Министр аграрной политики Ольга Трофимцева: Нужно отвыкать от мысли, что нас где-то ждут

Министр аграрной политики Ольга Трофимцева

09.04.2019 – Исполняющая обязанности министра аграрной политики и продовольствия Украины Ольга Трофимцева в интервью УНИАН рассказала о динамике и перспективах экспорта украинских продуктов питания, углублении евроинтеграционных процессов в АПК, государственной поддержке аграриев и перспективах запуска рынка земли.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

В феврале 2019 года Министерство аграрной политики и продовольствия Украины впервые за историю его существования возглавила женщина – правительство назначило исполняющей обязанности главы ведомства Ольгу Трофимцеву. До этого она с сентября 2016 года занимала должность заместителя министра по вопросам евроинтеграции. За время ее работы на предыдущей должности Украина существенно расширила географию сбыта аграрной продукции и сделала важные шаги на пути приближения украинского законодательства в сфере АПК к европейскому законодательству.

В интервью УНИАН чиновница рассказала о своих приоритетных задачах на новой должности, планах по дальнейшему наращиванию экспорта украинской продукции АПК и открытию новых рынков, планах по совершенствованию государственной поддержки сельхозпроизводителей и перспективах открытия рынка земли в Украине.

Недавно вас назначили временно исполняющей обязанности министра аграрной политики и продовольствия. Какие задачи и приоритеты вы ставите перед собой на новой должности?

Планов и направлений работы много. Одним из ключевых задач однозначно остается евроинтеграция. Соответственно, имеем взаимосвязанный приоритет – расширение присутствия украинской аграрной продукции на внешних рынках, поскольку мы экспортоориентированная страна в этой сфере. Господдержка — тоже важная тема. Фокус на малых производителях, на фермерах, на семейных хозяйствах остается и в этом году. Другие приоритеты — среднесрочные.

Я считаю, что мы должны больше оказывать вес вопросу эффективного управления водными ресурсами, включая орошение. Важно заниматься развитием органического хозяйства, развитием, так называемых нишевых культур — фактически, диверсификацией сельскохозяйственного производства. Также среди приоритетов и задач на этот год остается работа над реформой рынка земли сельскохозяйственного назначения.

Какие страны являются основными потребителями украинской аграрной продукции? 

В прошлом году на аграрном экспорте мы заработали 18,8 млрд. долларов. У нас он уже достаточно диверсифицирован, если сравнивать с 2014 годом, когда произошла переориентация с российского рынка на другие. Уже несколько лет подряд среди основных направлений экспорта – страны Азии, на втором месте — Европейский Союз, на третьем – страны Африки.

Но в январе этого года мы впервые увидели перестановку в этой структуре: рынок Евросоюза стал рынком номер один для отечественной продукции АПК.

Поэтому я акцентирую внимание на том, что процессы евроинтеграции и открытие новых экспортных рынков взаимосвязаны. Необходимо наше законодательство в сфере ветеринарии и фитосанитарии приблизить к европейскому, тогда более экспортоориентированной и конкурентоспособной становится наша продукция, как и на уровне государственного управления, так и на уровне бизнеса мы становимся более понятными не только для европейских партнеров, но и для бизнес-партнеров во всем мире.

Что делает «Минагропрод» для дальнейшей диверсификации рынков сбыта? Какие страны ведомство намерено открыть в первую очередь, и в какой перспективе? 

Есть общенациональная экспортная стратегия, разработанная Министерством экономического развития и торговли, а также есть наша секторальная экспортная стратегия для пищевой и перерабатывающей отрасли. В ее рамках определены пятьдесят стран, которые будут в фокусе нашей работы на следующие пять лет. В этот список входят Южноафриканская Республика и Южная Корея.

Трудно прогнозировать, когда мы получим конкретные результаты — это процесс длительный, часто не одного года. Но, например, в этом году ожидаем открытия китайского рынка для украинской черешни.

Кроме того, Европейский Союз остается на первом месте среди наших приоритетов. На сегодня существует ряд продуктов, которые Украина не может поставлять в ЕС, поэтому будем работать и дальше над расширением номенклатуры экспорта. Мы однозначно могли бы экспортировать в Европу картофель, в том числе используемый для переработки. Например, для изготовления чипсов. Сейчас работаем над согласованием соответствующих фитосанитарных требований.

Кроме того, работаем над открытием этого рынка для украинской говядины, баранины.

Какие виды украинской аграрной продукции пользуются в Европе наибольшим спросом? 

В 2018 году Украина экспортировала в Евросоюз аграрной продукции на 6,3 миллиарда долларов. При этом львиная доля пришлась на продукцию растениеводства — 5,8 миллиардов долларов. Больше всего мы экспортировали зерновых, на втором месте — масляные, затем — отходы пищевой промышленности, шроты и жомы. Кроме того, в прошлом году мы продали в Евросоюз немало орехов, а также овощей.

Продукции животноводства мы экспортировали чуть больше, чем на 536,8 миллионов долларов США. Больше всего пользовались спросом мясо птицы, шкуры крупного рогатого скота, мед, казеины и альбумины, мех овец. Это — топ-пять с точки зрения стоимости экспорта.

Вообще, на сегодня право экспортировать продукцию животноводства в Европу имеют 305 компаний, но, опять же, речь идет не обо всех видах товаров. Например, более десяти компаний имеют право поставлять «молочку», но мы говорим преимущественно о сливочном масле или сухом молоке. Меньше поставляется таких продуктов, как йогурты и сыры.

Поводом для оптимизма является то, что в 2018 году выросли объемы экспорта переработанной продукции: «кондитерки», продуктов из какао и шоколада, замороженных ягод, соков.

Каким образом Украина могла бы нарастить экспорт готовой переработанной продукции, то есть товаров с добавленной стоимостью, которые можно найти на полках супермаркетов?

Если мы говорим об экспорте зерновых и масличных, как базовых сырьевых продуктах, здесь действует одна стратегия. В этом случае Украина, в первую очередь, должна быть конкурентоспособной в цене, обеспечить достаточные объемы и нормальное качество с точки зрения фитосанитарных требований. Относительно готовой продукции, мы имеем совсем другую стратегию экспорта. Это относится не только к работе Госпродпотребслужбы. Это работа на уровне частных стандартов, маркетинговых стандартов, соответствия требованиям ритейлеров и импортеров.

На эту продукцию однозначно есть спрос. К нам приезжают заинтересованные импортеры из других стран, которые готовы ее у нас покупать, но для этого необходимо, чтобы она была не только хорошего качества, но и имела соответствующий товарный вид, который требует конечный потребитель в той или иной стране. Сейчас необходимо как можно больше работать с нашими производителями, в том числе с малыми и средними. И это должна быть совместная работа производителей и государства.

Минагропрод ведет достаточно активную работу над расширением географии экспорта сельскохозяйственной продукции. Но какие основные задачи стоят непосредственно перед украинскими производителями, которые стремятся выйти со своей продукцией на экспорт? С какими вызовами им приходится сталкиваться?

Несмотря на то, что многие рынки Европейского Союза открыты для украинской продукции, поставки осуществляются туда не так активно, как хотелось бы из-за недостаточной готовности украинских производителей. Это не потому, что наша продукция не подходит по качеству, с этим уже все хорошо. Но если мы говорим о ее товарном виде, упаковке, регулярности поставок, конкуренции — здесь еще есть, над, чем работать.

Я всегда говорю, что нужно отвыкать от мысли, что нас где-то ждут. По большому счету, нас с нашей продукцией не ждут нигде. Конкуренция на глобальном рынке агро — и пищевой промышленности очень велика, и свою продукцию нужно продвигать. Нужно ездить на выставки, нужно разрабатывать маркетинговую кампанию, нужно продвигать бренд Made in Ukrainе. Считаю, что за последние годы была проделана очень большая работа с украинским брендом Ukraine Now, с адаптированными к общему стилю и бренду стендами. Нас уже начинают узнавать, что очень приятно.

Каким образом государство должно поддерживать украинских производителей и стимулировать рост их экспортного потенциала? 

В первую очередь, финансово. Когда любая розничная сеть закупает продукты, нормальной практикой, как в Украине, так и в мире является отсрочка платежа, которая может достигать и девяноста и ста двадцати дней. Если большая компания может финансово перекрыть такой промежуток времени, то для небольших компаний это проблема, ведь они не могут так долго ждать выручки от реализации своей продукции. Поэтому нужны такие инструменты, как Экспортно-кредитное агентство, над которым работали достаточно долго и которое уже создано.

Второе, чем может помочь государство, — это информационная поддержка, на которую среди малых и средних сельхозпроизводителей также есть большой запрос.

Запуск Экспортно-кредитного агентства обещали еще в прошлом году. Стоит ли ожидать его в 2019 году? 

На сегодня осталось решить организационные вопросы, в частности, формирования команды, которая будет там работать. По моей информации, уже отобран руководитель. Думаю, что в 2019 году Экспортно-кредитное агентство все-таки заработает, и довольно быстро войдет в полноценную работу.

Мы говорили о поддержке украинских экспортеров, но другой важной темой в целом вопросы государственной поддержки аграрной отрасли. В прошлом году вокруг дотаций разгорелся настоящий скандал, поскольку, по данным участников рынка, наибольшую долю средств вновь получили агрохолдинги…

Это не совсем соответствует действительности. В информационном пространстве часто возникает предвзятая информация, которая разогревает, я бы не сказала, что скандалы, но не очень профессиональные дискуссии.

Механизм государственной поддержки был абсолютно прозрачным и справедливым. Зацепки возникли лишь в том, что процедуры получения средств по некоторым программам были прописаны не достаточно понятно, или содержали слишком много шагов, из-за чего некоторые аграрии не поняли, как пользоваться государственной поддержкой, и не захотели даже подавать заявление на участие в программах. Здесь я принимаю критику в адрес министерства, и мы в этом году постараемся это исправить.

Но обвинения, что кто-то получил больше, а кто меньше, не являются объективными с экономической точки зрения. Если мы говорим про большую компанию, которая обрабатывает сотни тысяч гектаров земли, понятно, что ее инвестиционный проект будет дороже. И, соответственно, размер компенсации от государства должен быть пропорционален этим расходам.

Шквал критики мы получили по программе компенсации стоимости строительства и реконструкции животноводческих комплексов. По этой программе больше всего средств получила компания МХП Юрия Косюка, потому что у нее был самый большой инвестиционный проект.

Но почему-то мало кто вспоминал о том, что в целом эти дотации получили почти 30 производителей на строительство и реконструкцию 51 объекта в размере 1,3 млрд. грн. В том числе, и мелкие фермеры, и иностранные фермеры, которые зарегистрированы как субъекты хозяйствования и работают в Украине. И они все довольны.

То же самое, кстати, касается и программы компенсации стоимости сельскохозяйственной техники, произведенной в Украине. Мы увидели, что эта программа пользуется популярностью. Чрезвычайно успешной оказалась программа по поддержке отрасли садоводства. Все производители на юге говорят, что она дала большой толчок закладке садов.

В этом же году мы планируем обратить внимание на переработку. Поэтому мы включили в программы господдержки холодильное оборудование. Увидим, как это сработает.

Другой проблемой в части господдержки стало то, что львиная доля средств была выделена ближе к концу года. Почему возникла задержка и будет ли исправлена эта ошибка в 2019 году?

Такая ситуация возникла не по всем программам. Задержка возникла по компенсации стоимости сельскохозяйственной техники и «фермерскому миллиарду». По другим программам все было более-менее нормально. В этом году эта проблема не повторится.

Мы рассчитываем, что уже сейчас начнутся первые выплаты дотации на содержание коров молодняка. Но, на самом деле, некоторые программы у нас прописаны таким образом, что средства получаются с определенной периодичностью, поэтому пики получения дотаций приходятся на третий и четвертый кварталы. И это нормально.

Государственная поддержка – не единственный вопрос, который беспокоит отечественных сельхозпроизводителей. Вы сказали, что одним из приоритетных направлений работы министерства остается земельная реформа. Какова ваша позиция в этом вопросе?

Существует несколько основных концепций запуска рынка земли в Украине. Концепция, которой придерживается правительство, остается неизменной. Предлагаем открыть рынок с ограничениями – не более 200 гектаров в одни руки и для граждан Украины. Также рассматриваем возможность введения высокого налога на перепродажу земли, чтобы устранить риск возможных спекуляций. Дискуссионным остается вопрос, смогут ли покупать землю юридические лица.

Среди других вариантов — поэтапное введение рынка земли на основе пилотных проектов. Его также необходимо рассматривать, учитывая чувствительность вопроса. Возможно, действительно есть смысл начинать продажу из земель государственной собственности, или внедрять пилотные проекты в отдельных регионах, чтобы посмотреть, каким образом рынок будет работать, чтобы отработать механизмы для его полноценного запуска. Я сторонник рынка земли, но сдержанный и прагматичный.

По вашему мнению, когда мораторий на продажу сельскохозяйственных земель будет отменен и состоится запуск рынка? Готово ли к этому государство? 

С технической точки зрения уже почти все готово. И министерство, и Госгеокадастр, и правительство уже много для этого сделали. Но для отмены моратория нужны и политические шаги, и политические решения. Считаю, что политический процесс запуска рынка земли мы начнем после избрания новой Верховной Рады, то есть с 2020 года.

Когда можно ожидать появления законопроекта об обороте сельскохозяйственных земель?

Относительно этого, то были сформированы рабочие группы. Когда я посмотрела на состояние работы над законопроектом и на то, как все это выглядит, оказалось, что некоторые вещи были немного «запущены». Сначала нужно обновить рабочие группы, экспертный состав. Сейчас в них входят люди, которые уже давно не имеют никакого отношения ни к вопросу земли, ни к работе министерства.

А что касается законопроекта, то, на мой взгляд, это больше политический вопрос. Можно зарегистрировать его в парламенте, поставить галочку в истории, мол, Трофимцева внесла этот законопроект в Раду. Но с точки зрения результативности, это будет ноль для нас, а плюс — для популистов, потому что на сегодня отсутствует политическая воля для его прохождения в парламенте. Это моя персональная позиция. Зачем давать популистам поводы для каких-то громких заявлений.

Этот во многом несвоевременный шаг наоборот может отбросить назад всю проведенную работу над открытием рынка земли. А мы уже много сделали именно на техническом уровне.

Рынок земли рассматривают как источник притока инвестиций в экономику государства. Другим возможным источником является приватизация. Перевод в частную собственность, каких предприятий в сфере АПК, по вашему мнению, является приоритетным?

В сфере управления Минагропрода достаточно много государственных предприятий — более четырехсот во всех регионах Украины. Моя личная позиция — большая часть этих предприятий должна быть приватизирована. Это не типичная функция министерства и государства вообще быть менеджером или руководителем в каких-то хозяйственных субъектах. При этом я бы хотела подчеркнуть, что среди этих четырехсот предприятий действительно имеются стратегически важные для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Понятно, что о приватизации таких предприятий я бы не говорила, потому что есть национальные экономические интересы на уровне государства. Другие компании, которые занимаются хозяйственной деятельностью, однозначно необходимо приватизировать, потому что мы не в состоянии ими эффективно управлять. Но этот процесс должен проходить с использованием прозрачных инструментов.

Авторы: Елизавета Доронцева, Надежда Бурбела

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий