Государственный бюджет Украины 2021 г.: что достанется агросектору, селу, общинам и бизнесу

5 ноября парламент в первом чтении принял проект закона №4000 «О государственном бюджете Украины на 2021 год». Документ предусматривает господдержку аграриев на уровне 4,5 млрд. грн. Это на 500 млн. грн. больше, чем предлагали в редакции законопроекта до того, как в него внесли правки народные депутаты.

Также в проекте закона заложили финансирование общин по новой модели, предусмотренной реформой децентрализации. О ключевых направлениях финансирования, а также что из важных пунктов, предложенных депутатами, не вошло в редакцию законопроекта, принятого в первом чтении, кроме того, относительно каких направлений финансирования продолжаются дискуссии, изучал AgroPolit.com.

Основные макропоказатели бюджета-2021

ВВП номинальный — 4 505,9 млрд. грн.

ВВП реальный — р/с 4,6%

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года — 7,3%

Индекс цен производителей, декабрь к декабрю предыдущего года – 8,7%

Среднемесячная заработная плата — 13 632 грн.

Уровень безработицы населения в возрасте 15-70 лет по методологии МОТ, к экономически активному населению – 9,2 %

Экспорт товаров и услуг, р/с – 2,9 %

Импорт товаров и услуг, р/с – 10,6 %.

Проект бюджета-2021 предусматривает доходы на уровне 1,071 трлн. грн. и расходы – 1,350 трлн. грн.

Как отмечает в заключении комитет Верховной рады Украины, что по вопросам бюджета для расчета показателей закладывали прогнозный курс валюты на уровне 29,2 грн./$. Прогнозный курс на конец 2021 года составляет 28,8 грн./$.

Для сравнения — в бюджет 2020 года первичный прогноз был заложен на уровне 27 грн./$, теперь первичный прогноз на 31.12.2020 г. составляет 27,5 грн./$. В бюджет 2019 г. в первичном прогнозе закладывали 25,8 грн./$, а на 31.12.2019 г. фактический курс был 23,7 грн./$.

«В пояснительной записке к законопроекту указано, что указанный прогноз предлагает наиболее вероятный сценарий развития экономики в среднесрочной перспективе в условиях «перезагрузки» после распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CОV-2, и перехода к устойчивому развитию с учетом влияния реформ в соответствии с приоритетами, определенными в стратегических документах правительства», – отмечают в заключении бюджетного комитета.

Ожидания и возможности бюджета на 2021 год

Комитет по вопросам бюджета пессимистично относится к ожидаемому росту экономики.

Прогнозируемый на 2021 год рост экономики является достаточно оптимистичным, учитывая, что одним из основных факторов возможного роста экономики является статистический эффект низкой базы сравнения. Учитывая ожидаемое значительное падение, по мнению Счетной палаты, риском не достижения прогнозируемого роста экономики является сокращение предприятиями и организациями освоения капитальных инвестиций, отток прямых иностранных инвестиций и фактическое уменьшение кредитования;

Прогнозируемое уменьшение доли экспорта товаров и услуг в структуре ВВП в 2021 году и опережающий рост импорта товаров и услуг увеличивает риски вытеснения из отдельных внутренних рынков отечественных предприятий-производителей, а рост потребительского спроса домохозяйств может фактически стимулировать развитие экономик других стран;

В случае меньшей, чем предусмотрено правительством, в 2021 г. девальвации официального курса гривны к иностранным валютам потери государственного бюджета от уменьшения доходов будут больше экономии расходов;

В случае меньшей, чем предусмотрено правительством, инфляции на 2021 год есть риски невыполнения отдельных налогов государственного бюджета, доля которых в общем объеме доходов составляет 45%. Указано, что в «Основных принципах денежно-кредитной политики на 2021 год и среднесрочную перспективу», одобренных решением совета НБУ 10.09.2020 г., показатель инфляции ниже. По прогнозу потребительские цены на конец 2021г. вырастут на 5,5%, в среднем – на 5,8%.

Национальный банк Украины также отмечает, что заложенные в основу проекта государственного бюджета на 2021 год отдельные макропоказатели являются слишком оптимистичными и завышенными. А потому их использование может привести к нереалистичным прогнозам бюджетных показателей, при этом основные риски недовыполнения доходов существуют, прежде всего, из-за высокого показателя номинального ВВП и заложенного слабого обменного курса гривны.

О возможной разбалансировке экономики предупредили и в Счетной палате и Нацбанке. Среди факторов, которые об этом свидетельствуют – чрезмерная зависимость от зарубежных заимствований, которую ожидают минимум в течение 3 лет.

Счетная палата отмечает, что в среднесрочной перспективе не удастся достичь уровня, не превышающего установленного ограничения (прогнозируемый уровень дефицита в 2023 г. составит 3,5%). Чрезмерный дефицит государственного бюджета в течение 2019-2023гг., основным источником покрытия которого предусмотрены государственные заимствования, приведет к увеличению долговой нагрузки на государственный бюджет в 2021 г. и в дальнейшем будущем.

НБУ считает, что предусмотренный в законопроекте размер дефицита государственного бюджета является сложным для финансирования и создает риски разбалансировки экономики, — отмечают в заключении бюджетного комитета парламента.

Об угрозах для госбюджета в 2021 году рассказал во время рассмотрения законопроекта в сессионном зале председатель Счетной палаты Валерий Пацкан.

«Правительство прогнозирует рост экономики на 4,6% — это достаточно оптимистично. Учитывая сложившуюся ситуацию, такой рост не будет достигнут. Карантинные ограничения до конца года продлятся, статистика демонстрирует увеличение больных COVID-19 как в Украине, так и в мире, продолжается рецессия в промышленности и других отраслях, сократилось кредитование экономики и приток иностранного капитала, существенно сократились капитальные инвестиции. Это приведет к не поступлению доходов в определенных бюджетом объемах», – сказал в выступлении перед народными избранниками Пацкан.

Министр финансов Украины Сергей Марченко уверяет – бюджет покрывает необходимые на 2021 год потребности.

14 сентября правительство вовремя подало в Верховную раду Украины проект государственного бюджета на 2021 год, как это определено Конституцией и Бюджетным кодексом. Проект является достаточно сбалансированным и реальным к исполнению. Это не просто финансовая смета – это инструмент развития и роста страны. В бюджете предусмотрено достаточно для финансирования всех приоритетных потребностей государства», – заявил с трибуны парламента Марченко.

С 1 июля 2020 года, одновременно с запланированным открытием рынка земли, закладывают рост прожиточного минимума. В ст. 7 и 8 законопроекта №4000 предусмотрели такие социальные гарантии на 2021 год.

Основные бюджетные показатели для АПК, земельной, территориальной реформы и децентрализации:

Не предусмотрено в проекте госбюджета средств на создание МинАПК и отделение функций обеспечения аграрной политики и развития от Минэкономразвития. Нет в документах и обещанных средств на господдержку с целью содействия приобретению земли после запланированного на июль 2021 года открытия рынка.

Господдержка аграриев меньше 1% ВВП

В сложных для бюджета условиях на программу господдержки по основным направлениям не удалось привлечь сумму больше 1% аграрного ВВП. Вначале заложили на дотации 4,2 млрд. грн. Это 4 млрд. грн. из основного фонда госбюджета 200 млн. грн. из спецфонда. Во время доработки в бюджетном комитете к этой сумме добавили еще 500 млн. грн.

Таким образом, в первом чтении проголосовали за проект закона с дотациями для аграриев на уровне 4,7 млрд. грн. Основные направления финансирования, предложенные МЭРТ и Минфином предварительно такие:

  1. Как предлагали парламентарии

В первые дни октября 2020 года на заседании подкомитета (аграрного комитета) по вопросам экономической и финансовой политики в агропромышленном комплексе председатель межфракционного депутатского объединения «Депутатский аграрный совет» Андрей Богданец предлагал выделить на господдержку АПК 8,4 млрд. грн. Это больше 1% аграрного ВВП.

Предлагали разделить эту сумму расходов в 8,4 млрд. грн. на такие направления:

финансовая поддержка мероприятий в АПК (страхование и кредитование) — 2,25 млрд. грн.,

поддержка производства нишевых культур, таких, как гречка, просо, овес, рожь — 295 млн. грн.,

поддержка фермерства — 727 млн. грн.,

развитие садоводства, виноградарства, хмелеводства – 414 млн. грн.,

производство картофеля — 160 млн. грн.,

поддержка животноводства – 3,63 млрд. грн.,

компенсация стоимости сельскохозяйственной техники – 957 млн. грн.

Выделение расходов и их увеличение по направлениям господдержки аграриев предлагаем осуществить за счет поступления от приватизации предприятий агропромышленного комплекса, в частности за счет приватизации предприятий спиртовой отрасли и других шагов, – объяснял тогда Богданец.

Однако в законопроекте №4000 эти цифры дотаций не появились. Теперь бюджетный комитет поручил чиновникам заниматься распределением 4,5 млрд. дотаций, которые заложены в общем фонде и 200 млн. в специальном фонде госбюджета на 2021 год.

  1. Распределение дотаций на 2021 год по предложению в стратегии МЭРТ

Также в стратегии развития АПК на 2021-2023 гг. МЭРТ предполагало на 2021 год финансирование по следующим направлениям:

Прямая поддержка отрасли животноводства

Финансовая поддержка мероприятий в АПК (кредиты, страхование)

Удешевление компенсации техники и оборудования отечественного производства

Программа развития фермерства

Растениеводство (делится на садоводство / орошение).

Кроме того, в сентябре 2020 года в МЭРТ предлагали в бюджете на 2021 год предусмотреть финансирование таких направлений:

рыбное хозяйство – 106,1 млн. грн.

лесная отрасль – 596,1 млн. грн.

Госпродпотребслужба (на обеспечение улучшения эпизоотической ситуации) — 578,6 млн. грн.

На государственный ветеринарно-санитарный контроль и проведение лабораторно-диагностических и профилактических работ государственными больницами ветеринарной медицины и государственными ветеринарными лабораториями – 3 527 млн. грн.

Земельная реформа — 51 млн. грн.

Инвентаризации земли и обновление картографической основы государственного земельного кадастра – 237,8 млн. грн.

Обеспечение государственного контроля над соблюдением санитарного эпидемиологического благополучия населения, рыночного государственного надзора, а также законодательства о защите прав потребителей – 83,7 млн. грн.

Как именно МЭРТ и правительство распределят 4,7 млрд. грн. дотаций можно будет узнать позже.

  1. Как распределяли дотации в 2019-2020 гг.

Как известно, в 2020 году распределение 4 млрд. грн. господдержки по программе «Финансовая поддержка сельхозпроизводителей» осуществлялось по следующим направлениям:

Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств – 380 млн. грн.

Финансовая поддержка на возвратной основе (беспроцентные кредиты) через Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств – 67 млн. грн.

Государственная поддержка через доплаты в пользу застрахованных лиц – членов/глав КФХ – 20 млн. грн.

Государственная поддержка развития животноводства и переработки с/х продукции – 1 млрд. грн.

Финансовая поддержка развития садоводства, виноградарства и хмелеводства – 400 млн. грн.

Частичная компенсация стоимости с/х техники и оборудования отечественного производства – 437 млн. грн.

Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов — 1,2 млрд. грн.

В 2019 году на господдержку аграриев было предусмотрено 5,9 млрд. грн., в 2018 году – 6,3 млрд. грн.

Как искали деньги на бюджетные нужды

Народные депутаты, которые подавали правки в законопроект, где предлагали увеличить господдержку АПК предлагали найти финансирование путем получения средств от приватизации аграрных ГП, а также путем уменьшения финансирования ГБР, таможни и прокуратуры.

Две правки в законопроект с просьбой увеличить объемы господдержки подал непосредственно комитет по вопросам аграрной и земельной политики. 12 – народные депутаты разных фракций.

Среди инициаторов от депутатской группы партии «За будущее» Тарас Батенко, Игорь Колихаев и группа депутатов, от депутатской группы «Доверие» Олег Кулинич, Антон Поляков и группа депутатов, Андрей Богданец, Артем Черноморов, Марина Никитина, Анатолий Костюх из партии «Слуга народа» и группа депутатов, Вадим Ивченко из политической партии ВО «Батькивщина»,

О деньгах, которые еще должны привлечь от приватизации государственных предприятий, отмечали и народные депутаты, которые предлагали в своих правках в законопроект источники финансирования для аграрной отрасли и потребностей села и общин, так и, в частности, бюджетный комитет со ссылкой на цифры Фонда госимущества. Учитывали чувственные поступления, как от большой, так и от малой приватизации. Однако чтобы деньги попали в украинский бюджет, еще следует принять дополнительные законы, отметили народные избранники.

Фонд государственного имущества проинформировал, что по оптимистическому прогнозу готов обеспечить поступления от приватизации государственного имущества в размере 12 млрд. грн., из которых 3 млрд. грн. от продажи объектов малой приватизации, а 9 млрд. грн. от большой приватизации.

Для этого необходимо обеспечить соответствующий уровень расходов на мероприятия по подготовке объектов к приватизации и функционированию этого фонда. Исключение п. 7-2 г. V ЗУ «О приватизации государственного и коммунального имущества», что позволит проводить аукционы по продаже объектов большой приватизации, а также принятию ряда законопроектов по соответствующим вопросам, – отмечают в бюджетном комитете парламента.

Но в выводах бюджетного комитета сообщают об уведомлении Счетной палаты, где утверждают, что инвестиций в приобретение ГП может не хватить.

Учитывая экономический кризис в стране, который начался еще в конце 2019 г., значимыми являются риски не желания в 2021 г. широкого круга инвесторов в приобретении государственной собственности и продажи объектов большой приватизации, существенного обесценивания объектов государственной собственности, – цитируют в комитете заключение Счетной палаты.

Несмотря на дискуссии о привлечении инвестиций ряд депутатов на этапе подготовки к первому чтению подали свои предложения в виде поправок в проект бюджета, где предлагали добавить средства на господдержку аграриев от продажи аграрных ГП, таких как ПАО «Аграрный фонд» и ГСБУ «Аграрный фонд» и спиртзаводы. Об этих же источниках финансирования дотаций отметили в рекомендации бюджетного комитета. Средства предлагали направить по следующим аграрным статьям:

расходы для предоставления государственных гарантий на строительство и восстановление внутрихозяйственных мелиоративных систем (отклонено);

по новой бюджетной программе «Государственная поддержка производства продукции растениеводства на орошаемых землях» в объеме 200 млн. грн. (учтено), народные депутаты А. Черноморов, И. Молоток, А. Соломаха;

увеличить господдержку до уровня более высокого, чем 1% аграрного НДС до 8,4 млрд. грн. (учтено частично).

Благодаря тому, что бюджетный комитет в своем заключении сообщил об ожидаемых средствах от приватизации ГП, можно ожидать, что средства, о которых отмечали народные депутаты, в течение года могут поступить в бюджет и дискуссия относительно их привлечения в аграрные статьи господдержки может продолжиться.

Кроме того, парламентарии предлагали увеличить количество средств по статье «Финансовая поддержка сельхозпроизводителей» на 1 млрд. 442 млн. грн. И, наконец, обеспечить общую сумму господдержки на уровне 5 млрд. 442 млн. грн. Получить средства на аграрные статьи хотели путем уменьшения затрат на таможню, ГБР и обучение прокуроров.

Также за счет средств, которые поступают от деятельности производственных аграрных и не аграрных предприятий и сокращения бюджета потребления предлагали обеспечить из общего фонда новые бюджетные программы:

«Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» – 400 млн. грн.

«Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств» – 500 млн. грн.,

«Бюджетная животноводческая дотация» – 2,2 млн. грн.

«Государственная поддержка развития хмелеводства, закладка молодых садов, виноградников и ягодников и надзор над ними» – 300 млн. грн.

«Селекция в животноводстве на предприятиях агропромышленного комплекса» – 300 млн. грн.

«Финансовая поддержка граждан для приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения» – 500 млн. грн.

«Государственная поддержка страхования сельскохозяйственной продукции» – 672 млн. грн.

«Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств» – 800 млн. грн.

«Финансовая поддержка сельскохозяйственных кооперативов» – 200 млн. грн.

«Государственная поддержка отрасли животноводства» в объеме 1 млрд. грн.

Как следствие, рассчитывать на уменьшение финансирования других не аграрных статей и покрытие средств на господдержку АПК в бюджетном комитете не стали. Но рекомендовали в ответ на все 14 правок об увеличении финансирования на господдержку выделить 500 млн. грн. на дотации и таким образом, по крайней мере, частично ответить на поправки депутатов.

На какое именно направление пойдут эти дополнительные средства — не отметили, но указали, что это бюджетное изменение учитывает частично каждую из перечисленных выше предложенных поправок. Таким образом, АПК получает 4,7 млн. грн. господдержки.

Расходы, связанные с территориальной реформой и децентрализацией

Проект закона №4000 предусматривает ряд расходов, которые связаны с реформой децентрализации, а также финансирование территориальных общин.

«Районные бюджеты не будут иметь взаимоотношений с государственным бюджетом. В 2020 г. 448 районных бюджетов получают соответствующие трансферты из государственного бюджета. На 2021 год законопроектом устанавливаются отношения государственного бюджета со 1463 местными бюджетами. Общий объем трансфертов из государственного бюджета местным бюджетам на 2021 год составляет 161,7 млрд. грн., учитывая из общего фонда – 137,3 млрд. грн., специального фонда – 24,4 млрд. грн.», – отмечают в бюджетном комитете парламента.

  1. Ликвидация районов

В связи с ликвидацией районов ст. 23 законопроекта предусматривает 1,2 млрд. грн. расходов по бюджетной программе «Обеспечение отдельных расходов районных государственных администраций, связанных с ликвидацией районов», из них 1 млрд. грн. на оплату труда.

  1. Дотации из общего фонда госбюджета

Из общего фонда государственного бюджета предполагается предоставить местным бюджетам дотации в сумме 24,3 млрд. грн. Это на 2,7 млрд. грн. (12,4%) больше, чем было определено на 2020 год. Из них базовая дотация составляет 15,7 млрд. грн., что на 2,4 млрд. грн. (18,1%) больше по сравнению с предыдущим годом. Средства получат 20 областных бюджетов и 1075 бюджетов территориальных общин (74,8% от количества общин, имеющих взаимоотношения с государственным бюджетом).

Стартовых денег для вновь созданных общин в 2021 году больше давать не будут, поскольку разделение официально осуществлено в 2020 году.

«Не предусмотрено предоставление стабилизационной дотации (что утверждена в сумме 200 млн. грн., но отменена законом от 13.04.2020 г. № 553-ІХ), которая предоставлялась до завершения процесса объединения территориальных общин в соответствии с законом Украины «О добровольном объединении территориальных общин», – отмечают в бюджетном комитете.

В то же время, общины получат в 2021 году субвенции на такие нужды:

мероприятия, направленные на борьбу с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 и ее последствиями во время учебного процесса в учреждениях общего среднего образования (1 млрд. грн.);

развитие спортивной инфраструктуры (0,5 млрд. грн.);

развитие сети предоставления административных услуг (489,8 млн. грн.);

на разработку комплексных планов пространственного развития территорий территориальных общин (62,6 млн. грн.).

Также в проекте госбюджета на 2021 год указанная субвенция предусмотрена в составе общегосударственных расходов Минрегиона на сумму 1650 млн. грн., учитывая по общему фонду – 450 млн. грн. и по специальному фонду – 1200 млн. грн. за счет кредита, привлеченного от Европейского инвестиционного банка.

Местные бюджеты, согласно принятому в первом чтении законопроекту, должны получить компенсацию земельного налога вследствие предоставленных государством налоговых льгот по уплате земельного налога субъектам космической деятельности и самолетостроения – 668,7 млн. грн. (на 263,6 млн. грн., или на 65,1%, более чем на 2020 г.).

  1. Ремонт дорог в ОТГ

Бюджеты ОТГ получат финансирование на ремонт дорог. Документом предусмотрели, что из специального фонда будет предоставлено местным бюджетам субвенции в объеме 24,4 млрд. грн. Из этой суммы на финансовое обеспечение строительства, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах – 21,3 млрд. грн.

В целом расходы дорожного фонда страны составляют 71,48 млрд. грн., это на возврат долгов по заимствованиям под дороги общего пользования и на развитие сети в 2021 году. Таким образом, из не долговых средств общины на дороги получат более трети ремонтной суммы.

  1. Водоснабжение в селе

Депутаты подали 5 поправок об обеспечении водоснабжением жителей разных регионов. Среди предложений – строительство Белградского и Суворовского водопроводов в Одесской области, также в Малинском районе Житомирской области, в г. Галич Ивано-Франковской области. Просили суммы в 50-300 млн. грн., для отдельных объектов до 2,6 млрд. для водоснабжения в разных регионах.

Бюджетный комитет решил частично учесть такие правки и обеспечить в части увеличения расходов на развитие 110 млн. грн. на создание систем сельскохозяйственного водоснабжения.

Также комитет решил сделать поручение правительству по реализации программы «Питьевая вода в Украине». Депутаты подавали по этому вопросу о реализации программы на Львовщине запрос на сумму 150 млн. грн. и в целом на территории Украины на сумму 2 млрд. грн. и другие депутаты на эти же цели – 3 млрд. 164 млн. грн.

  1. Противодействие непогоде: засухам и паводкам

Подавая правки в законопроект, депутаты предлагали шаги на преодоление неблагоприятных климатических обстоятельств. В частности, предлагали предусмотреть «Минводоканалу» расходы развития по общему фонду по новой бюджетной программе «Реализация государственного инвестиционного проекта «Мероприятия по обеспечению комплексной против паводковой защиты от вредного действия вод сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий в Львовской области».

Предлагали суммы от 75 до 90 млн. грн. Относительно этого вопроса было передано поручение правительства относительно распределения государственных капитальных вложений Межведомственной комиссией по вопросам государственных инвестиционных проектов. Депутаты подали 3 правки о том, чтобы предусмотреть в законопроекте средства на построение систем мелиорации (без указания суммы), но их отклонил бюджетный комитет парламента.

  1. Финансирование лесного хозяйства

Бюджетный комитет подготовил поручение правительству по финансированию лесного хозяйства. Депутаты подавали поправки, где требовали средств:

на создание комплексов по выращиванию посадочного материала для лесов (21,1 млн. грн.),

на мероприятия по лесоустройству, разведению и восстановлению (100 млн. грн.),

на восстановление лесов и создание лесополос в Запорожской области (80 млн. грн.),

на ведение лесного и охотничьего хозяйства (1 млрд. грн.).

Депутаты предлагали уменьшить расходы развития из общего фонда по бюджетной программе «Научная и научно-техническая деятельность в сфере агропромышленного комплекса» НААН на 50 млн. грн., на расходы развития специального фонда на 100 млн. грн. Бюджетный комитет решил сделать поручение правительства в части уменьшения расходов развития из общего фонда госбюджета.

  1. Инвестиционный климат и проекты

На нужды, которые связаны с аграрным сектором планируют привлечь 1 млрд. 176 млн. грн. инвестиций от международных организаций.

Перечень кредитов, привлекаемых государством в специальный фонд Госбюджета на 2021 год от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов:

Кредитор — Европейский инвестиционный банк:

«Проект модернизации украинской железной дороги» (500 млн. грн.).

Проект «Основной кредит для аграрной отрасли Украины» – финансирование проектов развития за счет средств, привлеченных государством (526 млн. грн.).

Кредитор — правительство Французской Республики:

Проект по поставке питьевой воды в г. Мариуполе (150 млн. грн.)

Бюджетным комитетом была учтена предложенная депутатами поправка об увеличении расходов на работу Экспортно-кредитного агентства на сумму 23,7 млн. грн.

Подытоживая результаты работы и учитывая экономическую ситуацию, что возникла в 2020 году, когда спад сельскохозяйственного производства составлял более 10% и снижение индекса продукции растениеводства сельскохозяйственных предприятий составляло 20%, а также учитывая кризис, связанный с COVID-19 и ухудшение макроэкономических показателей в 2020 году, можно отметить, что в результате этих обстоятельств сектор АПК не получил на 2021 год господдержку на уровне 1% аграрного ВВП.

Вначале было запланировано в проекте бюджета 4,2 млрд. грн., и после того, как депутаты подали ряд поправок в документ, эта сумма была увеличена на 500 млн. грн. до 4,7 млрд. грн.

В вопросе продолжения реформы децентрализации общины уже не получают 200 млн. грн. стабилизационной дотации, но из госбюджета запланировано финансирование на разработку планов развития территорий и нужды общин на общую сумму 24,3 млрд. грн. из общего фонда бюджета.

Автор: Оксана Тупальская

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий