«Светофор» надежности страховщиков, автогражданка и европротокол онлайн: удобные фишки от МТСБУ в вашем гаджете

16.12.2018 – Генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Владимир Шевченко в программе «Время Online» на «5 канале» рассказал о перспективах «Электронного полиса» и других инновациях в страховании автомобиля.

Читайте также: Регистрация оружия, сельхозтехники и авто: в МВД рассказали о предстоящих новшествах

Evas2 – инструкция по регистрации в Литовском консульстве

Водительские права за деньги. Как действуют коррупционные схемы и как их устранить

Сколько зарабатывают украинцы

Как получить гражданство Евросоюза с использованием инвестиций в недвижимость и ценные бумаги

– Еще не все украинские автомобилисты знают, что такое электронный полис и как он работает. Расскажите, пожалуйста.

– Если говорить просто, электронный полис – это заключение договора ОСАГО в электронной форме. Договор заключается через сайт страховой компании. Информация о заключенном договоре сразу же фиксируется в Централизованной базе данных Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ).

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Процедура заключения договора достаточно проста и напоминает пока более привычный для украинцев процесс использования электронных банковских услуг. Первое – автовладелец представляет страховщику через интернет-сайт страховой компании заявку со всеми необходимыми для заключения договора сведениями.

Каждый сможет сделать это так, как будет ему удобно: дома перед компьютером, с планшета или смартфона. Нет причин беспокоиться и тем страхователям, которые ограничены в доступе к интернету или «не дружат» с современными технологиями: подать заявку можно будет и в офисе страховщика или у его агентов – они сами внесут необходимые данные в систему.

Второе – страховщик на основании этих данных рассчитывает цену для полиса, после чего автовладелец получит предложение от страховщика заключить договор.

Предложение фиксируется в базе данных ЦБД МТСБУ и действует до конца той эпохи, когда оно сформировано. Хочу обратить внимание автовладельцев: для полного спокойствия и защиты от мошенничества именно на этом этапе заключения договора следует зайти на сайт ЦБД МТСБУ и проверить данные полиса: номер, тот, что он выдан именно тому страховщику, с которым вы заключаете договор.

Третье — если автовладелец видит, что все данные, занесенные в полис, правильные, и согласен с предложением, он подписывает договор согласно требованиям закона «Об электронной коммерции». Система подписания электронного договора аналогична привычной многим системе подтверждения транзакций в интернет-банкинге.

Подробно с порядком подписания и оплаты электронной подписи можно ознакомиться на сайте страховщика, с которым Вы заключаете электронный договор ОСАГО.

Четвертое – полис можно будет оплатить как платежной картой прямо на сайте страховщика, что будет быстрее и удобнее, так и традиционно – через отделения банка.

Пятое – полис регистрируется в базе МТСБУ, а страхователь получает на электронную почту подтверждение о заключении договора – визуальную форму страхового полиса. Ее можно сохранить на компьютере, смартфоне или распечатать. Надо четко понимать, что диджитализация – это неизбежное будущее всех сфер нашей жизни, и каждая отрасль должна быть готова к приходу такого будущего.

Моторное страхование – не исключение, во всем мире мы наблюдаем технологические изменения в отрасли. У нас, в Украине, мы тоже стараемся подходить к вопросу диджитализации комплексно, и электронный полис – не единственное инновационное решение, которое появилось за последнее время в украинском ОСАГО.

– С каждой украинской страховой компанией, которая занимается ОСАГО, можно ли заключить электронный договор ОСАГО? 

– Рассчитываем, что скоро заключить электронный договор можно будет с любым страховщиком ОСАГО. Сейчас купить электронное ОСАГО можно в одной из 30 компаний-членов МТСБУ, подключенных в систему «Электронный полис».

Еще несколько компаний в ближайшее время также смогут предлагать клиентам возможность заключения договора ОСАГО электронным способом. Сейчас они проходят «аттестацию», в ходе которой страховые компании должны подтвердить свою способность работать с системой «Электронный полис», используя все основные ее функции: как создать запись об электронном полисе, аннулировать полис, прочесть информацию о уже внесенном в систему полисе и т. п.

– «Электронный полис» действует уже почти год (с начала февраля 2017 года). Как Вы оцениваете результаты?

– Я лично оцениваю их как очень позитивные. По состоянию на конец ноября заключено более 100 тысяч электронных договоров, ежемесячно мы видим рост количества электронных полисов на 20-50% по сравнению с предыдущим годом. Мы очень быстро выйдем на уровень Европы по уровню распространения электронных полисов ОСАГО.

Но самое важное – как оценивают эту инновацию страховщики и страхователи. А они оценивают ее очень высоко. Ведь для страховщиков это – возможность сократить расходы на ведение бизнеса, стать ближе к клиенту, дать ему дополнительную важную сервисную функцию. А для страхователей – заключить договор ОСАГО можно будет быстро и в любом удобном месте, достаточно иметь в руках гаджет с доступом в интернет.

Электронное ОСАГО отвечает потребностям современных людей в свободе действий, скорости, отдаленном взаимодействии. Уверен, что заключать договоры страхования в электронном виде для большинства из нас скоро станет так же привычным, как бронировать отели или покупать авиабилеты через интернет.

— Всех автомобилистов, наверное, волнует вопрос — полностью ли легальный электронный полис и не возникнет ли у них проблем с сотрудниками Нацполиции в случае проверки полиса?

– «Электронный полис» работает полностью в законодательном поле. Он утвержден Нацкомфинуслуг и заверен Минюстом. Положение о заключении электронных договоров ОСАГО фиксирует основные правила заключения договоров ОСАГО в электронном виде.

Документ разработан в соответствии с законом «Об электронной коммерции», что дает возможность использовать электронную «автогражданку» без изменений в законе «Об ОСАГО». Сейчас одинаковую силу имеют как печатная, так и электронная версия договора ОСАГО.

Для полного спокойствия во время переходного периода МТСБУ и Нацполиция рекомендуют возить с собой распечатанную версию электронного полиса. Это европейская практика, которую использовали во всех странах, где внедряли электронный полис.

С началом работы системы «Электронный полис» случаи штрафов от Нацполиции были единичными, и они больше связаны с тем, что еще не каждый полицейский был проинформирован об электронном полисе и способах его проверки. Часть штрафов была аннулирована самой Нацполицией, когда они разобрались с вопросом легитимности электронного полиса.

Сейчас в большинстве случаев сотрудники Нацполиции осуществляют проверку наличия и достоверности полиса ОСАГО путем запроса в ЦБД МТСБУ, для этого на их планшетах есть специальная «горячая кнопка». Никаких проблем с электронными полисами при их проверке не возникает.

Мы все вместе – Нацкомфинуслуг, МТСБУ и Национальная полиция сейчас совместно работаем над тем, чтобы в правила дорожного движения были внесены изменения, которые напрямую позволят патрульным полицейским проверять наличие полиса ОСАГО как путем проверки бумажной версии, так и путем запроса в ЦБД МТСБУ.

– Вы говорили раньше, что «Электронный полис» – это только одно из решений, нацеленных на диджитализацию украинского ОСАГО? 

– Да, «Электронный полис» – важная, но только часть системной работы по «цифровизации» области. Нам нужна основа для создания в Украине полноценной инновационной диджитальной системы в ОСАГО. Еще одна очень удобная диджитальная инновация в сфере ОСАГО – электронный европротокол. Это веб-сайт, адаптированный для смартфона или планшета, который используется для электронного информирования страховщика о случаях повреждения автомобилей при ДТП, что попадают под урегулирование с использованием европротокола.

Современный автовладелец может заключить договор ОСАГО в электронной форме, в случае ДТП – оформить заявление о дорожно-транспортном происшествии с помощью электронного европротокола. Запуск системы «Электронный полис» положительно влияет и на удобство использования электронного европротокола. Ведь важным этапом его оформления является проверка наличия информации о действующем полисе ОСАГО через Централизованную базу данных (ЦБД) МТСБУ.

И если в случае заключения договора ОСАГО в обычной бумажной форме изредка могут возникнуть проблемы, связанные с задержкой внесения полиса в ЦБД, с ошибками при перенесении данных с бумажных на электронные носители, неполной информацией, то при заключении договора в электронном виде, такие ситуации почти исключены. Электронный полис и электронный европротокол — не единственные диджитальные решения, которые уже работают на украинском рынке.

Например, получатели регламентных выплат бюро активно пользуются личными кабинетами, где могут удаленно узнать о ходе выплатного дела, «загрузить» необходимые документы и т. д. Страховые компании, работающие в сегменте ОСАГО, и дальше будут предлагать новые функции и сервисы, нацеленные на оперативное взаимодействие с клиентом в онлайне, ведь это выгодно и клиентам, и страховщикам.

— Поговорим подробнее о моторном (транспортном) страховом бюро Украины, которым вы управляете. Думаю, не все автовладельцы знают о тех важных гарантийных функциях, которые оно выполняет.

МТСБУ – это объединение страховщиков, которые работают на украинском рынке ОСАГО. Главное, что надо знать автовладельцам о МТСБУ, – оно защищает их интересы, выполняя на рынке ОСАГО гарантийную функцию, т. е. в определенных законом случаях делает выплаты пострадавшим в ДТП из своих фондов.

Сейчас из фондов Бюро выплаты делают в таких случаях:

Если виновник ДТП не имеет действующего полиса ОСАГО;

Если виновник скрылся с места ДТП и при этом нанесен ущерб жизни или здоровью людей.

Отмечу, что в таком случае Бюро сделает выплату только за вред жизни и здоровью водителя и пассажиров в поврежденном транспортном средстве, или за вред жизни и здоровью пешеходов, но не за ремонт самого автомобиля (если виновник не будет найден).

Если виновник относится к льготной категории (инвалиды I группы, участники боевых действий).

Обязательное условие получения выплаты пострадавшим во всех этих ситуациях – наличие у него самого действующего полиса ОСАГО.

Выплаты по обязательствам страховых компаний, признанных банкротами, прошедшими процедуру ликвидации;

Выплаты потерпевшим по обязательствам страховых компаний, которые уже не являются членами Бюро, но еще не признаны банкротами, за счет и в пределах средств, ранее аккумулированных этими страховыми компаниями в гарантийных фондах.

– Сколько в цифрах выплачивает МТСБУ пострадавшим в ДТП?

– Давайте посмотрим на данные за три квартала 2018 года. За этот период МТСБУ сделало почти 4,5 тыс. выплат потерпевшим в ДТП на общую сумму 118,4 млн. грн. (Это на 30% больше, чем по итогам 3-го квартала 2017 года).

Все страховые компании за этот же период выплатили 1,56 млрд. грн. (+ 12,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года). Обращаю особое внимание на эти цифры: они однозначно развеивают миф о том, что «страховщики ОСАГО не платят».

Всего было выплачено за водителей, ответственность которых по ОСАГО не была застрахована. Это более 2,5 тыс. выплат на общую сумму свыше 82 млн. грн. Выплаты за незастрахованные – самая существенная статья выплат из фондов Бюро, их удельный вес по итогам 3-го квартала осталась на уровне почти 70% от общей суммы выплат. По сравнению с тем же периодом прошлого года они выросли почти на 15 млн. грн. (+ 22%).

Это неприятные цифры, которые говорят о том, что на украинских дорогах, как и ранее, остается большое количество водителей, которые игнорируют обязанность заключать договоры ОСАГО. Такая ситуация – следствие легкомыслия многих автовладельцев и убежденности, что «полис ОСАГО защищает не меня, а других водителей».

Хочу сказать, что это абсолютно ошибочная мысль, которая ведет к крайне неприятным последствиям для тех автовладельцев, которые его не соблюдают и не заключают договора ОСАГО. МТСБУ после выплаты потерпевшему предъявит регрессный иск виновнику ДТП, ответственность которого не была застрахована, и компенсация ущерба будет взыскана с него полностью. И понятно, виновник ДТП заплатит административный штраф за отсутствие полиса.

Еще одна статья выплат из фондов Бюро – выплаты за водителей льготных категорий. В этом году она существенно выросла: 680 выплат на общую сумму 19,2 млн. грн. по итогам трех кварталов текущего года. За тот же период прошлого года сумма выплат по этой статье составила лишь 10,2 млн. грн., то есть выплаты выросли на 87%.

Более миллиона гривен из фондов Бюро выплачено за страховщиков, признанных банкротами, и почти 13 млн. – за компании, ушедшие с рынка ОСАГО (уже не являются членами Бюро, но еще не признаны банкротами). Цифры говорят сами за себя: необходима модернизация законодательства в части выплат за такие компании.

– Какова ситуация с выплатами страховых возмещений по ОСАГО в целом на рынке? Ведь выплаты – это главное, что волнует клиентов страховых компаний. 

– Всего страховой рынок за три квартала выплатил более полутора миллиарда гривен. Это почти 100 тысяч сделанных выплат. Это много. Уровень выплат (соотношение собранных компанией денег к выплаченным) на рынке ОСАГО в Украине – почти 50%, это сопоставимо с показателями многих европейских стран. Утверждение о том, что страховщики не платят по ОСАГО – самый настоящий миф.

Часто таким утверждением прикрывается нежелание заключать договор ОСАГО или желание купить самый дешевый полис у сомнительного продавца, не задумываясь о надежности страховой компании, где ты страхуешься. Если же вы выбираете надежного страховщика с хорошей репутацией (и таких компаний в Украине немало) – то проблем с получением страхового возмещения не возникнет.

– Тогда дайте рекомендации, как автовладельцу определить надежность компании? 

– Традиционно, украинские автовладельцы, выбирая страховую компанию, опираются на опыт и отзывы своих друзей и знакомых, смотрят, не было ли негативной информации о страховщике в интернете. МТСБУ создало целый ряд информационных инструментов, которые помогают выбрать надежную страховую компанию.

Мы делаем все возможное, чтобы автовладельцы не испытывали дефицита полезной информации, которая помогает выбрать страховщика, получить выплату, защитить свои права. Первое – графический информер с показателями качества работы страховщиков ОСАГО, так называемый «светофор», размещен на сайте Бюро. Если компания полностью «зеленая» – смело можете доверить ей свою страховую защиту.

Второе – для более продвинутых и требовательных страхователей каждый квартал мы публикуем там же, на сайте Бюро, подробные ежеквартальные показатели работы страховых компаний. Из них можно сделать выводы о качестве работы каждой компании, работающей на рынке ОСАГО – сколько выплачивают, какие средние сроки выплат и т. д.

Напомним, ранее 5.ua сообщал о первом снеге, который вызвал в Киеве почти 500 ДТП.

Источник: Пятый канал

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий