Миграция и миграционная политика в Греции: пример миграционного перехода

Определение проблем и перспектив, украинских заробитчан за рубежом требует осознания тех условий, в которых они находятся в стране пребывания, то есть общественно-политического, социально-экономического, законодательного контекста их жизни.

В связи с этим большой интерес представляет миграционная ситуация и миграционная политика Греции, где в последние десятилетия сформировалась многочисленная община граждан Украины.

Кроме того, для управления миграциями в нашем государстве полезным может быть опыт Греции по трансформации миграционной политики во время миграционного перехода, то есть превращение страны из поставщика в реципиента мигрантов, что недавно состоялся в Греции и, вероятно, вскоре будет актуальным и для Украины.

В зарубежной научной литературе накоплено уже достаточно работ, посвященных миграционной ситуации и миграционной политике Греции, где, помимо прочего, рассматривается развитие миграционного процесса из Украины, положение украинских мигрантов. Прежде всего, это труды К. Кауринковски, М. Балдвин-Эдвардс и других. В то же время отечественные исследователи рассматривали греческие сюжеты лишь вскользь. Данная статья направлена на то, чтобы восполнить этот пробел.

Прежде всего, напомним, что десятилетиями Греция была страной масштабной эмиграции. В конце XIX – начале ХХ века оттуда выехала шестая часть населения.  После Второй мировой войны Греция, как и вся Южная Европа, была поставщиком рабочей силы в промышленно развитые страны запада и севера континента.

В течение 1950-1974 гг. эмигрировало более 1 млн. лиц, что, кроме экономических причин, было обусловлено и политическими причинами, в частности, гражданской войной 1946-1949гг., правлением военной хунты в 1967-1974 годах. В 1955-1973 годах Германия приняла 603,3 тыс. греков, Австрия – 170,7 тыс., США – 124 тыс., Канада — 80,2 тыс.

Вследствие нефтяного кризиса 1973 г. потребность в дополнительных рабочих руках в Европе уменьшилась, выезд из Греции затормозился, начал нарастать обратный поток. Этому способствовали и демократизация страны после свержения хунты в 1974 г. и новые перспективы, которые открылись благодаря вступлению Греции в ЕС в 1981 г.

По подсчетам ученых, в 1971-1986 годах 628 тыс. греков, то есть более половины эмигрантов послевоенной эпохи, вернулись на родину.  61% из них прибыли из Западной Европы, преимущественно из Германии, остальные – из-за океана. 75% репатриантов находились в трудоспособном возрасте и столкнулись на родине с серьезными проблемами с трудоустройством. Уровень безработицы среди них составлял 10,4%, тогда как в целом по стране – 6,9%.

В связи с этим правительство предложило репатриантам инвестиционные проекты, наладило систему предоставления кредитов. Мелкие инвесторы из их числа обеспечивались информационной и консультативной поддержкой.

Была разработана специальная жилищная программа, которая предусматривала выгодные условия ипотеки и освобождение от налогов, если жилье покупали за иностранную валюту. В регионах массовой эмиграции активно поддерживались кооперативы с целью поощрить к участию в них мигрантов и привлечь их средства.

Репатрианты имели право беспошлинного ввоза бытовой техники и автомобилей, которые не облагались налогом, переводы депозитов из-за рубежа также были для них бесплатными. Тем, кто поселялся в сельской местности, оказывали денежную поддержку (по одной тысяче долларов единовременно и по 50 долларов ежемесячно в течение 2 лет).

Для упрощения процесса реинтеграции были созданы специальные школы для детей, возвращавшихся из-за границы (треть репатриантов родились в зарубежных государствах).

В частности, в Афинах и Салониках действовали школы для англо-, немецко — и франкоязычных учеников. В обычных школах были введены дополнительные занятия. Группы насчитывали 3-9 учеников. Если количество желающих составляло 10-20 человек, открывали специальный класс. Дети, посещавшие соответствующие уроки, получали денежные субсидии.

В решении различных проблем мигрантам помогали специально созданные институты, такие, например, как Центр психологической гигиены в Министерстве здравоохранения или специальные подразделения службы занятости. Содействовал мигрантам в открытии собственного бизнеса отдел по поощрению инвестирования в Министерстве экономики, а также сельскохозяйственный банк Греции. Активно действовали неправительственные организации, церковь.

Эти меры имели в результате рост инвестиций заработанных за рубежом средств в греческую экономику. По оценкам, в 1982-1987 гг. инвестиции мигрантов составили 235 млн. долларов США, 64% из которых были направлены в сектор услуг. Однако за этот же период мигранты перевели на родину 5,8 млрд. долларов США, то есть инвестиции не превышали 4% суммы переводов.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в период распада социалистической системы, в стране начала нарастать иммиграция лиц греческого происхождения, прежде всего из бывшего СССР и Албании. В Греции считали, что моральный долг государства заключался не только в содействии культурному развитию этнических греков за рубежом, но и абсорбции иммигрантов греческого происхождения, тем более что многие из них оказались в местах предыдущего проживания в «горячих точках».

Ежегодно из постсоветских государств (России, Грузии, Армении, Казахстана, Украины) прибывали по 10-15 тысяч человек.  На начало нового тысячелетия общая численность прибывших составляла 155 тыс. человек. В то же время из Албании прибыли 185 тыс. этнических греков.

Была разработана специальная процедура их обустройства, под эгидой МИД образован Национальный фонд по приему и расселению греков-репатриантов. Консульства в постсоветских государствах выдавали этой категории иммигрантов «визу для репатриации», владельцы которой после переезда в Грецию не нуждались в разрешениях на проживание и трудоустройство, могли быстро приобрести гражданство.

Выходцы из Албании вместо гражданства получали разрешения на длительное проживание, однако, в 2006 г. порядок натурализации этой категории иммигрантов так же был упрощен.

Репатрианты имели право на беспошлинный ввоз имущества, налоговые льготы. По прибытии их размещали в центрах приема, где они проживали, питались, изучали язык за государственный счет. Далее их переводили в так называемые деревни приема, насчитывавшие по 250 домов, имевшие необходимую инфраструктуру. Здесь прибывшие проживали до 6 месяцев, получали государственные субсидии, продукты питания.

Взрослые изучали язык, историю и государственное устройство страны, а детей готовили к поступлению в греческие школы. После приема села, репатрианты переселялись в наемное жилье, которое оплачивало государство в течение 2 лет. Следующий шаг заключался в переселении в собственное жилье, предоставленное государством или построенное благодаря крайне дешевым государственным кредитам.

Этнические греки-репатрианты имели право на ряд льгот. Они получали средства на обустройство, семейные доплаты, помощь для многодетных семей, детей сирот или детей, лишенных опеки, и для лиц старшего возраста.

Ряд мер был направлен на улучшение положения репатриантов на рынке труда. Во-первых, речь шла о языковом и профессиональном обучении, профориентации и консультациях по открытию собственного бизнеса.

Во-вторых, начинающие предприниматели могли рассчитывать на существенную государственную поддержку, в том числе дешевые кредиты. Особенно значительной она была для тех, кто изъявлял желание заниматься сельским хозяйством.

В-третьих, работодатели, нанимавшие репатриантов, получали субсидии, была установлена квота трудоустройства греков-репатриантов на предприятиях и в учреждениях государственного сектора.

Важным средством интеграции прибывших лиц было школьное обучение. Были созданы отдельные классы для детей, для которых греческий язык не был родным. В около 600 таких классов одновременно учились почти 8 тыс. учеников, прежде всего в Афинах.  Помимо этого создавались классы для дополнительных занятий, которых насчитывалось 127 из около 2 тыс. учеников.

Благодаря уменьшению эмиграции и обратной миграции миграционный баланс приобрел для Греции положительные значения. Кроме того, в стране появились работники-мигранты из Восточной Европы, в частности, Польши, некоторых стран Азии и Африки. Прибывали в Грецию и западноевропейцы-специалисты, оказывавшие помощь в                ”подтягивании» страны к стандартам ЕС, а также экономически неактивные лица, которых привлекал климат и сравнительно невысокие цены.

На превращение Греции из страны-поставщика в страну назначения оказывали влияние несколько факторов. Первостепенное значение имело быстрое экономическое развитие после присоединения в ЕС. Повышение благосостояния населения и образовательного уровня молодежи обусловило дефицит рабочей силы на не престижных и низкооплачиваемых рабочих местах.

В то же время высокая доля сезонных работ в туризме и сельском хозяйстве, как и значительный сегмент неформальной экономики, требовали гибкой и неприхотливой рабочей силы.

Важную роль сыграла миграционная политика, которая, с одной стороны, при отсутствии соответствующего опыта, не обеспечивала должного контроля над прибытием иностранцев, а с другой, была направлена на поощрение определенных категорий прибывших, прежде всего бывших эмигрантов, а также лиц греческого происхождения.

Притоку иммигрантов способствовало географическое положение страны, значительная длина береговой линии, что вследствие неадекватного пограничного контроля делало страну привлекательной для транзитных мигрантов из Ближнего Востока и Африки, пытавшихся перебраться в Западную Европу.

В таких условиях рост населения Греции между переписями 1991 и 2001 годов обязан исключительно иммиграции (коэффициент рождаемости упал до 1,3, что было ниже среднеевропейского уровня 1,5 и намного меньше, чем необходимо для простого воспроизводства).

Перепись показала, что в 2001г. в стране проживали 762,2 тысяч иностранцев, которые составляли примерно 7% от общей численности населения (10964 тыс.). Тогда как в 1991г. – лишь 197 тыс. иностранцев, или около 2%.  К этому количеству нужно добавить иммигрантов греческого происхождения, которые приобрели гражданство (их не обсчитывали как иностранцев), а также нелегальных мигрантов.

Поэтому, по мнению экспертов, на самом деле численность иммигрантов в Греции могла достигать 1,2 млн., или 10% населения и 12% рабочей силы.

Среди прибывших лиц доминировали выходцы из Албании — до полумиллиона. В стране насчитывалось также 110-120 тыс. выходцев из азиатских стран (40-50 тыс. пакистанцев, по 20 тыс. китайцев и филиппинцев, по 10-15 тыс. выходцев из Бангладеш и Индии).

Многочисленными были граждане Польши и Румынии, (примерно по 40 тыс.), довольно много выходцев из Болгарии. Перепись зафиксировала 20 тыс. граждан Грузии, 17 тыс. россиян и 14 тыс. украинцев, однако, по оценкам, иммигрантов из постсоветских государств в действительности было больше.

Иммигранты работали, прежде всего, на строительстве, где составляли четверть рабочей силы, в сельском хозяйстве (90% наемных работников отрасли), домашнем хозяйстве и туристско-рекреационном обслуживании.

По учетам Министерства внутренних дел, в 2007 г. в Греции насчитывалось 681,9 тыс. иностранцев.  Однако это только лица, у которых были разрешения на пребывание в стране. Здесь к этому количеству надо добавить оценку численности нелегальных мигрантов, которая колеблется в пределах 170-210 тыс. человек.

Быстрое увеличение численности чужеродного населения вызвало неоднозначную реакцию общества. В частности, по данным опроса общественного мнения 2009 г., 93% граждан считали, что страна не может больше принимать мигрантов. Их обвиняли в ухудшении криминальной ситуации (75%), а также в том, что они занимают рабочие места, в которых нуждаются греки (40%).

На самом деле, несмотря на высокий уровень безработицы в стране, мигранты не конкурируют с греками, а заполняют рабочие места, на которые местные работники идут неохотно. Особенно высокая потребность в труде иностранцев была связана с подготовкой к Олимпийским играм 2004 г., строительством не только спортивных, но и инфраструктурных объектов. Выгоды, которые получает Греция, используя иностранных работников, заключаются, прежде всего, в дешевизне их труда.

По данным одного из исследований, легальные мигранты за ту же работу получали на 15%, а нелегальные – на 60% меньше, чем греки.

Согласно сведениям государственной системы социального страхования (ИКА), разница между заработками иностранцев и греков составляет 30-50%, а в строительной отрасли – 6-15%.

В условиях массовой иммиграции правительство было вынуждено быстро формировать миграционную политику, которая соответствовала бы новой ситуации. В 1991 году был принят закон об иностранцах, заменивший акт, действующий на протяжении 62-х годов.

Были установлены довольно жесткие условия прибытия. Для допуска в страну работник-мигрант должен был найти рабочее место, на которое не претендовал гражданин Греции или ЕС, а также этнический грек-репатриант или признанный беженец. Разрешение на пребывание выдавали только на год.

Разрешение на постоянное проживание можно было получить после 15 лет легального проживания, ходатайствовать о гражданстве – через 10 лет, а обращаться за разрешением о воссоединении семьи – через 5 лет. Нелегальное пребывание или трудоустройство жестко наказывалось.

Несмотря на это численность иностранцев с неурегулированным статусом росла, а случаи нарушения человеческих прав мигрантов были довольно распространенными. Это вызвало значительное давление со стороны общественности, направленное на изменения указанных норм.

Новое законодательство было принято в 1997 году и предусматривало проведение кампании по легализации нелегалов. Лица без надлежащего правового статуса смогли приобрести разрешения на временное пребывание, так называемую “белую карточку”. Это обеспечивало им время для подготовки дополнительных документов и оформления “зеленой карточки”, то есть разрешения на пребывание и работу.

Условиями приобретения «белой карты“ было проживание в Греции, по крайней мере, в течение года, справка о состоянии здоровья, отсутствие правонарушений, а также уплата социальных взносов минимум за 40 рабочих дней в течение 1998 г. для получения               ”зеленой карты» нужно было уплатить социальные взносы минимум за 150 рабочих дней.  «Белую карточку“ получил 371641 мигрант, однако лишь 212,9 тыс. – ”зеленую», то есть, по оценкам, половина нелегальных мигрантов, проживавших в стране.

В 2001 году был принят новый закон об иностранцах и гражданстве. Нелегальные мигранты во второй раз получили возможность урегулировать свое положение. Для этого они должны были доказать, что проживали в Греции по крайней мере год, предоставить копию трудового контракта, подтвердить уплату социальных взносов не менее чем за 200 рабочих дней в течение года, уплатить 147 евро.

Закон 2001 г. содержал также нормы по дальнейшему регулированию трудовой миграции. В частности, служба занятости ежегодно должна была готовить отчет о потребностях в рабочей силе, на основе которого определялась квота выдачи разрешений на временное трудоустройство иностранцев. Принятием заявлений от желающих работать в Греции должны были заниматься дипломатические представительства за рубежом.

В течение 6 месяцев, отведенных для легализации, 361119 человек подали соответствующие документы. Отсутствие административной инфраструктуры и бюрократические проблемы привели к серьезным трудностям, как с их своевременной подачей, так и с обработкой. Типичными были огромные очереди, на которых паразитировали сомнительные посредники. В конце концов, правительство решило предоставить всем заявителям временные разрешения на проживание до октября 2003 г.

Значительные трудности для мигрантов создавал порядок, по которому разрешение на пребывание выдавали на 1 год. Кроме того, его оформление часто затягивалось. Имея на руках лишь справку о том, что его документы рассматривают, уехать и вернуться в Грецию иностранец мог только в ограниченный временной период, устанавливавшийся властями, например, во время рождественских или пасхальных праздников.

С января 2004 г. вступили в силу дополнения к закону, которыми срок действия разрешений для трудовых мигрантов, обращавшихся за продлением годового разрешения, увеличивался до 2 лет.  Кроме того, за урегулированием статуса могли обратиться лица, которые не успели сделать это во время регуляризации 2001 г. в связи с ограниченным сроком подачи документов.

Новый закон об иностранцах, принятый в августе 2005 г., ознаменовал проведение очередной легализации. На этот раз под него подпадали лица, въехавшие в государство до 31 декабря 2004 года. Прежде всего, те, кто когда-то имел разрешение на пребывание, однако впоследствии его потерял.

Одним из условий легализации была уплата взносов социального страхования за 300 дней в период с 1 июля 2003 г. по 30 июня 2005 г. Соответствующие марки можно было приобрести, заплатив 2 тыс. евро, то есть достаточно значительную сумму.  Необходимо было подать также справку о состоянии здоровья.

Всего было подано 152,4 тыс. ходатайств, в том числе 58,8 тыс. от нелегальных мигрантов, которые когда-то имели разрешения на пребывание, и 93,6 тыс. от тех, кто обращался за разрешением впервые. Из этих последних смогли урегулировать свое положение 78 тыс. (81,2%). В частности, документы получили 3199 украинцев (в т. ч. 2369 женщин и 830 мужчин).

В ответ на критику законодательных актов 2001 и 2005 годов был принят закон, призванный упростить интеграцию мигрантов в греческое общество. Этому должен был способствовать новый порядок подсчета сроков пребывания, необходимых для получения бессрочного вида на жительство: в 10-летний срок засчитывались все периоды легального пребывания в Греции, независимо от оснований.

Если раньше можно было отказать в оформлении или продлении разрешения на пребывание в случае возбуждения против иностранца уголовного дела, то теперь – только после окончательного признания его виновным в тяжком преступлении.

Допускалась дополнительная оплата до 20% необходимых для получения разрешения взносов в Фонд социального страхования, если количество рабочих дней, за которые они были уплачены, было недостаточным. Определенные категории иммигрантов, в частности, домашние помощницы, сиделки, сельскохозяйственные работники, освобождались от требования подавать трудовой контракт.

Что касается урегулирования правового статуса, такую возможность получили только те, кто легально въехал в государство до 31 декабря 2004 г., имел исключительные причины для пребывания в стране (например, гуманитарного характера), а также жертвы торговли людьми. Могли ходатайствовать о разрешении на пребывание иностранцы, которым во время легализации 2005 г. было отказано.

Распространялась легализация на лиц, обучавшихся в Греции до 31 декабря 2004 г., а также на родителей таких детей. Могли получить документы дети, рожденные в Греции, а также их родители, если хотя бы один из них находился в стране легально.

Таким образом, урегулирование правового положения нелегальных мигрантов и предотвращение нелегальной миграции стали ключевыми вопросы греческой миграционной политики.

Часть нелегальных мигрантов, благодаря кампаниям по легализации, приобрели надлежащий правовой статус и составляют ныне большинство иммигрантского населения страны. Однако другая часть рассматривала Грецию как транзитную территорию на пути на Запад. Поэтому в противодействии их попыткам нелегального пересечения границы Греция всегда имела поддержку ЕС.

В Греции оказывается больше всего в Евросоюзе нелегальных мигрантов. Только в 2008 г. задержано 146 337 человек, или 24,54% всех задержанных в ЕС — 27. За первое полугодие 2009 г. 70% попыток нелегального пересечения границ ЕС приходилось на Грецию.

Количество задержаний в последние годы стабильно росло. 2007 – 1421, а в 2008 г. — 2211. Наибольшую долю среди преступников составляли граждане Албании (807 в 2008 г.), а также Греции (478 человек в 2008 г.). Отбывают наказание в Греции за нелегальную переправу мигрантов и до двух десятков украинцев, которые занимались перевозкой мигрантов лодками из Турции к греческим берегам.

С нелегальной миграцией тесно связано предоставление статуса беженца, поскольку большинство искателей убежища попадают в Грецию нелегально. Кроме того, типичной является ситуация, когда после задержания правоохранителями нелегальные мигранты пытаются найти основания для пребывания в стране, подавая ходатайство о предоставлении убежища.

Это одна из причин того, что численность таких ходатайств, которая в 2005 г. составляла 9 тыс., в 2008 г. выросла вдвое – 19,9 тыс. Однако количество положительных решений по ним незначительное: в 2008 г. статус беженца был предоставлен 258 иностранцам, гуманитарная защита – 55 лицам.

Постепенное осознание властями и общественностью Греции того, что иммиграция и связанное с ней этническое разнообразие не являются временными, обусловили начало формирования комплексной миграционной политики государства, которая не ограничивается борьбой с нелегальной миграцией и урегулированием положения нелегалов.

В частности, в 2002 г. правительство впервые утвердило План действий по социальной интеграции иммигрантов, предусматривавший меры по улучшению ситуации прибывших на рынке труда, их профессионального обучения, доступа к системе здравоохранения, содействия культурным обменам и тому подобное. Горячие дебаты развернулись вокруг критериев натурализации и политических прав иностранцев.

Определенные изменения в этом контексте ожидаются после прихода к власти в октябре 2009 г. Социалистической партии PASOK, выступающей в защиту фундаментальных прав и свобод человека, подчеркивает объективную природу много культурности в условиях глобализации.

В частности, лидер PASOK и премьер-министр страны подчеркивал необходимость предоставления права голоса иммигрантам на местных выборах, значительного упрощения процедуры натурализации, прежде всего иностранцев, родившихся или выросших в Греции.

Однако в условиях глобального экономического кризиса, который больно ударил по экономике, а также вызванного экономическими неурядицами протестов населения, законодательные изменения в сфере миграции вероятнее всего будут отложены до благоприятных времен.

Влияние мирового финансово-экономического кризиса оказалось в Греции чрезвычайно разрушительным. Хотя в 1996-2007 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП составляли 3,9%, а в последние предкризисные годы экономика росла вдвое быстрее, чем в других странах ЕС, в кризисный период Греция отмечалась едва ли не худшей ситуацией в Евросоюзе.

Темпы экономического роста в 2009 г. составляли лишь 0,79% (против 5,13% в 2008 г.), что было обусловлено падением доходов от таких основных отраслей национального хозяйства, как туризм и морские перевозки.

Объемы производства значительно сократились, пришлось заморозить большинство строительных проектов. Все это привело к росту безработицы на четверть, достигшему 9,5% трудоспособного населения. Дефицит государственного бюджета превысил 12% и был самым высоким в ЕС.

С целью уменьшения задолженности и дефицита бюджета, правительство ввело значительные сокращения государственных расходов, замораживание пенсий и зарплат в государственном секторе, повышение налогов и тому подобное. Здесь антикризисные меры правительства, равно как и кризисные явления, негативно сказались на уровне жизни людей.

Особенно ухудшилось положение мигрантов. Они первыми потеряли работу, потому что работали в наиболее пострадавших отраслях, особенно в строительстве. А те, что сохранили рабочее место, потеряли в зарплате. Вследствие этого усложнилась интеграция прибывших лиц в греческое общество.

Кроме того, безработица, а также неформальная занятость в «теневой» экономике, которая в условиях кризиса распространяется, грозит мигрантам потерей легального статуса: ведь для продления разрешений на проживание и трудоустройство необходимо набрать установленный минимум рабочих дней, за которые уплачены взносы в Фонд социального страхования.

Расширению нелегального сегмента иммиграции способствует также конкуренция, нарастающая между различными группами иммигрантов: более конкурентоспособными оказались те, которые соглашаются на наихудшие условия труда и его оплаты, в основном вновь прибывшие выходцы из стран Азии и Африки. Все это приводит к усилению дискриминации, распространение которой, по данным Евробарометра 2008 г., отмечали 76% греческих респондентов (против 62% среднеевропейского уровня).

Проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в Греции, актуальны также и для граждан Украины, которые там живут и работают. Оценка их численность варьируется между 20 и 50 тыс. человек. Согласно переписи населения 2001 г. в Греции как легально, так и нелегально проживали 14149 граждан Украины. Из них женщин 10516, мужчин – 3633.

По данным Министерства внутренних дел, в 2007 г. в Греции находились 19785 граждан Украины, которые имели действующие разрешения на проживание.  Из них мужчин было 17%, большинство составляли женщины. Детей до 16 лет насчитывалось 1185. По численности украинцы занимали четвертое место среди групп иностранцев после албанцев, болгар и румын и составляли примерно 3% иностранного населения страны.

Среди выходцев из Украины по цели прибытия и правовому статусу выделяются лица греческого происхождения.

Это так называемые мариупольские греки. Вероятно потомки византийских колонистов из Крыма, которые были перемещены во времена Екатерины II в приазовские степи, где они построили город Мариуполь и 21 село. Понтийские греки (то есть выходцы из Малой Азии, которых царское правительство расселяло в Причерноморье, в частности в Крыму), а также потомки выходцев из Греции, которые переселились на юг Украины в конце ХVII и в XIX веков.

По оценкам, с конца 1980-х гг. из Украины эмигрировали в Грецию до 12 тыс. этнических греков, еще 3 тыс. выехали на Кипр.

Относительно этнических украинцев, лиц других национальностей их прибытие в Грецию, прежде всего, имело экономические причины и трудовую цель. Оно началось в форме «челночной торговли» в начале 1990-х гг. появившись сначала в Турции, украинские «челноки» постепенно освоили также греческий рынок меховых изделий и некоторых других товаров.

Вскоре все больше людей начали прибывать в Грецию с целью трудоустройства, поскольку в стране легко было найти неплохо оплачиваемую работу в домашнем хозяйстве, туристическом бизнесе, сельском хозяйстве. Как правило, для въезда использовали туристические визы, после завершения, действия которых мигранты оставались в стране нелегально.

Миграция сначала разворачивалась за счет выходцев из западно-украинских областей. Со временем начали прибывать жители Центральной и Восточной Украины. Распространению трудовой миграции способствовали, помимо прочего, также родственные и дружеские связи с лицами греческого происхождения, иммигрировавшими в Грецию.

Массовые легализации позволили многим украинцам урегулировать свое правовое положение, а впоследствии получить разрешения на длительное проживание в стране.

Своего пика трудовая миграция из Украины в Грецию достигла в середине 1990-х гг. на сегодня ее объемы значительно меньше.  Хотя в большинстве случаев мигранты продолжают рассматривать свое пребывание в Греции как временное, заметным каналом иммиграции украинцев стало прибытие членов их семей. Так, только в 2003-2004 гг. гражданам Украины было выдано 1399 разрешений на пребывание в Греции на основе воссоединения семьи.

В то же время, в условиях оживления экономики Украины, которое было достаточно ощутимым до начала мирового финансово-экономического кризиса, начал развиваться немногочисленный, однако стабильный обратный миграционный поток в Украину, главным образом состоявший из женщин, семьи которых оставались на родине. Вместе с тем часть заробитчан выезжали из Греции в другие страны, где могли рассчитывать на более высокие заработки, в частности в Италию.

Таким образом, украинская община в Греции является достаточно подвижной: одни собираются возвращаться на родину, другие – недавно прибыли. Нередки случаи, что в условиях кризиса участились, когда те, кто вернулся в Украину, через какое-то время снова приезжают в Грецию.

По данным греческих исследователей, большинство граждан Украины в Греции проживают в Афинах (60%), некоторая часть на юге страны и крупнейших греческих островах. Модель расселения определяется, прежде всего, наличием родственников или земляков.

Украинцы отличались от иммигрантской общественности высоким образовательным уровнем. Так, по данным переписи населения 2001 г., 25,9% из них имели высшее образование, тогда как иммигранты в целом – 9,3%. Почти 43% украинцев имели среднее и средне-специальное образование.

Большинство украинцев — более 70% — женщины. По данным некоторых исследований, треть из них разведены, другие имеют семью в Украине, некоторые – перевезли семью в Грецию или создали ее за границей, заключив брак с гражданами Греции.

Практически все женщины-мигранты свою трудовую карьеру в Греции начинали с ухода за больными и лицами старшего возраста. Мужчины — с работы на стройке. Во время туристического сезона многие работают на островах, в основном без надлежащих разрешений. Со временем некоторые украинцы нашли работу в магазинах, туристических агентствах и транспортных компаниях и тому подобное.

Наиболее амбициозные лица смогли начать собственный бизнес, например, открыть национальные рестораны или магазины. Однако работа в домашнем хозяйстве до сих пор остается для них основной сферой занятости.

* * *

В ноябре 2009 г. в Афинах состоялся третий глобальный форум по миграции и развитию, который созывается по решению Генеральной Ассамблеи ООН, ставший очередным шагом в поиске международным сообществом путей использования потенциала миграции в интересах всех ее участников (стран происхождения и назначения, самих мигрантов), развития мировой цивилизации.

Как подчеркивалось в заявлении греческого правительства, взять на себя организацию этого мероприятия его побудило то, что Греция в течение короткого времени превратилась из страны эмиграции в страну назначения и транзита для значительного количества прибывших.

Проведение Всемирного форума в Афинах засвидетельствовало осознание и властью, и общественностью Греции значения миграции для современного развития страны, что имеет большое влияние на положение иммигрантов в греческом обществе, в т. ч. и многочисленных украинцев.

Быстрая трансформация греческой миграционной модели и поиски властью адекватных новым условиям политических решений представляют большой интерес для Украины, которой приходится и, очевидно, еще в большей степени доказывать в будущем, решать похожие проблемы.

Во-первых, достойными изучения и учета кажутся меры по реинтеграции греческих работников-мигрантов, возвращавшихся из-за границы, их поощрение к использованию заработанных средств для развития страны.

Во-вторых, учитывая демографические проблемы в Украине, а также тот неоспоримый факт, что наиболее желательным источником пополнения человеческих ресурсов извне могло бы быть зарубежное сообщество украинцев, безусловно, интересным является опыт Греции по репатриации лиц греческого происхождения на историческую родину.

Во-вторых, учитывая демографические проблемы в Украине, а также тот неоспоримый факт, что наиболее желательным источником пополнения человеческих ресурсов извне могло бы быть зарубежное сообщество украинцев, безусловно, интересным является опыт Греции по репатриации лиц греческого происхождения на историческую родину.

В-третьих, ценными для подражания являются достижения Греции в сфере борьбы с нелегальной миграцией, в том числе и путем проведения миграционных амнистий. И, наконец, логика развития миграционной политики Греции последних десятилетий является еще одним доказательством в пользу формирования комплексной миграционной политики как залога использования положительного потенциала миграции, разработка которого в Украине актуальна.

Автор: О.А. Малиновская, доктор наук по государственному управлению, советник, Национальный институт стратегических исследований

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий