28.07.2020 – Подчинение государственной политики интересам Рината Ахметова стремительно набирает обороты. Крупнейший олигарх страны попеременно использует методы кнута и пряника и постепенно превращает бывшего комика в сравнительно легко управляемый инструмент увеличения своих прибылей. Пусть и ценой ущерба для экономики страны и миллионов ее граждан.
С одной стороны, второе правительство Владимира Зеленского, которое возглавляет бывший топ-менеджер энергетической монополии олигарха, принимает лоббистские решения, которые дают Ринату Ахметову возможность получать сверхприбыли от продажи угля. А народные депутаты от правящей партии «Слуга народа» выступают за возвращение формулы «Роттердам+» в определении цен на этот вид топлива.
С другой стороны – Ахметов не остается в долгу и в ответ не только обеспечивает все большую лояльность своих медиаресурсов для Зеленского, а и щедро финансирует бизнес-структуры самого президента. В частности, недавно стало известно, что студия «Квартал 95» получила ряд заказов от ахметовского телеканала «Украина». Студия работает сразу над четырьмя сериалами для канала, премьера которых запланирована уже на 2020 год. Чем не способ расплатиться за поддержание монополии в энергетике?
Весна олигарха
Стремительное усиление влияния олигарха на Зеленского началось после того, как Андрей Ермак возглавил Офис президента, а Денис Шмыгаль, бывший топ-менеджер ДТЭК, соответственно – правительство. А назначение в середине апреля на должность и. о. министра энергетики Ольги Буславец окончательно сцементировало позиции олигарха в энергетической сфере.
Тогда это произошло под беспрецедентным давлением ДТЭК. Компания ради этого остановила все свои шахты и устами гендиректора Максима Тимченко фактически выдвинула властям ультиматум.
Получение креатурами Ахметова контроля не только над правительством, но и над отраслевым министерством фактически мгновенно отразилось в нескрываемых преференциях для его энергетической монополии. Так, в мае 2020 года в Украине было произведено на 300 млн. кВт/ч электроэнергии меньше, чем в апреле.
В то же время на государственных АЭС, которые производят самые дешевые киловатты в стране, генерация была уменьшена на 850 млн. кВт/ч (с 6,32 до 5,47 млрд. кВт/ч), но на угольных ТЭС и ТЭЦ возросла на 640 млн. кВт/ч (с 3,12 до 3,76 млрд. кВт/ч).
Обновленный менее чем за две недели после назначения Ольги Буславец предварительный план производства электроэнергии на 2020 год предусматривал дальнейшее резкое снижение генерации на АЭС. В июне до 5,02 млрд. кВт/ч (против 5,74 млрд. кВт/ч в июне прошлого года) при сохранении фактически на майском уровне генерации на ТЭС и ТЭЦ (3,52 млрд. кВт/ч).
Еще большее снижение производства электроэнергии наблюдается на государственных АЭС, на 6,5 млрд. кВт/ч по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году было запланировано во втором полугодии 2020 года.
В то же время уменьшение производства электроэнергии во второй половине года ожидают лишь на 3 млрд. кВт/час.
Наконец, уже в конце мая мощность угольных ТЭС время от времени даже превышала мощность АЭС. Это стало следствием того, что накануне НЭК «Укрэнерго» заставило «Энергоатом» уменьшить работу своих блоков до половины их номинальной мощности. Под ограничения попали блоки на всех без исключения станциях страны.
Выгоду от такого изменения государственной политики получили только структуры ДТЭК. Либо непосредственно через свои тепловые электростанции, или, как стало понятно уже вскоре – через принуждение государственной «Центрэнерго» к покупке угля на шахтах компании по завышенным ценам.
В частности уже 12 июня и. о. министра энергетики Буславец обратилась в СНБО с просьбой ввести временный запрет на использование ТЭС природного газа и мазута как основного вида топлива. Причина – чтобы «у угольных компаний не забирался рынок сбыта, а шахтеры выходили на работу и получали зарплату». По ее словам, при условии более низких цен на газ, чем на уголь, государственная компания «Центрэнерго» для производства электричества сжигала газ вместо угля.
«Центрэнерго» в мае потребила 0,3 млн. тонн угля вместо закрепленных в балансе 0,5 млн. тонн, а неиспользованные 0,2 млн. тонн (что составляет, например, месячная добыча шахты «Добропольеуголь») были замещены 136 млн. м3 газа. Предыдущим сроком действия запрета был предложен конец 2020 года, но если на энергорынке и дальше будет профицит угля и электроэнергии, то такое ограничение продлится дольше.
Однако уже 17 июня Кабмин Дениса Шмыгаля своим решением определил использование угля приоритетным в производстве электроэнергии на украинских ТЭС. Ольга Богуславец тогда заявила, что «распоряжение предусматривает приоритетное использование отечественного энергетического угля для производства электрической энергии на тепловых электростанциях… Ведь неприемлемо, что мы закупаем импортный газ, тогда как наши шахтеры сидят без работы из-за отсутствия рынка сбыта».
Тогда на ситуацию был вынужден публично отреагировать даже глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко, под управлением которого находится «Центрэнерго». Он обратил внимание, что попытки решить многолетнюю проблему всех шахт за счет другого наполовину обанкротившегося государственного предприятия – это приговор предприятию.
По словам Сенниченко при условии использования «Центрэнерго» газа, себестоимость киловатт-часа составит 83 коп. А в случае использования только угля, цена электроэнергии вырастет до 1,2 грн., что до конца года может привести к наращиванию дополнительного долга минимум на 2,2 млрд. грн. Это, по мнению чиновника «окончательно поставит крест на «Центрэнерго». Поэтому он предложил правительству уменьшить обязательства компании по закупке угля только у государственных шахт.
Страна или монополия
Однако для Ахметова и его креатур ключевой мотив – как раз интересы монополии, а не государственных шахт, генерирующей компании или конкурентоспособности экономики в целом. Именно поэтому добыча на государственных приисках лишь ускоряет падение, пока основные преференции предоставляются ДТЭК.
Чтобы держать Офис президента в ослабшем тонусе, обеспечить поддержку своим людям в руководстве правительства и Минэнерго и дожать «Центрэнерго», все-таки начались закупки угля в олигархической монополии по завышенным ценам, в начале июля в Киеве высадили очередной десант подконтрольных Ахметову шахтеров.
Известно, что полученные ДТЭК сверхприбыли на самом деле выводят за рубеж через офшорные прокладки для покупки элитной недвижимости в курортных регионах Европы, то есть они даже не доходят до шахтеров, о которых декларативно заботятся у Зеленского.
А сама ДТЭК, требуя преференциальных условий для собственного угля внутри страны, и дальше сотнями тысяч тонн завозит антрацитовый уголь из России с подконтрольных шахт в Ростовской области. В частности уже в апреле, когда Ахметов шантажировал Зеленского остановкой добычи сначала на «Добропольеуголь», а затем и на «Павлоградуголь», на ТЭС Украины было завезено 208,5 тыс. тонн российского антрацита, из которых 93 тыс. тонн ушло на электростанции ДТЭК.
В мае – июне доля энергетической монополии Ахметова в импорте российского топлива еще больше выросла. Если в мае на нее пришлось 92,1 тыс. тонн из всех завезенных для нужд ТЭС 147,6 тыс. тонн российского антрацита (то есть около 62%), то в июне уже 86,7 тыс. тонн с 118,6 тыс. тонн (более 73%). Не случайно, что решение правительства Шмыгаля о введении с 1 апреля специальной пошлины в 65% на уголь, ввезенный из РФ, не распространялось на антрацит.
Однако крупнейшим потребителем российского угля была и остается Славянская ТЭС «Донбассэнерго». По тогдашним сообщениям СМИ, нынешняя и. о. министра энергетики лоббировала интересы этой ТЭС еще, когда работала в министерстве под руководством Игоря Насалика.
В первом квартале 2020 года из 629 тыс. тонн российского антрацита потребленного всеми украинскими ТЭС, 423 тыс. тонн сожгла Славянская ТЭС (67%), к тому же в марте вообще речь шла о 122 тыс. тонн из 137 тыс. тонн. В апреле-мае та же ТЭС использовала 185 тыс. тонн из 355 тыс. тонн всего сожженного антрацита на ТЭС страны.
Хотя критической необходимости в работе этой ТЭС, которая работает только на российском топливе, как показала весна 2017 года, никогда не было. Ее мощности вполне может компенсировать и Запорожская АЭС, и расположенные рядом ТЭС, которые работают на газовом угле внутренней добычи.
Но такие альтернативные мощности уже длительное время ограничиваются ради сжигания на Славянской ТЭС миллионов тонн импортируемого из РФ антрацита. Что нельзя объяснить ничем другим, кроме как мощным лоббированием в органах власти.
С начала июля 2020 года более 50% из 54 тыс. тонн всего потребленного в Украине российского угля снова сожгла Славянская ТЭС. Однако фокус внимания руководства правительства и Минэнерго направлен не на нее, а на дальнейшее укрепление монопольных позиций компании Ахметова в ущерб украинской энергетике и экономике в целом.
Вместе с тем вследствие преференций энергетической монополии олигарха, что привело к резкому завышению цен на внутреннем рынке страны, украинская электроэнергия закономерно полностью потеряла конкурентоспособность на рынках всех соседних европейских стран, в которые до недавнего времени поставляли в значительных объемах.
Если в прошлом году в мае – июне ежемесячные объемы экспорта электроэнергии достигали 580 и 340 млн. кВт/ч соответственно, то в мае – июне 2020 года уменьшились до 125-100 млн. кВт/час.
Неконкурентоспособность украинской энергетики привела к «ручному» закрытию в апреле доступа к украинскому рынку электроэнергии из соседних стран ЕС. Это дало монополисту возможность искусственно поддерживать значительно выше, чем в остальных регионах страны цены на электричество в пределах Бурштынского энергетического острова (Закарпатская и большая часть Ивано-Франковской и Львовской областей).
Но это еще больше ухудшило условия для работы всего украинского бизнеса, который ее потребляет, и нанесло удар по конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Как следствие, создаются стимулы для роста импорта и уменьшения экспорта товаров, а, следовательно, и снижения их производства в Украине. Стоимость электроэнергии играет не последнюю роль и при принятии бизнесом решения о расположении новых, не говоря уже о переносе имеющихся производственных мощностей.
Еще до введения рынка электроэнергии, в начале прошлого года «Неделя» предостерегала, что его запуск без решения застарелых проблем украинской энергетики может создать новые вызовы вместо улучшения ситуации.
Ринат Ахметов и его ДТЭК контролирует 90% всей добычи энергетического угля в стране и производство львиной доли электроэнергии тепловыми электростанциями, а значит, делал и продолжает делать ставку только на возможность навязывать свои условия потребителям. Это реализуется через шантаж государства и расстановку своих людей на ключевые позиции в органах власти.
И при слабом президенте Зеленском монополист получил для этого новые беспрецедентные возможности, сравнимые лишь со временем правления регионалов.
Отказ от импорта антрацита с одновременным наращиванием внутренней добычи угля газовых марок и переоборудованием под него всех ТЭС страны – оптимальный выход из проблемной ситуации, в которую попала энергетика Украины.
Однако этот процесс невозможен без демонополизации угледобычи и тепловой генерации. Ведь сейчас на пути от добывающих предприятий до ТЭС топливо проходит через офшорные «прокладки», которые в конечном итоге и концентрируют сверхприбыли. А сама монополия не заинтересована в наращивании объемов добычи и в снижении цены.
Поэтому единственный путь решения застарелых проблем украинской энергетики пролегает через принудительное распределение угледобывающих и генерирующих активов ДТЭК, по крайней мере, на три-четыре компании с действительно независимыми конечными владельцами, которые будут заинтересованы в наращивании добычи с целью вытеснения конкурентов.
Так можно обеспечить реальную конкурентную биржевую торговлю углем в Украине. Это даст возможность формировать цену топлива без привязки к котировкам в Роттердаме или Южной Африке и повлечет за собой снижение стоимости электроэнергии, что вырабатывается на ТЭС.
Автор: Александр Крамар
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.