Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Бюджет-2018: (не) бесспорный?


30.11.2017 – 10 декабря парламент будет голосовать за бюджет 2018 г. во втором чтении. Поэтому на финансовые торги осталось 2 недели. Как показало первое чтение бюджета, отложенные сюрпризы будут. На часть из них вдохновляет МВФ, такие как ни шагу от дефицита 2,5% ВВП и рыночных цен на газ для всего населения.

А еще есть много «внефондовых» вопросов, которые требуют дополнительных средств и «растяжения» бюджета. Один из них – финансирование АПК. Правительство проигнорировало требование аграрных депутатов и ассоциаций – не прибавило 2 млрд. грн. сектору.

К тому же, как утверждают источники издания, именно по указанию из Администрации Президента в последний момент дали бюджетному комитету указание исключить «правку Косюка» из документа (отменили ограничение в 150 млн. грн. на получение бюджетных дотаций).

AgroPolit.com разобрался, как переписывается бюджетная история на следующий год и чего ждать 10 декабря.

Читайте также: Олег Нивьевский: Прямые дотации агропромышленным предприятиям – это путь в никуда

Общие цифры

Верховная Рада поддержала в первом чтении бюджет с показателем дефицита в 2,4% ВВП, 7% инфляцией и 3% ВВП экономического роста и курса 1 доллара почти в 30 грн. Документом предлагается с 1 января 2018 года установить минимальную заработную плату в размере 3723 гривен, прожиточный минимум – 1700 гривен.

На сектор безопасности и обороны планируется выделить 5% ВВП (около 163 млрд. грн.). В АПК – 6,3 млрд. грн. На образование – 217,5 млрд. грн. (зарплату учителям увеличат на 25%). На здравоохранение – 112,5 млрд. грн. (почти 6 млрд. гривен пойдет на закупку лекарств через международные организации). На дороги – 44 млрд. грн. и на субсидии – 55 млрд. грн. В Государственный фонд регионального развития заложено, как и в этом году, 10 млрд. грн. В общем нардепами к проекту бюджета к первому чтению внесены 2289 поправок, которые должны бы увеличить государственные расходы на 1,4 триллиона грн.

Аграрные поправки

Агросектор ожидал от правительства увеличения общей суммы финансирования с 6,3 млрд. грн. до 8,3 млрд. грн. Как уже писал AgroPolit.com, 18 аграрных депутатов обратились от имени сектора с соответствующими инициативами.

Ключевыми из них являются:

увеличение общей суммы финансирования АПК с 6,3 млрд. грн. до 8,3 млрд. грн. (источники – поступления от приватизации; от легализации рынка спиртовой промышленности (уплата акцизного сбора); от уплаты владельцами паев НДФЛ (налог на доходы физических лиц) от арендной платы, ЕСВ (единый социальный взнос) и уплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям единого налога четвертой группы).

Перераспределение средств из части бюджетных программ и перенаправление, по меньшей мере, 1,5 млрд. грн. на прямые дотации производителям; увеличение средств суммарно до почти 900 млн. гривен на компенсацию кредитных банковских ставок; усиление поддержки садоводства, виноградарства и т. п. до 300 млн.

Также депутаты выступили за увеличение финансирования поддержки мероприятий в АПК на 60 тыс. грн., к общей сумме 65 тыс. грн. Чтобы направить деньги на удешевление страховых платежей (премий).

Отдельно аграрные депутаты предложили сократить финансирование животноводства с 2,3 млрд. грн. до 300 тыс. грн., а финансирование сельхозпроизводителей увеличить с 2 млрд. грн. до 4,5 млрд. грн. (500 тыс. грн. направить на компенсацию стоимости отечественной сельскохозяйственной техники и другого оборудования, а 4 млрд. грн. – на выплату бюджетной дотации для аграриев).

Дотационная истерика

Бюджетный процесс возмутил дотационный вопрос. Три ключевых вопроса: кто должен получать бюджетные деньги, ограничивать или нет размер дотаций в 150 млн. грн. и увеличение суммы государственной поддержки на 2 млрд. грн. на 2018 год.

Однако наибольший шум в аграрных кругах наделала поправка по ограничению в 150 млн. грн. для аграрных компаний. Почему? Реальную причину вслух никто не озвучивает. Однако, все, кто в теме, понимают, что произошло это из-за противостояния бизнеса, группы зерновиков (компания «Кернел») и птицеводов (МХП). Измерение бизнес интересов дошло до того, что в бой пошла тяжелая политическая артиллерия. Попытались втянуть в конфликт даже «Самопомощь» Андрея Садового и Ивана Мирошниченко, однако там быстро с аргументами в руках открестились от куриных ножек.

Для того чтобы лучше понять суть этого конфликта, депутат от «Батькивщины» Вадим Ивченко предлагает рассматривать эту проблему через призму двух факторов. «Первый – уплата налогов в бюджет. Второй – обратная поддержка от государства в виде возврата экспортного НДС. В контексте последнего пункта», – объясняет депутат. Так в 2017 году компании «Кернел» и связанным с ней компаниям государство вернуло 7,6 млрд. грн. экспортного НДС, МХП – чуть более 1 млрд. грн. Тогда как общая сумма, выделенная на дотации для всех аграрных производителей, составила 4 млрд. грн. Чувствуете разницу?

«Тогда возникает логичный вопрос, кто больше получает денег: компании, которые на внутреннем рынке создают добавленную стоимость и рабочие места, или компании, которые на огромных территориях имеют немного наемных работников и собирают урожаи комбайнами, а потом зарабатывают на экспортном НДС?», – резюмирует Ивченко.

Эксперты же объясняют, что причину дотационного прокола следует искать в механизме распределения дотаций, написанном Минфином и Минагрополитики. Мол, его написали криво. В чем проблема? Во многих агрофирмах налоговые обязательства от продажи продукции растениеводства не дотируются, «съели» сумму дотации при уплате НДС при продаже продукции животноводства. Поэтому такие предприятия не подавали документы на дотацию в виде возврата НДС, потому что им нечего возвращать.

В различных отраслях сельского хозяйства налоговый кредит и налоговые обязательства формируются по-разному. Например, в птицеводстве они возникают практически ежедневно. В растениеводстве – в конце года, после реализации продукции, а в свиноводстве и разведении крупного рогатого скота – с определенной периодичностью. Поэтому и выпала часть производителей. В новом году этот механизм предлагают переделать.

По мнению народного депутата от «Самопомощи» Ивана Мирошниченко, ситуацию можно изменить. «Для этого нужно, чтобы производитель заполнял налоговую декларацию не по КВЭД, а конкретно по видам деятельности. И тогда система будет работать правильно и прозрачно. Если ты производишь зерно и занимаешься животноводством, то подавай по каждому из этих видов отдельную налоговую накладную на компенсацию дотации, и если это вписывается в разрешенный перечень, то ты получишь дотацию», – резюмирует он.

SOS: мнение аграриев неважно?!

Перед голосованием в первом чтении депутаты еще раз на закрытом заседании «проверили часы» по ключевым правкам для сектора и напомнили о них правительству.

«Выход мы видим в увеличении общей суммы дотаций на 2018 год: с 2 млрд. грн. по меньшей мере, до 6 млрд. грн. Средства для этого в бюджете есть. Да, 1 млрд. грн. на программу квазиакумуляции можно забрать с 2,3 млрд. грн. на животноводство (речь идет о строительстве новых ферм, но их в следующем году сдадут максимум на 500-600 млн. грн).

Остальные 2,3 млрд. грн. перераспределили так: 1,3 млрд. грн. – на компенсацию строительства ферм, 500 млн. грн. – на увеличение программы по компенсации кредитной ставки банков и 300 млн. грн. – на развитие садоводства и виноградарства.

Кроме того, еще 500 млн. грн. на прямые дотации агросектору решили перенаправить из программы компенсации на покупку сельскохозяйственной техники отечественного производства», – рассказал про основные требования агросектора в комментарии изданию народный депутат Иван Мирошниченко.

За это выступают и другие его коллеги «по цеху». Народный депутат Сергей Лабазюк утверждает: «Если сумму дотационной поддержки не увеличат, крупные игроки заберут большую часть денег еще в первом полугодии. Тогда малые и средние фермеры будут платить налоги, но взамен ничего не получат. Поэтому наша позиция такова: премьер должен увеличить сумму государственной поддержки минимум на 2 млрд. грн.».

Что было дальше – мы все видели. Ни одно из аграрных предложений не было учтено в Раде! Сектор, который дает 40% выручки стране, просто не услышали!

«Ни одна из поправок не была учтена, не было ни одной встречи между аграрным комитетом, профильными ассоциациями и правительством, тогда как в прошлом году их было аж 6», – говорит Иван Мирошниченко.

Народный депутат говорит, если правительство между первым и вторым чтением не согласится и не даст дополнительные средства на дотации АПК, чтобы хватило всем сферам и направлениям производства агропродуктов для внутреннего рынка, то он видит только один выход из ситуации – не голосовать за такой бюджет. Почему? Ведь отрасль не получит реальную поддержку, потому что средств мало. Как тогда быть?

Мирошниченко предлагает сфокусировать государственные дотации на единоличниках.

«Значит, эти 2-4 млрд. грн. нужно выплатить людям из частного сектора на поддержку производства молока и мяса КРС. Сегодня в Украине 2,7 млрд. единиц голов КРС именно в частном секторе. Единоличникам трудно конкурировать с промышленными предприятиями, и в то же время они остаются основными производителями продукции КРС и молока. Поэтому им нужно помогать. Могут быть разные формы поддержки, начиная с дотирования 1-й головы выращенного скота и заканчивая компенсацией приобретения холодильного оборудования для хранения молока, переработки и развития семейных ферм. Тогда нужно поддерживать всеми силами так называемого «маленького» украинца, ведь он сегодня развивает средний класс и кооперацию на селе. Государству нужно набраться смелости и отдать 3-4 млрд. грн. людям в село, которые являются лишь малой частицей всего финансового «пирога», который эти же люди отдают бюджету ежегодно», – говорит он.

Его коллега народный депутат, председатель аграрного парламентского подкомитета по вопросам усовершенствования структуры государственного управления в сфере агропромышленного комплекса, инноваций и по вопросам базовых отраслей в агропромышленном комплексе Валентин Дидыч считает, что «глухота» правительства в аграрных вопросах – это, конечно, плохо, но...

«Мы продолжим дорабатывать документ, будем советоваться с налоговым и бюджетным комитетом, как реализовать свои намерения по развитию и поддержке аграрного сектора. Также премьер-министр пообещал выслушать наши предложения по поддержке садоводства, племенного дела (выращивание КРС) и молочного скотоводства на отдельной встрече. Верим, что нам удастся у него «выбить» дополнительно 2 млрд. грн. и увеличить сумму поддержки до 8 млрд. грн.», – рассказал депутат.

Параллельно, по мнению Дидича, красным маяком для всего бюджетного процесса является выработка прозрачного распределения дотационных средств. «Нам важно, чтобы малый и средний товаропроизводитель получали финансовую поддержку. Комитет настаивает на том, чтобы положение, которое будет разрабатывать Кабмин, было согласовано нашим профильным комитетом. Мы вынесем свои поправки, чтобы процесс распределения средств был прозрачным и правильным», – подытожил он.

Поэтому правительство колдует над бюджетным котлом. Что будет на выходе – уже понятно. Очередная поддержка для избранных? Так и будет, если забудут об отрасли, которая дает 40% валютной выручки. Понимая свою «тень» аграрной обязанности (которая только частично состоит из господдержки, а остальные – это вопрос борьбы с рейдерством, наведение порядка в земельных отношениях и тому подобное – список можно продолжать), в правительстве обещают «одуматься» и все же пойти «навстречу АПК».

Как сообщил в эксклюзивном комментарии AgroPolit.com первый вице-премьер Степан Кубив, правительство сейчас работает над тем, чтобы найти +2 млрд. для АПК.

Автор: Татьяна Крисюк

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 На какое будущее может рассчитывать украинская наука
 Заместитель министра здравоохранения Александр Линчевский: Сверхвысокая цена. Почему важна доказательная медицина
 Валютный рынок Беларуси в январе-октябре 2010 г.
 Объем взаимной торговли товарами государств Евразийского экономического союза в январе-июле 2017 г. возрос на 27,8% до 29,598 млрд. долл.
 В России объем рублевого кредитования юридических лиц и ИП в январе-августе 2017 г. увеличился на 13,3% до 22,085 трлн. руб.