очень правильные вопросы. Гражданское образование – это тот предмет, который подталкивает к самостоятельному поиску ответов на важные вопросы. Я, как учитель, ни в коем случае не должен им что-то закладывать/втискивать в голову. Лишь мотивировать задуматься.
Николай настроен очень оптимистично, он искренне радуется изменениям, которые происходят с образовательным процессом.
– Понимаете, традиционную школу со всех сторон начинает размывать. Школа нацелена на формирование компетенций, которые имеют значение для повседневной жизни. Стоит не забывать, что по последним изменениям в законодательстве, уже несколько лет, каждый предмет имеет смысловые линии. Например, если учитель или учительница физики преподает тему про электроэнергию или батарейки, то при этом может формировать гражданскую ответственность. Для этого он или она должны рассказать, как их правильно утилизировать.
Если учитель не терпит принятия других, ученики очень легко это все понимают. Если учитель рассказывает о проектном менеджменте, а сам имеет лишь теоретические представления об этом, не сомневайтесь, ученики вас раскроют.
Расскажу вам такой эпизод. Еду я в авто со своей девушкой, вокруг прекрасные пейзажи, она их снимает и с моего телефона размещает в моем профиле в Инстаграм. И мне тут же пишут ученики: «Николай Николаевич, а разве можно снимать видео, держа телефон за рулем?». Я ответил, что это не я снимал. Вывод, какой? Ты должен сам придерживаться тех принципов, которые исповедуешь, выкладываешь. Иначе в тебя не будут верить.
Или, к примеру, мои ученики общаются со сверстниками из других стран в рамках программы «ENGin». Они автоматически прокачивают не только английский язык, но и свои гражданские компетентности. Потому что когда ты разговариваешь с иностранцем, ты должен рассказать о себе. А для этого ты сам себя идентифицируешь, ты рассказываешь о стране, ты начинаешь задумываться над тем, что для тебя страна, люди, ты сам.
Какие темы вызывают наибольший интерес у ваших учеников?
— Наверное, те, во время которых мы разговариваем об идентичности. Когда говорим о поле, гендере, ориентации. Второе — это все темы, связанные с настоящим. Следующее — внешние отношения. Тема Брекзита, например это то, что происходило на глазах учеников. И еще я бы говорил об экономике. Это те темы, которые связаны напрямую с повседневной жизнью современных детей и они их достаточно интересуют.
Скажите, пожалуйста, почему я, не учительница, не ученица, не мать учеников, должна была бы заинтересоваться платформой? У вас есть опция для пользователей, которая называется «Независимый пользователь». Вот я как раз об этом.
— Вам стоит пойти туда хотя бы потому, чтобы найти ответы на те вопросы, которые вы не услышали когда-то раньше. Отыскать ответы на вопросы, которые сегодня встают перед всеми нами. Завтра управлять миром будут те, кому сегодня 15. Думаю, нам с вами стоит понимать, чем они живут, на каких ценностях воспитаны. Ну и не стоит обходить случай, чтобы воспользоваться возможностью прокачать себя в новой сфере.
«Дети неплохо знают свои права, но они не знают, каким образом могут их применить или защитить»
Признаюсь, я не очень люблю общаться с чиновниками. К сожалению, я тут думаю довольно стереотипно: ну что мне нового может сказать бюрократ?
Мои предубеждения получили фиаско во время общения с Раисой Евтушенко, главным специалистом отдела образования, языковой политики и образования национальных меньшинств Директората дошкольного, школьного, внешкольного и инклюзивного образования Министерства образования и науки Украины.
— Я не буду вас убеждать в том, что гражданское образование важно, — говорит мне Раиса. — Скажу лишь одно, что мы должны говорить о гражданском образовании не как о предмете, который преподается в школах, а как о процессе, как составляющей внеклассной и внешкольной работы. Была у меня когда-то дискуссия с одним доктором юридических наук. Он сказал, что в Украине неправильно назвали курс: «Вы когда переводите с английского civic education, то будьте последовательными, называйте «гражданское образование», потому что то, о чем вы говорите, соответствует гражданскому праву».
И я с ним дискутировала в том плане, что мы имеем в виду гражданское образование, которое мы не привязываем непосредственно к гражданскому праву. Мы говорим о том, как воспитать активного гражданина. Такого, который сможет строить гражданское общество, где будут чтить, и уважать права человека.
А почему МОН так долго не мог решиться и включить в школьную программу этот все-таки важный курс?
— Составляющая гражданского образования интегрировалась в некоторые курсы. И такое внедрение началось еще с 1998 года. За эти годы состоялась на самом деле мощная работа. Создавались пособия и методические материалы. Основа гражданского образования с 2005 года начала активно интегрироваться в другие предметы. А когда дорабатывалась типовая образовательная программа, то было решено курс гражданского образования сделать в 10 классе обязательным. И это произошло.
Здесь же мы столкнулись с проблемой — наличием и подготовкой профессиональных преподавателей. Не так много вузов готовят квалифицированных учителей гражданского образования. Нам, в МОН, известны случаи, когда курсом по гражданскому образованию просто подгружается учитель. И тот учитель, например истории, прямо говорит: «Я не понимаю, что такое это ваше гражданское образование. Я эти часы буду тратить для того, чтобы детей лучше готовить к ВНО». Понимаете, что о качестве мы в этом случае даже не думаем.
Значит, вузы не готовят преподавателей именно по гражданскому образованию?
— Готовят, к счастью. Наш главный национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, на историческом факультете готовят учителей истории и гражданского образования. К тому же, довольно давно. Начиная с 2000 года. И в других вузах также. Знаю, что есть в Харьковском педагогическом университете имени Сковороды, в Нежинском педуниверситете. Другое дело, что выпускники педвузов не всегда начинают работать в школе или не всегда имеют возможность преподавать гражданское образование.
Но если администрация школы и преподаватели заинтересованы в качественном преподавании и стремятся к тому, то технологически с подготовкой кадров проблем нет. По состоянию на сегодня существует множество проектов, которые проводят тренинговое обучение, обеспечивают различными методическими материалами.
У нас проходила как-то большая конференция, и нас попросили, чтобы мы дали информацию о том, как гражданское образование внедрялось в условиях карантина. Хочу заметить, что Украина очень выгодно отличается по сравнению с другими странами постсоветского пространства.
Начиная с 2018 года, когда вводился этот курс в школах и благодаря Программе содействия общественной активности «Включайся!», Всеукраинская ассоциация «Новая пора» сделали замечательную онлайн-платформу по гражданскому образованию. Даже если учитель не подготовлен, но имеет желание, он сможет очень легко работать с ресурсом. Там могут работать не только дети, но и родители, желающие взрослые. Курс адаптирован для людей с инвалидностью, имеются детальные транскрипции аудиоматериалов, текстовая адаптация.
Я поинтересовалась количеством посетителей сайта в 2020 году, то, например, в январе было 5 тысяч посещений и 43 тысячи просмотренных страниц, а в декабре уже было 16 тысяч посещений и более миллиона просмотренных страниц за месяц. А за год у них было почти 148 тысяч визитов и почти 6 миллионов просмотров. Неплохие результаты, хочу вам сказать.
А на что нацелено министерство? Что для вас важно?
— Министром образования подписана типовая образовательная программа, которая будет работать, начиная с 2022-2023 учебного года. В школах с 5 класса вводится интегрированный курс, он будет по выбору учебного заведения, называется «Введение в историю Украины и гражданского образования» или «Украина и мир», «История и гражданская образование». Кроме того, обязательным будет курс для преподавания в 8-м классе по гражданскому образованию, в 9-м – правоведение тоже как составляющая гражданского образования.
И однозначно МОН будет работать над тем, чтобы гражданское образование стало составляющей для всей демократической школы.
Госпожа Раиса, я спрашиваю у всех, с кем общаюсь по вопросам гражданского образования, поэтому и вас спрошу: каких навыков и компетенций не хватает современным детям?
— Моей внучке сейчас 5 лет. Ее очень интересует TikTok. Она мне о нем довольно увлеченно рассказывает. И я понимаю, что даже маленькие дети хорошо овладевают сетью, но плохо знают об опасностях, которые там их могут ждать. Детям в такой насыщенной онлайн среде нужна цифровая грамотность и медиаграмотность.
На одной из конференций Восточного партнерства, которую организовывал Совет Европы, мы беседовали с коллегами из Украины, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана и Беларуси. И мы все сошлись на одной мысли, что дети уже неплохо знают свои права, но они не знают, каким образом свои права они могут защитить или применить.
Современным детям не хватает практической направленности. Поэтому я убеждена в том, что мы внедряем в содержание нашего образования гражданский компонент, это хорошо. Но еще более важно то, чтобы это гражданское образование присутствовало в повседневной школьной жизни. Это то, что сейчас очень эффективно внедряет «Демократическая школа». Уже есть тысячи школ, что присоединились к этому проекту. И они очень хорошо там учат и учителей, и родителей, и детей.
«Гражданское образование в первую очередь — это о мышлении без границ»
Леся Юрчишин, учительница истории, правоведения, гражданского образования в Новопечерской школе города Киева. Леся – лучшая учительница гражданского образования по версии премии Global Teacher Prize Ukraine 2020. А еще она автор курса «Основы правоведения» для 9-го класса Всеукраинской школы онлайн и соавтор методических пособий «Бабий Яр: память на фоне истории», «Свой парламент понимаю и влияю».
Мы с Лесей стали размышлять над тем, что нынешних учеников в школах учат не совсем тому, что будет востребовано через 5-7 лет. Это касается и всего учебного процесса в целом, и уроков гражданского образования в частности. Спрашиваю у нее о будущем гражданского образования – на что нужно обращать внимание во время учебного процесса?
– Мне лично всегда сложно ориентироваться на официальные программы. Когда я вижу программу МОН, я понимаю, что она прошла через миллион экспертов, и многие из них имеют другую парадигму видения. И точно так писались учебники – не факт, что с акцентом на прогресс.
На официальном уровне недавно начали говорить об академической свободе учителя – то есть, он может скорректировать, поменять местами, расставить определенные акценты в преподавании предмета для своих учеников, но на практике – лишь часть учителей реально имеет возможность и смелость реализовывать эту свободу.
Я лично на протяжении последних лет работаю в частных заведениях и имею возможность выстраивать программу индивидуально, учитывая нынешнюю ситуацию и будущие потребности. Чему я учу на всех своих предметах и на уроках гражданского образования в первую очередь?
Что важно взаимодействие. Не просто знакомство, а умение о себе рассказывать. Самопрезентация, умение сформулировать свою позицию, донести ее и выслушать позицию другого человека. Это первое.
Второе, на что стоит обращать внимание – обучение на протяжении всей жизни. Мы работаем с различными типами источников и с различными способами передачи информации. Я люблю давать сначала детям задания на опережение, прочитать что-то, посмотреть ролик и написать, что они об этом думают. И потом мы уже работаем с их впечатлениями и рефлексиями.
Расскажу на примере. Я задаю десятиклассникам отдельные исследовательские мини-задания. Когда они презентуют результаты, это не значит, что все остальные сидят и терпеливо ждут, когда будет финиш. Мы разбираем выступление или доклад по целому ряду критериев, и каждый ученик при этом играет свою роль в процессе разбора. Есть тот, кто следит за временем. Есть тот, кто следит за произношением, потому что мы используем много англицизмов, русизмов.
Есть у нас тот, кто следит за содержанием – человек Black, который анализирует, чего в твоей информации не хватило, и как можно было подать, чтобы получилось глубже, и есть человек White, который говорит о том, что именно получилось удачно, о сильных сторонах вашей презентации или доклада. Есть человек, который следит за визуальными вещами – за языком тела. Есть люди, которые должны задать специальные вопросы по теме, и это вопрос на углубление содержания.
Это все в комплексе формирует умение четко и ясно доносить информацию. Я люблю работу в парах и в группах, но не просто «собрались и что-то там делаем», а когда мы даем обратную связь на работу друг друга. Сейчас онлайн это также круто получается. Это всестороннее взаимодействие, и умение выслушать друг друга, умение понять позицию другого и выразить свою позицию – это, я считаю, глобально и нужен навык.
Леся рассказывает, что часто приходится на ходу перестраивать тему. Потому что вдруг оказывается, что у учеников назрел какой-то важный вопрос. Так было с темой инклюзии, например.
— Своим ученикам я дала маленький вопросник на 5 различных упражнений для самостоятельной работы. И во время выполнения одной из них, надо было представить, что ты студент и тебе надо поселиться в общежитие. А для этого ты должен выбрать себе соседа или соседку.
Предлагается 10 вариантов, но от обратного – ты должен определить, с кем ты точно не хочешь жить в одной комнате. Дети сразу начали о том, что это дискриминация, и мы бы не хотели так определяться. Конечно, говорю, но представьте, что вам все-таки нужно выбрать и аргументируйте, пожалуйста, свой выбор. Многие не выбрали для совместного проживания в комнате человека с инвалидностью. Это было печальное первое место.
Меня больше всего задело не то, кого они не выбрали, а то, как они это аргументировали. Было много такого, что мне будет неудобно смотреть на человека с инвалидностью, я буду себя чувствовать некомфортно, потому что он «бедный-несчастный», он в коляске, и я должен ему все время помогать. И я поняла, что у них нет конкретных представлений о людях с инвалидностью, и стоит некий ментальный блок на поиск возможных путей взаимодействия. В школе, где я преподаю, есть департамент, который работает с инклюзивом, у нас учатся дети с особыми образовательными потребностями.
Я пошла к руководительнице департамента и сказала, что у нас возникла такая учебная ситуация. И мы начали работать, начали говорить – начиная с понятия «инвалидность» с точки зрения права и заканчивая тем, что люди приобретают инвалидность вследствие инсульта или сахарного диабета, однако ведут активный образ жизни. Для учеников это было шоком. Они, скорее, не задумывались об этом.
Потом мы говорили, что человек на любом этапе своего развития нуждается в определенной помощи. Когда мы маленькие, например. А есть люди, которым такая помощь может быть нужна на протяжении всей жизни.
А потом мы поговорили, что у нас есть в школе, что помогает детям. Те же желтые перила — этот цвет лучше различают те, кто имеет изъяны зрения. Поговорили, как правильно, с какой стороны ходить по лестнице. Речь шла о реально базовых вещах. О них, как я думала, детям известно. Но нет, как оказалось. Отдельно запланировали говорить об аутизме. У нас учатся дети с расстройствами спектра в аутизме.
Мы просмотрели ролик, как реагировать, когда рядом с вами человек или ребенок ведут себя не так, как вы привыкли или ожидаете. И потом, после просмотра, ученики писали свои впечатления. Несколько моих учеников уже ходили на коррекционное занятие, смотрели, как это происходит, и заинтересовались взаимодействием.
Если представить себе идеальные уроки гражданского образования, идеальную методику, как бы вы это делали?
– Все это темы, на которые мы с вами говорим, их точно нужно еще с детского сада внедрять. И если бы гражданское образование у нас было с начала обучения, то тогда в 10 классе можно было бы окунуться в мировоззренческие вещи. О демократии, например, шире говорить.
А что для вас является самым сложным при преподавании уроков по гражданскому образованию, при взаимодействии с учениками на эти жизненные темы?
— Для меня самая сложная тема — политика. Я никогда не знаю, какие политические взгляды у моих учеников, а они у них есть. Поэтому я должна быть максимально корректна с точки зрения права. Когда были прошлогодние местные выборы (октябрь 2020 года), мы не могли о них не говорить. Но нужно было выбрать такой формат, который бы был ответственным с точки зрения меня как гражданина и одновременно не был воспринят как агитация за кого-то.
Мы провели имитационную игру «Я выбираю местную власть» в рамках Международного проекта «Мы можем больше! Для активного гражданского участия молодежи в Восточной Европе».
Как вам лично помогает онлайн курс по гражданскому образованию?
— Я очень уважаю экспертов Всеукраинской ассоциации «Нова пора» и учителей, которые касаются создания этого ресурса. Когда раньше смотрела их учебники, методические материалы, гордилась, что у нас такое есть, потому что там действительно профессиональная работа. Конечно, есть куда совершенствоваться. Потому что жизнь меняется, появляются новые технические и вызовы цивилизации.
Просматривала несколько видео-уроков – заслушалась Эллой Сытник — даже через экран она очень круто взаимодействует с аудиторией. Эффект присутствия мощный и это действительно захватывает.
Много дополнительных материалов для уроков я беру именно с платформы. А по дополнительным материалам часто возникают еще какие-то интересные ссылки, и ты постоянно что-то читаешь, смотришь, узнаешь, ведь и общественные организации не стоят на месте. Платформа — хорошая сборка возможностей. Особенно для тех, кто начинает преподавать. Все можно найти именно на онлайн-платформе.
Опять таки вопрос, который я задаю всем, кто преподает гражданское образование. В чем для вас состоит суть гражданского образования?
— У меня есть два измерения, о которых я хочу рассказать, отвечая на этот вопрос. Первое измерение — о том, кто я, кем являюсь, как я понимаю свои потребности. Это о понимании себя, своих внутренних желаний и стремлений в этом мире. И затем, второе измерение – как я могу взаимодействовать с окружающим миром – с другими людьми, с государством, с миром.
Гражданское образование для меня — это мышление без границ. Без стереотипов, установок, ментальных паттернов. Это о том, почему важно сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу и отвечать за нее.
Автор: Зоя Казанжи
Источник: УП Жизнь
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.