Субсидия-2019: все о монетизации, новых правилах выплат и расчете доходов

03.01.2019 – Как оформить субсидию в 2019 году, что меняет монетизация, и как считаются доходы в спорных ситуациях. ЭП вместе с Минсоцполитики ответила на вопросы читателей. Правительство утвердило новые правила выплаты субсидий. С января 2019 года начнется монетизация – выплата субсидий в денежной форме. За последний год это третье решение об изменении работы системы субсидий.

Впервые правительство изменило подход к начислению субсидий в мае. Цель – сделать их более адресными. Второй раз критерии субсидиантов пришлось менять в октябре вместе с повышением цены на газ для населения.

На фоне роста тарифов население сверхчувствительно реагирует на изменение правил оформления субсидий. Общение с социальными органами вместо ответов часто порождает еще больше вопросов.

Читайте также: Монетизация субсидий: как «живые» деньги заставят украинцев экономить

Вице-премьер Украины Геннадий Зубко: Субсидии демотивируют людей экономить

Ольга Бабий: Нынешняя ситуация страшнее «хлорного кризиса» – в марте может остановиться очистка воды

Создание нового рынка электроэнергии и амбициозные проекты энергетиков: чего ждать украинцам в 2019 г.

Экс-председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк: Цены на газ нужно повышать на 60-70%

У ЭП и ее читателей накопился немалый перечень вопросов к Минсоцполитики: как будет работать монетизация, хватит ли средств в бюджете на субсидии, что делать в случае возникновения спорных ситуаций.

На эти и другие вопросы ответил генеральный директор директората семьи и социальной поддержки населения Минсоцполитики Виталий Музыченко.

Почему субсидиантов становится меньше

– Как повлияет повышение тарифов и изменение критериев для оформления субсидий на количество их получателей? Стоит ли увеличивать расходы на субсидии?

— Тарифы – не единственный фактор, который влияет на потребность граждан в получении социальной поддержки.

Мы наблюдаем активную динамику увеличения доходов населения. Она длится с 2017 года. Доходы граждан, пенсии в том числе, постепенно увеличиваются и это первый фактор, который влияет на потребность людей в получении субсидии.

Второй фактор – пересмотр правил предоставления жилищных субсидий с мая 2018 года.

Третий фактор – повышение цены на газ.

Эти три фактора играют основную роль при реализации права на субсидии.

— Как эти факторы повлияли на количество субсидиантов? Сколько отсеялось, сколько появилось новых? 

– Я не могу назвать конкретную цифру. Это бессмысленно делать, поскольку еженедельно 120-150 тыс. семей обращаются за субсидиями.

Граждане начали получать первые платежки с новыми тарифами на газ, водоснабжение, содержание жилья и теперь они определяются относительно потребности в получении жилищных субсидий.

– 120-150 тыс. семей – это меньше, чем в начале отопительного сезона.

– Да. Численность получателей уменьшается. В конце октября и в начале ноября у нас доходило до 180 тыс. заявок в неделю.

— В течение последнего года количество субсидиантов уменьшалось. Поскольку осенью были изменены критерии для получения субсидий, количество субсидиантов увеличится или уменьшится?

– Если мы сравним динамику роста доходов с динамикой роста расходов на оплату коммунальных услуг, то доходы населения в среднем растут более высокими темпами, чем расходы на оплату коммунальных услуг. Потребность граждан в получении субсидий будет уменьшаться.

Главное – это происходит не из-за того, что мы поставили себе задачу кого-то выкинуть из системы. Мы говорим о том, что, с одной стороны, доходы населения увеличиваются, а с другой – мы делаем программу более адресной.

– Благодаря чему? К примеру, есть мнение, что последнее изменение критериев лишь расширило круг получателей. 

– Мы начали эту работу еще в прошлом году. К 2017 году каждое районное управление соцзащиты, каждые район или город видели только свою базу данных и не могли проводить перекрестные сверки.

В 2017 году мы начали создавать единый реестр получателей субсидий. Весной 2018 года удалось сформировать единую базу данных по Украине. Результат увидели сразу.

Почему при назначении субсидии учитываются доходы всех членов семьи независимо от места регистрации и проживания 

— Вы говорили, что, несмотря на принятые меры, уровень злоупотреблений высок.

– Да, потому что программа очень большая. Большей программы расходов, чем на жилищные субсидии, в Украине в социальном направлении нет. Соответственно, если программа большая, то и уровень злоупотреблений будет больше, чем в маленькой программе.

– Обновление критериев помогло ликвидировать схемы?

– Раньше критерии предоставления субсидий позволяли отдельным гражданам манипулировать определенными обстоятельствами, прежде всего – местом регистрации.

Мы начали проводить углубленный анализ. Единый реестр получателей субсидий дал возможность в открытом доступе по определенным параметрам проверить, оформлена ли на квартиру субсидия.

Мы провели интересный эксперимент: взяли самое дорогое жилье в столице и сравнили, оформленные ли на него субсидии.

Оказалось, что в многоэтажном доме, который был сдан в эксплуатацию несколько лет назад – квадратный метр там стоит 70 тыс. грн., – и в отдельных жильцов есть субсидия!

Мы не говорим, что это жилье, которое предоставлялось еще советской властью. Мы понимаем, что граждане купили это имущество. Вот в таком многоквартирном доме было около 15 получателей жилищной субсидии.

Этот колокольчик нам говорил, что с системой что-то не то. Мы поехали в это районное управление соцзащиты и несколько часов изучали портрет получателя субсидий в таком доме.

Оказалось, что в 80% случаев такую субсидию получала мать с ребенком при отсутствии других зарегистрированных членов семьи.

В квартире зарегистрированы мать и ребенок. Мать, как правило, находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Официальный доход – 860 грн. на двоих. Можете догадаться, какие там были размеры субсидий.

Когда мы начали изучать эту ситуацию, оказалось, что отец этого ребенка и муж этой женщины был зарегистрирован по другому адресу, и это позволяло им получать жилищную субсидию.

Один из критериев, который изменился с мая, заключается в том, что при назначении субсидии учитываются доходы всех членов семьи независимо от того, где они зарегистрированы и где проживают. После этого в том доме осталось два получателя жилищной субсидии.

Мы говорим об этом как об одном из показательных примеров. Конечно, если мы возьмем хрущевку в спальном районе, то там вряд ли будет такая ситуация.

– Принятых решений по изменению критериев достаточно для обеспечения стопроцентной адресности?

– Обеспечить адресность невозможно. В любой стране есть суммы средств, которые используются не по назначению. Обязательно будут граждане, которые будут манипулировать фактами, чтобы незаконно получить выплаты.

Если учитывать уровень тенизации доходов в Украине, то сегодня сделано все возможное для качественного администрирования расходов на субсидии.

Можно запланировать идеальную ситуацию, когда мы захотим получить информацию обо всех доходах граждан. Однако достичь этого нереально. Мы используем данные официальных источников, реестров.

– Очередной пересмотр критериев сейчас на повестке дня? 

– Думаю, нет. Во-первых, мы говорим не о пересмотре критериев, а о возможных уточнениях. Любая система нуждается в уточнениях по результатам применения. Во-вторых, необходимо изменить форму. Это следующий шаг.

– Вы говорите о монетизации? 

– Мы говорим о предоставлении субсидий в денежной форме конкретному потребителю.

Как будут выплачивать средства субсидиантам в рамках монетизации 

– Сейчас в государственном бюджете существует два вида расходов на субсидии: субвенции на выплату субсидий в размере 35 млрд. грн. и 20 млрд. грн., предусмотренных на монетизацию. Можете объяснить, какая разница между этими расходами? Как будут выплачиваться средства в рамках монетизации, и кто их получит? 

– Мы имеем большую численность получателей субсидий. Фактически каждое второе домохозяйство по результатам прошлого отопительного периода получало субсидию.

Перевести всех на новую модель получения сложно с точки зрения администрирования. Ведь нам нужно получить согласие граждан на обработку их персональных данных, на перечисление этих средств в банк и прочее. Это сложная процедура. Поэтому мы решили делать это поэтапно.

Первый этап у нас начинается с 1 января 2019 года. Все домохозяйства, которые обратятся с января с новыми пакетами документов, то есть новые заявители, уже будут прорабатываться в новой системе. Тем домохозяйствам, которым субсидия была назначена с октября, ноября, декабря – кто получал субсидию до 31 декабря – будут получать субсидию до 30 апреля, то есть до конца отопительного периода, по текущим механизмам.

Значит, в течение января-апреля у нас будут параллельно работать две системы. Первая – назначенные до 1 января субсидии будут финансироваться за счет субвенции. Таких субсидиантов будет большинство, поскольку граждане в основном оформляют субсидии на отопительный период в его начале. Вторая – субсидии, назначенные с января, автоматически будут финансироваться по новой системе монетизации.

– Как это происходит на практике? Я хочу субсидию в январе 2019 года, поэтому я прихожу в орган социальной защиты населения и что? 

– Мы не меняем процедуру получения субсидии для людей.

– Меняется подход. На каком этапе человек начинает получать субсидию на отдельный счет в «Ощадбанке»? 

– Как будет происходить процесс? Как и раньше, гражданин, который видит необходимость в получении государственной поддержки, сначала должен себя идентифицировать как человека, который нуждается в социальной помощи. Он подает ровно тот же пакет документов, что и ранее – заявление и декларацию. Также он может подавать дополнительные документы, которые доказывают, что отдельные члены семьи зарегистрированы в квартире, но не проживают там, и прочее.

Если субсидию оформляют внутренне перемещенные лица, то может понадобиться справка о регистрации как ВПО, арендатор должен предоставить договор аренды жилья. Вот с этим пакетом документов гражданин обращается с 1 января в орган соцзащиты.

Но в заявлении одновременно с этим он будет давать согласие на обработку данных «Ощадбанком». На основании этих документов определяется право на субсидию и рассчитывается ее размер.

– А что потом? 

— Органы социальной защиты населения будут пересылать эту информацию защищенными каналами связи в «Ощадбанк». Банк открывает персональный аккаунт.

Будет иметь место персонифицированный учет субсидиантов в автоматизированных системах «Ощадбанка».

Следовательно, человеку определена субсидия и есть учетная запись, на которую он будет зачисляться. Каждый месяц органы соцзащиты будут формировать реестры таких лиц, и указывать в них суммы субсидий.

Министерство социальной политики по этим реестрам будет перечислять банку средства. Следить за этим можно будет через личный кабинет.

В данном случае мы говорим о том, что субсидия – это не простой, а целевой вид социальной помощи. Средства, аккумулированные по конкретному аккаунту, в течение отопительного периода можно будет использовать только в одном направлении – на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Если по итогам отопительного периода у гражданина останется некий остаток, то сэкономленные средства будут переведены уже на его текущий банковский счет. При этом он получает банковскую карточку и сможет потратить остаток на любые нужды.

— Когда все 100% субсидиантов должны перейти на монетизированную форму получения субсидий?

– В течение 2019 года мы обеспечим постепенный переход всех получателей субсидий на формат их получения в денежной форме. В отопительном периоде 2019-2020 гг. мы уже будем иметь новую систему.

Сегодня много тех, кто критикует предложенное решение. Я хочу, чтобы все поняли, что простейшая система, которая вообще может быть реализована – это просто отдать людям деньги. Это самый простой вариант с точки зрения администрирования, и вообще построения этой системы.

Однако остается другой вопрос – дойдут ли эти деньги до конечного получателя. А конечным получателем в данном случае является все-таки организация, которая предоставляет соответствующую услугу, то есть поставщик газа, тепла, электроэнергии.

– Кроме «Ощадбанка» возможно ли привлечение в систему монетизации других банков?

– Сегодня речь идет о том, что администрированием должен заниматься системный государственный банк.

– «Приват» также государственный и системный.

– Сейчас это целесообразно делать в масштабах одного банка.

– Председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев заявил, что «Нафтогаз» может предоставить деньги на выплату украинцам субсидий. Можете объяснить, о чем речь?

– Я не могу интерпретировать слова Андрея Коболева. Насколько я понимаю, «Нафтогаз» как государственная компания платит в госбюджет различные налоги, дивиденды. Любая система социальной помощи от государства выплачивается за счет средств государственного бюджета, в том числе налогов «Нафтогаза».

Нестандартные ситуации. Вопросы от читателей ЭП 

— По результатам организованного ЭП опроса, наши читатели также задали Минсоцполитики ряд вопросов. Перейдем к ним. 

Многие недоразумения вызывает такая ситуация: в доме проживает пенсионер, его дети зарегистрированы в селе, но фактически проживают в Киеве или другом большом городе. Имеет ли пенсионер право на субсидию? Должен ли учитываться доход детей, проживающих в другом городе? 

– Это типичная ситуация для Украины. С точки зрения законодательства, она неправильная, потому что гражданин должен быть зарегистрирован по месту жительства. А если он зарегистрирован в одном месте, а фактически проживает в другом, то такое место также подлежит регистрации. Вопрос исчерпан.

Но в Украине имеем то, что имеем. В этой ситуации мы дали возможность комиссиям в индивидуальном порядке определять право на получение субсидий, без учета отдельных членов домохозяйства, которые зарегистрированы, но фактически не проживают.

Если пенсионер документально подтвердит, что его дети проживают в другом населенном пункте на основании договора аренды или лечатся, учатся в другом месте, то районные и городские комиссии примут четкое положительное решение.

Если человек фактически проживает в другом месте, соответствующие коммунальные услуги потреблять в двух местах одновременно он не может – его исключают из состава домохозяйства и ни доходы, ни имущественное положение таких лиц при назначении субсидии не учитывают.

Единственное исключение – члены одной семьи, то есть муж и жена, не могут использовать этот механизм.

— А если такая ситуация: муж и жена зарегистрированы в разных квартирах и субсидию не дают ни на одну из квартир, учитывая их общий семейный доход. 

– В зависимости от того, какой доход. Это могут быть два пенсионера с минимальной пенсией. Они получают субсидию, но в уменьшенном размере.

Но давайте вернемся к ситуации, когда мы потом видим на рынке недвижимости квартиры с оформленной субсидией. Вот как раз один из тех вариантов, когда реально они проживают вместе, оформляя две субсидии на две квартиры, и одну из них сдают с оформленной субсидией. Через механизм фиксации доходов мы минимизируем возможность таких ситуаций.

– Другой пример – если человек не зарегистрирован, но фактически проживает в квартире, учитывается ли в таком случае его доход при назначении субсидии? Можете ли вы вообще это проконтролировать?

– В данном случае доказать то, что человек пришел не в гости к кому-то, а реально там проживает, фактически нереально.

Но здесь возникает другая ситуация, когда человек там реально проживает и хочет оформить субсидию. В таком случае это можно сделать на основании нескольких вариантов.

Если это внутренне перемещенное лицо, то по месту регистрации пребывания на учете как внутренне перемещенного лица, или если гражданин снимает это жилье – на основании договора аренды.

– У нас рынок аренды квартир на 90% теневой, квартиры сдаются без официального оформления. Имеют место многоуровневые злоупотребления, начиная от уклонения от уплаты налогов, и заканчивая оформлением субсидии как «приманки» для квартирантов. Вы это можете как-то контролировать? 

– Для нас это не секрет. Можно открыть интернет и увидеть сотни объявлений «Сдаю квартиру с оформленной субсидией». Такие случаи были особенно популярны среди людей, которые владеют несколькими объектами недвижимого имущества в разных населенных пунктах или районах. Владелец обращался и оформлял на каждую из квартир субсидию.

После того, как мы свели всю эту информацию в единый реестр, то нашли много таких двойников с одинаковыми персональными данными, именем и фамилией. А субсидий у них две или три.

Понятно, что в одной квартире человек жил, а другую сдавал. Я говорю «сдавал», потому что сегодня таких объявлений стало значительно меньше. Это была тенденция прошлого года, когда отсутствовала перекрестная проверка на двойное получение жилищной субсидии.

Сегодня человек может сдавать жилье с субсидией, но там, где он проживает, он будет уже платить полную стоимость. Логично, что он оформит субсидию себе, а квартиру уже будет сдавать квартиранту с полной стоимостью.

Информация сверяется после каждого месяца и соответственно, как только такой гражданин обращается по оформлению субсидий в другом месте, он «выпадает в двойники» и его приглашают в орган соцзащиты: «Иван Иванович, пожалуйста: определяйтесь, или здесь, или там. В двух местах субсидии, извините, не будет».

– Законно ли отказывать в назначении субсидии, если доход меньше минимальной зарплаты? 

– Доход меньше минимальной зарплаты может быть в нескольких случаях. Первый – человек 10 лет нигде не работал официально, продолжает не работать и говорить «я же бедный, у меня официальных доходов нет». Подчеркиваю – «официальных».

Некоторые граждане обращаются за субсидией и прямо говорят о том, что «я не имею официальных доходов». А какие тогда доходы имеешь? Почему отлыниваешь от уплаты налогов, не наполняешь государственный бюджет, а те, кто работают легально и честно, должны за тебя оплачивать коммунальные услуги?

Другой вариант – это когда человек работает, но не зарабатывает даже на уровень минимальной заработной платы. На полставки работает в сельской местности в детском саду или почтальоном. В основном это работники бюджетной сферы.

В таком случае комиссия может принять решение о назначении субсидии, поскольку такой человек платит единый социальный взнос. Это уже дает ему право на назначение субсидии. В данном случае решение вопроса заключается в том, как работает местная комиссия и насколько адекватно и правильно она применяет норму законодательства. В любом случае есть человеческий фактор.

– Можно ли получить субсидию, имея депозит в банке? 

– Можно. Мы считаем, что депозит – это деньги, которые человек легально заработал в течение предыдущих периодов, и имеет право ими распоряжаться. Сегодня ни депозит, ни доходы от депозита не влияют на возможность получения жилищной субсидии.

– Как рассчитывается среднемесячный доход от земельного пая и как такой доход влияет на размер субсидии? 

– Доход от земельного пая учитывается в том периоде, за который он начислен. Значит, если при назначении субсидии на отопительный период 2018/19 лет учитываются доходы за I-II квартал 2018 года, и в этот период была начислена плата за аренду земельного пая, этот доход будет учтен при назначении субсидии путем определения среднемесячного дохода за соответствующий период.

– Как оформить субсидию на 30% сверхурочной площади, как это позволяют действующие правила. 

Есть нарекания на то, что работники социальных органов не сообщают людям о возможности получить эту «надбавку на площадь» при оформлении субсидий. 

– Это решения, которые принимаются комиссиями на местном уровне. Нам из Киева из министерства не видно, кто обращается за субсидиями.

– И все же: как воспользоваться этой нормой, и какая мотивация с вашей стороны для введения этого ограничения?

– Субсидия предоставляется на определенный социальный норматив, то есть государство не брало на себя обязанность содержать все имеющееся имущество гражданина. Государство оказывает социальную поддержку на определенный норматив – на определенную площадь жилья. Пожалуйста, субсидия предоставляется в пределах этого норматива.

Например, если мы говорим о городское жилье с централизованным отоплением, то человек не имеет возможности влиять на затраты на отопление. У него нет индивидуального счетчика, нет возможности регулировать потребление тепла. В индивидуальных домах человек имеет возможность корректировать потребление газа.

Поэтому и было принято решение о том, что в отдельных случаях есть необходимость увеличивать норму площади для предоставления субсидий.

В предыдущих периодах это регулировалось решениями комиссий без ограничений. То есть, приходил человек, говорил «я проживаю на площади 200 кв. м, но мне все 200 м нужны, дайте мне, пожалуйста, субсидию на 200 кв. м». И были случаи, что комиссия назначала субсидию на 200-300 кв. м одному человеку или двум людям.

В этом мы видим определенный фактор субъективизма. В данном случае мы ограничили право комиссии. Субсидия одному человеку может покрывать примерно 50 кв. м.

Среднестатистическая квартира, в которой проживает субсидиант – от 40 до 60 кв. м. Если в ней проживает один человек, то увеличение этой нормы на 30% дает возможность охватить среднестатистического получателя субсидий в полном объеме. Но в любом случае решение должно приниматься индивидуально. Нужно смотреть, что это за гражданин, как он проживает.

– Возможен и другой эффект. Например, если в январе у нас ударят морозы, потребление увеличится, люди исчерпают «субсидийные лимиты» и получат платежки со значительными суммами за коммуналку. А это увеличит социальное напряжение. 

– Здесь немножко по-другому. Эта социальная норма, которая увеличивается, не пересматривается каждый месяц. При определении права на субсидию в ноябре комиссия принимает решение и говорит – она назначается не на 49 кв. м, а на 60 кв. м. Вот на весь отопительный период человеку дают субсидию на 60 кв. м.

А фактор изменения температуры регулируется за счет иного показателя. Субсидия предоставляется на социальный норматив одинаковыми частями в течение всего отопительного периода. Это, в ноябре, в январе, в феврале и в марте размер субсидии фактически одинаковый. Но затраты энергоносителей в эти месяцы разные.

Есть возможность переносить неиспользованные кубические метры или размер назначенной субсидии с ноября на январь или на февраль.

Таким образом, в среднем на отопительный период достигается средний показатель потребления. Условно говоря, если человеку выделена норма в 300 куб м газа в месяц на отопление, и он потребил только 150 в ноябре, то остальные 150 он может употребить в январе, когда будут морозы, сверх нормы.

– Как начисляется обязательная плата? 

– Когда гражданин обращается за оформлением жилищной субсидии, определяется его право на субсидию. Что происходит? Проверяются его доходы, наличие уплаты ЕСВ, сверхурочной отапливаемой площади (более 200 кв. м), автомобиля моложе 5 лет, единовременных покупок дороже 50 тыс. грн. Если у него все в порядке с этими критериями, ему назначается субсидия.

Подход к назначению субсидии заключается в том, что часть платежа оплачивает человек, домохозяйство, согласно своим доходам, а другую часть в пределах социальной нормы – государство в виде субсидии.

Сегодня каждому домохозяйству определяется процент от дохода, который он должен платить за коммунальные услуги.

Значит, у домохозяйства из одного человека-пенсионера с доходом 1,5 тыс. грн. процент обязательного платежа будет на уровне 6% от дохода. Давайте посчитаем: 6% от 1,5 тыс. грн. – это 90 грн. в месяц. При доходе 1500 грн. человек платит 90 за коммунальные услуги, а остальное платит государство. Чем выше доход – тем выше обязательная плата.

– А если есть переплата за коммунальные услуги, нужно платить обязательную плату? 

– Это принцип субсидиарности – часть платит человек, часть государство. Государство подключается тогда, когда человек не имеет возможности оплатить полный платеж. Поэтому обязательная плата уплачивается в обязательном порядке и это является уже критерием для продления права на субсидию.

Но в данном случае если гражданин потребляет меньше, чем размер обязательной платы, то он оплачивает фактические размеры. Обязательная плата в этой ситуации – 90 грн.

Возьмем другую ситуацию: есть пенсионер с доходом 6 тыс. грн. В таком случае процент обязательной платы будет составлять около 25% от дохода. Это уже 1500 грн. Если у него обязательная плата – 1500 грн., а он потребил только на 1000, то нет необходимости платить все 1500 грн.

Он платит фактические размеры потребления.

– Как быть в ситуации, когда застройщики заселяют людей до официального ввода дома в эксплуатацию. Процесс оформления новостройки может длиться годами. Люди могут делать ремонты, потреблять газ, воду, пока застройщик оформляет все разрешения на постройку. Имеют ли такие жители право на субсидию? 

— Если мы говорим об индивидуальных застройщиках, то да. Даже если дом не введен в эксплуатацию, но с поставщиками услуг заключены договоры и имеет место потребление жилищно-коммунальных услуг, то субсидия может быть назначена.

Если мы говорим о многоэтажной застройке, то нет. Поставщики услуг не имеют права подписывать договор об оказании коммунальных услуг до того момента, пока жилье не введено в эксплуатацию и соответственно не появляется право собственности.

В данном случае мы говорим, что должны быть выдержаны процедуры ввода в эксплуатацию, получения права собственности, оформления договоров на предоставление коммунальных услуг и только после этого – оформление субсидий.

Кроме этого, субсидия предоставляется по тарифам, которые установлены для населения. А в таких случаях, о которых вы говорите, услугу покупает застройщик (ту же электроэнергию) по тарифам для промышленности и выставляет платежки жильцам по промышленному тарифу.

Я уже не говорю о факторе безопасности в случае проживания в таком жилище. Существуют ситуации, когда еще не достроили, кран не отъехал, а люди уже там живут и ходят под кирпичами.

— Текущие правила допускают оформление субсидии людям, имеющим задолженность по уплате ЕСВ. Как у вас происходит мониторинг и фиксация этой задолженности? 

– Как правило, это задолженность, которая возникает по вине работодателя. Потому что за работника ЕСВ платит работодатель. Уплата ЕСВ непосредственно гражданином происходит в отдельных случаях – если это физическое лицо предприниматель, самозанятое лицо.

Действительно некоторые работодатели не платят ЕСВ вовремя, но этот вопрос урегулирован. Субсидия в таком случае назначается, но нужно предоставить документальное подтверждение того, что ЕСВ начислена, но есть задолженность. Это могут сделать органы Пенсионного фонда, фискальной службы или даже сам работодатель.

Если мы говорим вообще о контроле уплаты ЕСВ, то сегодня органы соцзащиты получают эту информацию от Пенсионного фонда в электронном виде.

– Если у человека нулевой доход, и он не желает становиться на регистрацию в службе занятости, то может ли он рассчитывать на субсидию в таком случае?

– Если у человека отсутствует доход, то скажите мне, пожалуйста, за счет чего он живет?

– Дети помогают. 

– Хорошо, но при этом гражданин должен принимать какие-то меры для своего трудоустройства и получения доходов?

– В идеале так.

– В идеале так. Теперь скажите мне, пожалуйста, каким образом можно доказать то, что этот человек работает неофициально? Никоим образом.

Если гражданин годами, а у нас есть случаи, а то и десятками лет находится в статусе неработающего лица, то я не могу назвать такого человека безработным. Безработным он станет тогда, когда будет находиться на учете в центре занятости как лицо, которое ищет работу.

Это наша задача – построить систему именно таким образом, чтобы с одной стороны – стимулировать людей все-таки работать, а не находиться пожизненно на учете ради социальных выплат. С другой – не допустить неоказание социальной помощи тем, кто в этом действительно нуждается.

Автор: Галина Калачова

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий