17.11.2019 – Секретарь аграрного комитета Иван Чайковский – один из немногих депутатов Верховной Рады, который не входит в однопартийное большинство из «Слуги народа». Однако он занимает должность секретаря аграрного комитета – вторую «по весу» должность, после главы комитета Николая Сольского.
Как депутат-самовыдвиженец оказался на этой должности, как ему работается на ниве государства, а также о том, что ждет аграриев, мы расспросили в эксклюзивном интервью самого Ивана Чайковского.
Почему вы, успешный бизнесмен, пришли в политику?
Чтобы изменить правила, которые не устраивают меня и подавляющую часть общества. Это главный фактор. За период работы в бизнесе в целом и в сельском хозяйстве в частности, мы сталкивались с рядом трудностей, связанных с нашим законодательством.
Например, много норм осталось еще со времен Советского Союза и они совершенно не приспособлены к настоящему. Нормы 1960-1970-х годов уже давно устарели, их нужно менять. Это одна из причин моего прихода в парламент.
А вы с самого начала рассчитывали на участие в аграрном комитете, когда шли на выборы?
Думаю, это естественно, что я попал в аграрный комитет, ведь я — аграрий. Я лучше знаю этот участок работы, я – практик, который создал предприятие с нуля: от 850 га и до 40 тыс. га, которые оно обрабатывает по настоящее время. Поэтому все нюансы я знаю не просто в теории, я прошел их на практике и понимаю, с какими трудностями сталкиваются наши фермеры и агропроизводители.
Мы помним вас с участием в деятельности Аграрной партии Украины (АПУ), и вы сейчас единственный представитель этой политической силы в Верховной Раде. Почему вы пошли на выборы самовыдвиженцем, а не под флагами «Слуги народа» или другой перспективной в то время политсилы?
Да, я – член Аграрной партии, заместитель председателя АПУ, председатель Тернопольской областной организации. Меня избрали люди, партийцы, тернопольские аграрии, поэтому я не собираюсь отрекаться от своей должности без их согласия или требования.
Кроме того, чтобы это сделать, нужно, как минимум, написать заявление, чтобы его рассмотрели на съезде. Но перед тем нужно принять внутреннее решение, которое я принял сейчас.
Вы рассматривали возможность перехода в ряды другой политической силы, или вам не поступали такие предложения?
И на этот раз их поступало достаточно много, но за мной стоят люди, которые доверили мне должность заместителя председателя Аграрной партии и председателя Тернопольской областной организации Аграрной партии. Я это доверие ценю.
Раз уж речь идет об Аграрной партии, меня сегодня не устраивает политика АПУ, меня не устраивает коллективное руководство партии.
Вы сегодня «агент» Аграрной партии в парламенте?
Да, точнее — делегат. Хотя стоит осознавать, что оба раза, когда я собирался на выборы шел как самовыдвиженец. Но хочу сказать, раз уж речь идет об Аграрной партии, меня сегодня не устраивает политика АПУ, меня не устраивает руководство партии. Я со многими вещами там не соглашаюсь.
Мы ждем политсовета, мы ждем съезда партии, где определимся с целью, за которую стоит бороться дальше. Там будет решаться много вопросов, связанных с управлением партией и ее будущего. Я точно не знаю, когда это произойдет, но думаю, что в ближайшее время.
Как так случилось, что вы – человек не из правящего большинства – заняли должность секретаря аграрного комитета, и фактически стали вторым человеком (после главы) в руководстве аграрного комитета Верховной Рады?
Возможно, это произошло из-за опыта, который я имею. Ведь я один из старейших (улыбается) в аграрном комитете и имею 20-летний багаж аграрного опыта. Мне позвонил председатель комитета Николай Сольский, мы с ним встретились и поговорили о моей работе на посту секретаря комитета. Долго общались, ведь, насколько я понимаю, он пересмотрел все заявления, которые писали соискатели и будущие члены аграрного комитета (мое заявление тоже) и имел свое видение относительно распределения должностей.
Стоит заметить, что должностей в комитете хватает. Кроме секретаря есть и заместители председателя, первый заместитель, руководители подкомитетов и тому подобное. Поэтому, насколько я понимаю, Сольский общался со всеми членами будущего аграрного комитета, определяя, кто на какую должность подходит, и какую пользу в общем КПД может принести.
Как вы оцениваете эффективность аграрного комитета после 2 месяцев полноценной работы?
Я поставил бы комитету оценку «хорошо». Знаете, в новом парламенте сегодня 80% состава – это новые люди. Соответственно, они не имеют опыта работы в комитетах, и это нужно четко понимать. Они начинают вникать в темы, больше разбираться в комитетских вопросах, только начинают проявлять инициативу. Поэтому есть еще куда «тянуться» в улучшении своей работы, но и сегодня комитет и подкомитеты работают, обсуждают законопроекты, вносят правки.
Сравнивая предыдущий парламент и работу депутатов, я могу сказать, что прошлый созыв считал, что работа в комитете – это та неделя, когда депутаты ездили на округа, их не было на заседаниях и тому подобное. Сейчас мы работаем в комитете и видим, что практически все депутаты на месте, они проводят встречи, общаются между собой. Долго ли так будет? Хочется верить, что да.
Я считаю, что в воюющей стране, которая имеет целый ряд различных проблем, не стоит и нельзя вводить открытый рынок земли.
Почему вы не поддержали идею альтернативного законопроекта о рынке земли, предложенную большинством в комитете?
Это моя принципиальная позиция. Я считаю, что в воюющей стране, которая имеет целый ряд различных проблем, особенно экономических, не стоит и нельзя на данном этапе вводить открытый рынок земли. Но я понимаю, что оборот земель сельскохозяйственного назначения фактически касается двух сторон: первая – это дольщики, большинство из которых – люди старшего поколения, они часто обедневшие, с мизерной пенсией, на которую трудно купить лекарства и прочее.
Вторая сторона – аграрии, которые преимущественно обрабатывают украинские земли. Поэтому, если рассматривать эти две стороны, мы понимаем, что рынок нужен, ведь люди, которые хотели бы, сегодня продать землю, должны иметь возможность это сделать по своему законному, конституционному праву.
Но сразу встает вопрос: мы с вами украинцы, каким этот рынок должен быть и для кого он должен быть? Имеют ли право иностранцы владеть украинской землей? Моя позиция – я против того, чтобы украинской землей владели иностранцы. И неважно, будут ли это русские, немцы или китайцы. Украинской землей должны владеть исключительно украинцы. Те украинцы, которые не вчера получили гражданство, а родились, живут и работают на этой земле.
Какая форма земельной собственности, по вашему мнению, должна быть в Украине в ближайшие 5 лет?
Учитывая тот факт, что руководство государства имеет твердые намерения внедрить рынок земли, на первом этапе (это мое видение) он должен быть доступным исключительно для физических лиц, которые являются гражданами Украины. Это должны быть те, кто живет и работает на земле, кто получил гражданство не ранее, чем три года назад. По моему мнению, первый этап запуска рынка должен длиться 10 лет. И все эти моменты должны быть четко прописаны в законе. Ведь есть еще один фактор, который стоит учитывать, это вторичный рынок.
Чтобы исключить спекуляцию землей, когда условные физлица будут ходить по селам и скупать земельные участки, нужно прописать в законе условие – кто вступил в права собственности на основании договора купли-продажи, лишается права на отчуждение земельного участка, минимум на 7-10 лет. Такой шаг нейтрализует угрозу спекуляции. Поэтому сегодня наша задача – создать правила и инструменты защиты агросектора. Кстати, это и является одной из причин, почему я шел в парламент, о чем мы говорили в начале.
Наша задача – показать аграриям, что их профильный комитет стоит на защите их же интересов. У меня есть еще одна мечта. Я хочу, чтобы Украина избавилась от статуса сырьевой державы и перешла к торговым отношениям, где доминирует продукция с высокой добавленной стоимостью. Чтобы мы максимально перерабатывали ресурсы, которые производим в стране.
Я вижу, что без государственной поддержки определенных отраслей и целых направлений они не смогут развиваться.
Как вы прокомментируете ситуацию, связанную с программами господдержки и лоббированием интересов фермеров?
Я выступал и выступаю за экономическое развитие АПК и страны в целом. Я вижу, что без государственной поддержки определенных отраслей и целых направлений они не смогут развиваться. Стоит осознать, что сельское хозяйство – это своеобразный цех под открытым небом. Там существует много рисков. Сельское хозяйство – живой организм и работа с живыми организмами: коровы, гуси, свиньи, мелкий рогатый скот и так далее. Все они подвергаются огромным рискам – вирусные заболевания и прочее.
Мы понимаем, что это работа каждый день, где нет выходных, где нет праздников или парламентских дней. Там нет Пасхи или Рождества. Это очень тяжелый труд с утра до ночи каждый день. И здесь нужно чем-то стимулировать людей, чтобы они работали самоотверженно. Ведь сегодня никто не хочет браться за такой рискованный бизнес. Поэтому государственная поддержка крайне необходима.
На кого, по вашему мнению, должны распространяться программы господдержки?
Могу сказать, что программы должны быть доступными для всех, кто занимается бизнесом в АПК, а не только, например, для фермеров. Если это крупный рогатый скот, то понятно, что следует разработать программу для малого производителя, для частного сектора, для промышленных предприятий. Ведь ни от домохозяйств, ни от фермеров мы не получим высококлассного продукта в больших объемах.
Мы должны понимать, что качественное молоко экстра-класса поступает с промышленных ферм. Это происходит за счет комплексного подхода не только к производству, но и к условиям содержания животных, их генетики, рабочих технологий, кормовой базы… И этот комплекс требует огромных затрат. Поэтому и нужно разработать программы поддержки для всех отдельно, с учетом интересов каждой группы производителей.
Например, мы смотрим, как по территории Украины ездят эти маленькие «лодочки», как их называют, и скупают пару бычков молочного возраста, которые только родились, мы же понимаем, что они везут их на убой. Разве сегодня какое-то цивилизованное государство, которое заботится о развитии экономики, позволит такое делать?
Мы же понимаем, что тот бычок, которого сегодня везут на убой, он стоит тысячу-полторы грн. А если откормить бычка на 600 кг, то можно получить гораздо больше, но для этого нужно ждать почти полтора года, откармливая скот. И наша задача, как аграрного комитета, создать для этого условия.
Аграрный комитет настаивал на решении о предоставлении 1% ВВП на программы господдержки.
Чего ожидать аграриям в следующем году, ведь, согласно действующему законодательству, программы господдержки должны быть на уровне 1% ВВП, что составляет примерно 8,4 млрд. грн.?
Аграрный комитет настаивал на решении о предоставлении 1% ВВП на программы господдержки. Мы направили соответствующее письмо в бюджетный комитет и Минэкономики. Министерство экономики по состоянию на сегодня поддержало наше обращение, уже есть положительный ответ, сейчас нам осталось доказать нашу правоту на бюджетном комитете. Я думаю, что это будет сделано, ведь у нардепов есть позиция, в парламенте есть большинство, поэтому все понимают, что страну нужно развивать.
Стоит ли ожидать изменений в программах господдержки?
Больших изменений не будет. Там только предложили вычеркнуть из данных программ птицеводство, кроме водоплавающей птицы и индеек, а также помощи на следующий год лишат строительство элеваторов. Остальные программы будут сохранены, ведь мы понимаем, что парламент новый, для разработки новых программ нужно время.
После Нового года мы начнем разработку изменений для программ поддержки на 2021 год. На 2020 год программы останутся неизменными, но порядок получения помощи совместно будут прописывать аграрный комитет и Минэкономики.
Например, я выступаю за то, чтобы увеличить размер пособия (компенсации) и уделить основное внимание развитию животноводства. Если у нас было возмещение за ввезенный из-за границы племенной нетель 30%, то мы понимаем, что 20% НДС и 10% транспортных расходов на дорогу – это и есть эти средства.
Я считаю, что этого недостаточно для развития отрасли. Мы видим, что эта отрасль сегодня сокращается. Нужен стимул. Я выступаю за то, чтобы сумма компенсации была увеличена с 30% до более чем 50%.
Будет ли сохранена программа компенсации процентов за сдачу животноводческих комплексов?
Эта программа сохраняется, но там порядок возмещения мы тоже будем просматривать, а также, на какие именно комплексы она будет распространяться. Перечень получателей может быть увеличен. Возьмем, например, козоводство. Мы понимаем, что это такой сегмент, которым могут заниматься фермеры. Почему бы им не возместить 50% и более стоимости строительства помещений? Я думаю, что их будет не очень много, но они создадут дополнительные рабочие места.
Что планируется делать с проблематикой АЧС, планирует ли аграрный комитет предлагать бюджетные изменения в части компенсации фермерам потерь от чумы?
Я сразу могу сказать, что ни одна страна мира не возьмет на себя компенсацию потерь от АЧС, но сейчас есть практика, которая позволяет страхование и частичное возмещение потерь.
Я думаю, что мы этот вопрос будем обсуждать, я буду предлагать частичную компенсацию страхового взноса. Это не слишком дешево. Там риски чрезвычайно велики. Но я считаю, что через страховые компании, через страховой механизм, через удешевление страхового платежа за счет государственных средств, мы можем начать серьезно с этим работать.
Насколько нам известно, созданная вами компания «Агропродсервис», которой вы руководили долгое время, также получала государственную помощь. Можете ли рассказать об этом опыте?
Компания «Агропродсервис», которой я руководил до 2018 года, получала господдержку на КРС. Это не какие-то большие средства, которые могли помочь развитию компании, нет. Это, скорее, средства, если можно так сказать, которые пошли для «поддержки штанов». Это не было чем-то определяющим для развития компании, но любая поддержка идет на пользу.
Мы в начале войны в стране отказались и не брали никакой поддержки у государства. Но со временем, посмотрев на обстоятельства и положение вещей, наши юристы подали заявку на программу возмещения.
Повторяю, что эти средства не были чем-то выдающимся для развития компании и из собственного опыта могу сказать, если есть потребность развития отрасли, это стоит делать немного другими методами, ведь экономического эффекта от таких программ не стоит ожидать. Их влияние слишком мало для этого.
Чтобы экономический эффект стал ощутимым, размер поддержки нужно существенно увеличить. Кстати, по состоянию на 2018 год, около 52% выращенного урожая компания «Агропродсервис» переработала на своих мощностях.
Я полностью отошел от руководства предприятием. Сейчас компанией «Агропродсервис» руководит генеральный директор Андрей Баран, с которым мы бок обок работаем уже 17 лет. Раньше я был генеральным директором, а он – директором. После моего ухода в политику Андрей занял должность гендиректора. Я полностью отошел от руководства и уже более чем год не имею к ней никакого отношения. Я посвятил себя законотворческой деятельности.
Насколько, по вашему мнению, нужно увеличить размер государственной поддержки, чтобы аграрный сектор ощутимо вырос?
Ответ на этот вопрос не может быть изложен только в цифрах, ведь наша задача заключается не только в том, чтобы заложить в программу определенное количество средств. Нам нужно разработать и показать аграриям стратегию развития сектора.
Например, мы говорим аграриям, что закладываем в госбюджете поддержку. Пожалуйста, работайте! Имеете компенсацию 50%, едете в Германию, покупаете там, на 2,5 тыс. евро КРС. А государство, со своей стороны, ставит вам нулевой НДС на ввоз скота… Мы можем это сделать? Можем. Но мы устанавливаем правила, например, что нетель должна быть в хозяйстве столько-то лет. Мы прописываем предохранители, чтобы не было спекуляций. И это даст толчок для развития отрасли.
Личные вопросы
Каким был ваш первый заработок?
Первым заработком можно считать средства, полученные в детстве во время Рождественских праздников, когда мы ходили с ребятами вместо школы по квартирам колядовать и засевать… Шучу. В начале 1990-х годов многие пробовали себя в разных сегментах бизнеса. Я создал на Тернопольщине одну из первых продуктовых оптовых баз, которая специализировалась на продаже отечественных продуктов питания: кетчупа, макарон, майонеза, горошка и др. Например, в 1993-1994 гг. фура майонеза продавалась минут за 30-40. Это было начало.
А потом, в 1999-м, когда мне было 26 лет, односельчане пригласили меня на должность председателя колхоза. Когда я пришел работать в хозяйство, на то время там было 80 специалистов с высшим образованием, которые знали все лазейки и нюансы работы в хозяйстве. И здесь я – молодой парень, без управленческого опыта и с нулевыми навыками работы в сельском хозяйстве… Мои аграрные знания были на уровне помощи родной бабушке на ее собственном огороде. Я хотел изменить неэффективную систему хозяйствования, а против меня выступала вся система. Вот мы с ней и боролись.
Я помню, как ко мне пришла бухгалтер и показала годовой баланс, в котором отмечалось, что хозяйство имеет задолженность в размере 6,5 млн. грн. (тогда это было $1,5 млн.). Представляете себе? Задолженность по заработной плате составляла около 450 тыс. грн. Люди три года не получали зарплату. Это был дурдом!
Я искал способ, как выйти из этой ситуации. Чуть раньше я увидел в одном журнале статью о единоличнике, который взял в обработку свой пай, посадил там какие-то помидоры-огурчики, а на второй год забрал в аренду пай своего отца. Я спросил у юриста, мы можем сделать аналогичную процедуру и взять у людей паи в аренду? Он проверил законность процедуры и сказал, что, в принципе, такого еще никто не делал, но законом не запрещено.
Вот так в июне 1999 года мы зарегистрировали предприятие «Агропродсервис» и начали брать в аренду паи. Тогда и началась у нас хозяйственная «война». Каждую неделю у меня в селе проводились сборы (иногда дважды в неделю). Постоянно звучали обвинения в мою сторону: Чайковский хочет землю продать иностранцам, Чайковский хочет землю украсть, Чайковский то, Чайковский се…
Не было такой недели, чтобы не проходили сборы с привлечением областных и районных руководителей разного уровня. Но вот эта система распайки позволяла нам реструктуризировать долги колхоза, которые вели хозяйство на погибель. Нам нужно было сбросить этот балласт и начать работу с чистого листа. И мы это сделали. Так появилось первое арендное частное агропромышленное предприятие в Украине.
Каким самым большим достижением вы гордитесь?
Это моя семья.
Если бы вы могли что-то изменить в прошлом, вы бы это сделали?
Я в своей жизни ни о чем не жалею. Все решения, которые были мною, приняты (правильные или неправильные), полностью мои и я несу за них ответственность. Много было неправильных решений, но я это осознавал, делал выводы, двигался дальше.
Кого вы скорее взяли бы на работу: новичка, который ничего не умеет, или специалиста, который много умеет, но потерял талант к обучению?
Зависит от ситуации, ведь в этом вопросе стоит искать баланс. Скорее всего, я возьму на работу человека, который «горит идеями», не «погас». У меня были случаи, когда я принимал на работу топ-менеджеров, а они оказывались беспомощными и ничтожными в новых условиях работы, в новом коллективе. И таких случаев случается немало.
У вас есть семья, вы успешный бизнесмен, вы прошли в Верховную Раду. Какова ваша следующая стратегическая цель?
У меня сейчас стратегическая цель – честно, качественно и с пользой для людей отработать 5 лет. Вот как успешно отработаю эти 5 лет, тогда и буду думать, куда двигаться дальше. А в целом, мне очень хочется, чтобы имидж Украины в мире существенно повысился и достиг нового уровня. Над этим вопросом мы все вместе должны поработать.
Напоследок я могу сказать, что мы должны найти собственные решения проблем, получить собственный опыт, разработать собственные правила, которые будут отвечать вызовам современности, ведь, как бы там ни было, научиться на чужих ошибках ни у кого еще не получилось. Я бы хотел, чтобы нас начали воспринимать в мире на более высоком, профессиональном уровне.
Автор: Виталий Хворостян
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.