Представитель Civitta Антон Верховодов о том, как не потерять бизнес из-за цифровой трансформации

09.03.2019 – Цифровая трансформация – одна из самых хайповых тем последних лет. Главная причина такой популярности – это явление фундаментально изменяет общество и экономику через новые технологии, новые привычки, новые бизнес-модели. Угроза для бизнеса вполне реальна, поэтому следует играть на опережение.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

UNIT Citizen публикует первый материал Innovation Strategist компании Civitta Антона Верховодова из цикла про цифровую трансформацию.

Читайте также: Девять проверенных стратегий для повышения продуктивности совещаний

Влияние информационно-коммуникационных технологий на изменения на рынке труда и качество занятости

Виталий Скоцик о базовых принципах корпоративного менеджмента

Ментор Мартин Кашубовский – о культуре инноваций и постсоветских стартап-экосистемах

Инновации или смерть: как выжить бизнесу на тонущем корабле «Украина»

А вы уверены, что выживете через пять лет?

За последние несколько десятилетий социальная и экономическая жизнь планеты радикально трансформировалась. Главным драйвером этих изменений стали цифровые технологии. Персональные компьютеры, интернет, смартфоны, искусственный интеллект, роботы – вокруг них стремительно растет новая экономика. Одновременно эти явления меняют наше поведение.

Кроме того, с течением времени новые технологии проникают в нашу жизнь глубже и быстрее: технологии аналоговых суток (радио, телевидение, телефоны, холодильники) проникали в половину домохозяйств за 10-20 лет, тогда как в цифровую эпоху (смартфоны, социальные медиа) такое же проникновение достигается за 2-3 года.

Конечно, это повлияло на баланс сил в бизнесе. В 2006 году в топ-5 самых дорогих компаний входили Exxon (нефть и газ), General Electric (промышленность), Total (нефть и газ), Microsoft (технологии), Citi (финансы).

В 2016-м, десять лет спустя, это были уже исключительно технологические компании: Apple, Google/Alphabet, Microsoft, Amazon, Facebook. Эта пятерка – GAFAM – продолжает наводить страх на руководителей во всех без исключения индустриях. Тем более что в цифровую эпоху компании живут в несколько раз меньше, чем раньше.

Диджитал во многом стал тем фактором, который меняет правила игры и выравнивает ландшафт. За последние два десятилетия стоимость запуска технологического стартапа снизилась более чем в 1000 раз. Армии современных предпринимателей пришли откусывать пирог традиционных игроков, ставя вопрос по-другому: какую боль имеет клиент и как ее решить с помощью современных технологий?

Возьмем для примера автопроизводителей. Если ранее Volkswagen, BMW, Ford и другие конкурировали между собой за лучший автомобиль, то теперь с ними конкурируют Uber и Google – за саму идею перевозок. А в последние два года в эту битву врываются сервисы проката электросамокатов Lime и Bird.

Что же такое цифровая трансформация? 

Итак, картина вырисовывается непростая. Самое время разобраться в теории и обобщениях.

Цифровая трансформация – это изменение экономических и социальных парадигм под воздействием новых (цифровых) технологий. Это действительно широкое явление. Концептуально его можно представить как изменения, вызванные тремя взаимосвязанными силами: новые технологии, новые бизнес-модели, новые привычки. Причем зависимости могут работать в разных направлениях и чаще всего – по спирали.

Классический пример – история Uber. Стратегия компании – принципиально новый пользовательский опыт в передвижении по городу (четкая неудовлетворенная потребность пользователей) за счет современных технологий и новых пользовательских привычек. Этот стартап стал возможным с развитием смартфонов (GPS, тачскрин, магазины приложений) и развитием технологий связи (высокая скорость, низкая стоимость).

На этой базе основатели придумали революционно новый пользовательский опыт: заказ машины по нескольким кликам со смартфона (а не за пять минут страданий во время телефонного разговора или 15 кликов в примитивных программах с прописыванием деталей, подтверждениями с помощью SMS и другими пережитками прошлого тысячелетия). Под это прикрутили новую бизнес-модель: зарабатывать на комиссии оператора платформы.

Сейчас, в продолжение своей стратегии, Uber расширяет ценностное предложение в перевозках при помощи беспилотных автомобилей, электроскутеров, велосипедов, вертолетов.

С ростом популярности Uber и подобных сервисов для решения других жизненных проблем появились принципиально новые ожидания от всех услуг: они должны быть доступны со смартфона, просто, в несколько кликов. Так называемый digital-first experience и фокус на конкретную проблему клиентов стал стратегически обязательным. Это создало давление как на «традиционные» сервисы (банки, почту, e-commerce), так и на В2В-сегмент.

Так возникли новые модели в экономике: gig work (эпизодическое контрактование независимых исполнителей вместо найма собственного штата), Uber-for-X (два клика с мобильного, транзакцийность), платформификация (доход от агрегирования спроса и предложения, без CAPEX).

Итак, цифровая трансформация – феномен, в первую очередь, на уровне стратегии, который далее разлагается на оперативные задачи. Сегодняшнее технологическое разнообразие – блокчейн, искусственный интеллект, облака – является лишь инструментом для достижения целей. Так же как и digital-маркетинг, который является малым (хоть и важным) элементом цифрового бизнеса.

Как стать лучше сегодня и выжить завтра?

Цифровая трансформация не является законченным одноразовым проектом. Это внешние изменения, на которые компаниям нужно реагировать. Работая с цифровыми технологиями и подходами, компании могут стать лучшими в той сфере, где они работают сегодня, выжить завтра, полностью переосмыслив себя.

В англоязычной среде этот дуализм оформился в терминологии digitisation (оцифровка – когда технологии используются для повышения эффективности существующих подходов) и digitalisation (цифровизация – перестройка бизнеса вокруг свежих, современных, цифровых подходов).

Каковы основные шаги процесса успешной адаптации к цифровой трансформации? Компании, прошедшие такие процессы, чаще всего шли по такому сценарию:

Понимание сущности цифровой трансформации для своего бизнеса, индустрии, основных трендов, и определение на базе этого конкретных бизнес-возможностей.

Планирование цифровой стратегии, включительно с векторами развития нового бизнеса и включением ее в основную стратегию бизнеса как неотъемлемую часть.

Реализация проектов (улучшение существующего бизнеса, развитие новых направлений, развитие компетенций) за счет подбора соответствующей комбинации внутренних и внешних инструментов.

Важную роль в процессе адаптации играют открытые инновации – привлечение внешних игроков к разработке нового ценностного предложения или усовершенствования процессов. Причин этого много, но основные имеют даже особое название:

Дилемма инноватора: успешные компании приходят в упадок, потому что делают все правильно и фокусируются на защите своего успеха.

Закон Джоя: Кем бы вы ни были, самые лучшие люди все равно работают на кого-то другого.

Все это создает необходимость привлекать к инновациям не только внутреннюю команду, но и инновационную экосистему, профессиональных консультантов и сервисные команды, вендоров и исследователей.

В общем, компаниям следует не пугаться внешних изменений и не защищать старый бизнес, а открыться к новым идеям и построить систему работы с ними, чтобы оставаться релевантными завтра.

Именно с таким подходом медиабизнес пережил приход интернета и пиратства, телеком-операторы не сломались под атакой Skype, производители авиационных двигателей подняли свои доходы за счет продаж гарантированных миль в воздухе, а химические концерны зарабатывают деньги с большинства элементов цепи добавленной стоимости. Без цифровых технологий все это было бы немыслимым.

Автор: Антон Верховодов

Источник: UNIT Citizen

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий