Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Госсекретарь «на сене» – полгода работы Владислава Андронова в Минагрополитики


08.11.2017 – Владислав Андронов уже полгода на посту государственного секретаря Минагрополитики. Кабинет Министров назначил его 25 апреля 2017 года. Тем временем, почти синхронно с его появлением в коридорах главного аграрного ведомства, 23 мая уволился (подал заявление Владимиру Гройсману) по собственному желанию руководитель ведомства – министр Тарас Кутовой.

Получается, что в отсутствие официального руководителя ведомства все это время полноценно «рулил» министерством один госсекретарь. Конечно, есть еще и.о. министра Максим Мартынюк, но титул и.о. сужает полноту его власти. А, следовательно, и зону ответственности, как и у любого чиновника. Какой же КПД аграрного госсекретаря за это полугодие? AgroPolit.com проанализировал работу государственного секретаря Минагрополитики.

Читайте также: Власть временщиков. Зачем Порошенко и Гройсману армия исполняющих обязанности

Земельные акты. Украина приближается к открытию рынка

Глава «Укрспирта» Юрий Лучечко: Сегодня я против демонополизации производства спирта, это уничтожит отрасль

НОВЫЕ ЛЮДИ В МИНИСТЕРСТВАХ

В конце 2015 года парламент торжественно и помпезно принял закон «О государственной службе» (от 10 декабря 2015 г. №889-VIII). Эксперты тогда окрестили закон как существенную новацию, которая превратит министерства в политические игрушки и «кормушки» всей министерской рати на реальный инструмент политики.

Основной упор в этом законе парламентарии сделали на создании должности государственного секретаря в Кабинете Министров и всех министерствах. По логике закона, госсекретарь – государственный служащий категории «А», значит, высшего корпуса государственной службы, который является аполитичным менеджером и руководителем аппарата министерства. Ранее эти функции выполнял заместитель министра - руководитель аппарата.

Теперь с появлением госсекретаря в министерствах создаются маленькие монархии со своими «королевами» (министрами) и канцлерами (госсекретарями). Поэтому институт госсекретарей создавался в рамках одной из реформ правительства. Однако в «тени» благого дела просматривались отголоски борьбы между президентом и премьером и, как результат, создание системы противовесов и сдержек внутри каждого министерства.

ЧТО ЖЕ ПОЛУЧИЛИ НА ВЫХОДЕ?

«Министры будут определять политический курс – формировать концепцию и стратегию. Тогда как административные, технические и технологические решения, которые бы способствовали эффективному функционированию этих отраслей, будут приниматься министерским аппаратом, коллегией госслужащих, работу которых будет координировать госсекретарь», – объяснял два года назад различие должностей политолог Вадим Карасев.

Дальше еще лучше – министр не будет иметь влияния на государственного секретаря. Госсекретарь подчиняется государственному секретарю Кабинета Министров, главному должностному лицу исполнительной системы власти. И экспертный круг время от времени критиковал формирование состава комиссий по отбору госсекретарей, намекая на преобладание в них пропрезидентских людей...

Еще один важный момент – срок пребывания на должности. Если министры и заместители могут быть уволены из-за переформатирования правительства, после проведения выборов, создания новой коалиции, государственный секретарь избирается на должность на 5 лет с возможностью продления еще на 5 лет. Выбирает госсекретарей Конкурсная комиссия высшего корпуса государственной службы, утверждает – Кабмин, что также существенно отличает их от министров, которые избираются политиками по внутренним договоренностям.

Оценка каждого претендента на должность государственного секретаря состоит из 3 частей: первая – тест, вторая – выполнение ситуативных заданий и третья – собеседование. На их основе формируется конечная оценка, и информация о кандидате передается субъекту назначения для принятия решения.

Конкурс проходит с трансляцией он-лайн. Кроме того, каждый желающий может посетить заседание комиссии.

По мнению члена конкурсной комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы Владимира Куприя, такой механизм хоть и несовершенен, однако прозрачный. «Даже в других странах нет такого случая, чтобы заседание транслировалось он-лайн. Конечно, это первый опыт именно в работе такой институции, которая бы подбирала госслужащих высшей категории на конкурсных началах. Поэтому, возможно, на первых этапах не так получилось, как думалось. Но со временем комиссия приобретает компетентность и опыт. Есть определенные вопросы к методике оценки, но это можно поправить, научить, улучшить», – объясняет он.

Государственные секретари переживают «второе пришествие» в украинской государственной службе. Первую попытку создать такие должности в каждом из министерств в начале 2000-х сделал второй президент Леонид Кучма. С помощью госсекретарей Леонид Данилович имел свои «уши» в каждом ведомстве. Конечно, это не всем нравилось, особенно – правительству. Тем более, надвигались президентские выборы 2004 года, когда власть готовилась мобилизовать весь административный ресурс, чтобы протолкнуть в президентское кресло нужного человека. Однако тогда они не прижились.

По мнению политолога Александра Солонтая, основная причина отмены должности госсекретаря – «вмешательство» последних в их планы. «Первый раз государственные секретари появились при Кучме. Они способствовали созданию стабильной работы в министерствах. И впоследствии это стало угрожать тем, кто желал работать с министерствами исключительно в ручном режиме. На то время вопросы фактически решались, как заблагорассудится. Из-за давления олигархических политиков государство взяло «откат» назад и отменило все наработки», – пояснил политолог в эксклюзивном комментарии AgroPolit.com.

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН: КОТ ИЛИ МЫШИ?

Так кто же сегодня правит бал в министерстве – министр или его завхоз? Ответ – в перечне функций обоих. Так вот, обязанности первого определены в Законе «О Кабинете Министров Украины» (от 27 февраля 2014 №794-VII).

Итак, министр:

обеспечивает выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, формирование и реализацию государственной политики, выполнение других возложенных на Кабинет Министров Украины задач и полномочий в соответствующей сфере;

направляет и координирует деятельность соответствующих центральных органов исполнительной власти;

вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения относительно решения вопросов, связанных с выполнением своих полномочий из направления и координации деятельности центральных органов исполнительной власти;

вносит премьер-министру Украины представление относительно назначения на должность первого заместителя и заместителей министра и освобождение указанных лиц от должности;

согласовывает проекты законов, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, которые вносятся на рассмотрение Кабинета Министров Украины, по вопросам, относящимся к сфере деятельности министерства, центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется им;

подает на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты законов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, разработчиком которых является министерство или центральные органы исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется им;

издает обязательные для исполнения приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности министерства и центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется им;

осуществляет подготовку вопросов для рассмотрения Кабинетом Министров Украины;

участвует в рассмотрении вопросов на заседаниях Кабинета Министров Украины и вносит предложения относительно повестки дня, заседаний Кабинета Министров Украины;

представляет в установленном порядке Кабинет Министров Украины в отношениях с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;

ведет переговоры и подписывает международные договоры Украины в соответствии с предоставленными ему полномочиями;

Однако функции госсекретаря определены в законе о госслужбе:

организует планирование работы с персоналом государственного органа, в том числе организует проведение конкурсов на занятие вакантных должностей государственной службы категорий «Б» и «В», обеспечивает прозрачность и объективность таких конкурсов в соответствии с требованиями этого закона;

обеспечивает планирование служебной карьеры, плановое замещение должностей государственной службы подготовленными специалистами в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности и стимулирует продвижение по службе;

обеспечивает своевременное оповещение и передачу центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы, информацию о вакантных должностях государственной службы с целью формирования единого перечня вакантных должностей государственной службы, который обнародуется;

назначает граждан Украины, которые прошли конкурсный отбор на вакантные должности государственной службы категорий «Б» и «В», освобождает из таких должностей в соответствии с требованиями настоящего закона;

присваивает ранги государственным служащим государственного органа, которые занимают должности государственной службы категорий «Б» и «В»;

обеспечивает повышение квалификации государственных служащих государственного органа;

осуществляет планирование обучения персонала государственного органа с целью совершенствования уровня владения государственными служащими государственным языком, на региональном языке или языке национальных меньшинств, определенных в соответствии с законом, а также на иностранном языке, который является одним из официальных языков Совета Европы. В случаях, если владение таким языком является обязательным в соответствии с настоящим законом;

осуществляет контроль над соблюдением исполнительской и служебной дисциплины в государственном органе;

рассматривает жалобы на действия или бездействие государственных служащих, которые занимают должности государственной службы категорий «Б» и «В»;

принимает в пределах предоставленных полномочий решения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих, которые занимают должности государственной службы категорий «Б» и «В»;

выполняет функции работодателя в отношении работников государственного органа, которые не являются государственными служащими;

создает надлежащие для работы условия и их материально-техническое обеспечение;

осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим и другими законами Украины.

Как видим, даже на законодательном уровне функции министра и государственного секретаря разведены.

Важным является и то, кто же отвечает за казну министерства.

Эксперт Института политического образования, политолог Александр Солонтай говорит, что финансовые полномочия у министра остаются, но будут меньшими. «Оперативное финансирование для осуществления транзакций, контроль за всем, технические вопросы – это в руках госсекретаря. Он смотрит на «технику»: чтобы все получили зарплаты, возмещение. Он также имеет достаточное влияние на ранги, категории госслужбы, а от этого зависят зарплаты. Также он влияет на график работы. Но главным является финансирование отрасли, где лоббированием и представлением политики занимается министр. Распределением глобальных средств занимается министр», – говорит политический эксперт.

Однако впоследствии полномочия госсекретаря будут все же сверху. «Право подписи всех документов, и не только финансовых, должно полностью перейти к секретарю. Но это не сразу, – уточняет Александр Солонтай. – К тому же многие вещи до сих пор непонятно как делать. Например, что делать, если государственный секретарь ушел в отпуск, ведь не существует понятия заместитель государственного секретаря. Поэтому до сих пор возникает много разных нюансов».

Член комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы Владимир Куприй так объясняет различия должностей: «Высший корпус государственных служащих – в министерствах – обеспечивает реализацию государственной политики в определенной отрасли. Политику определяет министр, а вот ее реализацию должен обеспечивать государственный секретарь. Госсекретарь – фигура административная, внепартийная и не политическая. И если министр определяет политические цели работы министерства (например, реформирование системы здравоохранения), то уже госсекретарь будет организовывать работу команды, имеющихся ресурсов, планировать конкретные мероприятия для реализации этой цели».

АГРАРНЫЙ ГОССЕКРЕТАРЬ – КТО ОН?

Конкурс на отбор государственного секретаря Министерства аграрной политики и продовольствия начался еще в прошлом году, сразу же после вступления в силу закона о госслужбе. Минагрополитики стало одним из 8 пилотных министерств, где состоялись конкурсы на новую должность.

Две первые попытки избрать госсекретаря, осенью прошло года провалились. По результатам первого конкурса (ноябрь 2016-го) в финал вышел 1 кандидат из 8, – заместитель руководителя патронатной службы Минагрополитики Алла Шкуро. Однако после собеседования комиссия не поддержала ее кандидатуру. Также на кресло претендовала близкая к Кутовому и аграрному барону Олегу Бахматюку по ООО «Трейд-Агро» Алла Лобода.

Лишь в третьем конкурсе 23 декабря государственным секретарем выбрали Ульяну Грачеву, которая на тот момент была заместителем начальника управления экономического развития и регуляторной политики департамента по вопросам финансового и экономического развития. Заместителя отдела по экономическому развитию секретариата Кабинета Министров. До работы в Кабмине сначала работала советником Владимира Гройсмана, когда он был спикером Верховной Рады, а потом шеф повысил его до заместителя руководителя Секретариата Председателя Верховной Рады Украины.

Креатура Гройсмана. Грачева продержалась на посту недолго. Уже в феврале 2017 года Кабмин объявил новый конкурс на эту должность, а обязанности госсекретаря возложил на исполняющего обязанности директора департамента правовой и законодательной работы Минагро Андрея Пивоварова.

Новое заседание по избранию госсекретаря назначили на 14-15 марта 2017. По данным протокола заседания, на эту должность было подано 9 кандидатов, которых выбирали в три этапа.

Первый рубеж (тестирование) прошли 7 кандидатов. Второй (ситуативное задание) лучше всего развязали трое претендентов. В порядке от высшего балла к низшему – Николай Подопригора, заместитель председателя Сумской областной государственной администрации. Александр Галущенко руководитель регионального контактного пункта «Продовольственная безопасность, устойчивое сельское хозяйство, морские исследования и биоэкономика» Программы Европейской Комиссии финансирования научных исследований и инноваций «ГОРИЗОНТ 2020», который принимал участие и в предыдущих двух конкурсах. Владислав Андронов заместитель генерального директора ООО КУА «Инвестиционные ресурсы».

Хотя на двух предыдущих этапах Андронов не был среди лидеров, на собеседовании он чуть ли не вдвое обошел своих конкурентов. Члены Конкурсной комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы поставили ему наивысшие баллы по всем критериям: «наличие лидерских навыков», «коммуникации и взаимодействие», «управление изменениями», «личностные компетенции», «управление общественными финансами».

В 1999-2003 гг. он также успел побывать председателем Межрегионального Совета Солидарных профсоюзов Украины. Похоже, на избрание ответственного лица – госсекретаря Минагрополитики – больше всего повлиял субъективно-эмоциональный фактор членов конкурсной комиссии.

Новоназначенный госсекретарь Владислав Андронов – стал полной неожиданностью этих гонок. Ведь об этом человеке практически не было информации. Даже его фото днем с огнем было не найти. Для рынка он оказался «темной лошадкой», о которой большинство ни сном, ни духом не ведали.

Декларация Владислава Андронова за 2016 год свидетельствует, что он является небедным человеком. Его семья владеет 10 квартирами (2 в его полной собственности, еще несколько – в собственности жены, остальные – в совместной собственности его жены, сына и других членов семьи). Еще два дома со статусом «незавершенное строительство» площадью 480 и 41,6 (садовый дом) и 4 автомобиля. Также он является владельцем ООО «Инвестиционные ресурсы» (место предыдущей работы).

Однако уже в уточненной декларации от 9 июля госсекретарь Минагро обогатился: плюс 4 квартиры (1 в собственности, остальные три – в праве пользования) и 2 автомобиля (оба записаны на жену, но только с правом управления, значит, в собственности не находятся).

По данным Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, фирма, акциями которой он владеет, - ООО «Инвестиционные ресурсы» занимается несколькими видами деятельности, прежде всего, покупкой и продажей собственного недвижимого имущества (основной), а еще – агентство недвижимости, предоставление в аренду имущества, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Свои первые задачи на новом посту он обозначил коротко и сухо: «Перед государственным секретарем Минагрополитики стоит много задач. Прежде всего – реформирование работы и организационной структуры министерства для повышения ее эффективности. Отдельной задачей является работа с государственными предприятиями, институты которых необходимо привести в соответствие с действующим законодательством, в частности – обеспечить избрание их руководителей по прозрачным конкурсам».

В недавно опубликованной статье на AgroPolit.com «Как реформирует Минагрополитики – детали» Владислав Андронов называет одной из ключевых задач для себя избавление министерства от несвойственных функций, таких, как управление государственными предприятиями или предоставлением административных услуг.

ТАК ЧТО ЖЕ КОНКРЕТНО УЖЕ СДЕЛАНО?

25 августа правительство начало второй этап реформы госслужбы. Минагро оказалось в числе 10 пилотных органах власти, в которые решено набрать специалистов по проведению реформ. И таким образом сфокусироваться на главной функции – «формировании государственной политики и значительном усилении кадрового состава государственной службы». 3 октября 2017 года министерство начало конкурсы по двух новообразованных директоратов – безопасности и качества пищевой продукции и стратегического планирования и евроинтеграции. Также Минагро начало набор экспертов в новые структуры.

Создание директоратов, как ожидается, будет модернизировать государственную службу в министерствах. Ведь это логично, учитывая то, что вся система государственной службы будет выстроена по-новому, а государственные секретари будут координировать весь процесс работы.

Поэтому за полгода реформа продвинулась лишь на толику, да и, то только в институциональной плоскости, определение которой не до конца понятно. Будем надеяться, что чиновники все же добавят оперативности в этом вопросе.

БЕСПРЕДЕЛ В АГРАРНОМ ЦАРСТВЕ?

Министерство аграрной политики и продовольствия – одно из первых, где появились государственные секретари. Однако, пока что практических результатов его работы не видно.

Владимир Куприй объяснил AgroPolit.com, почему так произошло. «Еще рано говорить о результативности: сработало или нет. Во-первых, не до конца проведены другие реформы в государственном управлении, которые были бы органично связаны с введением должности государственного секретаря. Сейчас происходит набор специалистов по вопросам реформ, пересмотр структуры и функций министерства – это важный компонент, который будет давать представление – о том, что изменилось. Одна должность – это еще не реформа. Это лишь один маленький элемент», – говорит член комиссии по отбору госсекретарей.

По его мнению, более важным является следующий этап – создание директоратов, потому что без них госсекретарь – как «без рук и ног». «Должность госсекретаря – это один из элементов, а далее нужно просматривать всю организационную структуру министерства. Они должны приобретать функции политики производителя, а не управления народнохозяйственным комплексом. Вот это важно! – акцентирует внимание Куприй. – Создание директоратов – это один из шагов просмотра, усиления функций стратегического планирования, выработки государственной политики и ее реализации».

Политолог Николай Давидюк считает, что реформа должна сработать. По его мнению, закон о госслужбе соответствует европейской практике общественной службы и внедряется нормальными темпами. «Я не вижу предпосылок того, что реформа может быть завалена. И понятно, что креатив чиновника безграничен, и любой лучший идет, может быть искаженным», – прокомментировал он.

Впрочем, не все столь оптимистичны. Александр Солонтай называет реформу правильным шагом, но уверен, что реальный результат ее работы появится не скоро. «Сейчас ситуация как в 2000-х: назначили госсекретарей и пытаются взять их под контроль. Конечно, на первом этапе мы получаем большое количество сбоев, начиная с кадровых вопросов и заканчивая отсутствием до конца отработанных институциональных механизмов. Но 1,2,3 работы системы в нормальном формате даст положительный результат, особенно, если будет продолжаться реформа самой службы, а не остановится только на нескольких инновациях, которые уже существуют», – считает политолог.

Кто кого хочет взять под контроль – уточняем у политолога. И Александр Солонтай указывает на Банковую: «Фактически государственный секретарь Минагрополитики – это был человек министра, о котором он договорился с Администрацией Президента». Впоследствии, убежден политолог, государственные секретари должны стать независимыми государственными служащими. «В будущем политики изменятся, а секретари останутся, поэтому должен появиться ни от кого не зависимый секретарь, – в этом и суть реформы: когда секретарь не влияет на политику, а является полностью независимым», – заключает Александр Солонтай.

Ситуация с не слишком оперативными темпами реформирования Минагрополитики осложняется тем, что в «аграрном царстве» уже полгода нет полноценного министра. При всем уважении к Максиму Мартынюку, статус и.о. – не министр. «Министерством фактически руководит Гройсман. Голосов на то, чтобы назначить первого заместителя министром у премьера нет, но и нужды тоже. Поэтому они оставляют ситуацию «замороженной», ведь их это полностью удовлетворяет», – объясняет Солонтай.

Отсутствие на рабочем месте министра он считает «нездоровым» прецедентом, потому что министерство не меняется, реформы не внедряются, остается соединенной политически-административная вертикаль (сама суть реформы и введение должности «государственный секретарь») – а потому вся аграрная реформа на паузе. Такая ситуация, по мнению Солонтая, – хроническая болезнь правительства Гройсмана. «Такая ситуация продержится долго. Это не единственное министерство в правительстве, где нет министра – это скорее типичная ситуация нынешнего Кабмина», – заостряет политолог.

Более того, Александр Солонтай считает, что ситуация в Минагро – одна из худших среди всех министерств. «Проблемы везде одинаковы, но другие министерства работают лучше, потому что политики во многих министерствах являются толкателями реформ, а госсекретари являются теми, кто берет на себя управленческие функции, – рассказывает политолог. – Реформа начнет работать, когда министр будет в парламенте, комитетах, на мероприятиях с инвесторами, а в этот момент внутри министерства будет, кому закрывать организационную работу. А в Минагро мы еще долго не увидим, как это заработает, потому что нет политика, толкателя реформ».

А ДАЛЬШЕ – ШИШ?

Реформа государственной службы на госсекретарях похоже и закончилась. Правительство Гройсмана пока не полно желания толкать реформу вперед, поэтому даже не обращает внимания на отсутствие министра в профильном аграрном ведомстве. Хотя госсекретарь – это шаг вперед, но без дальнейшей поддержки и новых изменений в системе государственной службы все может кончиться, как и 15 лет назад, – победой олигархов и старого политического лобби.

Автор: Александр Ярощук

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 В России средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовых предприятий на срок свыше 3 лет в мае 2017 г. снизилась до 10,7%
 Проекты изменений в УПК, или всю власть – генпрокурору Луценко
 Спасибо от Даши Журбиной!
 В игровом клубе Igrat-igrovye-avtomaty.com доступен популярный игровой автомат Football-Fans
 Как заработать миллионы на органическом производстве. История компании «Этнопродукт»