К сентябрю 2022 года прохождение технического осмотра в Украине станет обязательным для всех. Какой будет процедура, и какие машины его рискуют не пройти.
По статистике, 10-15% дорожно-транспортных происшествий случаются из-за технических неисправностей автомобилей. Несмотря на то, что в Украине ежегодно в ДТП травмируются более 30 тыс. человек и около 3,5 тыс. погибают, доля пострадавших из-за плохого состояния автомобилей довольно существенная. Улучшит ли печальную статистику обязательный техосмотр всех автомобилей?
Регулярный техосмотр легковых автомобилей есть во всех странах ЕС. Там его проводят частные сервисные станции, которые контролирует государство. В Украине обязательный техосмотр для всех автомобилей отменили в 2011 году. Прежде всего — из-за коррупционной составляющей, ведь в тех условиях наличие талона не всегда означало, что автомобиль исправен.
Сейчас обязательное прохождение техосмотра предусмотрено только для коммерческих транспортных средств: автобусов, грузовиков, лицензированных такси. Процедуру техосмотра с 2012 года проводят частные компании, которые имеют разрешение от Мининфраструктуры и внесены в реестр МВД.
Однако к сентябрю 2022 года прохождение техосмотра в Украине должно стать обязательным для всех.
Как власть готовится к этому, исчезла ли коррупция при прохождении техосмотра, смогут ли станции обслуживать миллионы автомобилей и какие транспортные средства точно не пройдут эту процедуру?
Четыре неудачные попытки ввести ТО
Подписав в 2014 году соглашение об ассоциации с ЕС, Украина обязалась вернуть технический осмотр (ТО) для всех владельцев автомобилей. Это требование содержится в 40-й и 45-й директивах ЕС. Реализовать это обязательство государство должно не позднее, чем через пять лет после вступления в силу соглашения в полном объеме, то есть до сентября 2022 года.
С теоретической частью выполнения директив ЕС украинские власти решили не затягивать. Первую попытку вернуть обязательный техосмотр для всех автомобилей в 2016 году сделало правительство Владимира Гройсмана.
Однако, как обнаружили антикоррупционный и транспортный парламентские комитеты, документ содержал существенные коррупционные риски, поэтому предложенный законопроект вернули в Кабмин на доработку.
Второй раз к этой теме вернулись в 2019 году. Тогда Мининфраструктуры опубликовало для обсуждения проект закона, который предусматривал введение обязательного прохождения техосмотра с 2022 года.
Документ предлагал имплементировать в украинское законодательство европейский опыт. В частности, проект закона предусматривал обязательность прохождения ТО для новых автомобилей через четыре года после их первой регистрации с последующим его прохождением каждые два года. Однако и этот документ с замечаниями от различных государственных органов отправили на доработку.
Третья попытка — формальная. В феврале 2020 года Мининфраструктуры во второй раз обнародовало проект закона, который ведомство предлагало в 2019 году. История повторилась, что документ снова отправили на доработку.
Через год ведомство вернулось к этому вопросу. В апреле 2021 года Мининфраструктуры вновь обнародовало проект закона, которым вводится обязательное прохождение ТО. Однако акт в очередной раз получил замечания, которые не позволяют принять его в предложенной редакции.
Не согласовали документ Государственная регуляторная служба и Антимонопольный комитет. Замечания поступили также от Министерства внутренних дел и Минюста. Среди основных замечаний – непрозрачная процедура предоставления разрешений компаниям для проведения технического контроля и конфликт интересов.
Антимонопольный комитет увидел нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, ведь подчиненные МВД центры сертификации одновременно давали бы разрешение на проведение техосмотра частным компаниям и при этом сами оказывали бы такие услуги.
Основным камнем преткновения на пути к введению техосмотра для всех автомобилей стали коррупционные риски во время процедуры техосмотра.
«Самое важное – внедрить две вещи. Первая – это доказательство в виде видео-фиксации процедуры техосмотра с сохранением записи. Вторая – автоматическая передача данных с приборов измерения в общегосударственную базу данных. Сейчас никто не может гарантировать, что полученные во время проверки данные вносятся в протокол осмотра. Это источник коррупции», – отмечает президент Ассоциации безопасности эксплуатации транспорта Дмитрий Гончарук.
Обе эти меры предусмотрены в последнем документе Мининфраструктуры, однако его принятие блокируется по другим причинам.
А судьи кто?
Именно коррупция была основной причиной отмены обязательного техосмотра в 2011 году. Станции техосмотра тогда были государственными и принадлежали ГАИ. Здесь одна структура выдавала талоны и контролировала соответствие сертификатов о прохождении процедуры.
Чтобы уменьшить коррупционную составляющую, в 2012 году право проводить техосмотр дали частным сервисным центрам. Владельцы автобусов, грузовиков и лицензированных такси могут выбрать место проведения ТО.
Впрочем, даже при таких условиях коррупционные риски остаются актуальной проблемой, отмечает руководитель общественного союза «Субъекты тестирования транспорта на пригодность к эксплуатации» (ГС СТТ) Игорь Черненко.
Рынок, на котором конкурируют МВД и частные центры, ежегодно обслуживает 800 тыс. автомобилей.
«Проблема возникает на этапе проверки документов в Мининфраструктуры. Многим структурам ведомство безосновательно отказывает, лоббируя интересы компаний, связанных с чиновниками министерства. В 2019 году ситуацию удалось изменить, от этой деятельности были отстранены замминистра и начальник директората. Рынок ожил», — говорит Черненко.
Он добавляет, что эта ситуация тянется с 2017 года. Так, в январе 2019 года в Украине из 500 станций осталось около 20.
«Некоторые станции показывали беспрецедентную эффективность. За месяц одна станция могла выдать 2 600 протоколов ОТК (обязательный технический контроль).
Это космическая цифра, потому что даже гипотетически ни одна станция не может принять столько автомобилей за месяц. Обычно это 400-500 автомобилей. Поэтому это была просто торговля талонами», — убежден Черненко.
Расчетное время техосмотра для грузовых автомобилей – 60 мин, для автобусов – 65 мин. Эти нормы закреплены в постановлении Кабмина. Эксперты обращают внимание на то, что эти нормативы устанавливают максимально допустимые временные рамки.
«Лаборатория способна качественно провести техосмотр транспортного средства за 25-40 минут при условии наличия исправного современного оборудования и компетентного персонала», – говорит Гончарук.
Когда будет введен обязательный техосмотр для всех автомобилей, рынок увеличится в 10-12 раз. Всего в Украине более 10 млн. автомобилей, а станций, которые имеют право проводить техосмотр, – около тысячи, чего недостаточно.
Увеличить их количество быстро не получится, ведь доступ частного бизнеса к оказанию этих услуг довольно непростой. «Чтобы заниматься такой деятельностью, нужно пройти три этапа: получить аккредитацию, пройти проверку документов в Мининфраструктуры и войти в реестр субъектов ОТК, который ведет МВД», – отмечает Черненко.
Аттестат об аккредитации действует пять лет. Далее необходимо снова подавать документы и проходить все этапы. Многие компании получили аттестаты об аккредитации в 2017-2018 годах. Время завершения их действия может совпасть с внедрением техосмотра для миллионов автомобилей.
«Можем получить такую же ситуацию, которая возникла в 2019 году, когда водители записывались в очередь за месяц. Критичность связана с тем, что компании, которые занимаются пассажирскими перевозками, должны выиграть конкурс на маршрут. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно предоставить протокол о прохождении ОТК и страховой полис. Поскольку не было возможности пройти техосмотр, автомобили не могли получить страховой полис, который выдается после ОТК. Ситуация в городах была на грани срыва пассажирских перевозок», – напоминает Черненко.
По словам же Гончарука, проблемы дефицита пунктов технического контроля авто не существует. По его информации, на рынке есть профицит испытательных лабораторий, а способ избежать очередей описан в последней редакции законопроекта.
«Проект предусматривал очередность для авто в зависимости от года выпуска. Транспортные средства, зарегистрированные в нечетном году, должны были пройти техосмотр в 2023 году, а зарегистрированы в четном году или с последней цифрой «ноль» – в 2024 году. При таких условиях из общего количества авто около 10 миллионов только половине сразу пришлось бы проходить ОТК после вступления в силу закона», – отмечает Гончарук.
Когда будет введен обязательный техосмотр для всех автомобилей, рынок увеличится в 10-12 раз. Всего в Украине более 10 млн. автомобилей, а станций, которые имеют право проводить техосмотр, – около тысячи, чего недостаточно.
Увеличить их количество быстро не получится, ведь доступ частного бизнеса к оказанию этих услуг довольно непростой. «Чтобы заниматься такой деятельностью, нужно пройти три этапа: получить аккредитацию, пройти проверку документов в Мининфраструктуры и войти в реестр субъектов ОТК, который ведет МВД», – отмечает Черненко.
Аттестат об аккредитации действует пять лет. Далее необходимо снова подавать документы и проходить все этапы. Многие компании получили аттестаты об аккредитации в 2017-2018 годах. Время завершения их действия может совпасть с внедрением техосмотра для миллионов автомобилей.
«Можем получить такую же ситуацию, которая возникла в 2019 году, когда водители записывались в очередь за месяц. Критичность связана с тем, что компании, которые занимаются пассажирскими перевозками, должны выиграть конкурс на маршрут. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно предоставить протокол о прохождении ОТК и страховой полис. Поскольку не было возможности пройти техосмотр, автомобили не могли получить страховой полис, который выдается после ОТК. Ситуация в городах была на грани срыва пассажирских перевозок», – напоминает Черненко.
По словам же Гончарука, проблем дефицита пунктов технического контроля авто не существует. По его информации, на рынке есть профицит испытательных лабораторий, а способ избежать очередей описан в последней редакции законопроекта.
«Проект предусматривал очередность для авто в зависимости от года выпуска. Транспортные средства, зарегистрированные в нечетном году, должны были пройти техосмотр в 2023 году, а зарегистрированные в четном или с последней цифрой «ноль» – в 2024 году. При таких условиях из общего количества авто около 10 миллионов только половине сразу пришлось бы проходить ОТК после вступления в силу закона», – отмечает Гончарук.
В реестре находятся более 800 пунктов ОТК. На каждый из них, из расчета 5 млн. авто в год, приходится около 6,25 тыс. транспортных средств, 520 в месяц или 23-24 в сутки.
«Проблема дефицита несколько преувеличена. Каждая станция с одной диагностической линией может проверить 20 авто в сутки. Есть станции, которые имеют две и более линий или работают в несколько смен в сутки», – говорит Гончарук.
Кто не пройдет техосмотр
Поскольку все законодательные инициативы Мининфраструктуры касались защиты результата техосмотра, требования к техническому состоянию автомобилей останутся неизменными. Они перечислены в приложении №5 к Постановлению правительства.
В зоне риска – еврономера, авто, которые были в ДТП, а также любые транспортные средства с изменением заводских конструкций. «Автомобили проверяются на соответствие техническому состоянию, указанному в документации завода-изготовителя. Требовать уровня выбросов «Евро-5″ от старых Жигулей никто не будет», – отмечает Гончарук.
Однако при отсутствии периодического контроля владельцы дешевых автомобилей из ЕС часто отказываются от установки оригинальных деталей до тех пор, пока машина остается на ходу.
«Если возникает проблема с фильтром для очистки выхлопных газов на дизельных авто, его вырезают. Такой автомобиль уже не пройдет обязательный технический контроль над уровнем выхлопных газов. Новый катализатор часто стоит примерно столько же, как сам еврономер», – подчеркивает Черненко.
Например, цена на оригинальный катализатор для Volkswagen Passat 1.9 TDI (2005-2011 годы выпуска) стартует от 32 тыс. грн. Вряд ли владелец еврономера будет покупать новую запасную часть за такую цену после выхода ее из строя. Тем более, когда проблему можно решить за меньшие деньги и это особо не будет влиять на качество движения.
В последние годы катализаторы стали предметом краж, ведь они содержат ценные металлы, в частности, платину. Некоторые гаражные СТО даже предлагают бесплатно «починить» автомобиль с неисправной выхлопной системой, вырезав катализатор и установив простую систему.
Черненко добавляет, что часто еврономера стоят очень дешево, потому что находятся в таком состоянии, что в ЕС точно не прошли бы техосмотр. Автомобили, у которых есть сквозные повреждения коррозией, тоже не пройдут техосмотр. Владельцам грузовых микроавтобусов, переделанных под пассажирские, придется оставить такой транспорт на стоянке.
В зоне риска – битые авто. Пройдут ли они техосмотр – зависит от качества ремонта. За не прохождение техосмотра сейчас предусмотрен штраф 1700 грн. За повторное нарушение – лишение водительского удостоверения.
Автор: Владимир Рыхлицкий
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.