Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Аграрный 2017-й год: политика государства в аграрной отрасли


11.01.2018 – Завершился 2017 год. Время подвести итоги и планировать дальнейшие шаги. Текущий год оказался для аграрной отрасли не менее насыщенным, чем в предыдущие годы. Он ознаменовался кардинальными изменениями в законодательстве, массовыми акциями протеста сельхозпроизводителей и другими вызовами, с которыми аграриям пришлось столкнуться.

Читайте также: Владелец пасеки «Карника» Дмитрий Гриньков: Не будет привязанности к пчелам, о прибыли можно забыть

Замминистра Ольга Трофимцева: Я хотела бы, чтобы инвесторы приходили не из-за низкой зарплаты в стране

Глава «Золотоношского маслодельного комбината»: Европейцы уже более лояльно относятся к продукции «made in Ukraine»

Замминистра Виктор Шеремета: Мы работаем над фондом, откуда фермер возьмет средства на приобретение земли

Глава Белоцерковской агропромышленной группы Виктор Кордубан: По серым схемам работает до 30% молочного рынка

Уже несколько лет подряд перед новогодними праздниками правительство радует сельхозпроизводителей «приятными сюрпризами», в результате которых аграрии вынуждены прибегать к акциям протеста. 1 января 2017 года аграрии встретили без «спецрежима НДС».

Вместо отмененного «спецрежима НДС», который действовал в течение 1998-2016 лет и хорошо себя зарекомендовал, был введен компромиссный вариант – система бюджетной дотации, направленная на компенсацию отраслям, ориентированным преимущественно на внутренний рынок: животноводство, овощеводство, ягодоводство.

Специфика действующего в 20017 году механизма системы государственной поддержки заключалась в полной уплате аграриями суммы НДС, сгенерированной дотационными видами деятельности, в бюджет с последующим возвратом ее части в виде бюджетной дотации в автоматическом режиме. Поэтому этот механизм еще называют «квазиаккумуляцией НДС». На данную программу в госбюджете текущего года было выделено 4 млрд. гривен.

По причине отсутствия с начала года нормативных актов, по которым должно происходить начисление дотации, выплата ее сельхозпроизводителям началась лишь с начала II квартала. В частности, постановление КМУ №83, по которому рассчитывается так называемый «коэффициент пропорциональности» сумм выплаты дотаций сельхозпредприятиям. Отдельно коэффициент рассчитывается на птицеводческие предприятия. Отдельно – по другим сельхозпредприятиям. И был утвержден только 8 февраля 2017 г.

Несмотря на серьезные недостатки и несовершенство нормативных актов, которыми введена реализация механизма «квазиаккумуляции НДС» предприятия, которые одновременно занимаются производством продукции животноводства и растениеводства практически не получали дотацию в 1 полугодии 2017 года.

Несмотря на то, что программа «квазиаккумуляции НДС» оказалась едва ли не единственной в 2017 году, которая, в отличие от других программ поддержки развития сельского хозяйства, была профинансирована в полном объеме, ее эффективность была занижена имеющимися преимуществами крупных агропроизводителей.

Половину от общего бюджета господдержки по данному направлению, а это около 2 млрд. грн., освоили топ-10 крупнейших получателей этого вида государственной поддержки, которые являются производителями курятины и свинины. При этом около 40% из 2,2 тысяч потенциальных получателей дотации получили за год суммы меньше 100 тыс. грн.

Массовое блокирование налоговых накладных аграриев

Еще один весомый вызов, с которым столкнулись сельхозпроизводители в 2017-м – это блокирование налоговых накладных, в связи с запуском с 1 июля автоматической системы их регистрации, которая даже после испытательного периода, к сожалению, не смогла заработать, как планировалось.

Цель автоматической системы блокировки налоговых накладных состоит в выявлении фиктивных операций купли-продажи, в частности, посредством сверки товаров, которые закупает предприятие и которые оно продает. Новая система фактически остановила работу многих сельскохозяйственных предприятий, видя несоответствия товаров на «входе» (закупка материалов для производства, таких как удобрения, семена, СЗР) и «выходе» (продажа готовой сельскохозяйственной продукции), попытке провести фиктивные операции.

Проблема блокирования регистрации налоговых накладных остро встала для агросектора в последней декаде августа, когда сельхозпроизводители начали массово сбывать собранный урожай.

Очередные коррективы система блокирования налоговых накладных понесла в изменениях к Налоговому кодексу Украины от 7 декабря, когда парламент во втором чтении поддержал законопроект №6776-д. Законом, в частности, предусмотрено приостановление до марта 2018 года системы блокирования налоговых накладных. Соответственно, в течение следующих двух месяцев нужно сосредоточиться на вопросе улучшения самой системы.

Несмотря на то, что система государственной дотации в текущем году не заработала, так как следует, как показывает практика и экспертные оценки, в случае устранения выше перечисленных недостатков, механизм «квазиаккумуляции НДС» мог бы стать серьезной поддержкой развития животноводства в последующие годы. Про положительный эффект сельскохозяйственным производителям в результате предоставления указанной дотации свидетельствует прекращение падения показателей поголовья в сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством продукции животноводства.

К сожалению, в правительстве на статистику внимания не обращают и к сельхозпроизводителям не прислушиваются. Поэтому в обнародованном правительством проекте госбюджета в первом чтении на дотации аграриям заложили 2 млрд. грн.; на компенсацию затрат на строительство новых животноводческих ферм – 1,6 млрд. грн., на компенсацию 20% затрат на покупку новой украинской агротехники – 0,9 млрд. грн.

Такая постановка вопроса вызвала замечания со стороны аграрных ассоциаций, которые аргументировано требовали выделить на дотации 4 млрд. грн., а на поддержку животноводства и компенсацию затрат на покупку техники оставить по пол миллиарда гривен.

Несмотря на активную и четкую позицию аграрных ассоциаций еще более непонятной является позиция правительства, проект госбюджета во втором чтении, который был проголосован депутатами, совсем лишил аграриев дотаций по программе «квазиаккумуляции НДС». При этом на поддержку животноводства – выделили 4 млрд. грн. На программу по закупке украинской агротехники оставили 0,9 млрд. грн.

Как и в случае с введением «квазиаккумуляции НДС» средства в бюджете предусмотрены, а порядок их распределения не разработан. К тому же есть опасения, что эти средства будут распределены «вручную» между несколькими «крупными агропроизводителями». Ведь в 2017 году аграрии построили новые производственные комплексы лишь на 300 млн. грн.

Даже если предположить, что в следующем году процесс активизируется, то аграрии не смогут освоить более полумиллиарда гривен. Следовательно, отказ от механизма «квазиаккумуляции НДС» и переход к «ручному распределению дотаций» несет в себе коррупциогенные риски.

Еще большим шоком для аграрной отрасли стало внесение изменений в Налоговый кодекс, согласно которым с 1 марта 2018 года должна быть отменена компенсация экспортного НДС на технические культуры (подсолнечник, рапс и сою). Вопиющим является тот факт, что народные депутаты своим голосованием не поддержали этот законопроект, а соответствующая правка была внесена таким образом, что большинство народных депутатов не знали, о чем голосуют.

Теневой характер принятия и внесения изменений в главный финансовый документ страны нарушает принцип публичности и прозрачности, предусмотренный Бюджетным кодексом Украины, который заключается, в частности в информировании общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения, исполнения государственного бюджета.

Учитывая, что ведущие аграрные ассоциации Украины не были привлечены к составлению проекта Государственного бюджета Украины на 2018 год. А также не были ознакомлены с его показателями в аграрной части на стадии разработки, у сельхозпроизводителей не осталось другого выбора, как донести свои требования к власти путем блокирования центральных автомагистралей в нескольких областях Украины и проведении акции протеста в правительственном квартале.

Благодаря массовой мобилизации сельхозпроизводителей и вниманию этому вопросу в СМИ депутаты сделали шаг назад и проголосовали за компромиссное, с их точки зрения, решение по сохранению компенсации экспортного НДС для подсолнечника, сои. Предусмотрена отсрочка отмены уплаты и компенсации экспортного НДС до 1 сентября 2018 года, по рапсу отсрочку от отказа от экспортного НДС до 1 января 2020 года. Но это можно считать лишь промежуточной победой аграриев, ведь в аграрном секторе планирование осуществляется, на три-пять лет.

Земельная реформа: наиболее спорные вопросы

В этом году в информационном пространстве все громче велись разговоры относительно возможной отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. И хотя в итоге, 7 декабря Верховная Рада продлила мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения еще на год, у нас возникает много оговорок.

В основном ведутся споры по вопросу: снимать или не снимать мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. На самом деле такой подход является поверхностным и не учитывает целого круга проблемных вопросов, на которые следует дать ответы.

Прежде чем вводить рынок земли, необходимо нормировать законодательную базу, которая содержит много пробелов. Из первоочередных задач необходимо противодействовать рейдерству и теневой аренде земли.

Для этого следует обеспечить полное наполнение и исправление данных Государственного земельного кадастра и в Реестре имущественных прав. Закрепить на законодательном уровне передачу земель за пределами населенных пунктов в распоряжение ОТГ; выделить паи бывшим и нынешним работникам сельхозпредприятий, а также работникам социальной сферы села, которые не принимали участие в распаевании земель сельскохозяйственного назначения; гарантировать получение земельных участков ОСГ в рамках бесплатной приватизации участниками АТО.

И только после этих ключевых вопросов можно говорить о принятии закона, который будет регулировать оборот земель сельскохозяйственного назначения. При этом для внедрения рынка земли необходим переходный период.

В Меморандуме о сотрудничестве относительно реформ в области сельского хозяйства, его уже подписали крупнейшие аграрные ассоциации. И по нему планируется привлечь политические силы, которые отстаивают близкие аграриям принципы сказано, что рынок земли можно открывать не ранее чем, через 5 лет.

После принятия закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Меморандум определяет право на покупку сельскохозяйственных земель за гражданами Украины; фермерскими хозяйствами; юридическими лицами, учредителями которых являются исключительно граждане Украины, территориальные общины (объединенные территориальные общины) и государство, в выручке которых доходы от реализации сельхозпродукции последние 3 года составили более 75%.

При этом документом предусматривается запрет на право покупки сельскохозяйственной земли иностранцами, иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства и другими юридическими лицами, основанными иностранцами.

Системно не хватает зерновозов

Как и в предыдущем году, основной преградой, которая стояла на пути реализации экспорта зерновых в 2017/18 маркетинговом году, является логистическая составляющая. Несмотря на заверения УЖД, что проблему удалось решить, от сельхозпроизводителей со всей Украины поступали многочисленные обращения по поводу нехватки подвижного состава зерновозов, вследствие чего невозможно планировать график и обеспечивать выполнение договоров по доставке Украинской железной дорогой зерновых нового урожая в порты.

Заявки на вагоны обеспечивались в лучшем случае на 40-50%. Острее всего дефицит зерновозов чувствовался в областях, обслуживаемых «Львовской железной дорогой» (Львовская, Волынская, Ровенская, Тернопольская области) и «Юго-Западной железной дорогой» (Хмельницкая область).

Логистические проблемы не дают Украине выйти на более высокие темпы экспорта. При условии несвоевременного получения вагонов для перевозок довольно часто срываются сроки поставок, что сопровождается штрафными санкциями и приводит к снижению размера выручки сельхозпроизводителей за выращенную продукцию. Пока в УЖД ищут решений, аграрии все больше начинают «запирать» зерновую логистику на автодороги, которыми вывозят на экспорт более четверти зерна. Несмотря на свою дороговизну, преимуществом автотранспорта является большая надежность и оперативность.

Монополия на рынке минеральных удобрений

В этом году в Украине сохранились высокие цены на удобрения, что кроется в монополии на внутреннем рынке, прежде всего на рынке аммиачной селитры, единственным отечественным производителем которой является Группа компаний Ostchem (принадлежит Дмитрию Фирташу).

Без вмешательства государства и демонополизации рынка минеральных удобрений украинские сельхозпроизводители и дальше будут страдать от высоких цен на них. Выходом из ситуации является проведение расследования относительно злоупотребления монопольным положением Группой компаний Ostchem на рынке аммиачной селитры.

Введение нулевой ставки таможенных платежей по ввозу в Украину из других стран (за исключением Российской Федерации) минеральных удобрений азотной группы, что позволит урегулировать вопросы защиты сельскохозяйственного производства от монопольного завышения цен на Украинском рынке азотных удобрений.

Для поддержки национального производителя следует принять решение Кабинета Министров Украины относительно предоставления государственных гарантий для привлечения кредитов на строительство заводов по производству синтезированного газа из бурого угля, а также предоставление химическим предприятиям лицензий на разработку газовых месторождений для производства азотных удобрений из собственного сырья и отказ от использования российского газа.

Планы на 2018 год

Несмотря на отрицательный опыт ежегодного изменения законодательства в сфере налогообложения аграрной отрасли, сельхозпроизводители выступают за введение прозрачных «правил игры» на длительный период времени, которые дадут возможность перейти к долгосрочному планированию производства.

Учитывая, что обещаниям правительства верить нельзя, Всеукраинский аграрный совет (ВАС) предложил своим коллегам из других аграрных ассоциаций выступить за отказ от дотаций из бюджета в рамках квазиаккумуляции НДС, который будет действовать до 1 января 2018 года, а также от ручного распределения дотаций, которые предполагаются после 1 января 2018 года.

Взамен предлагается перейти к спецрежиму НДС, в том виде, в котором он работал до 1 января 2016 года, а также установить 7% НДС на продукты питания. Такая форма государственной поддержки в данных условиях будет единственным видом не коррупционной господдержки, а также позволит снизить цены на продукты питания для населения.

Что касается выплаты экспортного НДС, то на следующей пленарной неделе парламента, которая начнется с 15 января 2018 года, аграрные ассоциации требуют принятия законопроекта № 7403, который призван сохранить действующую сегодня систему возврата экспортного НДС для всех технических культур (подсолнечник, соя, рапс).

Таким образом, в 2018 году сельхозпроизводители не будут снижать темпы, а и в дальнейшем активно защищать интересы отрасли. Здесь главное – командная работа, четкое видение и скоординированные действия всех заинтересованных сторон.

Автор: Денис Марчук, заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 В Беларуси объем эмиссии корпоративных облигаций в долларах США в 2015 г. увеличился на 21,1% до рекордных 2,811 млрд. долл.
 Экспорт белорусской мебели в январе-августе 2013 г. возрос на 9,3% до 308,852 млн. долл.
 Экономическая и финансовая ситуация в Беларуси в январе-июле 1997 г. Часть 1
 Беларусь в январе-апреле 2017 г. увеличила экспорт калийных удобрений на 27,6% до 717,602 млн. долл.
 Беларусь в январе-сентябре 2014 г. увеличила экспорт крепких спиртных напитков на 83,2% до 59,732 млн. долл.