Бизнес-план «Интенсивный зерновой откорм молодняка КРС». Часть 2

28.11.2018 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию вторую часть бизнес-плана «Интенсивный зерновой откорм молодняка КРС» (3500 голов содержание до 550 кг живого веса за 15 месяцев). Первая часть бизнес-плана доступна здесь.

Указанный бизнес-план который подготовил Секретариат по поддержке экспорта украинской продовольственной и аграрной продукции в рамках совместного проекта Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития «Поддержка диалога государства и бизнеса в украинском мясном секторе».

Руководитель проекта – Андрей Ярмак.

Исполнители – Евгений Шатохин Консультант FAO, Эксперт по откорму КРС и переработки продуктов из говядины, Jeff Pastoor, M. Ag.P.A.S.

Читайте также: Саудовская Аравия является крупнейшим производителем мяса в странах Персидского залива

Оценка мясного рынка стран Ближнего Востока и Северной Африки

Инструкция по охране труда для аппаратчика термической обработки мясопродуктов

Как правильно продавать органику в Канаду?

Возможности продвижения украинского продовольственного экспорта в сетях этнических магазинов в странах ЕС

Маркетинговая стратегия

Главная стратегия маркетинга скота с откорма предусматривает реализацию по заранее подписанному контракту предприятию — партнеру, что является владельцем завода по забою и первичной переработке КРС, оснащенного современным высокоэффективным оборудованием. Предприятие по забою и первичной переработке КРС будет иметь сертифицированное оборудование и производственный процесс, что соответствуют международным стандартам.

Полученное в результате убоя мясо будет реализовываться этим предприятием на экспорт. Такая кооперация позволит фиксировать контрактные цены в валюте $USD, что существенно снижает валютные риски данного бизнес-проекта и позволит получать займы в валюте.

Альтернативная стратегия предусматривает возможность консолидироваться с другими откормочными комплексами или трейдерами и экспортировать скот в одну из стран-импортеров живого скота. Данная стратегия также предусматривает привязку цены к валюте $US, что также нивелирует валютные риски проекта.

Стандартизация продукции

Гармонизация национальных законодательных и нормативных актов Украины и установление их в соответствии требований действующих директивных документов Европейского Союза, а также европейских и международных стандартов повлияло на все отрасли экономики Украины, и, в первую очередь, те, которые отнесены к приоритетным и являются экспортно-ориентированными. Не была исключением и мясомолочная отрасль, в которой разведению КРС молочного направления было уделено особое внимание.

Так, хотя в период подготовки Украины к вступлению в ВТО (2005-2006 гг.) была проведена фундаментальная работа по разработке стандартов, которой предшествовала аналитическая работа в сравнении качественных показателей продуктов требованиям, которые установлены на аналогичную продукцию в европейских странах, сферы выращивания КРС эта работа не коснулась.

Инвестиционный план

Инвестиционный раздел бизнес-плана отражает инвестиционные расходы предприятия (долгосрочные капиталовложения), направленные на приобретение материальных и нематериальных активов. Общая сумма инвестиций в проект составляет $ 1 495 000.

Рассмотренный в этом бизнес — плане проект создания на ООО «Украинская говядина» нового бизнес — направления откорма КРС по интенсивной технологии является современным и высокотехнологичным. Все современные технологические бизнес-решения, позволяющие механизировать труд и повысить эффективность производства продукции, требуют высокого уровня инвестиций.

Современное оборудование, приобретаемое для реализации этого проекта, оптимально соответствует требованиям энергоэффективности, экологической и производственной безопасности. Благодаря тому, что приобретенная техника является частично новой, современной, гарантийной, в производстве лидеров отрасли, она будет требовать минимальных затрат средств и рабочего времени на ее техническое обслуживание в процессе эксплуатации и позволит достичь высоких производственных показателей.

Именно благодаря оптимальному подбору оборудования и планированию необходимых инвестиционных затрат проекта можно рассчитывать на точность выполненных расчетов и их адаптивность. Выбор оборудования, необходимого для откорма КРС, основывается на анализе коммерческих предложений производителей и поставщиков оборудования, организаций-подрядчиков, которые предоставляют необходимые для старта проекта услуги – строительные и монтажные работы. Главными факторами выбора оборудования проекта является:

качество оборудования;

соответствие оборудования экологическим нормам безопасности;

технические и эксплуатационные характеристики оборудования;

гарантированный срок эксплуатации;

условия гарантийного и послегарантийного обслуживания, цена, условия поставки.

Выбор организаций — подрядчиков, реализующих услуги, необходимые для запуска предприятия, основывается на таких критериях:

репутация организации;

потенциальная возможность длительного сотрудничества и сервисное обслуживание введенных в эксплуатацию объектов;

технологическая оснащенность компании — подрядчика;

стоимость и сроки выполнения предусмотренных проектом работ.

Производственные мощности комплекса откорма будут созданы благодаря приобретению и модернизации старой фермы для содержания КРС или других домашних животных. Ключевым фактором выбора такой фермы будет наличие соответствующей инфраструктуры (подъездная дорога, вода, электроэнергия, ограждение, площадка для хранения грубых кормов и помещения с выгульными площадками).

Другим, не менее важным критерием выбора фермы – основы для рассматриваемого проекта будет наличие пакета разрешительной документации для деятельности, связанной с откормом КРС. После проведения ремонтных работ и модернизации мощности комплекса откорма, это позволит одновременно удерживать до 3 600 голов КРС разных половозрастных групп.

Тракторы John Deere, которые будут приобретены в рамках проекта в количестве 2-х шт. будут использоваться универсально – и как скреперы для уборки навоза, и как тягловая сила для миксера кормов.

Благодаря полноприводной колесной формуле и повышенной проходимости, эти тракторы будут использоваться и для вывоза из комплекса для последующего внесения на поля навоза с помощью разбрасывателя.

Операционный план

Немалая доля успеха любого предприятия заключается в возможности планирования и контроля над выполнением всех процессов – от строительства или реконструкции существующих сооружений, покупки и запуска оборудования в промышленную эксплуатацию, до начала реализации скота. В этом разделе бизнес-плана будет уделено внимание именно этим факторам и событиям.

Расчетный срок (горизонт) проекта равен 10 годам.

Плановая дата начала проекта — 01.08.2017, окончание (до этой даты выполняется расчет экономической целесообразности и результатов, которых достигнет проект) — 31.07.2027.

Для успешного запуска проекта административно — управленческим персоналом предприятия будет осуществляться контроль за каждым из этапов. Контроль и управление проектом будет осуществляться специально созданной проектной группой, которая будет состоять из специалистов, обладающих навыками проектного менеджмента.

Среди основных задач контроля над запуском проекта и его успешной реализации будут:

поиск организации, выполняющей работы по составлению проектов реконструкции и обновления мощностей для содержания КРС и имеющей опыт работы в этом направлении;

заключение контракта с организациями, выполняющими ремонтно-строительные работы помещений и инфраструктуры, что с ними связано;

заключение контракта с профильными организациями на поставку оборудования, необходимого для начала производственного процесса;

контроль над соблюдением графиков выполнения работ на всех этапах реализации проекта;

управление финансами в рамках проекта, контроль над их использованием;

корректировка (при необходимости) графика реализации проекта в соответствии с условиями его реализации.

Поскольку на оперативную деятельность компании действуют инфляционные факторы внешней среды, они здесь учтены. Так как инфляция действует неравномерно на цену различных групп товаров: как стоимость произведенной продукции, так и издержки производства (прямые и общие).

Реализация КРС в живом весе по плану начнется в ноябре 2018 (4 кв. 2018), а навоза – с сентября 2017 года, после начала откорма первой партии скота.

Фактически доход от реализации навоза коровьего в этом проекте будет только покрывать транспортные расходы на сбор, вывоз и его внесение в почву. Стоимость этого продукта рассчитана путем деления данных строки «Затраты на вывоз навоза» на объем его выхода удерживаемым скотом. Объемы генерации навоза рассчитаны из следующих норм среднесуточного выхода с головы, в зависимости от возраста:

до 6 месяцев – 15 кг;

с 6 до 9 месяцев – 19 кг;

после 9 месяцев – 26 кг.

В целом за весь период откорма от одной головы скота планируется генерация 9 125 кг навоза. Стоимость одного бычка, который по плану должен составлять $ 1 100, рассчитана с учетом живого веса, который, согласно технологии, должен составлять 550 кг и его цены реализации — $ 2 / кг.

Фактически, цена реализации, например, бычков в живом весе, что указана в сумме $ 1 100 — это прогнозная стоимость продукта на начало первого производственного года проекта.

Нужно отметить, что, поскольку продолжительность производственного цикла рассматриваемого в этом проекте составляет 15 месяцев, а на интенсивном откорме всегда находится, согласно данных более 3500 голов, которые не будут реализованы в полном объеме на дату окончания проекта – июль 2027, в расчете экономической эффективности этого проекта не учитывается «шлейф» в виде затрат на откорм скота, что будет реализован вне рассматриваемого в проекте периода.

Такой подход позволит рассчитать экономическую эффективность проекта более точно, а инвестору верно понимать состав затрат проекта и срок его окупаемости.

Также в проекте, с целью обеспечения соблюдения технологии по откорму скота и избегания фактора перебоев с поставкой сырья для производства сбалансированных кормов, учтен «страховой» запас.

Расходы на закупку телят рассчитаны согласно плану их закупок и их полной стоимости с учетом транспортных расходов на их доставку — $ 60 за голову.

Расчет налога на землю выполнен согласно действующему законодательству и Налогового кодекса, ст. 293.9. Приобретенное ООО «Украинская говядина» предприятие – владелец фермы по выращиванию КРС будет зарегистрирован как плательщик единого налога (4 группа).

Для таких предприятий расчет размера налога ведется как процент от экспертной оценки стоимости сельскохозяйственных земель, на которых происходит выращивание КРС. Так, расчет налога выполнен исходя из нормативной оценки стоимости земли $ 993,58 / га. Общий объем земельных наделов составит 10 га. Ставка единого налога – 0,91 %. Порядок выплат – ежеквартально и составляет в % от полного объема налога:

в I квартале – 10%;

во II квартале – 10%;

в III квартале – 50%;

в IV квартале – 30%.

Месячный фонд заработной платы проекта составит $ 17 500. Штат предприятия будет состоять из:

управляющего. Оклад $2500;

заместителя управляющего (ветеринарного врача). Оклад $ 1500;

бухгалтера. Оклад $ 1000;

25 разнорабочих. Оклад $ 500.

Общее количество работников предприятия будет составлять 28 человек. Нужно отметить, что средняя заработная плата производственного персонала ООО «Украинская говядина» будет достаточно высокой для сельской местности региона, в котором будут находиться производственные мощности общества. Этот фактор позволит руководству компании:

содержать в штате предприятия лишь перспективный и квалифицированный персонал;

требовать от персонала качественного выполнения работы, а работающему коллективу гордиться работой на предприятии.

Согласно действующему законодательству, ООО «Украинская говядина» будет начислять на фонд заработной платы налог – «единый социальный взнос», равный 22%.

Этот раздел бизнес-плана является одним из наиболее важных, интересных и сложных одновременно. Финансовое планирование — это планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимосвязи показателей развития предприятия с источниками финансирования.

Базовая валюта проекта – USD. Ставка дисконтирования – 6%.

Для реализации проекта планируется привлечение $ 3 400 000 займа в виде кредитной линии. Поступления средств в рамках кредитной линии планируется различными по величине частями ежемесячно с первого месяца проекта – май 2017 по – июль 2017.

Условия открытия кредитной линии:

срок кредитования – 8 лет;

ставка процента по займу для каждого из траншей – 12% годовых;

возврат тела займа для каждого из траншей кредитной линии будет происходить ежемесячно. Отсрочка первой выплаты – 15 месяцев;

выплата процентов за пользование займа будет происходить ежемесячно. Отсрочка первой выплаты – 15 месяцев.

Заемные средства проекта необходимы для:

организации работ подрядчиков проекта;

приобретения производственного оборудования;

строительства и реконструкции инфраструктуры и подъездных путей;

строительства и реконструкции всех необходимых помещений комплекса откорма КРС;

приобретения необходимой сельхозтехники;

приобретения составляющих кормов и формирования «страхового» запаса;

приобретения телят для откорма;

поиска, найма, обучения персонала и оплаты их труда до начала реализации продукции;

оплаты счетов предприятиям – поставщикам ресурсов, необходимых для производственного процесса;

начала работы предприятия.

Поскольку целью финансового планирования является обеспечение воспроизводственного процесса работы предприятия соответствующими по объему и структуре финансовыми ресурсами, наиболее наглядно ситуацию доступности средств проекта отражает отчет «Кэш-фло». «Кэш-фло» (от англ. Cash Flow) или «Отчет о движении денежных средств», он показывает денежные поступления и выплаты, связанные с основными статьями доходов и расходов.

В разделе «Кэш-фло от операционной деятельности» представлены денежные поступления и выплаты, связанные со сбытом, производством, расчетами по налогам, операциями по размещению временно свободных денежных средств. Две итоговых строки «Кэш-фло» отражают баланс средств на начало и конец каждого периода.

Баланс позволяет судить о возможности предприятия генерировать достаточное количество денежных средств для покрытия обязательств. В случае дефицита средств, требуется привлечение дополнительных источников финансирования в виде заемного или акционерного капитала.

Баланс наличности позволяет предприятию рассчитываться по своим обязательствам и активно развиваться — у предприятия не наблюдается недостатка средств.

Результаты проекта 

Естественно, одним из самых интересных и показательных отчетов деятельности любого предприятия является «Отчет о прибыли и убытках». Отчет о прибыли и убытках позволяет определить, из каких составляющих складывается прибыль предприятия.

Валовый объем продаж равен сумме поступлений от продажи продукции. Чистый объем продаж равен валовому объему продаж за вычетом потерь и налогов с продаж. Валовая прибыль определяется как разница чистого объема продаж и прямых затрат. Прибыль до выплаты налога, рассчитывается после вычета из валовой прибыли налога на имущество, всех видов затрат, амортизации, затрат на обслуживание займов, расходов и убытков предыдущих периодов.

Налогооблагаемая прибыль состоит из суммы прибыли к выплате налогов и суммы расходов, отнесенных на прибыль. В расчет прибыли не входит инвестиционные затраты на приобретение активов и доходы от продажи основных средств. В расчете прибыли не учитываются источники финансирования. Поступление заемных средств не считается доходом, а возврат тела или процентов за пользование займом не считается расходом. Чистая прибыль рассчитывается после вычитания из налогооблагаемой прибыли налога на прибыль.

Анализ «Отчета о прибылях и убытках» позволяет определить структуру доходов и расходов компании и получить объективную оценку ее производственной и коммерческой деятельности.

Не менее важным инструментом бухгалтера, финансового аналитика или банкира является «Баланс». Баланс отражает структуру активов, обязательств и собственных средств предприятия на каждом этапе реализации проекта.

Балансовый отчет отражает стратегию управления капиталом компании, степень ее зависимости от заемных средств. Анализ совокупности балансовых показателей позволяет оценить риск финансовых вложений в проекты, осуществляемые компанией.

В структуре активов баланса выделены три основные группы:

текущие активы;

основные средства;

инвестиции.

В состав текущих активов входят денежные средства, дебиторская задолженность, средства, находящиеся в производственном и торговом обращении, а также финансовые вложения и краткосрочные предоплаченные расходы. Общая величина этой, наиболее подвижной части средств предприятия отражается в строке «Суммарные текущие активы».

Общая стоимость основных средств отражается в балансе в строке «Основные средства», а износ этих средств — в строке «Накопленная амортизация». Остаточная стоимость этого вида активов (за вычетом начисленной амортизации) указывается в строке «Остаточная стоимость основных средств». В следующих за ней строках раскрывается структура основных средств:

здания и сооружения;

оборудование;

долгосрочные и предоплаченные расходы;

другие активы. Сумма этих активов равна величине, указанной в строке «Остаточная стоимость основных средств».

Среди пассивов баланса выделяются три группы:

краткосрочные обязательства;

долгосрочные займы;

собственный капитал.

К группе краткосрочных обязательств относятся кредиторская задолженность по начисленным, но еще не уплаченным налогам (отсроченные налоговые платежи), краткосрочные займы, кредиторская задолженность по оплате за поставленную продукцию (счета к оплате), обязательства по поставке товаров, оплаченных покупателем (полученные авансы).

В структуре собственного капитала выделяются:

резервные фонды, сформированные из прибыли предыдущих периодов;

дополнительный капитал, полученный в результате переоценки активов;

нераспределенная прибыль.

Анализ проекта

Анализ проекта начнем с рассмотрения основных общепринятых международных понятий.

LIQUIDITY RATIOS – КОЭФФИЦИЕНТЫ ЛИКВИДНОСТИ

Показатели ликвидности характеризуют способность компании удовлетворять требования держателей краткосрочных долговых обязательств.

  1. Current Ratio – коэффициент текущей ликвидности, в %. Рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства. Коэффициент показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. Согласно с международной практикой, значения коэффициента ликвидности должны находиться в пределах от 100% до 200% (иногда до 300%).

Нижняя граница значения этого показателя обусловлена тем, что оборотных средств у предприятия должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств. Иначе, при худшем для компании сценарии, она окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над обязательствами более чем в три раза также является нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре активов. При расчете показателя используются среднее за определенный период значение.

  1. Net working capital – чистый оборотный капитал. Измеряется в денежных единицах. Считается как разница между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности.

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности от ее масштабов, объемов реализации продукции, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить обязательства.

Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия. При расчете показателя используются средние значения за определенный период.

ACTIVITY RATIOS – КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства.

  1. Networking capital turnover – коэффициент оборачиваемости рабочего капитала, раз. Показатель свидетельствует о том, насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост объемов продаж. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал.

Расчет коэффициента производится только для периода в один год. Для расчета используется суммарная выручка от реализации продукции или услуг за текущий год и среднее значение чистого рабочего капитала за текущий год. В случае расчета для периода менее чем год, сумма выручки должна быть приведена к годовой путем умножения на соответствующий коэффициент. Значение чистого рабочего капитала должно быть средним за расчетный период.

  1. Fixed assets turnover – коэффициент оборачиваемости основных средств, раз. Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капиталовложений. Значение данного коэффициента сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие.

Также значение данного коэффициента сильно зависит от способов начисления амортизации и практики оценки стоимости активов. Фактически может сложиться ситуация, когда показатель оборачиваемости основных средств будет выше на предприятии с более изношенными основными средствами. Расчет коэффициента производится только для периода в один год, учитывается суммарная выручка от реализации продукции (услуг) за текущий год и среднее значение суммы необоротных активов за текущий год.

В случае расчета коэффициента для периода меньше, чем год, в расчете участвует среднее значение суммы необоротных активов за расчетный период, а значение выручки, полученной за отчетный период, должно быть приведенным к годовому значению, путем умножения на соответствующий коэффициент.

  1. Total assets turnover – коэффициент оборачиваемости активов, раз. Показатель характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли. Этот коэффициент также сильно варьируется в зависимости от отрасли.

Расчет показателя производится только для периода в один год, при этом учитывается суммарная выручка от реализации продукции (услуг) за год и среднее значение суммы необоротных активов за этот же год. В случае расчета коэффициента для периодов (месяц, квартал, полугодие) в расчете участвует среднее значение суммы всех активов за расчетный период, а значение выручки, полученной за отчетный период, должно быть приведенным к годовому значению, путем умножения на соответствующий коэффициент.

GEARING RATIOS – ПОКАЗАТЕЛИ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА (КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ)

Платежеспособность предприятия — это, прежде всего, его способность отвечать по долгосрочным обязательствам без ликвидации долгосрочных активов. Платежеспособные компании обычно наилучшим образом защищены от банкротства. Для оценки платежеспособности используются следующие показатели.

  1. Total debt to total assets – отношение суммы обязательств к активам, в %. Демонстрирует, какая доля активов финансируется за счет заемных средств, независимо от их источника. В процессе расчета учитываются средние значения переменных за расчетный период.
  1. Long-term debt to total assets – отношение долгосрочных обязательств к активам, в %. Показатель демонстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. В процессе расчета используются средние значения переменных за расчетный период.
  1. Long-term debt to fixed assets – отношение долгосрочных обязательства к необоротным активам, в %. Показывает, какая доля основных средств финансируется за счет долгосрочных займов. В процессе расчета учитываются средние значения переменных за расчетный период.
  1. Total debt to equity – коэффициент финансовой независимости, %. Характеризует зависимость компании от внешних займов. Чем выше значение коэффициента, тем выше риск неплатежеспособности. Высокое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств.

Интерпретация этого показателя зависит от таких факторов, как средний его уровень у других предприятий отрасли и возможность доступа компании к дополнительным источникам финансирования. В процессе расчета учитываются средние значения переменных за расчетный период.

  1. Times interest earned – коэффициент покрытия процентов или коэффициент защищенности кредиторов. Единица измерения – количество раз. Показатель характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный заем и демонстрирует, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам.

Этот показатель также позволяет определить допустимый уровень снижения прибыли, с которого идут выплаты по займу. Расчет показателя производится для различных периодов времени, при этом используются суммарные величины за период.

  1. PROFITABILITY RATIOS – КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

  1. Operating profit margin – коэффициент рентабельности операционной прибыли, в %. Демонстрирует долю операционной прибыли в объеме продаж. Расчет показателя производится для различных периодов времени, при этом используются суммарные величины за период.
  1. Net profit margin – коэффициент рентабельности чистой прибыли, в %. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж. Расчет показателя производится для различных периодов времени, при этом используются суммарные величины за период.
  1. Return on current assets – рентабельность оборотных активов, в %. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Расчет коэффициента проводится для периода в один год с использованием среднего значения оборотных активов. Для расчета за период менее одного года, значение прибыли приводится к годовому значению и используется среднее значение оборотных активов.
  1. Return on fixed assets – рентабельность необоротных активов, в %. Демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются основные средства. Расчет рентабельности производится для периода в один год с использованием среднего значения необоротных активов. Для расчета за период менее одного года, значение прибыли умножается на соответствующий коэффициент и используется среднее за этот период значение необоротных активов.
  1. Return on investment – коэффициент рентабельности активов (рентабельность инвестиций), в %. Показывает, сколько денежных единиц нужно предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности. Расчет показателя производится для периода в один год с использованием среднего значения суммарных активов. Для расчета за период менее одного года, значение прибыли умножается на соответствующий коэффициент и используется среднее за этот период значение суммарных активов.
  1. Return on shareholders’ equity – рентабельность собственного капитала, в %. Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможной альтернативной прибылью от вложенных средств (ценные бумаги, депозиты, драгметаллы). Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная инвесторами компании.

Расчет производится для периода в один год с использованием среднего значения собственного (акционерного) капитала. Для расчета за период менее одного года, значение прибыли умножается на соответствующий коэффициент и используется среднее за этот период значение собственного капитала.

Самые интересные для инвестора результаты расчета всего проекта — период окупаемости проекта, норма рентабельности, чистый доход от его реализации.

Период окупаемости (payback period, PB) — это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестиционным проектом.

Для того чтобы проект мог быть принят, необходимо, чтобы срок окупаемости был меньше, чем продолжительность проекта. Срок окупаемости инвестиций, формула которого приведена выше, относится к статическим показателям, поскольку не учитывает изменение стоимости денег во времени — ставку дисконтирования.

Ставка дисконтирования определяет стоимость денег в каждый момент осуществления инвестиций. С учетом этого показателя стоимость денег в будущем периоде приводится к их стоимости в текущий момент времени. Дисконтированный период окупаемости (discounted payback period, DPB) рассчитывается аналогично статическому периоду окупаемости, однако при суммировании чистого денежного потока производится его дисконтирование.

Дисконтированный период окупаемости всегда меньше статического показателя. Необходимо заметить, что чем выше ставка дисконтирования, тем эта разница будет больше. Как правило, на практике оба показатели — период окупаемости и дисконтированный период окупаемости не носят самостоятельного характера, используя их, инвестор может принимать решение, есть ли только установочные данные, например: инвестиционный проект, будет принят, если рассчитанный срок окупаемости меньше 6 лет.

В случае получения приемлемого результата инвестиционный проект принимается к исполнению. Средняя норма рентабельности (average rate of return, ARR) представляет доходность проекта как отношение между среднегодовыми поступлениями от его реализаций и величиной начальных инвестиций.

Чистый приведенный доход (net present value, NPV) – это сумма ожидаемого потока платежей, приведенная к стоимости денег на текущий момент времени (с учетом ставки дисконтирования).

Для экономически эффективного проекта NPV должен быть положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение обычно отдается проекту с большим значением NPV.

Индекс прибыльности (profitability index, PI) – это увеличенное на единицу отношение NPV к накопленному дисконтированному объему инвестиций.

Показатель PI демонстрирует относительную величину доходности проекта — определяет сумму прибыли на единицу инвестированных средств. Для эффективного проекта PI должно быть более 1.

Чтобы обеспечить доход от инвестированных средств или хотя бы их окупаемость, необходимо подобрать такую процентную ставку дисконтирования, которая обеспечит получение положительного (или, по крайней мере, нулевого) значения чистого приведенного дохода. Таким барьерным коэффициентом выступает внутренняя норма рентабельности.

Внутренняя норма рентабельности (internal rate of return, IRR) — это такая ставка дисконтирования, при которой чистый приведенный доход (NPV) проекта становится равным 0 или, другими словами, величина ставки дисконтирования, при которой перечисленные с привязкой к времени (приведенные) денежные потоки равны капиталовложениям.

Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже запланированной нормы рентабельности, которая определяется инвестиционной политикой. Из практики IRR должна быть выше, чем у альтернативного безрискового вложения капитала (таким считается депозитный вклад в банке, IRR в таком случае сравнивается с % по депозиту).

Будущая стоимость проекта (terminal value, TV) – стоимость поступлений, полученных от реализации проекта, отнесенная к концу проекта с использованием нормы рентабельности реинвестиций.

Для расчета показателя MIRR платежи, связанные с реализацией проекта, приводятся к началу проекта с использованием ставки дисконтирования, основанной на стоимости привлеченного капитала (ставка финансирования или требуемая норма рентабельности инвестиций). При этом поступления от проекта приводятся к его окончанию с использованием ставки дисконтирования, основанной на возможных доходах от реинвестиции этих средств (норма рентабельности реинвестиций).

Модифицированная внутренняя норма рентабельности определяется как такая ставка дисконтирования, при которой обе выше приведенные величины — приведенные во времени выплаты и поступления становятся равными друг другу.

Продолжительность проекта — показатель, характеризующий величину чистого денежного потока, создаваемого проектом. Продолжительность можно интерпретировать как средний период времени до момента, когда проект начнет давать прибыль.

Устойчивость проекта к рискам

Созданный проект представляет собой, по сути, прогноз, который основывается на том, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности хозяйственной деятельности. Строить планы лишь на смоделированном прогнозе с жестко заданными значениями входных данных несколько рискованно, поскольку даже незначительное изменение этих данных может привести к достаточно неожиданным результатам. Ведь успех реализации проекта зависит от множества переменных величин, которые не являются гарантированно контролируемыми.

К числу таких параметров относятся, объем сбыта, цена продукции, суммы расходов на ее производство, размер налогов, уровень инфляции, стоимость энергоресурсов, объемы строительства и многие другие, о существовании которых даже не всегда можно знать при моделировании проекта. Все эти величины можно рассматривать как частично случайные факторы, влияющие на результат проекта.

Цель этого раздела бизнес – плана заключается в определении степени влияния факторов, которые могут быть изменены во время реализации проекта на показатели его эффективности.

Общий инвестиционный риск является суммой систематического (не диверсифицированного) и несистематического (подлежащего диверсификации) рисков. Систематический риск возникает благодаря внешним событиям (война, инфляция, стагнация и т.д.), его действие не ограничивается рамками одного проекта и его трудно, а иногда и невозможно устранить путем диверсификации.

Несистематический риск (риск, который можно устранить или сократить в виде диверсификации), связанный с реализацией проекта, можно условно поделить на основные группы:

внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытие границ, изменения таможенной политики);

неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий — участников инвестиционного проекта (возможность их неплатежеспособности, банкротств, срывов сроков выполнения обязательств);

неполнота или неточность информации о показателях качества сырья, которое будет закупаться рассматриваемым комплексом убоя, неправильные или искаженные показатели параметров смонтированного оборудования и вспомогательного оборудования;

изменения рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;

неправильный выбор рынков сбыта и конечных потребителей производимой продукции;

политико-правовые факторы (политическая нестабильность, законодательные ограничения);

риск несоблюдения расчетных сроков реализации проекта;

технологический риск;

экологический риск;

ветеринарный риск (риск возникновения болезней, которые могут ограничить способность предприятия вести производственную деятельность).

Оценим риски, с которыми может столкнуться ООО «Украинская говядина» в процессе своей деятельности:

1) Как уже было отмечено выше, в проекте рассчитан пессимистический (наихудший) для предприятия вариант его развития. Это связано с обоснованием эффективности проекта и гарантией возврата привлеченных средств. При успешности проекта в худшем для предприятия варианте развития событий, можно с уверенностью рассчитывать на более успешные показатели его функционирования в перспективе. Пессимистический подход в расчете эффективности проекта уже учитывает определенную долю риска в его реализации.

2) Риск неплатежей за реализованную продукцию будет сведен к минимуму, поскольку предприятие будет работать по заранее заключенным договорам купли — продажи. Кроме этого, менеджмент предприятия, по возможности, будет проводить финансовый и репутационный анализ своих деловых партнеров.

3) Административно — управленческий персонал ООО «Украинская говядина» будет стремиться максимально, уменьшить степень влияния политикоправовых факторов на эффективность работы предприятия. Комплекс убоя будет работать на перспективном, высокодоходном рынке и будет готов к возможным внеплановым проверкам бизнеса или введению каких — либо штрафных санкций. Опыт, неукоснительное соблюдение требований всех действующих правил и стандартов, а также помощь юридических партнеров компании помогут нивелировать этот риск в перспективе.

4) Изменения рыночной конъюнктуры и цен реализации скота в живом весе. Продукция комплекса должна быть высшего качества и соответствовать требованиям к ее мраморности и потребительским характеристикам. Задачей менеджмента компании будет создание маркетингового преимущества продукции компании в виде ее уникальных характеристик, которые станут для конечного покупателя преобладающим над ценовым фактором в формировании критериев выбора среди конкурентных вариантов продукции.

5) Риск несоблюдения расчетных сроков реализации проекта сведен к минимуму благодаря осуществлению предпроектных исследований на каждом этапе инвестиционной программы. При старте проекта будет создана проектная группа, в которую войдут топ менеджмент будущего комплекса и, при необходимости, привлеченные специалисты – консультанты.

6) Экологический риск. Приобретенное в рамках проекта оборудование и материалы являются такими, что соответствуют условиям экологической безопасности. Экологические риски, связанные с утилизацией сырья, крови и отходов производства, будут сведены к минимуму. Для этого у руководства комплекса будут все возможности – и современное оборудование, и сотрудничество с коммунальными службами, и специалисты – сотрудники.

7) Недостаточная осведомленность потенциальных потребителей продукции о продукции ООО «Украинская говядина». На сегодняшний день у будущего предприятия уже есть договоры о намерениях покупки продукции, что является очень серьезным основанием. Участие руководства комплекса в выставках, в т. ч. и международных, и персональные связи помогут распространять и диверсифицировать сеть сбыта продукции. Публикация каталогов продукции предприятия в отраслевых, в т. ч. международного уровня интернет-ресурсах и СМИ также поможет в решении этого вопроса.

8) Ветеринарный риск. Работа с проверенными, постоянными поставщиками молодняка КРС и необходимость постоянно контролировать состояние здоровья скота, находящегося на откорме, позволят уменьшить влияние этого риска в локальной среде. Для того чтобы спрогнозировать и оценить устойчивость расчетов к разному роду рисков и неопределенности, нужно определить, какие именно данные следует признать неопределенными или такими, значения которых могут колебаться.

Кроме этого необходимо установить диапазон значений, в пределах которого они могут изменяться, не прогнозируемо. Если речь идет, например, о двух параметрах, это означает, что в графическом виде определенная область значений исходных данных будет иметь форму прямоугольника. Для трех переменных эта область будет представлять собой параллелепипед, а для L переменных она может быть представлена как L-мерный параллелепипед.

В любом случае, совокупность исходных данных, от которых зависит проект, отображается множеством, лежащих внутри ограниченной области. Таких наборов великое множество, поэтому выполнить расчет проекта для каждого из них почти невозможно. Однако необходимо определить, какое влияние имеют непрогнозируемые входные данные на поведение модели.

Эта задача решается с помощью метода Монте-Карло. Предположим, в нашем распоряжении имеется способ выбирать точки в выделенной области данных случайным образом, аналогично игре на рулетке в игорном заведении. Для каждой выбранной таким (случайным) способом точки, можно провести расчет показателей эффективности и записать их в таблицу значений. После выполнения достаточно большого количества опытов можно подвести некоторые итоги.

Например, если из 100 попыток 99 были успешными, то есть, получены приемлемые результаты, то можно утверждать, что при воздействии указанных случайных факторов на модель, риск реализации проекта будет также приемлемым. Очевидно, для получения надежного результата, количества выполненных перерасчетов должно хватать для формирования статистической выборки. При оценке риска этого проекта использовалось 300 итераций. Доверительный интервал — 90%.

Для количественной оценки результатов используются два критерия: среднее значение и неопределенность. Выполняя N опытов, получается набор допустимых значений каждого показателя fn , где n = 1, …, N.

Входные данные для расчета устойчивости проекта к рискам по методу «Монте-Карло» по достаточно «пессимистическому» сценарию дают достаточно «оптимистичные» результаты. Так, период окупаемости может увеличиться, но, тем не менее, он укладывается в сроки проекта (6 лет), средняя норма рентабельности проекта может быть снижена и будет составлять 13,62% вместо плановых 19,18%.

Нужно отметить, что такое значение рентабельности является очень высоким отраслевым показателем. Чистый приведенный доход может быть на 40,7% ниже, чем ожидаемый, и будет считаться $ 1 814 519 вместо рассчитанного в базовом сценарии $ 3 061 069. Но, тем не менее, полученные показатели являются приемлемыми, высокими для отрасли, и такими, которые не заставят проект быть убыточным. Проведенный анализ свидетельствует об инвестиционной привлекательности проекта и говорит о его устойчивости к рискам.

Выводы

В этом бизнес — плане описаны планы и возможные перспективы развития предприятия, а также способы их достижения. В «Организационном плане» этого документа представлены основные этапы реализации проекта и сроки их выполнения. Также освещены вопросы формирования затрат и основные принципы, положенные в основу расчета экономической эффективности работы рассматриваемого в проекте предприятия.

В инвестиционном разделе бизнес – плана описана структура инвестиций в проект, его основные этапы и их стоимость. Предоставлены фото оборудования, их характеристики, описаны критерии их подбора. Поскольку инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться, в реализации любого проекта очень важно учитывать этот фактор.

Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе. Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и теми из них, насколько менеджер знаком с тем или иным оборудованием или технологией.

В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчетов, которые могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Однако, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, но легче принимать окончательные решения.

Текущий проект проанализирован с точки зрения «устойчивости» к рискам. В основе анализа лежит метод «Монте-Карло», основные принципы которого изложены в разделе «Устойчивость проекта к рискам» этого документа. Для анализа проекта использовалась заведомо пессимистическая модель сценария развития бизнеса. Анализ проекта показал «завидную» стабильность проекта к рискам, тем самым в очередной раз, подтвердив свою привлекательность для инвестора, свою надежность и гарантированный возврат всех вложенных средств.

Для оценок в текущем проекте использовались отчеты «О прибылях и убытках» и «Кэш – фло». Был построен баланс, рассчитаны финансовые показатели проекта, которые используются в международной практике. Также в бизнес-плане описаны методы расчета показателей и оценка некоторых из них.

Результатом расчета финансовых показателей является таблица интегральных показателей проекта.

В маркетинговом разделе бизнес-плана выполнен анализ ситуации на рынке, рассмотрены вопросы ценообразования на продукцию на рынках Украины, Египта и Турции, рассмотрены основные показатели внешней торговли, описаны тенденции и перспективы развития рынка, описаны основные страны конкуренты.

В результате всех проведенных расчетов можно с уверенностью считать проект инвестиционно-привлекательным и таким, который гарантирует возврат привлеченных заемных средств согласно определенным условиям.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий