Без них некоторые не могут спокойно поесть. А другие — уснуть. Телефоны и планшеты настолько вошли в жизнь современного ребенка, что порой их лишение приводит не только до слез, но и до полноценных истерик.
Согласно исследованиям, на Западе подростки «сидят» в телефонах и других гаджетах в среднем 9-11 часов в день (без учета выполнения домашних заданий). Больше половины детей признаются, что идут спать с телефоном в руках и проверяют его в то время, когда должны спать.
Виктор Евпак из Черкасс уже несколько лет изучает вопрос детской зависимости от смартфонов и других «экранов». Говорит, и сам когда-то имел такую проблему. В 2014-м вместе с командой он создал мобильное приложение Kidslox, которое позволяет контролировать использование ребенком смартфона, а также контент, который он потребляет. Сегодня программа – одна из самых популярных в мире.
В интервью корреспонденту «18000» Виктор Евпак рассказывает, как в мире борются с зависимостью от девайсов, и чем их можно заменить.
Почему чрезмерное использование мобильных девайсов – это опасно?
Опасность кроется в том, что использование устройств имеет безопасный вид. Они продаются как необходимость, что «развивает» детей, делает их умнее. Исследования показали, что мобильные устройства вызывают на уровне мозга такую же зависимость, как героин. Нужно понимать, что на самом деле для продвижения устройств построена очень сильная маркетинговая «махина».
Родители думают, что могут легко этому противостоять. И это – еще одна опасность. Если в семье есть ребенок, зависимый от наркотиков, то мать или отец понимают, что не могут это побороть, надо идти к профессионалам, в реабилитационный центр. А с планшетом ты думаешь: зачем куда-то идти? Я отец, скажу «Нет», я в состоянии сам это контролировать. На самом деле родители не могут легко конкурировать с программами, которые вызывают колоссальную зависимость.
Можешь на часы забыть о ребенке и не думать, что с ним делать. В определенной степени девайсы для детей продаются их родителям. Например, за рубежом эта проблема более распространена среди не очень состоятельных семей, у «рабочего» класса.
Объяснение простое. Родители приходят с работы уставшие, работали весь день, хотят простого отдыха. А у них есть дети, которые требуют внимания. Дети тянутся к родителям, а те не могут дать этого внимания, потому что хотят сконцентрироваться на чем-то другом: спать, смотреть телевизор, побыть с гостями. Самый легкий способ успокоить ребенка – это дать ему планшет или телефон. Такой себе новый «инструмент успокоительного».
В группе повышенного риска – маленькие дети
Для маленьких детей телефоны, компьютеры и планшеты – это зло. Их надо запретить до 2-3 лет. Такого мнения придерживаются члены Ассоциации педиатров Америки.
Из-за влияния девайсов дети начинают говорить гораздо меньше и позже. Их мир концентрируется на предмете, который с ними в ответ не разговаривает. До 2-3 лет дети узнают 90% информации, которая будет им потом нужна в жизни. Известно, что ребенок изучает информацию по-другому, чем взрослый.
Если они учат, что такое цифра 5, надо увидеть пять вещей, почувствовать их пальцами, поиграть. Тогда ребенок запомнит информацию. Планшет и компьютер умножает это на ноль, и просто показывают на экране цифру 5. Как следствие, мозг ребенка неправильно записывает информацию, что же на самом деле делает пять пятеркой. Вместо понимания количественных показателей они видят, что это что-то нарисованное – пять. Но что это означает определенное количество вещей, не понимают.
Интернет – также опасность. Есть много плохих вещей, как порнография, насилие, педофилия, принуждение к самоубийству, булинг… Программа Кидслокс, которую мы создали, блокирует более 5 млн. вредоносных сайтов. И мы все время мониторим появление новых. Еще одна проблема – использование девайсов в ночное время. Мозг ребенка должен успокоиться за 1,5-2 часа до сна.
«Стрелялки» и жалко от них
Также в мире обращают сейчас внимание на «агрессивные» игры. Доказано, что некоторые игры способны влиять на психику. Например, «стрелялки». Постоянный контакт с убийством притупляет эмпатию ребенка, делает его менее сострадательным к боли других людей. Мозг привыкает, что это «норма».
В прошлом году был на конференции в Бостоне. Там показывали интересный эксперимент. Спортивный зал наполняется детьми, устанавливаются 50 компьютеров с одной стороны, 50 – с другой. На 50 компьютерах дети играют в «стрелялки», на других – в футбол. После детей впускают в симулированную комнату, где обыгрывают элемент, в котором надо проявить небольшое сочувствие. Почти 100% детей, которые играли в «стрелялки», игнорировали проблему, на которую обратили внимание «футболисты».
Как девайсы заставляют нас реагировать на них?
Любой бизнес призван делать одно: зарабатывать деньги. Это нормальная коммерческая составляющая. Производители программного обеспечения и планшетов, и компьютеров, прежде всего, думают, как увеличить свои заработки. Поэтому они обращают свое внимание на новые ниши. Если тебе, как взрослому человеку, продали телефон – ты становишься «абонентом» определенного бренда. За тебя битва закончилась. Поэтому надо искать новый рынок. Например, детей.
Средство, которое используют для увеличения времени пребывания человека за девайсом, называется «убедительным дизайном». «Убедительный дизайн» преподают в Стэнфорде как науку. Профессора, который все это начал, зовут BG Hogg. Стэнфорд – главный университет при Силиконовой долине, который генерирует специалистов, которые потом делают крутые приложения. Основатель движения даже кичиться тем, что первыми его учениками были ребята, которые поняли все эти поведенческие штуки и создали «Инстаграм».
Речь здесь идет, конечно, не только про сам дизайн, а более глобально – о том, как ведет себя программа. Частично для этого используется инстинкт страха. И он очень круто реализован.
Вот ты сидишь, и тут «дзинь» – сигнал оповещения. Что мы думаем? «А может, это что-то важное?», «Может, это моя любимая жена?». «Может, это кто-то по работе?». «Может, что-то случилось?». И что ты делаешь? Отвлекаешься от важного разговора с живым человеком, чтобы уделить внимание чему-то неживому. Это очень сильно генерирует (особенно у детей) расстройство внимания (ADD). После ребенок не может спокойно сидеть на уроке 45 минут, потому что он привык, что каждые 5 минут его что-то отвлекает. Кстати, как правило, все эти уведомления настроены по умолчанию, сразу после установки программы.
Еще одна «тема» – цвета, которые используют разработчики в мобильных приложениях. Обычно оповещение — в красном кружочке. Где красное используется как что-то положительное? Нас с детства учат, что красный – это цвет светофора, красный означает «удели мне внимание», «сделай то». Как вариант борьбы с этим некоторые делают экран телефона монохромным. И тогда определенный элемент зависимости спадает.
В функционировании мобильных приложений используют механизм из азартных игр – по аналогии слот-машин в казино. Каждый раз есть ложное ощущение контроля и нежелание что-то пропустить. «Вот я нажму на рычаг слот-машины – и это даст мне какую-то пользу или награду». Нечто подобное происходит, когда ты читаешь страницу в соцсетях.
Компании очень таргетированно рекламируют свои товары детям. Делают это изысканно, дети потом приходят к родителям и говорят: надо. Все это через рекламу в играх, на телевидении.
Еще одна тема, которая активно поднимается в последнее время в мире, нарушение прав приватности взрослых и детей. Некоторые компании начали делать игрушки, которые разговаривают с детьми, слушают их. Была попытка запустить барби-куклу, которая имеет искусственный интеллект, слушает ребенка, с ним начинает разговаривать. Выяснилось, что все эти разговоры записываются на сервер компании «Барби».
Осознают проблему
Когда-то люди так же не понимали, что курение сигарет несет опасность. Считалось, что это модно, везде можно было курить. Затем провели исследование, все поняли: курение убивает. Так же с наркотиками. Думаю, придет время, когда что-то похожее скажут про девайсы. Сейчас на крупные компании, такие как Google и Apple за рубежом идет большой прессинг, их заваливают петициями. И уже есть первые сдвиги.
Google посвятил ¼ часть ежегодной конференции этому вопросу. Если раньше тема была табуированной, мол, как ограничивать то, на чем мы зарабатываем. То здесь они уже рассказывают о «цифровом здоровье» и говорят, что в новой операционной системе будет особый функционал, который будет показывать, сколько времени ты проводишь за девайсом. Взамен Apple разработал собственное приложение, помогающее отслеживать время, проведенное на девайсе.
В некоторых штатах Америки уже на законодательном уровне принимают решение о запрете пользования мобильными телефонами в школах. В этом есть логика – если дома ты можешь для ребенка установить определенные правила обращения с девайсом, то в школе это неуправляемо. Не так давно смартфоны в школах запретили и во Франции.
Как противодействовать?
Родителям надо снова стать родителями, а не менеджерами своих детей. Лучший способ отвлечь ребенка от девайса – это замещение. Не просто жестко убрать, а заменить это чем: настольными играми, спортом, выездными прогулками, чтением книг вместе, совместным просмотром мультиков и фильмов, а после – их обсуждением. Может, иногда и в игру какую-то сыграть, но вместе с ребенком. Чтобы ребенок строил отношения не с гаджетом, а с живыми людьми.
Есть родители, которые просто забирают планшет. Я противник этого. Девайс – это как машина. Автомобиль – это инструмент, средство передвижения от точки А к Б, однако даже в Правилах дорожного движения написано, что это средство повышенной опасности. Телефон — это также средство повышенной опасности. И надо относиться к нему не как к чему-то «няшному» и красивому, а как к средству повышенной опасности. При условии правильного баланса и гаджет может быть полезным. Признанный педиатрами баланс – два часа в день.
На собственном примере
С женой Каролиной имеем двух детей: Николая и Лизу. В будни позволяем им играть на телефоне или планшете 2 часа. В выходные — немного больше, 3 часа. Кроме того, мы выставляем на некоторые игры особые ограничения – по полчаса, например.
С сыном имеем правило: хочешь побыть на один час больше в телефоне — должен час почитать книжку. Купил ему хрестоматии на украинском языке, работаем над чтением. Иногда ищем в планшете неизвестные слова. Это позволяет показать, что полезного ему может дать девайс. Но запретили кучу вещей, которые ему не нужны, некоторые игры. Мы выставили нормальные ограничения, а не просто забрали и все. Вспомните, именно это мы все несколько лет назад делали с телевизором.
Дети – это как мягкая глина, их можно «лепить» до определенного времени. Когда ты выставляешь новые ограничения, в первые несколько дней происходят привыкание, может быть какой-то протест. Но если правило продолжает работать, ребенок привыкает к новому статусу, и далее протеста нет.
Я такой человек, что не могу делать то, во что сам не верю. Четыре года сам имел зависимость от девайсов. Как-то осознал, что когда просыпаюсь, первое что делаю – это смотрю в телефон. Казалось, что это нормально, потому что мне это надо для работы. Но потом увидел, что такой, же пример начали брать дети.
Имею такую привычку в компьютере, «мультитаскинг» — делать несколько дел одновременно. Жена начала дома возмущаться. Мол, «Ты со мной и не со мной одновременно». Понял, что в этом есть логика. Сейчас стараюсь даже компьютер оставлять на работе, а дома отдаваться семье.
Несколько лет назад с женой приняли решение, что не берем в спальню девайсы. У нас двухэтажный дом, оставляем их внизу на кухне. Раньше я использовал телефон как будильник, сейчас просто купил обычный будильник. Почти не смотрим ничего в постели. Поняли, что лучше засыпать под книжку. Конечно, порой бывают исключения.
С семьей ужинаем вместе, общаемся, а потом играем в какие-то настольные игры. Сейчас наш фаворит – «Skip Bo». Выигрывает всегда Лиза. Мы играем на полную, не поддаемся, а она, пятилетняя, все равно выиграет (смеется). Это маленькая игра, поэтому удобно ее брать с собой в путешествия, в ресторан, играем, когда ждем заказ.
Автор: Елена Щепак
Источник: «18000»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.