Мечта об авто на солнечных батареях становится реальной

Это увлекательное видение, что электрокары, которые не нуждаются в зарядных системах, вместо этого наполняют свои батареи с помощью солнца. Производители работают над такими автомобилями. Технология уже используется даже в серийных моделях.

Черная машина очень тихо катится во дворе бывшего моторного завода на северо-востоке Берлина. На дисплее внутри виден сам автомобиль. Крыша, капот, крышка багажника, бока – засвечиваются все поверхности по очереди. Sion, так называется эта машина мюнхенского стартапа Sono Motors, она начинает вырабатывать собственный ток.

Основатели Ляурин Ган и Йона Кристианс с менеджерами месяцами путешествовали по стране, рекламируя свой автомобиль потенциальным клиентам и, как сейчас видно, готовясь к выходу на биржу. Sono, один из немногих автомобильных стартапов Германии, хочет как можно скорее собрать до $184 млн. на технологической бирже Nasdaq.

По данным предыдущего биржевого проспекта, компания, которая с момента своего создания пять лет назад осилила €108 млн., вновь финансово прижата к стене. Для продолжения работы основателям уже несколько раз приходилось быстро собирать деньги, также и через краудфандинг. Но на этот раз выход на биржу должен в то же время проложить путь на рынок. Sono планирует вскоре выпустить первые серийные Sion. Электрокары почти полностью покрыты солнечными батареями: они на крыше, капоте, крышке багажника и по бокам.

Авто на солнечных батареях от стартапа Lightyear

Sono – не единственная компания, которая хочет производить машины на солнечных батареях. Компании во всем мире и далее работают над разработкой солнечных батарей, чтобы использовать их как составляющие автомобилей.

Цель – сделать так, чтобы сама машина генерировала как можно больше энергии. Это экономит владельцам расходы на электроэнергию и увеличивает дальность проезда, потому что автомобиль может заряжать батарею во время поездки или стоя на парковке. По крайней мере, когда светит солнце.

В июне Lightyear One преодолел 710 км на одном заряде батареи. Машина ехала на скорости 85 км/ч по испытательной трассе в Северном Рейне-Вестфалии почти 9 часов, не прерываясь на зарядку.

Одна из моделей, внимание к которой приковано в Европе и Америке, – прототип нидерландского стартапа Lightyear, Lightyear One. У него солнечные батареи на крыше. Они занимают площадь почти 5 м2. Каждый час на солнце, по словам компании, это 12 км проезда.

Авто также можно заряжать как обычный электромобиль. Говорят, что после часа на скоростной зарядке Lightyear One может преодолеть расстояние в 570 км.

Lightyear One ориентирован на эффективность

Максимальная дальность автомобиля значительно выше. В июне прототип преодолел 710 км на одном заряде батареи. Машина ехала на скорости 85 км/ч по испытательной трассе в Северном Рейне-Вестфалии почти девять часов без перерыва на зарядку. Похоже, инвесторов это поразило. В этом году Lightyear собрала уже более €90 млн.

В рекламе компания обещает, что человеку, который добирается на работу около 30 мин, вряд ли придется заряжать свой автомобиль. Такой свободы обычные электрокары не дают.

Ожидается, что Lightyear One поступит в массовое производство в 2024 году, и будет стоить €150 тыс. Он тщательно спроектирован для эффективного использования. Удлиненная крыша и багажник обеспечивают пространство для солнечных элементов, а непривычное покрытие задних колес снижает сопротивление воздуха. Дизайнеры, прежде всего, заботились не об эстетике, а о максимально низком энергопотреблении.

Prius Plugin Hybrid с крышей из солнечных батарей 

Технология давно переросла стадию визий и стартап-планов. Она уже есть даже в серийных моделях, например, у Hyundai Ionic (за дополнительные €1,5 тыс.) или у крупнейшего автомобильного производителя в мире – Toyota.

Prius Plugin Hybrid можно заказать с крышей из солнечных батарей. Ток из ячеек сначала поступает в 12-вольтовую батарею автомобиля, поддерживая все, что требует энергии во время поездки. Затем избыточное электричество преобразуется в высоковольтном накопителе, который питает электродвигатель.

По словам специалистов Toyota электроэнергии, которую производит авто, должно хватать на около 1 тыс. км в год, если автомобиль не будут парковать в гараже. Дополнительная опция стоит €3 тыс. Легко подсчитать, что только экономия электроэнергии не может иметь решающего значения для покупки.

При актуальных ценах на энергию для окупаемости батарей понадобились бы десятилетия. Но, поскольку многие покупатели Prius выбирают это авто, потому что хотят уменьшить выбросы газов в воздух, крыша с солнечными батареями все же может их заинтересовать.

Футуристический автомобиль на солнечных батареях от Aptera

Sion, Lightyear One и Prius в значительной степени имеют вид обычных автомобилей. Вместо этого модель стартапа Aptera из Сан-Диего футуристична: это двухместная машина с тремя колесами и кузовом в форме дельфина. По словам производителя, за день на ярком солнце машина заряжается на 60 км. Если батареи заполнены, может проехать 640 км.

Тем, кто живет в Западной Европе, и каждый день проезжает не более 30 км, Aptera обещает, никогда не придется заряжать свою машину. В солнечных штатах США, таких как Калифорния, Аризона или Невада, это возможно даже при ежедневных поездках в 50 км. В следующем году компания планирует поставить первые автомобили американским клиентам. Стартовая цена $25 900.

За день на ярком солнце электрокар от стартапа Aptera заряжается на 60 км. Если батареи заполнены, он может проехать 640 км. Тем, кто ежедневно проезжает не более 30 км, автомобильный производитель обещает, что никогда не придется заряжать свою машину.

Все это звучит многообещающе, но речь идет о средних значениях, определенных в идеальных условиях. Если небо несколько дней будет пасмурным, солнечные автомобили придется заряжать через кабель, как и обычные электрокары. В городах, где много теней из-за высоких зданий, также будет сложно.

Илон Маск, свойственно сторонник солнечной энергии, сомневается, что Sono, Lightyear и Aptera достигнут прорыва. «Худшее место для установки солнечных батарей – это автомобиль», – сказал он недавно. Многие люди, заявил шеф Tesla, паркуют свои машины в гаражах.

Кроме того, машины имеют ограниченную площадь, на которую попадает солнце.

Функциональный дизайн. Удлиненная крыша и багажник электрокара Lightyear One обеспечивают пространство для солнечных элементов, а необычное покрытие задних колес снижает сопротивление воздуха.

Впрочем, кажется, даже Маск не может полностью отбросить видение об авто на солнечных батареях. Его Cybertruck – электрический пикап, серийное производство которого планируют запустить в конце 2022 года, на заказ могут поставлять с солнечными батареями. По словам Tesla, они будут обеспечивать дополнительные 25 км в день.

Если небо несколько дней будет пасмурным, солнечные автомобили придется заряжать через кабель, как и обычные электрокары. В городах, где много теней из-за высоких зданий, найти солнце также будет сложно.

Мюнхенская компания Sono не столь популярна, как американские стартапы. Sion имеет довольно скромный дизайн, кузов выполнен из черного синтетического материала, пригодного для вторичной переработки. Это значительно уменьшает вес машины, но и делает ее похожей на Trabant. Sono будет предлагать авто только в одном варианте и цвете. На старте это облегчает производство.

Sono Sion гарантий не дает

Основатели из Мюнхена выбрали производителями именно ту компанию, чей материнский китайский концерн спустя время попал в турбулентность, надеясь, что производство не сорвется. Sion планируют выпускать в National Electric Vehicle Sweden (NEVS) в Тролльгеттани – дочерней компании проблемного гиганта недвижимости Evergrande. NEVS приобрела завод у пропавшего шведского бренда Saab в 2012 году.

В биржевом проспекте Sono указывает на риски, обусловленные связью с Evergrande. Материнская компания может прямо или косвенно подвергать NEVS политическому и экономическому давлению или принимать меры, особенно если ухудшатся отношения с Китаем.

И, как всегда в таких проспектах, указывают на очень принципиальный риск: «Нет никакой гарантии, что NEVS произведет автомобили, соответствующие нашим спецификациям и ожиданиям качества».

В проекте также указано, что у Sono нет запасной линии производства. С 2023 года Sion должна сходить с конвейера старого завода Saab, но, учитывая предыдущие заявления стартапа, очередные задержки не исключены.

Авторы: Штефан Бойтельсбахер, Даниэль Цвик

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий