Первый вице-президент страховой компании «АХА Страхование», член президиума МТСБУ Андрей Перетяжко в программе «Время Online» на «5 канале» рассказал о перспективах «Электронного полиса» и других инновациях в страховании автомобиля.
Читайте также: «Светофор» надежности страховиков, автогражданка и европротокол онлайн: удобные фишки от МТСБУ в вашем гаджете
Регистрация оружия, сельхозтехники и авто: в МВД рассказали о предстоящих новшествах
Evas2 – инструкция по регистрации в Литовском консульстве
Субсидия-2019: все о монетизации, новых правилах выплат и расчете доходов
Компания «Русский стандарт Страхование» предоставляет весь спектр страховых услуг
– Расскажите, какие изменения произошли на рынке страхования и к чему следует готовиться украинским автовладельцам?
– В 2018 году произошло очень знаменательное для рынка событие, и, я надеюсь, для всех страховщиков. Наконец, после долгих лет обсуждений, принятия соответствующих документов, разработки программного обеспечения и т.п., мы запустили электронный полис обязательного страхования автогражданской ответственности.
С февраля 2018 года компании получили возможность выпускать электронные полисы ОСАГО. Могу отметить, что уже сегодня около 30 компаний из 50, которые работают на этом рынке, активно предлагают электронный формат договора обязательного страхования.
– А какие преимущества именно электронного полиса?
– Во-первых, нужно всегда помнить, что электронный полис – дополнительная форма документа, которая будет существовать параллельно с бумажной формой полиса. Они абсолютно одинаковые с точки зрения юридической силы, с точки зрения тарификации и т.п.
Но электронный полис является более удобным в оформлении и использовании, поскольку он всегда будет храниться у вас на электронном носителе (телефоне или планшете). А также потому, что купить его можно через Интернет и это очень удобно, поскольку вам не надо идти в офис или встречаться с агентами, особенно, когда это выходной день или нерабочее время.
Приобретение такого договора доступно нашим автовладельцам круглосуточно и целый год. И сегодня уже около десяти страховых компаний активно предлагают этот вид договоров у себя на сайтах.
Кроме этого, электронные полисы имеют еще и дополнительные преимущества. Самое первое — это надежность. К сожалению, существует проблема ложных (фальшивых) договоров. И чтобы не стать жертвой мошенников, которые продают такие ненастоящие полисы, предусмотрено, что электронный полис эмитируется непосредственно из централизованной базы данных МТСБУ. Водитель может на любом этапе заключения полиса проверить, настоящий ли он. Никаких сомнений о силе полиса после такой проверки у вас уже не должно быть.
Также, кроме ненастоящих договоров, существует проблема недействительных договоров. Часто бывает так, что с рынка уходят неплатежеспособные компании. Клиент, не зная этого, может купить полис, который еще продают агенты, однако компания никогда не осуществит возмещение по этому договору и в результате этого убытки, причиненные в ДТП, ему придется возмещать самостоятельно, или ожидать возмещения от МТСБУ после банкротства такого страховщика.
Итак, преимуществ у электронного полиса много. И мы видим, что таких договоров ежедневно все больше.
– А что делать тем водителям, которые не имеют возможности оформить полис через интернет?
– Во-первых, нужно понимать, что электронный договор вы можете купить и в офисе страховщика или страхового посредника, сразу проверив его подлинность. Например, сегодня банки очень активно продают, в том числе и электронные договоры. Однако можно и в дальнейшем заключать бумажные договоры для тех, кому такая форма кажется более удобной.
— Повлияет ли эта новация на стоимость страхования, вырастет ли она?
– В общем, разницы между бумажным и электронным договорами нет. Следовательно, и цена не должна отличаться. Но, конечно, есть компании, которые являются более инновационными и стараются идти в этот цифровой канал продаж, поэтому очень часто в интернете на сайте можно купить полис обязательного страхования немножко дешевле. Не всегда, но некоторые компании, таким образом, мотивируют этот тип продаж.
– Нужно ли распечатывать электронный полис и возить с собой?
— МТСБУ вместе с Национальной полицией провело большую информационную работу для всех работников Нацполиции, и за эти полгода мы не видим проблем с тем, что Нацполиция не доверяет электронному договору.
Кроме этого, необходимо понимать, что в Нацполиции, как и у любого, есть доступ к централизованной базе данных, поэтому сразу с очередного планшета они заходят в базу МТСБУ и проверяют в нем наличие договора. Именно поэтому проблем не должно быть. И если поначалу что-то и было, то сейчас они исчерпаны.
– Каким вы видите выход из этой ситуации, какие изменения необходимо внедрить, чтобы потребитель был доволен качеством страховой услуги?
– Мы начали наш разговор с того, какие изменения произошли на рынке. Сейчас хочу рассказать, какие изменения не произошли. Одно из изменений, которое, к сожалению, для всех нас, в том числе и автовладельцев, не произошло…
Мы стараемся постоянно совершенствовать эти механизмы, чтобы сущность этого закона всегда работала на потерпевших. И очень долго страховщики с регуляторами и с некоторыми депутатами работали над изменениями в закон «О страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», и в этом году он был вынесен на рассмотрение, но, к сожалению, не набрал достаточного количества голосов.
Во-первых, предлагалась возможность прямого урегулирования.
Во-вторых, предлагался новый механизм выплаты по банкротам. Если сейчас выплаты начинают осуществлять только после официального окончания процедуры банкротства компании, а это от трех до пяти лет и более, то мы предлагали, чтобы сразу после отзыва лицензии регулятором, МТСБУ начинало выплаты потерпевшим.
В-третьих, это более жесткие сроки по выплатам. Сегодня это минимум 90 дней, мы предлагали сократить этот срок.
В-четвертых, введение штрафных санкций к компаниям, которые не укладываются в указанные сроки. Большинство изменений было направлено на защиту потребителей. Но, к сожалению, законопроект не набрал нужного количества голосов.
– Будете ли Вы настаивать на нем в следующем году?
– Безусловно, мы не намерены сдаваться, поскольку эти изменения являются европейскими стандартами, они указаны в соответствующей европейской директиве, к которой Украина, кстати, также присоединилась и обязана имплементировать эти изменения в ближайшие годы. Поэтому мы будем настаивать на регистрации законопроекта, и будем просить депутатов внимательнее отнестись к этому законопроекту, чтобы рынок мог развиваться.
– А какова сегодня ситуация с качеством страхового урегулирования, ведь нередко можно услышать жалобы, мол, страховщики долго выплачивают или вообще убегают с рынка… Какая в этом году статистика с выплатами?
– Хороший переход у нас получился. С одной стороны, депутаты не приняли изменений, направленных на их же избирателей, а это 7,5 млн. застрахованных автовладельцев, а с другой стороны, следует отметить, что это случилось и потому, что нет доверия к страховому рынку, в том числе и у народных депутатов.
Не секрет, что есть здоровая доля страховщиков, которые являются профессионалами, беспокоятся о своей репутации, выполняют все требования и стараются быть ориентированными на клиентов. С другой стороны, есть, прямо скажем, неплатежеспособные компании, а иногда и такие, кто откровенно строит какие-то финансовые пирамиды и исчезает. Это факт, что в течение восьми лет МТСБУ по финансовым причинам покинула 51 компания. А это значит, что каждая компания создавала проблемы для пострадавших.
Безусловно, получить выплату от такой компании очень сложно. Необходимо понимать, что каждый год страховой рынок регулирует около 120 тысяч ДТП, и когда на рынке нет порядка, то уже накопилась достаточно большая масса негатива. И решением этой проблемы является усиление регулятора и его контроля над платежеспособностью компании.
Необходимо пристально и неуклонно следить за тем, что компания, которая берет на себя обязательства по договорам, формирует достаточные резервы под будущие выплаты, у нее есть достаточный дополнительный капитал на случай кризисных ситуаций. И ничего лучше в мире нет, чем жесткий контроль.
– Как же клиенту выбрать компанию, на что обратить внимание?
– Первый совет, это всегда прислушивайтесь к своим знакомым и близким, которым вы доверяете, которые имеют соответствующий опыт и могут посоветовать хорошую компанию. Но сейчас есть много открытых источников. В частности, на сайте МТСБУ есть информация, которая называется «светофор». И практически все компании согласились публиковать всю информацию о себе. В том числе там есть такой показатель как качество урегулирования.
Красный рейтинг свидетельствует о плохом качестве урегулирования, или о том, что они очень долго выплачивают потерпевшим. Похожий антирейтинг есть и на сайте Нацкомиссии по регулированию небанковских финансовых рынков (Нацкомфинуслуг). Там также есть пять компаний с наибольшим количеством жалоб, как правило, по договорам ОСАГО.
– А они перекликаются со «светофором» МТСБУ?
– Да! Пострадавшие жалуются и регулятору, и МТСБУ.
– Расскажите, пожалуйста, каким образом сейчас работает практика заполнения европротоколов через интернет?
– Любые новации вначале медленно входят в жизнь. Европротокол в Украине запустили примерно 10 лет назад, и в первые два года был очень небольшой процент людей, которые им пользовались. По состоянию на сегодня их уже около 30 %. Это связано с тем, что когда люди попробовали и увидели, как это удобно, то они и дальше этим пользуются.
Именно поэтому уже почти год, как был запущен проект «электронный европротокол». Это тот самый европротокол, как и бумажный, но вы все это имеете в смартфоне. Вы идете по ссылке, которую получаете от страховщика, у вас на экране очень удобное меню, пошагово вы заполняете европротокол, переносите все данные обоих участников, присылаете данные в МТСБУ и компании, участвующие в выплате возмещения. Это удобно, быстро, и люди, которые его попробовали, просто в восторге.
У меня родственница недавно его попробовала и сказала, что это гораздо удобнее, чем на морозе чертить схему ДТП. И еще одно удобство, что там практически невозможно сделать ошибку. Даже схемы ДТП там уже есть, ее просто необходимо выбрать.
– Есть ли какая-то статистика, сколько людей уже воспользовалось электронным полисом, учитывая, что он уже год работает в Украине?
– По памяти могу сказать, что по итогам – десяти месяцев работы проекта было продано уже более 120 тыс. договоров. И по нашему мнению, около 5% всех договоров ОСАГО, заключенных в декабре будут именно электронные. Европротоколов немножко меньше, но это уже сотни случаев, когда люди ими пользуются.
– В каких случаях лучше использовать европротокол?
– Хочу напомнить нашим потенциальным клиентам, что европротокол всегда предлагается заполнять, если вы уверены, что, во-первых, в ДТП нет пострадавших, то есть ущерба для жизни и здоровья, и, во-вторых, если убытки не будут выше 50 тыс. грн. Поскольку в случае, если убытки будут больше 50 тыс., а лимит сейчас – это 100 тыс., то потерпевший получит компенсацию только в рамках лимита в 50 тыс. грн.
– Планируется ли увеличение этого лимита в следующем году?
– Это вопрос, в том числе, должны были рассматривать в законе о страховании… И действительно, мы, во-первых, обязаны поднимать лимиты, согласно европейской директиве к европейскому уровню.
Во-вторых, мы понимаем, что после девальвации, инфляции, которая была в течение последних пяти лет, лимита в 100 тыс. грн. очень часто не хватает, чтобы защитить пострадавшего в ДТП. Но и лимита в 200 тыс. грн. по жизни и здоровью также не всегда хватает, к сожалению. Безусловно, это очень маленькая сумма, если говорить о жизни и здоровье. И этот законопроект предусматривал постепенное поднятие лимита до европейского уровня. Будем ждать, пока депутаты вернутся к этому законопроекту.
И большая ошибка считать, что с поднятием лимита это пропорционально повлияет и на цену. Нет, ни в коем случае это не повлияет, поскольку основные убытки – в диапазоне до 50 тыс. В случае поднятия лимита до 500 тыс., цена может подняться максимум на 10 — 15%. Но для защиты в крупных ДТП, в которых участвует большое количество автомобилей, дорогих автомобилей и, самое главное, для жизни и здоровья, это будет очень важный шаг.
— Какие еще новации следует ждать украинцам в новом году?
– Мне хотелось бы отметить новшество, которое, надеюсь, приживется у нас – это прямое урегулирование. Для тех, кто не знает, поясню: это процесс, когда именно та страховая компания, в которой вы купили полис, возмещает вам убытки в случае ДТП, а затем делает взаиморасчеты с компанией виновника. Но это происходит уже после того, как компания рассчиталась с вами.
Почему важно, чтобы прямое урегулирование заработало в полном объеме, ведь сейчас оно работает на добровольной основе. 16 страховых компаний согласились в добровольной форме так работать и проводить взаиморасчеты для удобства своих клиентов. Список этих компаний есть на сайте МТСБУ.
Один факт того, почему это удобно клиенту – сегодня среднее время прямого урегулирования составляет 23 дня, а средний срок урегулирования в стандартном процессе – более 90 дней. Это много о чем говорит, ведь страховая компания думает за своего клиента и заботится о нем. И, соответственно, платит своему клиенту очень быстро и качественно.
Источник: 5 канал
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.