Курс на Мальдивы. Как коронавирусный год изменил туристическую индустрию в Украине

Президент Украинской ассоциации турагентств: среди украинских туристов возросла популярность «экзотики».

Отрасль международного туризма в Украине от полного упадка летом спасло открытие авиасообщения с Египтом и Турцией. Именно поэтому потери этой индустрии за прошлый год хоть и существенные, но не критичные.

Президент Украинской ассоциации турагентств Антон Рудич в разговоре с «Главкомом» подводит итоги самого сложного для своей индустрии 2020 года и объясняет резкий рост популярности экзотики среди украинского путешественника.

Во время жесткого локдауна прошлой весной туроператоры говорили, что спрос на туры (бронирование на будущие периоды) упал минимум на 50%, что грозило огромными убытками. Что в итоге показал прошлый год?

Действительно, падение по сравнению с 2019 годом было более 50%. Точные цифры назвать трудно. Но где-то наблюдалось около 60% сокращения рынка за весь прошлый год.

Каким в итоге получился туристический бизнес 2020 года? Остались только сильнейшие компании?

Ничего экстраординарного не произошло. Как и в любой другой год, были компании, которые прекратили работу, но большинство остались на плаву, перестроились и продолжают работать. Относительно тех, кто прекратил деятельность, статистики точной нет, но примерно каждый год вместо старых появляется 30% новых фирм. Каждый год есть так сказать «подснежники», компании, которые работают в высокие сезоны, в летний период.

Год назад в интервью «Главкому» вы говорили о том, что жизнь многих турфирм будет зависеть от того, как долго продлится карантин. Но уже 2021 год, а карантин до сих пор в разных формах, но продолжается. Какие именно изменения произошли у этих фирм, насколько изменилась их работа? 

С точки зрения выездного туризма, там, где компании зарабатывают больше всего, могло быть и хуже. Самолеты только в июле начали летать, туризм начал по-маленькому восстанавливаться, и это было положительным фактором. Да, были небольшие объемы по сравнению с предыдущим годом, что означает меньшие доходы. Но компании перестроились, и катастрофы не произошло. Перестроились, означает, что уменьшили расходы, где можно – сократили неэффективный персонал.

Если говорить о нынешнем зимнем курортном сезоне. Каковы самые популярные направления? 

Здесь практически ничего не изменилось по сравнению с предыдущим годом, кроме Европы. Европа закрыта. А по другим направлениям, это всегда были Объединенные Арабские Эмираты, Египет. Также экзотика, которая сейчас популярнее, чем в обычные времена. Доминиканская республика, Мексика, Танзания, Мальдивы, Шри-Ланка… Экзотика вполне неплохо себя чувствует.

Как изменились цены на туры? Стало дешевле из-за кризиса?

Дешевле путевки не стали в первую очередь из-за того, что спрос в последнее время был достаточно высоким. Поскольку это покупки сейчас на сейчас, а не на дальнейший срок из-за нестабильной ситуации, запрос особенно под Новый год, после Нового года и на время локдауна способствовал поездкам. Поэтому спрос появился.

С другой стороны, операторы очень аккуратно ставили дополнительные рейсы. Поскольку раньше имели убытки и довольно значительные. Именно поэтому увеличивали количество рейсов, учитывая спрос. А когда спрос порождает предложение, то и цены идут вверх. Не было таких «горящих туров» как раньше.

Западная Европа закрыла лыжные курорты. Однако наш Буковель переполнен. Западноевропейские туристы поехали в Буковель? Туристические компании работают с такими клиентами?

Я не думаю, что многие поехали в Буковель, потому что это маленький курорт по сравнению с западными направлениями. Поэтому о масштабе речь не может идти. И не вся Европа закрылась. Кто-то закрылся, кто-то нет, кто-то планирует открыться в ближайшее время, и горнолыжники ждут этого. Не думаю, что Буковель сильно притянул этих туристов к себе.

Если говорить про предстоящий летний сезон, как изменилось планирование работы ввиду закрытия многих направлений и отсутствие гарантии относительно тех, которые сегодня открыты, а завтра – Бог его знает? 

Планировка исходит из того, что не будет такого, что сегодня открыто, а завтра закрыто. Такое рассчитывать невозможно. Турбизнес исходит из того, что направления будут работать. Нашему туризму повезло, что в Египте были нормальные условия, в Турции – все было очень комфортно для туристов. Медленно будет открываться и Европа.

Уже сейчас есть в продажах Европа, есть раннее бронирование отелей. Конечно, не в том объеме, как было до коронавируса, но, тем не менее, это есть и будет продолжаться. Операторы сделали условия, при которых турист может отменить, перенести на другие направления свой отдых.

Что это за опция. У всех операторов она присутствует? Каковы условия ее применения? 

У всех в той или иной степени, в том или ином виде, но есть. Надо смотреть детали, это вопрос каждого отдельного оператора.

Но ведь, так или иначе, кто-то будет нести убытки из-за отмен/переносов? Кто? 

Например, если закрывается отель, и он не выполнил своих условий, он не банкротится сразу. Просто деньги, которые получил за клиента, возвращает оператору. Но сейчас реже. Чаще переносит средства на тот период, когда можно будет приехать. Поэтому нельзя говорить, что это деньги, которые полностью пропали для отеля.

Как изменилось страхование туристов из-за пандемии коронавируса?

Есть страхование именно на случай заболевания на коронавирус, которое предусматривает возможность отказа от поездки на случай получения положительного теста перед поездкой. Причем, есть разные варианты. Кто-то один из семьи заболел, а должны люди лететь семьей, но они не полетят все. Это детали, которые нужно продумывать, но возможности соответствующих страхований есть.

В начале декабря оператор Join Up! сообщил, что по решению Антимонопольного комитета перешел на расчеты в гривнах. Это касается только этого оператора или и других тоже?

Речь идет обо всех операторах. Расчеты в гривнах у нас были всегда, так прописано в наших законах. Официально в долларах не может быть вообще. Если кто-то этим грешил, то это нарушение закона.

Если говорить о 2021 годе, какие ожидания в туристической отрасли?

Если говорить о выездном туризме, у нас оптимистичные ожидания. Почти наверняка будет рост по сравнению с 2020-м. Это если не будет никаких кардинальных ситуаций. Прежде всего, это увеличение закрытых направлений, усиление эпидемии или новые ее изменения, которые мы сейчас не можем спрогнозировать.

Внутренний туризм растет в связи с глобальными событиями? Насколько украинские туроператоры пользуются этим? 

Внутренний туризм прекрасно обходится без туроператоров. Туроператоры нужны там, где нужен пакет услуг, в первую очередь, плюс транспорт, плюс страхование. Очень часто внутренние туристы выбираются самостоятельно, другими методами, страхование не требуется для внутреннего туризма.

Отельеры у нас не очень любят работать с туроператорами, у нас нет культуры работы через туроператоров. Да, есть Львов, Одесса, Киев, то есть основные центры такие, и есть Азовское море в летнем направлении. Буковель, если говорить о горах. Вот и все. Тут особо не пошикуешь.

Украинская ассоциация турагентств настаивает на доработке и принятии зарегистрированного в парламенте законопроекта №4162 «О туризме». Каких именно изменений добиваетесь? 

Здесь вопрос даже не в нас. Директива ЕС, которую мы должны выполнять, как ассоциированный член. В этой директиве речь идет о защите туристов. Во всей Европе интересы туриста в случае проблем с туроператорами, с кем угодно, должны быть максимально защищенными, прежде всего финансово и организационно.

Те, кто уехал на отдых, не должны потерять деньги. По нашему закону турист не защищен. Поэтому мы должны привести наше законодательство к европейским нормам. Например, если оператор с рынка исчезает, не выполнив своих обязательств, что делать? Изменения в закон будут позволять эффективнее защищать туристов в подобных случаях.

Во время жесткого карантина весной прошлого года многие украинцы, в том числе туристы, не могли вернуться домой. Закрыты границы, не летают самолеты. Поможет ли принятие закона защитить туристов во время подобных форс-мажорных ситуаций?

Не думаю. Форс-мажоры – это вообще непредсказуемые вещи, поэтому они не могут быть описаны. Закон сможет решить проблемы в случае прогнозируемых вещей, тех, которые уже случались. Тогда турист будет защищен и получит деньги в полном объеме обратно, или его вернут на Родину.

Автор: Михаил Глуховский

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий