Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Мирослав Продан: Налоговая была обязана проверить Данилюка, и сделала это


17.02.2018 – И.о. председателя ГФС Мирослав Продан, рассказал, хватит ли в бюджете средств на ожидаемое повышение минимальной зарплаты, что делать с "еврономерами" и как продвигаются судебные процессы ведомства с крупными налогоплательщиками.

Читайте также: Бюджет-2018: (не) бесспорный?

Следующая жертва в правительстве Гройсмана. Кто «сбивает» министра Данилюка

В марте 2018 года исполнится год, как Мирослав Продан, стал и.о. председателя ГФС. Этот пост он получил в экстремальных условиях – сразу после скандального отстранения от исполнения обязанностей председателя ГФС Романа Насирова. До этого Продан был замом Насирова и руководил таможенным направлением.

Только отстранение, а не увольнение Насирова юридически заблокировало назначение нового руководства ГФС. Весь год Продан проработал с единственным заместителем – Сергеем Биланом, который отвечает за работу налоговой милиции.

Политически Продан – игрок из команды премьер-министра Владимира Гройсмана. В прошлом Мирослав Продан, работал на различных должностях в налоговых органах Винницкой области. Глава правительства не раз публично защищал и хвалил Продана.

Отношения с министром финансов Александром Данилюком у и.о. председателя ГФС сложнее. Публичных конфликтов между ними не было, однако взгляды Мирослава Продана отличались от позиции министра, по крайней мере, по двум вещам: реформе службы и бюджету-2018.

В 2017 году Продан раскритиковал предложенную Минфином реформу фискальной службы, и объединения всех таможен в одно юридическое лицо. В сентябре 2017 года расчеты ГФС и Минфина по доходам бюджета-2018 существенно отличались.

В декабре Верховная Рада пересмотрела доходы государственного бюджета и ввела много налоговых льгот, фискальный эффект от которых малоизвестный до сих пор. Напряжения добавляет и то, что ГФС проверила министра финансов на предмет уклонения от уплаты налогов. Данилюк эту проверку считает незаконной.

Скоро ГФС может снова оказаться в центре событий. 31 января правительство уволило Насирова. Теперь ничто не мешает объявить конкурс на назначение нового главы службы.

ЭП встретилась с Проданом за день до этого и поговорила о том, как ГФС планирует выполнять бюджет, хватит ли средств на ожидаемое повышение зарплаты и как продвигаются судебные процессы ГФС с крупными плательщиками налогов.

– На этапе подготовки бюджета-2018 заложенные Минфином показатели по доходам не совпадали с прогнозами ГФС. Какие есть риски их выполнения?

– Бюджет 2018 года чрезвычайно амбициозный с точки зрения роста доходов. Нужно будет приложить немало усилий для его исполнения в полном объеме.

Индикатив Минфина о налоговых и таможенных поступлениях на 112 млрд. грн. больше, чем в 2017 году. Если возьмем 2016 год, то увидим рост на 253 млрд. грн. Однако уверяю: все будет хорошо. Я другие сценарии не рассматриваю.

– Благодаря чему?

– В первую очередь – благодаря перевыполнению индикатива с таможенных платежей.

Мы прилагаем много усилий для детенизации таможни. Результаты вы уже можете видеть. Приведу простой пример: таможенные поступления января 2015 года составили 7,6 млрд. грн., января 2016 года – более 12 млрд. грн., января 2017 года – 18,2 млрд. грн. В 2018 году мы завершили январь с 27,1 млрд. грн. таможенных платежей.

В первом месяце 2018 года ГФС собрала почти на 9 млрд. грн. больше, чем в январе 2017 года, и на 4 млрд. грн. больше, чем запланировал Минфин. Конечно, есть факторы инфляции, увеличения объемов импорта, но главный фактор роста – эффективная борьба с контрабандой и минимизаторами.

Осенью 2017 года мы перекрыли схему, по которой "работала" одна из крупнейших контрабандных группировок в Украине. В следующем месяце получили дополнительно полтора миллиарда гривен платежей в бюджет. Процесс детенизации продолжается.

– Во втором чтении проект бюджета рассматривали с учетом, в том числе, более высокого дефлятора ВВП. По вашим оценкам, какова доля инфляции в планах собрать больше налоговых поступлений?

– При формировании доходной части госбюджета дефлятор ВВП не является ключевым показателем. Учитывается ряд других экономических показателей. Мы долго просчитывали с Минфином все цифры, анализировали все процессы, чтобы показатели налоговых поступлений соответствовали реальной экономической ситуации.

– Тем не менее, инфляция в этих расчетах есть. Дело в том, что ее прогноз на 2018 год – 9%, а, например, план поступлений от импортного НДС увеличился на 35,6%. Благодаря чему?

– Вы правильно обратили внимание на разный порядок цифр. Рост таможенных платежей значительно опережает инфляционные процессы. В 2017 году таможня дала прирост платежей на уровне 37% по сравнению с 2016 годом, это дополнительный 71 млрд. грн.

Все факторы, которые влияют на увеличение поступлений, – инфляционные процессы, девальвация, растаможка импортных энергоносителей – объясняют рост примерно на 17%. Остальные 20% – это детенизация, о ней мы уже упоминали.

Потенциал детенизации еще не исчерпан. Тень отступает, но она еще большая. Итак, планируем и в 2018 году по поступлениям, значительно опередить инфляционную динамику. У нас, например, грандиозные планы относительно установления на пунктах пропуска дополнительных технических средств таможенного контроля – современных сканеров.

Детенизация происходит не только в таможенной сфере. Налоговое направление тоже становится более прозрачным, например, благодаря внедрению электронных сервисов, оперативного возмещения налога на добавленную стоимость.

С 1 апреля 2017 года мы вышли на показатель 97% по возмещению заявленных сумм НДС. Все заявки возвращаются плательщикам месяц в месяц. Для бизнеса это возможность оперативно пополнять оборотные средства, а не ждать на них полгода, год.

По налоговым направлением 2017 года мы дали бы значительно больше, если бы не погашение НДС за предыдущие периоды. Для нас было важно закрыть вопрос долгов, рассчитаться с бизнесом, который ранее фактически кредитовал государство.

– Какая задолженность сейчас?

– Сравните: до 1 апреля 2017 года, до автоматического запуска реестра, этот показатель превышал 15 млрд. грн., сейчас – около 900 млн. грн.

Мы также значительно уменьшили сумму переплат по налогу на прибыль, которую получили в наследство. По результатам 2014 года, когда возникла основная сумма переплат, она составляла 28 млрд. грн., а сейчас она уменьшилась до 12 млрд. грн.

– Однако во время бюджетного процесса были приняты решения, которые приведут к уменьшению поступлений. Розданы профильные налоговые льготы, введена рассрочка по уплате НДС при импорте оборудования. По расчетам Центра экономических стратегий, лишь рассрочкой можно уменьшить поступления от НДС на 10-12%, или 30-35 млрд. грн., если все воспользуются этой возможностью и будут платить НДС в течение 24 месяцев.

– Я не считаю, что рассрочка по уплате НДС является негативным фактором. Это стимул для инвесторов, которые планируют открывать производство, создавать рабочие места. Они смогут рассрочить равными частями уплату НДС до двух лет при ввозе оборудования. Привлечение инвестиций – это вопрос номер один.

– Вы подсчитали фискальный эффект? Уже кто-то подает заявки?

– Пока обращений не было, правительство только выписывает алгоритм предоставления рассрочек. Ожидаем его принятия на этой неделе. Однако речь не идет о таких рисках. По нашим подсчетам, фискальный эффект от этой нормы – минус 4,2 млрд. грн.

– Еще одно решение, которое приведет к сокращению бюджетных доходов, – введение стимулирующей ставки ренты для новых скважин.

– Стратегический план правительства – в течение пяти лет увеличить добычу газа, перейти на потребление собственного газа. Льготные условия для разведки новых газовых месторождений и строительства скважин будут стимулировать этот процесс.

– Странно, что между первым и вторым чтениями закона о бюджете прогноз доходов от ренты не изменился. Мы не рассчитываем на появление новых скважин в 2018 году, или просто не перечисляли цифры.

– Стимулирующая ставка действует для скважин, которые появятся с 2018 года. Из новых скважин добыча не начнется через месяц, на это требуется время, поэтому доход от ренты рассчитан на основе базы налогообложения действующих скважин.

Еще раз говорю, что пониженная ставка ренты будет стимулировать внутреннего и зарубежного инвесторов заниматься геологической разведкой, наращивать объемы добычи украинского газа. Я не вижу здесь больших потерь для бюджета.

Даже по наиболее скептическим прогнозам темпы роста налоговых поступлений 2018 года в целом составят не менее 20%.

– Одно из самых неожиданных решений бюджетного процесса – налоговые льготы на импорт электрокаров по инициативе Олега Ляшко.

– Во многих европейских странах – Финляндии, Норвегии, Дании – государство еще и выплачивает дотации своим гражданам, которые покупают электрокары, потому что это экология, здоровье людей. Государство стимулирует автовладельцев покупать электромобили.

Многие страны планируют в ближайшие годы полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Для Украины это еще и возможность снизить зависимость от импортных нефтепродуктов. Кстати, с 2016 года импорт электрокаров уже был освобожден от уплаты ввозной пошлины. Благодаря этому объемы ввоза увеличились на 13%. С 2018 года экономия при импорте электрокаров составит минимум 20%.

– Какие у нас объемы импорта электрокаров?

– Относительно небольшие объемы, потому что электрокар сейчас недешевый по сравнению с обычным автомобилем. В 2017 году импортировано 2,7 тыс. электромобилей. Удельный вес электрокаров в импорте всех транспортных средств очень мал. Сравните: новых авто было ввезено 80,5 тыс., подержанных – почти 73 тыс.

Я убежден, что количество электрокаров будет расти ежегодно – граждане начнут переходить на экологичные авто. Увеличение спроса мы видим уже в январе: ввезено 793 электромобили, что в шесть раз больше, чем в январе 2017 года.

– Насколько целесообразным было решение сохранить право аграриев работать по четвертой группе упрощенной системы налогообложения?

– Такое решение приняли правительство и парламент.

– Мы же понимаем, что аграрные холдинги используют этот льготный режим для законной минимизации уплаты налогов.

– Это право использует не только крупный бизнес. К четвертой группе относятся и небольшие аграрии. Благодаря этим льготам они могут осуществлять производство.

"ВСЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГФС ПЕРЕВЕДЕМ В РЕЖИМ ОНЛАЙН. ОБЕЩАЮ"

– Какие приоритетные задачи вы определили для себя на 2018 год?

– Детенизация – продолжение борьбы с тенью и коррупцией, техническая модернизация, улучшение сервиса. Все три направления связаны с необходимостью максимального усиления ИT-составляющей. На этом постоянно концентрируемся.

Наиболее амбициозный план в сфере ИТ – перевести взаимоотношения между бизнесом и сотрудниками ГФС в режим онлайн, чтобы все административные и консультативные услуги, уплата налогов происходили дистанционно. Чтобы предприниматели решали все вопросы, не выходя из офиса или квартиры, и никогда не видели своего инспектора.

В электронный кабинет уже интегрированы все сервисы для юридических лиц – плательщиков НДС и плательщиков, пользующихся упрощенной системой налогообложения. Создан полный набор сервисов для физических лиц-предпринимателей и граждан.

Простой пример: вам нужно заполнить электронную декларацию о доходах. Вы можете через электронный кабинет направить запрос и получить информацию, сколько получено доходов и с каких сумм уплачены налоги.

Еще не все сделано. Электронный кабинет постепенно наполняется опциями, но обещаю: все взаимоотношения с ГФС переведем в режим онлайн.

– Планируется ли менять интерфейс кабинета на интуитивно понятный?

– В 2018 году появится обновленная версия электронного кабинета. Она будет иметь более гибкий и понятный для пользователей интерфейс, адаптированный для использования на мобильных платформах.

– Как введение единого налогового счета повлияет на функции электронного кабинета?

– Я поддерживаю введение единого казначейского счета. После его введения ГФС адаптирует функционал электронного кабинета. Будет очень удобно.

Вы сможете отслеживать положение дел за своим счетом и управлять ЕКС – самостоятельно уплачивать налоги в пределах остатка средств на бюджетных счетах, счетах в системе электронного администрирования НДС и реализации топлива.

– Вернемся к приоритетным задачам на 2018 год. Что еще планируете?

– Мой приоритет для таможни – оснащение пунктов пропуска на границе сканирующими системами и другими современными средствами контроля. Этот одновременный вопрос уничтожения остатков тени и улучшения сервиса, ведь контрольные процедуры будут автоматизированными и очень быстрыми.

В 2017 году мы приобрели первые весовые комплексы. В пяти пунктах пропуска на четырех таможнях – Закарпатской, Волынской, Львовской и Сумской – началось строительство площадок, где они будут расположены.

Установим комплексы за несколько месяцев. Это позволит мониторить ситуацию с перегрузкой транспортных средств, которые затем направляются территорией Украины. Наконец поставим точку с манипуляциями веса в контейнерных перевозках.

– Каким образом?

– Все грузовики, въезжающие в Украину, будут взвешиваться, информация будет передаваться на таможню назначения, где будет происходить процедура растаможки. Если грузовик на пути к региональной таможне частично разгрузится или догрузится, вес изменится, и мы об этом узнаем.

Это лишь одна составляющая контроля. Главное – сканеры, которые видят, что ты везешь, как товар размещен. Манипуляции станут невозможными.

Если бы нам в 2017 году не сорвали проведение тендера, первые сканеры на основных пунктах уже бы работали. Также очень хочу завершить установку системы фото- и видиосчитывания.

В "Ягодине", на границе с Польшей, у нас уже работает в тестовом режиме интеллектуальная система, которая считывает номерные знаки, чтобы мы могли формировать базу данных о перемещении транспортных средств территорией Украины.

Планируем оборудовать такими системами весь периметр государственной границы.

С 1 февраля 2018 года на автомобильных пунктах пропуска начала работу система оформления таможенных деклараций по принципу единого окна. Это автоматический информационный обмен между органами таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического контроля.

До сих пор "Единое окно" работало лишь в экспериментальном режиме. Теперь оно будет действовать на всех автомобильных пунктах пропуска и на внутренних таможнях. Кроме режима транзита, экспорта морским, железнодорожным, авиационным транспортом и ввоза товаров в почтовых и международных экспресс - отправлениях.

В этих случаях предусмотрено добровольное применение еще в течение года. Хотя в 2017 году были таможни, на которых объем товаров, оформленных через "Единое окно", превысил 70%. На некоторых таможнях этот показатель составлял 30-40%.

– Где именно уровень оформления достиг 70%?

– В Черновцах, Чернигове. Эти таможни оперативно наладили взаимодействие со смежными службами. "Единое окно" – это не только удобно, это и возможность снижения коррупционных рисков, ведь начинает действовать принцип молчаливого согласия.

Если представители пограничной службы не будут реагировать в отведенный срок, таможня не будет иметь права задерживать перевозчика без причин.

– В начале 2018 года правительство отменило постановление о реформе Государственной фискальной службы, которое предусматривало реорганизацию территориальных таможенных органов и создание единого юридического лица на таможне. Почему так произошло?

– Чтобы реализовать эти постановления, необходимо принять большой комплекс законодательных изменений. Не было уверенности, что нужные изменения будут приняты. Именно поэтому, по моему мнению, правительство решило отменить эти постановления.

– Возможно, правительство их отменило, потому что вы были против?

– Моя позиция такова: сначала следует сформировать план законодательных изменений, согласовать этот вопрос со всеми участниками процесса, с профильным комитетом парламента, а затем – принимать постановления. Только тогда это будут реальные дорожные карты.

У меня в кабинете скопилось около 12 концепций реформирования модели ГФС, которые были представлены за последние три-четыре года. Все они остались на бумаге. Ни одна не была реализована, потому что не было законодательной базы.

Реформирование – это не только смена модели. Я привел ряд примеров, как ГФС движется в направлении улучшения инвестиционного климата, сервиса, детенизации. Без этой работы не будет эффективной ни одна модель.

– От идеи создания единого юридического лица вы не отказались?

– При условии проведения соответствующих законодательных изменений, а не наоборот.

– Готова ли ИT-инфраструктура ГФС к внедрению MobileID?

– До 1 июня 2018 года технология MobileID будет в режиме тестовой эксплуатации. Наши специалисты изучают результаты ее использования в Украине и других государствах. Интегрирование технологии в электронные сервисы ГФС будет осуществляться поэтапно.

На первом этапе введем идентификацию и аутентификацию граждан на базе технологии MobileID. О том, как это будет происходить, говорить еще рановато.

– Вы недавно заявили, что ГФС разработала модель портативного устройства, которое может использоваться как РРО. Оно будет совместимо с ноутбуком и смартфоном, и будет стоить около 700 грн. Когда его можно будет купить?

– Мы очень хотели бы, чтобы предприниматели уже сейчас могли пользоваться этим устройством. Однако разработчик РРО "УЭ РККС" не обновил сертификаты соответствия. Первичная регистрация РРО в Государственном реестре регистраторов расчетных операций приостановлена, и модель пока не может быть зарегистрирована.

– В 2017 году вспыхнул скандал вокруг критериев оценки рисков для остановки регистрации налоговых накладных. Было решено приостановить действие СМКОР (Единый реестр налоговых накладных) с 2018 года и подготовить новые критерии. На каком этапе их разработка?

– Я бы не назвал это скандалом. Была проблема, увы, хроническая. И Минфин, и мы ее признали. Критерии не всегда корректно срабатывали. Блокировался реальный бизнес, поэтому Верховная Рада и дала время на перезагрузку этого процесса.

Все налоговые накладные, которые были заблокированы до 1 декабря и по которым начался процесс обжалования, должны быть зарегистрированы. К 1 декабря 2017 года было отказано в регистрации 44,8 тыс. налоговых накладных на 2,1 млрд. грн.

На выполнение закона ГФС предоставлено на регистрацию 42 тыс. налоговых накладных корректировки на 1,9 млрд. грн. НДС. Из них зарегистрировано 39,3 тыс. налоговых накладных на 1,6 млрд. грн. Речь идет о почти 8 тыс. плательщиков налогов. Сейчас ожидают лимита 2,6 тыс. налоговых накладных на 253 млн. грн. НДС.

В декабре 2017 года мы с бизнесом и экспертами начали обсуждать пути модернизации принципов формирования критериев. Были получены предложения, замечания. По итогам обсуждения мы направили в Минфин предложения.

– Минфин обнародовал проект постановления о работе системы рисков по НДС.

– Там предлагается, чтобы именно ГФС устанавливала критерии оценки рисков. Мы берем ответственность за работу СМКОР на себя и делаем это сознательно.

Считаю, что ответственный бизнес тоже заинтересован в существовании эффективной системы препятствования схемам с фиктивным НДС. Иначе на рынке не будет честных и равных условий для всех участников. Это же ненормально, когда ты платишь налоги, а твой конкурент минимизирует их с помощью схем. Поэтому у всех нас общая цель.

Осталось создать действенный механизм без негативных "побочных эффектов". На этой неделе продолжается этап консультаций, рассчитываем на поддержку депутатов профильного комитета парламента, бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества.

Призываем поторопиться с предложениями, ведь обсуждение – на заключительном этапе. По моей информации, на следующей неделе правительство должно утвердить критерии.

– Государственный секретарь Минфина Евгений Капинус говорил, что благодаря СМКОР бюджет дополнительно получил 1,5-2 млрд. грн. НДС в месяц, а без нее бюджет будет терять эти средства. Какие риски имеет возврат в реестр "схемных" накладных, которые удалось выбросить из него с помощью СМКОР?

– Объемы фиктивного НДС, которые пытаются вбросить в систему, легко оценить.

Если за первое полугодие 2017 года начисления по НДС, в среднем составили 13,6 млрд. грн., то за второе полугодие, когда СМКОР заработала в автоматическом режиме, – 16,7 млрд. грн. Нам нужно согласованное решение. Это нужно не ГФС, это нужно стране, потому что страна теряет государственный бюджет, теряет миллиарды.

"ПРОБЛЕМУ ЗАРПЛАТ В КОНВЕРТАХ ШТРАФАМИ НЕ РЕШИТЬ"

– План правительства на 2018 год – повысить минимальную зарплату выше 4 тыс. грн. Вы видите для этого экономические основания?

– Стратегически мы это понимаем: правительство нацелено на поэтапное повышение минимальной зарплаты. Однако это произойдет, если позволит экономическая ситуация.

Минимальная зарплата рассчитывается по формуле, поэтому все будет зависеть от объективных факторов. По результатам первого квартала мы рассмотрим вопрос, есть ли основания для очередного увеличения уровня минимальной зарплаты.

– Решение НБУ о повышении учетной ставки свидетельствуют, что курс правительства на увеличение социальных расходов без достаточных оснований ускоряет инфляцию и вынуждает НБУ проводить более жесткую монетарную политику.

– Думаю, вы преувеличиваете роль фактора увеличения минимальной зарплаты в инфляционных процессах. Есть много других факторов. Например, цена на нефть за год выросла на четверть. Увеличивается цена на топливо – дорожает большинство товаров.

– Повышение минимальной зарплаты до 3 200 грн. сопровождалось волной закрытия ФЛП. Какие риски повторения этой ситуации?

– С декабря 2016 года деятельность прекратили 515,2 тыс. ФОТ. Из них таких, что работают, было только 129 тыс., то есть 25%. Остальные – это предприниматели, которые в течение последних лет не осуществляли хозяйственную деятельность, не декларировали доходы, не платили налоги. Сдавали "нулевые" отчеты раз в год – вот и вся деятельность.

Теперь посмотрим, сколько появилось ФОТ за 2017 год: более 264 тыс. Значит, активных ФЛП закрылось 129 тыс., а открылось – 264 тыс. Я считаю все ООО, которые были открыты в течение 2017 года, работающими. Они обязательно платят ЕСВ, а для этого надо работать и получать прибыль.

Повлияло ли повышение минимальной зарплаты и, соответственно, увеличение ЕСВ на мотивацию предпринимателей работать и платить налоги? Для малых предпринимателей имеет значение каждая сотня гривен, но мы такой тенденции не наблюдаем.

– Министр социальной политики Андрей Рева говорил, что из-за "фактора 3200" не все вышли из тени – у нас еще есть кого детенизировать. Вы видите этот потенциал?

– Конечно, "фактор 3200" сработал. В 2017 году поступления НДФЛ выросли на 42%, ЕСВ – более 37%. Однако потенциал еще большой. Проблему зарплат в "конвертах" только повышением минимальной зарплаты или штрафами не решить.

ВАРИАНТ ОТНОСИТЕЛЬНО МАШИН С ЕВРОНОМЕРАМИ, ЕСЛИ НЕ ВЫБЕРЕМ – ПОЛУЧИМ ПОРЦИЮ КРИТИКИ

– Как решить проблему автомобилей с иностранной регистрацией?

– Нужно найти сбалансированное решение, которое позволит уравновесить ситуацию: учесть интересы тех, чьи авто находятся на таможенной территории с нарушением сроков, и тех, кто честно оплатил все таможенные платежи при растаможке.

В 2017 году в Украину было ввезено почти 960 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией. На конец января 2018 года на территории Украины находится 425,4 тыс. таких авто, с нарушением срока – свыше 246,4 тыс. автомобилей.

Значит, эти машины не зарегистрированы, с них не уплачены налоги. Как я уже говорил, в 2017 году было ввезено 80,5 тыс. новых авто. Из них уплачено в бюджет почти 16 млрд. грн. таможенных платежей. Это существенная сумма. За эти деньги финансируется инфраструктура, безопасность, осуществляются социальные выплаты.

– Позиции главы профильного парламентского комитета Нины Южаниной и премьер-министра Владимира Гройсмана отличаются. Южанина говорила о снижении коэффициентов к таможенным ставкам, глава правительства – о том, что все должны быть в равных условиях. Каким может быть баланс?

– Налоги государству должны платить все, но эта сумма должна быть подъемной. Каждая страна, в зависимости от своего экономического положения, вводила различные механизмы урегулирования ситуации.

Можно посмотреть, как это происходило в странах Балтии, в Молдове.

В Литве, например, правила очень простые. Если на таможенной территории находится транспортное средство с просроченной "автогражданкой", то оно автоматически снимается с учета в органах регистрации. Это очень жесткий вариант. Нынешняя ситуация – не прецедент, но принимать решение должна точно не ГФС.

– Скандал с "еврономерами" длится долго, но, ни правительство, ни парламент не могут озвучить четкую модель решения проблемы. Почему?

– Это не вопрос сотни или даже тысячи автовладельцев. В Украине с нарушением срока находятся почти 250 тыс. автомобилей с иностранной регистрацией.

Какую модель не выберешь – получишь порцию критики с одной или другой стороны. Поэтому продолжается поиск оптимального варианта, который не будет популистским, но и не вызовет еще большего противостояния и напряжения в обществе.

"ГФС НЕ МОГЛА НЕ ПРОВЕРИТЬ МИНИСТРА ФИНАНСОВ"

– Как продвигается дело в отношении предполагаемого уклонения от уплаты налогов министром финансов Александром Данилюком?

– Закончилось административное обжалование в центральном аппарате ГФС. Дело передано в суд.

– Данилюк говорит, что проверка незаконна, поскольку генпрокурор не может побудить суд назначать налоговые проверки.

– Я не буду оценивать, кто и что может. Процедура такая: есть решение соответствующей судебной инстанции, в котором определен период гражданина, подлежащего налоговой проверке. Налоговый орган, получив судебное решение, обязан выполнить решение суда и провести проверку, что и было сделано.

По результатам проверки принято соответствующее налоговое решение, которое гражданин имеет право обжаловать в административном или судебном порядке. Что гражданин и сделал. Что еще здесь можно комментировать?

– Проверку проводили после закрытия уголовного дела, в отношении которого было принято решение суда.

– Решение суда никто не отменял. ГФС не имела права не выполнить решение суда. За его неисполнение предусмотрена уголовная ответственность. Точка.

"ОНИЩЕНКО ЗАДОЛЖАЛ 2 МЛРД., "УКРНАФТА" – 13,8 МЛРД."

– Год начался с громких обысков в компании "Киевстар" по факту неуплаты налогов. О каких налогах, и в какие периоды идет речь?

– Еще с мая 2016 года осуществляется уголовное производство по факту уклонения от уплаты налога на прибыль в сумме 2,36 млрд. грн. и НДС на более чем 10 млн. грн. Все это зафиксировано в акте документальной плановой проверки.

4 января по определению суда налоговая милиция провела в помещении оператора мобильной связи обыск и изъяла ряд первичных финансово-хозяйственных документов на предмет взаимоотношений компании с субъектами хозяйствования, которые были определены в постановлении.

Предварительно следователи обращались в компанию с определением судьи о временном доступе, но она предоставила не все документы. Сейчас проходит анализ изъятых документов.

– Когда он закончится?

– Думаю, это решение мы примем в феврале.

– ГФС имеет еще один судебный процесс с большим налогоплательщиком – компанией "Филипп Моррис Украина". Что нового в этом деле?

– Зафиксированный центральным офисом по обслуживанию крупных плательщиков акт проверки компания обжаловала в суде первой инстанции. Суд первой инстанции принял решение в пользу ГФС. Сегодня рассматривается вопрос в апелляционной инстанции.

Параллельно субъект обратился в ряд экспертных органов на предмет проведения экспертизы. Значит, первая инстанция – в нашу пользу, апелляция продолжается.

– Создана рабочая группа по вопросам кейса этой компании. Какие результаты?

– Я и мои коллеги провели не одну встречу с руководством компании. Первая встреча была на уровне центрального офиса крупных плательщиков, где упомянутая компания состоит на учете. Потом было еще две встречи с моим участием.

Плательщик вышел с инициативой создать рабочую группу из его представителей и ГФС. Цель ее работы – рассмотрение проблемных вопросов, дополнительных аргументов, которые, по мнению налогоплательщика, могут в дальнейшем исключить аналогичные случаи.

– Возможен ли вариант подписания мирового соглашения?

– Подчеркиваю: дело находится в суде апелляционной инстанции. Первая инстанция приняла решение в пользу ГФС. Если дело находится в суде, вопрос компромисса автоматически откладывается до завершения процесса.

– Как продвигается взыскание налоговых долгов с компаний бывшего народного депутата Александра Онищенко?

– В налоговый залог описано имущество операторов совместной деятельности на общую сумму более 320 млн. грн. В том числе – газ, нефть, газовый конденсат.

Кроме того, органы ГФС описали в налоговый залог газодобывающее оборудование скважин должников. Стоимость этого имущества будет дополнительно определена по экспертной оценке при его реализации.

В счет погашения налогового долга поступило более 50 млн. грн. Это и взыскание со счетов, и то, что поступило от продажи залогового имущества. Работа по реализации залоговых активов продолжается.

– Какая сейчас налоговая задолженность компаний Онищенко?

– 1 января 2018 года налоговый долг составил 2,045 млрд. грн.

– 19 декабря Высокий суд Англии издал приказ о всемирном аресте активов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Как это сказалось на работе украинских компаний Коломойского? Они будут ли платить налоги?

– Это мера, позволяющая сохранить активы к моменту рассмотрения дела. Это вопрос, скорее, к истцу, а им является Приватбанк. Пока есть такое решение, владелец не может использовать свои активы. Уплаты налогов это не касается.

Читайте также: Суровая лондонская зима: что могут потерять Коломойский, Григоришин и Ахметов

– Какова сумма налогового долга "Укрнафты"? Какие последние новости относительно взыскания налогового долга с должника?

– Налоговый долг "Укрнафты" 1 января 2018 года составил 13,8 млрд. грн. Описано в налоговый залог имущество на 11,2 млрд. грн., но "Укрнафта" оспорила и отменила судами апелляционной и кассационной инстанций все акты описи имущества.

Верховный Суд отменил решение судов предыдущей инстанции и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В случае выигрыша начнется процедура погашения долга имуществом "Укрнафты", которое находится в налоговом залоге.

Автор: Галина Калачова

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Хронология экономических событий 21 декабря 1997 г. – 20 сентября 1998 г. Часть 7
 Председатель ГИУЗ Руслан Гурак: «Мы хотим трансформировать систему так, чтобы иметь возможность повышать качество образования»
 Платежный баланс и совокупный внешний долг Беларуси в первом квартале 2012 г.
 Краткий обзор Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг.
 Адмирал Маркетс: Ежедневный обзор американской и азиатской сессии