Запуск рынка земли и сдвиги земельной реформы, обновление Минагрополитики и введение должности вице-премьер-министра, господдержка аграриев (крупных, средних или малых), налогообложение АПК, кредитование аграриев под покупку земли, развитие фермерства и другие законодательные инициативы.
А также основные достижения и провалы 30-ти лет независимости Украины глазами аграриев, депутатов, чиновников и экспертов отрасли в опросе AgroPoloit.com. Мы поставили им 5 вопросов:
Как бы вы охарактеризовали одним предложением 30-й год независимости Украины?
Какие первоочередные вопросы, по вашему мнению, должен решить парламент/ правительство/президент в течение года, а также в краткосрочной перспективе (5 лет) и почему?
Нужно ли создавать отдельную должность вице-премьера по вопросам АПК в правительстве параллельно с должностью министра аграрной политики? Обоснуйте свою позицию?
Кого стратегически (финансово) должно поддерживать правительство в АПК (крупных, малых, средних производителей) в течение следующих 10 лет и почему? Что это даст сектору и экономике?
Какое наибольшее достижение/провал (лично для вас) произошло в агросекторе в течение 30 лет?
Николай Сольский, председатель аграрного комитета ВРУ
Начало нового роста.
Выравнивание и уменьшение налогов и максимальная дерегуляция.
Достаточно министра.
Малых и средних – это даст рабочие места.
Формирование конкуренции в этой сфере.
Анатолий Мирошниченко, первый заместитель председателя Госгеокадастра
Переломный год для осуществления земельной реформы – заработали законы Украины № 552 (рынок земель), № 711 (планирование), № 1423 (дерегуляция и децентрализация), № 1444 (электронные торги).
В «земельной» сфере такими задачами считаю совершенствование порядка ведения Государственного земельного кадастра, монетизацию бесплатной приватизации земельных участков, полную и неуклонную реализацию принципа единства юридической судьбы земельного участка и расположенной на ней недвижимости, переориентацию аграрного сектора на устойчивые модели хозяйствования.
На мой взгляд, такая должность нужна, но отвечать вице-премьер должен не столько за «вопросы АПК», сколько за комплексное развитие сельских территорий. Это лицо должно быть проводником интересов общин и малого, и среднего бизнеса, а не крупного аграрного бизнеса.
Малых и средних производителей. Увеличение доли и роли этих производителей в экономике и жизни общин приведет к более равномерному и справедливому распределению национального богатства, к более здоровой социальной структуре на селе, к укреплению общин, к более устойчивому и экологически благоприятному землепользованию. В совокупности это способно существенно повысить качество жизни граждан, сделать Украину лучше и успешнее.
Самый большой провал – введение моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения; самое большое достижение – снятие этого моратория, даже в таком половинчатом и аккуратном формате, как это имеет место сегодня. Причем наиболее ощутимыми первые последствия будут не столько для «валовых» показателей экономики, сколько для менталитета наших людей. А сдвиги в менталитете позволят в среднесрочной и отдаленной перспективе достичь впечатляющих результатов.
Ольга Трофимцева, бывшая и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины
Очередной год развития государства и эволюции всех его систем.
К первоочередным вопросам с точки зрения экономики, в частности АПК, я отношу вопросы перехода к принципам круговой экономики и структурной отраслевой трансформации, исходя из конкурентоспособности, и возможностей стать частью глобальных цепей создания добавленной ценности. В области АПК первоочередными являются вопросы климатически адаптированных аграрных систем, страхование рисков, диверсификация структуры производства и усиление экспортных позиций.
Отдельные должности или их отсутствие не являются фактором успешности или провала аграрной политики. Сектору АПК необходимой стала, системная, предсказуемая аграрная политика с понятными правилами игры для всех стейкхолдеров. Такой подход должен базироваться на стратегическом видении целей развития отрасли и механизмов их достижения. Основным институтом для формирования и реализации целей аграрной политики должно быть сильное профильное министерство с присущим ему функционалом.
Этот вопрос задан, по моему мнению, некорректно. Финансовая поддержка или любой другой инструментарий аграрной политики должен определяться исходя из тех целей, которых мы в АПК хотим достичь в течение следующих 10 лет. Если мы хотим иметь высокоэффективный, конкурентоспособный, социально ответственный и климатически адаптированный АПК до 2031 года, мы должны поддерживать именно те активности и виды деятельности, которые будут способствовать достижению поставленных целей. При этом эта поддержка – финансовая, техническая или организационная в разных видах может предоставляться и малым, и средним, и большим, и микропроизводителям.
Самое большое достижение — наше место на мировых рынках сейчас. Самый большой провал — незаконченная земельная реформа.
Лариса Билозир, народный депутат
Стремление к лучшему.
Несмотря на последний этап децентрализации, мы имеем много вопросов наполнения местных бюджетов и более справедливого перераспределения налогового бремени. В Верховной раде Украины сейчас зарегистрированы законопроекты, которые призваны усовершенствовать и урегулировать распределение налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). Ко мне как народному депутату обращаются председатели ОТГ относительно скорейшего рассмотрения таких законодательных инициатив. Действующая модель несовершенна, и это отмечают представители общин уже давно. Сейчас НДФЛ зачисляется в местный бюджет по местонахождению юридического лица. Однако, как показывает практика, эта модель уплаты НДФЛ является крайне несовершенной и не удовлетворяет потребности территориальных общин, особенно небольших. Анализ доходов и оптимизация расходов — то, чем уже сейчас занимаются в общинах наряду с эффективным диалогом с бизнесом.
Сложный вопрос. В общем, должностей можно создавать сколько угодно, и станет ли от этого лучше аграрному сектору? В этой ситуации надо смотреть на функционал вице-премьера и министра, какие будут у них полномочия, не будут ли конфликтовать между собой. Потому что в таком случае об отстаивании интересов АПК в стенах правительства можно будет забыть, они будут заняты совсем другим.
Государство должно поддерживать в первую очередь легальный бизнес, который честно и открыто, платит налоги. И тут не вопрос, малый ли это или крупный производитель — правила для всех должны быть одинаковыми и понятными. А политика государства, в том числе и в аграрном секторе, должна быть прогнозируемой.
Самое большое разочарование — это провальная земельная политика в государстве, благодаря чему за время независимости было украдено 5 млн. га сельскохозяйственной земли. Почти треть от всего объема сельскохозяйственных земель Украины находится в теневой обработке. Только сейчас этот рынок начали пытаться привести к цивилизованным правилам, но и здесь не обходится без проблем.
Отмена моратория и введение рынка земли, за которые я лично не голосовала, в том виде, что есть сейчас, решает вопрос лишь частично. Прежде чем вводить ту или иную реформу, нужно понимать ее конечную цель. Потому что от этого зависят не только перспективы развития агросектора, сельских территорий, благосостояние общин, но и безопасность Украины как государства и стоимость продуктов на столах.
Владимир Лапа, экс-руководитель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужбы):
Зеленый с вкраплениями седины.
У нас как не было, так и нет среднесрочной программы, которая реально выполняется. В такой ситуации государственная политика не играет и не может играть стимулирующую роль.
Под рабочую программу — возможно. Без нее — это вопрос эстетики, а не экономики.
Каждый нуждается в своей поддержке. Крупным производителям нужны рынки сбыта, мелким – финансы или кредитные гарантии под покупку земли. Наиболее действенная поддержка не всегда является финансовой, хотя все равно она стоит денег.
Непоследовательность. Время от времени реформы сворачиваются, и растет масштаб коррупции. Мы пока не можем выйти из этого цикла.
Богдан Костецкий, партнер в компании «Барва Инвест»:
30-й год независимости Украина встречает в попытках переделать себя (отмена земельного моратория как пример), сталкиваясь с дефицитом профессиональных кадров, страдая от мощных инерционных проявлений коррупции и олигархического лоббизма во многих сферах; в аграрном и общем сырьевом сегменте – получая большие преимущества от значительного роста мировых цен.
Обеспечить государственные программы-компенсаторы долгосрочной кредитной поддержки под залог земли. Возрождение Украины состоится с периферии, и когда там появится инфраструктура и занятость для широких слоев населения – это даст толчок для деурбанизации. Все мегаполисы мира похожи между собой. Украинские крупные города — не исключение. Пока наблюдаем, как каждый год они переполняются все больше, и лучше они не становятся ни в плане логистики, ни экологии или рынка труда. Государственные деятели должны стимулировать перераспределением ресурсов с целью восстановления страны на уровне села/райцентра.
Не считаю это нужным. Важно предоставить достаточное количество полномочий и стабильный горизонт развития (Carte Blanche) на долгий период одной команде, и не заниматься передергиваниями каждые 6 месяцев. Расшатывание от ликвидации министерства до введения вице-премьера в АПК — это крайности. Но если выбирать — то лучше пусть будет вице-премьер в АПК.
Поддержка должна быть сфокусирована на средних и малых хозяйствах, в частности на тех, которые занимаются многолетним бизнесом (ягодоводство, садоводство, скотоводство), особенно в сфере органического производства – тех направлений, которые требуют многолетних инвестиций и не в состоянии конкурировать по срокам достижения безубыточности с типичным летним циклом массового производства сельскохозяйственных культур и переработки.
Достижения: снятие моратория с рынка земли. Провал – введение любых механизмов вмешательства в рынок вроде квот, пошлин и прочее.
Александр Гнитецкий, эксперт по земельным вопросам
- Год зарождения и децентрализации пространственного планирования в Украине.
- Обновление топографической основы в масштабах страны. Государственный систематический подход для решения этой стоимостной и сложной процедуры даст возможность территориальным общинам заказать и изготовить комплексные планы до 2025 года, используя обновленные и качественные исходные данные.
Публичные закупки Прозорро. Самая низкая цена — почти всегда самое низкое качество. По моему субъективному мнению, землеустроительная и градостроительная отрасли страдают от таких закупок, в результате имеем низкое качество предоставляемых услуг/работ.
Соблюдение севооборотов полей. Это вопрос вне поля зрения долгое время, имеющий существенные негативные последствия для почв. Нужно обязывать разрабатывать такие проекты и обеспечить соблюдение проектных решений.
- Возрождение Минагро – это уже победа для Украины. Однако можно не останавливаться на достигнутом моменте и продолжить усиление стратегического направления. Учитывая, что 2/3 площади всей Украины — сельскохозяйственные земли, а одним из ключевых направлений страны является аграрное направление – думаю, что такая должность могла бы появиться.
- По моему мнению, стоит поддержать малых и средних фермеров, стимулировать их создание. Кредитовать покупку земли и техники, помогать создавать дополнительную стоимость на свою продукцию дома. Это косвенно усилит экономику, ведь создание крепкого среднего класса землевладельцев положительно повлияет не только на их экономическую активность, но и на общественную позицию, что является не менее важным.
5.
Достижения:
Запуск рынка земли.
Усложнение бесплатной приватизации (голосование 2/3 от общего состава депутатов Верховной рады).
Закон №711 — сочетание землеустроительного направления с градостроительным.
Закон №1423 — децентрализация в распоряжении землями.
Недостатки:
Инвентаризация сельскохозяйственных земель в течение 2019-2021 годов. Некачественно, быстро, как следствие еще долгое время будет возникать немало вопросов.
Допуск юридических лиц к рынку земель – возможно, цена и активность были бы выше.
Постоянная реформа инспекции – как следствие, работа выполнена не в полном объеме.
Слабая поддержка по разъяснению изменений законодательства и помощи в обучении специалистов общин, которые должны использовать в пользу все возможности, которые были предоставлены. Но нередко не могут это сделать из-за отсутствия специальных знаний и четких алгоритмов.
Инна Метелева, руководитель проектного офиса Аграрный политический диалог «Аграрная рада»
Самоидентификация украинской нации и эволюция свободы слова и мысли.
Перезагрузка дискредитированных институтов власти на всех уровнях, восстановление верховенства права, создание понятной и прогнозируемой на средне — и долгосрочную перспективу системы развития предпринимательства и привлечения инвестиций, в том числе в АПК, пересмотр социальной политики, Green Deal.
Поддерживаю позицию отдельного вице-премьера по вопросам АПК, потому что на сегодня формирование и реализация государственной политики в отрасли неэффективна, в том числе по причине разделения ее между четырьмя министерствами – Минагрополитики, Минэкономики, Минрегионстроя и Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов. И отсутствие консолидирующей позиции, единого центра принятия решений и конкурентные действия между ними создают деструктивные процессы в АПК. Масштаб АПК требует четкой стратегии, сильных экономичных механизмов и национальной защиты интересов участников рынка.
Поддерживать и инвестировать в экономически эффективные предприятия и предпринимателей независимо от размера, у тех, кто приносит положительные экономические изменения – современное производство, инновационные проекты и продукты, создает новые рабочие места, имеет высокий уровень социальной ответственности и видение своего развития на перспективу.
Поддерживать также через целевые программы АПК направления, где на сегодня имеем провальные показатели, но эти секторы имеют важное значение для продовольственной безопасности государства и нашего статуса на внешних рынках, а именно перерабатывающая промышленность, аграрная логистика, мясное и молочное животноводство, научно-исследовательские и инновационные проекты, диджитализация, современные климатические технологии, другие. Каждая гривна (субсидия, инвестиция, собственные средства), вложенная в бизнес, должна давать просчитанный эффект, и парадигма ведения бизнеса в ручном режиме без четкого планирования бизнеса должна остаться в прошлом.
Достижения: высокая конкурентоспособность украинских производителей и продукции на внешних рынках и признание в международных рейтингах, высокий уровень применения современных технологий и производительности в аграрном производстве, мощная самоорганизация и защита собственных интересов через аграрные объединения и ассоциации, реализация законного права продавать и приобретать в собственность земельные участки гражданами Украины.
Провал: слабая государственная агропродовольственная политика, сырьевой экспорт, а не продукция переработки, зависимость от импорта ржи, молочного и мясного сырья, ГПЗКУ, аграрное рейдерство.
Екатерина Шор, менеджер проектов экологической организации Информационный центр «Зеленое досье»
Украина невероятно талантлива и богата, но почему-то несчастлива.
Наше счастье, прежде всего, зависит от нас самих, а задача власти – формировать стратегический курс Украины. Не вызывает сомнения, что Украина должна быть независимой и придерживаться европейских ценностей. Но стратегически — какими мы хотим быть за 5-10 лет? Необходимо поставить конкретные цели и формировать комплексную политику для их достижения для развития страны в целом.
Аграрный сектор, конечно, формирует значительную часть ВВП, но мне кажется, что для формирования аграрной политики достаточно функций министерства. Спасибо, что его восстановили, и надеемся, что его формирование, то ли лучше сказать восстановление, уже, в конце концов, завершится в ближайшее время.
По моему мнению, государство должно сформировать, во-первых, равные возможности для всех и прозрачные условия ведения бизнеса. Стратегически должна быть поддержка и защита всех производителей, но относительно финансовой поддержки, думаю, что для малых производителей она более критична и существенна. Поддержка малых производителей важна, потому что они создают большее количество рабочих мест и больше способствуют развитию сельских территорий. Кроме того, мы видим в последние годы, что малые производители создают уникальные крафтовые продукты, так что это еще и добавленная стоимость и формирование имиджа страны.
Я очень рада, что органическое сельское хозяйство начали воспринимать серьезно на государственном уровне и вообще уделять больше внимания вопросам устойчивого хозяйствования, хотя, конечно, этого еще мало. Но я помню первые мероприятия по органическому производству в аграрном ведомстве в 2007-2008 годах, на нас смотрели как на чудаков. То сейчас органическое производство звучит не в каждом выступлении министра и включено в национальную экономическую стратегию Украины.
Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ
- Это, безусловно, год надежды, который принес осторожное восстановление экономики после острой фазы коронакризиса и впервые за многие годы – рост банковского кредитования. Это также год начала двух реформ, крайне важных для дальнейшего социально-экономического развития государства – земельной реформы и судебной.
- В течение года важно восстановить полноценное сотрудничество с МВФ. Речь идет не об антискользящей поддержке, которую Украина должна получить в этом году на безусловной основе. Речь идет о возобновлении долгосрочных программ финансирования, которые идут в пакете с реформами.
С этим связана и первоочередная задача на среднесрочную перспективу — обеспечить последовательное воплощение реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата. Это не только будет способствовать развитию украинской экономики, но и обеспечит доступ Украины к недорогим финансовым ресурсам и иностранным инвестициям.
- Создание отдельной должности вице-премьера по вопросам определенной области может быть эффективным, если приоритетные для правительства задачи профильного министерства тесно пересекаются с функционалом и задачами других министерств, и процесс взаимодействия между ними требует дополнительной координации. Подобная ситуация может возникать при реализации масштабных структурных реформ. Например, земельной. Но нужна ли эта должность конкретно в этом случае, должны решать правительство и парламент, учитывая задачи и имеющиеся правительственные процессы.
- В первую очередь в поддержке нуждается малый и микробизнес. Малым хозяйствам трудно конкурировать в сегменте аграрного производства, где масштаб дает значительное преимущество в себестоимости и доступе к рынку (например, выращивание зерновых), но они могут быть эффективными нишевыми производителями. Однако для успешного развития бизнеса нужен доступ к финансовым ресурсам (кредитам), а с этим у малых хозяйств большие сложности. Кредитная поддержка и стимулирование их развития в определенной степени являются социальной задачей, поскольку устойчивый класс малого бизнеса необходим для решения проблем занятости населения и развития местных общин.
Средний аграрный бизнес, как правило, без чрезмерных осложнений может привлекать необходимые финансовые ресурсы, однако может нуждаться в поддержке в части доступа к экспортным рынкам и повышения собственной конкурентоспособности на них. Увеличение экспортного потенциала страны за счет класса средних производителей будет способствовать не только экономическому росту и благосостоянию, но и долгосрочной финансовой стабильности благодаря улучшению торгового баланса.
- Крупнейшим в истории независимой Украины провалом для агросектора считаю «временный» мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, который продлился два десятилетия. Мораторий лишил законных прав тысячи владельцев земельных паев и законсервировал фрагментации земельных банков хозяйств («шахматку»). Это способствовало развитию рейдерства в агросекторе и подавляло его развитие.
Поэтому наибольшим достижением, по моему мнению, стал уверенный рост аграрной отрасли и ее выход в лидеры экспорта в течение последних 5-7 лет, несмотря на ограничения и кризисы.
Владимир Печко, председатель общественного союза «Ассоциация садоводов, виноградарей и виноделов Украины»
- Это уже взрослый возраст человека, у которого поступки должны быть ответственными. Если в 17, 18 лет человек, может совершать какие-то ошибки, какие-то выходки, то 30 — это уже приличный возраст, когда человек должен брать на себя ответственность за свои действия. Это если приравнивать к человеку. Одним словом — это зрелость.
- Во-первых, у нас открывается рынок земли, и сейчас в этих условиях виноградари и садоводы не защищены. Предприятия, которые занимаются садоводством и виноградарством, при покупке находятся не в конкурентных условиях. Первое, надо сделать шаги в защиту садоводческих и виноградарских предприятий. Второе, разработать экспортную стратегию виноградарской и винодельческой отрасли. Нарастить экспорт, качество украинской продукции, садоводческой и виноградарской, он уже на достаточно высоком уровне.
Третье. Не забывать о том, что выход с гектара под садами, виноградниками намного больше, чем с зернового направления. Поэтому следует задуматься государству над эффективностью использования земель сельскохозяйственных предприятий. Эффективность использования земель сельскохозяйственных предприятий в условиях устойчивого развития. Это может повлечь возвращение людей обратно в Украину, и привести к развитию сельских территорий, потому что на садоводческих хозяйствах предприниматель может платить заработную плату 500, 800, 1000 долларов одному работнику. Такой пример сейчас есть. То, чего не может обеспечить тот, кто занимается полеводством.
- Спорный вопрос. Здесь главная цель кадрового дробления. Пока она не понятна.
- Малых и средних производителей. Это даст развитие туристического потенциала, это даст развитие сельских территорий, это позволит расширять географию экспорта. Больше будет предложений по количеству товара, по типу, по позициям, то есть больше будут этим заниматься. Кто-то занимается сушкой ягод, кто-то там чипсами, кто-то делает соковые линии, а кто-то перетертые фрукты. А кто-то будет заниматься вином, а кто-то будет заниматься безалкогольным вином, а кто-то соками, а кто-то замороженными продуктами. И это даст возможность максимально диверсифицировать рынок, потому что чем больше будет предприятий, тем больше они будут искать для себя разные ниши для занятия. Диверсифицироваться.
- Самый большой провал — это раскорчевка сотен тысяч гектаров виноградников. Получается в 1960 году, было 400 тыс. га, а в 2000 году — 160 тыс. га. Раскорчевка сотен тысяч гектаров виноградников это потеря, утрата Украины как винодельческой страны. Мы входили в десятку крупнейших винодельческих стран мира, а сейчас мы уже где-то там за Австрией.
А самое большое достижение — это открытие рынка земли. Для отрасли это было крайне важно, потому что это многолетние насаждения, инвестиция сегодня в гектар многолетних насаждений – это инвестиция на 30, 40, 50 и больше лет. Для садоводства, виноградарства, ореховодства открытие рынка земли – это важно. Я могу говорить только о своем сегменте.
Из самых больших достижений я могу сказать, что мы реально за короткий промежуток времени, за 3-4 года, глобально увеличили раскрывшейся экспортный потенциал Украины за счет обучения садоводческих хозяйств, за счет выставочной деятельности, и увеличился в разы экспорт садоводческой и винодельческой продукции.
Владислава Магалецкая, председатель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей
Дорогу к победе осилит идущий.
Максимально приблизить к европейским стандартам и контролировать следующие показатели: нормы качества воды, использование средств защиты растений, другие нормы, которые касаются здоровья людей, довести до конца реформирование рынка земли, повысить экологические стандарты при ее использовании, исходя из нынешних климатических изменений и изменений от интенсивного хозяйствования. Готовиться к изменению климата и проводить соответствующие реформы, которые помогут аграрному бизнесу и обществу.
Эти вопросы непосредственно касаются будущего Украины – качества жизни людей и конкурентоспособности главной отрасли государства.
АПК требует усиленного стратегического внимания со стороны государства и активного оперативного реагирования на тактические вызовы. В таких условиях усиление аграрного блока в правительстве возможно. Главное — чтобы чиновники не дублировали функции друг друга и имели реальные рычаги влияния для решения проблем аграриев.
Это вопрос выбора стратегии и построения соответствующей экономической модели. В каждом из вариантов (большие, малые, средние производители) есть свои плюсы и минусы. Каждый из этих вариантов можно развивать. Главное — каждые два-три года де-факто не менять стратегию и не тянуть «телегу реформ» в другую сторону в зависимости от изменения «политического ветра».
Наибольшее достижение — это евроинтеграционный курс Украины, который открыл рынки для аграриев во всем мире. Самый большой провал – это «просадка» в 1990-х и потеря многих перерабатывающих предприятий.
Екатерина Конащук основатель Trend & Hedge Club
Еще много нам совместно работать над развитием страны!
Отмечу лишь несколько основных – это успешное проведение судебной и пенсионной реформ. Первая должна установить верховенство права в стране, независимость судей от влияния политиков и олигархов. Сейчас уровень недоверия, как рядовых граждан, так и локального бизнеса или международных институтов/инвесторов к беспристрастным решениям судей всех инстанций удивительно высок. Конечно, придется после еще долго выстраивать доверие к власти и суду, но успешная реформа должна приостановить и искоренить распространение «серого» бизнеса и коррупции. Пенсионная реформа должна поддержать непрерывно стареющее население страны и дать инструменты активной молодежи и людям среднего возраста для обеспечения достойной старости в будущем. Это также должно уменьшить утечку активной рабочей силы из страны.
Нет, параллельность озадачивает. Двоевластие требует постоянного согласования действий и позиций (чтобы не было решений вопреки), на это тратится время и ресурсы.
Поддержка нужна не в виде финансовых дотаций, а в виде рабочих эффективных инструментов, которые бы стимулировали развитие направлений или защиту от рисков. Финансовая помощь на частичную компенсацию использования – такие как финансирование, страхование, хеджирование и тому подобное.
Гранд-событие за время независимости — это открытие рынка земли, хоть и в урезанном формате. Предоставлена возможность, наконец, реализовывать право собственности.
Екатерина Рыбаченко, генеральный директор компании «Агро-регион»
Это год украинского агрария, ведь и рынок земли открылся, и цены на зерно высокие, и урожаи обещают быть супер.
Все в мире знают, что Украина может лучше, способна и должна расти быстрее и быть привлекательнее. Поэтому, чтобы следующий год или 5 лет не вошли в историю, как период упущенных возможностей, нужно ускорить цифровизацию, приватизацию, дерегуляцию, демонополизации и победить в жестокой мировой войне за таланты. Также сделать еще много-много другого срочного и важного. Но, прежде всего государство для успеха страны должно сконцентрироваться на трех простых и очень важных вещах: верховенство права, верховенство права и еще раз верховенство права.
Думаю, что не надо. Всегда упоминается известная фраза Рейгана: 9 самых ужасающих слов на английском языке: я из правительства, и я здесь есть, чтобы помочь.
Самые большие истории успеха за 30 лет независимости мы наблюдаем в аграрной промышленности и IT секторе, где украинские компании задают мировые тренды, очень быстро развиваются и создают чрезвычайно положительный имидж для страны. В том числе благодаря достаточно стабильным правилам игры и минимальному вмешательству государства.
Только малых. Как по мне, это был бы хороший государственный подход, в том числе для сохранения села, предпринимательского духа, поддержки культуры и развития украинского продукта. Средние и крупные компании, как показывает практика, в условиях стабильной и последовательной государственной политики, способны идти вперед сами. Их лучше просто не трогать.
За 30 лет украинские аграрии увеличили урожайность в 2-3 раза почти во всех культурах, стали мировым эталоном эффективности, технологичности и организационной способности, уверенно двигают страну вперед, оперируют в конкурентной мировой среде. Это, безусловно, достижение, которым можно гордиться. Украина сегодня – аграрная супер держава с огромным потенциалом!
Назар Бобицкий, директор брюссельского офиса Украинской ассоциации бизнеса и торговли (UBTA)
- Заложен фундамент экономического и общественного развития на следующие 30 лет, несмотря на эгоизм и порой активное корыстное противодействие отдельных коррумпированных слоев элиты, что заинтересованы в сохранении статуса кво.
- Настоящая, а не декларативная реформа системы правосудия, сохранение независимости НАБУ и укрепление системы противодействия коррупции в целом.
Устранение неоправданных льгот и возможностей для злоупотреблений в налоговой системе, расширение, таким образом, базы налогообложения с одновременным снижением пресса прямого налогообложения компаний.
Создание действенной системы бизнес-омбудсмена с учетом опыта функционирования Офиса бизнес-омбудсмена Украины, который финансируется международными донорами.
- Нецелесообразно. Это будут уже знакомые «грабли» дублирования полномочий и соперничества ведомств и персоналий.
- Предпочтение стоит отдавать средним и малым производителям. Такая поддержка должна также ориентироваться на косвенную поддержку национального сельхозмашиностроения, а также поощрения климатически и экологически устойчивого хозяйствования на земле. Поддержка должна ориентироваться на реализацию международных климатических обязательств Украины по сокращению выбросов.
- Способность агросектора самостоятельно внедрять жесткие международные, в частности европейские стандарты качества, здоровья животных и растений, что помогло открыть для украинского экспорта европейский и другие ключевые рынки сбыта.
Олег Нивьевский, профессор Киевской школы экономики и координатор исследовательского проекта UaFoodTrade
Многое сделано для развития страны, но еще больше нужно сделать.
Для меня самый важный вопрос – это создание фундамента долгосрочной конкурентоспособности и развития страны – кардинальное изменение отношения к образованию и науке в стране, это должно быть приоритетом номер один для парламента/правительства/президента.
Не нужно. Должности министра достаточно. Не имеет оснований выводить АПК в особый статус, это лишь одна среди многих отраслей экономики.
В первую очередь нужно финансировать мероприятия, направленные на исправление провалов рынка, и это, прежде всего финансирование так называемых общественных благ (контроль и уход за здоровьем растений, животных и людей, информационное обеспечение, развитие сельской инфраструктуры, образование и научные исследования в аграрной отрасли и другие). А дальше среди групп производителей в первую очередь в поддержке нуждаются мелкие фермеры в части улучшения доступа к кредитованию и информационной/технической поддержки.
Самое большое достижение – это устойчивое развитие аграрного сектора, несмотря на не совсем благоприятную аграрную политическую среду (непрерывное вмешательство, попытки дирижировать рынком, медлительность с реформами и т.д.).
Крупным провалом стала аграрная политика, которая фактически выдавливала мелкий бизнес из аграрного ландшафта на протяжении последних двух декад. Это и мораторий на куплю-продажу сельскохозяйственных земель, это и налоговые льготы для всех сельхозпроизводителей – от малых до аграрного холдинга, это господдержка, которая совершенно игнорирует общественные блага, а, следовательно, и потребности мелких производителей.
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.