Занятость и образовательная политика в эпоху искусственного интеллекта и робототехники

Цель статьи – рассмотреть результаты влияния использования искусственного интеллекта на занятость населения и изменение профессиональных распределений, обосновать роль образования в этих процессах и предложить пути минимизации негативных последствий рисков этих процессов для национального рынка труда.

Проанализированы пессимистические и оптимистические прогнозы экономистов относительно дальнейшей роли искусственного интеллекта в процессах автоматизации. Обосновано влияние современных мега трендов на глобальный рынок труда, определены сферы, которые подвергаются наибольшему влиянию робототехники.

Предложены направления модернизации системы образования на общегосударственном уровне с целью обеспечения конкурентоспособности рабочей силы и ее быстрой адаптации к изменениям спроса и предложения на рынке труда.

Речь идет о реорганизации системы образования с обязательным введением в учебные планы дисциплин IT-характера, поддержание инициатив по популяризации курсов Coursera, Edx, Udemy, Udasity и других провайдеров. Это позволит обучать украинских студентов по мировым инновационным программам, увеличить количество учебных заведений по профессионально-техническим направлениям и их популярность среди молодежи, внедрять активные системы получения образования непосредственно на производстве.

Рекомендуется создавать профильные институты и кафедры искусственного интеллекта, робототехники и машиноведения, которые тесно сотрудничали со школами и частными технологическими хабами для повышения уровня подготовки студентов, введение стипендий для одаренной молодежи и преподавателей, занимающихся исследованиями в сфере искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, профессии-«пенсионеры», плотность робототехники, класс ненужных людей, атлас профессий.

Постановка проблемы и актуальность темы. Цифровая революция отразилась на профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения на рынке труда и обусловила потребность в трансформации образовательного пространства. Технологические изменения привели к тому, что конкуренция за доступ к инновационным технологиям создала новые механизмы эксплуатации жителей развивающихся стран и снижения уровня производительности их труда.

Цифровизация массива данных, дополненная реальность, технологии визуального трансферта и искусственный интеллект (ИИ) заставили работодателей пересмотреть традиционные подходы к подбору персонала и организации рабочих мест. В развитых странах около 40% из них уже ощутили существенные экономические преимущества автоматизации работ средней сложности и сокращения вследствие этого части работников.

Например, оперирование роботизированными системами стоит в США примерно 10-20 долларов в час, что ниже средней заработной платы в производстве. В то же время использование и обслуживание новых технологий обусловило потребность повышения уровня компетенции работников, большинство из которых не готовы к изменениям, а над рынком труда нависла угроза поляризации структуры занятости и появления профессий-«пенсионеров» и класса ненужных людей.

Анализ последних исследований и публикаций. Потенциальная замена работников автоматизированными машинами привлекла внимание ученых, работодателей, политиков и экспертов по этим вопросам. Например, В. Мулявка (V. Mulyavska) рассмотрела механизмы эксплуатации новых технологий, риски автоматизации труда в странах, что развиваются, и перспективы для обществ периферии. В работах И. Новак (I. Novak) показано, как ИИ, виртуальная реальность и большие данные трансформируют лицо рынка труда и определены стратегические ориентиры занятости.

Об оптимистичном и тревожном сценарии влияния ИИ на рынок труда и ответе высшего образования заговорили и зарубежные исследователи Б. Смит (B. Smith), Э. Бриньолфссон (E. Brignolpson), Э. McAfee, М. Ford и другие. Сторонники пессимистического сценария развития, оценивая маргинальное влияние использования ИИ на производительность труда, прогнозируют массовую безработицу, бедность и обострение социальной напряженности.

По их убеждению, интеграция технических и физических систем приведет к значительной экономии затрат на оплату труда и к отмиранию привычных профессий, циклы которых сократятся до 3-5 лет. Как только для новой специальности будет создан алгоритм, выполнение ее будет переходить к роботу. Освоение всего неизвестного станет новым карьерным вызовом века.

Сторонники оптимистического сценария не видят повода для паники, ведь экономика автоматизируется непрерывно, исчезновение одной части рабочих мест будет происходить одновременно с их возникновением по другим профессиональным и секторальным направлениям.

Работа будет лишена рутинного характера, станет более интересной и творческой, будет формироваться не противостояние людей и машин, а их взаимопомощь. Эта дискуссия заставляет учреждения высшего образования и предпринимателей искать образовательные решения и таланты для новых цифровых ролей.

Экономисты, настаивают на необходимости развития цифровой грамотности, предоставлении более престижного статуса профессионально-техническому образованию и разработке адаптивных программ переобучения для взрослого населения.

Цель статьи – рассмотреть результаты влияния использования искусственного интеллекта на занятость населения и изменение профессиональных распределений, обосновать роль образования в этих процессах и предложить пути минимизации негативных последствий этих процессов, что формируют для национального рынка труда.

Новизной статьи является обоснование возможных путей адаптации украинского рынка труда к внедрению автоматизированных систем в производственные процессы.

Методология исследования. Методологической базой исследования стал анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к изучению потенциального долгосрочного влияния автоматизации на национальный рынок труда.

Для определения технического потенциала автоматизации мировой экономики разных стран применены методы сравнительного анализа, данные международной консалтинговой компании McKinsey, торгово-промышленной ассоциации робототехнических отраслей (RIA). А также международных отчетов о будущем рабочих мест для наглядного изменения «атласа профессий».

Изложение основного материала. Ниже описаны новые мега тренды, которые изменили характер труда.

Большие данные, искусственный интеллект и Интернет вещей; демографические изменения; глобализация и поляризация профессиональной структуры помогли сделать нестандартные задачи автоматизированными, изменив характер деятельности большинства стран. В результате некоторые из них начали переживать «преждевременную деиндустриализацию».

Риск автоматизации занятости оказался самым высоким в странах со средним уровнем дохода, где требования к работе являются менее сложными, познавательными, творческими и межличностными. С наибольшим риском техногенной безработицы, частично из-за зависимости от производственных рабочих мест, столкнулись Литва, Греция, Турция, Словакия.

Более богатые страны (Норвегия, США и страны Юго-Восточной Азии) легче и быстрее адаптировались к изменениям из-за возможности постоянного доступа к новым технологиям. Поэтому худшие условия сложились для работников со средним уровнем оплаты труда и неполным высшим образованием.

Так, в США почти 3 млн. человек работают как офисные служащие, очень уязвимые к автоматизации. Подавляющее большинство — женщины, средний возраст которых составляет 43,5 года, а средняя зарплата – чуть более 30 тыс. долларов в год.  Менее пятой части имеют степень бакалавра. Если они не смогут получить новые навыки, дополнительное образование или лучшие полномочия, то не смогут и сохранить современный уровень жизни.

По мнению экспертов, именно низко квалифицированные работники будут нести основное бремя потерь. Их избыток станет существенной угрозой для развивающихся стран. Вопрос их интеграции в структурно сложный рынок труда будет зависеть от спроса иностранных государств и социальной безопасности, ведь труд мигрантов обходится работодателям пока что дешевле, чем производство, эксплуатация и обслуживание роботов.

Однако многие ученые соглашаются, что большинство высокообразованного населения напрасно чувствует себя в безопасности. Для ИИ период, когда человек должен научиться определенному предмету, не является релевантным критерием. Все виды работ рутинного характера могут выполнять интеллектуальные машины. Даже для высокооплачиваемых должностей, для которых требуется многолетнее обучение и дипломы о высшем образовании, часто можно найти много обычных замен.

Специалисты китайского интернет-гиганта Tencent уверены, что роботы способны и на творческий труд. Недавно компания представила миру робота-журналиста, который всего за одну минуту написал статью о состоянии финансового рынка. В 2018 г. мир увидел первых роботов, которые умеют рисовать картины, участвовать в судебных процессах как адвокаты, ставить диагнозы пациентам и тому подобное.

Демографические изменения привели к снижению доли трудоспособного населения в одних странах (-8% в Японии, -23% в Италии и Германии, -21% в Китае) и росту в других (+41% в Саудовской Аравии, +33% в Индии, +27% в Австралии, +26% в Мексике и Аргентине). Вызвав существенное перераспределение труда и ресурсов между секторами и профессиям.

Страны с населением, что стареет, начали активнее использовать в производственных процессах технологии, а государства с молодой и увеличивающейся рабочей силой – потенциал демографического дивиденда. Ярким примером может служить Япония, где высокая доля населения старшего возраста и суровые законы в области трудовой миграции заставляют предпринимателей все больше использовать робототехнику, ускоряя процесс автоматизации.

Глобализация сделала рынки труда более взаимосвязанными и способствовала ускоренному темпу распространения технологий с использованием систем ИИ.

Поляризация профессиональной структуры между высоко — и низко квалифицированными рабочими местами повлияла на неравенство распределения доходов.

По оценкам экспертов Оксфордского университета, которые специализируются на машиноведении, машины заменят около 47% рабочих мест в течение следующих двух десятилетий, что приведет к росту числа и удельного веса безработного и экономически неактивного населения. В США автоматизация уничтожит примерно 9,1 млн. рабочих мест к 2025 году.

Ожидаемое количество рабочих мест, которые потенциально могут исчезнуть в Японии, составит 55%, в Индии 52, в Китае 51 и в Соединенных Штатах 46.

Данные Ассоциации робототехнических производителей (RIA), одной из крупнейших организаций, занимающихся деятельностью в сфере автоматизированной работы в Северной Америке, показывают, насколько распространены работы, где роботы могут быть на рабочем месте завтра. Рекорды по поставкам робототехники во всем мире составлял промышленный сектор: 294 312 единиц роботов в 2016 году были отправлены клиентам, что на 16% больше чем в 2015.

В 2017 году их количество достигло 380 550 единиц, что на 29% больше, чем в предыдущем. Безусловным лидером здесь являются страны Азии, в частности Япония, которая только в 2016 г. экспортировала роботов для промышленного сектора на сумму 1,6 млрд. долл., это более пяти крупнейших экспортеров (Германия, Франция, Италия, США, Южная Корея).

«Плотность робототехники» как соотношение роботов и людей, занятых в промышленности, определяет Международная федерация робототехники (IFR). Самый высокий показатель ожидаемо имеют страны, которые активнее всего продуцируют робототехнику. Вверху перечня IFR находится Южная Корея, которая сумела сохранить свой самый высокий рейтинг с 2010 г. благодаря высокому темпу роста автоматизированных моделей.

Следующий — Сингапур, закрепивший за собой название «успешного новатора робототехники». Еще в пятерке лидеров – Германия, Япония и Швеция. Они интенсивно используют основную часть роботов в электротехнической, электронной и автомобильной промышленности. Самый низкий уровень «плотности робототехники» присущ Индии, Филиппинам и РФ, где на 10 тысяч рабочих приходятся три робота.

Высокий уровень «плотности робототехники» доказывает и тот факт, что в странах Азии появляются полностью роботизированные производства. Так, в августе 2015 г. в китайском городе Дунгуань открылась первая, в истории роботизированная фабрика по производству компонентов для сотовых телефонов. Владелец фабрики компания Changying Precision Technology заменила 650 сотрудников на 60 роботизированных рук, теперь конвейеры работают непрерывно.

Негативные последствия роботизации и автоматизации будут ощущаться неравномерно по профессиям и сферам деятельности. Лучшие рабочие места будущего попадают в один сегмент технологического обслуживания. Ученые-футурологи в «атлас профессий» будущего включают следующие виды деятельности: сити-фермер, проектировщик домашних роботов, информационный стилист, IT-генетик, эксперт по будущему ребенку, IT-медик и тому подобное. О существовании таких профессий раньше нечего было и подумать.

Например, в этом году сеть LinkedIn объявила вакансию на должность тьютера для нейронной сети – специалиста по разноплановому обучению ИИ. В 2017 году по сравнению с 2015 число пользователей LinkedIn, добавляющих навыки в сфере ИИ в своих профилях, выросло на 190%. Это навыки, необходимые для создания технологий ИИ, которые включают опыт в таких областях, как нейронная сеть, глубокое обучение и машинное обучение.

Востребованы математики, программисты, компетентные статисты и специалисты по «кодированию». Будут цениться так называемые «универсальные солдаты», лица, обладающие знаниями сразу в нескольких отраслях, хорошо знающие свою работу, что не боятся выполнять сложные задачи и регулярно улучшающие собственные знания.

По данным Всемирного экономического форума, к 2030 году могут исчезнуть или значительно трансформироваться профессии бухгалтера, копирайтера, библиотекаря, юриста, журналиста, переводчика, туристического агента, сотрудников бэк-офисов, сферы транспорта и логистики. Среди рабочих профессий к категории невостребованных будут относиться охранники, почтальоны, операторы call-центров, швеи, машинные операторы, горняки и тому подобное.

Такая тенденция приведет к образованию класса ненужных людей, доля которых в ближайшем будущем увеличится до 35-37% населения, а в некоторых странах – до 40%. Сейчас в США насчитывается 10-12% ненужных людей, в Израиле – 8-9, в Южной Корее, где существует культ работы, – 1-2%.

По прогнозам экономистов, к 2020 году средняя заработная плата в секторе робототехники увеличится, по меньшей мере, на 60%, однако более трети имеющихся рабочих мест будут оставаться вакантными из-за нехватки квалифицированных работников.

Международные IT-гиганты Google, Facebook и Apple готовы платить от 300 тыс. долл. США на год разработчикам искусственного интеллекта при условии, что они являются профессионалами в своей области. Всего годовой оклад разработчиков ИИ может достичь 1 млн. долл. США.

Учитывая спрос на новые профессии и неопределенность в традиционных секторах экономики через технические изменения, актуализируется поиск новых образовательных решений. Лучшее образование предоставляют страны, которые внедрили вычислительное мышление в начальной и средней школе.

Студенты будущего должны знать этот язык, даже если они выберут любую другую отрасль науки. Показательными в этом отношении являются Япония, Китай и Израиль, где в школьных программах особое внимание уделено изучению инженерных технологий.

Министерства образования этих стран позволяют экспериментировать с новыми технологиями в классах с целью подготовки молодежи, для которой работа с ИИ должна стать залогом их будущего трудоустройства. Начиная с 2019 г. правительство Японии предлагает внедрить изучение программирования, а Китаю — курсы по ИИ в начальной и средней школе.

В израильских школах ученики, кроме стандартных дисциплин, слушают лекции о технологиях, IT-проектах, возможностях их реализации и практической ценности.

В образовательный процесс администрация заведений привлекает успешных стартаперов, руководителей компаний и бизнесменов, в школах существуют технологические лаборатории с 3D-принтерами, роботами, умными досками, что облегчает молодежи адаптацию к технологическим новшествам.

Особое внимание правительства стран все больше уделяют профессиональному техническому образованию, ассигнуя значительные средства в деятельность и рост новых учебных профессиональных заведений.

Безусловным лидером здесь является Китай с крупнейшей в мире системой профессионального образования – 12 300 колледжей, предлагающих около 100 000 специальностей. Важное значение для того, чтобы люди могли адаптироваться к новым технологиям и ролям, будет иметь обучение на протяжении всей жизни.

Благодаря появлению массовых открытых онлайн-курсов (МВОК) и в Интернете учебных центров (Coursera, Codeacademy, Big Data University и edX Microsoft), где преподавателями являются профессора и практики, успешные в той или иной профессии, качественное образование станет еще более доступным в каждом уголке мира.

Наиболее востребованными станут проекты, с помощью которых потребители имеют возможность быстро получить новую квалификацию и конкретные навыки, которые впоследствии можно будет удачно конвертировать в доход.

Например, это могут быть онлайн-курсы, где обучают программированию, курсы интернет-маркетинга, создание мобильных приложений и интернет-магазинов и тому подобное. Бум на удаленное обучение в первую очередь прослеживается среди людей, которые уже определенный период проработали в профессии, и знают, какие навыки работы и знания им больше всего нужны.

Технические фирмы со всего мира предпринимают шаги, чтобы помочь обеспечить будущее своих нынешних сотрудников. Хороший пример – программа amazon’s Career Choice, которая поощряет сотрудников к обучению навыкам в будущем трудоустройстве. HR экспериментирует с обучающими технологиями и хакатонами, чтобы сотрудники постоянно учились.

Расширение рынка делового образования усилило и формирование корпоративных учебных институтов – академий, институтов, учебных центров и тому подобное, деятельность которых имеет стратегический характер, связанный с задачами бизнеса в сфере формирования культуры организации, кадрового резерва, оценки эффективности персонала и инвестиций, вложенных в его развитие.

Старается не отставать от технологических новаций и украинский рынок труда. Украина, к сожалению, не вошла в перечень 40 стран, которые используют роботов в производстве с показателем 1 робот на 20 тыс. работников (среднемировой показатель – 74 робота на 10 тыс. человек) и занимает 43 позицию среди 126 государств по развитию инноваций согласно индексу Блумберга.

Украинский рынок робототехники условно можно разделить на два направления: потребительский, где наблюдается устойчивый спрос на роботов-беспилотников и роботов-уборщиков, и промышленный – на котором ежегодная реализация роботов не превышает несколько десятков, что свидетельствует о первоначальном спросе промышленников на эту продукцию.

Среди крупнейших компаний-интеграторов промышленных роботов и автоматизированных систем в производственный процесс можем выделить ООО «НПФ «Техвагонмаш» (г. Кременчуг), АвтоЗАЗ (г. Запорожье), ООО «Центроспав-Украина» (г. Киев), ООО «Навко-Тех» (г. Киев) и другие.

Перспективными направлениями для сотрудничества с иностранными компаниями эксперты называют робототехнику, связанную с транспортом и логистикой, где украинские производители предлагают собственные проекты.

Типичными их примерами являются ГК «Укроборонпром», он конструирует технику для оборонного комплекса, Drone.UA, что занимается разработкой технологий для аграрной сферы, энергетики, геодезии и топографии.

А также KNN Systems – компания, которая проектирует решения по роботизации процессов сварки, фрезерования, плазменной резки и палетизации, компания «Стандарт-ПАК», которая разрабатывает самоходные платформы, самодвижущиеся погрузчики и роботы-буксиры, запорожская компания  Инфоком ЛТД, специализирующаяся на беспилотных автомобилях, а также ряд других компаний.

Кроме того, в Украине успешно функционирует несколько производственных лабораторий в Днепре, Киеве и Одессе – LabSeven, Ultimate Robotics, Mechatronics ROBOT Laboratory, Noosphere Engineering School, которые работают над коммерческими заказами по реализации роботизированных проектов в различных секторах экономики.

Работы перестают быть просто технологическими интересами для украинцев. Наибольшие выгоды от возможного внедрения автоматизированных систем получит, прежде всего, военный сектор, используя современные наземные роботизированные комплексы, например, для разведки.

В ближайшем будущем роботизированные устройства смогут повлиять и на украинскую медицину: это устройства, которые дополнят возможности хирурга, киберпротезы и бионические линзы.

Учитывая то, что технологического обновления требует аграрный сектор, применение высокотехнологичных сервисов позволит осуществлять мониторинг полей в реальном времени, выполнять автоматическое различение культурных растений и сорняков, минимизировать использование тяжелого человеческого физического труда.

От широкого ассортимента интегрированных решений для интеллектуального управления производством выгоду должен получить и промышленный сектор. Использование робототехники и автоматизации должно помочь в морской разведке нефти и газа, что может существенно сказаться на цене топлива.

К сожалению, украинский рынок труда меняется с определенным опозданием. Поскольку стоимость рабочей силы в Украине намного ниже стоимости импортных автоматизированных машин, о стремительном исчезновении ряда профессий говорить еще рано.

В большинстве развитых стран ряд автоматизированных операций выполняют роботы, а в Украине они являются наиболее востребованными по количеству размещенных вакансий: продавцы-консультанты, кассиры, банковские клерки, переводчики и тому подобное.

Учитывая обозначенные риски и новые возможности автоматизации, мы должны не привлекать инвесторов дешевой рабочей силой, а модернизировать и повышать эффективность производства за счет расширения доступа к высшему образованию. Ожидается, что украинцы, что способные работать с машинами, будут иметь более высокие шансы на трудоустройство.

Учитывая это, профессионально-технические учебные заведения во время подготовки выпускников должны обеспечить их навыками работы с автоматизированными системами, ведь рабочие профессии будут становиться технологически сложнее.

К сожалению, в Украине количество учреждений профессионально-технического образования с каждым годом сокращается: 736 в 2018 г. против 1023 в 2005 г. Переподготовки потребует и взрослое население, которое должно быть готовым к смене профессиональных обязанностей. К поддержке инновационных проектов активно приобщаются стартаперы и государство.

Знаковым событием для Украины стало массовое открытие образовательных центров по робототехнике для взрослых и детей: Boteon (Одесса, Днепр, Харьков, Киев, что является франчайзи в восьми других городах). «Изобретатель» (Бровары, Буча, Винница, Киев, Львов, Днепр, Ивано-Франковск, Харьков, Одесса). TechMaker (курс для программистов, в г. Киев) и другие. Есть курсы при IT-компаниях: Guru IT School при компании ThinkMobiles (Ужгород); Basic Robotics and Programming при Infopulse (Киев).

В 2013 г. украинский рынок образования анонсировал открытие первого МВОК от «Университета онлайн» (КНУ), который собрал более 9000 зарегистрированных пользователей. В октябре 2014 г. стартовал еще один национальный образовательный онлайн-проект – Prometheus, который предлагает курсы по основам ведения бизнеса, информационной безопасности, программированию, окончив которые слушатели получат сертификат, что уже приобретает профессиональный вес на национальном рынке труда.

Формат МВОК в Украине успешно используют для преподавания школьных предметов. Начатый в 2017 г. украинский образовательный ресурс о новых технологиях The Future объясняет, как благодаря технологиям будущего меняется наша жизнь уже сегодня. Для выбора тем авторы ориентируются на актуальные технологические тренды.

Команда проекта готовит материалы для школ, а учителя используют их на уроках информатики. При поддержке Министерства образования и науки Украины этим проектом успешно пользуются 350 школ. Перевод курсов на английский язык позволил предложить проект на рынке Канады и ряда европейских государств.

Несмотря на определенные положительные моменты, для того, чтобы украинский рынок труда мог должным образом следовать мировым тенденциям и минимизировать негативные последствия использования автоматизированных систем, необходимым будет введение в действие ряда мер.

Возможными источниками их обеспечения должны стать соответствующие нормативно-правовые документы, которые будут регламентировать правовые отношения относительно политики в области ИИ и развития рынка труда, меморандумы о партнерстве и пакты, о присоединении к международным альянсам с ИИ.

А также соглашения о сотрудничестве между учреждениями высшего образования (ЗВО) и предпринимательским сектором, соответствующие разрешительные документы по созданию новых организационных структур в пределах ЗВО и участие  разного рода технических проектах. Государственные программы финансовой поддержки технологических новшеств и тому подобное. Этапы мероприятий должны быть такими.

Правительству необходимо стимулировать развитие и распространение технологий ИИ и робототехники путем создания соответствующих комитетов и рабочих инициативных советов, которые бы занимались разработкой плана действий по развитию инноваций. Примером может служить Исследовательский центр искусственного интеллекта при Национальном институте передовых промышленных наук и технологий (AIST) в Японии, который действует с 2015 г., а также Министерство ИИ в ОАЭ.

Необходимо существенно увеличить государственное финансирование, связанное с исследованием ИИ благодаря обязательствам по увеличению расходов на НИОКР и лабораторий цифровой трансформации, связанное с созданием промышленных и инвестиционных фондов для стартапов ИИ, инвестирование в сеть и инфраструктуру, государственные закупки, связанные с ИИ.

Налаживание международного сотрудничества в вопросах обзора проблем и выработки рекомендаций относительно политики в области ИИ и развития рынка труда. Довольно успешными являются инициативы некоторых государств и регионов мира. Первым позитивным шагом стало включение Украины в число участников стратегической программы Европейского Союза Horizon 2020.

Однако целесообразным представляется налаживание и расширение сотрудничества в этой сфере с Израилем, Китаем, Южной Кореей, которые продуцируют высокоразвитые технологии. Предоставление разного рода фискальных стимулов по поддержке технологических стартапов для улучшения процессов организации производства и создания новых рабочих мест.

В Индии, например, государство, освобождает фирм-разработчиков программного обеспечения от уплаты подоходного налога в течение 10 лет. Израильские власти постоянно снижают налоги для IT-компаний, поддерживают специальную программу «Технологические теплицы», которая предоставляет создателям стартапа нужное оборудование, специалистов и другую помощь.

При Министерстве управления промышленности страны существует инновационная коллегия, которая занимается финансированием стартапов за государственные средства, предоставляет специальные гранты, размер которых может составлять несколько миллионов долларов.

Создание ученым возможностей для посещения выставок и саммитов по роботостроению, где ведущие разработчики обсуждают перспективы развития индустрии и демонстрируют свои новинки достижения промышленной робототехники, роботов-спасателей, роботов-слуг и другие. Больше всего таких инициатив принадлежит КНР.

Открытие крупными компаниями-разработчиками собственных лабораторий или курсов подготовки при кафедрах самых рейтинговых ЗВО по техническим направлениям обучения (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Национальный университет «Львовская политехника», Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Днепровский национальный университет).

Ведь именно эти учебные заведения, согласно опросу ассоциации IT Ukraine, закончили около 40% программистов Украины. Это надо делать, чтобы студенты после окончания учебы могли быть готовыми к работе, а компаниям не пришлось тратить дополнительные средства для их переобучения.

Приглашение к сотрудничеству специалистов, имеющих опыт работы в IT-отрасли, в роли менторов для помощи студентам в выборе интересных тем для учебных проектов, в привлечении и организации процесса разработки программного продукта и представление результатов во время защиты работ. Подобного рода инициативы уже два года подряд практикует кафедра систем ИИ Института компьютерных наук, IT Национального университета «Львовская политехника» и Львовский IT кластер.

Провести цифровизацию всех учебных заведений – от начальной школы до университетов. Именно таким путем пошла власть Китая, объявив в 2017 г. план цифровизации учебных заведений, в соответствии с которым средства, выделенные на образовательный сектор, должны идти на переобучение преподавателей, внедрение классов и факультетов программирования, робототехники и ИИ, создание онлайн-платформ для индивидуального обучения, привлечения инвесторов для переоборудования учреждений образования.

Министерству образования и науки Украины совместно с прогрессивными представителями бизнеса следует определить и заключить перечень востребованных в будущем компетенций, в соответствии с которыми надо разрабатывать новые учебные курсы.

Увеличение количества профильных институтов и кафедр ИИ, робототехники и машиноведения, которые бы тесно сотрудничали со школами и частными технологическими хабами с целью привлечения технологических талантов к комплексному исследованию систем ИИ, результаты которых внедрялись бы в различных сферах.

Это позволит университетскому образованию играть роль агента социальных инноваций. Сейчас в Украине действует только два таких учреждения: Институт проблем искусственного интеллекта МОН Украины и НАН Украины, и Институт информатики и искусственного интеллекта ДонНТУ.

Организация летних школ по изучению IT-технологий и участие наших школьников и студентов в проектах за рубежом – вроде DataLab SummerCamp — 2016 в Праге, Mitacs Globalink Research Internship Program в Канаде. Первопроходцем в Украине стала Первая международная весенняя школа по верификации и искусственному интеллекту, которая открылась на базе Харьковского национального университета радиоэлектроники в апреле 2018 г.

Нам необходимо следовать европейским практикам по поддержке неформального образования, которое должно готовить к быстрым изменениям. Это давно поддерживаемая европейскими государствами концепция образования в течение жизни в виде тренингов, семинаров, массовых открытых онлайн-курсов и тому подобное.

Учебным заведениям нужно поддержать инициативы по внедрению в учреждениях высшего образования курсов Coursera, Edx, Udemy, Udasity   обучения украинских студентов  мировым программам и для разработки собственных онлайн-курсов.

Основным преимуществом украинских МВОК должна стать ориентация на инновационные футуристические направления и специализации, которые позволят подготовить востребованных рынком труда специалистов. Речь идет о популярных курсах по машинному обучению и компьютерной графике, ИИ, генной инженерии, развитию биотехнологий и языков программирования и тому подобное.

Введение стипендий для одаренной молодежи и академического сообщества, которые занимаются исследованиями в сфере ИИ. Так, правительство США ввело стипендию Turing, чтобы поддержать начальную когорту стипендиатов ШИ, а Китай запустил пятилетнюю университетскую программу для обучения как минимум 500 учителей и 5000 студентов, что работают над технологиями.

Необходимо лучше информировать молодежь и академическое сообщество об образовательных инициативах технологических компаний. Наибольшим их количеством известна компания Google, которая в 2018 году запустила бесплатный курс Learn with Google AI, посвященный машинному обучению. Это ресурс, с помощью которого любой может узнать о развитии возможностей ИИ, поможет улучшить свои собственные навыки и применять их в ежедневной практике.

Подобного рода инициативы с 2016 г. продвигает на украинский рынок образования и IT-школа Samsung, пытаясь заинтересовать старшеклассников прогрессивными профессиями будущего. Эти проекты активно поддерживает Институт модернизации содержания образования в рамках концепции новой украинской школы. Государственным и частным ЗВО надо кооперироваться с европейскими университетами в сфере ИИ для лучшего обмена наработками.

Выводы. Решить задачи автоматизации правительство страны сможет через реорганизацию системы образования, ее цифровизацию, поддержание инициатив по популяризации курсов глобальных провайдеров, внедрение активных систем дуального и технологического образования.

Необходимость приобщения к правительственным инициативам корпоративного сектора связана с возможностью получения профессиональных навыков, которые будут востребованы футуристическими профессиями и выведением отношений найма на новый уровень.

Нормативно-правовая и финансовая поддержка правительства будут способствовать решению социально-экономических проблем, динамичному развитию приоритетных отраслей экономики, улучшению процессов организации производства и подготовке нужных специалистов.

А также установлению меры ответственности за соблюдение целевых показателей по созданию «цифровых» рабочих мест, а использование новых комбинаций сотрудничества государственно-частных и научных кругов – будущему технологическому лидерству страны.

Автор: И.Л. Татомир, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко, Е-mail: Tatomur@gmail.com, ORCID 0000-0002-3274-7083

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий