Диагностика внешней среды для нужд стратегического менеджмента предприятий-экспортеров древесных пеллет

22.03.2020 – Анализ внешней среды является частью исследования системы планирования работы предприятия, как в текущем периоде, так и в стратегической перспективе.

Сегодня управленцам следует учитывать динамизм изменений во внешней среде. Под этим мы понимаем стремительную смену конъюнктуры рынков продукции, как национального, так и международных, отраслевые трансформации, связанные, прежде всего, с изменениями нормативно-правого поля, рамочных условий, технико-организационных предпосылок изготовления продукции, что оказывает непосредственное влияние на работу предприятия и определяет характер изменений в его внутренней среде.

Следовательно, глубокое и всестороннее изучение особенностей развития внешней среды предприятия имеет определяющее влияние на формирование стратегии его развития.

Цель статьи заключается в проведении комплексной диагностики внешней среды предприятий-экспортеров древесных пеллет в Украине и обоснование круга тех стратегических решений, связанных со складированием и сбытом продукции.

Метод (методология). Методологический базис статье составили общенаучные и эмпирические методы научного исследования, такие как: системный, метод обобщения, группировки, метод экспертных оценок, а также PEST-анализ.

Результаты. Обобщенно, что определяющими факторами влияния на формирование системы стратегического управления предприятий-производителей древесных пеллет является совершенствование в складской и сбытовой деятельности, нивелирование рисков, связанных с колебаниями валютного курса, в контексте решения комплексных вопросов ведения внешнеэкономической деятельности предприятий (заключение контрактов, формирование клиентской базы и базы контрагентов, совершенствование транспортной инфраструктуры и тому подобное).

Вынесено предложение осуществления независимого управления изменениями в сфере технико-технологического обеспечения деятельности предприятия, которое напрямую определяет соблюдение критериев качества продукции, и определяет перспективы его развития в средне — и долгосрочной перспективе.

Анализ внешней среды является неотъемлемой частью изучения системы планирования работы предприятия, как в текущем периоде, так и в стратегической перспективе.

Цель статьи

Движущей силой развития предприятия являются изменения во внешней среде, которые приводят к соответствующим изменениям внутренней среды. Следовательно, учитывая объективные факторы в практике управления современным предприятием, считаем весьма актуальным вопрос диагностики внешней среды функционирования производственных предприятий, ориентированных на экспорт.

Цель статьи заключается в проведении комплексной диагностики внешней среды предприятий-экспортеров древесных пеллет в Украине и обоснование круга тех стратегических решений, связанных со складированием и сбытом продукции.

Отечественные ученые не выделяют вопросов, связанных с особенностями стратегического менеджмента на предприятиях, которые производят древесные пеллеты на экспорт, а сегодня этот объем составляет более 80% валового производства пеллет в Украине. Опираясь в своих исследованиях на том, что непосредственное влияние на процесс формирования стратегии управления предприятием оказывают логистические процессы, считаем, что эта взаимосвязь требует более тщательного исследования.

Изложение основного материала исследования

Учитывая специфику исследуемой проблематики и ее междисциплинарный характер, можно выделить отечественных и зарубежных ученых, посвятивших свои научные труды изучению вопросов стратегического менеджмента производственных предприятий, среди которых: В. Брич, М. Виноградский, Дж. Гаррингтон, Ю. Головня, И. Игнатьева, Т. Калинеску, М. Круглова, Б. Мизюк, А. Мищенко, А. Наливайко, С. Оборская, О. Скибицкий и другие.

Исследованием организационно-управленческих и технико-технологических аспектов производства твердого биотоплива, к которому относим и древесные пеллеты, занимались В. Бунецкий, Г. Гелетуха, Т. Железная, Е. Красушка, А. Кудря, М. Свинтух, К. Хамелинск, О. Швед и другие.

Выделяют три группы факторов развития современных предприятий: естественный процесс роста общественных потребностей, научно-технический прогресс и конкурентная борьба. Актуальность вопросов, которые сегодня обусловливают изменение общественных потребностей, лежит в плоскости энерго — и ресурсосберегающих решений, способных повысить эффективность потребления топливно-энергетических ресурсов во всех сегментах экономики.

Научно-технический прогресс обусловливает поиск инновационных решений, которые используют энергоэффективные технологии. В свою очередь, конкурентная борьба обостряет вопрос экономической выгоды, чем заставляет производителей искать альтернативные решения, которые концептуально воплощают принципы устойчивого развития.

Анализ внешней среды предприятия должен включать:

– состояние экономики страны, региона, отрасли;

– рынки сбыта продукции конкурентов;

– деятельность поставщиков;

– потенциал внешних возможностей и угроз предприятия;

– других факторов.

Исходя из того, что главной задачей стратегического управления предприятием является формирование устойчивых конкурентных преимуществ, следует уделить должное внимание анализу среды, в которой они формируются, то есть оценить потенциал отрасли относительно имеющихся партнеров, конкурентов, соперников и прочее.

Не лишним будет оценка технологической емкости сферы, поскольку стратегические и технологические цели развития предприятия тесно связаны между собой. Как отмечает профессор В. Я. Брич: «Главная задача современного менеджмента состоит в признании технологии одним из ведущих ресурсов устойчивого экономического развития предприятия».

Стоит привести и позицию Н. И. Грибан: «Неустойчивость внешней среды вызвана сегодня множеством факторов, которые определяют как макроэкономические, так и микроэкономические параметры. Кризисные явления в экономике, изменение платежеспособности населения, резкие колебания конъюнктуры рынка, изменение структуры спроса – это те факторы внешней среды, которые существенно меняют требования и условия работы отечественных предприятий.

Изменения в структуре персонала, внедрение новых технологий, привлечение инноваций, являются внутренними факторами, которые существенно влияют на функционирование предприятия с позиции конкурентоспособности».

С точки зрения использования технологий и определения роли технологического развития в формирование стратегии предприятия, обратимся к мнению авторов, предлагающих придерживаться ряда принципов при согласовании стратегических целей предприятия и его технологического выбора:

– принцип приоритета стратегических задач развития предприятия;

– принцип соотношения корпоративной и технологической стратегии предприятия как целого и части;

– принцип ресурсного реализма;

– принцип двойной обратной связи;

– принцип фиксации параметров порядка;

– принцип отраслевого технологического императива;

– принцип ориентации на результат (как ключевой в этой системе принципов).

Результаты смежных исследований отечественных соискателей показали что «украинские производители, пережив период несколько скептического отношения к планированию вообще и перспективного в частности, делают попытки предвидеть будущее в новой системе согласно сформированной стратегии.

Этот процесс сопровождается большими трудностями, вызванными неумением высшего руководства думать стратегически, отсутствием собственного опыта стратегического управления, а также невозможностью воспользоваться зарубежным опытом, учитывая существенные расхождения между условиями функционирования зарубежных корпораций и отечественных предприятий».

Для большинства руководителей и менеджеров предприятий внедрение стратегического управления является достаточно новым явлением. Большинство из них видят необходимость применять те системы, которые дают быстрый результат и не требуют дополнительных средств.

Руководители не понимают, что внедрение стратегического управления позволит развиваться предприятию в долгосрочной перспективе. Управленческая деятельность должна быть направлена не на достижение краткосрочных целей экстенсивными методами, а на создание стратегии, которая будет учитывать прогрессивные тенденции развития среды и возможности адаптации или влияния на них.

Важно отметить, что пеллетная отрасль – это относительно новое звено перерабатывающей промышленности. Еще 20 лет назад нигде в мире не существовало такой отдельной отрасли, как пеллетная. Тогда в странах ЕС и Северной Америке только начинали в небольшом количестве производить пеллеты в основном для утилизации отходов и бытового использования с целью отопления.

Сейчас в ЕС, США и Канаде процесс становления отрасли в основном завершился. Даже в Латинской Америке есть страны, которые полностью перешли на использование альтернативных источников энергии.

Во многих странах успешно работают пеллетные производства, население приспособилось широко использовать белые древесные пеллеты для отопления и подогрева воды. На многих ТЭС и ТЭЦ в больших объемах сжигают низкокачественные серые пеллеты, а деревообрабатывающие и сельскохозяйственные предприятия экономят собственные отходы, прессуют и используют полученное при их сгорании тепло и электроэнергию на технологические нужды.

Очевидно, что комплекс объективных факторов – борьба за улучшение экологии и окружающей среды, стремление к снижению выбросов углекислого газа. Рост цен на ископаемое топливо способствовал бурному развитию отрасли.

Современная экспертная оценка развития пеллетной отрасли позволяет выделить следующие ее основные черты:

– использование существующей сырьевой базы, которую раньше считали только отходами, и которая загрязняла окружающую среду, требовала утилизации и не давала никакой прибыли;

– создание новых технологий переработки биополимеров с полным биорефайнингом;

– формирование новых рынков сбыта готовой продукции (от энергетики и конструкционных материалов до бытового использования на подогрев воды и отопление, получения ценной продукции органической химии, например биогаза);

– создание новейших уникальных экологических конструкционных материалов, производство ценных органических, химических продуктов и удобрений;

– вытеснение из энергобаланса традиционных видов ископаемого топлива;

– высокая прибыльность предприятий отрасли, внедряющих недавно созданные технологии, высокий уровень автоматизации технологических процессов, полная сертификация каждой партии продукции и самого производства. В области уже нет старых, плохо автоматизированных предприятий. Те компании, что используют устаревшие и неэффективные технологии, которые не соответствуют виду перерабатываемого сырья и его физико-химическим свойствам, вообще не могут конкурировать на этом рынке и очень быстро прекращают свою деятельность.

Поддерживая позицию авторов, заметим, что внешняя среда предприятия состоит из двух частей: общей макросреды (среды косвенного воздействия) и рабочей микросреды (среды прямого воздействия). Макросреда фирмы представлена большой совокупностью факторов, которая создает общий контекст функционирования предприятия (конъюнктура рынков, валютный курс, таможенная политика, внешнеэкономическое регулирование в целом). Микросреда – это отдельные организации или группы вне конкретного предприятия, которые непосредственно влияют на него.

Поскольку общая среда часто невнятная, неточная и неустойчивая, большинство предприятий сосредотачивает внимание на своей рабочей среде. Эту среду формируют конкуренты, потребители, поставщики, регулирующие органы и стратегические союзники. Хотя рабочее окружение очень сложное по своей структуре, однако, оно оперативнее обеспечивает систему управления предприятием релевантной информацией, сосредоточив внимание на факторах среды, которые представляют для предприятия особый интерес и, пытаясь избежать абстрактных условий общей среды.

Влияние внешней среды прямого действия ощущается значительно сильнее, а, следовательно, возрастает взаимозависимость предприятия от его рабочей среды.

Для более полной характеристики внешних условий функционирования исследуемых предприятий мы построили матрицу PEST-анализа, которая базируется на экспертных оценках, а также данных анкетирования, проведенных нами в 2017 г.

Исходя из профессиональных суждений, можем подытожить, что процесс создания украинской пеллетной отрасли начался в 2010-2011 гг. и продолжается до сих пор.

Причинами активизации процессов выведения этой индустрии в отдельную отрасль являются примерно такие же, как и в других странах:

– постоянный рост стоимости ископаемых видов топлива и, как следствие, увеличение спроса на экологическое биотопливо;

– наличие хорошей и разнообразной сырьевой базы отходов деревообработки, лесного хозяйства и сельскохозяйственной продукции;

– наличие промышленного потенциала, необходимого для создания сложного оборудования для переработки биомассы в пелетную продукцию;

– введение «зеленого тарифа» в государстве, что стимулирует развитие альтернативной энергетики, а, следовательно, и рост потребности в биотопливе.

В течение 2015-2016 гг. (сведения на июнь 2016 г.) производство древесных пеллет в Украине составляло до 390 тыс. т на 313 предприятиях. Среди которых 254 – специализируются на производстве только пеллет из древесины, другие – на комбинированном производстве из других видов сырья (из растительной биомассы, соломы, шелухи, торфа, риса), а также из брикетов.

К тому же ими было использовано до 15% имеющегося ресурса древесины, однако очень неравномерно: в западных регионах использование ресурсов отходов древесины достигало 50-60%, в других регионах – 1-10%.

Поточное производство – примерно 50% против исторического максимума производства в 2013 г. В течение 2013-2015 гг. происходил процесс закрытия старых предприятий и открытие новых, более конкурентных и масштабных с современной техникой.

В целом для производителей древесных пеллет не присущи большие единичные мощности и централизация, средняя единичная мощность составляет 1200 т/год. Такие крупные предприятия, как «Цунами», «Эко-прайм», «Экогран», «Барлинек-Инвест», «Экопелет», «Пеллет-Энерго Емильчино», «Интерсорс», пережив кризис 2013-2015 гг. значительно сократили объемы производства в 2015-2016 гг. из-за общей неуверенности рынка и падения цены на пеллеты в евро.

В среднем коэффициент загрузки крупных предприятий составляет 0,2…0,3. Так, ООО «Пеллет-Энерго Емильчино» с общей мощностью пеллетной линии 7 т/ч произвело в течение прошлого года около 15 500 т пеллет (коэффициент загрузки 0,27).

На небольших предприятиях с мощностью производства 1000 – 3000 т/год коэффициент загрузки несколько выше, он составляет 0,3…0,5, что недостаточно для эффективного и рентабельного функционирования предприятий такого масштаба.

Из этого следует то, что потенциал, как минимум удвоение производства пеллет из древесины, и его можно достичь даже на существующих мощностях. Но этого не происходит, прежде всего, из-за проблем неразвитого рынка биомассы, а также, что особенно характерно для рынка древесных пеллет, из-за нехватки свободного ресурса древесины и высокой конкуренции в этом секторе в течение 2014-2016 гг. Это, прежде всего, касается западных областей – Волынской, Львовской, Житомирской, Закарпатской области.

Объективным является то, что, учитывая фактические данные операционной деятельности некоторых предприятий, принявших участие в анкетировании, условия работы отечественной отрасли, значительно отличающиеся от европейской практики:

— отсутствует стандартизированное и сертифицированное сырье;

– многие специалисты на начальных этапах создания производства при составлении бизнес-плана считают, что сырье является бесплатным (например, собственным), существует в неограниченном количестве, и не учитывают затраты на логистику поставок и сезонное хранение;

– отсутствует нормативная база для работы поставщиков сырья, производителей, трейдеров, что делает рынок неустойчивым и ненадежным, резко замедляет его развитие;

– отсутствуют современные энергоэффективные технологии производства продукции, на производствах используют устаревшее оборудование, предварительно предназначенное для производства комбикорма;

– производства, которые функционируют на крупных предприятиях с собственной значительной сырьевой базой (мебельные и деревообрабатывающие комбинаты, маслоэкстрактные заводы и др.) не продают свои отходы на рынке, а используют их исключительно на собственные нужды;

— количество предприятий, производящих сертифицированную пелетную продукцию, можно пересчитать по пальцам одной руки. Они не работают на рассчитанную мощность, и полностью экспортируют свою продукцию.

По данным исследования, оборудованием для производства пеллет являются:

 а) дробильная и сушильная аппаратура (в большинстве случаев у мобильных пелетных прессов такое оборудование отсутствует, поэтому следует выбрать эту аппаратуру отдельно);

б) грануляторы, которые вследствие отсутствия, постоянного пополняющего мощного источника исходного сырья, следует выбирать небольшие объемы и мощности. Например, мобильный пелетный пресс на 3-5 м3/ч исходного сырья с выходом готовой продукции – 500-700 кг;

в) пелетный котел, который может использоваться также и для получения биотоплива, которое постоянно растет в связи с повышением спроса на него.

Анализируя зарубежный опыт в организации пеллетного производства, можем дополнить перечень производственного оборудования, что существенно влияет как на объем начальных инвестиций и проектную стоимость производства, так и на финансовые результаты операционной деятельности, поскольку учитывается физический износ оборудования.

Так, с целью создания действующей инфраструктуры производственного предприятия, прежде всего, необходимы складские мощности. Для хранения сырья необходимо оборудовать площадку под навесом, а также нанять грузчика, который будет отвечать за перевозку сырья к транспортеру подачи в сушильный барабан. Оценивая актуальную стоимость оборудования на сегодняшний день, для запуска завода по производству пеллет нужно около 50 тыс. долл. инвестиций (включая щепобойку, сортировку, барабанную сушку, пресс, погрузчик, затраты на монтаж и т. п.).

Учитывая технологические особенности пеллетного производства, а также специфику взаимосвязей с контрагентами, такой аспект, как обеспечение завода-производителя достаточным количеством сырья соответствующего качества, создает существенную преграду на пути формирования долгосрочной стратегии развития предприятия.

Объем предложения и качество сырья остается одним из препятствий на пути устойчивого планирования работы предприятия. По мнению экспертов, несмотря на то, что Украина имеет высокий потенциал биомассы, обеспечение непрерывных поставок сырья необходимого количества и качества остается проблематичным. Неразвитая сеть лесных дорог создает трудности в сборе и поставках древесной биомассы.

Производители пеллет вынуждены покупать древесную биомассу в небольших количествах от разных поставщиков (часто как отходы переработки древесины или сопутствующую продукцию другого производства), что увеличивает транзакционные издержки и, в свою очередь, влияет на стоимость продукции.

Кроме того, разные источники предлагают сырье разного количества и качества, вследствие чего в производственный процесс поступает «сборная» биомасса, которую надо привести к одинаковым параметрам качества для дальнейшей переработки в пеллеты. Это – существенный элемент надлежащей организации производства и планирования производственных мощностей.

Учитывая технологические особенности пеллетного производства, а также специфику сегодняшних взаимосвязей с контрагентами, такой аспект, как обеспечение завода-производителя достаточным количеством сырья соответствующего качества, существенно препятствует формированию долгосрочной стратегии развития предприятия. Несмотря на динамичное развитие внутреннего рынка древесных пеллет, объем предложения, и качество сырья остается одним из основных препятствий на пути устойчивого развития предприятия.

Таким образом, медленное формирование отрасли тормозит и сдерживает развитие цивилизованного рынка пеллет в Украине, а количество успешных пеллетных производств является недостаточным для создания олигополистического рынка, что является желательным, опираясь на европейский опыт. Практика показывает, что пеллетная отрасль – это вполне самостоятельная бизнес-ниша, что позволяет организовывать рентабельные производства.

Все решения лежат в плоскости создания внутреннего рынка потребления пеллет и производстве качественной пеллетной продукции.

Специалисты, которые проектируют и эксплуатируют пеллетные производства, в основном не могут вывести технологический процесс на уровень достаточной рентабельности по таким причинам:

– не имеют профильного образования в области переработки биополимеров, потому что таких специалистов не готовят в Украине;

– используют так называемые «комбикормовые технологии и устаревшее оборудование для производства комбикорма, которое рассчитано на технологический процесс сушки биосырья с последующим прессованием. Такой способ переработки пригоден для травы, но во время прессования других видов биомассы требует значительных энергозатрат, постоянного ремонта узлов прессования и является экономически невыгодным;

– не учитывают физико-химические и реологические свойства биополимеров в технологическом процессе. И вместо того, чтобы во время прессования сдвигать слои влажного подогретого сырья, сушат и прессуют очень твердую сухую биомассу.

Можно утверждать, что в цену всех видов пеллет (кроме тех, которые изготавливаются методом торефикации) заложена цена трейдера и переработчика, причем их удельный вес больше даже себестоимости и достигает 60% рыночной цены. Затраты на логистику в Европе примерно одинаковы по всем позициям. Структура себестоимости значительно дифференцируется в зависимости от выбранного типа технологий.

Так, при использовании «комбикормовых технологий» себестоимость выше, чем в случае использования модульной переработки биомассы и плавления угля (производство биотоплива 2-го поколения). Однако технологический процесс торефикации характеризуется самым высоким показателем себестоимости, при чем сильное влияние на это «накладывают» значительные затраты топлива на производство 1 т пеллет.

Цены на топливные гранулы, как и производство, отличаются неравномерным распределением по регионам. Как свидетельствуют данные, самая низкая цена на пеллеты из древесины зафиксирована в Львовской и Житомирской областях; при чем, количество предложений в этих областях является радикально разным, в Львовской – 2, в Житомирской – 17.

А самая высокая цена на пеллеты из древесины зафиксирована в Киевской и Черновицкой области. Вполне логичным является то, что процесс формирования цены на пеллеты очень сильно коррелируется с имеющейся базой доступного сырья.

Отдельное пеллетное производство может быть прибыльным при условии использования правильных технологий и современного оборудования. Но наиболее прибыльным по нашим расчетам будет вертикально-интегрированный энергохолдинг, который будет охватывать замкнутый цикл производства от выращивания биосырья до выработки энергии. Инвестиционная привлекательность энергохолдинга характеризуется такими основными факторами как:

– быстрая окупаемость капиталовложений (рентабельность от 20%, срок окупаемости от 1,5 до 4 лет) и доступность дешевых государственных и иностранных инвестиций в энергоэффективный проект;

– один из вариантов наиболее экономически эффективного способа утилизации органических отходов;

– спрос на дешевую тепловую энергию и пеллетное топливо на рынке Украины значительно превышает его предложение;

– усиление экологических требований к утилизации отходов;

– сравнительно «легкий» доступ на рынок энергоносителей и возможность получения «зеленого тарифа»;

– наличие разнообразной сырьевой базы;

– положительный имидж экологического бизнеса, который позволяет уменьшить выбросы в атмосферу СО2 и укрепляет энергонезависимость страны.

Таким образом, сформирована матрица PEST-анализа, а также данные дают четкое понимание, как особенностей внешней среды, так и аспектов технологического процесса и формирования структуры стоимости пеллет, что побуждает предприятия искать варианты минимизации рисков и корректировать поведение.

Факторами, влияющими на размещение предприятий по производству гранул, являются:

– концентрация сырьевой базы;

– развитая транспортно-дорожная инфраструктура;

– кадровое и научно-техническое оснащение;

– экономическая и энергетическая эффективность;

– состояние окружающей среды;

– состояние энергогенерирующего оборудования;

– инвестиционная привлекательность объекта;

– перевод энергооборудования на возобновляемые источники энергии;

– дефицит энергоресурсов.

Факторами, влияющими на региональные особенности рынка, являются:

– объемы и доступность биомассы;

– специфика производственной цепочки (от сырьевой базы до реализации);

– состояние окружающей среды;

– уровень развития логистики;

– время выращивания и неравномерность распределения источников биомассы;

– занятость населения.

Внутренний рынок топливных гранул развивается в условиях:

  1. Роста цен на традиционное топливо.
  2. Развития энергонезависимости региона.
  3. Роста и развития биоэнергетики.

Переход к внутреннему потреблению древесных гранул по сравнению с традиционным топливом может произойти, потому что:

– низкая стоимость топливной составляющей;

– независимость от сетей;

– автоматизация (по сравнению с углем);

– низкая зольность;

– экологическая чистота (сокращение выбросов парниковых газов и относительная простота согласования с местными надзорными органами);

– необходима утилизация отходов.

Дополнительными факторами рентабельности являются:

– отсутствие затрат на подключение к электросетям;

– снижение затрат на утилизацию отходов;

– низкая взрыво — и огнеопасность;

– возможность привлечения льготного экологического финансирования.

Исходя из проведенного анализа, подытожим, что биоэнергетический рынок в Украине является относительно молодым рынком, что демонстрирует в целом положительную динамику развития. Обращаясь к условному началу массового производства пеллет в Украине (2002 г.), можно утверждать, что на сегодня рынок пеллет занимает по количеству производимого биотоплива до 10% от всего рынка биомассы в Украине.

В сезон 2015-2016 гг. было произведено 1,3 млн. т пеллет, из них 390 тыс. т – из древесины, 730 тыс. т – из лузги подсолнечника, 146 тыс. т – с агробиомасы.

К тому же экспорт древесных пеллет в течение того же периода составлял до 200 тыс. т, пеллет из лузги – до 820 тыс. т, а экспорта пеллет из соломы фактически не было. Сейчас рынок переживает период переориентации с экспорта на внутренний рынок, и этому отчасти способствует изменение в приоритетах энергетической политики Украины.

Несмотря на значительную привлекательность данной отрасли и широкие возможности развития пеллетного производства в Украине, необходимо учитывать специфику внутреннего спроса, а также преодолевать барьеры, препятствующие стремительному развитию отрасли.

Эти и другие вопросы составят перспективы дальнейших научных исследований.

Выводы и перспективы дальнейших исследований 

Таким образом, внешняя среда современного предприятия является довольно комплексной и динамичной. Неопределенность и непрогнозируемость внешних изменений предопределяют предприятия приспосабливаться, что остается, пожалуй, единственным условием его выживания и поступательного развития в перспективе.

В современных условиях влияние внешней среды на систему управления отечественных предприятий-экспортеров древесных пеллет становится все более ощутимым. Любые изменения содержат в себе противоречия между стремлением предприятия как экономической системы сохранить стабильность, с одной стороны, и необходимостью его постоянного развития – с другой.

Можно обобщить, что определяющими факторами влияния на формирование системы стратегического управления предприятий-производителей древесных пеллет является совершенствование в складской и сбытовой деятельности, нивелирование рисков, связанных с колебаниями валютного курса, в контексте решения комплексных вопросов внешнеэкономической деятельности предприятий (заключение контрактов, формирование клиентской базы и базы контрагентов, совершенствование транспортной инфраструктуры и тому подобное).

Также необходимо уделять внимание и управлению изменениями в сфере технико-технологического обеспечения деятельности предприятий, которые напрямую определяют соблюдение критериев качества продукции.

Автор: Наталья Галиш, кандидат экономических наук, преподаватель, кафедра международного туризма и гостиничного бизнеса, Тернопольский национальный экономический университет.

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 29, №4 (2019) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий