Галина Янченко: Шквала земельного рейдерства в Украине в ближайшие годы не ожидается

Открытие рынка земли и оживление интереса инвесторов, земельное и аграрное рейдерство, реформа добавленной стоимости и как Украине воспользоваться идеальными условиями международного геополитического шторма, чтобы написать своими руками новый план Маршала и вырастить в перспективе свой инвестиционный аграрный Давос?

Об этом и еще много интересного в эксклюзивном интервью AgroPolit.com рассказала председатель ВСК по вопросам защиты прав инвесторов, секретарь Национального инвестиционного совета при президенте Украины Галина Янченко.

Появилась возможность капитализировать землю в Украине через вполне доступный, прозрачный и понятный рынок 

Изменилась ли инвестиционная привлекательность Украины в связи с запуском рынка земли и как именно? 

Инвестиционная привлекательность Украины однозначно изменилась в лучшую сторону. Внутренний и внешний инвесторы по-другому посмотрели на Украину. 20 лет действовал мораторий на легальную продажу и покупку сельскохозяйственной земли. И это притом, что земля де-факто продавалась и покупалась, но законом это было запрещено.

Мы входили в позорный клуб из 6 стран на этой планете, в частности, таких как Северная Корея и Венесуэла, где не было легального рынка земли. Это отпугивало инвесторов. Сейчас открытие рынка земли положительно повлияло на инвестиционный климат в Украине, повлияло колоссально. Это отмечают иностранные политики и во время встреч с нашим президентом, и на международных событиях.

Экономический эффект был скромнее, потому что сейчас круг покупателей на внутреннем рынке ограничен – только физические лица. Юридические лица и иностранцы пока за бортом рынка (до 1 января 2024 года), и это, по моему мнению, плохо.

Это следствие того, что Верховная рада приняла очень консервативный законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Влияют на экономику рынка и ограничения по владению землей в одних руках: на уровне 100 га для физических лиц, и с 1 января 2024 года – 10 тыс. га.

Но в целом закон о рынке земли позволил снять большое количество политического налета, который был вокруг этой темы. Украина перестала быть «белой вороной». Сейчас земля сельскохозяйственного назначения — это капитал, хотя пока и с ограниченными возможностями. Землю можно предоставить банку как залог, под нее можно взять кредит, купить технику, что позволяет эффективнее обрабатывать ее и делать долговременные инвестиции в те же сады, виноградники. Политически мы стали понятнее и более инвестиционными, надежными для инвесторов.

Появилась возможность капитализировать землю в Украине через вполне доступный, прозрачный и понятный рынок.

В 2021-м году мы рассматривали 4 кейса по земельному рейдерству. Два кейса из них касались фермерских хозяйств. И два — инвестиционных проектов девелоперов

Увеличилось ли количество обращений по рейдерству с открытием рынка земли в вашу комиссию? 

В обществе был повышен градус напряжения относительно ожиданий по земельному рейдерству, но он не сбылся – это мы видим за полгода работы рынка земли. С другой стороны, специфика работы ВСК такая, что часто к нам обращаются те, если уж дело совсем безнадежное, что прошли уже все инстанции, и люди нигде не могут найти справедливость. Сейчас за 1,5 года нашей деятельности имеем 10 решенных дел – крупных инвестиционных споров на общую сумму 14 млрд. грн.

По ВСК в 2021-м году мы рассматривали 4 кейсы земельного рейдерства, два из которых касались фермерских хозяйств и два – инвестиционных проектов девелоперов. К сожалению, мы еще живем в неидеальной стране, где кто-то может посягнуть на чужую собственность.

Поэтому мой совет инвесторам, которые приобретут дорогой земельный участок (преимущественно касается девелоперских проектов – земли вблизи крупных городов), необходимо юридически защищать такие участки еще на этапе покупки. Нельзя закладывать юридическую неопределенность, ибо рано или поздно она может стать основанием для неприятностей.

В общем, если говорить о тенденции, то количество земельного рейдерства уменьшилось.

Ситуация с земельным рейдерством в Украине будет относительно спокойной. Оснований для его всплеска пока не вижу 

Видите ли вы основания, что количество случаев по земельному рейдерству будет расти в дальнейшем, например, с открытием рынка земли для юридических лиц и иностранцев?

Думаю, что ситуация с земельным рейдерством в Украине будет относительно спокойной. Оснований для его всплеска пока не вижу. Наоборот, в рамках парламентской специальной комиссии по вопросам защиты прав инвесторов мы разработали в прошлом году пакет анти рейдерского законодательства: законопроекты №3783 и №3774.

Первый вносит изменения в Уголовный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс, этим мы значительно повышаем ответственность за рейдерские правонарушения. Законопроектом №3774 (над ним работали вместе с Минюстом) закрываем большую часть схем, он направлен на борьбу с так называемым регистрационным рейдерством.

Анти рейдерские законопроекты — №3783 и №3774 

Что конкретно изменит принятие законопроектов №3783 и №3774?

Первым нашим анти рейдерским законопроектом №3774 мы закрываем самые популярные рейдерские лазейки, он уже готов к выносу в зал. В частности, очень часто от манипуляции нечестных регистраторов и нотариусов страдают именно фермеры, у которых рейдеры отбирают земельные участки.

Часто способом отобрать у фермера землю является подделка общего собрания акционеров сельхозпредприятий, на которых обычно меняют директора предприятия, и впоследствии идет дальнейшая атака на актив. Сегодня это можно сделать за подписью двух человек — председателя и секретаря собрания, которые избираются на этом же собрании.

Мы предлагаем установить, что протокол собрания относительно смены руководителя общества должен быть подписан всеми участниками собрания, которые голосовали за такое решение, и голосов которых достаточно для его принятия. Также усложняем процедуру расторжения договоров аренды земли аграрными компаниями. И много других изменений.

Кроме того, в этом законопроекте мы вводим информирование в режиме реального времени владельцев юридических лиц о проведении регистрационных действий по их активу. А также пересматриваем работу анти рейдерской коллегии при Минюсте. Это быстрый инструмент реагирования – в комиссию может обратиться человек, у которого незаконно отобрали имущество.

С этой комиссией достаточно активно сотрудничает ВСК. На прошлой неделе он был поддержан профильным комитетом по вопросам правовой политики. За что я благодарна своему коллеге Игорю Фрису и заместителю министра юстиции Евгению Горобцу.

Законопроект №3783 направлен на ужесточение наказания за рейдерство. Ведь до сих пор нотариус и государственный регистратор, совершивший сомнительные с точки зрения закона регистрационные действия, результатом которых стали миллионные убытки для чьего-то бизнеса, практически не несли ответственности за это.

Среди его предложений — более жесткое наказание за подделку документов и вмешательство в работу реестров. Ужесточение наказания по 8 «рейдерским статьям». Увеличение в 10 раз штрафов для лиц, которые подают на государственную регистрацию поддельные документы – до уровня от 85 000 до 170 000 грн.

Я убеждена, что на работу большинства нотариусов в нашей стране этот законопроект никак не повлияет, ведь они ведут свою работу честно. Его цель – ввести санкции для нарушителей. Сейчас этот законопроект еще готовится ко второму чтению комитетом.

Я надеюсь, что в ближайшие месяцы нам удастся принять оба анти рейдерские законопроекты во втором чтении. В комплексе я убеждена, что принятие этого пакета законопроектов способно обеспечить прогресс в борьбе с рейдерством.

Нужно урегулировать работу Фонда госимущества Украины, установить минимальное и максимальное значение оценочной стоимости 1 га сельскохозяйственных земель 

Какие еще конкретно надо принять меры, чтобы рынок земли был безопасным и для владельцев паев, для иностранных инвесторов и украинских с 1 января 2023 года?

Первое — нужно урегулировать работу Фонда госимущества Украины. Буквально 1,5 года назад мы отказались от инструмента оценщиков, который был коррупционной схемой. Вместо этого ФГИУ запустил интеллектуальную систему определения стоимости земли — модуль оценки земли ФГИУ.

Система разрабатывалась по принципу, который будет самостоятельно определять стоимость земли, будет работать на основе бигдаты и рыночных данных. Но этот модуль, по оценкам участников рынка земли (покупатели и продавцы пая, нотариусы, частные оценщики), довольно часто выдает завышенные показатели (иногда – даже многократные) по оценочной стоимости земельного участка. Это приводит к завышенным суммам уплаты налогов (в частности НДФЛ) по участкам, которые выставлены на продажу.

Сейчас мы совместно с рынком и ФГИУ работаем над решением этой проблемы. С целью избегания экстремальных значений показателей в оценочной стоимости сельскохозяйственных земель предлагается установить минимальное и максимальное значение оценочной стоимости 1 га сельскохозяйственных земель.

В разрезе сельскохозяйственных угодий, которые ежегодно будут обновляться по результатам анализа показателей мониторинга рынка земель (предельные значения, рассчитанные по данным общенациональной нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, прилагаются).

Второе — принять анти рейдерское законодательство, которое разработала наша специальная комиссия. И в целом система будет готова.

На мой взгляд, шквала земельного рейдерства в Украине в ближайшие годы не ожидается 

Верховная рада Украины приняла постановление «Об образовании временной следственной комиссии Верховной рады Украины по вопросам расследования возможных фактов незаконного и неэффективного проведения органами государственной власти, органами местного самоуправления мероприятий по совершенствованию системы управления и дерегуляции земельных отношений (земельной децентрализации)». Не считаете ли, что это станет инструментом давления на ОТГ от самих депутатов?

В этой комиссии я не буду участвовать, потому что не являюсь ее членом. Но я согласна с вами, что любой инструмент можно использовать как во вред, так и пользу. Со своей стороны я отслеживаю и защищаю инвесторов.

Если в этой комиссии будут какие-то посягательства на инвестиционные проекты, на инвесторов в агропереработке или покупке земли, тогда такие действия моих коллег будут жестко пресекаться мной лично и парламентской специальной комиссией по вопросам защиты инвесторов.

С какими вопросами сейчас к вам идут инвесторы, и, кстати, среди них больше всего иностранных или наших украинских?

Жалобы бывают совершенно разные. Например, если против какой-то компании совершено преступление, а правоохранители недостаточно эффективно расследуют. Бывают случаи жалоб на несанкционированное вмешательство определенных органов (в том числе и правоохранителей) в хозяйственную деятельность компании. Есть обращение по блокированию налоговых накладных. У комиссии есть лишь одно правило, что мы помогаем тем инвесторам, которые на 100% правы.

Как секретарь Национального инвестиционного совета при президенте запустила процесс разработки аналитики и подготовки реформы стимулирования агропереработки 

На последнем Давосском форуме президент Владимир Зеленский объявил пакет инвестиционных приманок для инвесторов, далее был закон о инвестиционных нянях. Но все равно многие «лупят» власть за то, что эти стимулы не работают. Что скажете вы? 

Если собственно говорить о принятых парламентом инвестиционных стимулах прошлого года, кроме инвестиционных нянь, есть и закон об индустриальных парках. Он дает дополнительные экономические стимулы для переработки. Плюс есть инвестиционный элемент в локализации производства.

В любом государстве проводят государственные закупки. Если у производителя есть элемент локализации производства, то у него есть преимущества в таких тендерах – это существенная поддержка именно украинскому местному производителю или тем производителям, которые входят в партнерство и в кооперации с иностранными. Но я считаю, что это далеко не исчерпывающий перечень стимулов, которые может создать страна.

Если мы говорим об АПК, то для агросектора я как секретарь Национального инвестиционного совета при президенте запустила процесс разработки аналитики и подготовки реформы стимулирования агропереработки. Украина сейчас в этом имеет колоссальные шансы.

Общий экспорт Украины в значительной степени аграрный — 42% в общей экспортной корзине принадлежит именно АПК. При этом 80% аграрной продукции – это сырье, то есть фактически и дальше подтверждаем свое реноме сырьевого придатка Европы и мира. Я считаю, что Украина и украинцы могут зарабатывать на своем сырье, не вывозя его в чистом виде, а перерабатывая, создавая продукт с добавленной стоимостью. Какая страна больше всего сейчас экспортирует аграрной продукции в мире?

Если бы Украина большую часть сырья перерабатывала и экспортировала как добавленную стоимость, то это дало бы ежегодный рост ВВП как минимум на 5%.

Нидерланды. При этом там стоимость земли почти 70 тыс. евро.  

Да, Нидерланды. Они ежегодно экспортируют аграрной продукции на 65 млрд. евро. При том сами Нидерланды очень маленькие — как Одесская область. Они экспортируют продукцию с добавленной стоимостью. Украина — лишь на $22 млрд. в год. Потенциал у нас есть грандиозный. По нашим подсчетам, если бы Украина большую часть сырья перерабатывала и экспортировала как добавленную стоимость, то это дало бы ежегодный рост ВВП как минимум на 5%.

Вы используете аграрную стратегию Украина-30, которую в свое время разрабатывал Украинский институт будущего совместно с нами. Это приятно. А теперь поговорим о создании добавленной стоимости.  

Европа и Турция уже пошли по этому пути: Польша с 1 февраля ввела нулевую ставку НДС для продуктов питания и энергоресурсов для своих граждан, ЕС готовится рассмотреть аналогичное предложение для всей Еврозоны, турки ввели 1% ВВП на продукты питания. У нас же только один депутат Иван Чайковский со своей командой зарегистрировал законопроект №7023 о нулевой ставке для продовольствия, но широкая дискуссия на уровне власти и бизнеса еще не запущена. 

Нами также сейчас обсуждается такая идея в парламенте и во власти о снижении ставки НДС для продуктов питания. Однако прежде чем принимать такие решения, следует детально взвесить и посмотреть, как это повлияет на поступления в бюджет. Но в целом инициатива интересна с точки зрения того, чтобы уменьшить чек каждого украинца на социальные продукты в магазине на 20%.

Какие конкретные инструменты создания добавленной стоимости вы видите? 

Агропереработка и продукция с добавленной стоимостью сами собой не создадутся. Мы видим в АПК успешные примеры появления добавленной стоимости – как переработка подсолнечника, которая позволила нам играть роль мирового лидера по экспорту масла.

Сейчас моделируем инструмент, который, с одной стороны, несколько ограничит вывоз сырья, но стимулирует украинский бизнес и иностранного инвестора запускать переработку внутри Украины. У нас есть черновой вариант инструментов для создания добавленной стоимости, но мы сейчас обсуждаем его с ассоциациями. Поэтому не хотела бы вдаваться в детали, пока они несогласованные.

Мы рассматриваем различные модели по переработке сырья в добавленную стоимость 

Есть ли среди этих инструментов экспортная пошлина на пшеницу, чтобы развивать мукомольную и хлебопекарную отрасли? Или – принятие закона о добавлении биоэтанола в топливо для АЗС?

Мы рассматриваем различные модели по переработке сырья в добавленную стоимость. Например, кукурузы в крахмал. Может быть более углубленная переработка, например, зерновых культур в протеиновый кластер, в животноводство, выращивание свиней, коров, курятины и других более нишевых животных. Сейчас мы это все прорабатываем.

Есть готовая теоретическая модель, на какие культуры можно делать ставку, что перерабатывать, какой может быть инструмент поощрения внутренней переработки. Но пока я об этом не готова говорить публично, потому что должны пройти еще этап консультации с рынком, чтобы изучить все подводные камни.

Напоследок об инвестициях. Украина сейчас находится в условиях идеального шторма, можем сделать даже самые радикальные шаги, чтобы перевернуть экономику с сырья на добавленную стоимость и в целом создать инвестиционную ситуацию. Нам пора сегодня руками наших друзей-международников и самим писать новый глобальный план Маршала, потому что предыдущий устарел. Какие инвестиционные шаги нам нужно заложить в него, по вашему мнению?

Не только Украина находится в условиях идеального шторма. Значительно штормит весь мир, прежде всего из-за коронавируса, карантинов, сдвигов всех цепей поставок и т.д. Для Украины такая ситуация является серьезным вызовом для экономики и хорошей инвестиционной возможностью.

Ведь европейские и мировые производители серьезно задумались о переносе своих производственных мощностей из Китая куда-то поближе к Европе. А если рассматривать эти локации поближе к Европе, то Украина могла бы быть идеальным местом для релокации производственных мощностей.

Это очень подходит как раз для аграрной переработки, и в целом разного рода производств, машиностроения. У нас есть для этого доступная рабочая сила, гениальные мозги наших инженеров, образованное население, много свободных земельных участков, где эти производства можно разместить.

Но, как по мне, Украина в этом направлении немножко недоработала и начинает терять этот потенциал. Мы не воспользовались этим потенциалом в достаточной степени.

Теперь — что делать дальше? Президентская команда в прошлом году предложила три интересных инструмента стимулирования внутренних и внешних инвестиций (Инвестняни, индустриальные парки и локализация). Я думаю, что дальше мы можем создать дополнительные стимулы как раз некоторыми секторальными реформами. Это уже упомянутая агропереработка.

Есть и другие интересные сектора, такие как зеленая энергия (водородная генерация). Последний пример — тот уникальный случай, когда в Украину стоит очередь инвесторов, готовых вложить средства в производство. Это и украинские бизнесмены, и немецкие инвесторы. Точкой роста может быть и медицина, сфера услуг и киноиндустрии и еще целый ряд отраслей.

Как в Украине вырастить свой инвестиционный Давос в аграрной промышленности?

Нам не хватает разумной государственной политики, которая, с одной стороны, защитила бы украинского производителя или потенциального украинского инвестора от значительной мировой конкуренции. А с другой стороны – предоставила бы ему ресурсы, условия, при которых производство в Украине стало бы выгодным и прибыльным. Нужно уменьшать долю сырья и наращивать продукцию с добавленной стоимостью по всем направлениям.

Инвестиционные стимулы для бизнеса 

Если говорить о государственной поддержке, что вы имеете в виду под понятием о компенсации, или какого рода необходимой поддержке для новых производств?

Это может быть разный набор инструментов. Но компенсировать часть капексов пока большая роскошь. Государство себе это не может позволить. Хотя опять же, если будут запущены программы, в том числе с привлечением иностранного капитала, то это возможно.

Надо смотреть на другие стимулы: очень низкая процентная кредитная ставка, льготная аренда по земле, содействие в организации всей разрешительной документации на строительство производственных мощностей, подвод сетей к производственным мощностям.

Здесь набор инструментов может быть разным. Опять же по этому набору мы ведем консультации с рынком, представителями агросектора для того, чтобы понять, а что же на самом деле им нужно и что для них будет достаточным стимулом для того, чтобы уложиться в агропереработку и выйти из сырьевой модели бизнеса.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий