Автономные авто и электромобили – какая между ними связь?

13.01.2020 – Автономные авто и электромобили – какая между ними связь? И насколько вероятно, что мы увидим их в ближайшие годы или десятилетия? Кто, как и в каких технологиях заинтересован, и какие есть возможные препятствия?

Мы годами почти ежедневно слышим о машинах с автопилотом и автомобилях с электрическими двигателями. Кажется, эти две технологии имеют нечто общее, а на самом деле они принципиально разные. Определенным представляется лишь то, что когда в ближайшем будущем мы станем свидетелями автономных авто, то большинство из них будет ездить скорее на классических двигателях внутреннего сгорания или гибридных.

Причина проста, хотя так называемую е-мобильность в теории было бы легче реализовать, однако на практике оказывается, что это, наоборот, тяжелее, по крайней мере, в Германии.

Ведь, несмотря на то, что сам электромобиль является очень простой технологией, значительно проще, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, его успешность зависит от целого ряда внешних факторов.

Во-первых, речь идет о необходимом для производства батарей сырье, ведь до сих пор непонятно, достаточно ли его для массового выпуска электрокаров. По какой цене, и при каких условиях окружающей среды является возможной и целесообразной добыча этого сырья.

Во-вторых, даже если удастся выпустить много электрокаров, понадобится значительные инвестиции, непосредственно не связанные с самим автомобилем. Страна, которая хотя бы наполовину перейдет на е-авто, должна генерировать и хранить очень много надежного тока и поставлять его в нужный момент в соответствующие места.

Германия чрезвычайно далека от всего этого, не в последнюю очередь из-за непродуманного энергетического перехода, в рамках которого надежные атомные и угольные электростанции заменяют ненадежной возобновляемой энергетикой. Еще одна проблема, чтобы ездить электромобилями, большинство машин должно заряжаться ночью. А без соответствующих возможностей генерировать и сохранять ток это кажется безнадежным.

Даже если бы была готовность потратить огромные средства на создание необходимой инфраструктуры, как электростанции, электросети, хранилища и зарядные станции, реализация всего этого на практике в Германии, которая чрезвычайно обеспокоена вопросами экологии, была бы под большим вопросом.

Сопротивление новым электростанциям, приводимым в действие ветром, постоянно растет, потому что их экологический баланс, несмотря на большое количество отходов и невозможность пользоваться близлежащими землями, вызывает все больше сомнений. И насколько много немцев стремится к «чистой энергии», настолько люди, особенно в сельской местности, не хотят видеть еще больше высоковольтных сетей по соседству.

Не каждый защитник окружающей среды в восторге от морских ветряных электростанций, которые имеют противоречивое влияние на фауну шельфа. Наконец-то, «чистый ток», возможно, является лишь очередным мифом немецкой романтики, что может стать убийственным аргументом против электрокаров.

Добавляются и отягчающие рыночные механизмы: вне компаний, которые занимаются каршерингом и в которых милениалы арендуют французские электрокары и едут на них в IKEA за мебелью, чтобы через три года выставить их «в подарок» на тротуаре, интерес к электрокарам до сих пор очень ограничен.

И не удивительно, что кроме наделенных похожим на Apple культовым статусом автомобилей Tesla, которые имеют хотя и не везде легкодоступную, но, по крайней мере, хорошую собственную инфраструктуру быстрых зарядок, большинство электрокаров в реальной жизни пригодны лишь к ограниченному использованию.

Высокая стоимость в сочетании с небольшой максимальной дальностью и длительной зарядкой вписываются лишь в определенный стиль жизни с готовностью к определенным неудобствам. На это пойдет не каждый, особенно если реальная польза для окружающей среды сомнительна.

Вероятнее всего, сразу беспилотные машины появятся в области логистики на простых для движения участках, например на автобанах или двухрядных дорогах, то есть в междугородном сообщении. И лишь значительно позже, если вообще такое произойдет, их можно будет встретить в городах или на бездорожье.

Итак, в Германии в ближайшие годы, а возможно, и десятилетия не стоит рассчитывать на триумф электроавтомобилей. А какова ситуация с машинами на автопилоте? Индустрия и бизнес имеют собственные видения того, каким должно быть наше мобильное будущее. Но в конце рынок, а с ним и потребитель будут решать, что, в какой форме и когда будет иметь успех, а что окажется дорогой, но бесполезной инвестицией.

Автономное (беспилотное) авто – любимый проект медиа, политиков и защитников окружающей среды. Многие люди действительно нервничают из-за пробок, нехватки парковочных мест и стоимости содержания авто. Других это может непосредственно и не касаться, но они мечтают о скоростных велосипедных дорожках и о детях, которые играют на каждом шагу.

Аргументы, которые, на первый взгляд, свидетельствуют в пользу беспилотных автомобилей, вполне привлекательны. Улучшенное движение и меньшее количество аварий – такие идеи импонируют практически каждому немцу. Здесь могут набрать баллы даже политики, особенно среди людей, которые в целом критически относятся к автомобилям.

Но из-за эйфории, которая годами сопровождает дискуссии о беспилотных машинах, порой трудно оценить реальное положение дел. Другим важным игроком здесь является сама автоиндустрия. Отрасль, которая в последнее время не только страдает от громких скандалов, но и имеет проблему с низкой привлекательностью ее продуктов.

И неудивительно, потому что настоящие инновации, которые находятся вне комфорта или большей мощности, давно в прошлом. Привлекательность авто значительно снизилась, особенно среди молодежи, которая заботится о планете и соответственно больше верит спасительным обещаниям об автономных машинах и электромобилях.

Итак, на что искренне надеется целая отрасль, то это на настоящую инновацию, которая побуждает будущих покупателей открывать кошельки и которую можно будет легко продавать. И наибольшие надежды возлагаются на автономные авто еще и потому, что перспективы развития электромобилей крайне непрогнозируемые.

Другой стороной в дискуссии о беспилотных машинах являются предприятия, не относящиеся к автопрому. Поскольку такие авто, вероятно, сделают ненужными все профессии, так или иначе связанные с вождением, это представляет значительный интерес для многих отраслей. Потому что можно будет сэкономить, отказавшись от водителя грузовика, таксиста, курьера и тому подобное. Неудивительно, что в Азии и США уже сегодня разгорелись дискуссии о будущем обложении автономных автомобилей налогом на роботов.

Вероятнее всего, сначала беспилотные машины появятся в области логистики на простых для движения участках, например на автобанах или двухрядных дорогах, то есть в междугородном сообщении. И лишь значительно позже, если вообще такое произойдет, их можно будет встретить в городах или на бездорожье.

Есть еще один фактор, о котором во время всех дискуссий о мобильности будущего часто забывают. Это человек. Как свидетельствуют опросы, мало кто сел бы пассажиром в полностью автономный автомобиль или самолет. Пассажиры доверяют людям и не доверяют роботам. Это, конечно, может измениться, но переписать давние инстинкты будет непросто.

Наиболее вероятным является принятие автономных систем в качестве дополнительных функций комфорта, например в назойливом русле stop-and-go во время пробок, в парковке в неудобных подземных гаражах и тому подобное.

Еще один фактор, который тенденциозно противостоит коллективистским стремлениям, — любовь индивида к собственным действиям. Многим людям нравится самим управлять автомобилем независимо от типа двигателя. Ничто не указывает на то, что эти предпочтения в будущем исчезнут или их запретят.

Конечно, те, кто сегодня не водят, мечтают об автономных машинах. Тогда как остальные хотят временной поддержки в ситуациях, в которых это действительно обеспечило бы больший комфорт. Однако автономный автомобиль, в котором за рулем будет сидеть человек, и будет решать, за кем будет слово – за ним или за автопилотом, противоречит всем планам централизованного управления.

Только когда все люди (или, по крайней мере, большинство) откажутся от классических машин, потоками дорожного движения можно будет оптимально управлять. Смесь людей и роботов, очевидно, ситуацию фактически не изменит.

Конечно, уже много машин имеет полуавтономные функции, например, систему экстренного торможения, автоматического держания дистанции, которые часто используются во время длительных поездок.

Но конечная цель – вполне автономно добраться до своего пункта назначения (а в идеале еще и в автомобиле с каршерингом) – кажется пока далекой не только из-за человеческого фактора, а и из-за того, что остаются невыясненными принципиальные этические и правовые вопросы. Может ли беспилотный автомобиль в сомнительной ситуации убить человека ради спасения своих пассажиров? Кто в случае аварии с автономной машиной будет отвечать за это? Программист, производитель, поставщик программного обеспечения или владелец?

Не выяснены окончательно и простые технические вопросы, кто должен устанавливать обязательные для всех производителей стандарты коммуникации машин-роботов между собой и с транспортными сетями? Видимо, все-таки не Германия. Что будет с безопасностью пассажиров, если уже сегодня хакерам удается вмешиваться в современные системы и перенимать контроль над автономными машинами?

Такое развитие событий желаемое разве что для потенциальных террористов. Итак, ситуация очень сложная. Для политики, автоиндустрии, страхователей, мобильных провайдеров, производителей программного обеспечения, юстиции и не в последнюю очередь для автомобилистов.

Желание каждый раз эффективнее защищать человека и природу, конечно, похвальное. Но неизвестно, можно ли реализовать эти высокие цели с помощью автономных авто или электроавтомобилей, да еще и в недалеком будущем и за оправданные средства. Доподлинно известно только то, что мы живем в интересные времена!

Автор: Гвидо Белльберг

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий