Меморандум об экономической и финансовой политике в рамках новой программы МВФ в Украине. Часть 1

22.01.2019 – Международный валютный фонд обнародовал текст Меморандума об экономической и финансовой политике в рамках новой программы экономических реформ в Украине, поддержанной 14-тимесячным соглашением Stand-by с фондом.

Читайте также: Меморандум об экономической и финансовой политике в рамках новой программы МВФ в Украине – Часть 2 и Часть 3

Как изменился мир финансов за год: 12 трендов, о которых необходимо знать

Главные риски для мировой экономики. Чего боятся финансисты в 2019 г.

Влияние информационно-коммуникационных технологий на изменения на рынке труда и качество занятости

Механизм финансирования энергоэффективных мероприятий в условиях устойчивого развития общества

Меморандум об экономической и финансовой политике, одобренный Советом директоров МВФ 18 декабря 2018 года, содержит изложение политики и стратегии, которых планирует придерживаться Украина в течение действия 14-тимесячной программы, а также конкретные шаги, необходимые для успешного прохождения обзоров и получения следующих траншей.

Документ содержит направления работы Украины в сферах денежно-кредитной и валютно-курсовой политики, бюджетной политики, а также политики в энергетическом и финансовом секторах, управлении, управлении государственными предприятиями и бизнес-климатом, а также 8 структурных индикаторов.

Выполнение положений Меморандума позволит до конца действия программы привлечь $3,9 млрд. финансовой поддержки от МВФ, которые пойдут в резервы Национального банка Украины. Это укрепит национальную валюту и поможет создать стабильный и прогнозируемый инвестиционный климат.

Решение об открытии новой программы и предоставлении первого транша было принято на заседании Совета Директоров МВФ 18 декабря. 20 декабря 2018 года Украина получила первый транш в размере 1 млрд. специальных прав заимствований (около $1,4 млрд.) по программе сотрудничества с МВФ.

Это получение дало Украине возможность привлечь другую международную финансовую поддержку. Так, 18 декабря 2018 года Украина получила финансовую гарантию на сумму $750 млн. от Всемирного банка, по которой 27 декабря привлекла кредит в размере 349,3 млн. евро, предоставленный Deutsche Bank.

Украина: Письмо о намерениях 

Уважаемая госпожа Лагард! 

  1. После глубокого экономического кризиса 2014-2015 годов, при значительной поддержке со стороны международного сообщества, мы смогли достичь существенного прогресса в стабилизации экономики и возобновлении экономического роста путем начала преодоления основных макроэкономических дисбалансов и продвижения структурных реформ. Показательно, что существенная фискальная консолидация и принятие режима гибкого обменного курса привели к резкому сокращению двойного дефицита в Украине.

Общий фискальный дефицит, включая квазифискальный дефицит энергетического сектора, который достиг 10 процентов ВВП в 2014 году, сократился более чем на 2 процента ВВП в прошлом году при поддержке осмотрительной налогово-бюджетной политики и необходимых повышений тарифов на электроэнергию в 2015 году и 2016 году. Также, дефицит текущего счета резко сократился с более чем 9 процентов ВВП в 2013 году – до 2 процентов ВВП в прошлом году.

Инфляция замедлилась до однозначного показателя, а официальные резервы составили почти 17 миллиардов долларов США. Эти результаты отражают нашу приверженность здоровой экономической политике, соответствующей целям, предусмотренным нами в рамках программы механизма расширенного финансирования МВФ, которая была одобрена в марте 2015 года.

  1. Структурные реформы, необходимые для завершения трансформации в современную и открытую рыночную экономику, оказались сложнее. За последние несколько лет был достигнут значительный прогресс в укреплении финансового состояния нашей банковской системы и создании новых независимых институтов, нацеленных на борьбу с коррупцией, а именно Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и недавно было принято законодательство о создании Высшего антикоррупционного суда (ВАКС).

Также мы приняли законодательство о пенсионной реформе с целью улучшения финансовой жизнеспособности пенсионной системы и одновременного обеспечения увеличенных выплат пенсий, а также новый закон о приватизации, нацеленный на существенное упрощение процесса приватизации. Несмотря на эти достижения, некоторые направления реформ натолкнулись на задержки.

Реформы в сферах приватизации и администрирования доходов только начались; дерегуляция, реформирования энергетического сектора и совершенствование управления государственными предприятиями продолжаются, но еще не являются завершенными; в то время как земельная реформа все еще на стадии общественных обсуждений. Из-за этих задержек некоторые цели программы расширенного финансирования (EFF) больше не достижимы до истечения срока действия программы в марте 2019 года.

  1. Тем не менее, мы очень ценим постоянную поддержку со стороны МВФ и обращаемся с этим документом с просьбой о новой 14-месячной программе с Украиной в формате Стенд-бай (SBA) в размере 2,8 млрд. СПЗ (139,2% квоты), которая будет идти вслед за Программой расширенного финансирования.

Программа Стенд-бай (SBA) будет опираться на прогресс, достигнутый в рамках Программы расширенного финансирования, и будет продолжать служить ценным якорем для нашей экономической политики в течение 2019 года. Года с особыми сложностями, поскольку этот год двух главных выборов, и в связи с тем, что формирование нового правительства не ожидается до конца 2019 года.

Новая Программа также будет продолжать играть каталитическую роль в мобилизации международной поддержки, в частности со стороны ЕС и Всемирного банка, которые обязались выделить дополнительные средства, чтобы помочь обеспечить полное финансирование предлагаемой программы.

  1. Программа Стенд-бай сосредоточится, прежде всего, на поддержании макроэкономической стабильности и сохранении экономики на пути к устойчивому росту. В центре ее внимания будут находиться:

(I) продолжение фискальной консолидации с целью постоянного уменьшения государственного долга;

(II) поддержание гибкого обменного курса и жесткой монетарной позиции с целью снижения инфляции до границы среднесрочного целевого показателя инфляции Национального банка Украины и дальнейшего накопления международных резервов;

(III) реформы, направленные на дальнейшее усиление администрирования налогов, финансового сектора и энергетического сектора, а также продолжение совершенствования управления и борьбы с коррупцией. В меморандуме об экономической и финансовой политике (МЭФП), который прилагается, изложена наша экономическая политика на 2018 и на 2019 год более подробно.

  1. Согласно нашим целям, мы уже ввели следующие предварительные меры:

Мы приняли государственный бюджет на 2019 год вместе с необходимыми изменениями в налоговой политике, которые согласуются с рекомендациями специалистов МВФ и ограничивают дефицит бюджета 2,3 процентами ВВП;

Тарифы на газ для бытовых потребителей были повышены, а тарифы на отопление будут повышены не позднее, чем за неделю до рассмотрения Советом исполнительных директоров нашего обращения, что отражает рост международных цен, и нами принят график дальнейшей корректировки тарифов в следующем году;

Мы приняли законодательство, необходимое для совершенствования управления государственными банками.

  1. Основываясь на мероприятиях, которые мы уже осуществили, и наших обязательствах на будущее, мы просим одобрения Советом директоров МВФ предложенной Программы Стенд-Бай и объявляем наше решение об отмене Программы расширенного финансирования непосредственно перед одобрением Программы Стенд-бай.

Мы также просим, чтобы Совет директоров МВФ одобрил предоставление 1 млрд. СПЗ (49,7% квоты) после одобрения этой сделки.

Также мы просим об одобрении сохранения валютных ограничений и практики множественных валютных курсов, которые мы используем временно из-за трудностей с платежным балансом и которые противоречат нашим обязательствам по статье VIII, разделы 2 (a) и 3 статей Соглашения МВФ.

В течение периода действия Программы Стенд-бай Украина не будет вводить новых и не усилит валютных ограничений, не будет внедрять или менять практику множественных валютных курсов, не вводить и не будет усиливать импортных ограничений для нужд платежного баланса и не будет заключать двусторонних платежных соглашений, что не соответствуют статье VIII статей соглашения Фонда.

  1. Мы уверены, что направления политики, изложенные в прилагаемом МЭФП, позволят достичь макроэкономических и финансовых целей программы, однако мы будем принимать любые дополнительные меры, которые будут способствовать достижению этой цели. Мы будем проводить заранее консультации с МВФ относительно принятия таких мер или внесения изменений в направления политики, определенные в МЭФП, в соответствии с политикой МВФ относительно проведения таких консультаций. Мы будем воздерживаться от политики, которая не будет отвечать целям программы.

В частности, мы будем воздерживаться от предоставления любой налоговой амнистии, введения новых налоговых льгот или привилегий, а также уменьшения или изменения налога на прибыль предприятий (НПП) прямым или опосредованным способом путем замены режима НПП. Однако мы будем изучать вместе со специалистами МВФ способы сделать нашу налоговую систему более благоприятной для роста с обеспечением при этом долговой устойчивости.

Мы предоставим специалистам МВФ на их запрос данные и информацию, необходимые для проведения мониторинга выполнения Программы. Подтверждая свою приверженность прозрачности, мы даем согласие на публикацию МВФ этого письма, Меморандума об экономической и финансовой политики (МЭФП), Технического меморандума о взаимопонимании (ТМВ) и сопроводительных документов Совета директоров МВФ сразу же после рассмотрения наших запросов Советом директоров МВФ.

С уважением,

Петр Порошенко, президент

Владимир Гройсман, премьер-министр

Оксана Маркарова, министр финансов

Яков Смолий, председатель Национального банка Украины

Приложение 1. Украина: Меморандум об экономической и финансовой политике 

  1. В центре внимания нашей политики остаются содержание макроэкономической стабильности, уменьшение уязвимости и достижение более мощного и всеобъемлющего экономического роста. Мы стремимся сохранить наши достижения, полученные после экономического кризиса 2014-2015 годов. Наша политика сосредотачивается на:

(I) поддержание взвешенной денежно-кредитной политики, ориентированной на дальнейшее снижение инфляции и восстановление резервов в контексте гибкого режима валютного курса одновременно с восстановлением жизнеспособных банков и оживлением банковского кредитования;

(II) продолжение фискальной консолидации ради обеспечения постоянства долга в среднесрочной перспективе, что будет поддержано введением более широких фискальных реформ с целью повышения эффективности налоговой системы и усиления ее содействие экономическому росту; с одновременным улучшением качества и эффективности государственных расходов;

(III) продолжение структурных реформ для реформирования сектора крупных государственных предприятий (ГП), улучшение бизнес-климата и преодоление коррупции с целью привлечения инвестиций и повышения экономического потенциала.

  1. Денежно-кредитная и валютно-курсовая политика
  1. Мы остаемся полностью приверженными обеспечению институционально сильного и независимого Национального банка Украины (НБУ), который сохраняет непрерывность своей политики таргетирования инфляции (ТИ) в рамках гибкого режима валютного курса и с сосредоточением на поддержании финансовой стабильности. Мы гарантируем, что такая политика будет оставаться неизменной.
  1. Наша денежно-кредитная и валютно-курсовая политика и в дальнейшем будет соответствовать нашим обязательствам, направленным на достижение целевых показателей международных резервов и инфляции в рамках программы.

Мы намерены достичь уменьшения инфляции ниже 7 процентов к концу 2019 года и к целевому диапазону НБУ на уровне 5% +/- 1 процентный пункт в 2020 году, позволив при этом корректировку обменного курса, соответственно до основных экономических показателей и осуществляя покупку иностранной валюты для выполнения целевых показателей программы по резервам.

Прогресс в направлении уменьшения инфляции будет контролироваться в рамках программы с использованием коридоров вокруг центральных значений наших целевых показателей инфляции, выход за пределы которых потребует консультаций. Если фактические показатели инфляции выйдут за границы внутреннего коридора, НБУ будет проводить консультации со специалистами МВФ относительно причин отклонения и мер политики, направленных на возвращение инфляции в определенный коридор.

Для достижения наших целей по инфляции НБУ будет продолжать уверенно держать свою учетную ставку положительной в реальном выражении на перспективу. НБУ готов повышать учетную ставку, если инфляционное давление будет угрожать реализации программы уменьшения инфляции, предусмотренной программой. Любое дальнейшее смягчение валютных ограничений и административного контроля будет приведено в соответствие с согласованными принципами и условиями дорожной карты, которая, в частности, требует, чтобы ослабления согласовывались с целями программы по резервам.

Кроме того, будет тщательно определена последовательность шагов поэтапной либерализации контроля над капиталом, предусмотренным новым законом о валюте, и условиях, при которых эти шаги будут реализовываться, без установления конкретных сроков устранения существующих ограничений.

  1. Мы будем предпринимать дальнейшие меры для усиления эффективности денежно-кредитной политики и поддержки развития финансовых рынков. Для усиления механизма монетарной трансмиссии НБУ в консультациях со специалистами МВФ будет корректировать свои операционные механизмы, чтобы сделать возможным их применение в различных условиях структурной ликвидности.

В этом контексте Министерство финансов обеспечит НБУ улучшенными ежедневными и ежемесячными прогнозами денежных потоков на едином казначейском счете, необходимыми для улучшения прогнозирования ликвидности.

  1. Бюджетная политика
  1. Бюджетная политика в 2018 и 2019 годах продолжит базироваться на нашем среднесрочном консолидированном плане, направленном на обеспечение фискальной устойчивости. Мы ограничим общий дефицит государственного бюджета 2,5% ВВП в 2018 году и 2,25 процентами ВВП в 2019 году. Отдельно:

А. Бюджет 2018 года.  

Несмотря на то, что исполнение бюджета на сегодняшний день в целом соответствует утвержденному бюджету, ожидается, что давление на расходы в ближайшие месяцы увеличится, главным образом, благодаря более высоким, чем ожидалось, социальным расходам (включая пенсии и субсидии на коммунальные услуги).

Мы обеспечим выполнение целевого показателя дефицита бюджета в 2,5 процента ВВП путем строгого сокращения дискреционных расходов. В частности расходов на товары и услуги, а также отсрочки некоторых капитальных расходов, сбора дополнительных поступлений от акцизного налога на табачные изделия, согласно текущему графику роста акцизов; и дополнительных отчислений в государственный бюджет части прибыли государственных предприятий.

Министерство финансов не выделит никаких ресурсов для распорядителей бюджетных средств, которые смогут привести к превышению целевого показателя дефицита, и будет информировать всех распорядителей средств об изменениях в графике платежей.

Б. Бюджет 2019 года.

Общий дефицит государственного бюджета будет ограничен 90 млрд. грн., что составляет 2,25 процента ВВП, в то время, как доходы государственного бюджета запланированы в сумме 1 трлн. 26 млрд. грн., а расходы бюджета составят 1 трлн. 116 млрд. грн.

В бюджете не предусмотрены никакие существенные изменения в налоговой политике, кроме уже запланированного повышения ставок акцизного налога и дальнейшего роста акцизного налога на табачные изделия на 9 процентов начиная с 1 июля 2019 года;

увеличение рентной платы на углеводороды (добыча нефти и газового конденсата) на два процентных пункта и добычу железной руды на 0,8 процентного пункта;

увеличение рентной платы за использование лесных ресурсов на два процентных пункта;

увеличение экологического налога на выбросы двуокиси углерода (CO2) стационарными источниками с 0,41 грн. до 10 грн. за тонну;

уменьшение с целью обложения НДС порогового значения фактурной стоимости посылок в международных почтовых отправлениях со 150 до 100 евро;

введение ввозной пошлины в эквиваленте тысячи долларов США на автомобиль с иностранной регистрацией и внедрение электронных акцизных марок.

Для создания достаточного фискального пространства для расходов, связанных с безопасностью, и необходимых инвестиций в инфраструктуру, заработная плата государственных служащих будет оставаться на уровне 2018 года. А средний рост заработной платы работников бюджетного сектора в 2019 году будет ограничен 9,4 процентами, тогда как минимальная месячная заработная плата была повышена на 12% до 4 173 грн.

Таким образом, пенсионные выплаты, в том числе для военных и по другим специальным пенсионным программам, будут увеличены в среднем на 8,5 процента, в соответствии с принятым в 2017 году законом о пенсионной реформе. С целью рационализации расходов на здравоохранение в 2019 году Министерство здравоохранения будет продолжать аутсорсинг закупки лекарств через уважаемые международные организации.

Мы приняли меры с целью дальнейшего совершенствования адресности субсидий на жилищно-коммунальные услуги, чтобы обеспечить, чтобы они оставались в пределах, запланированных в бюджете. В том числе путем сокращения социальных норм для расчета субсидий на жилищно-коммунальные услуги в среднем на 11 процентов. Включительно с сокращением объема субсидируемого потребления газа с 4,5 куб. м до 4,0 куб. м на один квадратный метр отапливаемой площади и соответствующего уменьшения нормы централизованного отопления, которые введены в действие с 1 мая 2019 года.

Одобрение Верховной Радой и введение в действие этого бюджета является предыдущей мерой. В начале 2019 года мы уберем ограничения из базы для начисления ЕСВ. Если в течение 2019 года станет очевидным, что сокращение социальных норм окажется недостаточным для обеспечения того, чтобы субсидии на жилищно-коммунальные услуги оставались в рамках бюджета, мы будем дополнительно уменьшать эти нормы или сделаем необходимые изменения в формуле для расчета субсидий.

С. В течение программного периода мы будем воздерживаться от:  

(I) проведения любой налоговой амнистии, введения новых налоговых льгот или привилегий и дальнейшей целевой привязки поступлений;

(II) уменьшения или введения изменений в налогообложение прибыли предприятий (ОПП), следствием чего была бы прямая или опосредованная замена режима ОПП;

(III) введения новых специальных пенсий или льгот;

(IV) введения (элементов) накопительного второго уровня пенсионной системы.

Мы будем продолжать работать с экспертами МВФ над разработкой предложений по улучшению корпоративного налогообложения и усилению способности налоговой системы, способствовать экономическому росту, включая с отметкой налогового разрыва, расширением базы налогообложения и сужением возможностей для избегания налога. Однако на время действия программы не принимать изменений в налоговой системе, которые могут повредить фискальной устойчивости.

Любое перевыполнение поступлений будет направляться на уменьшение государственного долга, погашение задолженности или увеличение инвестиций в инфраструктуру.

Мы будем своевременно выполнять все свои текущие платежные обязательства, и не будем накапливать каких-либо задолженностей со стороны расходов. Мы пересмотрим доходные и расходные полномочия центрального и местных бюджетов во избежание накопления субнациональных дисбалансов.

Управление государственными финансами 

  1. Мы будем продолжать укреплять нашу бюджетную систему с целью содействия устойчивому фискальному оздоровлению и повышению доверия и предсказуемости бюджетно-налоговой политики. В рамках нашей Стратегии управления государственными финансами на 2017-2021 годы, мы в полной мере стремимся внедрить полноценную Среднесрочную систему бюджетного планирования (ССБП) для 2019 бюджетного года.

Соблюдение ССБП позволит усилить бюджетную дисциплину и будет способствовать улучшению информированности при формировании политики, улучшит контроль над расходами и обеспечит предсказуемость в планировании и исполнении бюджетов. С этой целью мы:

(I) внесем изменения в Бюджетный кодекс, чтобы отразить основные элементы ССБП, в соответствии с рекомендациями МВФ, определим мандат для мониторинга и отчетности по фискальным рискам и усилим управление долгом, требуя проведения оценки кредитного риска для выдачи правительственных гарантий;

(II) введем обязательные бюджетные потолки для основных распорядителей бюджетных средств в годовой бюджетной декларации;

(III) упорядочим оценки эффективности государственных расходов путем проведения анализа расходов на скользящей основе. В этом контексте мы будем просить о технической помощи от МВФ с целью дальнейшего усиления ССБП путем введения основ бюджетно-налоговой политики, базирующихся на четких правилах, в соответствии с наилучшей международной практикой, чтобы избежать проциклического поведения и обеспечить приемлемый уровень государственного долга.

Администрирование доходов 

  1. Мы принимаем меры для построения современных и эффективных налоговой и таможенной службы. Поскольку прогресс в реформировании налоговой службы за последние годы столкнулся с несколькими препятствиями для достижения наших целей:

А. Организация.  

Мы консолидируем нынешние центральные и региональные подразделения Государственной фискальной службы (ГФС) в два отдельные юридические лица: Налоговой службы и Таможенной службы до конца апреля 2019 года, причем обе службы будут отчитываться министру финансов (структурный индикатор).

Существенное количество существующих юридических лиц, входящих в состав ГФС, будет отменено как часть этого процесса. Это будет первым и важным фундаментальным шагом на пути к долгосрочной реформе налогового администрирования. Главы обеих служб смогут делегировать свои полномочия в организациях в той мере, в которой это необходимо для эффективного функционирования налоговой и таможенной служб.

В то же время налоговая милиция будет преобразована в новую службу финансовых расследований при Министерстве финансов согласно техническим рекомендациям МВФ, гарантируя, что оценка налоговых обязательств остается исключительно в компетенции налоговой службы.

Б. Управление.

Мы обеспечим назначение к концу апреля 2019 года эффективного и ориентированного руководства на реформы, как налоговой, так и таможенной служб, путем прозрачного процесса отбора персонала.

Новым руководителям будет поручено разработать и внедрить методы улучшения операций в обеих организациях, которые включают реформирования практики проведения налоговых проверок и верификации, а также внедрение новых подходов к решению вопросов несоответствия требованиям налогового законодательства. Руководители новых служб должны представить планы трансформационных реформ министру финансов в течение месяца после их назначения.

План реформирования налоговой службы будет руководствоваться дорожной картой, предложенной в отчете миссии технической помощи МВФ от сентября 2017 года.

С. Надзор.  

Мы усилим роль Министерства финансов в надзоре за налоговой и таможенной службами путем укрепления его функций надзора и контроля. Мы также разработаем детальные требования к отчетности для налоговой и таможенной службы и методологию расчета КПЭ, с тем, чтобы Министерство финансов могло проверять и лучше оценивать КПЭ, включая показатели, связанные с антикоррупционными усилиями в обеих организациях.

В рамках мониторинга эффективности управления налоговой и таможенной службами Министерство финансов начнет проведение ежегодных независимых опросов налогоплательщиков для оценки их уровня восприятия коррупции в налоговых и таможенных органах до конца декабря 2018 года.

Министерство финансов также завершит аудит информационных систем налоговой и таможенной служб с целью выявления недостатков и рисков для обеспечения безопасности данных в налоговой и таможенной системе до конца декабря 2018 года. На основании результатов аудита будут приняты необходимые меры для устранения любых угроз для безопасности к марту 2019 года.

Д. Налоговые и таможенные процессы.

Мы также принимаем меры по повышению эффективности налоговой и таможенной служб. Мы будем облегчать бремя для налогоплательщиков, которые пытаются выполнить свои налоговые обязательства, путем:

(I) балансировки программ аудиторских проверок от обязательных проверок (таких как аудит при ликвидации предприятия и аудит по требованию других учреждений) к целевым аудитам, полностью основанным на оценке рисков несоблюдения требований налогового законодательства;

(II) совершенствования он-лайн портала для налогоплательщиков (электронного кабинета) с целью обеспечения проведения регистрации, осуществления электронных платежей предприятиями и обновления информации налогоплательщиков в режиме он-лайн;

(III) улучшения информационных услуг для налогоплательщиков. На таможне мы создали «единое окно» для процесса таможенного оформления и продолжаем наши усилия, направленные на борьбу с мошенничеством и коррупцией, облегчение обмена информацией с основными торговыми партнерами и построение системы эффективного надзора и поддержки работы региональных офисов в сфере оценки стоимости товаров.

  1. Политика в энергетическом секторе
  1. Мы будем продолжать наши усилия с целью продвижения реформ в газовом секторе. Отдельно:

А. Тарифы на газ и отопление.  

Мы:

(I) повысили оптовые цены на газ, поставляемый домохозяйствам и компаниям-производителям тепловой энергии, до 6 236 грн. за тысячу кубических метров (за исключением тарифов на транспортировку и распределение природного газа, наценок поставщика и НДС), начиная с 1 ноября 2018 года;

(II) пересмотрели автоматический механизм регулирования цены на газ, чтобы обеспечить автоматически корректировки оптовой цены на газ, поставляемый домохозяйствам и для отопления, с 1 мая 2019 года до 80 процентов от базовой рыночной цены, как определено постановлением Кабинета Министров Украины № 867 от 19.10.2018. Это определено в пункте 25 Технического меморандума о взаимопонимании (ТМВ));

(III) Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) окончательно утвердила и обнародовала в официальном издании сведения о повышении тарифов на отопление, начиная с 1 января 2019 года. С целью полного учета увеличенной оптовой цены на газ, от всех тепловых компаний, имеющих лицензию НКРЭКУ, что и вместе отвечают за около 60 процентов объема рынка централизованного теплоснабжения (предварительная мера).

Необходимые решения по повышению тарифов на теплоснабжение, начиная с 1 января 2019 года, с учетом высшей оптовой цены на газ для остальных тепловых компаний, покрывающих не менее 95 процентов объема рынка централизованного теплоснабжения, как ожидается, будут приняты до конца декабря 2018 года (структурный маяк). Начиная с 1 января 2020 года НАК «Нафтогаз» будет продавать газ для бытовых потребителей и компаний-производителей тепловой энергии с преобладающими рыночными ценами, а поставки со специальными обязанностями (PSO) будут отменены до 1 мая 2020 года.

Мы отменили схему, которая позволяла осуществлять оплату счетов за отопление в течение 12 месяцев («в рассрочку») домохозяйствам, которые не получают субсидии (постановление правительства № 630 и № 357).

Б. Монетизация. 

Вместе с Всемирным банком мы работаем над тем, чтобы провести постепенную монетизацию программы коммунальных субсидий домохозяйствам (КСД) с целью содействия конкуренции на розничном рынке и стимулирования домохозяйств уменьшать объемы потребления газа.

В рамках подготовки к монетизации субсидий Министерство социальной политики уже создало государственный реестр получателей коммунальных субсидий, а Министерство финансов и Министерство социальной политики завершат проверку всех получателей социальных льгот и выплат до конца декабря 2018 года.

В марте 2019 года будет запущен пилотный проект монетизации субсидий. После успешного испытательного периода мы стремимся реализовать монетизацию субсидий на уровне конечного потребителя, начиная с января 2020 года.

Кроме того, с июля 2019 года мы создадим Фонд энергоэффективности для содействия уменьшению объемов потребления газа в Украине.

С. Разделение (анбандлинг).

Разделение НАК «Нафтогаза» на две компании (анбандлинг) и сертификация оператора газотранспортной системы (ГТС) является ключевым стратегическим вопросом для продвижения реформ в сфере энергетики. Создание ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) как сертифицированного оператора ГТС, по состоянию на 1 января 2020 года предусматривает перевод отдельных видов деятельности и сотрудников НАК «Нафтогаза» («Укртрансгаза») в МГУ.

По решению Стокгольмского арбитражного суда от НАК «Нафтогаза» в МГУ до конца 2019 года могут быть переданы лишь непрофильные транзитные виды деятельности, а основные транзитные функции могут быть переданы после 1 января 2020 года.

Чтобы начать перевод НАК «Нафтогаз» подготовит перечень непрофильных транзитных видов деятельности до 31 декабря 2018 года, и они будут переданы МГУ в течение 2019 года. Выборка будет отдавать приоритет видам деятельности, которые еще не полностью отлажены в Укртрансгазе, таким как операции измерения и балансировки рынка, развитие сети и планирования. Ожидается, что к концу сентября 2019 года МГУ достигнет своего целевого количества штатных работников в около 4000 человек и будет отвечать всем предпосылкам для сертификации как оператор ГТС до конца сентября 2019 года.

Д. Добыча газа.  

Чтобы увеличить добычу газа и помочь обеспечить энергетическую независимость мы упростим и ускорим процедуру получения разрешений на разведку и разработку газовых месторождений, одновременно обеспечивая прозрачность, среди прочего, путем проведения открытых аукционов на получение разрешений и конкурсов на заключение соглашений о разделе продукции минимум на ежеквартальной основе, предлагая менее 20 000 км2 в течение 2019 года.

Мы также будем содействовать инвестициям в существующие месторождения для увеличения добычи, одновременно обеспечивая соответствие экологическим стандартам.

Е. Политика в финансовом секторе

  1. С 2014 года мы приняли важные меры для оздоровления и укрепления банковской системы. Мы вмешались и вывели с рынка 95 банков (из 180 в 2014 году), включая «ПриватБанк» — крупнейшее финансовое учреждение.

Кроме того, некоторые банки с избыточными объемами кредитования связанных сторон, преуспели в уменьшении таких рисков. В результате этих усилий на конец июля 2018 года все банки выполняли целевой норматив адекватности капитала (НАК) на уровне 7%.

Кроме того, мы достигли успехов в укреплении нашей надзорной и регуляторной системы, включая регулирование кредитного риска путем отмены изменений в постановление № 351. Они снижали уровень потерь в случае дефолта для расчета кредитного риска для государственных банков, и автоматически отменяли резервирование с реструктурированными ссудами, с целью приближения к международным стандартам и лучшим практикам.

Важно отметить, что мы усовершенствовали корпоративное управление в государственных банках путем принятия Основ стратегического реформирования государственного банковского сектора и введения в действие закона о корпоративном управлении в государственных банках (предварительная мера).

  1. Мы намерены и впредь прилагать усилия для дальнейшего финансового оздоровления банковской системы. С этой целью:

А. Капитализация.  

На основании диагностического обследования 2018 года все банки должны иметь минимум 7 процентов капитала первого уровня и 10 процентов КДК (CAR) до конца марта 2019 года. В контексте перехода к требованиям «Basel III» в структуру капитала мы позволим банкам включить в капитал первого уровня инструмент дополнительного капитала первого уровня (АТ1) в размере до 0,75 процента; при этом по крайней мере 6,25 процентов капитала первого уровня составит основной капитал.

При расчете их потребностей в капитале 24 крупнейшие банки будут также учитывать потребности в капитале, возникшие по результатам стресс-тестирования в 2018 году по базовому сценарию лишь на 2018 год. Эти банки будут иметь время до конца 2019 года для покрытия потенциальных потребностей в капитале в рамках неблагоприятного сценария, а их планы реструктуризации полностью будут учитывать последствия амортизации залога по неработающим активам, в соответствии с требованиями постановления № 351.

Если банки не будут соответствовать требованиям, предусмотренным базовым сценарием, НБУ будет принимать надлежащие надзорные меры, включая вывод с рынка до конца июня 2019 года (структурный маяк).

Кроме того, до конца марта 2019 года НБУ завершит оценку жизнеспособности бизнес-моделей 56 маленьких банков. Этот процесс оценки будет осуществлять комитет НБУ по вопросам надзора с участием сотрудников МВФ и Всемирного банка в качестве наблюдателей.

Б. Операции со связанными лицами.

До конца декабря 2018 года НБУ обнародует изменения в существующее положение об операциях со связанными лицами, которые будут учитывать уроки, что они вынесены из практики применения действующего положения в течение последних 3 лет. В дополнение к этому, к той же дате Национальный банк примет изменения своих правил относительно капитала, предусматривающие уменьшение регулятивного капитала на объемы кредитов, предоставленных связанным лицам, более чем нормативные ограничения (структурный индикатор на конец декабря 2018 года).

Кроме того, с помощью технической помощи МВФ мы будем дополнительно повышать эффективность работы управления мониторинга связанных с банками лиц (УМСБЛ) путем создания реестра данных на основе информации из государственных реестров. Для этого до конца декабря 2018 года НБУ подпишет Меморандум о взаимопонимании с Министерством юстиции и комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку относительно обмена информацией, что является чрезвычайно важным для создания такого реестра.

С. Фонд гарантирования вкладов (ФГВ).  

Поскольку система страхования вкладов с должным уровнем капитализации и финансирования является чрезвычайно важной для финансовой стабильности, мы создали трехстороннюю рабочую группу (в состав которой вошли представители Министерства финансов, НБУ и ФГВ) для представления конкретных мер на рассмотрение Совета финансовой стабильности (СФС).

Проводя консультации со специалистами МВФ и Всемирного банка, СФС до конца марта 2019 года примет решение о том, как восстановить платежеспособность ФГВ до конца декабря 2019 года.

Наконец мы будем добиваться принятия Верховной Радой проекта поправок к закону о ФГВ, направленных на усиление его эффективности как санкционного органа до конца марта 2019 года. Между тем, НБУ и ФГВ своевременно будут обмениваться информацией.

Д. Надзор и регулирование.

В конце декабря 2018 года в контексте перехода на требования к структуре капитала в соответствии с соглашением «Базель III» и в консультации со специалистами МВФ и Всемирного банка, НБУ примет решение об использовании инструментов дополнительного капитала первого уровня (АТ1) для удовлетворения требований к капиталу первого уровня для текущего процесса докапитализации, включая требования к инструментам (минимальные триггерные значения, лимиты) и полную адаптацию положений и условий соглашения «Базель III» в отношении этих инструментов.

Кроме того, мы завершим оценку коллективной годности советов и квалификации высшего руководства 20 крупнейших банков до конца декабря 2018 года. Для следующих 15 крупнейших банков такая оценка будет сделана до конца сентября 2019 года, также для следующих 15 крупнейших банков до конца декабря 2019 года, а остальные банки будет оцениваться в 2020 году.

Также мы проверим на соответствие требованиям нового Положения об управлении рисками 30 крупнейших банков согласно графику внедрения этого положения.

Кроме того, мы введем процесс надзорной проверки и оценки (SREP), за исключением ІСААР и ILАAP, для 13 крупнейших банков до конца 2018 года и для всех банков до конца июня 2019 года. До конца декабря 2018 года мы также планируем завершить и ввести новый порядок регистрации и лицензирования банков (заменив постановление НБУ № 306).

Кроме того, до конца декабря 2018 года мы планируем завершить проект нового Положения о внутреннем контроле, которое мы будем внедрять с 1 июля 2019 года.

  1. Мы решительно пытаемся вернуть активы банков, выведенных с рынка, чтобы уменьшить потери государства от банкротства банков. С этой целью мы будем обеспечивать, чтобы все соответствующие учреждения использовали все коммерческие и юридические возможности, доступные для возвращения активов, и чтобы бывшие владельцы банков понесли ответственность, как предусмотрено банковским законодательством.

Таким образом, начиная с конца марта 2019 года, ФГВ будет размещать на своей веб-странице список всех заемщиков, руководителей и бывших банковских акционеров ликвидируемых банков, которые еще должны вернуть свои долги, связанные с банкротством организаций, в соответствии с решениями суда.

До конца марта 2019 года ФГВ выставит на продажу активы минимум на 20 млрд. грн. ФГВ будет продолжать продавать активы с помощью электронных платформ, одновременно гарантируя, что конечные покупатели невозвращенных займов связанных сторон и собственники банков не являются одними и теми же лицами.

Кроме того, Министерство финансов будет регулярно представлять отчеты, которые будут обобщать прогресс в восстановлении активов и в судебных процессах в отношении четырех государственных банков, а первый отчет будет опубликован до конца марта 2019 года (структурный маяк).

  1. Мы принимаем дальнейшие меры для содействия решению вопросов неработающих займов (НЗ). После создания механизма внесудебной реструктуризации, отмены налоговых препятствий и принятия закона о защите прав кредиторов, Верховная Рада также приняла новый закон о банкротстве (№ 8060).

Кроме того, до конца июня 2019 года НБУ, при поддержке сотрудников Всемирного банка, выпустит положение о работе с НЗ, которым смогут руководствоваться финансовые учреждения в работе со своими проблемными заемщиками. Это положение будет соответствовать лучшим практикам и инструкциям Европейского центрального банка для банков по НЗ, в то же время принимать во внимание местные структурные вопросы, такие как большой объем кредитования связанных лиц в банках.

Что касается объемов НЗ в портфелях наших трех государственных банков («Ощадбанка», «Укргазбанка» и «Укрэксимбанка»), мы употребляем такие решительные шаги: в сентябре 2018 года под эгидой Совета по финансовой стабильности (СФС) мы создали рабочую группу, в состав которой вошли Министерство финансов, НБУ и ФГВ, с целью подготовки, в консультациях со специалистами МВФ, принципов политики, направленных на реструктуризацию этих проблемных заемщиков.

Эти принципы политики будут соответствовать законодательству об акционерных обществах относительно соответствующих полномочий органов корпоративного управления по принятию важных решений, касающихся реструктуризации, и включать, в частности, рекомендации для наблюдательных советов государственных банков.

До конца декабря 2018 года РФС примет эти принципы и сообщит о них надзорным советам государственных банков, которые в конечном итоге остаются ответственными за решение о реструктуризации долгов этих банков.

  1. Мы продолжим усиливать практику корпоративного управления, прозрачности и управления рисками в государственных банках.

В этом направлении:

  1. После принятия закона «О государственных банках» мы назначим независимых членов наблюдательных советов в «Ощадбанке» и «Укрэксимбанке», в соответствии с новым законом (после создания в большей степени независимых наблюдательных советов в «Приватбанке» и «Укргазбанке») до конца марта 2019 года.

б. До конца апреля 2019 года Министерство финансов подпишет Меморандум о взаимопонимании с каждым государственным банком, который определит их взаимоотношения, чтобы гарантировать, что эти банки будут работать на коммерческой основе и будут изолированы от политического вмешательства с оперативных вопросов.

в. Начиная с конца декабря 2018 года и в дальнейшем, финансовое подразделение Министерства финансов будет публиковать на ежеквартальной основе ключевые показатели эффективности (КПЭ) государственных банков, а также отчитываться о прогрессе, достигнутом во внедрении ими стратегического планирования и реструктуризации НЗ.

д. Согласно принципам стратегического реформирования государственного банковского сектора мы предпримем необходимые шаги, чтобы открыть путь для вхождения ЕБРР и МФК в капитал «Ощадбанка» и «Укргазбанка» соответственно. В этом контексте мы также нацелены на отмену действующей полной государственной гарантии депозитов в «Ощадбанке» до конца декабря 2019 года.

  1. Кроме того, мы будем двигаться вперед с принятием законодательства, которое имеет решающее значение для создания надежной рабочей среды для развития наших финансовых рынков.

Для этого:

  1. Мы ожидаем, что Верховная Рада примет закон, который пересмотрит распределение полномочий надзора за различными финансовыми посредниками (закон «Сплит», № 2413а — структурный маяк) и законодательство, что устанавливает полномочия, независимость и институциональную способность Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, что позволит ей соответствовать стандартам IOSCO (№6303) до конца марта 2019 года.

б. До конца марта 2019 года в координации с сотрудниками МВФ и Всемирного банка мы представим изменения в закон «О банках и банковской деятельности». С целью устранения правовых пробелов, выявленных после оценки нашей регуляторной и надзорной системы для надлежащей практики управления рисками на соответствие принципам корпоративного управления банков Базельского комитета от 2015 года.

в. Наконец, мы будем пытаться получить принятие нескольких законов относительно финансового сектора, которые в настоящее время рассматриваются Верховной Радой, а именно, законов о деривативах и финансовых рынках, защите прав потребителей и денежных переводах до середины 2019 года.

  1. Управление, государственные предприятия и бизнес климат

Борьба с коррупцией

  1. Мы преданы тому, чтобы наращивать наши недавние достижения относительно усилий, направленных на борьбу с коррупцией на высоком уровне и достижение конкретных результатов.

Крайне важно, чтобы новые антикоррупционные институты – Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Высший антикоррупционный суд (ВАС) – сохранили свою независимость и добропорядочность, чтобы обеспечить эффективные и надежные расследования, обвинения и судебное разбирательство дел о коррупции на высоком уровне.

Мы приложим все усилия, чтобы обеспечить независимость и добропорядочность этих учреждений и устранить недостатки в системах декларации активов и борьбы с отмыванием средств и противодействия финансированию терроризма:

  1. Антикоррупционный суд.

Мы запустим в действие Высший антикоррупционный суд (ВАС), как это предусмотрено законом № 2018/2447, чтобы обеспечить рассмотрение судебных дел о коррупции судьями, которые имеют специальные навыки и высокую добродетель. Шестеро членов Общественного совета международных экспертов (ОСМЭ) уже были назначены Высшей квалификационной комиссией судей (ВККС) из кандидатов, представленных международными организациями в соответствии с критериями, установленными законом.

Мы обеспечим, чтобы весь процесс оценивания практических навыков и добропорядочности кандидатов, и отбор кандидатов, был прозрачным и соответствовал закону о судоустройстве и закону о ВАС, включая сосредоточение квалификационного оценивания на анонимных письменных тестах и практических заданиях (саѕе study) и с тем, чтобы методология оценки, баллы, полученные кандидатами за каждый тест, и критерии, применяемые для квалификационного оценивания, были опубликованы.

Членам ОСМЭ и ВККС, на условиях конфиденциальности и заблаговременно до проведения любых собеседований и оценки, предоставляется одинаковый доступ к информации о кандидатах.

До конца апреля 2019 года после номинации кандидатов Высшим советом правосудия, по крайней мере, 35 антикоррупционных судей с безупречной репутацией и соответствующими профессиональными навыками будут назначены в ВАС согласно закону № 2018/2447 и в соответствии с правилами и порядком, что гарантируют объективность и прозрачность процесса (структурный маяк).

Мы ожидаем, что ВАС начнет свою деятельность до конца июня 2019 года. И мы обеспечим соответствующие ресурсы для его работы, включая кадровое и информационное обеспечение, безопасность зданий и персонала, а также то, что все коррупционные производства, подпадающих под юрисдикцию ВАС и рассматриваются, будут переданы из других судов, в соответствии с законом.

б. Деятельность Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ).  

Согласно предыдущему мероприятию, выполненному в контексте принятия программы расширенного финансирования МВФ в марте 2015 года, внешний аудит НАБУ будет проводиться группой уважаемых экспертов с международным опытом, выбранных в соответствии с требованиями, изложенными в законе «О НАБУ» № 1698-VII.

Техническое задание для проведения внешнего аудита НАБУ будет разработано в консультациях со специалистами МВФ, и мы обеспечим, чтобы аудиторы имели достаточные ресурсы для своевременного, эффективного и независимого завершения аудита. На основании анализа, проведенного аудиторами, отчет об аудите будет включать четкие и приоритетные рекомендации по эффективности НАБУ и его операционной и институциональной независимости в соответствии с лучшими международными практиками.

В случае если аудиторы единогласно придут к выводу, что критерии по увольнению директора НАБУ, указанные в статье 6.4.11 закона «О НАБУ», удовлетворяются, в отчет будет включена доказательная база, детальное обоснование и рекомендации. Согласно этим рамкам, отчет об аудите будет окончательно завершен до конца июля 2019 года и добавлен в следующий отчет НАБУ (структурный индикатор).

До конца июня 2019 года Верховная Рада примет законодательные акты, направленные на усиление полномочий НАБУ с тем, чтобы обеспечить использование НАБУ широкого спектра методов расследования, включая негласные действия, снятие информации с каналов связи, доступ к компьютерным системам и контролируемую поставку, без необходимости полагаться на инфраструктуру других учреждений.

Мы будем поддерживать исключительные полномочия НАБУ по расследованию коррупционных деяний чиновников.

в. Электронное декларирование.  

Обеспечения того, чтобы для политически значимых лиц (ПЗЛ) продолжали применяться требования о всестороннем и публичном декларировании имущества, остается приоритетом, поскольку это имеет решающее значение для эффективного противодействия незаконному обогащению и предотвращения отмывания доходов от коррупции.

В связи с этим до конца декабря 2018 года:

(I) Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) обеспечит НАБУ прямым и безопасным электронным доступом к полным имущественным декларациям всех лиц, которые подпадают под подследственность НАБУ;

(II) НАПК пересмотрит электронную форму деклараций, чтобы облегчить идентификацию УСО путем обеспечения критериев онлайн-поиска для ПЗЛ и публикации года и месяца рождения ПЗЛ;

(III) НАПК начнет публиковать ежеквартальные статистические данные для мониторинга прогресса, достигнутого в выявлении недостающих или недостоверных деклараций на веб-странице, что является свободно доступным для общественности (в соответствии с шаблоном, приведенным в пункте 94 ТМВ);

(IV) Министерство юстиции, в консультациях с соответствующими органами, включая НАПК и НАБУ, подготовит исследование юридических и практических шагов, необходимых для передачи ответственности за проверку деклараций имущества лиц подследственности НАБУ в НАБУ.

г. Борьба с отмыванием средств, полученных преступным путем.  

Мы остаемся преданными укреплению и мобилизации системы противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма, чтобы поддержать усилия, направленные на преодоление коррупции на высоком уровне. В этом направлении, до конца марта 2019 года и по согласованию со специалистами МВФ, мы примем поправки в законодательную базу борьбы с отмыванием средств, в том числе для обеспечения:

  1. I) внедрения трехуровневой системы отчетности (отчеты о подозрительных операциях по определению FATF, отчетность о кассовых операциях и международных переводах средств, превышающих определенную пороговую сумму, и обязательная отчетность об операциях, связанных с юрисдикциями с высоким уровнем риска и с ПЗЛ);

(II), определения лиц, связанных с ПЗЛ, согласуется с риск-ориентировочным подходом, поощренным стандартом FATF;

(III) введения пропорциональных и предупредительных санкций НБУ в случае нарушения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем;

(IV) того, что информация о бенефициарных владельцах компаний является актуальной и достоверной.

Чтобы контролировать свой вклад в борьбу с коррупцией, Государственная служба финансового мониторинга продолжит публиковать ежеквартальную статистическую информацию, которую она передает в НАБУ (согласно образцу, приведенного в пункте 96 ТМВ).

НБУ будет продолжать проводить минимум четыре квартальные проверки банков с повышенным риском отмывания доходов от коррупции, с фокусом на регуляторные требования, связанные с проверкой должной добросовестности клиентов и УСО, в том числе относительно требований идентификации ПЗЛ, проверки информации об источниках их богатства и информации по бенефициарному праву.

До конца января 2019 года НБУ при технической помощи от МВФ, также подготовит дорожную карту для сосредоточения надзора в сфере борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма на обеспечение адекватности механизмов противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма в финансовых учреждениях и прекращения функций расследования.

Приватизация и реформа сектора государственных предприятий

  1. Мы остаемся преданными внедрению стратегии реформирования государственных предприятий (ГП), которое нацелено на существенное уменьшение сектора ГП.

Ключевые мероприятия по этому направлению: 

  1. Приватизация.

Мы ввели в действие новый закон о приватизации, а правительство утвердило рассортировку всех ГП. Мы уже начали подготовку к продаже в соответствии с лучшими международными практиками шести крупных государственных предприятий при содействии авторитетных консультантов и до конца декабря 2018 года начнем тендер на продажу ПАО «Центрэнерго».

После этого будут проведены тендеры на продаже угольной компании «Краснолиманская», предприятий «Индар» и «Президент-Отель-Киев» в первой половине 2019 года.

Мы также начали продажи малых компаний и активов посредством электронных аукционов (ProZorro) с целью продажи не менее 500 малых компаний и активов до конца апреля 2019 года.

Мы направим в Верховную Раду законопроект до конца апреля 2019 года с целью сокращения перечня компаний, запрещенных к приватизации, чтобы оставить в этом перечне только жизненно значимые для национальной безопасности предприятия.

Мы введем новый закон о лизинге государственной собственности как шаг для увеличения спроса на государственные активы со стороны частных лиц.

Мы будем продолжать свои усилия по принятию нового закона о концессии и запуску пилотных концессионных проектов (в первой половине 2019 года).

б. Управление сектором ГП.

Мы ожидаем, что Верховная Рада примет до конца июня 2019 года закон об управлении государственными предприятиями (законопроект № 6428), который определит и усилит полномочия наблюдательных советов и обеспечит правовой иммунитет и страхование от убытков членами таких советов.

Ожидается, что отбор наблюдательных советов с большинством независимых членов для крупнейших государственных предприятий, включая такие предприятия как «Укрэнерго», «Борисполь» и «Укрпочта», будет завершен до конца декабря 2018 года.

Более того, внешние аудиты крупнейших ГП (подготовленные международными авторитетными компаниями) будут проведены до конца декабря 2019 года.

в. Надзор за фискальными рисками ГП.  

Мониторинг и оценка фискальных рисков, возникающих в секторе ГП, станет одним из основных обязанностей недавно созданного подразделения управления фискальными рисками в Министерстве финансов.

Мы также внедрим комплексную систему управления фискальными рисками и примем необходимые законодательные изменения до конца июля 2019 года для лучшего управления и уменьшения фискальных рисков и улучшения государственных активов и управления долгом (включая государственные гарантии, государственно-частные партнерские отношения и заимствования местных правительств).

Бизнес климат и рынки 

  1. Дерегуляция.

В течение последних двух лет мы значительно усовершенствовали нашу регуляторную базу, в частности, пересмотрев и отменив около 700 устаревших и несоответствующих подзаконных актов, автоматизировав государственный надзор (контроль), упростив порядок получения разрешений и лицензий, улучшив ясность и прозрачность в строительстве, телекоммуникациях и природных ресурсах.

Мы будем продолжать пересматривать и совершенствовать подзаконные акты, сокращать время распределения земель, упрощать доступ к геологической информации, совершенствовать систему аукционов на право пользования недрами, внедрять подходы к аудитам и проверкам государственными органами, которые базируются на оценке рисков, упрощать использование кассовых аппаратов (путем внедрения новых технологий и расширения возможностей безналичных транзакций и применения санкций за нарушение правил наличного обращения).

  1. Рынок земли.

Мы продолжим нашу подготовку к созданию прозрачного рынка земли сельскохозяйственного назначения.

Рабочая группа, в состав которой вошли соответствующие министерства, в сотрудничестве с Всемирным банком подготовила проект закона об обороте земель, который имеет целью разрешить продажу земли при условии действия адекватных предохранителей, и мы начали кампанию по информированию общественности для объяснения преимуществ этой реформы.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий