Мониторинг, оценка качества и эффективности социальных услуг: прикладной аспект

Рассмотрены вопросы практической реализации мониторинга и оценки социальных услуг. Для практического применения предложена модель мониторинга и методика, ориентированная на оценку качества и эффективности социальных услуг.

Проанализирована специфика экспертного оценивания социальных услуг, в частности относительно критериев выбора экспертов и интерпретации полученной от экспертов информации. Обоснована необходимость привлечения к мониторингу и оценке получателей социальных услуг и работников, предоставляющих социальные услуги. Особое внимание уделено роли оценки качества и достаточности ресурсного обеспечения организаций, предоставляющих социальные услуги.

Предложенный подход может быть включенным в общую систему мониторинга социальных услуг, что даст возможность объективно и комплексно оценить эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг. Он может использоваться на всех управленческих уровнях – от уровня конкретного заведения сферы социального обслуживания до уровня Министерства социальной политики Украины.

Ключевые слова: социальные услуги, оценка социальных услуг, мониторинг социальных услуг, поставщики социальных услуг, получатели социальных услуг, финансирование социальных услуг.

Постановка проблемы. Система оказания социальных услуг в Украине продолжает находиться на этапе формирования. Отечественная сфера социального обслуживания уже имеет ряд достижений, таких как утверждение стандартов, для отдельных видов социальных услуг, налаживание работы сети государственных служб и учреждений, которые выступают поставщиками социальных услуг, определенная активизация сотрудничества государства и негосударственных поставщиков.

В то же время многие проблемы, связанные с предоставлением населению социальных услуг, не теряют своей актуальности, а наоборот обостряются. В частности, изменения в возрастной структуре населения, а именно его постарение, обусловливают увеличение контингента вероятных получателей социальных услуг. Так же к увеличению данного контингента приводит и чрезвычайно сложная ситуация на востоке Украины, то есть фактически увеличивается нагрузка на систему предоставления социальных услуг.

Вместе с этим, современное состояние системы предоставления социальных услуг не может полностью удовлетворить потребности, которые постоянно растут. Для удовлетворения этих потребностей необходимо существенное улучшение качества социальных услуг, модернизация механизмов их финансирования, расширение круга возможных поставщиков этих услуг.

Выполнение государством указанных задач требует применения чувствительных к изменениям в сфере социального обслуживания инструментов управления, которыми являются мониторинг и оценка социальных услуг.

На сегодня существуют основательные разработки отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков по вопросам мониторинга и оценки социальных услуг. Мониторинг и оценивание широко применяются европейскими странами, такими как Италия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, в практической деятельности по предоставлению социальных услуг.

Однако в Украине упомянутые разработки имеются в виде теоретического наследия, и обычно прикладной аспект мониторинга и оценки из-за отсутствия соответствующей практики остается без внимания ученых, работников сферы социального обслуживания и государственных органов. Хотя без должного внимания к прикладному аспекту, то есть вопросам ежедневной практики предоставления социальных услуг, невозможно успешно применять методические принципы мониторинга и оценки социальных услуг.

Целью данной статьи является формирование основных практических основ для осуществления мониторинга и оценки социальных услуг в Украине.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы мониторинга и оценки социальных услуг освещали в своих трудах А. Макарова (O. Makarova), В. Сариогло (V. Sarioglo), А. Гоней (A. Gonay), К. Ньюмен (K. Newman), П. Романов (P. Romanov), Е. Ярска-Смирнова (E. Yars’ka-Smyrnova), С. Крупа (S. Krupa).

Теоретические основы мониторинга содержат работы Е. Ведунга (E.Vedung). Отдельные аспекты экспертного оценивания и интерпретации его результатов изучали А. Берестенева (O. Berestenova), В. Вовк (V. Vovk), И. Девятко (I. Devyatko), Н. Хилл (N. Hill), А. Орлов (А. Orvov).

Изложение основного материала. Сфера социальных услуг (социального обслуживания) в Украине охватывает все государственные и негосударственные организации, оказывающие гражданам услуги, определенные в законе Украины «О социальных услугах». Перечень видов социальных услуг содержит более 100 наименований, предоставляемых около 30-ти категориям получателей.

Наиболее распространенными из указанных организаций являются территориальные центры социального обслуживания, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, центры социальной, профессиональной, трудовой, медицинской реабилитации инвалидов.

А также детские дома-интернаты, школы-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, центры занятости Государственной службы занятости, волонтерские и благотворительные организации.

Работу сферы социальных услуг координируют три министерства (Министерство социальной политики Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство здравоохранения Украины) и четыре государственные службы (Государственная служба занятости Украины, Государственная служба по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции, Служба по делам детей, Государственная миграционная служба Украины). В целом сфера социальных услуг может рассматриваться как составляющая третичного сектора экономики или сферы услуг.

Значительная роль социальных услуг в общественной и экономической жизни государства обусловливает повышение внимания к результатам работы данной сферы, которые формализуются и обобщаются с помощью использования системы мониторинга и оценки.

Модель мониторинга и оценивания социальных услуг должна состоять из субъекта, который осуществляет мониторинг и оценку, объекта, который отслеживается и оценивается, целей, оценочных параметров (критериев), методологической базы, схемы и порядка информационного обеспечения процессов мониторинга и оценивания.

Объектом мониторинга и оценивания является деятельность по предоставлению населению социальных услуг. В то же время субъект мониторинга и оценки социальных услуг регламентирован их целями.

При необходимости внутреннего оценивания субъектом является организация, предоставляющая социальные услуги и намеренная выяснить соответствие своего профессионального уровня внутренним ожиданиям (например, территориальный центр социального обслуживания, негосударственная организация-поставщик услуг).

Во время внешнего мониторинга и оценки субъектом может быть как государственный орган, так и комиссия, созданная при участии государственных органов и негосударственных организаций, или комиссия, состоящая из представителей негосударственных организаций.

Порядок информационного обеспечения предполагает сбор информации на самом низком уровне (уровень конкретной организации), ее обработку и интерпретацию на областном и центральном уровне и комплексный анализ полученных результатов.

Схема информационного обеспечения состоит из процедуры сбора информации (что предполагает определение цели исследования, степени детализации, формирование плана исследования и выбора соответствующих методов), создания базы данных и выходной информации после проведения оценивания.

В зависимости от ситуации мониторинг может быть как источником информации для проведения динамических сопоставлений характеристик работы и системы предоставления социальных услуг в отношении одного объекта исследования.

Так и что позволяет осуществить определенные сопоставления относительно преимуществ одних объектов перед другими (горизонтальным) и иметь конкурентный характер, или быть сравнительным, когда объектом анализа являются результаты идентичного обследования объектов различных уровней, то есть данные сравниваются по вертикали.

Мониторинг может быть локальным, направленным на рассмотрение определенного узкого явления, специальным, или исследовать широкий спектр явлений и процессов.

В соответствии с целями мониторинга он может быть: информационным — направленным на структуризацию, накопление и распространение информации; проблемно ориентированным — направленным на выяснение закономерностей в процессах социальной работы с населением относительно тех проблем, которые уже выявлены и находятся в центре внимания управления; поисковым – направленным на выявление новых проблем и угроз в сфере предоставления социальных услуг до того, как они явно окажутся на уровне управления.

Для оценки системы предоставления социальных услуг нужно выделить следующие уровни мониторинга: уровень мониторинга предоставления отдельной социальной услуги (возможно выделение отдельных аспектов социальных услуг); уровень организации, которая оказывает социальные услуги (территориального центра); уровень области; центральный уровень.

Для осуществления мониторинга и оценки социальных услуг предложена методика, ориентированная на оценку качества и эффективности социальных услуг. Эта методика подробно описана в работе, и может быть применена не только как отдельный инструмент, но и как основа дальнейшего мониторинга социальных услуг на разных уровнях. Реализация цели данной статьи предусматривает детальное рассмотрение специфики прикладного применения упомянутой методики.

В связи с изложенным в работе  методичным подходом, оценивание социальных услуг составляется в трех основных компонентах: оценка качества и эффективности социальных услуг потребителями, оценка в эффективности функционирования системы предоставления социальных услуг работниками, которые непосредственно оказывают социальные услуги, оценка качества и достаточности ресурсного обеспечения предоставления социальных услуг.

Фактически речь идет об экспертном оценивании, которое заключается в том, что исследователь путем интервьюирования, анкетирования, экспертиз побуждает носителя информации к осознанию, структуризации и формализации своих знаний.

Естественно, полученная информация является субъективной, то есть отражает уровень знаний, понимания, предпочтений конкретного индивидуума. Поэтому в основе экспертного оценивания лежит гипотеза о том, что усреднение множества индивидуальных субъективных оценок дает оценку, приближенную к объективной.

Таким образом, экспертиза является средством получения слабо формализованных данных, что позволяет выделить наиболее обоснованные утверждения экспертов и использовать их в процессе принятия решений. Применение экспертного оценивания позволяет получить информацию качественного характера по оценке социальных услуг, что невозможно на основе количественных показателей.

Оценка социальных услуг содержит множественные результаты предоставления социальных услуг. С точки зрения социологической науки и пользователи социальных услуг, и работники, предоставляющие социальные услуги, являются субъектами экспертного оценивания, носителями информации по оценке социальных услуг.

Потребители формируют потребительскую оценку, а работники данной сферы, которые непосредственно оказывают социальные услуги, представляют свое профессиональное видение проблемы.

Оценка со стороны пользователей является чрезвычайно важным элементом оценивания социальных услуг, поскольку диалог поставщика и получателя социальных услуг дает возможность определить ориентиры дальнейшего развития организации-поставщика социальных услуг, определить спрос на конкретные их виды, и самое главное – определить степень удовлетворения потребностей клиента.

Не менее значимым является мнение второй категории экспертов-профессионалов, работающих в сфере предоставления социальных услуг. В отличие от пользователей, они оценивают предоставление социальных услуг в соответствии с теми правилами и нормами работы, которые сложились в сфере социального обслуживания. Профессиональное видение проблем является более широким и основательным.

Например, один эксперт, который является социальным работником, предоставляет социальные услуги в определенном количестве пользователей в течение длительного периода времени, поэтому он может оценить процесс предоставления социальных услуг на многих примерах, в то время как клиент может сделать это, опираясь только на собственный опыт.

Во время экспертного оценивания ключевую роль играет процесс разработки регламента проведения сбора и анализа экспертных мнений. «Сценарий включает в себя, прежде всего конкретный вид информации, которая будет получена от экспертов (например, тексты (слова), условные градации, числа, ранжирование, разбиение или иные виды объектов нечисловой природы).

Так, довольно часто экспертов просят высказаться в свободной форме, при этом они должны ответить на некоторое количество заранее сформированных вопросов. К тому же, их просят заполнить формальную карту, выбирая в каждом пункте одну или несколько градаций. Сценарий должен содержать и конкретные методы анализа собранной информации».

Одним из самых распространенных методов экспертного оценивания является анкетирование. В исследовании для определения мнения респондентов в анкете для всех вопросов определена пятиуровневая шкала ответов, которая является сбалансированной относительно средней точки, то есть имеет равное число точек, которые расположены выше и ниже средней.

По этой шкале в данном исследовании оценка осуществляется по следующим индикаторам: время ожидания на услугу; территориальная доступность; профессиональный уровень предоставления услуги; финансовая доступность; степень удовлетворения потребностей клиента.

Каждому из этих индикаторов соответствует определенный вопрос анкеты. Фактически две категории опрошенных осуществляют оценивание по одинаковым индикаторам, однако для каждой категории субъектов опроса вопросы анкеты сформулированы с учетом специфики категории.

Форматом ответа на вопрос анкеты был выбран закрытый тип ответа, поскольку он имеет ряд преимуществ – в частности, максимально облегчает процесс ответа на вопросы для респондентов, которым сложно сформулировать ответ самостоятельно.

При условии, когда значительную часть пользователей социальных услуг составляют пожилые люди, это значительно облегчает работу с таким контингентом респондентов и улучшает качество результатов экспертного опроса. При этом при формировании ответов на закрытые вопросы анкеты соблюдались правила относительно исчерпания списка ответов и его согласованности с логической структурой вопроса.

Наиболее распространенными формами ответа на простые закрытые вопросы являются: оценочная шкала; контрольный список (меню); выбор между суждениями, выражающими определенную установку или мысль; ранжирование. В этом исследовании формат ответов предполагает выбор между суждениями, которые выражают установку в отношении определенного объекта.

Однако обработка таких данных имеет определенные ограничения и особенности: «статистически недопустимо преобразовывать пункты словесной шкалы в числа и получать средние значения этих чисел. Это вызвано тем, что шкалы словесного типа являются порядковыми по своей функции. Они дают порядок от хорошего к плохому или от удовлетворенности к неудовлетворенности без определения количественной меры».

С другой стороны, стоит согласиться с мнением авторов, которые считают, что суждения экспертов можно представить с помощью порядковой шкалы, поскольку в результате многих исследований выявлено, что человеку удобнее отвечать на вопросы качественного, сравнительного, чем количественного характера. Именно словесная шкала является более простой для большинства получателей социальных услуг.

Но словесные шкалы надо анализировать с использованием частотного распределения, когда подсчитывают количество респондентов, обозначивших каждую ячейку. Статистически недопустимо использовать средние значения и стандартные отклонения или многомерные статистические методы для установления взаимосвязи между переменными в наборе данных.

Поэтому задачей исследования является преодоление противоречия между удобством использования порядковых словесных шкал для облегчения работы с респондентами, в том числе людьми пожилого возраста, сложностью интерпретации полученных ответов и невозможности прямого расчета среднего значения полученных оценок.

Основным элементом оценки качества и достаточности ресурсного обеспечения предоставления социальных услуг (как и оценки любого социального или экономического явления) является совокупность соответствующих показателей.

Показатели качества и достаточности ресурсного обеспечения предоставления социальных услуг – это количественные характеристики деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги, благодаря которым можно осуществить качественную оценку использования выделенных на обеспечение определенных социальных услуг ресурсов.

Главная цель применения показателей качества и достаточности ресурсного обеспечения предоставления социальных услуг – способствовать рациональному использованию бюджетных средств. Применение показателей качества и достаточности ресурсного обеспечения оказания социальных услуг должно стать частью системы контроля над финансированием социальных услуг на общегосударственном и местном уровнях.

Для оценки ресурсного обеспечения предоставление социальных услуг используют следующие показатели: количество финансовых ресурсов, которые вкладываются в ту или иную услугу (стоимость услуги без накладных расходов); количество кадровых ресурсов, которые вкладываются в ту или иную услугу.

А также количество материальных ресурсов, которые вкладываются в ту или иную услугу; полная стоимость услуги (например, полная стоимость услуги в перерасчете на одного клиента); полная стоимость конечного результата (например, затраты на одного клиента, у которого произошли ожидаемые позитивные изменения, ограниченное применение, так как иногда изменения довольно трудно отследить).

Выбор того или иного показателя (или сразу всех показателей) из представленного перечня осуществляется в зависимости от потребностей оценивания и его уровня, однако при этом нужно помнить, что после оценивания показатель отражает именно качественную сторону предоставления социальных услуг, поэтому интерпретация результатов должна исходить из этого.

Как можно увидеть из приведенных показателей, наиболее весомую роль в оценке качества и достаточности ресурсного обеспечения в предоставлении социальных услуг играют финансовые аспекты, поэтому особенности финансирования социальных услуг требуют отдельного рассмотрения.

Средства, необходимые для финансирования социальных услуг, должны быть запланированы в местных бюджетах. Предназначенные для финансирования целевых программ предоставления социальных услуг средства предусматриваются в государственном и местных бюджетах.

Территориальные социальные программы, направленные на развитие социальных услуг, финансируются за счет целевых субвенций, выделенных из местного бюджета, или путем кооперирования средств на реализацию совместных проектов. В то же время, финансирование остается одной из ключевых проблем сферы социальных услуг. Часто учреждения социальной инфраструктуры финансируются с нарушением принципов равенства и справедливости.

Применение приведенных выше показателей при оценке социальных услуг будет способствовать соблюдению принципов равенства и справедливости в финансовом обеспечении учреждений социальной инфраструктуры, поскольку позволит отойти от формального подхода, точнее выявлять аспекты социальных услуг, остро нуждающимся в увеличении финансирования и потребности в финансовых и материальных ресурсах учреждений-поставщиков социальных услуг.

Таким образом, этот методичный подход обеспечивает возможность определить совокупность субъективных мнений о качественной оценке социальных услуг с точки зрения их непосредственных пользователей и работников, предоставляющих эти услуги. И таким образом представить работу первичного уровня системы оказания социальных услуг. Эта возможность возникает благодаря использованию аппарата нечетких множеств и специально разработанного алгоритма, приведенного в работе.

Одним из преимуществ предложенной методики является создание возможности для участия в тестировании социальных услуг негосударственных организаций, поскольку они могут быть как поставщиками социальных услуг, деятельность которых оценивают, так и стороной, которая выполняет оценивание, или участвует в работе совместных комиссий.

Также отметим, что предложенный подход не требует специфического программного обеспечения: для оценки социальных услуг по этой методике достаточно программ Microsoft Word и Microsoft Exel. Стоит указать, что для обучения персонала, который будет работать на местах, достаточно 1-2 семинаров.

Важным является вопрос периодичности проведения оценки. Мы считаем, что оценивание должно происходить не реже одного раза в год. Оно может проходить и чаще, если организация или органы, регулирующие деятельность в сфере предоставления социальных услуг, будут усматривать потребность в этом.

Еще одним преимуществом данной методики является то, что она не требует значительного финансирования. Финансирование необходимо только для оплаты труда персонала и некоторых расходов на пользование компьютерами и на канцелярию.

Отметим, что документами, на основе которых будет проводиться оценка социальных услуг, могут быть: приказ министерства, которому подчиняются организации-поставщики; приказ директора организации; решение органов местного самоуправления, если они участвуют в финансировании учреждения (учреждений), оказывающих социальные услуги.

В процессе выбора респондентов для анкетирования наибольший вес должны иметь два критерия. Это физическая и умственная способность участвовать в опросе (это не тривиальное замечание, учитывая пожилой возраст и болезненное состояние многих получателей социальных услуг); продолжительность периода, в течение которого пользователь получает услуги (чем дольше, тем более вероятным должно быть его привлечение к опросу).

Также можно применять и третий критерий — количество услуг, которое получает пользователь. По этому критерию уместно выбирать пользователей, если нужно получить информацию об уровне предоставления всех без исключения социальных услуг в организации.

Ориентируясь на требования теории статистики, для определения мнения пользователей социальных услуг можно рекомендовать осуществлять выборку в объеме 10% от количества получателей услуг, опираясь на квазистатистику.

В ходе выбора респондентов среди специалистов, оказывающих социальные услуги, наиболее убедительным критерием для участия и привлечения эксперта к оценке услуг является его опыт работы. Желательно выбирать экспертов с опытом работы пять лет и более, поскольку значительный опыт работы способствует тому, что эксперт начинает лучше понимать потребности клиентов и ориентироваться в ситуации, сложившейся в сфере оказания социальных услуг.

Как указано выше, предложенный методичный подход может быть и частью общегосударственной системы мониторинга и оценки социальных услуг. Так, результаты оценки социальных услуг представляют собой исходную информацию, которая может быть использована:

1) на всех управленческих уровнях для регулярного отслеживания ситуации в сфере предоставления социальных услуг;

2) на всех управленческих уровнях для отслеживания краткосрочных изменений и оперативного реагирования;

3) на высшем управленческом уровне для выявления устойчивых тенденций и их оценки;

4) на высшем управленческом уровне для прогнозирования ситуации и среднесрочного планирования развития сферы социальных услуг;

5) на высшем управленческом уровне для принятия управленческих решений и стратегического планирования;

6) на высшем управленческом уровне для внесения изменений и дополнений в законодательно-нормативные акты;

7) поставщиками услуг для предоставления предложений по повышению качества предоставления социальных услуг и уровня удовлетворения потребностей получателей;

8) поставщиками услуг и распорядителями средств для определения насущных потребностей отрасли.

Учет качественных характеристик для определения результативности работы по предоставлению социальных услуг является общеевропейской практикой. Поэтому для Украины, которая признала необходимым совершенствовать систему социальной защиты путем повышения  адресатов, ориентация на учет мнения потребителей социальных услуг и лиц, которые их предоставляют, позволит придать новый импульс развитию этой системы.

Изложенная методика позволяет оценить качественные аспекты функционирования системы оказания социальных услуг. Такая информация способна существенно дополнить количественные показатели, формализованные в статистической и внутриведомственной отчетности учредителей.

Такая информация дополняет количественные характеристики системы предоставления социальных услуг, повышая качество управленческих решений, поскольку в современных условиях информация является важным стратегическим ресурсом управления и напрямую зависит от полноты информационной базы. Поэтому предложенная методика может быть органично интегрирована в общую систему мониторинга предоставления социальных услуг.

Стоит заметить, что в европейской практике оценка социальных услуг осуществляется на регулярной основе и имеет четко определенную периодичность проведения. Поэтому предложенную методику рекомендуем рассматривать как часть мониторинга социальных услуг при условии регулярности таких исследований.

Это крайне необходимо, поскольку эффективная работа с информацией предполагает определенные этапы, когда анализ имеющейся информации о состоянии предоставления социальных услуг освещает необходимость в дополнительной информации для принятия адекватного управленческого решения, создавая толчок для повторных исследований или в сборе принципиально новых данных.

Основными принципами, определяющими сущность мониторинга, являются его целеустремленность, непрерывность (или повторяемость), согласованность действий его субъектов.

Американская ассоциация по оценке программ среди принципов эффективного оценивания выделяет следующие пять основных:

  1. Точность и достоверность информации, используемой в процессе оценки. При оценке надо придерживаться технических стандартов, что делает возможным получение точной и достоверной информации о предмете оценки. В частности, методы сбора информации, используемые оценщиком, должны быть удобными для пользователей.
  1. Компетентность оценивания. Специалистам необходимо действовать в пределах своей профессиональной компетентности и отказываться от проведения оценки, что выходит за эти пределы.
  1. Честность и открытость процесса оценивания, обеспечение равного доступа к информации. Если в ходе оценивания происходят события, которые могут повлиять на итоговые результаты работы, нужно своевременно информировать об этом заказчика опроса и все заинтересованные органы. Стоит обращать внимание и на ситуации, которые могут привести к возникновению конфликта интересов, и вовремя информировать об этом клиента.
  1. Уважение прав и свобод личности. Поскольку результаты оценки иногда приводят к негативным для клиента или других заинтересованных сторон последствиям, то в таких случаях специалистам по оценке надо стремиться к минимизации указанных последствий, однако при условии, что этим не будут искривлены оценочные выводы.

Следует тщательно взвешивать необходимость проведения процедур оценивания в ситуациях, когда его результаты могут нанести вред отдельным лицам или организациям. Информацию для оценки должны предоставлять добровольно, а лица, которые предоставляют такую информацию, должны четко представлять себе риски и способы использования такой информации.

Специалисты по оценке программ должны уважать индивидуальные особенности лиц, вовлеченных в оценивание. Такие особенности могут быть связаны, в частности, с культурой, религией, полом, возрастом, физическими возможностями, сексуальной ориентацией и этническим происхождением. Нужно учитывать эти особенности на всех стадиях подготовки и проведения работ.

  1. Учет общественных потребностей и направленность на общественное благосостояние.

Этот перечень для условий Украины уместно дополнить принципом постепенности во внедрении инструмента оценки социальных услуг в практику деятельности организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги. Первые 3-5 лет следует проводить оценивание исключительно с целью сбора информации и выявления проблем в организации, а не ориентации на принятие определенных санкций.

Руководство и работники организаций-поставщиков социальных услуг должны осознать, что оценка используется для того, чтобы помочь вывести деятельность организации на более высокий уровень, а не для того, чтобы «найти и наказать виновных». При этом стороне, которая выполняет оценивание целесообразно постоянно находиться в диалоге с организацией, обсуждая спорные вопросы и недоразумения, которые могут возникать.

В то же время стоит отметить, что некоторые страны, которые используют оценивание социальных услуг, практикуют применение определенных санкций в случае выявления нарушений в деятельности организаций, которые они инспектируют, или несоответствия услуг установленным нормам, или фактов некачественного предоставления социальных услуг.

Например, в Шотландии в случае несоблюдения субъектами предоставления социальных услуг по  стандартам, которых требуют условия аккредитации, применяются санкции.

Нарушителям условий аккредитации обычно сначала дают некоторое время на исправление ситуации. Комиссия по регуляции ухода (Scottish Commission of the Regulation of Care) направляет уведомление о необходимости внесения изменений в деятельность в течение определенного времени.

Невыполнение этих требований организацией, предоставляющей социальные услуги, приводит к тому, что ее регистрация может быть отменена. Прекращение работы организации при этом не должно негативно влиять на жизнь клиентов, и в случае лишения организации лицензии большое внимание уделяется тому, чтобы это не стало «наказанием» клиентов.

Так, при условии отсутствия действий, направленных на исправление ситуации в течение указанного срока, соответствующий государственный орган во Франции назначает администратора в медицинское или социальное учреждение на срок до шести месяцев. Исправление нарушений – главная задача администратора.

Так же, как в Шотландии, возможно и принятие государственным органом решения о прекращении деятельности учреждения, если им не соблюдены минимальные стандарты организации и функционирования заведения или обеспечения безопасности и охраны здоровья клиентов.

В случае принятия такого решения соответствующему государственному органу необходимо обеспечить перемещение клиентов в другое заведение. В канадской провинции Онтарио управление учреждениями для пожилых людей, лишенных лицензии, переходит к государству, если заведение закрывают.

После проведения мониторинга и оценки деятельности учреждения-поставщика социальных услуг санкции могут быть и менее строгими. Например, в регионе Lа Риога (Испания) используют три категории санкций в зависимости от типа нарушений, которые классифицируют как «незначительные», «серьезные» и «очень серьезные». За незначительные нарушения организация платит штраф, а следствием очень серьезных нарушений может стать потеря лицензии и прекращение работы заведения.

Однако из-за современного состояния развития системы предоставления социальных услуг в Украине применение подобных санкций представляется преждевременным, ведь это может вызвать острое непонимание, как организациями-поставщиками социальных услуг, так и их клиентами. Именно поэтому при внедрении инструментов оценивания важно придерживаться указанного принципа постепенности.

Учитывая изложенное выше, предложенная методика должна обеспечить обобщение качественной оценки предоставления социальных услуг на уровне территориального центра, создавая тем самым возможность информационного обеспечения в виде базы данных для оценивания социальных услуг на первичном уровне.

Ее внедрение в широкую практику путем включения в общую систему мониторинга позволит объективно и комплексно оценить эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг.

Выводы. Объективная необходимость мониторинга и оценки оказания социальных услуг по качественным показателям обусловлена необходимостью оценки качественной стороны их предоставления, а, прежде всего – социальной эффективностью этой деятельности и, соответственно, уровнем реализации государством своих социальных функций в аспекте предоставления социальных услуг.

Учитывая то, что каждый конкретный регион Украины имеет свою специфику в разрезе преобладания определенных контингентов получателей социальных услуг (половозрастной состав населения, преобладание определенного вида инвалидности или заболеваний определенной нозологии), состояния экологии, уровня социальных, экономических и экологических результатов функционирования экономической системы, ограниченности территориальных ресурсов, получение информации такого типа является крайне необходимым.

Для реализации программы мониторинга и оценки предоставления социальных услуг по качественным показателям необходимо создание единой иерархической по своей структуре информационной среды, которая бы аккумулировала имеющуюся информацию от первичного уровня – территориальных центров по предоставлению социальных услуг – до центрального уровня управления.

Поэтому основная цель создания инфраструктуры данных по качественной оценке социальных услуг заключается в интеграции данных, собранных по территориальному принципу, в улучшении их качества и обеспечении доступа к ним для многоцелевого использования.

Создание в Украине государственной инфраструктуры мониторинга данных для оценки предоставления социальных услуг по качественным показателям позволит проводить единую социальную политику и координировать усилия различных уровней управления системы предоставления социальных услуг, иных заинтересованных ведомств, а также органов местного самоуправления, структур бизнеса.

Эта работа должна стать важным шагом в направлении внедрения единых стандартов и унификации технологий сбора и обработки информации,  избегать дублирования работ по сбору информации.

Автор: Ю.В. Горемыкина, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: J_19@rambler.ru

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий