04.01.2020 – Какими были четыре месяца работы нового правительства Украины и чего ждать украинцам в 2020 году?
Украинцы привыкли, что чиновники всегда бодро отчитываются про свои достижения, но обходят неудобные моменты в работе. Хочу покончить с этой традицией. Продуктивный диалог требует честности. Это были безумные четыре месяца, нам много удалось, кое-что могло бы быть лучше, но самое главное – впереди.
Невозможно эффективно управлять тем, что нельзя измерить
Кажется, это – вольная цитата Питера Друкера, известного американского экономиста австрийского происхождения. Он был на 100% прав. Когда точно не знаешь, где именно прикладывать усилия и ресурсы, получается «тушение пожаров», а не работа.
Поэтому одно из первых действий, которое мы сделали после формирования команды правительства, конечно, начали большой аудит страны. Впервые в Украине на карту была нанесена вся инфраструктурная сеть: садики, школы, больницы, библиотеки, кинотеатры, суды, офисы прокуратуры.
Благодаря этому мы узнали, например, что из 400 стационарных отделений, в которых лечатся пациенты с инсультом, лишь 158 обеспечены необходимым диагностическим оборудованием для определения тактики дальнейшего лечения.
И что из-за неэффективности медицинской системы мы ежегодно теряем 160 тыс. украинцев, которых можно было бы спасти. Что есть сельские школы, где учится с десяток учащихся с качеством знаний минус два года от аналогичного класса в городе.
Что в интернатах находится 106 тыс. детей и каждый год на них выделяется около 12 млрд. грн. По 10 тыс. грн. на питомца в месяц, но только 15% идут на нужды ребенка, остальные 85% — зарплата персонала и коммунальные расходы интернатов. Ну и так далее.
Бедность и неравенство в Украине существуют потому, что государство – громоздкая, устаревшая, смазанная коррупцией, неэффективная система, которая работает как первые бензиновые двигатели: 10% энергии на полезную работу, 90% — «потери в сети».
Весна-2020: первый промежуточный дедлайн
Имея данные аудита, мы смогли создать своего рода «генеральный план» для страны – что и как делать в течение следующих 5 лет. Если коротко, он звучит так, что с весны 2020 начинаем «Большое строительство».
Уже в следующем году мы сдадим в эксплуатацию 100 детских садов, 100 школ, 100 стадионов, а также 25 центров экстренной помощи.
Через пять лет, мы планируем, капитально отремонтировать 24 тыс. км национальных дорог, модернизировать 15 аэропортов и 5 портов. Это будто экосистема, которая втягивает в себя много смежных сфер: промышленное производство, услуги и прочее, создавая на 1 рабочее место в строительстве 5-8 рабочих мест дополнительно.
Инфраструктурный рывок фактически невозможен без имеющейся инвестиционной инфраструктуры и государственно-частного партнерства. И мы сделали необходимые шаги, чтобы сюда пришел инвестор: парламент принял закон «О концессии», правительство создало Агентство по вопросам поддержки государственно-частного партнерства, и уже провели первые концессионные конкурсы по портам «Херсон» и «Ольвия».
Но есть еще один элемент инвестиционной инфраструктуры, в которой в Украине всегда были проблемы – защита права собственности. В декабре мы открыли Офис противодействии рейдерству, который оперативно реагирует на жалобы, защищая бизнес от мошенников и прочих негодяев.
Уже сейчас рейдерство отступает, но в следующем году мы окончательно преодолеем его как явление: заблокируем «черных регистраторов», устраним слабые места в реестрах и в законодательстве и переведем все основные данные и операции в электронную форму, усилив защиту данных и транзакций.
Позитивные сигналы инвесторам поданы, и в следующем году мы ожидаем 12 млрд. гривен в госбюджет от приватизации убыточных нестратегических госпредприятий. Для этого также сделана колоссальная подготовительная работа – переданы на приватизацию 530 объектов, что, на самом деле, надо было делать давно, а не держать их мертвым грузом в государстве.
Кроме бизнес-климата, в 2020-м мы обеспечим бизнес доступными ресурсами. В феврале стартует программа кредитования для малого и микробизнеса «Возвращайся и оставайся» — кредиты под 5%, 7% и 9% годовых на открытие собственного дела.
Мы хотим создать условия для работы здесь, чтобы у украинцев отпала необходимость ехать на заработки заграницу. В следующем году мы с новой силой поборемся за зарубежные рынки для наших экспортеров.
Это и переговоры с европейцами о «промышленном безвизе» (этого давно ждут наши экспортеры), и подписание новых соглашений о свободной торговле и начало государственной программы поддержки экспорта.
Также в новом году продолжит набирать обороты цифровизация и вытеснение бюрократии и сестры ее – коррупции, из отношений гражданин-государство.
Первые рубежи мы уже взяли. Это однозначно электронный кабинет застройщика с онлайн-процедурами для частного и небольшого коммерческого строительства (немалая коррупционная кормушка-кормилица еще до недавнего времени), начало тестирования портала государственных услуг «Действие» и единый транспортный портал, объединяющий административные онлайн услуги в транспортной сфере.
С 1 января заработает е-Малютка – сервис государственных услуг для новорожденных. В конце января полноценно запустим «Действие», что позволит хранить официальные документы «в смартфоне».
Касательной к цифровизации является таможенная реформа – создание новой таможни, где тоже мы максимально уходим от «человеческого фактора» и упрощаем процедуры для помощи тем, кто работает в белую.
Уже в этом году впервые на наших границах заработали 7 сканеров, что помогают нам бороться с контрабандой. В следующем будем развивать этот успех.
Вообще за 5 лет (но, надеюсь, раньше) мы хотим сделать все государственные услуги доступными онлайн. Там, где нет чиновника – не возникает и желания использовать должность в свою пользу. Компьютерный алгоритм лишен этой сугубо человеческой черты.
По сути, все, что мы сделали в этом году – это стартовые усилия, строительство платформы для того, чтобы следующий год стал «годом эффективности». И нам очень помогает то, что президент, правительство и парламент играют в единую командную игру.
2019: достижения и… не очень
Есть две вещи относительно, которых я бы хотел, чтобы они были лучше, чем есть. Вторая – закон о земле. Интересно, что оба изменения разгоняют одни и те же силы.
Предыдущим правительством бюджет планировался под значительно более слабую гривну. Проблемы с наполнением доходной части были уже в августе (доходов было примерно на 30 млрд. меньше, чем ожидалось), и когда мы начали работать, то пытались выровнять это проседание.
Дополнительное укрепление гривны в декабре не дало нам это сделать. Так мы оказались между двумя огнями: укрепление гривны – это хорошо, но эффект в виде снижения цен проявится позже, тогда как дефицит есть уже сейчас.
Мы справились с этой ситуацией — все необходимые выплаты до конца года были осуществлены. Единственное, что в этой ситуации я могу поставить себе как «минус», это то, что правительству нужно было коммуницировать это раньше, а не оставлять инициативу оппонентам.
Второе, закон о земле. Когда законопроект получает 4 тысячи правок – то ясно, что люди, которые их подают, не стремятся усовершенствовать идею, а «завалить» ее. Критики не предлагают решения, они предлагают консервацию существующего положения. Люди с дорогим маникюром, которые не работали на земле, наверное, никогда, ни захотят решать за землевладельцев можно или нет продавать последнюю землю.
Я надеялся, что второе чтение пройдет в 2019 году, но нет. Впрочем, у меня нет сомнений, что закону и цивилизованным земельным отношениям – быть. Это станет большим экономическим прорывом для Украины.
Однако есть и существенные достижения. Например, договоренность о новой программе с МВФ. Она не только даст нам ресурсы на внедрение системных реформ, но и является свидетельством доверия к нашим действиям со стороны международных партнеров.
Ну, и, конечно, контракт о транзите газа на 5 лет. Мы, совместно с Европой, добились условий, которые отвечают нашим национальным интересам, и сохранили статус надежного партнера ЕС в качестве государства — транзитера. 27 декабря уже получили 2,9 млрд. долларов от «Газпрома», которые он должен был выплатить по решению Стокгольмского арбитража.
А 30 декабря подписали новый пятилетний договор по транзиту с возможностью пролонгации еще на 10 лет на аналогичных условиях. Минимальные гарантированные объемы прокачки — 65 млрд. м куб газа в первый год и 40 млрд. куб. м ежегодно на следующие четыре года. При этом фактические объемы могут быть выше.
Все это позволяет с уверенностью смотреть в 2020-й год.
Социальная сфера
Про социальную сферу сложно говорить потому, что для кого-то даже необходимые социальные инициативы будут слишком «левацкими». А для кого-то и самая масштабная поддержка со стороны государства будет недостаточно «масштабной».
Наше правительство идет золотой серединой. Мы считаем, что государство должно быть рядом с теми людьми, которым помощь нужна — и одновременно ее не должно быть там, где она лишняя. Одна из главных реформ в этой сфере – медицинская.
С 1 апреля 2020 г заработает второй этап медицинской реформы, которая охватит не только «первичку», но также специализированную помощь, реабилитацию, паллиативную помощь и программу «Доступные лекарства» (на которую, вместе с инсулином, мы заложили 3,3 млрд. грн.).
Деньги, наконец-то, пойдут за пациентом
Сейчас правительство держит на контроле процесс заключения договоров между больницами, владельцами которых являются местные органы власти, и НСЗУ (а для этого нужно, чтобы больницы были автономизированными, компьютеризированными и подключенными к электронной системе здравоохранения).
Мы ищем баланс интересов между расходами на социальную помощь и развитием. Скажем, тема тарифов. Во-первых, мы уже нашли возможность снизить сумму в платежке за отопление – в предыдущие годы она только росла.
И предложили необходимый инструмент местным органам. Многие из них уже поддержали наше предложение, а это значит, что уже в январе люди получат меньшие счета за коммуналку.
Во-вторых, ситуацией win-win здесь будет увеличение энергоэффективности и проведение термомодернизации домов по инициативе и поддержке государства. Так мы не только существенно уменьшим сумму в платежках, но и прекратим тепловые потери на «обогрев космоса».
2020-й год вообще должен стать годом термомодернизации, чтобы увидеть первые результаты в новом отопительном сезоне. Субсидии останутся, но они будут монетизированные тем, кому они действительно нужны.
Еще один пример. В течение ближайших лет мы планируем выйти на реальный прожиточный минимум в 4200 грн., но для этого нужно запустить и вывести из тени экономику, а также сделать систему социальной защиты более эффективной.
Начнем с отвязки от прожиточного минимума немало финансовых показателей. Потому что сегодня при поднятии прожиточного минимума на 100 грн., заработная плата судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда увеличивается на 5 тысяч (поскольку по закону составляет 50 прожиточных минимумов), а крупнейшие регулярные социальные выплаты — всего на 200 грн. (они составляют 2 прожиточные минимумы).
В конце концов, это позволит людям получать адекватные пенсии и помощь. Таких примеров в Украине немало. Мы ежедневно отсекаем какую-то долю абсурда, которым было пропитано государство целые десятилетия – и нам объективно нужно на это время.
Однако у нас есть четкий ориентир – это украинцы, именно в их интересах я и вся моя команда и будем действовать.
Врываемся в 2020
Правительства любят отчитываться через 100 дней. Часто политики вообще слишком тяготеют к символическим действиям, забывая о реальных нуждах людей. Мы не политики. К нашему счастью, мы — первое неполитическое правительство в истории Украины. Не умеем интриговать, как «старые элиты», но умеем работать. И мы измеряем результаты не днями, а достигнутыми результатами. Их немало. Это общая заслуга правительственной команды, президента и парламентариев, которые принимали необходимые законы.
Одобрительная оценка наших действий проявилась по-разному. Не только в договоренности о программе с МВФ. Это также снижение учетной ставки Нацбанка с 17% до 13,5%, что позволит банкам выдавать более дешевые кредиты и будет способствовать развитию экономики.
Это плюс 7 пунктов в рейтинге Doing Business-2020 от Всемирного банка. Это улучшение рейтингов Украины со стороны самых авторитетных агентств, таких как Moody’s, S&P, что открывает путь к привлечению более дешевых ресурсов через снижение рисков для внешних инвесторов.
Но основные достижения – впереди. В уходящем году мы сделали для этого все необходимое. Итак, пусть 2020 станет годом эффективности – только вперед, только вверх!
С Новым годом и Рождеством!
Автор: Алексей Гончарук, премьер-министр Украины
Источник: Украинская правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.