Анализ законопроекта об организации водопользователей и стимулировании мелиорации земель

Законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель».

В Верховной раде зарегистрировали законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель». Об этом сообщил глава Минагрополитики Роман Лещенко.

«Законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель» станет новым толчком в развитии орошения в Украине. Ключевым он является для аграриев Юга Украины, которые уже второй год подряд страдают от засухи, – сообщил Лещенко.

AgroPolit.com проанализировал позиции и нормы, которые повлияют на дальнейшее развитие мелиорации в Украине. Документ предусматривает передачу функций содержания мелиоративной инфраструктуры нижнего уровня водопользователям, а также создание организации водопользователей (ОВП) и прописывает их функционал. Все это призвано повысить эффективность использования систем орошения в украинском АПК.

Согласно прогнозам специалистов, дальнейшие изменения климата на планете не обойдут и Украину. Климатические изменения будут ухудшать условия естественного обеспечения почв влагой. Вследствие этого роль орошения и дренажа в производстве сельскохозяйственной продукции будет только расти. И хотя сегодня в Украине создано более 1160 водохранилищ общим объемом около 55 куб. км, сеть магистральных каналов (более 1000 км) и водоводов (свыше 2000 км) – этого недостаточно для полноценного развития сельского хозяйства.

Законопроекту №5202 предшествовала презентация документа от МЭРТ, который объединил нормы других, относящихся к нему законов:

1) «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель».

2) «О внесении изменений в статью 133 Налогового кодекса Украины относительно особенностей неприбыльного статуса организаций водопользователей».

НКУ предусмотрено, что учредительные документы некоммерческой организации должны содержать информацию о передаче активов другим неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае ликвидации юридического лица. Поскольку проектом об ОВП предусмотрена передача имущества ликвидируемой ОВП в государство в случае отсутствия согласия другой ОВП на получение соответствующего имущества и такая передача не является зачислением в доход бюджета, то необходимым является дополнение НКУ нормой, что уточняет это положение.

Цель законопроектов:

увеличение площади земель, где применяется гидротехническая мелиорация;

повышение эффективности сельского хозяйства;

уменьшение себестоимости полива земельных участков;

минимизация рисков при прекращении подачи/отвода воды во время вегетационного сезона;

уменьшение расходов государства на администрирование системы мелиорации;

недопущение деградации почв.

Способ достижения цели

В первую очередь, авторы законопроекта предусматривают передачу функций содержания мелиоративной инфраструктуры нижнего уровня водопользователям, а также создание правовых механизмов для безопасного инвестирования в мелиоративную инфраструктуру, создание и развитие частных оросительных систем нижнего уровня.

Для этого нужно создать соответствующие направления в содержании водопользователями мелиоративной инфраструктуры и привлечь инвестиции в нее через создание организаций водопользователей (ОВП) для содержания и модернизации существующих объектов мелиоративной инфраструктуры и строительства (создания) аграриями и их объединениями новых объектов мелиоративных систем.

Как прокомментировал для AgroPolit.com ситуацию генеральный директор HarvEast Дмитрий Скорняков:

«Мы, обрабатывая почти 100 тыс. га земли в Донецкой области, нашли выход во внедрении систем орошения. Однако чтобы более эффективно и системно развивать орошение, что особенно важно в масштабах всей страны, а не отдельных областей, аграриям необходима поддержка со стороны государства. В первую очередь, нужен действенный закон о консолидации полей, о правовой защите инвесторов, нужна программа льготного кредитования на покупку оросительных систем.

Ведь стоимость проекта «под ключ» у нас в Украине варьируется от $ 1,5 тыс. до $ 4 тыс. В зависимости от близости источника воды, от конфигурации полей и выбранной оросительной техники. Было бы также замечательно, если бы государство позаботилось и о модернизации магистральных сетей, без нормального состояния которых невозможно внедрять орошение. Сегодня нам стоит брать пример с США, Израиля, Испании – они за 15 лет совершили гигантский прорыв в этом направлении. Верю, что и мы так сможем».

Авторы законопроекта об орошении отмечают, что для развития новой инфраструктуры и объединения новых объектов мелиоративных систем нужно воплотить в жизнь принципиальные изменения в законодательные акты, создающие предпосылки для реализации обоих направлений. Среди первоочередных шагов, которые помогут в этом процессе являются:

1) выделение мелиоративной сети, как отдельной составляющей мелиоративной системы, в состав которой входят технологически связанные объекты нижнего уровня мелиоративной системы;

2) внесение в Государственный земельный кадастр (ГЗК) сведений о мелиоративной сети, ее отдельных составляющих и земельных участках (массивах земель), мелиорацию на которых сеть может обеспечивать;

3) включение в реестр вещных прав на недвижимое имущество сведений о правах на отдельные составляющие мелиоративной сети (насосную станцию, внутрихозяйственный трубопровод и т.д.).

Создание организации водопользователей (ОВП)

Организации водопользователей (ОВП) нужны для контроля над использованием, эксплуатацией и техническим обслуживанием объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем на территории обслуживания организации.

Представленный законопроект предусматривает, что ОВП запрещается осуществлять любую деятельность, не связанную с гидротехнической мелиорацией, а также ряд других мер и регуляционных мероприятий:

  1. Учредителями и членами ОВП могут быть собственники земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не переданы в пользование, и пользователи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  1. Членство в ОВП не обязательно, но оно является открытым – ОВП обязана принимать в члены любого водопользователя с территории своего обслуживания;
  1. ОВП является неприбыльной организацией и не может распределять прибыль или имущество между членами, цель ее деятельности – развитие мелиорации, а не получение прибыли;
  1. ОВП финансируется ее членами через взносы и плату за услуги, но и другие источники финансирования не запрещаются (кредиты и т.д.).

Сущность и функции ОВП. Основные положения относительно ОВП, направление деятельности ОВП 

Как прокомментировал ситуацию для AgroPolit.com директор предприятия «Приднепровский край» компании «Кернел» Михаил Петров, аграрии используют имеющиеся ресурсы, но состояние их в различных регионах страны существенно отличается.

«По состоянию на сегодня мы имеем немало инфраструктурных остатков еще советских времен, которые в силу различных обстоятельств интегрированы в дочерние предприятия Госводагентства. Это и каналы, и насосные станции, и водохранилища.

Также существуют остатки старых водоснабжающих систем, которые были законсервированы. Но сегодня какие-то из них еще в рабочем состоянии, а какие-то уже порезаны на металлолом. Мы вместе с соседними хозяйствами используем доступные системы, декларируем свои потребности и намерения и готовы на партнерских началах сотрудничать с государственными органами, если это возможно. Например, инвестировать средства в обновление и увеличение мощности насосных станций, что, в свою очередь, увеличит площадь подачи воды», – заявил Михаил Петров.

Алгоритм создания ОВП и начало ее деятельности

Определение территории обслуживания ОВП на этапе создания предусматривает следующие шаги:

1) Если на момент создания на земельных участках проводится гидротехническая мелиорация, то в территорию обслуживания включаются все участки, на которые по данным Госводагентства подается/отводится вода.

2) Если на момент создания гидротехническая мелиорация земельных участков не осуществляется из-за отсутствия или нахождения в нерабочем состоянии насосной станции или другого сооружения, которые ранее были построены для мелиорации, в территорию обслуживания включаются все участки, мелиорацию которых по данным Госводагентства можно восстановить в случае ремонта насосной станции или другого сооружения.

3) Если такие данные отсутствуют, учредители самостоятельно определяют территорию обслуживания ОВП.

Законопроектом предусмотрено проведение учредительного собрания, на которое будут приглашаться все собственники, самостоятельно пользующиеся земельными участками, и все пользователи земельных участков с территории обслуживания.

Именно во время проведения собрания решается вопрос о создании ОВП и утверждении ее территории обслуживания, а также проведение работ по землеустройству для определения (уточнения) мелиоративной сети и земельных участков, на которых проводится или может проводиться гидротехническая мелиорация (территория обслуживания). Одним из важных пунктов проекта авторы называют включение в ГЗК сведений о мелиоративной сети и территории его обслуживания.

Например, если на момент создания ОВП данные о мелиоративной сети уже внесены в ГЗК, то в процессе включения сведений потребность отсутствует. ОВП сразу создается на территории, определенной в ГЗК, как территория обслуживания сети.

Также предусмотрена передача ОВК в собственность объектов соответствующей мелиоративной сети (насосные станции, каналы на оросительных и осушительных системах, трубопроводы и т.д.), которые находятся в государственной или коммунальной собственности или являются бесхозными. Авторы законопроекта прислушались к представителям бизнеса и прописали это в документе.

В законопроекте уточняется, что объекты передаются ОВП в собственность на основании решений Госводагентства и органов местного самоуправления.

ОВП регистрирует в реестре вещных прав на недвижимое имущество свое право собственности на мелиоративную сеть, на основании решений о передаче и акта приема-передачи. И автоматически приобретает право земельного сервитута на земельные участки, под которыми (или на поверхности) находятся объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие подачу воды от точки выделения воды до точки забора воды поливальной техникой или отвода воды с территории обслуживания ОВП.

По словам Михаила Петрова, отдельная тема в вопросе развития систем орошения – эффективность использования ресурсов, ведь фиксируются большие потери электроэнергии в сети из-за использования устаревшего оборудования.

«И все это на фоне непонятной тарифной политики по закупке электроэнергии. Учитывая потребности в больших объемах электроэнергии (вполне прогнозируемых процентов на 70) для орошения, необходимое количество электроэнергии уже сегодня можно закупать на полноценных аукционах, а не через компании-прокладки, которые покупают ее у производителя и перепродают предприятиям. Это достаточно большой объем работы, который нужно выполнить для удешевления поставки воды», – уверен Петров.

Структура управления организации водопользователей

Согласно тексту законопроекта об орошении, система органов управления ОВП имеет следующий вид:

1) Высший орган управления – общее собрание членов организации. Во время голосования на общем собрании каждый член имеет один основной голос, независимо от количества земельных участков, которые находятся в его собственности (пользовании) и дополнительные голоса, количество которых рассчитывается пропорционально площади земельного участка (участков) члена к площади территории обслуживания организации. Для принятия решения собранием необходимо чтобы за соответствующее решение было отдано более 50% как основных, так и дополнительных голосов.

2) Исполнительный орган – правление организации (в небольших ОВП единоличный исполнительный орган – председатель организации);

3) Орган контроля – ревизионная комиссия (в небольших ОВП единоличный орган – ревизор);

4) Другие предусмотренные уставом органы управления, в частности наблюдательный совет.

Как прокомментировал ситуацию для Agropolit.com президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, один из ключевых вопросов, который нужно решить, чтобы данный проект смог полноценно работать – это закончить передачу земель общинам.

«Что касается передачи земель общинам, то эти земли действительно нужно передать общинам, но не в собственность, а в управление. Они могут сдавать эту землю в аренду, она может в это же время находиться в залоге. Под эту землю мы минимум $15 млрд. можем взять кредит под 1% годовых, а если еще с $15 млрд. придет крупный международный инвестиционный банк (например, немецкий или из США), который будет кредитовать развитие местных общин, там никогда не будет коррупции.

И вот эти средства можно использовать для развития программы орошения, ведь на земельную реформу нам нужно около $6 млрд., так и на восстановление орошения хотя бы на 2 млн. га, как это было ранее – $2,5 млрд. хватит. Остальные средства можно использовать на развитие перерабатывающей отрасли (около $10 млрд.), а также на реализацию мероприятий по утилизации отходов и другие проекты», – отметил Козаченко.

Ограничения ОВП и проблематика пользования ресурсами 

Законопроект об орошении предусматривает определенные ограничения ОВП в распоряжении полученным в собственность имуществом.

Например, организация водопользователей не может отчуждать, передавать в аренду, лизинг, управление, залог имущество, безвозмездно полученное в собственность, менять целевое назначение такого имущества и совершать в отношении него любые другие сделки, следствием которых может быть отчуждение. На такое имущество не может быть обращено взыскание по решению суда, наложен арест.

Однако ОВП может отчуждать отдельные объекты, безвозмездно полученные в собственность, только в случае проведения замены устаревших или испорченных объектов или их отдельных составляющих новыми элементами.

Также водопользователи, участки которых входят в территорию обслуживания ОВП, вправе обратиться в суд с иском о признании недействительной сделки, заключенной с нарушением установленных ограничений.

В случае ликвидации ОВП ее имущество передается в собственность другой ОВП с ее согласия. В случае отсутствия согласия другой организации водопользователей на получение имущества ликвидируемое имущество ОВП передается в государственную собственность.

Как пояснил Михаил Петров, уже на 2021 год прогнозируется увеличение стоимости электроэнергии на 50%, увеличение стоимости воды в точках забора, которыми пользуются аграрные предприятия.

«И это увеличение цен явно не пойдет на пользу развитию систем орошения. Стоит заметить, что крупный бизнес, который имеет доступ к дешевым ресурсам, еще может самостоятельно справиться с этими вызовами но, если государство намерено стимулировать спрос на земли под орошение, регулятор, например, должен ввести какие-то льготы на стоимость поставки воды для новых станций, или же предусмотреть дотации.

Также нужно разобраться с формированием тарифов и влиянием на этот процесс Госводагентства. Выяснить, что именно они «тянут» на балансе, и почему их услуги стоят именно столько?» — заявил Михаил Петров.

Финансирование и инвестиции

Способы финансирования и поиск инвестиций в улучшение мелиоративной инфраструктуры предусматривает самостоятельное финансирование ОВП и привлечение инвестиций из других источников:

1) За счет средств, полученных от членов ОВП в составе тарифа на услуги и/или в качестве вступительных взносов и/или в качестве целевых взносов;

2) За счет кредитных средств. Члены ОВП могут поручиться за водопользователей перед кредиторами. Средства, необходимые для возврата кредита, могут включаться в тариф на услуги. Финансирование инвестиций отдельными членами ОВП по согласованию с общим собранием организации водопользователей и последующая компенсация члену ОВП, внесенных инвестиций.

Как пояснил на примере собственного предприятия Михаил Петров, потребность в увеличении земель под орошением с каждым годом становится все актуальнее. Например, уже в 2021 году они планируют увеличить на 600 га площадь таких земель.

«У соседей также грандиозные планы. Воды на всех не хватает, поэтому строятся отдельные от советских водохранилищ огромные резервуары с запасами воды. Бизнес уже собственноручно вкладывает средства туда, куда бы должно было инвестировать государство, если оно позиционирует себя как поставщика этих услуг. Оборудование для полива стоит около $2-2,5 тыс. из расчета на один гектар – это если использовать американское оборудование и подключать его к действующей сети.

В Украине для полива зерновых используется как дождевальное орошение сверху, так и капельное, когда влага подается к корню растения подземными шлангами. Наибольшие перспективы прироста урожайности с использованием систем полива у кукурузы. Используя современные технологии и качественные гибриды, система орошения окупится через 5-6 лет», – объясняет Петров.

Условия предоставления ОВП услуг водопользователям

Согласно тексту презентации законопроекта, услуги организации водопользователей включают забор воды из источника орошения, ее доставку водопользователю для гидротехнической мелиорации и отвода воды.

ОВП утверждает правила предоставления услуг, среди которых ключевыми станут следующие:

1) ОВП обязана предоставлять услуги не только членам, но и другим водопользователям, находящимся на территории обслуживания. Условия предоставления услуг не могут зависеть от того, является ли водопользователь членом ОВП или нет. Исключения из этого правила лишь в случае невозможности из-за маловодия или аварийных ситуаций удовлетворить спрос на воду всех водопользователей, то организация в первую очередь удовлетворяет спрос на воду своих членов.

2) ОВП не оформляет разрешение на спецводопользование, поскольку организация действует на основании разрешений членов.

3) Объединение водопользователей может остановить предоставление услуг в случае их несвоевременной оплаты водопользователем.

Также стоит упомянуть, что условия строительства новых мелиоративных сетей, предусмотренных законопроектом, касаются преимущественно направления частной собственности. Например, заказчик строительства мелиоративной сети обязан до начала строительства согласовать условия предоставления услуг забора, доставки и отвода воды, в том числе механизма ценообразования. В перечень тех, с кем нужно согласовать входят:

  1. Владельцы земельных участков, в собственности которых совокупно находится не менее чем две трети земельных участков, мелиорация которых будет обеспечиваться сетью;
  1. Пользователи земельных участков, в пользовании которых совокупно находится не менее чем две трети переданных в пользование земельных участков, мелиорация которых будет обеспечиваться сетью.

Стоит заметить, что дальнейшая смена собственника сети или земельных участков на обязательность согласованных условий не влияет, а изменение условий возможно лишь в случае существенного изменения обстоятельств. Условия изменяются либо по согласованию сторон или по решению суда.

Упрощение административных процедур по строительству и эксплуатации мелиоративных сетей и их отдельных объектов (касается всех направлений) 

Из закона Украины «О мелиорации земель» изымаются устаревшие нормы и нормы, которые противоречат специальному законодательству, в том числе законодательству о градостроительной деятельности. Например, изымаются нормы о выдаче спецразрешений на водопользование обладминистрациями, особые порядки проектирования и строительства мелиоративных систем, которые фактически отсутствуют, и тому подобное.

Также исключаются из перечня объектов строительства трубопроводы внутрихозяйственных мелиоративных систем. Это даст возможность не проходить процедуру оформления документов на строительство при прокладке (замене) трубопровода, через который вода поступает к поливочной технике.

И напоследок – реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры действующих мелиоративных систем освобождается от обязательного проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by (читайте также канал BusinessForecast.by в Яндекс Дзене)

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий