Олимпиада-2020 в Токио в этом году состоялась, несмотря на пандемию коронавируса. Ради соблюдения карантинных требований организаторы спортивного праздника начали активно использовать роботов, что стало для технологических компаний случаем продемонстрировать свои новинки широкой публике.
Например, компания Toyota создала несколько видов роботов специально для Олимпиады. Они заменили персонал и волонтеров и выполняли различные задания: разносили напитки, помогали людям с инвалидностью, собирали снаряды во время соревнований по разным видам метаний (именно этим занимался робот полевой поддержки от Toyota – модель FSR, Field Support Robots) и тому подобное.
Помощники врачей во время пандемии
Олимпийские игры стали лишь местом демонстрации достижений современной робототехники. Несмотря на широкую сферу их использования в последние годы, именно пандемия COVID-19 позволила продемонстрировать разнообразие умений современных роботов. Италия, ставшая одной из первых стран, ощутивших на себе бремя пандемии, начала использовать роботов для помощи врачам и медсестрам.
Робот Tommy встал на помощь медперсоналу еще в апреле 2020 года – его использовали в больнице Сирколо в городе Варезе в Ломбардии. Основная задача, с которой Tommy помогал итальянским врачам, заключалась в сокращении количества прямых контактов врачей и медсестер с пациентами. Это снижало риск заражения медицинского персонала. В то же время робот с сенсорным экраном и возможностью видеосвязи позволял общаться с больными и наблюдать за ними в удаленном режиме.
Роботы Tommy не устают, не выгорают и не могут заразиться опасной болезнью. Им только нужно время для зарядки аккумулятора, но и это происходит сравнительно быстро – и они готовы снова работать и взаимодействовать с пациентами. В целом Tommy — это универсальный круглосуточный инструмент связи больных с врачами, который не нуждается в отдыхе и способен работать в режиме 24/7.
Не только Италия стала плацдармом для тестирования возможностей современных роботов. В других странах спектр задач, который доверяли роботам, зависел только от того, какими были возможности устройств, что оказались в арсенале больниц, торговых центров или аэропортов.
К примеру, компания Invento Robotics из индийского Бангалора модифицировала свои разработки и предложила местным больницам сразу трех роботов. Самой популярной моделью стал Mitra («друг» в переводе с хинди) стоимостью в $10 тысяч. Оснащен он технологией распознавания лиц, может запоминать имена и лица пациентов, а его основное назначение напоминает функции итальянского Tommy – робот мог передвигаться по больнице и общаться с пациентами, врачами и семьями больных.
В марте 2020 года роботы пришли на помощь врачам в китайской провинции Ухань. Это были более прогрессивные модели, умевшие брать мазки изо рта, слушать пациента с помощью стетоскопа, а порой и выполнять ультразвуковое исследование. Другие модели могли встречать вновь прибывших больных, мерить температуру и уровень насыщенности крови кислородом, разносить лекарства и дезинфицировать поверхности. Этих роботов пожертвовал в больницы китайский стартап Cloud Minds Technology.
По замыслу разработчиков, самой популярной помощницей врачей во время пандемии COVID-19 должна была стать робот по имени Грейс – «младшая сестра» всем известной робота Софии. О ее создании и начале тестирования в августе 2021 года рассказала компания Hanson Robotics из Гонконга.
Основное назначение Грейс — уход за больными COVID и пожилыми людьми. У Грейс есть видеокамера, которая позволяет понять, реагирует ли пациент на ее присутствие и заботу, а ее тепловизор используется для измерения температуры тела. Грейс говорит по-английски и на двух диалектах китайского языка — на мандаринском и кантонском.
Во время презентации, на которой, кстати, присутствовала и Софья, Грейс сказала, что может разговаривать с пациентом, а не только определять его состояние. А основная ее миссия — разгрузить медицинский персонал, который во время пандемии подвергся колоссальной перегрузке.
COVID-универсалы
Кроме самой очевидной сферы применения во время пандемии – в роли помощников врачей, – роботы активно использовались и для других задач. К примеру, в Сингапуре роботы выполняли обеспечение социальной дистанции. Робот-пес по имени SPOT, созданный в сотрудничестве с Boston Dynamics, напоминал в центральном парке города о необходимости соблюдения дистанции.
Задача автоматизированного робота-охранника O-R3, оснащенного камерой с 360-градусным обзором, обычно заключалась в патрулировании объектов, распознавании лиц посетителей и поиске нарушителей. Однако во время пандемии этот робот тоже напоминал о социальной дистанции. Для этого в устройстве улучшили аккумулятор – он начал работать дольше и смог проезжать до 4 км на одном заряде.
Еще в прошлом году в Индии был создан специальный робот Asimov Robotics, который раздавал маски посетителям торговых центров. А уже в мае 2021 года на Тайване начали тестировать роботов ABB для проведения быстрых и точных тестов на коронавирус.
Активно использовались работы для дезинфекции и очистки воздуха. В уханьских больницах это делали роботы компании TMiRob, оснащенные распылителями жидкости для очистки поверхностей и ультрафиолетовыми лампами. Похожие устройства работали в торговых центрах Шанхая и в аэропорту Гонконга. В Аргентине робот производства фирмы UV-Robotics дезинфицировал автобусы, а в Швейцарии робот производства стартапа UVeya тестировался для дезинфекции в самолетах авиакомпании Helvetic Airways.
Бельгийская компания ZoraBots во время пандемии предоставила домам для пожилых людей роботов, которые позволяли им общаться с родными через видеосвязь.
Манипуляторы и гиганты
Названию «робот» да и самому понятию в этом году как раз исполняется 100 лет. Писатель Карел Чапек в 1921 году написал пьесу «R.U.R», героями которой были «искусственные люди» — роботы. Условными прототипами нынешних роботов можно считать манипуляторы-устройства, которые могли брать вещи, переносить их на другое место и которыми дистанционно управляли люди. Такие использовались на заводах еще в середине ХХ века.
Первые промышленные роботы были созданы в начале 1960-х годов ХХ века – это промышленные машины «Юнимейт» и «Версатран». Концептуально они не отличались от первых роботов-манипуляторов. Именно такие роботы использовались во время ликвидации последствий аварии в Чернобыле в 1986 году.
Со временем роботы получили больше возможностей. Робот-пылесос стал предметом домашнего обихода, а в целом робототехника проникла во все сферы нашей жизни. Человекоподобный робот София раздает интервью и комментирует политические события, медицинский робот-хирург da Vinci помогает проводить сложные хирургические операции.
Существуют роботы, которые готовят пиццу и стряпают, сортируют мусор, играют в баскетбол и исполняют роль компаньона для одиноких людей. А американская компания Boston Dynamics, которая работает по заказу американского агентства DAPRA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов – Defense Advanced Research Projects Agenc), периодически удивляет мир видеороликами, на которых ее роботы танцуют или лазают по деревьям.
В целом компании, которые работают сегодня на рынке робототехники, соревнуются между собой в нескольких направлениях. Они пытаются расширить умения и сферы применения роботов. И такие потрясения, как пандемия COVID-19, очень им в этом поспособствовали.
В то же время они пытаются сделать роботов более функциональными, то есть «умнее», научить их принимать решения и реагировать на чрезвычайные ситуации. Эта сфера развития робототехники тесно связана с другими технологическими направлениями – начиная от развития искусственного интеллекта и компьютерного зрения и заканчивая квантовыми вычислениями, проблемами человеко-машинного взаимодействия или создания новых материалов для производства роботов и их комплектующих.
Генератор безработицы?
Если проанализировать сферы использования роботов сегодня, в том числе и тех, которые возникли во время пандемии, становится понятно, что подавляющее их большинство умеет выполнять определенные четко определенные задачи. Среди них — видеосвязь для больных COVID, дезинфекция поверхностей различных помещений или перенос грузов в сложных условиях. Большинство из этих роботов относятся к классу промышленных и сервисных.
Промышленные роботы чаще всего являются сложными манипуляторами, умеющими двигаться в соответствии с потребностями людей, управляющих ими, переносить грузы и выполнять некоторые дополнительные операции, например, собирать детали или обрабатывать поверхности.
Сервисные роботы умеют выполнять рутинную, сложную, однообразную работу, прежде всего работу в домашнем хозяйстве, а также такие действия, как запись пациента к врачу или бронирование номера в отеле. К этой общепринятой международной классификации стоит добавить боевых и роботов безопасности, хотя их также можно причислить к типу промышленных или сервисных.
Владельцы заведения Island Grill зимой 2021 года, когда пандемия в США понемногу пошла на спад, учитывая отсутствие персонала, начали использовать в своем ресторане робота-официанта Peanut. Он умел ездить по залу, принимать заказы, подавать блюдо и относить грязную посуду. Этот робот выглядит как вращающаяся книжная полка, имеет четыре лотка, сенсорный экран и инфракрасную камеру.
С помощью лидара Peanut может объехать препятствие. Владельцы ресторана вынуждены были воспользоваться помощью робота еще и потому, что во времена пандемии людям было спокойнее, когда с ними работала машина, а не человек.
На первый взгляд робот-официант Peanut может стать наглядным примером того, как роботы и машины в целом начинают «отбирать» работу у людей и способствовать росту безработицы. Конечно, Peanut может работать практически без перерыва, не устает и может одновременно переносить кипы грязной посуды в направлении кухни и заказы для нескольких столиков в зал.
Но у Peanut есть много других ограничений, и сотрудники и руководство Island Grill в этом убедились. Эти выводы поддержал Фил Чжэн, главный операционный директор компании Richtech Robotics, которая разработала робота Peanut, пояснив: «Сейчас роботы больше похожи на инструменты, способные повысить эффективность человека. Он может расширить возможности человека делать полезные и нужные вещи. Однако это больше инструмент, как, например, ноутбук, но вовсе не заменитель человека».
Для того чтобы Peanut мог работать в зале ресторана, им должен управлять человек. Повара выкладывают на робота тарелки с блюдом, официанты перекладывают их на столы и кладут на него грязную посуду. И первые, и вторые нажимают кнопку, чтобы заставить Peanut двигаться в нужном направлении.
Так, Peanut может обойти преграду, отнести кипу тарелок на кухню. Он гарантированно не упадет от усталости и ни за что не зацепится, но человек должен положить блюдо на полочку робота и нажать кнопку, чтобы Peanut поехал в нужном направлении. Руководство Island Grill рассуждает, не предложить ли Peanut петь «Happy Birthday» для посетителей. Но даже для этого нужен человек, который нажмет кнопку возле нужного столика.
Роботу также не хватает интеллекта – и обычного, и эмоционального, а также навыков общения с людьми и понимания клиентов – словом, того, что делает из посредственного официанта хорошего, способного качественно обслужить гостей ресторана и сделать так, чтобы они остались довольными. Робот не сможет посоветовать блюдо, учитывая настроение или пищевые ограничения клиента, не будет уметь хорошо разложить тарелки на столе или чаще подливать напиток посетителю, который выглядит грустным, потому что слишком долго ждет своего визави.
«Они не способны взаимодействовать. Они могут просто выполнять приказы и соблюдать правила», – объясняет Джули Карпентер, сотрудница группы этики и новых технологий Калифорнийского политехнического государственного университета. Из-за этой эмоциональной и психологической неспособности роботы не могут взять на себя много задач.
К примеру, часть работы медсестры — проявлять эмпатию, утешать и ободрять пациентов. Робот лишен такого сочувствия и навыков. Так же полицейские работают в чрезвычайно чувствительном эмоциональном ландшафте, и часто их способность распознавать эмоции или считывать невербальные сигналы поведения преступников могут значительно помочь в работе, даже спасти жизнь и себе, и другим. Поэтому и в этой сфере использование роботов пока не имеет смысла.
Кроме того, проблема использования роботов-охранников ставит новые вопросы, среди которых постоянная видеозапись ими всего происходящего вокруг. Именно после протестов по видеозаписи полиция Сан-Франциско в 2017 году отказалась от роботов-охранников, которые ездили внутри торговых центров и по территориям студенческих кампусов.
Жители Нью-Йорка уже в 2021 году добились того, что полиция отказалась использовать собаку-робота SPOT производства Boston Dynamics. В основном этот робот использовался как мобильная видеокамера, однако был оснащен оружием, и именно этот факт вызвал огромное сопротивление у граждан.
Электронные домашние любимцы
Еще один вид роботов, который приобрел значительную популярность во время пандемии, – это роботы-собаки. С одной стороны, они не могут заменить живых собачек, а с другой, исследования доказывают, что такие умные гаджеты могут быть полезны одиноким людям или людям с расстройствами психики. К примеру, модель Joy for All Companion Pets была разработана специально для пожилых людей. Этот робот выглядит как плюшевая игрушка, но его программное обеспечение превращает его в устройство, способное дать пожилым людям ощущение дружбы и комфорта.
Разработчики подчеркивают, что такие роботы будут особенно полезны тем, кто страдает деменцией или болезнью Альцгеймера. Цена в $130 превращает такого робота в доступный гаджет. Разработчики позаботились, чтобы робот-собака умел реагировать на человеческие прикосновения и взаимодействовать со своими владельцами.
Представители компании Ageless Innovation, которая разработала Joy for All Companion Pets, объясняют, что эти роботы выглядят и звучат как настоящие собачки, а взаимодействие с ними проще, чем уход за живым животным. Это очень важно для пожилых людей, для которых некоторые привычные вещи могут быть сложнее. Например, с роботом-собакой ничего не произойдет, если его владелец забудет вывести его на прогулку. В то же время эти электронные песики вызывают теплые эмоции у владельцев.
В компании Ageless Innovation обнаружили, что во время пандемии COVID-19 их разработки помогали пожилым людям, которые живут дома или в домах для пожилых людей, эмоционально их поддерживали. Проведенные клинические исследования показали, что роботы-собаки помогают улучшить уровень жизни людей, особенно тех, которые вынужденно оказались в изоляции или в ограниченном кругу общения.
Эти гаджеты закупил Департамент по делам пожилых людей Флориды – сначала сделав заказ на 375 роботизированных собак, а потом, после успеха эксперимента, на 1800 таких роботов. Такой же эксперимент провели в Нью-Йорке во время пандемии, и он тоже оказался успешным.
Эти эксперименты и популярность роботов-собак свидетельствуют, по крайней мере, об их пользе в определенных ситуациях для определенной категории потребителей. Однако эти истории об электронных заменителях живых домашних животных делают еще больше разительной неровность, которая повлекла понятия цифровой бедности. Явления, в котором офлайн-услуги от реальных людей превращаются в элитный продукт, доступ к которому имеют только люди с достатком выше среднего.
Однако электронные и онлайновые заменители, с одной стороны, упрощают доступ к некоторым вещам и становятся более демократичными, а с другой – не обеспечивают соответствующего качества и эмоционального включения, что возможны в реальном мире.
Повод для беспокойства
В начале статьи мы рассказывали о роботах как устройствах, которые функционируют в соответствии с программой и могут выполнять определенный набор действий. Если рассматривать роботов исключительно как устройства, то их возможности сегодня несколько ограничены, несмотря на огромные достижения таких компаний, как Boston Dynamics.
Если отдельно анализировать программное обеспечение, которое используется для создания роботов и часто может существовать исключительно как software, без «железного» воплощения, и рассматривать это как программного робота, то в этом аспекте достижения человечества ушли далеко вперед.
Исследователи давно предупреждают человечество о том, что в очень близком будущем роботы, или скорее технологии и алгоритмы, лучше человека будут выполнять определенные задачи и даже заберут у людей часть рабочих мест. В этом разрезе речь идет скорее об автоматизации некоторых процессов и видов деятельности, условной «рутине» и неквалифицированном труде.
Роботы, о которых мы рассказывали, уже выполняют часть таких задач – это и робот-официант Peanut, и электронные собаки Joy for All Companion Pets. Однако сейчас для управления ими нужны люди, по крайней мере, на этом этапе развития этих инструментов требуется вмешательство человека. В то же время многие инженеры и ученые-исследователи работают над тем, чтобы такого вмешательства было все меньше.
Пожалуй, самый яркий пример такого технологического решения, которое может заменить человека — технологии беспилотного вождения. Успешные испытания, которые провели компания Tesla и ряд других техногигантов, не позволяют сомневаться в том, что автомобили без водителя скоро станут привычным явлением на дорогах в разных городах мира. В конце августа 2021 года компания Waymo начала тестировать беспилотные автомобили в Сан-Франциско, что делает появление таких машин в массовом доступе еще более реальным.
Дэниел Сасскинд в своей книге «Мир без работы» называет водителей автомобилей одними из тех, кто станет первыми жертвами ситуации, когда машины и технологии отберут у них работу. Он приводит исследование McKinsey от 2017 года, в котором было проанализировано 820 профессий и выявлено, что 5% из них можно было бы уже заменить автоматизированными решениями. Однако 60% этих профессий состоят из задач, треть которых можно автоматизировать.
Эксперт поясняет, что возможность автоматизации работы зависит не столько от того, можно ли ее разложить на условные «рутины», сколько от того, можно ли алгоритмически описать эту работу. Хотя и это, по мнению автора, может измениться, если люди научатся объяснять машинам, как выполнять определенные задачи.
Сегодня роботы умеют не только собирать виноград и яблоки или опрыскивать деревья. С первым справляются роботы-манипуляторы, второе умеют роботы-дроны со специальным программным обеспечением и системами распознавания. Американская аграрная компания Cargill научила роботов наблюдать за коровами, а китайская Alibaba – за свиньями и поросятами. В то же время программные инструменты способны анализировать коммерческие договоры быстрее юристов и читать рентгеновские снимки эффективнее врачей.
Еще не так давно считалось, что все, что касается эмоций, не будет подвластно роботам и автоматизации. Однако уже сегодня существуют так называемые социальные роботы, которые могут распознавать человеческие эмоции и реагировать на них. И работы Joy for All Companion Pets, о которых мы рассказывали немножко выше, – это первые попытки массового воплощения таких инструментов. Еще одним известным роботом, задача которого – вызвать положительные эмоции, стал робот Paro, который более 10 лет используется в японских больницах и домах для пожилых людей.
В конце лета Илон Маск рассказал о том, что компания Tesla работает над созданием человекоподобного робота Tesla Bot под кодовым названием Optimus, «предназначенного для скучных задач». Tesla планирует использовать для его создания технологии, разработанные для беспилотных автомобилей.
С одной стороны, не все замыслы Tesla были реализованы. С другой стороны, Илон Маск человек известный тем, что берется за задания, которые в начале выглядят нереалистичными. Комментируя идею Tesla Bot на презентации, Маск сказал, что «в будущем физический труд станет необязательным – вы сможете выполнять ту или иную работу, только если захотите сами». Его слова в 2021 году, несмотря на все ограничения современных роботов и вызовы, которые стоят перед робототехникой, не выглядят полным бредом.
Автор: Надежда Баловсяк
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.