Как украинский графический онлайн-редактор бросил вызов мировому лидеру с капитализацией 15 миллиардов долларов, и что из этого получилось.
В апреле 2021 года графический онлайн-редактор Canva получил 71 млн. долл. инвестиций, из-за чего капитализация основанного австралийцами в 2012 году проекта выросла до 15 млрд. долл.
Одним из главных его конкурентов является украинский стартап Crello. Он был создан в 2017 году основателем всемирно известного фотобанка Depositphotos украинцем Дмитрием Сергеевым.
В 2016 году в интервью ЭП Сергеев рассказывал о том, как создавался, работает и развивается Depositphotos. Однако о Crello на тот момент еще не было ничего известно.
В погоне за куском много миллиардного пирога рынка графических онлайн-редакторов Сергеев за четыре года потратил на развитие Crello 12 млн. долл. и планирует до конца 2021 года вложить еще 10 млн. долл.
С начала этого года (январь-август) оборот украинского стартапа составляет 1,5 млн. долл., а количество зарегистрированных пользователей превышает 7 млн. человек и растет ежемесячно на 400 тыс.
Однако десятков миллионов долларов инвестиций и сотен тысяч новых клиентов ежемесячно недостаточно, чтобы в течение ближайших несколько лет создать реальную конкуренцию мировому лидеру.
Сейчас у Canva около 55 млн. постоянных пользователей, из которых 3 млн. платят за сервис. Для сравнения: Crello получает средства только от 100 тыс. человек. Наверное, за время существования украинская компания получила 7 млн. долл. убытков.
Именно поэтому Crello активно ищет эффективную бизнес-модель. Сергеев не скрывает, иногда он ловит себя на мысли, что зря «сжигает» миллионы долларов, поскольку winner takes all («победитель забирает все»), то есть Canva уже выиграла.
ЭП рассказывает историю амбициозного украинского стартапа, который бросил вызов мировому лидеру.
При каких обстоятельствах он был создан, чем отличается от конкурентов, какой имеется сервис и кому он предлагается, как и сколько зарабатывает, что мешает расти и какую цель создатели Crello стремятся достичь в 2022 году.
Как и почему появился проект
Создание рискованного стартапа Crello и вложение десятков миллионов долларов в его развитие трудно назвать авантюрой. На этот шаг Сергеева подтолкнули события, которые в течение нескольких лет изменили мировой рынок фотобанков, где работает его основной бизнес – Depositphotos.
Главное событие здесь произошло в декабре 2014 года, когда Adobe приобрела за 800 млн. долл. фотобанк Fotolia.
«Таким образом, Adobe полностью закрыла рынок фотобанков. До этого лидером рынка был Shutterstock, но после сделки лидером стала Adobe. На фоне этой сделки другие фотобанки сильно подешевели, и мы не знали, что делать. До этого мы очень быстро росли, нашу капитализацию оценивали приличными деньгами. После сделки Adobe с Fotolia рынок фотобанков начал стагнировать», — поясняет Сергеев.
Однако рынок все равно рос, хотя уже не такими темпами, как раньше. Руководители Depositphotos не знали, что делать, чтобы капитализация бизнеса повышалась пропорционально росту. Для этого нужна была свежая идея. В 2017 году ее привез из США Вадим Нехай, в то время директор по маркетингу.
Во время командировки в США он побывал на выставке Microstock Expo, где увидел питч (аудиовизуальная презентация проекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект) соучредителей Canva. Презентация поразила Нехая и он вернулся в Киев с идеей создания аналогичного продукта.
В Depositphotos тогда работал экспериментальный отдел из восьми специалистов, который изучал нейронные сети и другие технологии, которые могли бы стать отдельными продуктами или новыми функциями фотобанка. Эта команда и начала разработку Crello.
«Crello появился из идеи необходимости развития и совершенствования фотобанка. Мы рассчитывали на синергетический эффект. С фотобанка можно взять контент, на базе него малый и средний бизнес создает в Crello графические шаблоны», – рассказывает Сергеев.
Crello – это графический редактор, в котором пользователь, как правило, малый и средний бизнес, может почувствовать себя дизайнером. Пользователь может двумя кликами создать маркетинговый продукт, дизайн и донести до аудитории смысл своего продукта.
«Мы помогаем решить конечную проблему пользователя — продать свой товар. Раньше нужно было пользоваться большим набором инструментов, включая Photoshop, или нанимать студию, чтобы сделать баннер, меню, прочие маленькие штуки, которые помогают продавать товар или услуги. Вместо этого Crello дает мощный онлайн-инструмент, с помощью которого можно двумя кликами сделать классный дизайн и продать свой продукт», – говорит Сергеев.
Crello предлагает бесплатный доступ к графическим шаблонам, более миллиона файлов музыки, фото, видео. Редактор позволяет создавать визуальный контент без профессиональных навыков графического дизайна на основе готовых шаблонов.
В платной версии существует возможность скачивания с Depositphotos до 200 млн. фото и видео, предусмотрено неограниченное количество загрузок дизайнов, есть возможность удаления фона изображений и опция совместной работы нескольких людей над рисунком.
Целевой аудиторией стартапа являются представители малого и среднего бизнеса. Это люди, которые стремятся создать качественный современный графический дизайн, но не умеют пользоваться Photoshop.
Единственными своими конкурентами основатель компании считает австралийский проект Canva и Adobe. Чем на их фоне отличается Crello?
Сергеев говорит, что с помощью украинского проекта пользователь может создать наиболее качественные дизайны, не прилагая много усилий для изучения технологий редактирования изображений.
«Принципиальное отличие от конкурентов заключается в простоте использования. Любой человек может сделать в Crello дизайн, который будет понятен потребителю», – утверждает предприниматель.
Как и сколько стартап зарабатывает
Crello привлекает пользователей бесплатным набором инструментов, а зарабатывает деньги на ежемесячной подписке, которая предоставляет пользователям расширенный набор инструментов.
В бесплатной версии Crello доступно:
5 загрузок дизайнов в месяц,
50 тыс. шаблонов статического и анимированного графического дизайна,
1 млн. премиум-изображений,
тысячи Full HD видеоклипов и анимаций,
мгновенный доступ к 200 млн. лицензионных стоковых файлов от Depositphotos.
В платной версии пользователь получает:
безлимитное количество загрузок дизайнов,
те же изображения, видео и анимации, что и в бесплатной версии, но с тремя дополнительными опциями,
возможность создавать дизайн с друзьями или коллегами в режиме онлайн,
возможность создавать контент в фирменном стиле (возможность скачать брендбук: логотип, фирменные цвета, шрифт),
возможность удалять фон изображений.
По словам Сергеева, платные аккаунты в Crello имеют около 100 тыс. пользователей. Оборот с начала 2021 года составляет ориентировочно 1,5 млн. долл. Однако, по словам предпринимателя, эта бизнес-модель не оправдывает ожиданий, поэтому компания ищет другой способ монетизации. Проблема в том, что значительное количество пользователей приходят в Crello, создают пять бесплатных дизайнов и уходят. Все потому, что стартап находится под мощным давлением конкурентов.
«У наших конкурентов есть куча денег, миллиарды долларов. Они могут себе позволить какие-то супер премиум модели, у которых пользователь бесплатно получает множество бесплатного контента. Мы тоже стараемся так делать, но у нас в сотни раз меньше денег, чем у Canva или Adobe. Поэтому мы более активно монетизируем контент и ищем оптимальную модель», – говорит предприниматель.
Почему Crello трудно догнать Canva
Учредитель Crello стоит перед выбором: сфокусироваться ли на заработке денег и остановить рост базы пользователей, или давать больше бесплатных опций, меньше зарабатывать и наращивать абонентскую базу.
С момента основания Сергеев потратил на Crello 12 млн. долл. Более 60% денег уходит на зарплаты программистам. Сначала над проектом работали восемь специалистов, сейчас – 102 человека. Из них 65 – это технические специалисты, 20 — маркетологи.
Всего в Canva работает около 700 человек.
Основатель говорит, что проект использует «очень серьезные технологии, которые требуют серьезного серверного пространства, что сейчас недешево».
Есть две причины, почему украинский стартап Crello не растет такими же бешеными темпами, как главный конкурент. Во-первых, говорит предприниматель, привлечь в Украине большие дешевые средства нереально. Во-вторых, если привлечь средства любой ценой, то это произойдет при условии небольшой оценки компании и передачи инвесторам большей ее части.
«Маленькие деньги, которые мы можем привлечь с маленькой оценкой, неконкурентоспособны. Canva по оценке 15 миллиардов долларов привлекает 71 миллион и спокойно тратит на развитие. Мы не можем так конкурировать», – заключает Сергеев.
Из-за этого стартап тратит на свое развитие деньги, которые зарабатывает сам и которые зарабатывает Depositphotos.
Основатель стартапа добавляет, что по критериям, которые можно применить к Canva во время получения 71 млн. долл. инвестиций, капитализация украинского стартапа составляет около 100 млн. долл.
Что дальше
Предприниматель не раз думал о том, что такие проекты ему не по карману, и надо привлекать внешние инвестиции. Все потому, что нужно дальше интенсивно развиваться и конкурировать с мировыми лидерами. Пока решение по внешним инвестициям не принято. Сергеев планирует до конца 2021 года экспериментировать с бизнес-моделью.
По его мнению, мировой рынок графических онлайн-редакторов придет к такой модели: бесплатный сервис для рядовых пользователей и значительная плата для крупного бизнеса.
Когда основатель Crello рассказывает об оптимистичном сценарии развития проекта, то говорит, что хотел бы привлечь «хорошего инвестора по оценке стартапа в 500 млн. долл.». «Продав 30%, мы сможем потратить 150 миллионов долларов на конкуренцию с Canva. Думаю, к концу 2022 года мы должны приблизиться к этим цифрам», – заключает предприниматель.
Автор: Всеволод Некрасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.