Еженедельно команда аналитиков-консультантов по вопросам корпоративного управления готовит для ЭП дайджест о главных событиях в жизни госпредприятий. Что важного произошло 8-14 мая?
Приватизация
Еще один объект Укрспирта выставили на аукцион. Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) выставил на приватизационный аукцион отдельное имущество Караванского места осуществления деятельности и хранения спирта ГП «Укрспирт».
Стартовая цена лота составляет 23,1 млн. грн. Проведение онлайн-аукциона запланировано на 7 июня 2021 года.
В объект приватизации входят здания и сооружения общей площадью 11980,5 м2, среди которых: административный корпус, производственные корпуса, склады, мастерские, углекислотный цех, хранилища спирта, зернохранилища и др.
Отмечается, что предприятие было основано в 1837 году и прошло модернизацию в 2019 году. Активы сосредоточены в двух селах Харьковской области: Караван и Барчани.
Корпоративное управление
ОЭСР опубликовала обзор корпоративного управления на государственных предприятиях Украины. На этой неделе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты своего всестороннего обзора корпоративного управления государственных предприятий Украины.
Члены команды SOE Weekly – Андрей Бойцун, Дмитрий Яблоновский и Александр Лысенко гордятся тем, что приняли участие в обзоре корпоративного управления как консультанты ОЭСР.
Рабочая группа и комитет по корпоративному управлению органами ОЭСР, разработали руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению государственными предприятиями. Именно этот документ является наиболее признанным стандартом корпоративного управления во всем мире.
ОЭСР в своем обзоре отметил, что реформы в сфере корпоративного управления находятся «на начальной стадии» и в «хрупкой» форме. Кроме того, ОЭСР отметила, что, несмотря на достигнутый прогресс, произошла смена приоритетов, которая привела к «стагнации реформы и неудачам». Обзор ОЭСР также содержит рекомендации о ближайших и долгосрочных приоритетах, необходимых для внедрения реформы корпоративного управления.
Краткосрочные приоритеты:
Устранение несоответствий и противоречий в законодательной и нормативной базе.
Продолжение реформы корпоративного управления в топ-15 госкомпаний.
Применение лучших практик по прозрачности и раскрытию информации в экономически важных госкомпаниях, в частности совершенствование финансовой и нефинансовой отчетности.
Разработка комплексной политики собственности с четкими обоснованиями государственной собственности.
Обеспечение прозрачности и подотчетности при реализации корпоративного управления госкомпаний.
Возвращение практики составления годовой агрегированной отчетности госкомпаний, а также продолжение наполнения информации на платформе ProZvit.
Профессионализация функций управления государственной собственностью как средствами борьбы с коррупцией, а также избегание чрезмерного политического вмешательства и вмешательства в операционную деятельность госкомпаний, с целью повышения ее эффективности и прибыльности.
Долгосрочные приоритеты:
Создание централизованного органа для реализации или координации функции собственности (орган, который будет отвечать за владение всеми госкомпаниями или частью госкомпаний).
Обеспечение равных условий конкуренции для госкомпаний и частных компаний.
Дальнейшее укрепление антикоррупционного регулирования, применяемого к госкомпаниям.
Проведение реформы для остальных госкомпаний.
Витренко рассказал, какие задачи президент и премьер-министр поручили ему на посту председателя правления «Нафтогаза». Юрий Витренко рассказал, что президент и премьер-министр дали ему задание организовать работу «Укргаздобыча» таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей населения Украины в газе за счет собственной добычи.
По словам Витренко, еще до увеличения добычи газа и реализации ресурсного потенциала Украины он получил задание обеспечить доходность и стабильность работы «Нафтогаза». Председатель правления «Нафтогаза» добавил, что компания должна принимать активное участие в решении проблем, которые возникают по всей цепи газовых поставок.
Витренко также прокомментировал значительные долги региональных распределительных компаний, большинство из которых контролирует олигарх Дмитрий Фирташ. Он заявил, что с такими компаниями, в том числе с теми, что принадлежат Фирташу, вопрос следует решать в судебном порядке. В свою очередь, если они не могут оплатить долги, тогда эти компании должны перейти в собственность государства в порядке, предусмотренном законодательством.
Витренко выразил обеспокоенность тем, что международные партнеры могут вновь предложить пойти на политический компромисс в вопросе назначения нового наблюдательного совета «Нафтогаза», как это было в случае предыдущего наблюдательного совета. В результате, вместо профессионального конкурсного отбора в соответствии со стандартами ОЭСР, они просто предложат в наблюдательный совет «Нафтогаза» своих представителей.
Витренко также сообщил, что на повестке дня находится вопрос конкурсного отбора нового главы правления «Укрнафта», мажоритарным владельцем которой является «Нафтогаз». Этот конкурс нужен, чтобы менеджмент компании не зависел от миноритарных акционеров группы «Приват», связанной с Игорем Коломойским. Также рассматривается вопрос распределения активов «Укрнафты» между «Нафтогазом» и этими миноритарными акционерами.
Наблюдательному совету «Нафтогаза» предложили временно оставаться на посту. Глава Офиса Президента Андрей Ермак предложил наблюдательному совету «Нафтогаза» оставаться работать до завершения нового прозрачного конкурса.
Ермак также сообщил, что 13 мая был подписан однолетний контракт с новым главой правления «Нафтогаза» Юрием Витренко, а на следующий период руководителя будут выбирать на прозрачном конкурсе, который начнется через полгода.
Ермак отметил, что сейчас идет подготовка проекта закона о совершенствовании корпоративного управления юридическими лицами, акционером которых является государство.
19 апреля 2021 года Министерство экономики опубликовало на своем сайте долгожданный проект по изменениям в законодательство. Проект касается корпоративного управления государственными компаниями. Этим законопроектом предлагается оставить за Кабмином все существующие полномочия по назначению и увольнению руководителей госкомпаний.
Заместитель руководителя Офиса президента Юлия Свириденко отметила, что есть цель более четко разграничить функции государства как акционера и предусмотреть прозрачные критерии оценки наблюдательных советов.
Позже СМИ сообщали, что Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) расследует вопросы соблюдения требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов при назначении Юрия Витренко председателем правления «Нафтогаза».
Как мы сообщали ранее, 30 апреля несколько членов наблюдательного совета «Нафтогаза» сообщили о досрочном прекращении своих полномочий. Как стало известно позже из опубликованной позже на сайте «Нафтогаза» информации, заявления о досрочном прекращении своих полномочий подали все члены наблюдательного совета компании, кроме Роберта Бенша.
Конкурсного отбора этого состава «Нафтогаза» не проводилось, он был избран в результате прямого диалога между правительством Гройсмана с представителями международного сообщества.
Премьер министр прокомментировал кадровые изменения в «Нафтогазе». На этой неделе премьер-министр Денис Шмыгаль дал интервью РБК. Ключевые тезисы интервью:
О реформе корпоративного управления
«Мы не должны и не намерены останавливать или ломать корпоративную реформу (реформу корпоративного управления). Правительство представляет государство Украина, которое является акционером «Нафтогаза». Соответственно, как представитель акционера – народа Украины, правительство принимает меры, чтобы предприятие было эффективным. И это все осуществляется в рамках действующего законодательства. Я уверен в том, что это были корректные решения».
«По этому поводу мы говорили с нашими партнерами, которые помогали нам реализовывать корпоративную и другие реформы, которые инвестировали в это свои капиталы, чтобы Украина двигалась вперед. Например, во время встречи с главой Госдепа США, на встречах с отдельными послами государств G7 мы обсуждали продолжение реформы. Ключевые месседжи – фамилии руководителей не играют роли, роль играет соблюдение законодательства, процедур и продолжение корпоративной реформы. Эти векторы вообще совпадают у нас на 100%».
Смогло ли правительство убедить международных партнеров, что Коболева уволили в рамках законодательства и корпоративной реформы?
«Мы не обязаны убеждать наших партнеров в законности наших решений. Если у кого-то есть сомнения в законности, для этого есть суд. Конечно, мы понимаем, что действуем в рамках законов».
Имеет ли это последствия для переговоров с кредиторами?
«Не имеет. Влияние на кредиторов и наших партнеров могут иметь решения, которые будут ломать принципы корпоративной реформы, как и других реформ, которые реализуются в Украине. Ни один принцип корпоративной реформы мы ломать не собирались и не собираемся».
«Относительно реализации реформ, наших партнеров больше волнует продолжение и завершение реформы правосудия, антикоррупционной системы – НАБУ, НАПК и прочее антикоррупционное законодательство. Я думаю, что где-то третий-четвертый приоритет – это развитие реформы корпоративного управления, но в комплексе с большой приватизацией и другими реформами. И Коболев, и Витренко воспринимаются западными партнерами как топ-менеджеры — реформаторы. Дословная фраза наших партнеров, что фамилия не играет роли».
Позже на этой неделе, послы G7 снова выразили свою обеспокоенность тем, что правительство как акционер «Нафтогаза» и наблюдательный совет компании, еще не достигли согласованного решения, которое позволит текущему совету продолжать выполнять свои обязанности независимо. Они призвали правительство быстро решить этот вопрос таким образом, чтобы продемонстрировать свою приверженность международным стандартам корпоративного управления.
Конкурсного отбора этого состава «Нафтогаза» не проводилось, он был избран в результате прямого диалога между правительством Гройсмана с представителями международного сообщества.
Борисполь ищет нового генерального директора. Наблюдательный совет Международного аэропорта «Борисполь» объявил конкурсный отбор на должность генерального директора компании. Должность стала вакантной после того, как предыдущий гендиректор Павел Рябикин был назначен главой Государственной таможенной службы.
Заявки на конкурсный отбор принимаются с 12 по 25 мая 2021 года. Результаты конкурса должны быть объявлены до 7 июля 2021 года. До назначения нового руководителя обязанности главы аэропорта исполняет Олег Струк.
Правительство закрыло глаза на миллиардные убытки «Украинской железной дороги» в 2020 году. Как мы сообщали в SOE Weekly ранее, на годовом общем собрании акционеров «Укржелдора» от 21 апреля 2021 года Кабинет министров Украины как акционер «Укржелдора» утвердил результаты деятельности компании в 2019 году. В частности, на этом общем собрании Кабмин утвердил годовой отчет УЖД, включая финансовую отчетность, а также отчеты наблюдательного совета и правления за 2019 год.
Как мы отмечали в SOE Weekly ранее, здесь не было опечатки. Вышеупомянутые решения Кабмина были утверждены по итогам 2019 года, а не 2020 года.
При этом в настоящее время отсутствует информация, которая бы свидетельствовала, что Кабмин рассмотрел годовой отчет, финансовую отчетность, отчеты наблюдательного совета и правления, а также принял решение о распределении прибыли «Укржелдора» по итогам 2020 года.
В соответствии с законом Украины «Об акционерных обществах» утверждение годовой отчетности и принятие решения о распределении прибыли относится к вопросам, которые обязательно должны рассматриваться на годовом Общем собрании акционеров.
Как мы сообщали в SOE Weekly, по результатам 2020 года «Украинская железная дорога» получила чистый убыток в размере 11,9 млрд. грн. Сегодня правительство не делало никаких заявлений относительно таких результатов деятельности компании.
Также ранее мы сообщали, что Кабмин оценил деятельность наблюдательного совета и правления «Нафтогаза» как неудовлетворительную из-за убытков компании по итогам 2020 года, которые составили 19 млрд. грн. Вследствие этого правительство приняло решение прекратить работу наблюдательного совета и правления.
В то же время Кабмин также признал неудовлетворительной деятельность наблюдательного совета и правления «Укргидроэнерго», несмотря на получение, компанией чистой прибыли в размере 4,1 млрд. грн., но в этом случае не уволил ни наблюдательный совет, ни гендиректора.
Правительство признало работу наблюдательного совета и гендиректора «Укргидроэнерго» в 2020 году неудовлетворительной, наблюдательный совет с этим не согласен. 28 апреля Кабинет министров Украины, рассмотрев отчеты наблюдательного совета и исполнительного органа «Укргидроэнерго» по итогам 2020 года, признал их работу неудовлетворительной. Наблюдательный совет не согласился с такой оценкой Кабмина.
Наблюдательный совет призвал правительство к конструктивному и открытому диалогу в интересах «Укргидроэнерго», который бы базировался на руководящих принципах ОЭСР по корпоративному управлению госпредприятий, которым следует Украина.
Наблюдательный совет подчеркнул, что в 2020 году компания получила чистую прибыль, которая была в 4,7 раза выше запланированной, полностью реализовала инвестиционную программу и направила на 52% больше средств в государственный бюджет, чем предполагалось – всего 3,5 млрд. грн. Наблюдательный совет также заявил, что активы компании выросли на 18,2% в 2020 году, тогда как ожидалось, что они вырастут лишь на 3%.
В наблюдательном совете также сообщили, что его представителей никогда не приглашали для обсуждения результатов деятельности компании с правительством как акционером «Укргидроэнерго».
Энергетический сектор
За первый квартал 2021 года «Центрэнерго» получило 800 миллионов убытка. По данным СМИ «Центрэнерго» потеряло 794,7 млн. грн. в первом квартале 2021 года. Для сравнения, в первом квартале 2020 года компания сообщила об убытках в размере 163 млн. грн.
По данным СМИ, в первом квартале 2021 года чистый доход «Центрэнерго» от реализации продукции составил 2,98 млрд. грн., тогда как за аналогичный период прошлого года он составлял 4,27 млрд. грн. Себестоимость реализованной продукции составила 3,64 млрд. грн. (против 4,32 млрд. грн. за тот же период прошлого года).
78,3% акций «Центрэнерго» принадлежат Фонду государственного имущества Украины (ФГИУ). Пока нет официальных сообщений от ФГИУ или «Центрэнерго», в частности комментариев о том, что именно повлекло эти убытки.
В первом квартале 2021 года ФГИУ сообщил о доходе от малой приватизации (в основном, продажи таких активов, как спиртзаводы и недвижимость) в размере почти 1 млрд. грн. Обращаем внимание, что потери одного «Центрэнерго» за первый квартал почти нивелировали этот доход.
Кроме того, ФГИУ в течение многих лет содержит в своем портфолио и много других крупных государственных предприятий. На неизвестные финансовые средства по совокупному портфелю предприятий, которым владеет ФГИУ. Все предприятия, которые передаются Фонду госимущества, передаются ему с целью приватизации.
Как сообщалось в SOE Weekly ранее, ООО «Укругольсбыт», которое якобы имеет отношение к Игорю Коломойскому, заработало 120 миллионов гривен путем перепродажи государственного угля «Центрэнерго», а 250 миллионов гривен задолжало шахтам. По данным журналистов, в январе-феврале 2021 года «Укругольсбыт» продало «Центрэнерго» около 400 000 тонн угля.
Посредник покупал этот уголь в угольных шахтах в среднем по 1200 грн./т и перепродавал его «Центрэнерго» по средней цене 1640 грн./т. С учетом дополнительной стоимости купленного угля, ориентировочная прибыль «Укругольсбыт» только за два месяца составила 120 млн. грн.
В то же время, по данным источников журналистов-расследователей в Минэнерго, «Укругольсбыт» все еще задолжало шахтам около 250 млн. грн. за поставленный уголь. Если учесть эту непогашенную задолженность, в целом «Укругольсбыт» «заработало» 370 млн. грн.
Инфраструктура
«Автомобильные дороги Украины» получили 130 млн. убытков. Согласно результатам 2020 года, опубликованным СМИ, государственная компания «Автомобильные дороги Украины» сообщила о чистых убытках в размере 130 млн. грн.
По итогам 2019 года, «Автомобильные дороги» сообщили об убытках на сумму 443,2 млн. грн. В 2018 году в финансовом отчете указан ущерб в размере 314,7 млн. грн. Убытки за 2017 год составили 82 млн. грн.
Учредителем и владельцем 100% акций «Автомобильных дорог Украины» является государство в лице «Укравтодора» (Государственной службы автомобильных дорог Украины).
Пока нет обоснования того, почему государство владеет таким госпредприятием как «Автомобильные дороги Украины». Это также противоречит заявленным правительством основным принципам политики государственной собственности. Поскольку услуги, которые предоставляет компания, легко доступны от частных поставщиков на конкурентном рынке, «Автомобильные дороги Украины» следует приватизировать или ликвидировать.
Также присутствует конфликт интересов в том, что «Укравтодор» одновременно является владельцем «Автомобильных дорог Украины», регулятором отрасли и главным заказчиком по строительству и ремонту дорог в Украине.
«Укрпочта» объявила тендер на 50 миллионов долларов. «Укрпочта» объявила тендер на строительство автоматизированного сортировочного центра в Киевской области. Ожидаемая стоимость проекта составляет 50 миллионов долларов.
По словам генерального директора компании Игоря Смелянского, через несколько лет «Укрпочта» планирует иметь шесть-семь таких центров и примерно 60 и более новых депо.
Он добавил, что существует два варианта контракта: инвестиционный договор или долгосрочная аренда с возможностью выкупа «Укрпочтой».
Конечный срок подачи предложений – 6 июня 2021 года.
События
Круглый стол о корпоративном управлении Укроборонпрома. 13 мая состоялся круглый стол «Государственная оборонная промышленность: на пути к перезагрузке».
Во время круглого стола обсуждалось состояние реформы корпоративного управления в «Укроборонпроме», включая законопроект о его трансформации (законопроект № 3822). В мероприятии принял участие Андрей Бойцун, член команды SOE Weekly.
Среди других участников: Юрий Гусев (гендиректор «Укроборонпрома»); Александр Завитневич (председатель комитета Верховной рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки); Роман Бондарь (первый заместитель гендиректора «Укроборонпрома»); Юрий Пащенко (директор КП «Искра», предприятия «Укроборонпрома»); Елена Тригуб (генеральный секретарь НАКО); Глеб Каневский (председатель StateWatch).
Бойцун заявил, что текущая редакция законопроекта № 3822 не соответствует руководящим принципам ОЭСР по корпоративному управлению государственными предприятиями. В частности, нынешняя редакция законопроекта:
закрепляет конфликтующую роль государства как собственника, законодателя и регулятора, поскольку открывает возможности для вмешательства политиков, в том числе со стороны профильного министерства;
оставляет возможности для политического вмешательства и коррупции, поскольку не гарантирует независимость наблюдательного совета от собственника и законодателя.
Бойцун также сказал, что парламенту стоит скорректировать законопроект с целью устранения этих недостатков. Он добавил, что недавние события в корпоративном управлении украинских госпредприятий ярко продемонстрировали, что принятие компромиссной версии или половинчатые решения могут скомпрометировать реформу корпоративного управления в «Укроборонпром».
14 мая комитет Верховной рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки единогласно поддержал проект № 3822 и рекомендовал парламенту принять документ во втором чтении.
Авторы: Андрей Бойцун, Дмитрий Яблоновский, Мария Крамар и Александр Лысенко
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.