Украина в 2019 г. планирует привлечь внешние государственные заимствования на сумму более 5 млрд. долл.

15.02.2019 – Власти Украины в 2019 г. планируют привлечь внешние государственные заимствования на сумму более 5 млрд. долл. в эквиваленте. Об этом говорится в инфляционном отчете Национального банка Украины.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

В III квартале 2018 года рост реального ВВП замедлился (до 2.8% г/г) и практически соответствовал оценкам НБУ, опубликованным в инфляционном отчете за октябрь 2018 года.

Замедление роста ВВП было обусловлено стремительным снижением темпов роста ВДС сельскохозяйственного производства (из-за исчерпания эффекта раннего начала уборочной кампании урожая ранних зерновых) и замедлением роста в промышленности.

Читайте также: Читайте также: Сага о 3%. Какими темпами может расти украинская экономика

Замминистра финансов Василий Шкураков: Острой нужды занимать деньги под любые проценты сейчас нет

В Украине потребительская инфляция в 2018 г. замедлилась до самого низкого уровня за последние пять лет

Меморандум об экономической и финансовой политике в рамках новой программы МВФ в Украине. Часть 1

Как изменился мир финансов за год: 12 трендов, о которых необходимо знать

Рост потребления домохозяйств существенно ускорился на фоне устойчивого прироста реальных располагаемых доходов, а также высоких потребительских настроений. Благодаря этому повысились темпы роста потребительских расходов в целом, несмотря на снижение конечных потребительских расходов СЗДУ, что, прежде всего, отражало более жесткую фискальную политику.

Отрицательный вклад чистого экспорта в рост реального ВВП увеличился как в результате ускорения роста импорта, так и снижения экспорта товаров и услуг. Среди прочего, более слабый экспорт сказался на финансовых результатах предприятий. Это, в свою очередь, было одним из факторов дальнейшего замедления темпов роста инвестиций, ведь именно собственные средства предприятий оставались основным источником финансирования инвестиционной деятельности.

Дополнительно сдерживали инвестиционную активность напряженная ситуация в Азовском море, неопределенность относительно дальнейшего сотрудничества с МВФ и внешние риски.

По оценкам НБУ, в IV квартале 2018 года рост реального ВВП ускорился (до 3.3% г/г) преимущественно на фоне рекордного урожая поздних зерновых и зернобобовых культур. Также высокими темпами продолжался рост оборота розничной торговли, что свидетельствовало о сохранении устойчивого потребительского спроса.

Однако результаты промышленности были сдержанными из-за ухудшения конъюнктуры на внешних рынках, продолжения ремонтных работ на отдельных предприятиях ГМК и транспортно-логистических проблем. Менее благоприятные погодные условия по сравнению с предыдущим годом сказались на показателях строительства и транспорта. В результате рост реального ВВП ожидается несколько меньшим, чем в IV квартале 2018 года, так и по итогам года по сравнению с предыдущим прогнозом.

Совокупный спрос

В III квартале 2018 года рост реального ВВП замедлился до 2.8% г/г. По сравнению с предыдущим кварталом ВВП вырос на 0.4% с/с.

Как и в предыдущие периоды, значительную поддержку росту реального ВВП оказывал потребительский спрос. В частности, существенно ускорился рост потребления домохозяйств (до 9.7% г/г по сравнению с 4.2% г/г во II квартале).

Активизация потребительского спроса населения была обусловлена как ростом заработных плат, пенсий, денежных переводов от трудовых мигрантов в Украину, так и относительно высокими потребительскими настроениями.

Конечные потребительские расходы снизились (на 6.7% г/г по сравнению с ростом на 11% г/г в предыдущем квартале) на фоне проведения правительством достаточно жесткой фискальной политики.

В целом рост конечных потребительских расходов ускорился незначительно (лишь до 5.8% г/г, с 5.6% г/г во II квартале).

Высокие доходы домохозяйств стимулировали рост потребительских расходов по всем целям. Так, самыми высокими темпами росли расходы на товары домашнего обихода и здравоохранение (соответственно, на 19.7% г/г и 19.3% г/г). Существенно увеличились расходы на одежду и обувь, продукты питания, алкоголь и табак. Ускорился рост расходов на связь, отдых и культуру, а на образование рост потребительских расходов возобновился. Несколько снизились, хотя и остались достаточно высокими темпы роста затрат на оплату услуг ЖКХ.

Рост ВНОК замедлился (до 9.7% г/г). Ослабление инвестиционной активности, прежде всего, объяснялось худшими финансовыми результатами за 9 месяцев 2018 г., в частности из-за сдержанных показателей экспорта и умеренного ухудшения деловых ожиданий предприятий (ИДО составил 117.2% по сравнению с 118.3% во II квартале 2018 года и 120.6% в I квартале 2018 года). Последнее, прежде всего, связано с рисками эскалации конфликта в Азовском море и развертыванием противостояния в мировой торговле, неопределенностью относительно дальнейшего сотрудничества с МВФ и др.

Другим фактором ожидаемого замедления роста инвестиций было исчерпание эффекта недоинвестирования, которое наблюдалось в кризисный и после кризисный периоды. Так, в 2018 году индекс ВНОК достиг уровня 2012 года. Впрочем, рост валового накопления в целом ускорился до 15.3% г/г из-за накопления запасов, что в частности связано с более быстрым темпом уборки урожая кукурузы 2018 года по сравнению с предыдущим.

По отдельным видам активов заметно замедлился рост ВНОК в продукты интеллектуальной собственности (до 9.3% г/г). Основным фактором этого было исчерпание эффекта инвестирования в лицензии 4G-связи, что сказалось также на существенном замедлении роста капитальных инвестиций в телекоммуникационной отрасли.

Другим фактором могло быть также исчерпание эффекта высоких объемов инвестирования в программное обеспечение и комплексы защиты данных, длившееся со второй половины 2017 года (после масштабной вирусной атаки на компьютерные сети в июне 2017 года).

Высоким осталось рост ВНОК в материальные активы, несмотря на дальнейшее замедление. Заметными темпами продолжался рост инвестиций в машины и оборудование (13.0% г/г), а также в другие здания и сооружения (8.4% г/г). В частности это отражало оживление инвестиционной деятельности предприятий добывающей промышленности и отдельных видов перерабатывающей промышленности.

Так, в металлургии продолжались плановые капитальные ремонты и строительство отдельных производственных мощностей (машин непрерывного литья заготовок, установок вдувания пылеугольного топлива в доменные печи и тому подобное). Крупные инвестиционные проекты реализовывала в частности НАК «Нафтогаз Украины» (согласно данным предприятия капитальные инвестиции в приобретение основных средств и нематериальных активов за III квартал 2018 года выросли в 4.1 раза г/г, а чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности, за III квартал 2018 года – в четыре раза г/г).

Также продолжался рост капитальных инвестиций АО «Украинская железная дорога» на реконструкцию железнодорожных путей, приобретение локомотивов General Electric, выполнение капитального ремонта локомотивов, обновление пассажирских вагонов.

Кроме того, существенно ускорились темпы роста объемов ВНОК в системы вооружения (в 2.2 раза), что, прежде всего можно объяснить увеличением в 2018 году финансирования обороны Украины (на 30.5% г/г). Дополнительно замедлилось падение ВНОК в жилые здания (до 6.3% г/г по сравнению с 12.3% в II квартале 2018 года).

Замедление инвестиционной активности наблюдалось в сельском хозяйстве, оптовой и розничной торговле, транспорте, а по отдельным видам деятельности капитальные инвестиции снизились (пищевая промышленность, химическое производство, изготовление изделий из древесины, производство автотранспортных средств, научные исследования и разработки).

Основным источником финансирования инвестиционной деятельности оставались собственные средства предприятий, хотя на фоне слабых финансовых результатов их доля несколько уменьшилась (до 73.2% по итогам января – сентября 2018 года). Традиционно во второй половине года усилилась роль бюджета – доля бюджетных средств возросла (до 9.7%).

Роль других ресурсов (банковского кредитования, иностранных инвестиций, средств населения на строительство жилья) осталась сравнительно незначительной.

Отрицательный вклад чистого экспорта в рост реального ВВП увеличился до 4.8 в.п. Устойчивый рост внутреннего спроса стимулировал ускорение роста импорта (до 5.1% г/г).

Однако экспорт товаров и услуг снизился (на 5.2% г/г), в частности на фоне ухудшения внешней конъюнктуры, высокой базы сравнения предыдущего года и усиления напряженности в Азовском море.

Валовая добавленная стоимость

Замедление роста реального ВВП в III квартале 2018 года произошло, прежде всего, под влиянием ухудшения динамики ВДС сельского хозяйства (темпы роста снизились до 3.0% г/г по сравнению с 19.3% г/г в предыдущем квартале) из-за исчерпания эффекта раннего начала уборки урожая ранних зерновых.

Также замедлился рост ВДС обрабатывающей промышленности (до 1.0% г/г), прежде всего, на фоне постепенного ухудшения конъюнктуры на внешних рынках, ремонтных работ на предприятиях ГМК и транспортно-логистических проблем, а в поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха ВДВ снизилась (на 1.7% г/г). Ускорился рост ВДС добывающей промышленности (до 3.1% г/г) прежде всего за счет наращивания добычи угля.

Наибольший вклад в рост ВВП имела ВДВ торговли (выросла на 6.2% г/г), что объясняется расширением потребительского спроса. Этот же фактор способствовал улучшению показателей транспорта (ВДС выросла на 2.7% г/г) и других секторов услуг. Исключение составляла лишь сфера здравоохранения, где ВДВ снизилась (на 3.3% г/г).

Ускорился рост ВДС финансовой и страховой деятельности (на 9.9% г/г), отражая развитие как банковского, так и небанковского финансового сектора, строительства (до 8.7% г/г).

Оценка IV квартала 2018 года

По оценкам НБУ, в IV квартале 2018 года темпы роста реального ВВП ускорились (до 3.3% г/г). Этому в первую очередь способствовали высокие темпы роста сельскохозяйственного производства в основном за счет растениеводства, а именно рекордного урожая кукурузы и подсолнечника.

Кроме того, несколько улучшились по сравнению с предыдущим кварталом отдельные показатели отрасли животноводства.

Высокими темпами продолжал расти розничный товарооборот и пассажирооборот, что свидетельствовало о стойком наращивании потребительского спроса, поддерживаемого значительными темпами увеличения реальных заработных плат.

Однако снизились показатели деятельности перерабатывающей промышленности на фоне постепенного ухудшения конъюнктуры на внешних рынках, дальнейшего проведения ремонтных работ на предприятиях ГМК и сложной ситуации с транспортировкой сырья и готовой продукции, в том числе напряженной ситуации с перевозками Азовским морем. Это также сказалось на темпах роста оптового товарооборота и грузооборота, однако поддерживались: значительными объемами урожая поздних зерновых и значительными объемами реализации топлива на начало квартала.

Падение в перерабатывающей промышленности было несколько компенсировано незначительным улучшением показателей в добывающей промышленности и увеличением выпуска в электро — и газоснабжении на фоне низкой температуры воздуха и низкой базы сравнения 2017 года.

Также ухудшилась динамика ВДВ строительства, прежде всего из-за менее благоприятных погодных условий.

По итогам 2018 года реальный ВВП, по оценкам НБУ, вырос на 3.3%.

Рынок рабочей силы и доходы домохозяйств

В III квартале 2018 года показатели экономической активности населения существенно улучшились и практически восстановились до докризисного уровня. Так, изменения пенсионного законодательства и увеличение заработной платы стимулировали рост уровня экономической активности (по методологии МОТ), который достиг 63.2%, самого высокого за последние три года значения.

Благодаря экономическому росту также повысился спрос на труд. В результате уровень безработицы снизился до 8.0% – самого низкого с 2013 года уровня. Несмотря на улучшение показателей занятости на рынке труда сохранялось давление со стороны трудовой миграции и диспропорций между спросом и предложением. Это в частности поддерживало высокие темпы роста заработной платы.

В III квартале 2018 года рост номинальных доходов населения замедлился (до 18.0% г/г). Это произошло, прежде всего, из-за снижения социальных трансфертов в натуре на фоне сокращения количества субсидиантов и меньших объемов субсидий на оплату услуг ЖКХ. Темпы роста реальных располагаемых доходов населения в III квартале 2018 года несколько ускорились благодаря замедлению инфляции.

Рынок труда

В III квартале 2018 года показатели экономической активности населения существенно улучшились благодаря расширению, как предложения, так и спроса на труд.

Так, уровень экономической активности населения по методологии МОТ достиг самого высокого за последние три года значения – 63.2%, а в с/измерении – 62.6%. Весомым фактором этого были изменения к правилам назначения пенсий, введенные с начала 2018 года. В частности, увеличение минимального страхового стажа для назначения пенсии по возрасту с 15 до 25 лет и другие факторы.

Как следствие, в течение января – сентября 2018 года росла экономическая активность населения в возрасте 30 – 59 лет, наибольшими темпами – людей в возрасте 50 – 59 лет. Продолжилось снижение экономической активности сельского населения. Другим весомым фактором роста экономической активности были устойчивые темпы роста заработных плат.

Рост количества вакансий, зарегистрированных в ГСЗУ в 2018 году, ускорился до 10.1% г/г, а количество работодателей, искавших работников через государственную службу занятости, выросло на 9.8% г/г. Такая динамика отражает как увеличение спроса на труд в связи с экономическим ростом, так и сложности с заполнением имеющихся рабочих мест. Количество вакансий увеличивалось для всех профессиональных групп и по подавляющему большинству видов экономической деятельности.

В результате улучшились показатели занятости и безработицы. В III квартале уровень занятости вырос до 58.1% (57.0% в с/измерении), достигнув максимума за последние четыре года. Уровень безработицы по методологии МОТ в III квартале снизился до 8.0%, в с/измерении – до 8.7%, и достиг самого низкого с 2013 года уровня. Преимущественно это произошло за счет сокращения уровня безработицы среди мужчин и жителей городов.

Нагрузка безработных на одно вакантное место значительно уменьшилось как из-за увеличения спроса, так и уменьшения количества безработных. Этот показатель достиг докризисного уровня – 15 безработных по методологии МОТ на одну вакансию в ГСЗУ по состоянию на III квартал 2018 года. Указанная тенденция наблюдалась по всем видам экономической деятельности и профессиональным группам.

Сложнее всего работодателям было привлечь квалифицированных рабочих с инструментом: на одно вакантное место приходится один зарегистрированный безработный (в частности, не хватало швей, электриков, слесарей и поваров). Это связано как с давлением со стороны трудовой миграции, так и с уменьшением количества учреждений и учащихся в учреждениях профессионально-технического образования в Украине.

Кроме того, на рынке труда сохранялись диспропорции между спросом и предложением – квалификационными навыками претендентов на рабочие места и потребностями работодателей. Согласно исследованию Всемирного банка «Навыки для современной Украины» в 2017 году, 60% работодателей отмечали, что существующая система образования не удовлетворяет их потребностей в навыках, и что больше всего студентам не хватает практических навыков. О сохранении диспропорций на рынке труда на фоне перехода экономики в фазу циклического роста свидетельствовала и кривая Бевериджа.

По результатам опросов относительно деловых ожиданий предприятий в IV квартале 2018 года, ожидания предприятий по изменению количества работников в следующие 12 месяцев остались высокими. Хотя респонденты в сельском хозяйстве и энергетике ожидают снижения количества работников, в следующие 12 месяцев улучшились ожидания предприятий транспорта, строительства, торговли и добывающей промышленности.

Доходы домохозяйств и сбережения

В III квартале 2018 года рост номинальных доходов населения замедлился (до 18.0% г/г).

Основным фактором замедления роста доходов было сокращение социальных трансфертов в натуре (на 0.1% г/г по сравнению с ростом на 40.5% г/г во II квартале). Это было вызвано уменьшением количества домохозяйств, получающих субсидии на оплату услуг ЖКХ (на 58% г/г по состоянию на конец сентября 2018 года) в связи с несколькими факторами:

— ростом доходов домохозяйств на фоне сдержанных темпов повышения коммунальных тарифов (отсрочка повышения тарифа на газ на конец года, перенос повышения тарифов на отопление и горячую воду на 2019 год);

— изменением критериев назначения субсидий и нормативов потребления коммунальных услуг;

— верификацией уже предоставленных субсидий, которая предусматривает проверку имущества и доходов граждан с различных правительственных баз данных.

Рост номинальной заработной платы (как части доходов населения) замедлился (до 22.9% г/г). Это произошло из-за замедления роста зарплаты, полученной как внутри страны (в результате постепенного насыщения спроса на труд), так и из-за рубежа. Хотя в номинальном выражении рост имеющегося дохода был несколько сдержаннее по сравнению с предыдущим кварталом, снижение инфляции в III квартале 2018 года способствовало незначительному ускорению роста реального располагаемого дохода (до 10.0% г/г).

Это вместе с последующей активизацией банковского кредитования домохозяйств, прежде всего на потребительские цели, поддерживало высокое потребление домохозяйств. В результате, несмотря на возвращение в 2018 году склонности населения к сбережениям до положительных значений она оставалась на низком уровне (в III квартале составила 0.1% в с/измерении).

В IV квартале 2018 года номинальные доходы продолжали расти высокими темпами, что поддерживалось высокими темпами роста заработной платы – крупнейшего компонента в структуре доходов. Рост пенсий существенно замедлился под влиянием эффектов высокой базы сравнения в связи с осовремениванием пенсий в прошлом году. Это обусловило замедление роста социальных пособий – второй крупнейшей составляющей номинальных доходов. Рост социальных трансфертов в натуре оставался сдержанным из-за более низких объемов субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Фискальный сектор

Характер фискальной политики на протяжении 2018 года менялся от мягкой в первом полугодии, к жесткой во втором полугодии с предполагаемым ослаблением в конце года. По итогам года сформировался довольно существенный дефицит сводного бюджета (67.8 млрд. грн. или 1.9% ВВП), при этом первичный профицит сохранился. Отрицательное сальдо государственного бюджета как отношение к ВВП практически не изменилось по сравнению с 2017 годом (1.6% ВВП) и было существенно меньшим, чем утвержденный законом показатель.

Впервые с 2010 года местные бюджеты выполнены с дефицитом (8.5 млрд. грн. или 0.2% ВВП).

Переход к жесткой фискальной политике во втором полугодии связан с умеренным ростом доходов в течение 2018 года. На состояние доходов повлияли, прежде всего, общеэкономические факторы – ниже, чем ожидалось, темпы роста импорта в гривневом эквиваленте и снижение объемов производства подакцизных товаров.

Поддерживали рост доходов устойчивый рост номинальных заработных плат и увеличение прибыли прибыльных предприятий, а также большие объемы перечислений дивидендов, в частности от НАК «Нафтогаз Украины» из-за эффектов отображения решения Стокгольмского арбитража.

Рост расходов во втором полугодии существенно замедлился по сравнению с первым полугодием, несмотря на традиционное наращивание расходов в конце года. Замедление произошло за счет более низких расходов на субсидии населению на оплату услуг ЖКХ и перечислений Пенсионному фонду, а также замедления роста расходов на обслуживание долга.

Благодаря положительному первичному сальдо бюджета и укреплению гривны по итогам года государственный и гарантированный государством долг по состоянию на конец декабря 2018 года вырос на 1.3% с начала года – до 2169 млрд. грн., обеспечив дальнейшее снижение его отношения к ВВП (до 61%).

Сальдо 

В течение 2018 года характер фискальной политики трансформировался – от мягкой политики в первом полугодии, к жесткой во второй половине года. Так дефицит сводного бюджета в первом квартале изменился на профицит, который содержался до ноября включительно. Однако в результате существенного дефицита в декабре сформировалось значительное отрицательное сальдо сводного бюджета как в IV квартале, так и по результатам года (67.8 млрд. грн.).

В целом за год фискальная политика осталась сдержанной, однако ее состояние существенно смягчилось по сравнению с предыдущим годом.

Доходы

В течение 2018 года доходы сводного бюджета росли умеренно, хотя темпы роста постепенно увеличивались. Основой роста доходов как в IV квартале, так в 2018 году в целом были налоговые поступления. В то же время значительный вклад имели неналоговые поступления за счет несистемных источников. В частности к последним относятся дополнительно полученные средства от НАК «Нафтогаз Украины» вследствие отражения эффектов решения Стокгольмского арбитража.

В 2018 году определяющий вклад в рост налоговых поступлений имели внутренние налоги, тогда как в предыдущем году – налоги с ввозимых товаров. Так в течение года высокими устойчивыми темпами росли поступления от налогов на доходы физических лиц и прибыль предприятий. Первые росли благодаря высокому росту заработных плат, а вторые – в результате увеличения прибыли предприятий.

Также в IV квартале улучшились поступления от рентных платежей. Это в частности связано с повышением в ноябре цен на газ как товар для домохозяйств и предприятий ТКЭ.

В течение года динамика поступлений от рентных платежей отличалась значительной волатильностью, в том числе из-за изменения порядка администрирования и авансовых платежей в декабре 2017 года (4.8 млрд. грн.). Последнее обусловило низкие объемы рентных платежей по итогам года по сравнению с 2017 годом.

В IV квартале продолжилось замедление роста поступлений от НДС. Сдержанные темпы роста поступлений от НДС с ввезенных товаров обусловлены замедлением роста объемов импорта, прежде всего природного газа, и более крепкой гривной. Рост поступлений от НДС с произведенных товаров остался практически на уровне предыдущего квартала, в том числе из-за умеренного увеличения возмещения (на 4.8% в IV квартале).

В целом же по 2018 г. поступления от НДС выросли сдержанно, даже с учетом разового фактора – отражения положительного решения Стокгольмского арбитража, когда во II квартале была уплачена дополнительная сумма НДС.

В IV квартале состояние поступлений от акцизного налога ухудшилось. Это связано с падением объемов производства отдельных подакцизных товаров, в частности табачных изделий в августе – сентябре (на 8.5% г/г) после роста в июне-июле (на 12.6% г/г). Другими важными факторами были замедление импорта товаров и укрепление гривны. Это также стало причиной сдержанного увеличения поступлений от налогов на международную торговлю.

Хотя налоги с ввозимых товаров уступили темпам роста внутренних налогов, их вклад в рост доходов остался значительным как в IV квартале, так и за год в целом.

Неналоговые поступления в IV квартале предсказуемо выросли. Это связано со смещением графика перечислений дивидендов по 2017 год от НАК «Нафтогаз Украины». В противовес 2017 году, когда весь объем дивидендов компании был разово уплачен в июне, в 2018 году уплата большей части дивидендов компании была перенесена на второе полугодие с наибольшими перечислениями в IV квартале (16.2 млрд. грн.).

Однако по итогам года неналоговые поступления увеличились относительно умеренно, а прочие доходы сократились на фоне полученных в 2017 году значительных средств от конфискации.

Издержки

В IV квартале темпы роста расходов сводного бюджета остались умеренными (14.3% г/г), несмотря на незначительное ускорение по сравнению с предыдущим кварталом. Так, среди текущих расходов в IV квартале ускорился рост расходов на использование товаров и услуг, прежде всего за счет ожидаемого увеличения расходов на медикаменты и перевязочные материалы, а также оплаты услуг, кроме коммунальных, и других расходов.

В целом расходы на товары и услуги росли или высокими темпами, а их доля в структуре общих расходов в последние годы постепенно увеличивается.

Также в IV квартале ожидаемо увеличились расходы на обслуживание долговых обязательств, прежде всего за счет внутреннего долга. Указанные действия отражали проведенную в конце 2017 года сделку по ОВГЗ в портфеле Национального банка, ведь основные выплаты по обслуживанию этих ОВГЗ осуществляются в мае и ноябре.

Однако в целом в 2018 году темпы роста расходов на обслуживание долговых обязательств остались низкими, их объем был существенно ниже плановых показателей благодаря крепкой гривне и замедлению инфляции, а также более позднему, чем планировалось, размещению ценных бумаг на внешнем рынке и поступлению средств от МФО.

Высокими темпами и в дальнейшем росли затраты на оплату труда. Однако меньшими, чем в прошлом году, были расходы на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ (на 21% г/г в IV квартале). Это, прежде всего, связано с существенным снижением количества субсидиантов.

Кроме того, несмотря на дополнительные средства (10.8 млрд. грн.), выделенные на поддержку Пенсионного фонда, перечисления фонда в IV квартале были меньше, чем в прошлом году из-за влияния базы сравнения – в IV квартале 2017 года существенно увеличились объемы трансфертов Пенсионному фонду в связи с повышением пенсионных выплат в результате осовременивания пенсий. В целом по 2018 г. бюджетная поддержка Пенсионному фонду выросла на 12.5%.

После существенного ускорения роста расходов на текущие трансферты предприятиям в III квартале, в IV квартале они выросли умеренно. Сдержанным остался рост этих расходов по итогам года, это в том числе может объясняться задержками с проведением тендерных и других необходимых процедур.

Кроме этого, сократились прочие текущие расходы как в IV квартале, так и за год в целом. Рост капитальных расходов продолжился и в IV квартале. Традиционно эти расходы осуществлялись, прежде всего, за счет местных бюджетов, в частности на развитие инфраструктуры. В результате по итогам года, несмотря на высокую базу сравнения, темпы роста капитальных расходов даже ускорились, их доля в общей структуре расходов сводного бюджета устойчиво увеличивается.

Финансирование и долг

Дефицит сводного бюджета как в IV квартале, так и года в целом был профинансирован преимущественно за счет долговых источников. Это связано как с чрезвычайно низкими поступлениями от приватизации, так и плотным графиком погашения долга.

Так, в IV квартале, в отличие от предыдущих кварталов получены значительные средства от размещения ОВГЗ и сотрудничества с международными партнерами. Однако системным источником финансирования дефицита остались заимствования на внутреннем рынке, где размещались ценные бумаги, номинированные в национальной, и в иностранной валюте. При этом львиную долю заимствований на внутреннем рынке составляли краткосрочные инструменты. Как и в III квартале, в IV квартале привлечения превысили погашения (хотя объемы были значительными).

Принимая в расчет все долговые операции, проведенные в течение года, и укрепление гривны по результатам года, государственный и гарантированный государством долг увеличился на 1.3% с начала года – до 2169 млрд. грн. по состоянию на конец декабря 2018 года. В результате соотношение долга и ВВП в течение года снизилось (до 61% из почти 72% в конце 2017 года).

Вставка 2. Основные параметры Государственного бюджета Украины на 2019 год 

Государственный бюджет на 2019 год разработан на основе достаточно консервативного макроэкономического прогноза. Это проявилось в сдержанном росте доходов и расходов по сравнению с фактическими показателями 2018 года (10.6% и 12.8% соответственно). Однако более высокие темпы роста расходов по сравнению с доходами, расширит дефицит по сравнению с показателями 2018 года – до 2.3% ВВП, хотя первичное сальдо останется положительным.

При этом ключевые риски сконцентрированы в части финансирования. Это касается не только средств от приватизации, но и запланированных объемов заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Закон основывается на незначительных налоговых изменениях. Так пересмотрены и проиндексированы ставки отдельных акцизов, рентной платы и экологического налога. Существенный рост поступлений от рентных платежей также отображает эффекты от повышения цен на газ для бытовых потребителей, что скажется и на поступлениях от НДС. В целом налоговые поступления увеличатся на 14.2% по сравнению с фактическими данными 2018 года.

Однако такие темпы будут превышать рост номинального ВВП согласно прогнозу НБУ, что может свидетельствовать о некоторой оптимистичности ожиданий относительно этих поступлений. Прежде всего, это касается поступлений от НДС, которые и в 2018 году были ниже, чем планировалось. Неналоговые поступления снизятся, что связано, прежде всего, с высокой базой сравнения фактических показателей в 2018 году.

Достаточно сдержанное увеличение расходов связано с сокращением расходов на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ (на 15.9 млрд. до 55.1 млрд. грн.). После расширения программы субсидирования населения на оплату услуг ЖКХ в 2015 ‒ 2016 годах постепенное ее сокращение было прогнозируемым.

Это отражает рост доходов домохозяйств, более умеренное повышение тарифов, улучшение адресности и более экономное потребление ресурсов населением. Учитывая начавшийся процесс монетизации субсидий, законом предусмотрено 20 млрд. грн. из общего объема на их выплату в наличной форме.

В 2019 году увеличена поддержка Пенсионного фонда – на 17.4 млрд. грн. до 167.5 млрд. грн. Это связано как с запланированной индексацией пенсий, так и с напряженным исполнением бюджета Пенсионного фонда в 2018 году. Так в течение года фонд принимал займ с ЕКС для покрытия разрывов ликвидности, остаток непогашенных займов составлял 4.8 млрд. грн. на конец 2018 года.

По другим направлениям расходы также увеличены умеренно по сравнению с фактическим исполнением в 2018 году. Однако в целом расходы растут опережающими темпами по сравнению с доходами. В результате плановый дефицит увеличен – до почти 90 млрд. грн. С одной стороны, такой объем дефицита – умеренный и соответствует требованиям МВФ (2.3% ВВП), с другой – существенно выше фактического показателя 2018 года.

Кроме того, на 2019 – 2020 годы приходятся пиковые выплаты по внешним государственным и гарантированным долгам. А учитывая значительные объемы размещений ОВГЗ в 2018 году, среди которых преобладали краткосрочные бумаги, общие финансовые потребности государственного бюджета в 2019 году составят 9.1% ВВП по сравнению с 8.3% ВВП в 2018 году.

Согласно закону, дефицит бюджета и долговые обязательства в 2019 году планируется профинансировать преимущественно за счет внутренних и внешних привлечений. Внешние привлечения запланированы на сумму более 5 млрд. долл. (в эквиваленте по среднему курсу гривны к доллару США, заложенному в бюджете), из которых по общему фонду – свыше 4 млрд. долл.

Однако за последний год условия на мировых финансовых рынках для стран, рынки которых развиваются, стали более жесткими. Это отразилось в увеличении стоимости внешних привлечений.

Кроме того, в год двойных выборов спрос на украинские ОВГЗ может быть ниже.

Внутренние привлечения запланированы в сумме 202 млрд. грн., что на 15.9% больше от суммы фактических заимствований в 2018 году и превышают объемы выплат по внутренним обязательствам на 34%. Также в бюджете традиционно заложено получение средств от приватизации (17.1 млрд. грн.). Учитывая низкие поступления в предыдущие годы, риск недополучения средств из этого источника остается высоким.

В случае нехватки средств от приватизации и низших, чем запланировано, внешних заимствований, заместить их на внутреннем рынке может быть сложно. Это обусловлено довольно амбициозным плановым объемом внутренних заимствований. Учитывая значительные риски, сконцентрированные в части финансирования бюджета, вероятным является исполнение бюджета в 2019 году с меньшим, чем запланировано, дефицитом.

Соответственно, по прогнозу НБУ, фискальная политика в 2019 году будет несколько жестче по сравнению, как с запланированными параметрами, так и с предыдущим годом. Это станет одним из факторов замедления расширения совокупного спроса в 2019 году и ослаблением инфляционного давления.

Платежный баланс 

В IV квартале 2018 года дефицит текущего счета сузился по сравнению с предыдущим кварталом до 1.3 млрд. долл. Кроме ожидаемого увеличения профицита первичных доходов, значительный вклад в улучшение сальдо текущего счета имело снижение дефицита внешней торговли, прежде всего, благодаря замедлению роста импорта, как энергетического, так и потребительского.

В целом по 2018 г. дефицит текущего счета составил 4.7 млрд. долл. (по сравнению с 2.4 млрд. долл. в 2017 году). Расширение дефицита обусловлено, прежде всего, увеличением отрицательного сальдо торговли товарами (до 13 млрд. долл. по сравнению с 9.7 млрд. долл. в 2017 году). Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и дальнейшее освоение экспортерами рынка ЕС были основными факторами роста экспорта товаров.

Однако существенное усложнение грузовых перевозок в Азовском море в конце года на фоне продолжения ремонтов на ряде металлургических предприятий ослабило положительное влияние высокого урожая кукурузы и масличных культур.

В результате экспорт товаров вырос умеренно (на 9.2% за год). Импорт товаров рос быстрее, чем экспорт, поддерживаемый устойчивым внутренним спросом и высокими ценами на энергоносители на протяжении большей части года.

Кроме того, в 2018 году существенно увеличились объемы выплат дивидендов. В то же время денежные переводы увеличились на 18.7%, сдерживая расширение дефицита текущего счета.

Приток капитала по финансовому счету ощутимо увеличился как в IV квартале по сравнению с предыдущими кварталами, так и по результатам года. В целом за год он составил 7.5 млрд. долл. и был обеспечен как частным, так и государственным сектором. При этом роль последнего в формировании потоков капитала возросла в конце года, прежде всего за счет размещения суверенных еврооблигаций и получения официального финансирования.

Приток капитала в частный сектор был обеспечен чистыми ПИИ и притоком долгового капитала в реальный сектор. Благодаря профицита сводного платежного баланса и получению официального финансирования, международные резервы по состоянию на конец года выросли до 20.8 млрд. долл. или 3.4 месяца будущего периода, несмотря на значительные выплаты по кредитам МВФ.

Счет текущих операций 

По результатам 2018 года экспорт товаров увеличился на 9.2% г/г. В первом полугодии определяющее влияние на динамику экспорта имела металлургия благодаря наращиванию физических объемов поставок и восходящей динамике мировых цен. Однако во второй половине года на лидирующие позиции вышел аграрный сектор на фоне высокого урожая отдельных сельскохозяйственных культур.

Как и ожидалось, в IV квартале основным драйвером наращивания экспорта были продовольственные товары – рост объема их экспорта ускорился до 20.1% г/г, достигнув исторического рекорда (5.8 млрд. долл.) и обеспечив половину всего экспорта товаров. Так, благодаря рекордному урожаю кукурузы текущего года физические объемы поставок зерновых культур достигли максимального значения за всю историю наблюдений (14 млн. т). На фоне более высоких, чем в прошлом году, мировых цен это способствовало увеличению стоимостных объемов экспорта в 1.5 раза г/г.

Кроме того, рекордный урожай подсолнечника обеспечил возобновление роста экспорта масла и жиров (13.5% г/г). К тому же активная переработка семян масличных способствовала закреплению позиций Украины как крупнейшего поставщика масляной макухи в мире. Ее экспорт на фоне дальнейшего роста мирового спроса на органические корма увеличился в 1.6 раза г/г. Экспорт мяса, прежде всего курятины, также рос высокими темпами (24.6% г/г), несмотря на некоторое замедление, обусловленное снижением экспортных цен.

Однако годовые темпы роста экспорта товаров в IV квартале (7.4% г/г) оставались почти на уровне предыдущего квартала из-за сложной ситуации в ГМК. В частности падение физических объемов поставок черных металлов ускорилось вследствие сокращения металлургического производства и существенного осложнения грузовых перевозок Азовским морем в октябре-ноябре. На фоне ухудшения внешней ценовой конъюнктуры это привело к уменьшению стоимостных объемов экспорта металлургической продукции на 10.5% г/г.

Высокими темпами рос экспорт железных руд (20.5% г/г). Кроме высвобожденных физических объемов руды на фоне ослабления спроса со стороны отечественного металлургического сектора, что было обусловлено переориентацией поставок с рынков стран Азии (в частности, Китая) на рынки стран ЕС, где цены выше.

В географическом разрезе рост экспорта в 2018 году был обеспечен торговлей со странами Европы. Экспорт товаров в этот регион в 2018 году вырос на 16.1% г/г, а доля этих стран в общем экспорте увеличилась до 38.6%. К тому же Европа была единственным регионом, объемы экспорта товаров в котором превысили уровень 2011 года и вплотную приблизились к наивысшему за всю историю наблюдений уровню 2008 года.

Рост экспорта в страны Азии (на 6.3% г/г) несколько сдерживался переориентацией экспорта железных руд, в страны Африки (на 0.1% г/г) – уменьшением объемов закупок украинской пшеницы Египтом, а в страны СНГ (на 0.7%) – сокращением поставок продукции машиностроения в Россию.

Рост объемов импорта товаров (на 14% за год) превышает рост объемов экспорта. В то же время в IV квартале его рост замедлился (до 11.5% г/г) по всем составляющим, кроме инвестиционного импорта.

Устойчивый потребительский спрос был основным драйвером увеличения неэнергетического импорта в течение 2018 года (13.7% г/г). Однако благоприятная ситуация на валютном рынке в конце года привела к определенному ослаблению спроса на импорт и, соответственно, замедлению его роста в IV квартале (до 11.2% г/г). Это нашло отражение в снижении годовых темпов роста импорта продовольственных товаров и промышленных изделий (в соответствии с 10.7% г/г и 24.1% г/г).

В течение 2018 года высокий уровень энергетического импорта был обусловлен стремительным повышением мировых цен на энергоносители в течение большей части года, а его квартальная динамика определялась, прежде всего, закупками газа. Так в конце года сократились объемы импорта газа, а падение физических объемов импорта угля ускорилось вследствие переориентации отдельных энергогенерирующих компаний на украинский газовый уголь.

В результате рост энергетического импорта в IV квартале замедлился до 12.3% г/г. В то же время сохранялись высокие темпы роста закупок нефтепродуктов (32.5% г/г) за счет как объемов, вызванных активным проведением уборочной кампании, так и цен.

Кроме того, в IV квартале существенно замедлился рост объемов импорта химической продукции (до 2.2% г/г), что, среди прочих причин, обусловлено сокращением объемов импорта определенных видов сырья из-за ремонтных работ на отдельных химических заводах и задержками в растаможке импорта удобрений из Беларуси.

Однако рост инвестиционного импорта ускорялся в течение года (до 23.2% г/г в IV квартале 2018 года). В частности, существенно ускорился рост объемов импорта легковых автомобилей (до 26.8% г/г) за счет подержанных авто. Это, среди прочих причин, обусловлено легализацией автомобилей с иностранной регистрацией, значительная часть которых отражается в инвестиционном импорте.

Дополнительным фактором были поставки в Украину локомотивов General Electric.

Кроме того, особенностью роста инвестиционного импорта в 2018 году была активизация деятельности по строительству объектов альтернативной энергетики (подробнее – во вставке «Инвестиционный импорт как фактор расширения дефицита текущего счета»).

Высокий спрос на отдельную продукцию машиностроения привел к росту доли стран Азии в импорте товаров (22.4%). Несмотря на незначительное уменьшение доли (до 40.3%), страны Европы четвертый год подряд оставались основными поставщиками импортной продукции. А наращивание закупок нефтепродуктов из РФ и Беларуси компенсировало сокращение импорта химической продукции из этих стран, в результате чего доля стран СНГ оставалась относительно стабильной (25.1%).

Годовые темпы роста объемов экспорта услуг в течение 2018 года были умеренными (10.6% г/г). Это обусловлено в первую очередь сокращением экспорта услуг трубопроводного транспорта из-за уменьшения объемов транзита природного газа в европейские страны. Рост объемов экспорта поддерживался наращиванием экспорта услуг авиационного транспорта благодаря расширению перечня рейсов иностранных лоукост-компаний (в частности, в IV квартале) и последующим увеличением объема предоставленных нерезидентам IT-услуг.

В отличие от экспорта, рост объемов импорта услуг в течение года замедлялся (до 8% по результатам года, в IV квартале – до 1.5% г/г). Такая динамика определялась, прежде всего, замедлением роста объемов импорта по статье «поездки» во втором полугодии из-за увеличения количества путешествующих в соответствующем периоде прошлого года благодаря введению безвизового режима с ЕС.

В 2018 году продолжался рост объемов денежных переводов (на 18.7% г/г до 11 млрд. долл.), что обеспечивало расширение профицита счета первичных и вторичных доходов. Однако во второй половине года его годовые темпы несколько замедлились (в частности, в IV квартале – до 8.5% г/г), что может отражать определенное снижение интенсивности трудовой миграции отдельных стран ЕС (в частности, Польши) и РФ.

В то же время, наращивание профицита счета первичных доходов несколько сдерживалось существенным ростом выплат дивидендов (до 3.4 млрд. долл. за 2018 год, или в 1.9 раза г/г).

Финансовый счет

Приток капитала по финансовому счету (4.6 млрд. долл.) в IV квартале существенно превысил дефицит текущего счета и был обеспечен поступлениями, как частного, так и государственного секторов. По результатам года преобладал приток капитала частного сектора, однако в конце года значительно выросла роль государственного сектора.

Так успешное размещение 5-летних и 10-летних еврооблигаций правительством (2 млрд. долл.) и получение кредита от ЕС и под гарантии Всемирного банка (1 млрд. долл.) были основными факторами увеличения поступлений государственного сектора в IV квартале 2018 года.

В свою очередь, приток капитала частного сектора также существенно увеличился по сравнению с предыдущими периодами и был обеспечен ростом чистой задолженности реального сектора и поступлением прямых иностранных инвестиций.

Так в IV квартале объемы прямых иностранных инвестиций увеличились до 0.8 млрд. долл. и почти полностью были направлены в акционерный капитал реального сектора. В целом за год поступления ПИИ составили 2.5 млрд. долл., 60% которых были направлены в реальный сектор. Значительный объем инвестиций в акционерный капитал поступил предприятиям сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли. Поступления ПИИ в банковский сектор остались почти на уровне прошлого года.

В то же время существенный дефицит торговли товарами в IV квартале был профинансирован за счет торговых кредитов (1 млрд. долл. IV квартале). Как следствие, приток долгового капитала в частный сектор в IV квартале, как и в течение 2018 года, почти полностью был направлен в реальный сектор. Роловер реального сектора по итогам года составил 105%, превысив соответствующий показатель 2017 года (68%). Долговые операции банковского сектора из-за узких потоков капитала не имели значительного влияния на общий роловер частного сектора (106%).

Резервные активы и внешняя устойчивость

Благодаря профицита сводного платежного баланса и получению официального финансирования международные резервы выросли до 20.8 млрд. долл. по состоянию на конец года или 3.4 месяца импорта будущего периода. В целом за год валовые международные резервы выросли на 2 млрд. долл. (11%).

Благодаря этому в IV квартале улучшился ряд показателей внешней устойчивости. Так соотношение резервов к композитному критерию МВФ по предварительным оценкам составил около 70%, критерий покрытия резервами будущего импорта увеличился до 3.4 месяцев (114% от нормы), а покрытие резервами 20% широкой денежной массы более чем вдвое превышало пороговое значение.

Однако уровень внешней задолженности все еще остается высоким, что свидетельствует об уязвимости экономики Украины к внешним шокам.

Так в III квартале, несмотря на незначительное сокращение по сравнению с предыдущим кварталом, соотношение валового внешнего долга к ВВП оставалось высоким (91.1%). Кроме того, в течение IV квартала государственным сектором было привлечено международных кредитных средств на общую сумму 3.7 млрд. долл., из которых 1.4 млрд. долл. составил транш МВФ в рамках новой программы сотрудничества, что значительно превысило выплаты в этом периоде. По предварительным оценкам отношение валового внешнего долга к ВВП на конец года увеличилось.

Также высоким остаются показатели краткосрочного долга по остаточному сроку погашения. В абсолютном измерении в течение III квартала он увеличился до 49.3 млрд. долл. (85% от экспорта товаров и услуг) прежде всего за счет государственного сектора.

Так, обязательства правительства, которые должны быть погашены в течение следующих 12 месяцев, увеличились на 1.8 млрд. долл. до 4.9 млрд. долл. за счет будущих выплат по ОВГЗ. Обязательства других секторов не изменились, или изменились незначительно. В результате соотношение краткосрочного долга к валовому в течение III квартала увеличилось до 43%, к ВВП – до 39.1%.

Инвестиционный импорт как фактор расширения дефицита текущего счета

В последние годы постепенно расширяется дефицит текущего счета. Подобное расширение продолжалось и после кризиса 2008 – 2009 годов до рекордно высоких значений в 2013 году (8.7% к ВВП). Однако характер расширения дефицита после кризиса 2014 – 2015 годов существенно изменился.

В течение 2008 – 2013 годов увеличение дефицита текущего счета происходило, прежде всего, под влиянием высокого потребительского спроса. Его обусловили проведение социально ориентированной фискальной политики на фоне циклического восстановления мировой экономики и режима фиксированного обменного курса. В результате потребительский импорт рос высокими темпами и в 2012 – 2013 годах существенно превысил докризисный уровень.

В то же время низкая производительность труда наряду с высокой энергоемкостью экономики обусловила высокую импортную составляющую промежуточного потребления. Во время кризиса 2008-2009 годов инвестиционный импорт испытал глубочайшее падение. Более того, в значительной мере возобновление его роста в 2011 – 2012 годах отражало подготовку к проведению футбольного чемпионата Евро-2012.

Однако после 2014 года основным фактором расширения дефицита текущего счета был, прежде всего, инвестиционный спрос. Во время кризисных 2014 – 2015 годов падение инвестиционного импорта было меньше, чем в предыдущий кризис, по всем группам. С 2016 года инвестиционный импорт рос более высокими темпами по сравнению с потребительским. В его структуре в последние годы возросла доля промышленного оборудования и компьютерной техники.

Сравнительно устойчивой остается доля импорта техники сельскохозяйственного назначения. Вследствие высокой инвестиционной активности, в частности с целью обновления основных средств, импорт капитального оборудования по результатам 2018 года в отличие от других компонентов инвестиционного импорта достиг уровня докризисного 2013 года.

В 2018 году одним из основных двигателей роста инвестиционного импорта были закупки оборудования для зеленой энергетики. В течение последних лет в Украине наблюдается значительное повышение интереса инвесторов к созданию объектов «зеленой энергетики».

По оценкам Госэнергоэффективности, в 2016 – 2018 годах размер инвестиций в возобновляемые источники энергетики достиг 1.1 млрд. евро. Львиная доля инвестиций в такие проекты (около 0.7 млрд. евро) была осуществлена в 2018 году. Как результат, объемы ввода в эксплуатацию новых мощностей возобновляемой электроэнергетики (813 МВт) увеличились почти втрое по сравнению с предыдущим годом.

Реализация ряда крупных проектов в сфере альтернативной электроэнергетики вместе с активизацией установки солнечных электростанций домохозяйствами, была поддержана расширением кредитования. Это в свою очередь повлекло значительное повышение спроса на соответствующее импортное оборудование. Так, стоимостные объемы закупок солнечных батарей выросли больше, чем в пять раз, электрогенераторов — вдвое, трансформаторов — в 1.6 раза.

Кроме того, спрос на комплектные монтажные конструкции мог быть одним из факторов, который поддерживал рост импорта металлургической продукции (19.2% г/г).

Рост импорта оборудования для построения объектов альтернативной энергетики существенно ускорился во втором полугодии 2018 года. Такая динамика обусловлена как коммерческой привлекательностью объектов «зеленой энергетики» вследствие высоких ставок «зеленого» тарифа, так и неопределенностью по реформированию действующей системы государственной поддержки «зеленой энергетики» – в 2018 году был разработан законопроект, предусматривающий изменение ценообразования для энергии из возобновляемых источников с 1 июля 2019 года.

Однако в законопроекте, который был принят парламентом в первом чтении в конце 2018 года, введение новой системы было отложено до 01 января 2020 года. Более того, с 01 января 2019 года импорт оборудования для объектов альтернативной энергетики освобожден от обложения НДС.

Следовательно, в 2019 году можно ожидать сохранения высокой привлекательности инвестиций в объекты альтернативной энергетики и, как следствие, значительных темпов роста импорта соответствующего оборудования.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий