Депутат Николай Кучер : Реанимация спецрежима будет стоить бюджету 25-30 млрд. грн., но это будет серьезный толчок для агросектора

14.06.2020 – Агросектор сегодня как минное поле, один неверный шаг – и ты в воздухе! Мин хватает: дубовая инвестиционная политика правительства, непродуманная господдержка отрасли с хроническим недофинансированием, незащищенность инвестиций, коррумпированная судебная система, недоступное банковское финансирование, и список можно продолжить.

На этом фоне «успешных реформ» украинский агросектор упорно продолжает демонстрировать живучесть, подставляя плечо власти: 40% валютной выручки, почти половина общего экспорта, 20% ВВП, рабочие места, уплаченные налоги. Наблюдается ли на горизонте реальное улучшение для сектора? Об этом AgroPolit.com поговорил с народным депутатом, членом аграрного комитета Николаем Кучером.

Начнем с темы №1. Введение квотирования на импортные удобрения: несмотря на сопротивление аграриев, тема не стихает. Вы поддерживаете это?

Я против квотирования импорта удобрений, собственно, как и все аграрии. Мы все не в восторге от такой идеи. Это похоже на коррупцию. Рынок минеральных удобрений в Украине структурирован. Я говорю как об азотных удобрениях, так и об удобрениях сложных составов. Прошлогодний вызов, остановка демпингового импорта российских удобрений решена.

Поэтому сегодня внутренний рынок удобрений работает, он структурированный, качественный, и любые ограничения – это начало каких-то коррупционных действий на благо чьего-то кармана.

Кто заказал эту коррупционную лазейку? 

Вы видите – все делалось классически. Еще в прошлом году «Остхем» заказал это расследование, и сегодня нам хотят выдать результаты того, как было все решено. Но все, же аграрии против этого, потому что они хотят нормального рынка, на котором была бы конкуренция, низкие цены на удобрения. Тем более что в мире сегодня снижаются цены на газ, и мы можем покупать качественные удобрения не дорого. Это факт.

Если сделаем преференции внутреннему производителю, а сейчас он только один, то сформируем условия, что когда подорожают эти удобрения, аграрии потеряют в доходах. Аграрии не должны этого допустить. Все эти антидемпинговые расследования проводились как-то не понятно.

Если в прошлом году мы десятки раз были на заседаниях комиссий в Минэкономики и Кабмине, то в этом году никто и не слышал, что они проходят. Всех аграриев просто хотели поставить в известность, что будет так, но реакция рынка показала – никто не допустит ценового диктата внутреннего монополиста.

МЭРТ сегодня культивирует культ коррупции на примере кейса с квотированием импорта минеральных удобрений? 

Видимо, да, если всерьез поднимается этот вопрос. Аграрии должны получать качественные удобрения по нормальной цене, а это возможно лишь при условии конкуренции на внутреннем рынке. Конкуренция на внутреннем рынке минудобрений квотированием импорта не увеличивается, а наоборот – уничтожается.

Тема №2 для агросектора – это реанимация Минагрополитики. Вы как считаете, это действительно реанимация?

Решение об объединении Министерства аграрной политики и Минэкономики в единую структуру было ошибочным. Неправильно было избавиться от Минагрополитики в стране, где 40% валютной выручки дает сельское хозяйство и формирует 13% ВВП.

А теперь взгляните на, те процедуры, которые сегодня происходят вокруг реанимации Минагро. Если попытаться его реанимировать до момента окончания ликвидации старого министерства, то не сможем профинансировать даже ту небольшую бюджетную поддержку АПК, которая выделена на 2020 год.

Я считаю, что Министерство аграрной политики нужно восстановить, но делать это следует качественно, с хорошо продуманным практическим планом действий, а, не руководствуясь только политическими заявлениями.

Как это правильно восстановить?

Сначала следует закончить ликвидацию предыдущего аграрного министерства, и только потом начинать создавать по-новому Минагро. На мой взгляд, оптимально реанимировать Минагрополитики в конце 2020 года.

Как вам работается в аграрном комитете под руководством Николая Сольского, которого называют другом Андрея Богдана?

Я о таких связях не знаю. Аграрный комитет много времени потратил на рассмотрение закона 552-IX «Об обороте земель». Из-за этого мы потеряли темп в принятии евроинтеграционных аграрных законов, что является однозначно негативным. Ведь сегодня имеем развитое сельское хозяйство с мощным экспортным потенциалом, и для него евроинтеграция очень важная вещь. Поэтому сейчас мы должны в комитете направить все силы на принятие евроинтеграционных законов.

Кроме того, впереди голосование за очень серьезный закон о потребительской кооперации №0859. Он подтягивает тех небольших аграрных владельцев к экономическому уровню крупных компаний, чтобы за счет кооперации они осваивали новые рынки и укрепляли экономику своих предприятий.

Отдельная тема – закон о ветеринарной медицине №3318. Это не только ветеринария и здоровье животных, но и экспорт.

Как вам работается на «зеленом поле» в Верховной Раде 9-го созыва? 

Сегодня в любом комитете парламента, в частности в аграрном, на «зеленом поле» — большинство. Они могут поддержать любой законопроект, и это хорошо. Но я поддерживаю только законопроекты, которые устраивают аграрный сектор. Ведь я по натуре и призванию – лоббист аграрного сектора. Почему я начал с евроинтеграционных законов? Для агросектора они архиважные.

Даст ли положительный эффект закон 552-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий обращения земель сельскохозяйственного назначения»?

Принятие закона 552-IX о рынке земли не даст почти никакого экономического эффекта. Приток инвестиций после открытия рынка земли в Украине с 1 июля 2021 года – это разговоры, потому что закон не либеральный. Проголосованный закон 552-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения» – исключительно политическое решение, которое позволяет владельцам паев продавать землю.

Именно поэтому механизм аренды и далее будет основным инструментом использования с/х земли в Украине. Принятый закон об обороте земли 552-IX никакого отношения к поддержке сельскохозяйственного производства в Украине не имеет.

Когда стоит ожидать первых изменений в закон 552-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения»? 

Первые изменения в закон 552-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения» появятся в 2023 — 2024 годах, когда пойдет речь о том, что юрлица могут покупать землю.

Значит, рассчитывать на то, что к нам на с/х земли пробегут инвесторы, не стоит? 

Поверьте, инвесторам не нужны инвестиционные няни. Каждый инвестор придет, если ему гарантируют качественные законы ведения бизнеса, честный суд и возможность защитить свои инвестиции.

В условиях нынешней политики имеющиеся инвесторы не убегут с Украины до конца 2020 года? 

Я думаю, что не убегут, потому что с/х производство – это достаточно серьезные вложения, долгие, но большого притока инвестиций в таких условиях точно не будет. Надеяться на инвестиционный бум от закона 552-IX не нужно. Я бы посоветовал властям думать, прежде всего, над тем, как поддержать инвестора, в частности своего внутреннего.

Какой набор мер сегодня наиболее оптимален для развития агросектора?

Нужно создать условия, чтобы аграрии получали хорошую прибыль. С этим не очень вяжутся реальные действия. Например, квотирование импорта минудобрений – это банальное желание повысить цены на удобрения для с/х производителей. Статья минудобрения – самая большая среди всех затрат агрария. Если мы говорим о государственной поддержке, то сегодня она определяется тактически, но не стратегически.

Три шага для реанимации аграрной политики  

Если бы вы сегодня были на месте главного тренера агрополитики в Украине, то какой набор шагов инициировали бы, прежде всего?

Столько программ, как в Украине, наверное, нигде в мире больше нет – около 63. Надо брать качеством, а не количеством.

Поэтому шаг №1 – гарантированная ежегодная государственная поддержка агросектора в сумме 1-2% ВВП. Тогда на выходе будет плюс 5-6 ВВП в год от работы агросектора.

Шаг №2 – система налогов. Все платят правильно и честно налоги. Вы помните, какое наше с/х производство было 10 лет назад, и какое оно сегодня? Когда я впервые побывал в США и увидел тамошние технологии, технику, семена, социальное развитие – это был шок. Сегодня мы имеем технологии в с/х производстве во многих случаях не хуже, чем у американцев.

А знаете почему? Потому что была правильная система налогообложения, спецрежим НДС, на какой-то сектор работал 18 лет. В нем не было коррупции, потому что все происходило автоматически, что ты заплатил налоги, и ты этих 20% используешь на удобрения, гербициды.

Шаг №3 – приоритетность государственной поддержки. Малое фермерство, овощеводство, выращивание фруктов, переработка. Помните, мы еще 10 лет назад мечтали о 60 млн. т зерна, а сегодня собираем все 90 млн. т.

Как сегодня государство должно поступить, чтобы застраховать себя: 40% валютной выручки, рабочие места, 20% от ВВП страны?  

Чтобы сохранить экономический эффект от работы агросектора, правительству нужно, в первую очередь, за счет господдержки поддержать аграриев юга страны (Одесса, Херсон, Николаев), ведь там наблюдается большая засуха. Хотя бы вернуть аграриям деньги за семена для пересевов. В остальных областях ситуация с посевами более-менее нормальная.

О спецрежиме НДС 

Какую систему налогообложения в нынешних финансовых условиях вы видите идеальной для сектора? 

Я думаю, нужно вернуть спецрежим НДС, таким образом, отойдем от многих коррупционных вещей в этом вопросе. Это режим, который работал на автомате: заплатил НДС, получил счет, автоматически получил назад эти деньги и потратил их на приобретение удобрений, гербицидов, горючего или техники. Я считаю, что сегодня нужно не искажать конкуренцию в агросекторе, когда одни платят все налоги, а другие – нет.

И конечно, должна быть приоритетной система господдержки для агросектора.

Сколько будет стоить государству возврат спецрежима в год?  

Реанимация спецрежима для агросектора будет стоить бюджету 25-30 млрд. грн., но это будет серьезный толчок для поддержки АПК и для установления равных правил игры. Ты уплатил НДС — значит, получил обратно, не оплатил — не получил. Я не вижу ничего плохого в возвращении к практике спецрежима в агросекторе.

Будете ли инициировать принятие законопроекта о закреплении 1-2% ВВП на поддержку отрасли на пару лет, как это раньше сделал Тарас Кутовой? 

Сегодня нужен новый закон о государственной поддержке АПК. Я поддерживаю его появление. Если сможем его принять до конца 2020 года, то будет хорошо. Ведь закон – сложный. Но, я уверен, что эти 1-2% решат много проблем аграрного сектора.

Какой процент агросектора сегодня работает в тени?

Я думаю, что в производстве с/х продукции жесткая тень составляет 15%. Ее размер в областях разнится. В южных областях большая часть производства в тени. В тени и уплата налогов в агросекторе. Я каждый год в своем округе в четырех районах делаю полный анализ уплаты налогов всеми аграрными предприятиями (холдинги, средние, большие, малые, фермерские хозяйства).

Если брать уплату налогов (фиксированный налог, налог на доходы физических лиц, военный сбор и единый социальный взнос), то разница между уплатой налогов между ними бывает в десять раз. Одни платят 3500 грн. на 1 га, прочие – 400 грн. на 1 га. Некоторые умудряются платить 78 гривен на 1 га. Есть фермеры, которые обращаются ко мне, что на них очень давят, заставляют платить налоги, а они и так на 1 га платят 940 грн. И это притом, что они должны были платить в 4 раза больше. Но у них нет даже понимания этого.

Поэтому я считаю, что сегодня надо убирать тень из агросектора. Ведь обычная община получает средства только за землю (фиксированный налог и налог за землю). А уже ОТГ получает 60% налога на доходы физлиц, которые уплачиваются сельхозпроизводителями, работающими у них на территории.

Соответственно, ОТГ будет уже заинтересована в том, чтобы на ее территории честно и правильно платились зарплаты, происходило правильное использование паев, потому, что на них также начисляется налог на доходы физлиц. Создание ОТГ будет способствовать выведению из тени как раз тех сельхозпроизводителей, которые не платили честно налоги.

Вы говорите, что нужно принимать закон об оплате налогов минимум на 1 га земли. В Верховной Раде есть три варианта – 3131, 3131-1, 3131-2?

Да, отбелить рынок сельскохозяйственных земель поможет введение налогового обязательства (закон № 3131) на 1 га. Поставленное налоговое обязательство – это правильно. Когда страна покроется ОТГ, и их бюджет будет формироваться за счет фиксированного налога, оплаты за госземли и налога на доходы физлиц, то именно они будут инициировать выведение агросектора из тени.

Сколько, по вашим оценкам, получат местные бюджеты от внедрения такой системы и насколько рынок выйдет из тени? 

Я думаю, что ОТГ смогут обелить рынок с/х земель на 80%. Это заметно уже на примере работающих ОТГ. Они находят общий язык с теми сельхозпроизводителями, которые не платили, заставляют их платить в белую всю зарплату и налоги. Кроме того, следует давать господдержку лишь тем, кто платит налоги.

Как в ближайшие несколько лет изменится структура агросектора?

Децентрализация заставит провести административную реформу по Украине. Если раньше структура была проста, что в среднем в области 25 районов, в каждом районе 25-30 сельских советов, то сегодня мы хотим создать ОТГ. И если в Винницкой области было 600 сельских советов, то сегодня будет 53-55 ОТГ. Эти ОТГ будут как небольшие районы, их хотят объединить в 3-5 — районы в каждой области.

Такая потребность возникнет, ибо после образования ОТГ роль района уже будет никакая. Поэтому административная реформа в Украине должна проходить параллельно с децентрализацией.

Почему она сейчас затормозилась?

Потому что сейчас существует много интересов. Очень много фермеров, сельхозпроизводителей хотят создать под себя ОТГ и быть там сильными, мощными, имея рядом со своим производством еще и власть. Происходит достаточно сильная борьба за то, какое село куда уйдет и кто с кем пойдет. В процессе децентрализации столкнулись на 90% интересы многих местных элит (фермеров, с/х производителей), но не холдингов.

Значит, украинские фермеры превращаются в мини-барончиков?

Не все. Но такие есть.

Сейчас наблюдается тенденция к тому, что в Украине фермерский класс приобретает новые черты. Это уже новая элита или еще нет? 

Кого мы называем фермером? Если посмотреть на структуру, как сегодня распределены земли, на которых выращиваются сельхозкультуры, то 15 % – это холдинги, 15% — мелкие с/х хозяйства, которые работают, используя свой труд и труд своей семьи. Но основная масса – это те сельхозпредприятия, которые трансформировались от 1000 до 10000-20000 га. Кто из них фермер? Но сегодня эта структура всех устраивает, и фермеров, и средних, и крупных.

Сложилась такая структура землепользования, когда всех все устраивает. Крупные холдинги дают современные технологии, современные разработки, современную технику, семена и все, что есть современное. Мелкие фермеры учатся, и в себе используют. Вы знаете, когда я начинал в 2004 г., когда мы создавали предприятие, у нас были супер-технологии, а фермеры только ходили и смотрели.

Поверьте, сегодня разницы между фермерами, которые ходили и смотрели, и теми крупными производителями большой нет. Они пользуются современными тракторами, семенами, удобрениями, переходят на ИТ-технологии… Но, холдинги со своей работой справились, они эти технологии внесли.

Я думаю, это должно устраивать всех. Когда мы получаем сегодня 90 млн. зерна, значит, мы развивались, росли, становились сильными и становились сильными эти три группы, о которых я говорил.

Откусят ли фермеры часть земельного фонда у крупных компаний? И какую?

Фермеры сейчас и так откусывают: кто что может, кто как видит. По моему мнению, еще 10% с/х земли отойдет фермерам. Пусть их государство поддерживает, создает условия, помогает, чтобы они действительно были современными. Мы хвастаемся, что 90 млн. зерна производим – это прекрасно. Это производят и большие, и малые фермеры.

Но ведь мы покупаем овощи, фрукты, а мы можем в малых хозяйствах производить это все, и качественно производить. Можем иметь свои сорта гибридов, иметь свои помидоры, которые пахнут помидором, иметь свои огурцы, которые пахнут огурцом, иметь свой чеснок, который мы привыкли потреблять.

Поэтому следует поддержать фермеров – это их ниша, они ее займут и все будет нормально. А сегодняшняя структура возделывания с/х земель меняется в сторону малых фермеров.

Два закона — о фермерах и о локальном производителе для магазинов 

Возможно, парламенту следует принять новый закон о фермерстве, чтобы причесать этот сегмент под одну гребенку? А также – закон о том, чтобы супермаркеты закупали определенную часть агропродукции у локального производителя, как это существует в отдельных странах ЕС?

Я только за новый закон о фермерстве. Но закон о фермерстве должны написать очень квалифицированные люди, потому что все, что у нас делается в понятном материале в этой сфере, я не могу разобрать. Надо организовать серьезную группу людей, которая разбирается в этой теме, потом это все обсуждать, потратить полгода — год, им надо помочь.

Я также поддерживаю, что следует стимулировать своего локального производителя агропродукции, как и в целом – малых производителей, производящих овощи, фрукты. Если мы вкладываем в гектар кукурузы $1000, то в гектар овощей — $15000. Таким производителям нужно дать кредиты, государственные гарантии, следует их обучать финансовой грамотности, работе с банками.

У нас были мощные управления сельского хозяйства при Минагрополитики. Что сегодня есть? Ничего. А нам нужны управления, которые бы вели работу с малыми фермерами, помогали, разъясняли. Приняли закон, что государство берет на себя плату ЕСВ, чтобы люди имели пенсии. Много об этом знают? Никто не знает. Что в первый год государство может платить 90%, во второй год – 80%, в третий – 70. Почему этим не пользоваться? Ни до кого эта информация не доходит, с людьми надо работать. Надо, чтобы государство полюбило фермеров.

Ваша оценка стоимости с/х земли…

Сегодня есть категория земель, которая продается. Это, когда иностранец получил в наследство украинскую землю. Он на протяжении года должен эту землю продать. Сегодня цена такой земли – $1500-1700 за 1 га. Я думаю, что стоимость 1 га с/х земли после открытия рынка будет максимум $2000. Что в России, что в Молдавии с/х земли продаются, и стоят аналогично. Поскольку рынок земли запустили только политически, а не экономически, то именно такая цена возможна на украинскую землю.

Что будет после открытия рынка земли с агрокомпаниями, в которых есть доля иностранного капитала? 

Через 2 года этот вопрос возникнет, так как большинство холдингов имеют долю иностранного капитала. Просто валить предприятие, из-за того, что мы так хотим, тоже не правильно. Пока механизма нет.

Еще одно «белое пятно» – государственные земли. В законе о земле появился пункт, о запрете продажи этих земель, общинам передается право только сдавать их в аренду. Правда ли, что такой пункт возник, потому, что предшественники боялись, что во время инвентаризации госземель будут разоблачены земельные аферы, в результате которых с 10,5 млн. га осталось, как кот наплакал?

В Украине 10,5 млн. га государственных земель, но нужно разделять эти земли, потому что это разные госземли. Есть земли государственных предприятий, земли предприятий, которые входят в НААН. В большинстве случаев – это достаточно большая системная коррупция. Я, например, когда работал на предприятии, не брал ни 1 га госземель, ибо понимал, что это такое.

Я считаю, что сегодня, в первую очередь, как нужно решать вопрос госпредприятий: в государственных предприятиях, когда все земли в Украине были в пае, госпредприятия не делили, и получается, что у меня в округе есть совхоз «Александровский», который входит в НААН.

Я думаю, что это – одно из лучших предприятий, но, все люди в районе получили паи, а в Александровке – нет. Я считаю, что сегодня нужно распаивать земли госпредприятий среди работников. То, что останется, нужно продавать.

Есть ли понимание масштабов дерибана госземель?

Есть, конечно. Когда в НААН больше 400 с лишним тысяч га, зачем ей эта земля? На научные цели? На исследовательские цели? На какие-то другие цели? Можно оставить 50-70 тыс. га, все остальное – для чего? Там какие-то опыты проводятся, научные разработки? Все госземли остались, их никто никоим образом не забрал, не украл. Просто сегодня они используются коррупционным путем.

Агросектор нуждается в обновленном видении, как его развивать. Какой должна быть обновленная стратегия сектора? 

Мы должны говорить не только об аграрном секторе, но и об аграрных территориях. Когда 2-3 года назад была изменена система налогообложения, то в селе началась более-менее нормальная жизнь. Там устраивают тротуар, дорогу, ремонтируют школу. Реально бюджеты сельских советов были никакие. Просто никакие. Они получали 25% НДФЛ, чего хватало только на то, чтобы нормально этот сельский совет мог выплачивать зарплаты.

Когда сделали налогообложение совсем другим, когда сделали фиксированный налог на землю, налог на госземли, то для ОТГ отдали 60% НДФЛ, и все начало меняться. В сельских советах появились средства. Потому что ключевая задача сегодня состоит в том, что сельские общины должны получить нормальные качественные налоги от тех сельхозпредприятий, которые работают на их территории. Это должны быть честные налоги, вывод из тени производств — вот что следует сделать. Это ключевой элемент обновленной стратегии развития агросектора.

Что касается развития агросектора, то нужна приоритетная господдержка на сумму 1-2% ВВП ежегодно. В идеале было бы хорошо вернуть сектору спецрежим НДС, а также провести земельную детенизацию, приняв законопроект 3131.

Почему Украина в течение 30 лет и до сих пор остается сырьевым придатком мира?

Это действительно так. Поэтому нужно развивать и поддерживать переработку на государственном уровне. Мы сегодня экспортируем более 20 млн. т кукурузы. Если бы мы ее переработали, то получили бы разницу в стоимости прибыли в десять раз.

Кто заинтересован, чтобы Украина не капитализировалась через агросектор?

Конкуренты точно не заинтересованы, их устраивает, что у нас хорошее производство, хорошие порты. Все страны, которые занимаются производством с/х продукции – мы для них – конкуренты. И помочь мы можем только сами себе, создав нормальные условия для инвесторов, введя нормальные средства… Во многих европейских странах компенсация инвесторам за новые строительства в агросекторе достигает до 50%. У нас, если бы это сейчас сделали, то кричали бы что это коррупция…

Поэтому проще вернуть агросектору спецрежим НДС. Я уверен, что только мы сами себе можем помочь нашей правильной политикой в АПК. Правильная политика – это поддержка инвестиций, и я думаю, рано или поздно у нас будет закон о поддержке, компенсации инвестиций тем, кто их вкладывает, это очень важно. И даже есть такие проекты.

Три совета Зеленскому 

3 совета для президента Зеленского.

Первый – больше вникать в проблемы агросектора, он стоит того.

Второй – находить тех госслужащих на все службы, которые сделают их современными.

Третий – нужно, наверное, говорить о том, что для сельского хозяйства нужен общий закон по общей стратегии развития АПК. Коммуникаций с госсектором стало намного меньше, чем было. Нас не всегда слышали, но много слушали. Нас порой использовали, но многие вопросы мы решали. Сегодня — управленцы Кабмина там, а мы (сектор) – здесь. Результат такого глухого отношения к отрасли — ликвидация Минагрополитики. Поэтому его нужно восстановить.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий