26.10.2019 – Министр нового министерства развития общин и территорий Украины Алена Бабак в интервью УНИАН рассказала о том, как изменятся приоритеты ведомства за время ее руководства, как планирует бороться с хаотичной застройкой в городах, а также о том, какие новшества в программах покупки жилья следует ожидать украинцам.
Прошло уже почти два месяца, как Верховная Рада избрала новый состав правительства. Новое Министерство развития общин и территорий Украины, которое ранее называлось Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, возглавила депутат VIII созыва от «Взаимопомощи» Алена Бабак. О новых задачах ведомства она рассказала УНИАН.
Ваше назначение на должность министра развития общин и территорий было достаточно неожиданным. Расскажите, как это произошло?
Предложили коллеги из офиса президента. Они знали, что я работаю в сфере жилищно-коммунального хозяйства достаточно давно. Меня вызвали на собеседование. Спросили, знаю ли тематику министерства. Рассказала, что раньше работала не только в сфере ЖКХ, но и в сфере местного самоуправления. Поэтому с министерством тесно контактировала. Еще спросили, что я хочу сделать на посту министра. Рассказала свое видение работы. Прошла неделя, и мы снова встретились. За это время я все обдумала. Поняла, что готова работать, ведь видела команду, которая формируется.
То, что вы с президентом из одного города, совпадение?
Это не совпадение. Я знаю Зеленского достаточно давно.
До нынешней должности Вы были членом партии «Самопомощь». Вы вышли из ее рядов?
Я была членом парламентской фракции «Самопомощи» не как член партии. Такая выпала возможность. Завершила каденцию народного депутата я без перехода в ту или иную политическую силу. Кроме того, я не баллотировалась на прошлых выборах. И мне приятно, что команда президента увидела во мне профессионала, а не политика, который перебегает из одной в другую политическую силу.
Был случай, когда вы пытались сложить депутатские полномочия. Однако депутатский корпус не поддержал это решение. С чем был связан такой шаг?
Я не видела себя как политика. Считала, что, чем быстрее выйду из политической среды, тем скорее буду себя реализовывать в профессиональной сфере. Но депутаты мое решение не поддержали. Приняла это как факт, продолжила работать. Не могу себе позволить просто не ходить на работу.
При предыдущем правительстве возглавляемое вами сейчас ведомство называлось Министерство регионального развития и ЖКХ. Почему возникла идея его переименования в Министерство развития общин и территорий Украины?
Это не моя идея. Такую смену предложила команда премьер-министра, которая сформировалась еще до меня. Я сама себе объяснила, почему так случилось: деятельность нового правительства должна быть человеко-центричной, а не исходить из идеи развития отдельной отрасли. Вопрос в том, что человек должен получить от деятельности правительства.
Название что-то изменит, или министерство будет выполнять те же функции, что и раньше?
Функции практически те же, что были и раньше. Но мы расставили другие акценты. Это отражено в программе деятельности правительства. В частности, это — жилищная политика, которой в Украине долгое время никто не занимался. Не понятно, что делается с существующим жилым фондом, как идет помощь людям, которые нуждаются в жилье, а так же, как будут обеспечиваться социальным жильем.
В программе предыдущего руководства министерства эти вопросы были заложены, однако они не были приоритетными.
Также мало внимания уделялось проблеме создания комфортных условий для жизни людей через систему пространственного планирования. Это касается градостроительной документации, надлежащего строительно-архитектурного контроля.
Ваши предшественники планировали запустить рынок арендного жилья. Планируете ли реализовывать эту инициативу?
Закон об арендном жилье должен стать частью реализации концепции жилищной политики. В чем проблема с арендным жильем сегодня? Сдавать квартиру в аренду можно, но если говорить о многоквартирном доме, где все помещения будут предназначены для аренды, то такое сделать проблематично. Дело в том, что законодательство не определяет многоквартирный дом как объект права собственности.
Когда я спрашиваю у застройщиков, является ли проблемой построить многоэтажку и оформить ее на себя, то они говорят, что в теории это — не проблема. Однако на практике так зарегистрировать дом нельзя. Чтобы решить этот вопрос, достаточно прописать в законе, что многоквартирный дом может быть объектом права собственности.
Другой вопрос: кто построит дом для сдачи квартир в аренду? У существующих застройщиков мало интереса, выходить на рынок сдачи жилья в аренду, или отдавать его в управление как объект недвижимости. Причина в том, что застройщики стремятся к быстрой окупаемости вложенных денег. Для развития этого рынка можно решить техническую проблему путем внесения в закон одного абзаца. Однако найдутся ли желающие строить дома исключительно для аренды?
Предыдущее руководство министерства говорило об обновлении устаревшего жилья. В частности, планировали разрешить реконструкцию «совкового» фонда при согласии, по крайней мере, 70 процентов жителей. Это возможно в ближайшие годы?
В этом вопросе механизмы должны быть взвешены. В первую очередь, с точки зрения уважения к праву собственности. Считаю, что не совсем правильным направлять дом на реконструкцию при согласии 70% жителей. Должно быть стопроцентное согласие.
Но такая норма действует и сейчас…
Да. Однако нет заказчика по комплексной реконструкции микрорайонов. Если жильцы дома примут решение, что он идет на реконструкцию, то, что произойдет с соседними домами? Например, реконструкция пятиэтажной «хрущевки» будет предусматривать достройку нескольких этажей. Это приведет к перенаселенности микрорайона. Поэтому решение по реконструкции должно стыковаться с требованиями генплана и детальным планом территорий. Также должен быть заказчик комплексной реконструкции. Но его, на данный момент, нет. Более того, не решен вопрос земли под домом и рядом с ним…
Поэтому одним из приоритетов нашей работы является закрепление за жителями дома придомовой территории. Это можно сделать путем изменения законодательства. На данный момент собственность на землю оформляется соответствующим сертификатом. В законе написали, что придомовая территория является общей собственностью собственников квартир. Но такого сертификата не существует. Поэтому этот вопрос нужно отработать: как закрепить эту собственность, кто за это должен заплатить, какой механизм налога на землю и тому подобное.
Я так понимаю, что этот вопрос не близкой перспективы…
Думаю, что в достаточно короткий срок выработаем текст проекта закона и подадим на рассмотрение в парламент.
Как планируете бороться с хаотичной застройкой?
Хаос начинается с того, что в городах нет детальных генпланов. Кроме того, в архстройконтроле (Госархстройинспекция) процветает коррупция. За взятки застройщики получали выписки из кадастров без определения целевого назначения земель. Потом шли в ГАСИ, где говорилось о внесении денег. Киев является ярким примером хаоса из-за отсутствия генерального плана.
Наше видение следующее: ничего не будет строиться, пока нет генерального и детального плана города. Государство, через свои инструменты поддержки, такие как фонд регионального развития, должно контролировать этот вопрос.
Нужно записать в правила господдержки: ни одна копейка не идет в города, которые не имеют планировочной документации. Это мы будем делать через механизм использования средств на поддержку местных самоуправлений в следующем году. Таким образом, призываем все общины, иметь современную градостроительную документацию. Нет ни одной европейской страны, которая бы позволила что-то строить без нее.
Это позволит избавиться от недобропорядочных застройщиков?
Нужно реформировать ГАСИ (Государственная архитектурно-строительная инспекция). Это вопрос не только кадрового обновления. Также будем переводить в автоматизированные режимы отдельные разрешительные процедуры.
А разве ГАСИ не начала внедрять электронные услуги?
Не полностью. Законопроект, который будет регулировать вопросы систематизации в ГАСИ путем создания единого реестра, прошел в парламенте только первое чтение. Но даже после принятия закона, по меньшей мере, год, реестр будет формироваться. Это — огромная задача.
Еще один вопрос — как сделать более эффективным надзор над строительством. Огромная беда, когда инспектор приходит, а ему не открывают дверь. Это надо изменить.
Также важный этап — ввод дома в эксплуатацию. Считаю, что это должно происходить в синергии инспектора ГАСИ и комиссии местных властей. Кроме того, ввод в эксплуатацию должен происходить за подписями представителя ГАСИ и мэра. Кстати, так было раньше.
Какие шаги планируете для улучшения строительной отрасли?
Будем продолжать согласовывать строительное законодательство с европейскими регламентами. Кстати, уже принят закон о введении параметрического метода в государственных строительных нормативах. Перед нами еще стоит задача пересмотреть государственные строительные нормы — дополнить их статьями, которые позволят применять этот принцип.
Какие планы по программам покупки жилья? Например, «Госмолодьжилье» оперирует небольшими суммами. Когда видишь, сколько семей получает эти кредиты, то понимаешь: в масштабах страны это ничто…
На сегодня существует огромное количество программ. В некоторых государство компенсирует тело кредита, в других — частично проценты, где финансируется жилье 50 на 50. Министерство должно выступить в роли разработчика видения того, какие финансовые инструменты должны быть унифицированы для молодежного кредитования, финансовой поддержки покупки жилья переселенцами и др.
Поэтому «Госмолодежьжилье» будет трансформирована в определенный инструмент. Мы проанализируем все, задействуем механизмы и предложим универсальный метод.
Чем не устраивают существующие механизмы?
Существуют определенные проблемы. В частности, люди по программе «Госмолодьжилье» становятся инвесторами в строительство, но это не работает. «Госмолодьжилье» финансирует определенное количество владельцев в том или ином доме. Но часто оказывается, что спрос не сформировался. Например, в доме 400 квартир, из которых только 50 продано.
В связи с этим дом не достраивается, а люди не имеют жилья и начинают бастовать. Поэтому я попросила коллег сформировать изменения в постановления Кабмина, чтобы не позволять финансировать жилье, если объект не введен в эксплуатацию.
Тогда же жилье будет дороже…
Дороже всем нам, когда объект годами стоит не достроенный. Человек должен получить уже полноценное жилье. То, что происходит сейчас, не работает.
А будете ли увеличивать финансирование программ покупки жилья?
Обязательно.
Автор: Александр Куницкий
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.