Воссоздание социально-гуманитарного потенциала Украины: условия, критерии, приоритеты

Исследовано содержание и роль социально-гуманитарного потенциала в обеспечении прогресса стран, что хозяйствуют на основе индустриализированного материального и нематериального производства, с последовательно возрастающей долей сферы услуг; определены критерии и приоритеты повышения эффективности воспроизводства этого потенциала и реализации в Украине с целью укрепления ресурсной базы и стимулов, позитивных социально-экономических сдвигов.

Ключевые слова: социально-гуманитарный потенциал; социально-гуманитарное пространство; качество жизнедеятельности; государственные социальные гарантии и стандарты; социальные приоритеты.

Постановка проблемы. Социально-гуманитарный потенциал, социальный капитал и его собственная человеческая составляющая играют все более заметную роль в экономическом развитии сообществ и государств, хозяйствующих на принципах индустриализированного материального и нематериального производства, с последовательно растущей в ВВП долей сферы услуг.

Несмотря на это, управление аспектами общественно-экономической жизни, что связаны с качеством человеческих ресурсов, обеспечением приемлемого уровня жизни и социальной солидарности, является весомой составляющей государственной политики и стратегии общественно-экономического развития.

Теоретико-методологическую основу таких мероприятий должна составить до сих пор не конкретизированная категория социально-гуманитарного потенциала, что является обобщающей в контексте определения соответствующих условий и ресурсов общественно-экономического развития, а также институциональных основ и перспектив их воспроизводства и капитализации.

Актуальность темы. Текущий период жизнедеятельности Украины находится под мощным влиянием глобальной финансово-экономической нестабильности и характеризуется рядом негативных моментов, связанных с недостаточной автономией ее хозяйства, стихийностью процессов утверждения рыночной экономики (в том числе в звеньях социального назначения) и масштабов «теневого» сектора.

Эти процессы разворачиваются на фоне слабости механизмов в обеспечении социальной ориентации экономики и социальной ответственности предпринимательства, фрагментарности и непоследовательности реализации мероприятий по повышению уровня жизни населения, корректировки угроз человеческому, интеллектуальному и профессиональному потенциалу общества.

Поэтому исследование методологических и практических проблем эффективного формирования и использования социально-гуманитарного потенциала по обоснованным критериям и приоритетам остро актуально в контексте совершенствования государственных стратегий и программ оптимизации пропорций, повышения темпов и устоя перспектив общественно-экономического развития Украины.

Эта проблематика охватывает управление и опосредованные корректировки процессов обеспечения качественной среды жизнедеятельности и удовлетворение общественных, общественно необходимых и частных нужд; приемлемого в контексте конкурентоспособности и социальной зрелости уровня образования и квалификации, культуры и гражданского сознания; условий продуктивной реализации психофизических, интеллектуальных и социально-психологических качеств работника и совокупной рабочей силы.

Анализ последних исследований и публикаций. Обстоятельное освещение процессов формирования и использования социально-гуманитарного компонента экономического потенциала стран с переходной экономикой (в частности, в рамках текущего и стратегического управления деятельностью по социальному обеспечению населения, а также капитализации соответствующих ресурсов на микро-, мезо-, макро уровнях организации общества и хозяйства) получили в трудах следующих ученых.

Это В. Гейца, С. Глазьева, А. Гордей, Н. Гражевской, А. Эльянова, И. Зятковского, Ю. Князева, В. Куликова Е. Либановой, И. Луниной, А. Мартынова, А. Новиковой, Д. Полозенка, В. Поповой, Н. Рымашевской, И. Радионовой, В. Ройка, С. Слухая, Н. Тарнавской, А. Швецова, С. Шишкина и других. Эти специалисты доказали прямую связь между следующими процессами:

— развитием системы социального обеспечения (наряду с распространением теорий и идей государства благосостояния, социального государства, социально ориентированной рыночной экономики с присущими им характеристиками качества жизни, гражданской сознательности, социальной защищенности) и необходимостью широкой легитимности реализованных моделей общественно-экономического развития, основанных на массовой индустрии высоких технологий;

— спектром благ, отнесенным к общественно необходимым, и социальным гарантиям и нормированными стандартами их реализации, с одной стороны. Направлениями деятельности государства по обеспечению и становлению институционально-правового фундамента хозяйствования, компенсации недостатков свободного рынка, с другой;

— результативностью компенсации неэффективности рынка в сфере производства общественно необходимых благ и функционированием бюджетного сектора, в сочетании с перманентной оптимизацией (в контексте текущих целей страны) его соотношения в экономике указанных благ с частным сектором;

— эффективностью траектории трансформации макросоциальной системы и выходным составом доминирующих социальных субъектов с присущими им ролями, что определяет особенности развития общественных институтов, а также технологическим обеспечением последних;

— общей общественной ценностью и эффективностью результатов функционирования экономики и прогресса и количественно-качественными характеристиками гуманитарного (человеческого) развития, удостоверяющими степень положительности их влияния на благосостояние рядового индивида и населения в целом;

— угрожающим в контексте перспектив устойчивого общественно-экономического развития имущественным расслоением населения Украины и дальнейшим ухудшением медико-демографической ситуации, а также негативной динамикой индикаторов позиций нашего государства в мировой экономике (в отношении интеллектуальных активов, уровней развития k-общества и глобальной конкурентоспособности, оценок экологической ситуации и сферы охраны и воспроизводства здоровья);

— нестабильностью, недостаточной диверсификацией, завышенной ресурсной емкостью и ориентацией на экспорт сырья и полуфабрикатов экономики Украины и не формированием в ее обществе замкнутой цепи инновационной модернизации.

Механизм  обеспечивает ее причинно-следственную связь, когда определенный уровень жизнедеятельности, инновационной культуры и образования населения, а также функционирования непрерывной системы образования и повышения квалификации, в сочетании со сбалансированным развитием фундаментальной и прикладной науки, является одновременно результатом.

А также и фактором внедрения и совершенствования административных, фискальных, корпоративных механизмов стимулирования работодателей и само занятых лиц к инновационному развитию производства, наращиванию спроса на технологические, управленческие и маркетинговые новшества в ответ на потребность поддержания конкурентоспособности.

Тематические направления труда рассматривают закономерности, особенности, угрозы воспроизводства и использования широкого спектра, составляющих социально-гуманитарного потенциала стран с переходной экономикой, но не содержат конкретных трактовок соответствующей совместной экономической  категории.

Определение содержания, структуры и связей между компонентами социально-гуманитарного потенциала, как обобщающего относительно продуктивных характеристик человеческого сообщества и социальных институтов, созданных для обеспечения ее жизнедеятельности, формирования и реализации совокупных и индивидуальных трудовых и интеллектуальных качеств.

А также концептуальных основ его воспроизведения и использования будет способствовать систематизации всех сфер государственной политики и повышению эффективности программных мероприятий.

Цель и задачи статьи. Следовательно, в дальнейшем исследовании необходимы условия, критерии и приоритеты повышения эффективности и сбалансированности воспроизводства и совершенствования систематизированной совокупности социально-гуманитарных ресурсов Украины, призванные укрепить потенциал и стимулы позитивных общественно-экономических сдвигов.

С этой целью необходимо:

— определить содержание и структуру социально-гуманитарного потенциала общества;

— предложить методологию исследования среды его формирования и использования, выявить самые общие этапы и закономерности развития последнего;

— разработать критерии и приоритеты становления деятельности по воспроизводству, изъятию в общественное производство и совершенствование социально-гуманитарного потенциала Украины, а также ведущие принципы и ориентиры их реализации в условиях недостаточной автономии и инновационной модернизации отечественной экономики, многочисленных медико-демографических, трудовых ресурсных, миграционных и экологических проблем.

Изложение основного материала исследования и полученные результаты. Социально-гуманитарный потенциал общества целесообразно рассматривать как совокупность воспроизводительных и продуктивных характеристик человеческих сообществ разного функционального и территориального статуса.

А также особенностей организации и результатов функционирования спектра социальных институтов, задействованных в удовлетворении общественных, общественно необходимых и частных потребностей населения, в формировании, реализации и совершенствовании трудовых, культурно-духовных и интеллектуальных качеств субъектов общественного воспроизводства. Наиболее агрегатными направлениями в нем выделяются составляющие:

Базовые составляющие, представленные:

— потенциалом естественного воспроизводства и здоровья индивида, территориальных сообществ разного ранга, населения страны в целом;

— трудовым потенциалом работника и совокупной рабочей силы, что включает в себя энергетический потенциал, или способность к труду, которая сочетает психофизические (физическое, психическое здоровье) и интеллектуальные качества (когнитивные и творческие), а также социально-психологический потенциал, который определяется коммуникативным и культурным уровнем и социальной активностью (моральным уровнем, потребностью в достижении);

Производные составляющие, представленные:

— совокупностью потенциально взаимодействующих социальных институтов, созданных субъектами социума с целью удовлетворения его потребностей в общественных, общественно необходимых и частных благах индивидуального и коллективного назначения в рамках деятельности по обеспечению и реализации законодательно закрепленных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

— потенциалом совокупности социальных статусов, разно-уровневых сетей формальных и неформальных межличностных, профессиональных, общественных связей, а также позитивных социальных взаимодействий, генерируемых общими социальными, групповыми и индивидуальными ценностями и нормами жизнедеятельности, отношениями и взаимодействиями;

— культурно-духовным и образовательно-инновационным потенциалом – соответственными и нематериальными овеществленными результатами реализации трудового потенциала, которые функционируют независимо от их создателя:

1) войдя в системы культуры и религии, а также культурно-духовного (в том числе образно-символического) наследия локальных и региональных территориальных сообществ, населения страны, человечества в целом;

2) получив оформление в виде разнообразной документации по результатам исследований и разработок во всех сферах знаний, профессиональных, научно-популярных и художественных работ, устных, печатных и электронных информационных источников и баз данных;

3) подпадая под авторские и смежные права, заверенные патентами, лицензиями и т.п. документацией в сфере охраны интеллектуальной собственности;

4) создавая различные аспекты (в частности, профессиональные) имиджа и репутации индивида, территориальных общин. А также ряда функциональных сообществ (семьи, трудового коллектива, предприятия, общественной организации и т. п.).

Средой воспроизводства человеческих ресурсов, формирования и совершенствования трудового, культурно-духовного и инновационного потенциалов человека (как движущей силы и фактора общественного производства, чье развитие сейчас признается важнейшим средством экономического прогресса и, одновременно, его конечной целью) является социально-гуманитарное пространство, средой использования и самореализации трудового потенциала экономически активного лица – экономическое пространство.

Эти взаимно дополняемые и взаимодействующие замеры территориальной организации социума создаются и функционируют в рамках административно-территориального деления определенного региона (страны, ее частей, интегрированного надгосударственного образования), предопределяя структуру, параметры, значимые характеристики друг друга.

Пространство общественных и человеческих (коллективных и межличностных) отношений и связей, или социально-гуманитарных, что является локализованной в административно-территориальном разделении совокупностью (системой) имманентных биологических в социальной природе человека и человеческой популяции отношений в пределах основных общественных институтов.

Это семьи, территориальных и общественных движений, экономики, государства (то есть между индивидами, их группами и объединениями по статусным признакам и месту жительства, субъектами хозяйствования и их объединениями, институтами нормирования, управления и контроля во всех сферах жизнедеятельности).

По поводу распределения и потребления, созданных в общественном производстве благ (материальных и нематериальных, способных удовлетворять потребности человека), воспроизведения, совершенствования и привлечения производительных сил индивида в экономическую деятельность (прежде всего его мотивации и вознаграждения, внешней и в частности социальной эффективности).

Эти отношения имеют своей целью формирование и поддержание желаемых основ (то есть признанных целесообразными и рациональными, учитывая имеющиеся природные, материальные, человеческие ресурсы и воспроизводственные условия) социальной иерархии, уровня и качества жизни и пространственной организации среды жизнедеятельности общества. А также уровня согласованности интересов национальностей и конфессий в региональном, обще — и надгосударственном масштабах.

Функционально социально-гуманитарное пространство представлено сегментами:

— социально-территориальных сообществ населения (общественными институтами семьи, религии и общины, социальной иерархией, социальными статусами и типами);

— рынка труда (прежде всего в части механизма формирования и сбалансирования его предложения и соответствующего спроса);

— системы формирования и корректировки общественного мировоззрения, морали и этики, воспроизводства и совершенствования интеллектуального, профессионально-квалификационного и инновационного потенциала рабочей силы.

Прежде всего, в составе звеньев образования, науки и научного обслуживания, культуры и искусств, а также «сетей знаний», наряду с указанными звеньями представленных информационной инфраструктурой и, в частности, электронными информационно-коммуникационными сетями;

— экономической деятельности по организации среды жизни и потребления человека в пределах материального производства и социальной сферы;

— потребительского рынка;

— системы социального обеспечения и защиты, а также деятельности по поддержанию соответствующих направлений национальной безопасности;

— социальных коммуникаций (их система охватывает общественные и гражданские нормы и правила, способы и методы кооперации, механизмы решения конфликтов, уровень доверия между индивидами, социальными группами, слоями и прослойками, а также субъектами хозяйствования).

В историческом развитии социально-гуманитарное пространство компактного проживания и хозяйствования определенной человеческой популяции проходит ряд этапов – от совокупности иерархических гуманитарных отношений в семейном и культурно-религиозном сообществе до системы общественных отношений по привлечению в производство, воспроизводству, совершенствованию и обеспечению полноценной реализации производительных сил человека.

Основы указанных процессов формирует определенная организация распределения и потребления благ, способных удовлетворять ее потребности, а также практика осознания и присоединения к этнической — культурной – религиозной культуре и общественно-политическому наследию и традициям.

Это предполагает углубление связей между общественными институтами, упрочение механизмов и тенденций их взаимодействия, комплексного образования соответствующей инфраструктуры по функциональному и территориальному признакам, или, иными словами, создание сбалансированной системы общественных, коллективных и межличностных отношений и связей, которые определяют и сопровождают все сферы жизнедеятельности человека.

Векторы развития социально-гуманитарного пространства ярче всего отражаются в обобщенных характеристиках уровня удовлетворенности жизнью, демографических и этнических национальных процессов.

В соответствии с распространенной трактовкой гуманитарного (человеческого) развития, это модель общественного развития, ориентированная на максимальное раскрытие потенциала каждого человека и социума в целом, создание достойных условий для реализации интеллектуальных, культурных и творческих возможностей субъектов общественного воспроизводства.

Поэтому положительный мировой опыт становления эффективной экономики общественных благ свидетельствует о целесообразности развития ее на смешанных государственно-частных началах:

— с конкретизацией количественно-качественных параметров социальных гарантий и стандартов (минимальных и рациональных), разработанных на базе характеристик социального прожиточного минимума;

— с весомым участием государства в финансировании образования, в том числе высшего, здравоохранения, социального обеспечения, прежде всего адресной социальной помощи семьям с детьми. Результат, ожидаемый в соответствии с практикой стран, которые характеризуются более высокой экономической устойчивостью, в то же время традиционно занимая ведущие места в рейтингах уровня и качества жизни, – укрепление совокупности аспектов конкурентоспособности на международных рынках;

— разнообразием источников финансирования общественно необходимых индивидуальных и частных потребностей через механизмы обязательного и добровольного страхования, кредитования физических лиц (в том числе льготного);

— развитием государственно-частного партнерства. Результат – установление обоснованной стоимости бесплатных и платных общественно необходимых услуг за счет развития их прозрачного рынка с участием субъектов хозяйствования различных форм собственности, передачи через тендерные процедуры части функций по обслуживанию основной деятельности объектов социально-культурного назначения.

А также ряда соответствующих профильных функций частным предприятиям, в том числе некоммерческим; повышение инвестиционной привлекательности и темпов развития инфраструктуры для предоставления общественных благ в сферах строительства, модернизации, обслуживания дорожных и инженерных сетей, транспорта, связи на основе концессии, совместной деятельности и других типов договоров.

Украина как социальное государство (согласно ст. 1 Конституции) декларирует развитие социально ориентированной рыночной экономики, существуя в условиях ускорения процессов глобализации сфер хозяйствования, быта, массовой культуры, в том числе их организационно-экономических и технико-технологических основ.

А также спектра угроз национальной безопасности, связанных с недостаточной автономией и низкими темпами инновационной модернизации национального хозяйства, многочисленными проблемами трудовых ресурсов, медико-демографической, миграционной и экологической ситуации.

Главным критерием смыслового (количественно-качественного) определения гуманитарных приоритетов в этих реалиях признана широким международным сообществом человеческая  система ценностей, воплощенная в концепциях и теориях человеческого развития, государства благосостояния, гражданского общества, устойчивого развития.

Итак, к ведущим критериям установления деятельности по воспроизводству, реализации и совершенствованию социально-гуманитарного потенциала Украины следует отнести:

 — уровень реализации нормативно-правовых гарантий и стандартов в сфере социального обеспечения населения;

— направленность на последовательное повышение уровня жизни и удовлетворение потребностей, а также согласование интересов всего спектра социальных групп, в том числе на основе солидарных механизмов организации доступа к жизненно и общественно необходимым благам;

— эффективность механизмов сбалансирования спроса и предложения на рынке труда в сегментах их формирования и реализации. Совокупности общественных взглядов относительно образовательно-профессиональных ориентиров, продуктивной занятости и карьеры; национальной системы образования.

А также профессиональной подготовки и повышения квалификации; в институциях, которые осуществляют методическое сопровождение и определение государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих; в государственной службе занятости; институтах трипартизма и государственно-частного партнерства;

— достижение надлежащей комплексности в организации эргономической среды жизнедеятельности;

— обеспечение максимально возможной продолжительности здоровой, экономически и общественно активной жизни населения обоих полов. А также уровня вынашивания беременности и выживания детей первого года жизни, в том числе на основе реализации среди лиц всех возрастных категорий мероприятий последовательной профилактики социально опасной и инфекционной заболеваемости, непроизводственного и производственного травматизма, других негативных последствий действия внешних причин;

— оптимизация ресурсоемкости, объемов и структуры источников финансирования, улучшение инвестиционной привлекательности звеньев социального назначения, предоставляющих общественные, общественно необходимые и частные услуги;

— эффективность механизмов этической корректировки отношений в системах «экономика – социум» и «общество – природа», прежде всего в аспектах ресурсных затрат в образе жизни, качестве среды жизнедеятельности, медико-демографической безопасности страны и региональных общин;

— уровень распространенности в массах основ неразрушающего (здоровье сберегающего, социально толерантного) поведения и безопасной жизнедеятельности в сочетании с потребностью в образовании на протяжении жизни;

— эффективность и легитимность формальных и неформальных институтов корректирования государственной социально-экономической стратегии и политики, а также профилактики асоциальных проявлений.

Базовой среди соподчиненных подсистем установления приоритетов развития и повышения эффективности использования социально-гуманитарного потенциала Украины является деятельность по выполнению государственных гарантий и стандартов социального обеспечения населения.

А также развитие сферы его продуктивной занятости и реализации инновационного потенциала в программах и мероприятиях по повышению конкурентоспособности и модернизации национальной экономики; развертывание конструктивного диалога «общество – власть – политические элиты и представители работодателей» в рамках институтов гражданского общества; защита среды жизнедеятельности.

Систему государственных гарантий социального обеспечения населения и инфраструктурного обустройства поселенческой сети должен окончательно обосновать Государственный классификатор социальных стандартов и нормативов.

Процесс разработки и вступления  статуса ГСТУ, начатый во исполнение закона от 5.10.2000 г. № 2017-III «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», затянулся, отчасти из-за острой нехватки финансирования и ориентированности на сокращение социальных статей бюджетных расходов.

Государственный классификатор должен стать основой для количественно-качественной конкретизации установленных Конституцией и другими нормативно-правовыми актами государственных гарантий социальной защиты населения, определения и соблюдения должного уровня их бюджетного и программного финансирования.

А также для оптимизации механизмов наполнения и индексации соответствующих статей расходов в бюджетах разных уровней (в частности, местных), а также целевого использования указанных средств с целью поддержания гарантированного государством уровня и качества жизни населения независимо от местности проживания и размера поселения.

Доработка имеющегося варианта Государственного классификатора (утвержден еще приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 293 от 17.06.2002 г.) требует дальнейшего его согласования с действующей нормативно-правовой базой стандартизации процессов социального развития и оказания общественно необходимых услуг.

Прежде всего, в части нормирования их материально-технического обеспечения; проработки технологий предоставления и стоимостной оценки гарантированных услуг по необходимости стандартизации большого количества компонентов и факторов, определяющих и характеризующих процесс обслуживания.

А также дифференциации социальных нормативов по социально-демографическим признакам и территориальным коэффициентам, обусловленным различиями регионов и систем расселения по спросу и степени удовлетворения общественно необходимых потребностей.

Оптимизации процессов развития государств с переходной экономикой способствует временная градация мер по реализации стандартизированных социальных гарантий на основе действующих на определенном этапе ориентиров.

Достижения последних контролируются и корректируются мониторингом соответствующей системы индикаторов – измерителей уровня и качества жизни, территориальных и межрегиональных различий, раннего предупреждения неблагоприятных социально-экономических тенденций.

Среди общих принципов реализации социальных приоритетов следует отметить:

— их комплексность как существенно  интегрированную целостность, не взаимозаменяемость  элементов которой, повышает результативность планирования и расходования ресурсов, обеспечивая множественные потенцированные эффекты от активных программ использования и совершенствования продуктивного социально-гуманитарного потенциала в сочетании с деятельностью в сфере социальной защиты населения;

— нормирование и стандартизацию государственных социальных гарантий, что намечают содержание общественного договора и конституционного согласия, определяют условия и стимулы социальной солидарности, обеспечивая единый подход к разработке и реализации соответствующих сегментов государственной политики, целевых мероприятий и программ;

— сбалансированность определения и пропорциональность выполнения приоритетов в конкретно-исторических условиях.

Такой подход является залогом последовательности и эффективности государственной политики по созданию благоприятных условий жизнедеятельности, многогранного развития и реализации продуктивного потенциала населения, совершенствования общих условий общественного воспроизводства, связанных с функционированием звеньев социальной сферы и результатами капитализации профессионально-квалификационного, инновационного, рентного генерирующего, коммуникативного потенциала человеческих ресурсов;

— дифференцированный подход к регулированию процессов общественно-экономического развития с учетом социально-демографической, хозяйственной и экологической специфики административно-территориальных образований.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Последовательная глобализация организационно-экономичных механизмов общественного производства и направленность на наукоемкую модернизацию технико-технологической базы и структуры, выступают условиями обеспечения конкурентоспособности экономики на международной арене.

Это актуализирует приоритет и конкретизирует требования к определению ведущих направлений улучшения качества воспроизведения и использования социально-гуманитарного потенциала Украины.

Потребности национальной безопасности, в то же время, усиливают значимость сохранения его социально-культурной идентичности как залога консолидации общества и территориальных общин, оживления различных аспектов инновационной активности сегментов и субъектов социально-гуманитарного и экономического пространств, смягчения и предотвращения депопуляции и отъезда за границу рабочей силы.

Результаты исследования показали, что воспроизведение и реализация социально-гуманитарного потенциала (как совокупности производительных характеристик человеческого сообщества и социальных институтов, созданных с целью обеспечения  жизнедеятельности, формирования и реализации трудовых, культурно-духовных и интеллектуальных качеств субъектов социума) происходит в пределах взаимодействующих экономического и социально-гуманитарного пространств.

Материальной основой становления и функционирования социально-гуманитарного пространства служат общественные институты, объекты, их разно целевые инфраструктурные сети и системы.

Они с целью удовлетворения материальных и нематериальных потребностей, обмена продуктами хозяйствования и общения, накопления, обмена и реализации знаний и опыта, популяризации творчества и верований создаются лицами, коллективами, территориальными общинами, другими сообществами компактного проживания и ведения хозяйственной и культурно-религиозной деятельности.

Функциональные сегменты социально-гуманитарного пространства формируют его территориальную структуру и соответствующие особенности воспроизводства социально-гуманитарного потенциала. Эти сегменты существенно влияют на организацию, специализацию и возможности диверсификации региональных экономик, определяя потребности и приоритеты развития инфраструктурных сетей материального и социально-культурного обеспечения.

Значительную актуальность в контексте дальнейшей разработки методологии и практических основ повышения эффективности воспроизводства и использования социально-гуманитарного потенциала Украины имеют исследования:

— по совершенствованию нормативно-правовых, экономических, административных принципов интегрирования и по обеспечению положительных векторов развития национального социально-гуманитарного пространства в направлении сбалансирования интересов и взаимодействий социальных групп, национальностей и конфессий.

А также отношений общества и личности, которые проявляются через условия формирования, развития и реализацию целей указанных субъектов, на общественном и индивидуальном уровне благосостояния, здоровья, доверия и согласия, через формы и механизмы социальной солидарности;

— по реализации программ и мероприятий по приоритетным направлениям социального развития государства с переходной экономикой, ориентированной на стабилизацию общественно-экономической ситуации, на утверждение практики социально ответственного рыночного хозяйствования.

Автор: Л.Г. Богуш, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, первый научный соавтор Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: bogush_lg@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий