Дмитрий Шимкив: Если переносить Администрацию президента с Банковой, то вместе с правительственным кварталом

Дмитрий Шимкив, политика, реформы

29.04.2019 – В сериале «Слуга народа» президент из народа Василий Голобородько ездит на работу в свою Администрацию не на улицу Банковую. АП Голобородько располагается в корпусах национального Экспоцентра ВДНХ.

В реальной жизни Владимир Зеленский, который играет в фильме Голобородько, решил так же не ходить на Банковую.

«Я сказал своим ребятам: ищете какой-то open space, некий unit интересный… Да, я хочу. А его (здание Администрации президента), если общество позволит, отдал бы какой-то… Не знаю, не знаю…» – сказал Зеленский в интервью перед вторым туром выборов.

По данным УП, штабисты избранного президента действительно активно ищут новую локацию, которая могла бы стать новой АП.

Но в ходе разговоров с Зе!командой о возможном переезде президента в памяти всплывали новости пятилетней давности. Тогда новый глава АП новоизбранного президента вместе со своими заместителями делали то же самое – искали вариант, как перевезти АП из Банковой и заодно превратить ее в гибкий современный офис президента.

Пытались, но не смогли. Одним из главных драйверов этого процесса в 2014-м был тогдашний заместитель главы АП Дмитрий Шимкив. Именно он отвечал за реорганизацию Администрации и поиск вариантов для возможной смены локации.

Почему команде Порошенко не удалось реформировать АП, почему нельзя перевезти Администрацию и оставить на месте Раду и Кабмин, и сколько может стоить Зеленскому реализация мечты Голобородько, читайте в интервью Дмитрия Шимкива «Украинской правде».

«Идея переезда Администрации президента не нова. Ее активно продвигал Ложкин» 

– В 2014 году, когда вы пришли в новую администрацию, была попытка реорганизовать эту структуру. Но она очень быстро захлебнулась. В чем была проблема?

– Реорганизация состоялась. Но надо понимать, что реорганизация имеет несколько аспектов. Правовой, потому что есть положение об Администрации. Мало кто знает, что АП не является юридическим лицом, а все работники администрации, включая заместителя, работают де-юре в Госуправлении делами.

Сегодня это 427 человек. Когда мы пришли, то было 560.

Было сокращение, которое также требует сложных процедур. Потому что в Администрации президента 2 профсоюза. Соответственно все процессы натыкаются на сопротивление, неприятие и тому подобное.

Далее – надо иметь основания для реорганизации и согласовать ее с Кабинетом министров. Чтобы вы понимали, при всех знакомствах, звонках, мы смогли изменить положения об Администрации. Но это заняло 1,5 месяца! Хотя положение – это подзаконный акт, который издается президентом.

– А что надо согласовывать с Кабмином?

– Когда вы инициируете реорганизацию, то вам нужно основание. Классически, как это делал и Ющенко, и Янукович, и мы. Надо изменить название «управление», скажем, на «департамент».

Соответственно, вы вводите понятие «директор департамента», а эта должность должна быть в штатном расписании выплаты заработных плат, а сетка выплат зарплат утверждается постановлением Кабинета министров. Вот и имеете.

Потому что мы же говорим не про эфемерную структуру. В учреждении работают конкретные люди, они должны получать заработную плату.

Мы проводили глубокое исследование, какие полномочия у президента, за что он отвечает и что координирует или общается, или принимает решение. Словом, какие функции у него присутствуют. Мы работали с PriceWaterhouseCoopers. И на основании этого исследования уже структурировались.

Затем происходит сам процесс реорганизации. Вы должны встретиться с профсоюзами. Люди не хотят увольняться.

Вы не можете просто так сказать, что мне не нравится человек, я его уволю. Так не работает. Вы должны иметь правовую позицию, быть готовы к судам. Я также допустил ошибку. Есть решение Верховного Суда, меня штрафовали.

– Избранный президент Владимир Зеленский выразил желание перенести Администрацию президента в другое место, чтобы не сидеть на Банковой. С точки зрения работников это – «существенные изменения условий труда». Это может быть основанием для судебных исков и блокировки процесса через суды?

– Абсолютно. Вообще идея переезда Администрации президента не нова. Ее активно продвигал и был драйвером Борис Ложкин. Мы дискутировали об этом, и у Бориса был любимый тезис, что «я хочу видеть здесь (в здании на Банковой) Hilton или Marriott, а мы должны быть где-то, где есть пространство».

Поскольку Александр Данилюк был тогда на многих наших совещаниях, а сейчас из штаба Зеленского звучат слова о Hilton или Marriott, то я понимаю, как этот тезис попал в тот штаб.

Мы изучали вопрос. Смотрели на опыт в Германии. Канцелярию канцлера. Кстати, это самое большое государственное здание в мире. Кажется, в 10 раз больше по размерам, чем Белый дом.

Мы смотрели на опыт, который сейчас есть в Казахстане – консолидация государственных органов в определенном месте. Потому что нельзя взять одну институцию и отделить.

Надо понимать, что у нас есть правительственный квартал. Это Кабинет министров, Нацбанк, Верховная Рада, министерства. Большинство министерств сконцентрированы на этой территории.

Это позволяет работникам быстро коммуницировать, переходить, проводить совещания. Во всем мире есть государственные кварталы. Поэтому, если переезжать, то переезжать всем. Но есть вопросы.

Первый вопрос – место. Строим или берем в аренду? Если строим, то за государственный счет? Если берем в аренду – это все равно расходы. И вы становитесь заложником той организации, которая вам сдает помещение в аренду.

Мы и расходы считали. Конечно, мы хотим здание класса «А». Они обычно находятся в центре, не за пределами города. Соответственно потребуются дополнительные инвестиции.

Кроме того, это не быстро. Любой риэлтор вам объяснит, что построение здания или подготовка здания к переезду – это время. Здание канцлера Германии строилось 4 года.

Могли ли мы в 2014 году инициировать построение некой новой структуры? Была большая дискуссия. Мы понимали, что если мы сейчас начнем строить, то критики не миновать. Нам скажут: «Война, а вы тут строите новые здания». А это значительные расходы. Надо понимать, что придется перевезти 400 человек…

Мы тоже хотели опен-спейс. Мы все пришли из бизнеса, из среды опен-спейс. Но когда мы начали просто считать, то увидели, что быстрого результата не будет. Ты не встал и не переехал.

Вам потребуются большие комнаты для совещаний. Например, заседание СНБО. За тот круглый стол, который все знают по фото из АП, можно посадить 41 человека. Максимум. А иногда их бывает и больше. Соответственно для этого нужен простор. Далее вам надо принимать международные делегации.

Была идея, теоретически рассматривалась, что мы могли бы перевезти Администрацию президента в Мариинский дворец. Но там нет пространства для 400 человек. Даже если сократить до 200, то его не хватит. Это лишь как резиденция для приемов, переговоров.

«Президент обсуждает критические вопросы. Это не просто «пацаны собрались поговорить» 

– А кроме людей, что надо перевезти?

– Что еще в Администрации? Еще есть архив. Это большое пространство. Все законодательные акты, которые подписывает президент, брошюруются и подписываются вручную. Именно эта версия закона или подзаконного акта печатается на специальных бланках и так далее. Все это архивируется. Архив великий.

Дальше есть библиотека, где есть и подарки, которые дарили всем президентам. Это можно куда-то отдать, но оно занимает место. Кроме 400 человек, есть еще подразделение приема граждан.

Также с переездом стоит вопрос коммуникаций, вопросы безопасности. Физическую безопасность несложно организовать. Но безопасность информационная, цифровая – значительно более сложная вещь.

Президент занимается вопросами уровня «очень секретно». Соответственно, нужны комнаты специально оборудованные, с дополнительным оборудованием, которое не позволяет снимать аудио или любой другой сигнал.

Например, заседания СНБО имеют такое требование. Есть оборудование, которое защищает такие заседания. Мы понимаем, что президент обсуждает критические вопросы. Это не просто «пацаны собрались поговорить». Это вопросы, которые касаются безопасности, разведки, военных действий – куча всего.

Далее идет работа с секретными документами. Это также есть определенные правила, принципы. Можно ли перенести все это оборудование? Можно. Но опять, же мы помним, что это не просто обычный бизнес-центр. У вас должны быть оборудованы комнаты, должна быть сертификация «секретно».

Можно ли любое помещение в Киеве подсоединить к государственной сети? Можно. Киев накрыт нормальной сетью. Но, опять же, это время и деньги.

После Ющенко команда Януковича вырвала все провода – боялись «жучков». Это дикость, но это реально было так – вся эта «лапша» лежала по кабинетам. И мы должны были серьезно инвестировать в телекоммуникационную сеть, кабели, репитеры и так далее. Надо было пройти все конкурсы, построить все по стандартам.

Общий бюджет на ИТ и софт, капитальные инвестиции, компьютеры, принтеры и так далее за 5 лет – 44 миллиона гривен.

– Государственных?

– Да, это чисто государственные деньги, которые прошли через Прозорро, открыто, публично. Была масса вещей, которые Порошенко покупал за свои деньги, но вот мы потратили 44 миллиона бюджетных денег на восстановление, на сети, безопасность, серверные, системы пожаротушения, генераторы.

Кроме того, в АП построена сеть беспроводного интернета по стандартам Белого дома. Это специальное оборудование, к нему нельзя подключиться, там несколько уровней защиты. Это ресурс!

Поэтому когда говорят, что давайте перенесем АП, то ок! Но надо сесть посчитать бюджет, составить план – и вперед. Если общество поддерживает, правительство поддерживает, то ладно. Но это не будет завтра.

Вы, конечно, можете сделать себе какой-то небольшой офис, куда будет приезжать сам президент. Но даже тогда придется часть работы, совещаний проводить в АП.

– А сколько такой бюджет переезда мог бы составлять?

– Это десятки миллионов долларов. Надо же построить новую инфраструктуру. Кто-то говорит, что вот есть коворкинг-спейси. Но надо понимать, что вы приезжаете и платите аренду, пользуетесь их инфраструктурой, и конечно не 427 человек.

Возможно, ли перевезти все с АП? Да, теоретически возможно. Но это время, люди, ресурсы. Как в любом коммерческом проекте.

Вы можете посчитать, сколько будет стоить аренда, сколько будет стоить фитаут, перевозки, и вам же надо будет где-то жить, пока новый офис строится или организуется.

Можно ли это сделать за год? Можно. Вопрос денег и бюджета. Это можно сделать либо за чьи-то деньги, либо за деньги бюджета. В этом году, насколько я знаю, таких расходов в госбюджете не предусмотрено.

А плюс все должно делаться на конкурсной основе, через тендеры на Прозорро. Многие из владельцев элитной недвижимости захочет сдать свое помещение президенту. Однако другие люди из этих бизнес-центров будут «в восторге», потому что появятся рамки, контроль, допуск, ограничения…

– Усиленные посты Управления Госохраны…

– Именно так. Я изучал этот вопрос, смотрел. Быстро – не получается. И очень дорого. Объективно, хотел ли Порошенко перенести администрацию? Да, хотел. Только…

– Там же еще есть физические переходы, которые позволяют передвигаться между Администрацией, Кабинетом министров, Верховной Радой… 

– Конечно. Это же нужно постоянно переезжать то в АП, то в Кабмин, то в Раду. Например, почему комитеты Верховной Рады находятся рядом с ее помещением? Потому что депутаты должны успеть сбегать на заседания комитетов и вернуться на заседания парламента. И на эти заседания приходит представитель правительства, люди из Администрации.

Все это должно быть рядом чисто физически, чтобы этот процесс мог происходить. Все эти перемещения занимают время. Нельзя брать одну структуру и рассматривать ее в отрыве от остальных. Это популизм!

Поверьте, все хотели переехать. Всех давит это здание.

«Я захожу, а там – гостиная, камин, массажный зал, тренажерный зал, сауна, бассейн!» 

– Кроме известной ситуативной комнаты, о которой вы говорили нам в интервью, что еще интересного есть в Администрации? Как должен быть организован и обеспечен быт президента и всех работников АП? 

– Конечно, есть столовая для работников Администрации, есть столовая, которая кормит президента. Есть и действительно интересные вещи. Когда мы делали ситуативную комнату, то надо было где-то ее физически разместить.

– А эта ситуативная комната большая?

– Да. В ней может разместиться половина СНБО (в составе СНБО 15 человек). И она имеет доступ к закрытым информационным ресурсам от различных ведомств. Есть доступ к открытым источникам информации.

Это такая гибридная структура, которая позволяет объединять различные информационные потоки для предоставления информации президенту.

Было очень много требований по безопасности, есть окна, нет окон, вопросы доступа, комнаты аналитиков и так далее. Словом, это был непростой проект, и его надо было быстро сделать. Ну и я искал помещение в Администрации.

Здесь не один день я бродил по АП с картой, искал подходящую комнату. Здесь у того кабинет, там тот сидит. И я наткнулся на такую странную комнату. Стучу, открывает бабка. Я говорю: Добрый день. А что тут у вас? Она говорит, мол, заходите.

Я захожу, а там – большая такая гостиная, камин, смотрю – массажный зал, тренажерный зал, сауна, бассейн! Понимаете, в Администрации президента бассейн и сауна. Спрашиваю ее, а кто был последний раз здесь? Говорит: «При Януковиче ходили».

Прихожу на совещание и говорю: А вы знаете, что у нас вообще есть бассейн? Все такие: «Что?».

– Это в первые дни после прихода было? 

– Да мы уже несколько месяцев работали! Пошли, провел всем экскурсию. Ну, и встает вопрос, что со всем этим делать? Я говорю: давайте все это вынесем отсюда. Борис Ложкин говорит тоже, что да, нафиг все это отсюда.

Но здесь у нас был такой представитель президента в Кабмине (Александр Данилюк), который говорит: «Нет. Этим же можно пользоваться». И не дали мне все это выбросить. Не знаю, какая там сейчас судьба этого всего.

– А у этой бабки, которая там сидела, должна быть единица в штатном расписании?

– Она там такая в тапочках веселая сидит… Но надо понимать, что все же там руководит ГУД. А у него масса людей и других объектов.

— Кстати, о других объектах. Зеленский также очень удивился, когда узнал о трех самолетах, которые есть в распоряжении президента. Их реально продать?

– Там на самом деле все просто. Есть один самолет, который используется для дальних перелетов. Например, трансатлантических. А есть другой, который используют для близких перелетов, в том числе внутри страны. Все.

Притом, что там же внутри никакого пафоса. Если кто летал бизнес-классом и знает, что там можно телевизор посмотреть или что-то такое, то на «Борту №1» ничего такого нет. Все очень консервативно. Это обычные самолеты, которыми летают делегации Украины. Это нормальная мировая практика, у всех такие самолеты есть.

– Но не только президент ими пользуется?

– В общем, «Борт №1», это президентский. Но бывали случаи, когда им летал премьер, например. Писалось заявление, «прошу дать разрешение». Это нормальный инструмент государства.

Есть случаи, когда чиновники летают обычными рейсами, но когда речь о президенте, то это вопрос, опять же, безопасности.

И тоже надо сказать, что даже те борта, которые есть, их частично восстанавливали за счет самого Порошенко. И там же есть специально обученные экипажи, их нельзя просто взять и выгнать.

Это иллюзия, что все можно «порезать». А потом же есть еще масса объектов ГУД. Их можно попробовать продать…

– Помню, когда Березенко стал главой ГУД, то обещал все быстро распродать. Но очень быстро уперся в список объектов, не подлежащих приватизации… 

– Однозначно так. Это не так просто. Там же куча процедур. Надо получить разрешения. Можно сказать, что я вот хочу все приватизировать. Но это государственные объекты, которые должны соответствовать определенным нормам, объекты эти нужно передать в Фонд госимущества, и он будет их реализовывать.

А дальше вопрос задолженностей и так далее… Понятно, что люди хотят видеть простые решения. Но все работает по экономическим законам, там есть расходы, долги, люди. Все это быстро не работает.

– Вы несколько раз в разговоре вспомнили, что и то, и то Порошенко делал за свой счет. Можно как-то оценить, сколько он потратил на АП?

— Ну, я не могу такого вам сказать. Я не отвечал за такую смету. Но были задачи, которые надо было решать, и президент вкладывал собственные средства.

Например, как система ПВО над Киевом. Надо было обеспечить восстановление ее работы, а денег нет. Где их взять? Порошенко доставал свои. Вот и все. Потому что есть вещи, которые должны быть сделаны.

Автор: Роман Романюк

Источник: Украинская правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий