Екатерина Зверева: 90% плодоовощного рынка находится в тени

Отрасль овощеводства в Украине ориентирована на внутренний рынок и находится в тени. О реалиях производства овощей, фруктов и ягод Agravery.com рассказала директор по развитию Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА), международный консультант ФАО ООН Екатерина Зверева.

Расскажите о текущем состоянии плодоовощной отрасли?

– На сегодняшний день плодоовощной бизнес Украины ориентирован в большей степени на внутренний рынок потребления. Именно на нем производители зарабатывают основные деньги. Но надо понимать, что рынок овощей, картофеля, фруктов и ягод формирует производственные тренды для большинства производителей и оптовых компаний.

Следует отметить, что по оценкам аналитиков УПОА и проекта «EastFruit», 80-90% этого рынка находится в тени. И сейчас производством овощей, ягод и фруктов для внутреннего рынка занимаются частные домохозяйства, небольшие незарегистрированные производители, самозанятое население и тому подобное.

Овощи и фрукты реализуются преимущественно на рынках, и в ближайшие три года удельный вес розничных сетей в Украине может превысить 50%, если рост доходов населения будет идти высокими темпами, а также, если продолжится миграция сельского населения в крупные города. Это станет причиной резких изменений во всей цепочке поставок, приведет к росту конкуренции и повышению стандартов качества для легального плодоовощного бизнеса.

Если говорить о положительных моментах развития рынка, то в последние годы все большее количество украинских плодоовощных компаний инвестируют в собственное развитие и создание современной рыночной инфраструктуры, которая уже сейчас кардинально меняет портрет плодоовощной отрасли. К рыночной инфраструктуре относятся и такие важные элементы, как доступ к рыночной информации и развитие оптовых рынков.

Как вывести плодоовощной бизнес из тени?

— Должны быть определенные поощрительные механизмы и понятные условия ведения бизнеса, проверки качества продуктов, которые рядовая бабушка выносит продавать на рынок.

Безопасность становится основным требованием и краеугольным камнем. И очень важно использовать опыт развитых европейских стран. Например, если ты хочешь торговать на рынке, и ты являешься небольшим зарегистрированным предпринимателем, то не платишь никаких налогов, не имеешь ограничений, не теряешь дотаций. Ты просто зарегистрировался как предприниматель и выходишь на рынок с собственной пищевой продукцией, на которой указан номер, который есть в государственном реестре. Каждый потребитель, купивший у тебя продукты, может проверить происхождение продукта.

Сейчас на плодоовощном рынке такая ситуация, что если ты хочешь торговать, быть предпринимателем и зарабатывать на этом, то необходимо, чтобы люди знали, что и у кого они покупают, как делается в любой стране. 

– Есть производители, которые уже построили собственные системы контроля качества, наладили работу с ритейлом, вышли на экспорт. Как правило, это те, кто уже научился работать по международным стандартам в области качества продукции. Конечно, это уже высокий уровень специалистов. В плодоовощной отрасли таких производителей очень мало, наверное, их можно посчитать на пальцах.

Здесь речь идет о тех предприятиях, которые занимаются экспортом, наладили работу с внутренним и внешним рынком. Они научились работать цивилизованно, всегда повышают уровень качества продукции, инвестируют. И на определенном этапе их не удовлетворяет то, что на внутреннем рынке присутствуют игроки, которые не имеют сертификатов безопасности и качества, не придерживаются агрохимических технологий, не вкладывают средства в новые сорта и хранение.

Конечно, такие производители демпингуют рынок, к тому же и посредники и ритейл хотят покупать продукт по более низкой цене, не всегда ориентируясь на качество. А цена за высококачественную продукцию всегда будет выше, потому что это предусматривает затраты на сертификацию подтверждения качества и в инвестиции технологий и тому подобное.

И потребитель это чувствует. Например, потребитель покупает доработанную продукцию, которая будет процентов на 20 дороже, но он получает продукцию без отходов.

В супермаркетах все чаще появляются чищеные наборы овощей под вакуумом, значит, производство улучшается? 

— В этом разрезе исключительно ритейл занимает все более весомые позиции. Это тот сегмент, который покупает доработанную продукцию, в частности, помытую и очищенную. Он устанавливает и повышает определенные стандарты качества продукции, которая должна поставляться потребителю. Потребитель, в свою очередь, также становится избирательным, и это то, что мы замечаем, проводя аудиты плодоовощных отделов аналитической командой East-Fruit.com.

Каждые 3 месяца мы бываем в плодоовощных отделах основных супермаркетов в Украине, Таджикистане, Узбекистане, Молдове и Грузии, проводим подобные мониторинги: мерчандайзинга, цен, обслуживания, комфорта отдела, качества самого отдела и овощей и фруктов напрямую. Наши аналитики выбирают не менее 3-4 магазинов сети. Это большая выборка. В Киеве минимум 3-4 «АТБ», «NOVUS» разных форматов по-разному оцениваются, а также сети «МЕТРО», «АШАН», «VARUS» и др.

Что можете сказать о сетях и их плодоовощных отделах?

— Мы делали рейтинги, оценивая сети по разным параметрам, поэтому там не все так однозначно. Красивее всех выкладка овощей и фруктов в «Сильпо», и, в частности, «VARUS» выбился в лидеры. Одновременно, например, у нас сейчас в аутсайдерах «Billa», хотя это и самая старая сеть Украины, которую выкупил «NOVUS», но еще не переформатировал. Такие рейтинги помогают супермаркетам понять, чего хотят потребители и на что ориентироваться производителям, в том числе, оценивающим качество плодоовощной продукции и ценовую политику в различных сетях.

По вашему мнению, какой способ сбыта является наиболее перспективным для плодоовощной продукции: ритейл, локальные рынки или магазины? 

– Однозначного ответа нет, могу лишь сказать, что это зависит от производителя и объемов производства продукции. Для небольшого производителя интернет магазины становятся неплохим каналом реализации, и все больше малых производителей начинают торговать именно через интернет.

Для крупных производителей главное формирование крупных партий — это ритейл, рынки или экспорт. Здесь уже все зависит от личных контактов, коммуникации и активности торговых менеджеров, которые формируют контракты с импортерами. Общеизвестен факт, что ритейлу или импортеру всегда нужен определенный объем и период поставки. Соответственно, малые производители не могут предоставить этот объем и гарантировать идеальное качество.

Ритейл не очень любит работать с маленькими производителями, поскольку им легче подписать договор с одним поставщиком, который их полностью устроит. Фермеры также не всегда хотят продавать в сети из-за отсрочки по платежу, которые там присутствуют. Опять же, есть теневой рынок, который работает всегда в кэше. Большинство продаж, на данный момент, как уже говорилось, это локальные рынки.

Какие позиции доминируют в плодоовощном производстве?

— Традиционные локальные овощи и фрукты доминируют. Это картофель и овощи «борщового набора». Яблоки, тепличная продукция, ягоды (голубика, земляника садовая, малина), бахчевые.

Почему в Украине, например, люди называют картофель «вторым хлебом»? Потому что это продукт, который долго хранится. Сельское население хранит картофель у себя в кладовке, а промышленные производители строят технологические картофелехранилища, чтобы иметь качество и дольше продавать картофель. По данным Госстата, в прошлом году в Украине произведено 20,7 млн. тонн картофеля, из которых 20,035 млн. тонн (98%) выращено хозяйствами населения и 367 тыс. тонн (1%) сельхозпредприятиями.

Впрочем, вышеприведенные данные несколько завышены. Ведь последний замер площадей под картофелем в домохозяйствах проводился в 1998 году. С тех пор многое изменилось: структура посевных площадей, численность населения и тому подобное. Следовательно, вероятно, что в среднем за сезон в нашей стране производится не более 12-14 млн. тонн картофеля.

При этом в мире растет торговля свежей картошкой сортов различного назначения. В тренде картофель определенного калибра, для разных целей и даже разных вкусов, что «вдохнуло» в надоевшую картошку «новую жизнь». По этой причине основными для локального потребителя все же являются продукты, которые хорошо растут в этой местности, и хорошо хранятся.

— Стоит понимать, что инвестиции в плодоовощную отрасль не возвращаются в течение одного сезона, в основном это инвестиционные проекты на несколько, а то и на десятки лет. Тем более, для плодоовощного бизнеса. Если приходит инвестор, он сразу должен продумать бизнес-план, позаботиться о маркетинге, пути сбыта и продвижения продукции на рынке, покупке оборудования для доработки продукции. Ему нужно позаботиться не только о выращивании продукции, но и ее хранении, чтобы иметь возможность продавать продукцию не только в пиковый сезон, а в течение большого периода времени.

Вы уже более трех лет работаете в этой области, как вы можете оценить успешность новых игроков в этой сфере? 

– Могу сказать, что за последние несколько лет, они не столько заходят, сколько присматриваются. Это люди из разных сфер деятельности, в которых есть свободные деньги. Они изучают аналитику, читают о возможностях заработка в этой сфере, консультируются, засевают поля. Некоторые новички надеются, что за 3 года смогут получить и замечательные ягоды, и сверхприбыли, несмотря на отсутствие хранилищ, и каналов сбыта.

Есть другая категория людей, которые подходят системно к овощному бизнесу, и прежде чем вкладывать начинают считать, консультироваться и изучать наши аналитические прогнозы. Нужно обращать внимание на мировую конъюнктуру. По моему мнению, чем больше производителей будут выходить на системный экспорт на внешние рынки – тем лучшими будут стандарты качества внутри страны. Но должна быть четкая государственная политика. Сейчас это больше похоже на хаос – что хочешь, то и делай.

Всегда ли есть куда экспортировать плодоовощную продукцию? 

— Всегда есть куда экспортировать. В украинскую плодоовощную ассоциацию каждый день приходят запросы от импортеров.

Из каких стран чаще всего поступают запросы? 

– Интересуются европейские страны, а также государства-соседи. Есть много запросов на переработку, например, из Канады и США. Европа — это ближайший рынок. Все, кто готов поставлять объемы и готовы к долгосрочным контрактам, не имеют никаких проблем. Лично я считаю, что возможности очень широкие, и вопрос в том, как эти возможности использовать.

Нужно думать, какие сорта того или иного овоща или фрукта ты будешь выращивать, и кому это будет нужно. Если продавать на внутреннем рынке, то надо выбирать те сорта, которые любят украинцы. Если же, например, к вам обращаются покупатели из Польши, которым интересен объем определенной овощной продукции, и они готовы заключить контракты на следующий сезон, соответственно, нужно посадить больше этих овощей. Вопрос в том, готов ли фермер предоставить определенный объем, который нужен заказчику, и выполнить условия.

По вашему мнению, какие подотрасли овощеводства являются наиболее маржинальными?

– Плодовые культуры – это 70% всего мирового рынка торговли плодоовощной продукцией. В овощной группе — это картофель, ну и, конечно, яблоко, его определенные сорта являются достаточно популярными для экспорта. Крупный производитель, экспортирующий крупные партии, имеет специальное хранилище, экспортирует легко. Привлекательной отраслью является ягодоводство, в Украине очень стремительно расширяются плантации под голубикой.

Стоит понимать, что инвестиции в плодоовощную отрасль не возвращаются в течение одного сезона — в основном это долговременные инвестиционные проекты. Если у потенциального инвестора есть детальный бизнес-план развития плодоовощного бизнеса, он готов вкладывать средства в маркетинг и продвижение собственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, в приобретение необходимого оборудования, сельхозтехники, удобрений и СЗР, то можно рассчитывать, по крайней мере, на успешное начало бизнеса.

Впрочем, нужно детально отслеживать аналитическую рыночную информацию. Ведь сегодня конъюнктура рынков в течение двух-трех сезонов по одной и той же культуре может измениться кардинальным образом. 

— Фермеры больше зарабатывают на свежем рынке (если инвестируют в качественные сорта и технологии), а не в переработке. Добавленная ценность формируется именно в свежей группе, то есть в сборе и продаже овощей, фруктов или ягод в первоначальном виде.

А что можете сказать об охлаждении?

– Я бы сказала, что охлаждение – это необходимость, и это все еще свежая группа. Скажем так: охлаждение – это необходимая инвестиция для любого производителя плодоовощной продукции, который хочет ее экспортировать или дольше продавать. Доработка — это уже совсем другое, например: линии сортировки, мойки и нарезки. Примеров доработки на рынке со временем становится больше, на нее есть запрос на внутреннем рынке. Также запрос есть на замороженную продукцию, на замороженные ягоды.

В какой степени отрасль нуждается в государственной поддержке? 

– Как уже говорилось, сегодня до 90% украинского овощного рынка находится в тени, что в денежном эквиваленте составляет не менее 40 млрд. Для того же чтобы мелкие фермеры и семейные фермерские хозяйства имели доступ к государственной поддержке, они должны действовать в правовом поле, интегрироваться в современный коммерческий рынок.

Саму же компенсацию нужно предоставлять именно сельскохозяйственным овощным кооперативам, ведь это будет стимулом для объединения производителей. Поэтому государственная поддержка должна заключаться в частичном возмещении стоимости строительства и/или приобретения оборудования для кооперативных упаковочных центров свежей овощной и бахчевой продукции, а также в частичном возмещении стоимости строительства новых тепличных комплексов.

Назовите текущие тренды отрасли, которые уже сегодня формируют будущее овощеводства. 

— Плодоовощным рынком управляют потребители, и все дальнейшие тенденции развития исходят именно от их предпочтений. При этом, чем выше уровень развития экономики страны, тем больше потребители стремятся к разнообразию, удобству и простоте. Среди основных трендов можно выделить следующие:

В овощном сегменте происходит рост в основном за счет повышения цен на некоторые овощи на мировом рынке. В объемах же рост не такой значительный;

В течение последних 5 лет больше всего в денежном выражении вырос мировой экспорт замороженных овощей и картофеля. Популярность замороженных овощей обусловлена преимущественно их удобством для сегмента HoReCa;

Овощи ценнее фруктов, потому что в них мало быстрых углеводов и больше полезных волокон, что усиливает перспективы овощей;

Мировой рынок упаковки сейчас уходит от одноразового пластика, что обусловлено трендом экологии. Сейчас очень актуальной является упаковка плодоовощной продукции в биоразлагаемые и экологические виды тары, а также использование многоразовой оборотной тары (пуллинг);

Тенденции мирового рынка потребления – меньше мяса, больше фруктов и овощей. И свое место среди суперфудов в потребительской корзине они получили на стыке ценностей разных поколений. Следовательно, для овощей и фруктов настал звездный час.

Автор: Оксана Король

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий