В этом году выходит новая версия стандарта качества пищевой продукции Global G.A.P. В 6.0 требования стали более жесткими. Специалисты пересмотрели политику стандарта по применению средств защиты растений и использованию удобрений.
Даже крупные международные ритейлеры Украины в первую очередь заинтересованы в продукции с пометкой новой версии стандарта Global G.A.P. Эта система является современным стандартом безопасности продукции и распространена во всем мире. Аграриям, которые желают работать стабильно с серьезными заказчиками в любой стране, стоит учитывать этот тренд.
«Вспомним, как производители овощей реализовали свою продукцию десять лет назад. Хозяин сидел на стуле, к нему приезжали покупатели с дипломатами, полными «кеша»… продавец отгружал, что и сколько нужно. Это были классные времена, когда килограмм лука стоил доллар, а килограмм картофеля – 50 центов. Но мало кто думал, что так будет не всегда. Украина становится все более интегрированной в мировые процессы, поэтому к качеству и безопасности продукции выдвигаются серьезные требования», — рассказывает Игорь Чечитко, который внедряет Global G.A.P в Украине более десяти лет.
Global G.A.P — это основной мировой стандарт, регламентирующий безопасность сельскохозяйственной продукции. Его разработал европейский ритейл, который хотел быть уверенным в безопасности продуктов на своих полках. В частности, «МЕТRО», «REWE Group», «Auchan» и многие другие европейские ритейлеры являются членами Global G.A.P.
Сегодня с этим стандартом работают около 100 стран мира, уже выдано около 160 тысяч сертификатов. В Украине запрос на сертификацию с каждым годом растет. Например, в 2021 году было выдано около 60 сертификатов GlobalG.A.P на различные группы аграрной продукции: овощи, зерновые, зернобобовые, фрукты, ягоды. Обычно, этот стандарт нужен экспортерам.
«Это необязательный, частный стандарт. Но в Европе девять из десяти осведомленных покупателей спросят, имеется ли на новый продукт сертификат Global G.A.P.? — говорит Игорь Чечитко. — Например, «Auchan» каждые несколько лет вводит различные проекты, чтобы подтянуть своих поставщиков плодово-ягодной продукции к сертификации Global G.A.P. Кто работает с «МETRO» в этом сегменте, слышат: Мы благодарим наших поставщиков, но им стоит подумать о Global G.A.P.».
Наличие сертификата — это вопрос: купят ли продукцию вообще? Ведь сейчас, чтобы реализовать выращенное, надо очень постараться. Мы живем в агрессивном мире, кто работает в рыночной среде, постоянно находится в состоянии войны за маржу… А прибыль хозяйствам дает не только эффективное использование ресурсов и продуманный сбыт. Важна сертификация. Поэтому Global G.A.P — это действительно тот инструмент, который помогает реализовывать продукцию.
Какие преимущества дает Global G.A.P.? Это совсем другой уровень покупателей товара. Это доступ к другим рынкам, в конце концов — бренд товара, узнавание компании на рынке, формирование хорошего имиджа. И это желанная цена на выращенную продукцию, которую может предложить именно современный рынок.
Украинские производители привыкли жить разовыми продажами: сегодня продал – хорошо, не продал – не удачный день или год… Но надежная категория покупателей – это многолетнее сотрудничество, а не разовые продажи. Global G.A.P. дает стабильность деловым отношениям.
«Global G.A.P. очень нужен тем, кто представляет свою продукцию на международных выставках, — рассказал «Агравере» Андрей Гармаш, специалист по внедрению Global G.A.P., член национальной технической рабочей группы Global G.A.P. — Украина. — Обычно наши фермеры выходят на новый рынок с призывом: «Посмотрите, что у нас есть!», демонстрируя действительно красивые и вкусные продукты.
Но потенциальным покупателям помимо качественной продукции нужно, чтобы она была безопасной. Потому что ритейлеры не могут рисковать собственной репутацией. Самый быстрый путь уменьшить риски получения жалоб от потребителей — это покупать сертифицированную продукцию. Не каждый покупатель, желающий наладить сотрудничество с новым поставщиком, готов ему доверять».
Сертификация дорогая? Это миф
Внедрить Global G.A.P. не так сложно. Но украинские производители часто говорят, что не будут внедрять Global G.A.P., потому что это дорого.
Закладка одного гектара земляники требует минимум 10-15 тысяч евро. Сертификация Global G.A.P. стоит в пределах 2000 евро каждый год, консалтинг — от 2,5 до 3 тысяч евро в первый год внедрения, далее цена снижается. Реально A.P. обойдется в стоимость 30 соток насаждений земляники, — объясняет Игорь Чечитко.
Как-то один производитель сказал мне, что вложил в Global G.A.P. 3 млн. евро. Фермер поставил современный холодильник, современные линии упаковки, сортировки, калибровки. Но это средства, вложенные в собственное производство, а не в Global G.A.P. Также, скажем, инвестиции 1,5 млн. евро в закладку 100 гектаров сада – это вложение в основание сада, а не в сертификацию.
Часто производители строят то, что им кажется нужным или так, как им считается, должно быть. Когда мы начинаем работать с хозяйствами, которые давно работают на рынке – стартуем с того, что пишем рекомендации, как улучшить их базу. И хозяйство вынуждено делать определенные переоборудования, достраивать инфраструктуру и тому подобное. Мы – за разумную инфраструктуру».
Для Global G.A.P. не имеет значения, есть ли на производстве холодильники, склады или сортировочные линии. Для Global G.A.P. важно, насколько в хозяйстве правильно используют ресурсы. Ведь более эффективное их применение дает конкурентные преимущества на рынке. Как поясняют эксперты, эта система достаточно быстро вернет вложенные деньги, производство будет работать эффективнее, а работники будут лучше обучены и более системны.
«Мелкий и средний аграрный бизнес на сегодняшний день не является достаточно упорядоченным, структурированным, многие его элементы движутся хаотично. Агрономы делают что-то свое и не понятно делают или нет? Инженеры – свое и так далее, – говорит Игорь Чечитко. – Global G.A.P. оптимизирует управление производством, это та система, которая увязывает все звенья, ее цель — работать слаженно. Поэтому бизнес, в котором введен Global G.A.P – это системный бизнес».
К применению химических препаратов и СЗР – наибольшее внимание
«В этом году выходит новая 6-я версия стандарта, сейчас действительна 5.4 и 5.2. Ориентировочно новая версия будет представлена в апреле, пройдет период адаптации, и уже осенью по этой версии можно будет проводить обучение, появятся официальные переводы документа, в том числе – и на украинский язык», — объясняет Юлия Слива, эксперт по сертификации, доцент кафедры стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции НУБИП.
В новой версии больше внимания уделяется анализу рисков. Этот стандарт более гармонизирован с требованиями GFSI — глобальной инициативы по безопасности пищевых продуктов (то есть на международном уровне будет признаваться как достаточный). Специалисты пересмотрели политику стандарта по применению средств защиты растений, использованию удобрений. В новой версии стандарта требования к контролю, мониторингу и обеспечению безопасности, как средств, так и процессов изготовления продукции стали более жесткими.
«Когда я вижу, что на производстве дети и внуки фермера едят выращенное в хозяйстве – это большой показатель, который означает, что хозяин добросовестно выращивает свои урожаи, – говорит Игорь Чечитко. – Продукция, которая реализовывается под знаком Global G.A.P. – это не органика, не продукция, выращенная без химии, но ее применение очень регламентировано. Стандарт позволяет максимально оптимизировать использование удобрений».
Наибольшее внимание Global G.A.P уделяет применению химических препаратов и СЗР – этот наиболее регламентированный блок стандарта, и в Украине для ряда сельхозпродукции является самым сложным. Потому что национальное законодательство и европейские нормативы позволяют использовать только те пестициды, которые имеют регистрацию на данную культуру.
Например, в регистрации пестицидов для зерновых, яблок, картофеля, масличных культур в Украине проблем не нет. Впрочем, для голубики (которая сегодня является лидером экспорта в ягодной группе) зарегистрирован всего один препарат, а для малины таких препаратов нет вообще. И это притом, что в Украине два последних года наблюдается бум на эту культуру.
Поэтому для введения Global G.A.P. стоит активно внедрять интегрированную систему: не только применять химические средства — активнее использовать биологические средства, агротехнические мероприятия и тому подобное.
Система Global G.A.P. не спрашивает: какое количество препарата внесли? Главный вопрос — почему производитель выбрал именно этот препарат и почему дал именно такое его количество? Если практика производителя соответствует украинским требованиям — в его продукции не будет никаких остатков химии, следовательно, не будет и проблем с экспортом.
Гигиена труда не менее важна
Как подчеркивает Игорь Чечитко, в мире есть очень много стандартов. Но Global G.A.P не конфликтует ни с одной системой, контрольные точки стандарта прописаны так, что на его основе можно построить ISO, HACCP, BRC — в зависимости от того, на каком рынке планирует работать производитель, чего желает покупатель. Конечно, на экспорт можно поставлять продукцию без сертификации Global G.A.P. Но категория покупателей, рынки и, соответственно, цены на продукцию будут иными.
«Интересно, что 90% аграрного бизнеса постоянно находится в зоне риска, особого внимания различных государственных институтов, — говорит Игорь Чечитко. — Есть очень большая, объемная нормативная база, которая регламентирует различные аспекты деятельности хозяйствования в Украине.
Все аграрии периодически общаются с госграницей, Государственными водными ресурсами, Государственной ветеринарной службой. Но когда у производителя есть сертификация Global G.A.P. во время проверки предприятия любым инспектором — в 99% случаях вопросов не будет, ведь вся деятельность предприятия регламентирована и соответствует национальным нормам».
Система Global G.A.P. начинается с банальной охраны труда и техники безопасности, которых в Украине еще придерживаются. К сожалению, системы гигиены труда в агросекторе практически не существует, это направление не достаточно четко прописано в законодательстве.
Но безопасные продукты — это не только об отсутствии химии или допустимом ее количестве. Безопасный продукт не имеет микробиологического загрязнения, радионуклидов, тяжелых металлов, механического засорения. Поэтому система гигиены труда крайне важна при производстве фруктов и ягод. И Global G.A.P обеспечивает эту потребность.
Если год не урожайный – сертификацию можно обновить позже
«В 2021 году в Украине сертифицировалось много производителей черешни, хотя урожаи этой культуры не были удачными, — рассказал Андрей Гармаш. — Некоторые аграрии начинают внедрение требований стандарта, несмотря на потери, чтобы иметь возможность заявить о себе: если не в этом году, то в следующем – когда появятся потенциальные клиенты, для которых будет важна именно сертифицированная продукция.
Случается, что предприятия недостаточно просчитывают свои возможности и, доходя до определенного уровня, говорят, что не готовы сертифицироваться в этом году по каким-то объективным или субъективным причинам.
Например, в прошлом году были очень плохие погодные условия на юге и востоке Украины, из-за которых производители столкнулись с проблемой потери урожаев – следовательно, не было смысла вкладывать средства в процесс сертификации, но, поддерживая достигнутый уровень, они смогут пойти на сертификацию в этом году.
Также, если производитель уже был сертифицирован по стандарту Global G.A.P., но новый сезон окажется неудачным – аграрий может пропустить год или два года, а затем обновить сертификат. Однако лучше свою историю сертификации все же поддерживать.
Происходит сертификация Global G.A.P только во время сбора урожая. Но подать заявку на сертификацию можно не позднее, чем за три месяца до сертификационной инспекции».
Для продаж продукции на внутреннем рынке Украины сертификация сейчас не очень нужна, производители могут предъявить покупателю результаты испытания продукции вместе с декларацией об ее качестве и безопасности и предлагать свой товар торговым сетям, предоставляя, этот документ.
Но если производитель имеет сертификат Global G.A.P. — шансы стать поставщиком крупной торговой сети значительно возрастают, а некоторые ритейлеры даже мотивируют производителей к сертификации по Global G.A.P.
Как отмечает Андрей Гармаш, чаще всего производители начинают внедрять требования стандарта в экстренном режиме — то есть когда на горизонте появляется потенциальный покупатель, готовый покупать сертифицированный урожай. Но наспех сделанные документы могут не отвечать действительности, хозяйства могут не успеть подготовить техническую часть и свой персонал к внедрению Global G.A.P. и тому подобное. Лучше подходить к этому вопросу заранее – за год до сезона, чтобы спокойно проверить все составляющие на практике.
Сейчас, несмотря на многочисленные вызовы времени, некоторые производители ставят свои бизнесы «на паузу», но многие фермеры смотрят на перспективу. И именно этих участников рынка чаще всего можно увидеть в списках сертифицированных, в том числе по стандарту Global G.A.P.
Украинские покупатели не идентифицируют Global G.A.P. как преимущество
«Сейчас альтернативы Global G.A.P нет, наши первичные производители сертифицируются на соответствие этому стандарту. И растениеводов сертифицируется гораздо больше, чем животноводов, но и в животноводстве уже появляются первые национальные предприятия, которые сертифицируются на соответствие требованиям Global G.A.P.», — объясняет Юлия Слива.
Конечно, два года назад динамика оформления стандарта была интереснее. В ковидные времена возникла проблема с пересечением границ инспекторами, которые приезжали в страну для проведения сертификационных аудитов. Но с другой стороны пандемия «сыграла» на пользу нашей стране – различными сертификационными органами были подготовлены национальные аудиторы.
«Как правило, среди украинских производителей сертификацию проходят те, кто экспортирует продукцию, — говорит Юлия Слива. — Если производитель работает на внутренний рынок, скорее всего, сертифицироваться на соответствие Global G.A.P. не будет и выберет альтернативу — «Органик», известный нашему потребителю».
Как объясняет эксперт, международные ритейлеры, которые работают в Украине, хотят быть уверенными в безопасности продукции и перекладывают ответственность на производителя, мотивируя их к сертификации.
В Украине также существует практика так называемых масс-аудитов, во время которых торговые сети своими силами (или, нанимая отдельных аудиторов или сертификационные органы) проводят аудиты продукции на соответствие собственно установленным требованиям.
В частности, ритейлеры могут несколько упростить стандарты для перерабатывающих предприятий — впрочем, основные требования к обеспечению безопасности продукции остаются. Это обусловлено тем, что проходит сертификацию небольшое количество украинских производителей, но торговые сети не могут себе позволить пустые полочки.
«Мошенничество вокруг отметки Global G.A.P. тоже существует, но в нашей стране такие истории зафиксированы не были. Это легко объяснить тем, что украинские потребители не знают что такое Global G.A.P., этот стандарт в Украине не является преимуществом при покупке продукции. Впрочем, в любой стране Global G.A.P. может быстро обнаружить обман», — объясняет Юлия Слива.
На упаковке продукции с пометкой Global G.A.P. должен быть нанесен QR-код. Если его просканировать — можно сразу увидеть актуальный сертификат производителя, убедиться, действительно ли производитель сертифицирован именно на этот вид продукции, действителен ли сертификат на данный момент. Обо всем этом расскажет QR-код, если, конечно, продукт — не подделка.
Автор: Ксения Мелешко
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.