Благоустройство сельских поселений Украины: современные проблемы и направления их решения

Определены проблемы благоустройства сельских поселений и обоснованы направления их решения в условиях децентрализации, что будут способствовать уменьшению региональных диспропорций в социальном развитии сельских поселений Украины.

Автор отмечает, что осуществление реформ в нашей стране происходит путем реконструкции определенной сферы, внедрения совершенно нового институционального поля в условиях обновленного законодательства. Подчеркнуто, что ключевым индикатором в ходе указанных процессов является степень ответственности и уровень сотрудничества местной власти и жителей общины в нахождении возможностей для ее перспективного развития и изменения качества жизни украинцев в общинах.

Проанализирован международный и отечественный опыт совершенствования благоустройства сельских поселений в соответствии с потребностями населения.

Выявлены насущные проблемы благоустройства сельских поселений в регионах Украины. Обосновано, что основными составляющими благоустройства сельских поселений, которые способствуют улучшению условий проживания населения и доступности социальных, в том числе коммунально-бытовых услуг, является обеспеченность крестьян транспортной и инженерной инфраструктурой.

Улучшение состояния этой инфраструктуры является основной задачей как местного, так и государственного уровня. В этом контексте оценена роль местных органов самоуправления в мероприятиях по благоустройству сельских поселений.

Аргументировано положительное влияние процесса децентрализации на улучшение благоустройства сел. В связи с предоставлением общинам больших полномочий, автор считает целесообразным рассматривать благоустройство сельских поселений с точки зрения общих условий проживания.

Установлено влияние активизации населения на улучшение общих условий проживания в сельских поселениях. Определена важность совершенствования нормативно-правовой базы для внедрения концессии. Предложены направления решения проблем по благоустройству сельских поселений Украины и улучшению условий жизни сельского населения.

Ключевые слова: сельское население, сельские поселения, условия проживания, благоустройство сельских поселений, объединенные территориальные общины, активизация сельских общин.

Постановка проблемы. На пути к построению социального государства важное значение имеет адаптация международного опыта развития сельских поселенческих структур с учетом менталитета украинского общества. Наработки адекватной национальной специфики концепции социального государства, ориентированной на улучшение благосостояния населения, должны приблизить Украину к европейским стандартам стабильного социального развития.

Одной из важных особенностей этих стандартов является то, что в ведущих европейских странах процессы социального развития на местном уровне, направлены, в частности, на улучшение функционирования жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры и благоустройства территории поселений.

В соответствии с концепцией реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине основными полномочиями органов местного самоуправления является обеспечение местного экономического развития (привлечение инвестиций, развитие предпринимательства); развития местной инфраструктуры.

В частности дорог, сетей водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и водоотведения, информационных сетей, объектов социального и культурного назначения; планирование развития территории общины; решение вопросов застройки территории (отвод земельных участков, предоставление разрешений на строительство, прием в эксплуатацию зданий).

Благоустройство территории; предоставление жилищно-коммунальных услуг (централизованное водо-, теплоснабжение и водоотведение, вывоз и утилизация отходов, содержание домов и сооружений, придомовых территорий коммунальной собственности); организация пассажирских перевозок на территории общины; содержание улиц и дорог в населенных пунктах.

В соответствии с действующим законодательством, благоустройство населенных пунктов является комплексом работ по инженерной защите, расчистке, осушению и озеленению территории.

А также социально-экономических, организационно-правовых и экологических мероприятий по улучшению микроклимата, санитарной очистке, снижению уровня шума и других, осуществляемых на территории населенного пункта с целью ее рационального использования, надлежащего содержания и охраны, создания условий по защите и восстановлению благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды.

Обеспеченность крестьян транспортной и инженерной инфраструктурой являются основными составляющими благоустройства сельских поселений, которые способствуют улучшению условий проживания населения и доступности социальных услуг.

Именно улучшение транспортной и инженерной инфраструктуры становится основной задачей на местном и государственном уровне. В связи с предоставлением местным общинам больших полномочий, мы считаем целесообразным, рассмотреть благоустройство сельских поселений с точки зрения общих условий проживания в пределах общины.

Сфера благоустройства является весомым фактором, с одной стороны, повышения качества жизни населения, с другой – улучшения развития сельских поселений. Улучшение условий проживания жителей сел, получение жилищно-бытовых услуг, финансирование сферы благоустройства стимулируют развитие сельских территорий, что способствует уменьшению региональных диспропорций в социальном развитии сельских поселений Украины.

Анализ последних исследований и публикаций. Многоаспектность проблемы улучшения условий в проживании населения сельских поселений привлекает внимание отечественных ученых. Социально-демографический аспект рассмотрен в трудах Е. М. Либановой (E.M. Libanova), В. Г. Сариогло (V. H. Sariohlo), О. В. Макаровой (O.V. Makarova), Т. А. Заяц (T.A. Zaiats) и других специалистов.

Государственное регулирование сферы благоустройства населенных пунктов проанализировано в трудах А. П. Игнатенко (O.P. Ignatenko), индексное оценивание уровня благоустройства сельских территорий Украины, систематизация и нормирование оптимального набора индикаторов — в трудах В. Д. Железко (V. D. Zalizko).

Цель статьи – определение современных тенденций и приоритетных направлений развития благоустройства сельских поселений в контексте улучшения условий жизни крестьян.

Новизна. Рассмотрены проблемы благоустройства сельских поселений с точки зрения общих условий проживания, что может быть интегральным индикатором социального развития сел, его приближения к городскому уровню. Определено положительное влияние процесса децентрализации на улучшение благоустройства сел и уменьшение региональных диспропорций.

Изложение основного материала. Процессы децентрализации внесли весомые коррективы в социальное развитие населения Украины. Особенно ощутимыми они стали для сельского населения объединенных территориальных общин. Региональные диспропорции качества жизни населения сельских поселений обусловливают необходимость поиска мер по решению социальных проблем, в частности улучшения условий проживания населения.

Углублению децентрализации в различных секторах социальной сферы в Украине и усилению веса местного самоуправления, в том числе, по решению вопросов благоустройства сельских поселений, способствует налаживание международного сотрудничества.

В частности, в рамках процесса реформирования газового сектора Украины в январе 2017 года был подписан меморандум о взаимопонимании в сферах энергоэффективности, возобновляемой энергетики и альтернативных видов топлива для производства электрической и тепловой энергии, централизованного теплоснабжения, между Государственным агентством по энергоэффективности, энергосбережению Украины и Министерством иностранных дел Финляндской Республики.

В наше время в Европе распространяется практика введения партисипационного бюджета. Особенностью такого бюджета является то, что население определенной территориально-административной структуры, например гмины в Польше, самостоятельно путем голосования определяет, на какие цели должна идти определенная сумма бюджетных средств.

На партисипационный бюджет выделяется определенный процент средств из общего бюджета гмины. Важно, что гмины финансируются преимущественно за счет результатов экономической деятельности собственных жителей в форме налога на прибыль (50%) и налога на недвижимость (50%). Задачей гмины является обеспечение надлежащих условий, чтобы люди платили налоги по месту жительства за предоставленные услуги.

Великобритания и Германия является классическим примером стран развитого сельского благоустройства, его там рассматривают в контексте ландшафтной архитектуры, то есть качества и эстетики техногенного ландшафта в составе: частной и коммунальной жилой и хозяйственной застройки, придомовых территорий, улиц, заборов, малых архитектурных форм, освещения, озеленения и парков.

Инженерное оборудование этих объектов также учитывается, но в специфическом аспекте обеспечения качества жизни местных жителей и гостей, а не технико-экономического состояния и развития коммунальных инженерных сетей (электро-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, сбора, вывоза и утилизация твердых отходов), транспортной (дороги, общественный транспорт), телекоммуникационной (телефон, интернет, радио и телевидение) инфраструктуры и организации оказания соответствующих услуг.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Великобритании основывалось на конкуренции в предоставлении услуг, обусловленной внедрением краткосрочных контрактов и созданием органов контроля над их выполнением.

Современной формой собственности в коммунальной сфере Великобритании является частная система. Процессам ее приватизации предшествовали списание долгов коммунальных предприятий, их модернизация за счет государства и осуществление паспортизации коммунальных объектов.

Во Франции вопросами освещения улиц и дорог, организацией водоснабжения, вывоза и переработки бытовых отходов, занимаются местные коммуны, а все объекты жилищно-коммунального хозяйства находятся преимущественно в ведении муниципалитета.

В коммунальном хозяйстве Германии и Франции широко применена организационная форма концессии, в соответствии с которой предприятие коммунальной сферы передается в эксплуатацию частной фирме. Производство услуг осуществляется за счет концессионера, который имеет право взимать с потребителей платежи за предоставление этих услуг.

Во Франции на основе договора концессии действуют небольшие компании, что играют важную роль в улучшении качества предоставления населению коммунальных услуг. В Украине адаптация этого опыта сталкивается со значительными проблемами, связанными со слабостью рыночного института, правового регулирования, отсутствия соответствующей законодательной базы и тотальной бедностью сельского населения.

На современном этапе основным международным документом, регламентирующим совместно наработанные европейскими государствами подходы и принципы функционирования института самоуправления, является Европейская хартия местного самоуправления.

В соответствии с положениями хартии местное самоуправление должно обеспечить приближение управления к гражданам, создать благоприятные условия для развития территорий. Европейская хартия предусматривает реализацию национальных моделей местного самоуправления с соблюдением определенных общеевропейских стандартов.

С активизацией процессов децентрализации и формирования добровольных объединенных территориальных общин (ОТГ) как административно-территориальных единиц актуализируются проблемы создания благоприятных условий труда, быта и отдыха их жителей. По данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, сегодня функционирует 341 объединенная община.

Результаты социальных опросов, проведенных Киевским международным институтом социологии в октябре-декабре 2016 года по заказу программы Совета Европы «Децентрализация и территориальная консолидация в Украине» свидетельствуют, что если в 2015 году только 19% жителей отмечали определенные изменения к лучшему в своем населенном пункте в результате увеличения местных бюджетов, то сейчас таких людей уже 46 процентов, почти в 2,5 раза больше.

Причем такой существенный рост наблюдается во всех регионах Украины. В целом 67% украинцев либо почувствовали улучшение, либо ожидают его. Заметное улучшение ситуации произошло в части ремонта покрытия улиц, дворов (это отмечают 71% тех, кто заметил или услышал об определенных положительных изменениях в своем населенном пункте). В то же время 21% населения не заметили изменений к лучшему.

По результатам социологического исследования, проведенного совместными усилиями Центра социологических и маркетинговых исследований «Социс», Киевского международного института социологии, социологической группы «Рейтинг», Центра Разумкова относительно позитивных изменений, которые произошли в местах проживания респондентов в 2017 г., значительный процент опрошенных обратили внимание на ремонт дорог (44,9%) и улучшение благоустройства городов и сел (26,6%).

Но темпы ремонта дорог в городской и сельской местности значительно разные. Более или менее приемлемое состояние дорог в селах пригородной зоны крупных городов, однако, чем дальше от районного центра, тем хуже состояние дорог. Более того, в зимний период даже в центральных областях Украины (не говоря уже о горных поселениях) сельское население может быть на длительное время изолировано от мест получения социальных услуг по причине несвоевременной очистки снежных заносов.

Положительный опыт эффективной инвестиционной политики объединенных территориальных общин отмечен в Хмельницкой области, которая одной из первых в 2015 г. начала процесс децентрализации.

ОТГ Хмельницкой области получили субвенцию из государственного бюджета на формирование инфраструктуры объединенных территориальных общин в сумме 216 млн. грн (21,6% от общего объема субвенции в Украине). Основная часть средств была направлена на улучшение инфраструктуры периферийных сельских поселений.

Во вновь созданных общинах были определены приоритетные направления для вложения средств. На нужды центральной усадьбы городские общины направили лишь около 10% средств субвенции, тогда как на некоторые сельские территории – 40% и большую часть субвенции – на общие потребности общин (более 49%).

В поселковых и сельских общинах на нужды центральных поселений был использован больший процент субвенции — 34% в поселковых и 31% в сельских общинах. На объекты в некоторых селах было направлено, соответственно, 28% и 55% субвенции. На общие нужды общин использовано более 37% субвенции в поселковых и 15% в сельских общинах.

На сегодня среди основных проблем благоустройства сельских поселений являются:

— низкий уровень протяженности и качества дорожно-транспортной инфраструктуры (наличие дорог с твердым покрытием и их состояние);

— нерегулярность транспортного сообщения, наличие остановок общественного транспорта;

— неудовлетворительное покрытие и освещение улиц;

— низкий уровень обеспечения тепло — и водоснабжением;

— утилизация и вывоз мусора.

В течение 2005-2015 гг. процесс депопуляции и деградации сел привел к измельчению сельской поселенческой сети. Уменьшение количества населения стало одним из факторов свертывания предоставления транспортных услуг рейсовыми перевозчиками, а подорожание топлива заставило уменьшить протяженность маршрутов в периферийные села. Сегодня в большинстве сел услуги перевозчиков являются нерегулярными, а стоимость проезда не соответствует качеству предоставляемых услуг.

По результатам модульного опроса 2015 г., почти 23% сельских домохозяйств лишены регулярного ежедневного транспортного сообщения с другими поселениями с более развитой социальной инфраструктурой (сетью магазинов, учреждений культуры, образования и тому подобное).

Здесь уровень транспортного обслуживания в сельской местности в целом не соответствует потребностям крестьян. Причем расширение спектра депривации (лишения) наибольшим является именно в сельских домохозяйствах, что приводит к ухудшению условий жизни, росту бедности, прежде всего сельского населения.

В XXI веке в Украине страдают от бездорожья более 2 млн. человек, проживающих в 6,7 тыс. сельских поселениях.  В течение 2005-2014 гг. количество сельских поселений, имеющих дороги с твердым покрытием, увеличилось лишь на 8,4% (прирост составляет 607 сел).

Наивысший прирост имеем в Запорожской (17,7%), Николаевской (40,2%), Волынской (40,3%) и Львовской (71,4%) областях. Такая модернизация обусловлена незначительными объемами государственного финансирования дорожной сферы, устарелостью технологий, бездействием локальных структур.

Несмотря на проведение плановых ремонтных работ, состояние улиц и дорог в сельских поселениях остается неудовлетворительным. Транспортная инфраструктура не в состоянии удовлетворить потребности сельского населения в полной мере.

По данным Минрегионстроя Украины, в 2016 г. протяженность улиц и дорог с усовершенствованным покрытием проезжей части составляет 64,4 тыс. км (около 26% их общей протяженности). Самый высокий показатель обеспеченности наблюдается в Киеве – 97% самый низкий – в Ивано-Франковской, Сумской (соответственно по 5%), Запорожской (6%) и Черкасской (9%) области.

Отсутствие качественных дорог ухудшает условия жизнедеятельности населения, негативно влияет на экономическое развитие сел, делает невозможным решение жизненно важных вопросов при осложнении погодных условий. В некоторых сельских поселениях рост интенсивности движения, обусловленный тяжеловесными автомобилями, приводит к разрушению покрытия проезжей части улично-дорожной сети сельских поселений, иногда к проседанию грунта и разрушению зданий, расположенных вдоль дороги.

Хуже всего обеспечены транспортными услугами жители сел горных регионов страны. Неудобства рельефа усиливаются негативным влиянием климатического фактора, вызывая наводнения и оползни в сельских поселениях, которые разрушают сооружения, улицы и дороги. Так, в зоне риска разрушения в Закарпатской области находится более 60% горных автомобильных дорог, 55% из них расположены вблизи рек и проходят 26 горных перевалов.

Самым безопасным средством сообщения здесь традиционно считают железнодорожный транспорт, который обеспечивает бесперебойное пассажирское сообщение области с другими регионами страны и имеет важное значение для социально-экономического развития области.

Из-за дефицита бюджетных ресурсов актуализируется поиск альтернативных путей улучшения состояния дорожно-транспортной инфраструктуры для сельских поселений, например, концессия на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.

В    законе Украины «О концессиях» от 16.07.1999 № 997-XIV указано, что «концессия – предоставление с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органам исполнительной власти или органам местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу права на создание и управление объекта концессии…».

В украинском законодательстве концессия была признана лишь одной из форм государственно-частного партнерства, что противоречит ее основному содержанию. В мировой практике концессии трактуют как форму привлечения инвестиций частного сектора, когда частным компаниям передаются права владения и пользования объектами на период строительства и эксплуатации.

Перспективы внедрения концессионных дорог в Украине полностью зависят от разработки нового концессионного законодательства. Введение данного варианта привлечения инвестиций повысит транспортно-эксплуатационное состояние дорог общего пользования, что окажет положительное влияние на экономическое развитие и благоустройство сел, в первую очередь – расположенных вблизи автомобильных магистралей.

Остается насущной проблема безопасности предоставления транспортных услуг, транспортного сообщения к местам получения социальных услуг. Крестьяне ряда областей Украины вынуждены решать транспортные проблемы самостоятельно из-за того, что в их поселениях отсутствуют остановки общественного транспорта, а это – более четверти сельских поселений Украины (7383 села).

Из-за отсутствия надлежащих условий в самом трудном положении находятся наиболее уязвимые категории населения (лица с ограниченными физическими возможностями и пенсионного возраста). Объем месячного дохода данной категории лиц не дает возможность оплачивать частный транспорт для удовлетворения первостепенных нужд, что вынуждает крестьян жить в долг, ухудшает их моральное и физическое состояние.

В течение 2005-2014 гг. наблюдались незначительные положительные изменения в улучшении благоустройства улиц. Из-за ограниченности финансирования благоустройства улиц сельских поселений в 2014 г. 608 сел Украины (2,2% от общего количества) вообще не имели улиц с твердым покрытием, но были освещены.

В региональном аспекте наибольшее количество поселений с освещенными улицами без твердого покрытия было в Львовской (56 поселений), Черновицкой (55), Тернопольской (52), Волынской (51) и Харьковской (47 поселений) областях.

Использование современных энергосберегающих технологий обеспечивает экономию средств местных бюджетов, улучшает освещение улиц, улучшая условия жизнедеятельности местного населения.

Прогрессивным направлением в сфере инженерно-транспортной инфраструктуры является использование светодиодных светильников и установка солнечных панелей. Освещение сельских улиц за счет диодных фонарей на солнечных панелях значительно уменьшает расходы местных бюджетов, дает возможность регулировать режим освещения в соответствии с потребностями населения, несмотря на сезонность.

Перспективным является комплексное использование в сельских домах гелиоколлекторов и солнечных батарей, которые являются надежными, простыми в эксплуатации и практически не требуют периодического технического обслуживания, что будет способствовать обеспечению домов бесперебойным электропитанием. Однако такой вариант недоступен для большинства крестьян из-за его высокой стоимости.

Улучшению условий жизни населения в сельской местности способствует и реализация совместного проекта ПРООН / ЕС «Местное развитие, ориентированное на общину» (МРГ), что действует в Украине с 2008 года.

За период реализации проекта МРГ в 2015 г. было утверждено 133 микропроекты в сфере энергоэффективности, 351 – энергосбережения, 48 – здравоохранения, 31 – водоснабжения и 25 – экономического развития села (совместно 543 микропроекты). Более 1,9 млн. человек в сельских общинах почувствовали улучшение в результате внедрения третьей фазы проекта МРГ.

Однако, несмотря на активизацию уровня международного сотрудничества в улучшении условий жизни сельского населения, некоторые вопросы улучшения благоустройства сельских поселений остаются открытыми, а в некоторых селах требуют неотложного решения. Сегодня жизненно важно обеспечить села устойчивым и безопасным водоснабжением.

Основным источником питьевой воды в сельских поселениях Украины являются подземные воды из местных источников. В 2016 г. из общего количества домохозяйств сельской местности более половины (54,6%) пользовались водой из шахтных колодцев или колонок в своем дворе и только 33,5% – водой из сетей водоснабжения.

Величина и структура хозяйственно-питьевого водоснабжения в сельской местности зависит от степени благоустройства жилья, его расположения и образа жизни населения. В некоторых поселениях, в первую очередь в Киевской и Житомирской области, в зависимости от локальных природных особенностей население имеет неглубокие колодцы и каптажи.

Однако во многих регионах страны качество воды в верхнем водоносном горизонте подземных вод низкое. Это вызвано воздействием промышленной, сельскохозяйственной и бытовой деятельности, а также отсутствием надлежащих систем удаления твердых бытовых отходов, канализации и очистки сточных вод.

Весомое значение в решении ключевых вопросов жизнедеятельности населения, в частности его обеспечения водой гарантированного качества, имеет адаптация зарубежного опыта и налаживание сотрудничества с международными структурами.

Примером успешной работы в этом направлении является реализация швейцарско-украинского проекта «Поддержка децентрализации в Украине» DESPRO, в частности его трех этапов: I (2007-2010 гг.), II (2010-2013 гг.) и III (2013-2017 гг.). В рамках проекта созданы локальные (децентрализованные) системы водоснабжения с учетом местных особенностей. Модель предполагает создание системы водопровода и резервуара для накопления воды, что обеспечивает стабильное водоснабжение.

Проблема водоснабжения сельского населения (его осуществление за счет привозной воды) остается наиболее актуальной в Днепропетровской области, где увеличилось количество таких поселений (в 2005 г. – 105, в 2014 – 154 поселения). К наименее обеспеченным поселениям питьевой водой также относится значительное количество сел Запорожской (80 поселений), Николаевской (114 поселений) и Одесской (30 поселений) областей.

Требует внимания проблема роста количества несанкционированных и неконтролируемых свалок промышленных и, особенно, строительных и бытовых отходов. Разрастание городской застройки и увеличение количества мест вывоза отходов не только ограничивает территориальные ресурсы окружающих сел, но и приводит к загрязнению почв и подземных вод из-за попадания в них вредных веществ (тяжелых металлов, нитратов и других). От самовольных свалок особенно страдают лесополосы вблизи сельских поселений.

К регионам, имеющим наибольшие проблемы с накоплением мусора, относятся Черниговская (275 поселений, вблизи которых есть несанкционированные свалки промышленных, бытовых и других отходов), Николаевская (212), Запорожская (202), Днепропетровская (175 поселений) области.

При общем незначительном уменьшении количества таких свалок их остается слишком много в названных регионах. Ситуация с самовольными свалками больше всего ухудшилась на Кировоградщине, где на протяжении 2005-2014 гг. количество поселений, вблизи которых зафиксированы несанкционированные свалки, выросло на 119 единиц.

Накопление мусора способствуют изменению структуры потребления в течение последних 15-20 лет. Его прибавилось, в том числе из-за массового использования крестьянами синтетических изделий из пластика, полиэтилена и других. Неразвитость системы централизованного вывоза бытовых отходов в селах приводит к загрязнению не только их окрестностей и лесополос, но и водоемов, расположенных вблизи сел.

Самоорганизация утилизации мусора владельцами домохозяйств путем сжигания обуславливает загрязнение почв и воздуха тяжелыми металлами. Вследствие такой утилизации из-за влияния человеческого фактора возрастает риск возникновения пожаров в большом масштабе. В первую очередь это касается Киевской и Житомирской областей, где участились пожары на торфяниках.

Уменьшению несанкционированных свалок способствует активная деятельность сельских советов по внедрению централизованного раздельного сбора и переработки мусора. Однако далеко не все сельские советы способны решить такие вопросы самостоятельно из-за нехватки средств и надлежащей инфраструктуры утилизации и переработки мусора.

По данным Минрегионстроя Украины в 2015 г. в 523 поселениях страны (не учтены территории Автономной республики Крым, неподконтрольных частей Донецкой и Луганской областей) осуществляется раздельный сбор твердых бытовых отходов. Это на 125 поселений больше, чем в 2014 г.

Такая положительная тенденция сформировалась за счет сельских поселений, охваченных раздельным сбором твердых бытовых отходов в Винницкой, Днепропетровской, Житомирской, Ивано-Франковской, Харьковской областях.

Наблюдается положительная динамика в Закарпатской, Запорожской, Хмельницкой и Черниговской областях. Однако несовершенная организация процессов обращения с твердыми бытовыми отходами и недостаточная мощность перерабатывающих предприятий осложняет решение данного вопроса, особенно в Львовской и Тернопольской областях.

С 2010 года благодаря DESPRO поддерживаются пилотные проекты в сфере обращения с бытовыми отходами в селах Тульчинского района Винницкой и Новосанжарского района Полтавской областей. В рамках проекта формируются стратегии интегрированного обращения с отходами для определенной территории.

В странах ЕС сортируют и перерабатывают отходы, получая сырье, пригодное к использованию в разных сферах промышленности.

В Украине нужно формировать новую систему обращения с отходами, усовершенствовать законодательную базу и экономическую политику, реформировать природоохранную отрасль, создать современную инфраструктуру раздельного сбора, сортировки и утилизации твердых бытовых отходов, усовершенствовать технологии в промышленности и сельском хозяйстве, развивать культуру обращения с отходами.

Выводы. В сохранении национальной системы сельского расселения весомую роль играет улучшение общих условий проживания крестьян, важным направлением чего является улучшение благоустройства сельских поселений. Именно уровень их благоустройства может быть интегральным индикатором социального развития сел, его приближения к городскому уровню.

Сегодня жителей села больше всего волнует качество предоставления услуг, связанных с использованием дорожно-транспортной инфраструктуры (регулярность транспортного обслуживания, наличие качественных дорог с твердым покрытием), а также доступность социальных, в том числе коммунально-бытовых услуг.

Изменение стереотипов и жизненных принципов формирует новые концептуальные подходы по социальному развитию сельского населения. Общество начинает осознавать, что состояние благоустройства поселений во многом зависит от заинтересованности и возможности общин реально заниматься местным развитием своей территории.

Реализация общественной инициативы не только способствует улучшению благоустройства, но и становится мотивационным фактором активизации общественности, способности реагировать на современные социальные проблемы.

Для решения этих проблем гражданская активность должна направляться на разработку и реализацию мер по созданию благоприятной среды для развития сельских поселений; осуществления эффективной инвестиционной политики вновь объединенными территориальными общинами. На введение независимого контроля над распределением и использованием средств партисипационного бюджета вновь созданных общин; внедрение системы постоянного мониторинга, контроля и анализа в реализации государственных мер в сфере местного самоуправления.

Приоритетными направлениями и институциональными мероприятиями, которые будут способствовать решению проблем в благоустройстве сельских поселений, являются:

— модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры, как в сельских поселениях, так и за их пределами (в том числе, проведение уличного освещения между поселениями объединенных территориальных общин); строительство и эксплуатация дорог на основе концессионного договора;

— формирование логистики транспортного обслуживания согласно потребностям сельских жителей и с учетом удаленности поселений к объектам предоставления социально-бытовых услуг;

— формирование и активизация локальных инспекторских структур над контролем благоустройства сельских поселений;

— систематизация проблемных участков относительно условий проживания населения;

— осуществление мониторинга сферы благоустройства сельских поселений и опросов общественности относительно приоритетности и последовательности решения вопросов благоустройства;

— мониторинг состояния остановок общественного транспорта относительно комфортного движения пассажиров и их безопасности, организация мероприятий для улучшения их обустройства и благоустройства с учетом особенностей местности;

— привлечение и активизация общин к осуществлению изменений в общественном пространстве с целью организации общественного транспорта, экологической утилизации мусора и тому подобное;

— создание условий для активизации общественной позиции, особенно молодежи, через предоставление возможностей для разработки и реализации проектов по улучшению сферы благоустройства поселений в контексте деятельности молодежных парламентов при сельских советах (создание летних кинотеатров, внедрение дизайнерских подходов по расширению зон индустрии досуга, парков отдыха, стадионов и т. п.);

— внедрение организационного и институционального обеспечения подготовки консультантов по распространению политики сортировки бытовых отходов; привлечение частного сектора для развития инфраструктуры сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов; поиск альтернативных путей утилизации бытовых отходов с применением современных ресурсных — и энергосберегающих технологий;

— создание общественных советов, которые в сотрудничестве с частными предпринимателями, будут отвечать за озеленение территорий сельских поселений.

Автор: Л.В. Головко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: holovko_lilia@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий