Нацбанк Украины продолжит политику таргетирования инфляции в рамках гибкого режима обменного курса гривны

Национальный банк Украины продолжит политику таргетирования инфляции в рамках гибкого режима обменного курса гривны по отношению к основным иностранным валютам. Об этом говорится в Меморандуме об экономической и финансовой политике между Международным валютным фондом и Украиной.

В данном случае надежный гибкий режим таргетирования инфляции улучшит инфляционные ожидания, позволяя центральному банку лучше сглаживать экономические циклы и смягчать стресс, связанный с колебаниями валютной ликвидности в банковском секторе страны.

К слову, ведущий форекс форум Trade Like a Pro («Торгуй как профессионал») http://tlap.com/ регулярно публикует различные торговые стратегии для трейдеров на международном валютном рынке FOREX. Кроме того, вы можете задать на форекс форуме различные вопросы о форекс советниках, технических индикаторах, торговых сигналах, ПАММ-счетах, торговых системах, форекс брокерах и др.

  1. Наша политика ориентирована на эффективное преодоление чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения, вызванной COVID-19 в краткосрочной перспективе, с сохранением макроэкономической стабильности, уменьшением уязвимости и достижением более мощного и всеобъемлющего экономического роста.

По мере усиления кризиса, вызванного вспышкой COVID-19, и ухудшения макроэкономического прогноза, мы быстро приняли пакет чрезвычайных фискальных мер, направленных на переориентацию расходов на здравоохранение и социальную поддержку для решения неотложных потребностей.

В среднесрочной перспективе мы по-прежнему стремимся сохранить наши достижения, воплощенные после экономических кризисов 2014-2015 годов. Наша политика сосредотачивается:

(I) на продолжение взвешенной фискальной политики для обеспечения среднесрочной устойчивости долга, одновременно улучшая эффективность расходов и защиту беднейших слоев населения и укрепляя администрирование доходов;

(II) на обеспечение независимости Национального банка, проведение осторожной денежно-кредитной политики для сохранения низкой инфляции и восстановления резервов в условиях гибкого режима обменного курса, одновременно обеспечивая финансовую состоятельность банков, минимизируя фискальные расходы, связанные с выведением банков с рынка и оживляя надежное банковское кредитование;

(III) на неизменное установление верховенства права и преодоление коррупции;

(IV) на усиление конкуренции путем открытия рынков, создание равных условий и правил для всех и уменьшение роли государства и конфликта интересов в экономике для улучшения бизнес-среды, привлечения инвестиций и повышения потенциала экономики.

  1. Бюджетная политика
  1. В краткосрочной перспективе бюджетная политика сосредоточивается на преодолении чрезвычайной ситуации, вызванной вспышкой COVID-19, тогда как в среднесрочной перспективе бюджетная политика и впредь будет направлена на обеспечение фискальной устойчивости.

После увеличения дефицита в 2020 году, с восстановлением экономики мы будем постепенно проводить более жесткую фискальную политику для возвращения к первичному профициту бюджета в пределах 1–1½ процента ВВП с целью уменьшения государственного долга до уровня ниже 60 процентов ВВП до конца действия программы.

Более конкретно:

a). Бюджет 2019. Мы удержали дефицит сектора общего государственного управления ниже запланированных 2,3 процентов ВВП. Исполнение бюджета в целом соответствовало утвержденному бюджету.

Недопоступления по некоторым категориям доходов, заметно меньшие доходы от НДС, рентной платы и акцизов на импорт и таможенных сборов, в результате укрепления обменного курса и более низких международных цен на газ, были частично компенсированы более высоким налогом на доходы физических лиц и взносами на социальное страхование.

Это происходило благодаря значительному росту заработной платы, большим доходам от государственных предприятий (ГП), а также за счет экономии на обслуживание долга в результате улучшения управления ликвидностью Министерством финансов и укрепления обменного курса.

Для формализации этих корректировок были приняты изменения в бюджет. Аналогичным образом, выше, чем запланированные бюджетные расходы на пенсионное обеспечение компенсировались более высокими взносами на социальное страхование, а также новыми процедурами таможенного оформления автомобилей с иностранной регистрацией.

б). Бюджет 2020 года. Бюджет на 2020 год, принят парламентом в конце 2019 года, как предыдущая мера, с дефицитом сектора общегосударственного управления в размере 2,3 процента ВВП, как прогнозировалось на момент утверждения бюджета. Этот бюджет не содержал значительных изменений в налоговой политике, кроме уже запланированного повышения ставок акцизов на табачные изделия и легализации добычи янтаря.

Увеличение фонда оплаты труда государственных служащих ограничивалось в 5,3% в 2020 году, а минимальная месячная заработная плата была повышена на 13,2 процента до 4 723 гривны. Пенсионные выплаты, в том числе военным лицам и по другим специальным пенсионным программам, увеличены в соответствии с принятым в 2017 году законом о пенсионной реформе.

Отдельно мы также увеличили эффективное налогообложение железной руды и с 1 января 2021 года гармонизировали налогообложение табачных изделий для соответствия с налогообложением традиционных табачных изделий.

с). Изменения в бюджет на 2020 год. С момента утверждения бюджета макроэкономический прогноз резко ухудшился из-за вспышки вируса COVID-19. Для реагирования на эту чрезвычайную ситуацию мы приняли изменения в бюджет, обновленный, как предварительная мера, что позволило увеличить дефицит сектора общегосударственного управления до 300 млрд. грн. (около 8 процентов ВВП), учитывая значительное уменьшение доходов из-за снижения активности, а также потребность в дополнительных затратах для реагирования на кризис.

Что касается доходной части, то фискальный пакет включает поддержку домохозяйств и мелких предпринимателей путем повышения пороговых значений, которые предоставляют бизнесу право на использование упрощенного режима налогообложения, временного освобождения от уплаты налогов и штрафов за задержку в подаче налоговой декларации, налогов на землю и имущество и единого социального взноса; а также путем введения временного моратория на проведение налоговых аудитов и проверок.

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для предотвращения и борьбы с инфекцией COVID-19, освобождены от уплаты ввозной пошлины и НДС. Что касается расходной части, то расходы на здравоохранение, пенсии и социальную защиту выросли примерно на 3 процента ВВП, частично это было компенсировано сокращением неприоритетных капитальных и текущих расходов.

Было введено временное ограничение для всех зарплат в государственном секторе, в том числе в других государственных органах и государственных структурах. Это ограничение нужно снять до конца июня, поскольку ограничительные меры постепенно ослабляются. В случае возникновения потребности в дальнейшем распределении бремени, мы рассмотрим другие механизмы эффективного перераспределения.

Повышение пенсий будет иметь форму: (I) более ранней даты индексации пенсий и (II) одноразовых дополнительных пенсионных выплат малообеспеченным пенсионерам и пенсионерам преклонного возраста (80 лет и старше).

Для управления этими расходами правительство создало временную бюджетную программу – фонд борьбы с COVID-19.

д). Мы ожидаем, что улучшение в налоговом и таможенном администрировании в течение года обеспечит более высокие доходы, чем предусмотрено в бюджете, но, если доходная часть не будет выполнена, мы по мере необходимости уменьшим неприоритетные расходы для гарантирования не превышения целевого дефицита.

Любое перевыполнение доходной части будет использовано для уменьшения государственного долга, погашения задолженности, увеличения инвестиций в инфраструктуру или для повышения социальных выплат для улучшения уровня жизни наиболее уязвимых слоев населения. Мы будем вовремя выполнять все наши текущие платежные обязательства, и не будем накапливать задолженность по расходам.

Мы будем сотрудничать со специалистами МВФ над разработкой в 2020 году предложений по реформированию налоговой системы с тем, чтобы сделать ее более благоприятной для роста. В частности путем устранения налоговых пробелов, расширения налоговой базы и уменьшения возможностей уклонения от уплаты налогов с целью перехода от налогообложения прямых налогов к косвенным налогам и налогообложению состояния.

В течение действия программы мы не будем принимать никаких изменений в налоговую систему, которые могут повредить фискальную устойчивость. Более того, в течение программного периода мы будем воздерживаться от введения новых освобождений от уплаты налогов или налоговых льгот. За исключением уже принятых освобождений, что применяются для расходов на здравоохранение, связанных с COVID, включая свободные экономические зоны, льготные ставки и пошлины, а также дальнейшую целевую привязку использования поступлений, за вычетом расходов фонда борьбы с COVID.

Мы также планируем вместе с экспертами МВФ, разработать схему добровольного декларировании имущественного состояния и незадекларированных доходов для возможного рассмотрения до конца сентября 2020 года.

Система будет соответствовать лучшим международным практикам, включая справедливость по отношению к добросовестным налогоплательщикам. Она будет согласовываться по требованиям законодательства о противодействии по отмыванию доходов и с антикоррупционным законодательством. И которая будет связана с законодательством о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения (BEPS), которое было принято недавно и продемонстрировало прогресс в усилении администрирования налогов.

е). Бюджетная программа затрат, связанных с COVID-19. Принятые изменения в бюджет предусматривают создание бюджетной программы «Фонд борьбы с COVID-19 и его влияние». Мы обеспечим, что этот фонд будет своевременным, прозрачным, а его расходы будут эффективными. Фонд будет использоваться, прежде всего, для финансирования дополнительных расходов на здравоохранение и социальных расходов, непосредственно связанных с эпидемией COVID-19.

Деятельность фонда будет регулироваться актами Кабинета министров Украины (правительства), в которых отображаются требования по прозрачности и подотчетности.

Эти правительственные акты будут охватывать:

(I) процедуры перераспределения ресурсов в фонд;

(II) процедуры предоставления разрешения на использование ресурсов фонда, с отводом центральной роли министру финансов; (III) нормы выполнения бюджета, которые будут соблюдать;

(III) подробную ежемесячную отчетность об использовании средств в предыдущем периоде, что подается в правительство и в парламент;

(IV) требования, что все кассовые операции фонда должны осуществляться через казначейство, а казначейство должно отчитываться;

(V) нормы прекращения деятельности фонда, включая дальнейшее использование любых неиспользованных ресурсов и ответственность за текущие на момент закрытия фонда обязательства. Государственная аудиторская служба Украины с участием внешних/независимых аудиторов осуществит фактический аудит закупок по программе COVID-19, всех транзакций, проведенных в соответствии с нормами, определенными в постановлении правительства № 302, на время закрытия фонда, но не позднее, чем через 12 месяцев после его создания (структурный маяк на конец марта 2021 года).

Мы также подготовим подробный отчет об использовании средств и обязательства фонда по программной и экономической классификации в течение 30 дней после закрытия фонда. Эти отчеты будут обнародованы в полном объеме сразу после их завершения.

Кроме того, мы будем публиковать все сообщения о закупках в легко доступной для широкой общественности форме, и сделаем все заказы на закупку, включая информацию о бенефициарных владельцах участников тендеров, доступными для общественности в электронном виде на веб-сайте ProZorro (prozorro.gov.ua). Фонд будет действовать, пока этого потребует чрезвычайная ситуация, но не дольше 31 декабря 2020 года.

  1. Мы продолжим внедрять мероприятия пенсионной реформы, введенные в 2017 году, направленные на обеспечение лучших пенсий при этом обеспечивая финансовую стабильность пенсионной системы. Эта реформа имела целью защиту пожилых людей от бедности, замедление притока новых пенсионеров вследствие создания стимулов для более позднего выхода на пенсию, применение единых подходов к пенсионным выплатам независимо от профессиональной принадлежности и обеспечение стимулов для участия в пенсионном страховании и добросовестной уплаты страховых взносов.

Мы воздержимся:

(I) от введения новых специальных пенсий или льгот;

(II) от дальнейшего дискреционного увеличения выплат;

(III) от принятия изменений, которые бы привели к снижению эффективного возраста выхода на пенсию. Мы обеспечим, что любые предложенные законодательные изменения, которые будут увеличивать пенсионные расходы, будут сопровождаться среднесрочным анализом фискального воздействия и определением источников соизмеримых ресурсов.

Мы будем стремиться к тому, чтобы в среднесрочной перспективе выплаты пенсионерам приближались к статистическим измеренным прожиточным минимумам, и чтобы данные ежегодной индексации пенсий были определены в законе об общеобязательном пенсионном страховании.

Кроме того, мы продолжим сотрудничество с нашими партнерами по развитию, чтобы создать необходимые предпосылки для внедрения хорошо регулируемых частных накопительных пенсионных схем.

  1. Мы усовершенствуем наши программы социальной помощи для создания сети социальной защиты. С высокой адресностью, привязанной к уровню доходов, доступной, которая сможет эффективно поддерживать бедные и уязвимые домохозяйства.

При содействии Всемирного банка мы планируем:

(I) консолидировать отобранные существующие программы помощи в нашу схему гарантированного минимального дохода (ГМД), увеличив при этом размер программы;

(II) сочетать программу ГМД с активной политикой на рынке труда;

(III) внедрять совершенствование информационной системы управления для повышения верификации получателей социальных программ для улучшения адресности. Мы также предпримем дальнейшие шаги для обеспечения устойчивости социальных фондов, в том числе путем упорядочения администрирования этих фондов.

  1. Внедрение реформы здравоохранения будет продолжено в 2020 году путем распространения нового режима финансирования на звенья вторичной и специализированной помощи.

1 апреля 2020 года было начато внедрение реформы финансирования системы здравоохранения, которая расширяет стратегические закупки медицинских услуг Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ) на неотложную, интенсивную и специализированную помощь.

НСЗУ — правительственное исполнительное агентство, финансируемое за счет государственного бюджета — будет функционировать как единый плательщик в области здравоохранения и тщательно контролировать предоставление услуг и финансовые результаты деятельности поставщиков. Продолжится постепенная трансформация поставщиков медицинских услуг в некоммерческие юридические лица коммунальной собственности, и их финансирование будет базироваться на контрактах на выполнение работ, заключенных с НСЗУ.

Мы завершим создание определенного пакета медицинских услуг, что финансируется НСЗУ, включая первичную, специализированную, паллиативную и неотложную помощь, и будем контролировать спрос с помощью финансовых стимулов для поставщиков услуг, одновременно предоставляя возможность ввести доплату для пациентов, в случае необходимости, обеспечивая улучшение доступности и качество услуг.

Для того чтобы закупки НСЗУ лучше обеспечивали пациентов, принятие решений НСЗУ будет прозрачно защищено от конфликта интересов, в частности, через запрет участия поставщиков услуг в управленческих структурах НСЗУ. Министерство здравоохранения будет продолжать аутсорсинг закупки ключевых лекарственных препаратов авторитетным международным организациям.

Начиная с 2020 года, Министерство здравоохранения начнет пилотную централизованную закупку лекарств через созданное государственное предприятие «Медицинские закупки Украины», используя ProZorro, согласно закону о государственных закупках, а также придерживаясь лучших международных практик прозрачности, подотчетности и конкуренции.

  1. После ослабления кризиса мы ускорим реформирование системы образования.

Мы продолжим оптимизацию количества учреждений начального и среднего образования, увеличим капитальные расходы на обновление зданий и обеспечим наличие необходимой инфраструктуры в школах.

Мы начнем с реформирования учебных программ, и, чтобы ввести стимулы для учителей и поддерживать систему фискальной и доступной, мы подадим в парламент изменения в закон «Об образовании» по изменению структуры зарплат. Что касается высшего образования, мы трансформируем систему финансирования университетов и привяжем зарплату к результатам.

  1. Мы будем продолжать улучшать систему управления государственными финансами. Мы укрепим фискальные механизмы для содействия устойчивой фискальной коррекции и улучшению надежности и предсказуемости фискальной политики. Поправки в бюджетный кодекс, утвержденные в конце 2018 года, проложили путь к первой полноценной Среднесрочной системе бюджетного планирования (ССБП).

Мы полностью стремимся усовершенствовать ССБП с целью усиления фискальной дисциплины, содействия улучшению информированности при формировании политики, улучшения мониторинга обязательств и обеспечения предсказуемости при планировании и исполнении бюджетов.

С этой целью, с технической помощью МВФ, мы: (I) уточним механизмы корректировки предельных объемов расходов, (II) рассмотрим механизмы, ограничивающие многолетние обязательства, (III) усовершенствуем методологию составления базовых (baseline) прогнозов и оценок фискального воздействия, особенно за счет наращивания потенциала, как в Министерстве финансов, так и в ключевых распорядителях бюджетных средств.

Мы расширим охват и усилим количественный анализ обзоров расходов на основе пилотных проектов, проведенных в 2018 – 2019 годах. В частности, мы проведем обзор социальных фондов, в том числе Пенсионного фонда. Мы улучшим оценку фискальных рисков, разработав необходимые инструменты в Министерстве финансов и расширив нашу финансовую модель с целью включения основных государственных предприятий.

Для повышения эффективности государственных инвестиций мы рассмотрим способы упрощения процедуры разрешения на многолетние контракты и перенос на следующие периоды неизрасходованных ассигнований. Мы также внесли изменения в Бюджетный кодекс, чтобы разрешить авансовое финансирование дефицита бюджета. Авансовое финансирование будет ограничено для сохранения фискальной стабильности в соответствии с лучшими практиками.

Кроме того, начнет функционирование Агентство по управлению государственным долгом (АУГД) с целью совершенствования институциональной способности по управлению государственным долгом и оптимизации структуры долга и сокращения расходов на финансирование. Стратегии, операции и результаты будут публиковаться ежегодно в стратегии управления долгом.

  1. Мы предпринимаем решительные меры для улучшения администрирования доходов. А именно:

a). Мы приняли законодательство о введении единого счета для уплаты налогов, которое унифицирует требования к взносам на социальное страхование и налог на доходы физических лиц, который начнет действовать с 1 января 2021 года.

Мы также приняли законодательство относительно установления фискальной подотчетности при выдаче кассовых чеков участниками упрощенного режима налогообложения, с обязательным использованием кассовых аппаратов и электронного кассового учета, а также возможности клиентов проверять налоговую отчетность в режиме онлайн, что будет введено в действие с 1 января 2021 года.

Мы оценим влияние внедрения этого законодательства на предотвращение уклонения от уплаты налогов и злоупотребления упрощенным режимом налогообложения и принимаем меры для стимулирования малого и среднего бизнеса в работе с использованием общего режима налогообложения. Мы воздержимся от расширения критериев соответствия для упрощенной системы налогообложения.

Мы воздержимся от внедрения новых групп налогоплательщиков, имеющих право пользоваться упрощенным режимом налогообложения. Мы обеспечим, что автоматизированная система возмещения НДС продолжит свою работу, в то же время мы продолжим работать над выявлением злоупотреблений и передавать такие случаи в соответствующие правоохранительные органы.

Мы также разработаем способы обмена информацией о налогах, относящихся к местным бюджетам (налоги на землю, имущество и на доходы физических лиц) с органами местного самоуправления, чтобы помочь улучшить сбор этих налогов.

Кроме того, мы и в дальнейшем будем совершенствовать процесс определения базы налогообложения налогов на землю и имущество.

б). Мы создали Государственную налоговую службу (ГНС) и Государственную таможенную службу (ГТС) как новые юридические лица, ответственные за сбор налогов и таможенных сборов. Мы также приняли изменения в законодательство, которые устраняют препятствия для установления ГНС и ГТС как двух единых юридических лиц как предыдущей меры.

Это включало изменения в Таможенный кодекс, Административный процессуальный кодекс, закон «О государственной тайне», Кодекс законов о труде, закон «О государственной службе», закон «О центральных органах исполнительной власти, бюджетного законодательства», а также другие законы, ограничивающие полномочия по делегированию и эффективному управлению деятельностью в ГНС и ГТС.

Мы разработаем новые организационные структуры и механизмы по делегированию полномочий и подотчетности в обеих организациях как единых юридических лицах (структурный маяк на конец сентября 2020 года). После этого немедленно последует период тестирования консолидированных юридических лиц в отобранных пилотных учреждениях ГНС и ГТС с целью выявления возможных дополнительных критических изменений в законодательство для достижения целей реформы.

Одновременно мы ликвидируем Государственную фискальную службу (ГФС) и передадим ее активы, включая ИТ-системы, в ГНС и ГТС. Эти изменения вступят в силу не позднее конца декабря 2020 года. С 1 января 2021 года ГНС и ГТС будут функционировать на национальном уровне, как два единых юридических лица, которые состоят из функционально организованных центрального отделения и территориальных отделений. А областные и другие юридические лица ГНС и ГТС прекратят свое существование (структурный маяк на 1 января 2021 года).

с). Мы также создали офисы реформ в ГНС и ГТС, которые подготовили в ограниченном времени, измеряемые планами реформирования ГНС и ГТС на 2020-2022 годы. Эти планы определяют меры по реформированию, включая модернизацию основных бизнес-процессов в ГНС и ГТС, и последовательность их внедрения.

Мы установили механизмы управления реформами в обеих организациях, включая руководящие комитеты по вопросам реформ во главе с руководителями ГНС и ГТС, с ежемесячной отчетностью о ходе реформ.

д). ГНС и ГТС кардинально трансформируют деятельность налоговой и таможенной администрации.

Избыточные налоговые и таможенные процессы, обременяющие бизнес и налогоплательщиков, слабо влияющие на улучшение соблюдения требований законодательства, будут прекращены.

Другие процессы будут усовершенствованы, упрощены и, где это возможно, диджитализированные, чтобы уменьшить административные расходы, налагаемые на налогоплательщиков, одновременно способствуя улучшению добропорядочности обеих организаций.

До конца сентября 2020 года в ГНС будет создано централизованное подразделение управления рисками, которое будет отбирать дела для проверки, включая проверки возмещения НДС, для аудиторских подразделений ГПС на основе анализа, предполагаемых рисков несоблюдения требований налогового законодательства.

Мы отменим систему плановых налоговых проверок до конца сентября 2020 года, когда выбор налогового аудита будет полностью основываться на анализе рисков. ГНС также повысила внутреннюю способность подразделения урегулирования задолженности и перезапустила юридический департамент для расширения возможностей взыскания налоговой задолженности.

В связи с этим Министерство юстиции устранило все препятствия для исполнения решений о взыскании налогового долга, которые ранее были заблокированы, и исполнительная служба начала соответственно взыскивать налоговую задолженность.

е). К тому же с целью консолидации полномочий по расследованию экономических преступлений в единый следственный орган, мы примем закон о создании органа финансовых расследований, который вступит в силу с 1 января 2021 года. Этот орган возьмет на себя ответственность за расследование экономических, финансовых и налоговых мошенничеств и преступлений, которыми занимаются Национальная полиция, СБУ и Налоговая полиция, но за исключением тех случаев, которые подпадают под юрисдикцию Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ).

Закон установит четкие правила отбора руководства, внутреннего принятия решений и надзора для обеспечения операционной независимости и надлежащего надзора и подотчетности. Руководитель органа будет назначаться путем открытого конкурса.

  1. Денежно-кредитная и валютно-курсовая политика
  1. Мы остаемся полностью приверженными в обеспечении институционально сильного и независимого Национального банка Украины (НБУ), что имеет решающее значение для обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности.

С этой целью мы принимаем меры по выполнению рекомендаций в оценке защитных механизмов 2019 года, и мы попросим о технической помощи МВФ для пересмотра структуры управления капиталом и распределения прибыли для обеспечения финансовой автономии и доверия к политике НБУ. А также усилим статус НБУ как обеспеченного кредитора в случае банкротств банков.

Кроме того, мы будем избегать любых действий, которые могут означать политическое вмешательство в независимость НБУ, относительно решений касающихся политики, ограничений сроков каденции и правовой защиты руководителей и персонала.

НБУ продолжит свою политику таргетирования инфляции (ТИ) в рамках гибкого режима обменного курса и с сильным акцентом на поддержку финансовой стабильности. Надежный гибкий режим таргетирования инфляции улучшит инфляционные ожидания, позволяя НБУ лучше сглаживать экономические циклы и смягчать стресс, связанный с ликвидностью.

Мы обеспечим неизменность этих механизмов, в том числе безотзывные инфляционные цели и принципы денежно-кредитной политики.

  1. Наша монетарная и валютно-курсовая политика и в дальнейшем будет соответствовать нашим обязательствам, направленным на достижение целевых показателей международных резервов, инфляции и обеспечения достаточного уровня ликвидности.

Мы намерены удерживать уровень инфляции в пределах целевого диапазона НБУ на уровне 5 процентов +/-1 процентный пункт, позволив при этом корректировку обменного курса в соответствии с основными экономическими показателями и осуществляя покупку иностранной валюты для выполнения целевых показателей программы по резервам.

НБУ готов корректировать учетную ставку для достижения целевого показателя инфляции на горизонте политики в 9 – 18 месяцев. Прогресс в выполнении целей по инфляции будет контролироваться в рамках программы с использованием коридоров вокруг центральных значений наших целевых показателей инфляции, выход за пределы которых потребует проведения консультаций.

Если фактические показатели инфляции выйдут за пределы наружного (внутреннего) коридора, НБУ будет проводить консультации с Советом исполнительных директоров МВФ (специалистами) относительно причин отклонения и мер политики, направленных на возвращение инфляции в определенный коридор.

Будет тщательно определена последовательность шагов поэтапной либерализации контроля над капиталом, предусмотренная законом о валюте, принятым в феврале 2019 года и условий, при которых эти шаги будут реализовываться, без установления конкретных сроков устранения существующих ограничений.

Сейчас банковская система является высоколиквидной, свободная ликвидность составляет примерно 30 процентов от обязательств клиентов. Тем не менее, поскольку кризис осложнил финансовую ситуацию, НБУ адаптировал свою операционную структуру для предоставления банкам большей гибкости в управлении ликвидностью, в том числе за счет увеличения частоты и сроков погашения тендеров на предоставление ликвидности и расширение приемлемого обеспечения.

НБУ продолжит внимательно следить за финансовой ситуацией, чтобы оценить возможную потребность в других мероприятиях по обеспечению ликвидности, сохраняя при этом надлежащую практику управления рисками. Обеспечение достаточной ликвидности должно позволять банкам нормально функционировать и финансировать частный сектор и правительство по рыночным ставкам, согласно основным принципам.

  1. Мы будем предпринимать дальнейшие меры для усиления эффективности монетарной политики и поддержки развития финансовых рынков. Мы будем укреплять нормативно-правовую базу для финансовых рынков, и будем продолжать сотрудничать с заинтересованными сторонами для повышения эффективности и надежности рынков денег и ценных бумаг, которые важны для эффективной монетарной трансмиссии.
  1. Политика в финансовом секторе
  1. Согласно нашим обязательствам в рамках программ при поддержке фонда, мы с 2014 года достигли значительного прогресса в очищении банковской системы и устранении пробелов в нормативно-правовой базе. Мы вмешались и вывели с рынка почти 100 банков с 2014 года и национализировали «ПриватБанк» – это крупнейшее финансовое учреждение. Мы увеличили нормативные требования к капиталу и ликвидности, ужесточили правила исчисления кредитного риска и усовершенствовали процедуры оценки структуры собственности банков.

Мы усовершенствовали нормативно-правовую базу для контроля над объемами кредитов, предоставляемых связанным лицам, разработали подход к надзору на основе оценки рисков и создали централизованный кредитный реестр.

Наши решительные действия были соразмерными с тяжестью банковского кризиса, прямые фискальные расходы от которой оценивается примерно в 15,7 процента ВВП. Благодаря этим жестким действиям и правилам, а также вследствие улучшения макроэкономических условий банковская система окрепла. Слабые банки вышли с рынка, а оставшиеся банки увеличили свои буферы капитала, объемы кредитов связанным лицам упали, и большинство банков вновь стали прибыльными.

  1. Мы будем продолжать прилагать усилия для обеспечения финансовой стабильности и ограничения фискальных расходов. Нашими приоритетами будут:

(I) осуществление целевой и временной наблюдательной политики в ответ на кризис COVID-19;

(II) дальнейшее ужесточение требований к капиталу банков после кризиса;

(III) уменьшение объема старых неработающих кредитов (NPLs) и возвращение активов банков, выведенных с рынка;

(IV) реализация стратегии реформ для государственных банков;

(V) улучшение финансового состояния Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ);

(VI) совершенствование механизмов надзора и вывода банков с рынка;

(VII) развитие небанковского финансового сектора и финансовых рынков.

  1. Кризис COVID-19 также влияет на банковский сектор, и мы пересматриваем наш подход к надзору в этих исключительных обстоятельствах. Заемщики уже сталкиваются с трудностями в обслуживании своих займов, и было принято законодательство, которое запрещает банкам вводить дополнительные сборы и штрафы для розничных клиентов, которые пропускают регулярные платежи, на период карантина.

НБУ приостановил проведение выездных проверок на период карантина и отложил введение дополнительных буферов капитала и ежегодное проведение стресс-тестирования и поощряет проведение добровольной и взвешенной реструктуризации займов, где это необходимо для секторов или предприятий, которые подверглись значительному влиянию кризиса. Во время применения корректирующих мер, мы будем использовать гибкость в рамках действующей нормативной базы, принимая во внимание проблемы, вызванные пандемией.

Однако любое временное снижение коэффициентов достаточности капитала должно сопровождаться надежным планом восстановления капитала. С другой стороны, мы не планируем ослабления минимальных требований к капиталу и ликвидности, к правилам классификации кредитов и формирования резервов под потери по кредитам, что позволит предотвратить чрезмерный риск и сокрытие плохих практик андеррайтинга и убытков.

Кроме того, чтобы помочь поглотить возможные потери от кризиса, мы обеспечим пересмотр банками своего планирования по распределению дивидендов за 2019 год.

  1. С ослаблением кризиса мы проведем проверку качества активов (AQR) для разработки регуляторной и надзорной политики. Эти проверки дадут лучшую информацию о качестве активов банков и о размере недостаточности капитала. Мы попросим банки с недостаточной капитализацией, представить ограниченный во времени план восстановления коэффициентов достаточности капитала.

Мы будем принимать надзорные меры в отношении банков, которые не выполняют своих планов действий. Мы также продолжим наши усилия по согласованию требований к капиталу по международным стандартам, как только минует кризис и экономика вернется на стабильный путь роста. В связи с этим, на основе новых изменений в закон о банковской деятельности, мы внедрим буфер сохранения капитала и доработаем положение о новой структуре капитала, что соответствует Положению о требованиях к капиталу (CRR) и Директиве IV относительно требований к капиталу (CRD-IV).

  1. Мы гарантируем прогресс в реформе управления в государственных банках. Наблюдательные советы с большинством независимых членов сейчас полностью функционируют во всех государственных банках, после процесса отбора, который был прозрачным и соответствовал положениям закона о банковской деятельности в отношении государственных банков, а соответствующая и надлежащая оценка проводилась без политического вмешательства.

Мы будем продолжать придерживаться процедур заполнения любых вакансий в наблюдательных советах и правлениях этих банков и предложим рыночную оплату труда с целью привлечения и мотивации высококвалифицированных украинских и международных специалистов. До конца июля 2020 года мы:

(I) доработаем соглашения об отношениях с каждым государственным банком для обеспечения их деятельности на коммерческой основе без политического вмешательства;

(II) наберем персонал для подразделения надзора (оверсайта) в Министерство финансов, ответственный персонал за управление государственными активами, который начнет функционировать в соответствии с рекомендациями МВФ, предоставленными в рамках технической помощи.

Мы также обеспечим, чтобы каждый государственный банк разработал кодекс этики, в котором, в частности, будут разъясняться процедуры рекомендаций по увольнению членов наблюдательного совета в соответствии со статьей 7 закона о банковской деятельности. Здесь будут содержаться дисциплинарные процессы, и по нему будет создаваться комиссия по этике, для обработки жалоб и разрешения конфликтов.

  1. Согласно Основам стратегического реформирования государственного банковского сектора, мы стремимся избавиться от доли государства в государственных банках. В качестве первого шага, Международная финансовая корпорация (МФК) группы Всемирного банка утвердила заем АБ «Укргазбанк», конвертируемый в собственный капитал.

Мы также обеспечим, чтобы все условия для вхождения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в капитал АО «Ощадбанка» были выполнены до конца октября 2020 года.

Кроме того, мы обеспечим, чтобы государственные банки оставались с адекватным уровнем капитализации и выполняли требования к капиталу. Реализация этого будет контролироваться с помощью ключевых показателей эффективности.

Мы просмотрим, после консультаций с международными партнерами, Стратегию государственных банков, которая утверждается правительством; просмотр, в частности, будет включать в себя действия по реагированию на экономические шоки, вызванные пандемией COVID-19.

  1. Мы активизируем усилия для преодоления высокого уровня старых неработающих активов (NPLs) в государственных банках. В июле 2019 года НБУ издал Положение об организации процесса управления проблемными активами для руководства банков относительно того, как вести себя со своими проблемными заемщиками. В сентябре 2019 года мы продлили на три года закон о финансовой реструктуризации (Киевский подход), срок действия которого истекал в октябре 2019 года.

Также в октябре 2019 года мы ввели в действие новый кодекс из процедур банкротства, принятый в апреле 2019 года. В апреле 2020 года правительство приняло постановление, которое устанавливает критерии и условия определения государственными банками инструментов для урегулирования NPLs.

Мы обеспечим, чтобы государственные банки разрабатывали ограниченные во времени и надежные планы сокращения NPLs согласно положению НБУ об управлении проблемными активами. Планы сокращения объемов NPLs в государственных банках, включая возможность принятия решений по урегулированию NPLs, которые могут привести к окончательным убыткам, будут согласованы акционером и утверждены Советом финансовой стабильности (СФС) и НБУ (структурный маяк на конец июня 2020 года).

Реализация этих планов будет подлежать ежеквартальному мониторингу со стороны СФС и НБУ и ежегодной оценке в рамках процесса надзорной проверки и оценки НБУ (SREP) и входить в ежегодные KPI банков.

Хотя оздоровление баланса поможет оживить кредитование, мы создадим рабочую группу для выявления препятствий для банковского кредитования, включая ипотечное кредитование, например, для выявления слабых моментов, связанных с правами кредитора. До конца июня 2020 года рабочая группа сформулирует свои рекомендации и предложит необходимые изменения в законодательство.

  1. Мы твердо стремимся достичь ощутимого прогресса в уменьшении расходов государства на обанкротившиеся банки. Поскольку возврат убытков становится все сложнее с течением времени, мы немедленно задействуем все коммерческие и юридические возможности для возврата активов обанкротившихся банков и привлечения бывших владельцев и бывшего руководства обанкротившихся банков к ответственности за убытки. С этой целью мы приняли или примем ряд таких оперативно-правовых шагов:

a). Мы признаем необходимость совершенствования координации между соответствующими государственными органами относительно деятельности по возврату активов. Рабочая группа СФС по вопросам NPLs государственных банков сначала собралась с представителями правоохранительных органов, чтобы обсудить более широкие вопросы восстановления активов. Рабочая группа будет продолжать проводить регулярные заседания для рассмотрения значительных случаев реструктуризации, касающихся государственных банков.

НБУ и ФГВФЛ будут продолжать координировать свои усилия с Генеральной прокуратурой и НАБУ, в том числе путем предоставления необходимой документации, включая отчеты судебной экспертизы этим органам без вмешательства в их прокурорскую и следственную автономию. ФГВФЛ также начнет проводить возврат активов за рубежом. Решение вопросов неплатежеспособности ФГВФЛ создаст необходимое пространство и стимулы для привлечения необходимых ресурсов для взаимодействия с авторитетными юридическими и криминалистическими экспертами.

Последние поправки позволяют ФГВФЛ продолжать реализовывать остатки активов банков, которые приближаются к концу установленного законодательством срока ликвидации. Кроме того, мы примем законодательные поправки в закон о ФГВФЛ и в другие законы для совершенствования механизмов ликвидации банков и возврата активов как структурного маяка на конец октября 2020 года.

Эти поправки ужесточат возможность ФГВФЛ требовать возмещения убытков от связанных сторон, не обнаруживая дефицит в ликвидационном имуществе, и без истечения срока исковой давности.

Кроме того, ФГВФЛ будет уполномочен заключать судебное урегулирование со связанными сторонами, при условии четких гарантий. Например, после подтверждения независимым аудитом того, что перспективы восстановления в разумные сроки ограничены без урегулирования, учитывая финансовое состояние связанных лиц, защищая права ФГВФЛ на досрочное урегулирование в случае нарушения, в том числе через залог и через прозрачное информирование общественности о таких сделках.

Эти поправки будут способствовать введению своевременных мер относительно связанных лиц во время гражданских исков и признают статус ФГВФЛ как пострадавшего в уголовном судопроизводстве.

б). Мы также задействуем административные механизмы для подотчетности владельцев обанкротившихся банков.

В рамках наших усилий по уменьшению конечной стоимости банковских банкротств для государства, мы работаем над стратегическим документом, в котором предложим до конца июня 2020 года комплекс надежных мер по улучшению возвращения активов бывших владельцев обанкротившихся банков и связанных с ними лиц, в том числе путем использования административных механизмов.

После консультаций со специалистами МВФ мы включим эти усовершенствования в законодательный пакет, улучшающий систему ликвидации банков.

На основе законопроекта, который разрабатывается вместо закона о финансовых услугах, бенефициарные владельцы обанкротившихся банков будут лишены права участия в небанковских финансовых учреждениях в статусе владельца или руководителя, и это будет дополнительно поддерживаться соответствующими требованиями к декларированию. НБУ будет предпринимать принудительные действия против таких владельцев и руководителей, как будет это определено в рамках нового закона.

с). Мы будем прозрачно отчитываться про ход наших усилий по восстановлению активов.

Кабинет министров Украины (правительство) продолжит публиковать полугодовые отчеты, обобщая прогресс в восстановлении активов и в судебных делах, связанных с государственными банками. Тогда как ФГВФЛ продолжит такую отчетность в отношении ликвидируемых банков, в том числе путем опубликования на его веб-сайте перечня всех заемщиков, менеджеров и бывших акционеров банков, которые были выведены с рынка, и которые еще должны выплатить задолженность, связанную с обанкротившимися учреждениями, в соответствии с решениями суда.

Кроме того, новые поправки в банковское законодательство будут требовать от банков раскрытия связанных с ними лиц, которые не выполняли своих обязательств более чем 180 календарных дней.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий