Начатое в мае оформление жилищных субсидий по новым правилам выявило полную неготовность властей к этой бессмысленной процедуре. Из «глубинки» летят тысячи вопросов, ведь к середине мая даже не были готовы обновленные бланки заявлений и деклараций о доходах.
В период карантинных ограничений желающих получить субсидии – а это преимущественно люди пожилого возраста – власть заставила дружно ринуться в Управления социальной защиты населения государственных администраций.
На первый взгляд выглядит непонятным, зачем власть вообще затеяла эту негуманную экзекуцию над миллионами человек, ведь в Украине уже несколько лет подряд перерасчет осуществлялся в автоматическом режиме. А теперь каждый, кто нуждается в государственной помощи на оплату коммуналки, должен заново подать заявление о назначении жилищной субсидии и декларацию о доходах. А тем, кто имеет задолженность, еще и копию договора об ее реструктуризации.
Новые документы будут принимать в течение мая-сентября 2021 года все Управления социальной защиты населения районных государственных администраций. Важно знать, что каждому, кто обратится в любой месяц с мая до сентября, обещают начислить, начиная с мая 2021 года.
Однако в действительности субсидии получат далеко не все нуждающиеся, ведь на всех в бюджете средств банально не хватит – там предусмотрено лишь 36,6 млрд. грн. И если сегодня субсидии получают около 3 млн. семей, то из-за резкого подорожания газа, электроэнергии и коммунальных услуг за субсидиями обратится по разным оценкам – 5, а то и 7 миллионов домохозяйств, то есть примерно половина всех семей Украины.
Чтобы понять, какие риски скрывает новая процедура переоформления субсидий, «Главком» обратился к бывшим министрам социальной политики – Андрею Реве и Павлу Розенко. Ответы наводят на довольно гнетущие размышления, и не только из-за разрушения отлаженной системы субсидий.
Андрей Рева работал министром социальной политики с апреля 2016-го по август 2019 года. Павел Розенко работал вице-премьером с апреля 2016 по август 2019 года, министром социальной политики с декабря 2014 по апрель 2016 года.
Андрей Рева: В следующий отопительный сезон на треть уменьшится количество человек, получавших субсидии
Начатая с мая новая процедура переоформления субсидий населению на оплату коммунальных услуг предусматривает более жесткие критерии назначения. Согласны ли вы с этими нововведениями, или, возможно, что-то бы сделали иначе?
Процедура переоформления субсидий с более жесткими критериями назначения не играла бы большой роли, если бы не одна малюсенькая деталь. Среди принятых изменений наиболее важной я считаю ликвидацию специальных комиссий по вопросам назначения субсидий в отдельных случаях.
Критерии и раньше были разные, но человеку можно было назначить субсидию, даже если написанные критерии это запрещали. Ведь в отдельных случаях разрешалось назначить субсидию по решению специальной комиссии по назначению субсидий.
Понять масштаб проблемы можно на примере Винницы: из 36 тысяч субсидий, которые были назначены людям на отопительный сезон с октября 2020-го по апрель 2021-го, по решению специально созданных комиссий было назначено 19 тыс., то есть больше половины! В целом по Украине более 40%, значит, почти половина всех субсидий назначалась по решениям комиссий.
Например, человек поехал за границу на лечение, или с целью пересадки органов по направлению нашей страны. Если он находился там более 60 дней, то субсидия не назначается. Но комиссия могла разобраться, почему человек там находился, и назначить ему субсидию. После введения изменений назначить субсидию стало невозможным.
Люди, с которыми работники социальной защиты имеют дело — это люди проблемные. Почему они не платят за коммунальные услуги? Потому что они находятся в сложных жизненных обстоятельствах. И требовать, чтобы они соответствовали всем нашим стандартам очень сложно. Если вы отделите этих людей от программы жилищных субсидий, не войдете в их положение, то они вообще не будут платить за жилищно-коммунальные услуги. А дальше что делать, выгонять этих людей на улицу? Или сразу стерилизовать, как рассказывала Галина Третьякова?
Поэтому ключевым моментом во введенных властью изменениях является ликвидация специальных комиссий, ведь это отсекает примерно треть людей от программы жилищных субсидий. Если сегодня у нас около 3 миллионов домохозяйств получают субсидии, то я прогнозирую, что в следующий отопительный сезон их будет не больше двух миллионов.
Парадокс, ведь резко выросла стоимость энергоносителей, а количество субсидиантов уменьшится?
Именно ликвидация комиссий приведет к уменьшению количества субсидиантов. На все остальные изменения относительно критериев назначения субсидий можно было бы даже не обращать внимания, если бы и в дальнейшем были комиссии – тогда бы другие изменения не были бы такими тяжелыми для людей.
Ведь когда теперь в соответствии с новыми положениями – субсидия не должна быть назначена, то маневра для того, чтобы людям помочь, у органов местного самоуправления (то есть управлений социальной защиты) – больше нет. Ведь если в правительственном постановлении написано, что субсидия не назначается, значит, не назначается. Все.
А теперь идем дальше. Это я уже вам говорю, как очевидец, ведь мне пришлось в правительстве работать, когда уже несколько месяцев господин Зеленский был президентом. И с мая до конца августа 2019-го его представителем в правительстве был господин Герус. Он присутствовал на всех заседаниях Кабмина, и часто давал интервью – считался специалистом в области тарифов на электроэнергию.
Так вот, в то время Андрей Герус рассказывал, что, оказывается, система субсидий – неправильная, что она как минимум миллион людей отсекла от субсидий, хотя на тот момент было более 4 млн. субсидиантов. Господин Герус советовал программу субсидий сделать такой, чтобы увеличить на миллион количество субсидиантов, а людей старше 70 лет вообще освободить от уплаты за коммунальные услуги. Все это он говорил публично.
Конец эпохи бедности?
Вы же помните, что с 21 апреля 2019 года был объявлен «Конец эпохи бедности» – везде висели плакаты такого содержания. Первый бюджет, который формировали «слуги» – это был бюджет 2020 года. В этом бюджете впервые за 20 лет они уменьшили социальные расходы на 12 млрд. грн!
Такого не было никогда, даже в самые тяжелые годы инфляции, падения экономики – никогда социальные расходы не сокращали. Из этих 12 млрд. грн. – 10,5 млрд. – это были сокращенные расходы на программу жилищных субсидий.
В бюджете на 2020 год на субсидии выделили 47,5 млрд. грн., а, сколько же получили в действительности?
Если в государственном бюджете на 2019 год на финансирование трех государственных программ жилищных субсидий было предусмотрено средств в объеме 58 млрд. грн., то в государственном бюджете на 2020 год на эти цели было запланировано лишь 47,5 млрд., или на 10,5 млрд. грн. меньше. А по факту, в течение бюджетного года, зеленые сократили финансирование этой программы еще на 10 млрд. грн. – до 37 млрд. грн. Значит, в целом в течение 2020 года программа жилищных субсидий была сокращена на 20 млрд. грн! Это — беспрецедентная цифра.
Причем, средства из программы финансирования жилищных субсидий не были направлены для финансирования других социальных расходов, в частности, на финансирование дефицита Пенсионного фонда, а были использованы по другому назначению. Как следствие, впервые за 20 последних лет мы вошли в новый 2021 год с задолженностью по социальным расходам – выплате жилищных субсидий за ноябрь и декабрь 2020 года, а также с непогашенной Пенсионным фондом Украины казначейской ссудой в размере 13 млрд. грн!
Но это было лишь началом конца эпохи бедности. Потому что если 2020 год зеленые закончили с расходами на программу жилищных субсидий в размере около 37 млрд. грн, то на 2021 год они заложили еще меньше – 36,6 млрд. По этому поводу я даже статью написал и сказал, что этих денег не хватит.
И это притом, что с 1 августа 2020 года было отменено государственное регулирование цен на газ, то есть цены должны определяться на рынке, а затем они пошли вверх. Кроме того, правительство отменило с 1 января льготную цену на электроэнергию.
Когда в октябре 2020 года выяснилось, что людям насчитали платежей за коммуналку на 11 млрд. грн., а в октябре 2019-го – на 7 млрд. грн., был скандал. Стало понятно, что намечается рост расходов населения на коммунальные услуги, поэтому программу субсидий нужно было бы увеличивать. Но, наоборот — на 2021 год финансирование сократили до 36,6 млрд. грн.
Я тогда публично сказал, что этих денег не хватит, а госпожа Лазебная (министр социальной политики) рассказывала, что «все у нас прекрасно». Но уже 22 января 2021 года в программе Шустера она рассказала, что обратилась к Минфину с просьбой добавить еще почти 10 млрд. грн. на программу жилищных субсидий, потому что их не хватает.
А что же произошло дальше? Ровно через неделю – 29 января Верховная рада вносит изменения в бюджет и из программы субсидий они снимают 1,4 млрд. грн. и направляют их на поддержку тех домохозяйств, которые пользуются электрическим отоплением своих домов.
Получается, цены на энергоносители существенно растут, а финансирование программы субсидий сокращается. Возможно это потому, что падает уровень бедности?
Основные статьи расходов большинства украинцев – это продукты питания и коммуналка. За год цены на жилищно-коммунальные услуги выросли на 25%, пасхальная корзинка также увеличилась на 25% – была 620 грн., стала 780 грн. А вот заработные платы за прошлый год выросли на 12% – это данные официальной статистики, и вот теперь на 11% индексировали пенсии.
Если цены выросли на 25%, а доходы граждан – на 11-12%, то бедность растет или падает? Конечно, растет. Следовательно, в условиях роста бедности нужно увеличивать финансирование программы субсидий, а власть, наоборот, их сокращает.
В прошлом году социологи Центра Разумкова установили, что государство отказало в предоставлении субсидий почти трети опрошенных. Каковы прогнозы относительно вероятных отказов в этом году?
Отказы в предоставлении субсидий из-за имеющихся доходов – это объективные отказы, ведь вы Коболеву (бывший руководитель «Нафтогаза Украины») не выделите субсидию, потому что его доходы позволяют платить за коммуналку. Я не согласен со статистикой Центра Разумкова, должна быть другая статистика.
В правительственном постановлении определены причины для отказа назначения субсидии, но так было и раньше. Что изменилось принципиально — ликвидированы специальные комиссии по вопросам назначения субсидий. Поэтому нужно взять количество обращений граждан в комиссии, посмотреть, какой процент назначен комиссией. А процент отказов комиссий — это и есть показатель фактических отказов предоставления субсидий в спорных ситуациях.
Чтобы вы понимали: 95% случаев обращений в комиссии заканчивалось положительным решением. А всего почти половина всех субсидий в Украине назначено по решениям комиссий. И вот если теперь правительство отменило комиссии, то теперь в совокупности обстоятельств более трети людей потеряют субсидию автоматически.
Социологи выяснили, что более 11% украинцам не хватает денег даже на питание, а еще 36% опрошенных лицам хватает лишь на питание и недорогие вещи. Ваш прогноз: как ускорятся темпы наращивания долгов населения за энергоносители из-за низкого уровня жизни украинцев?
Растет бедность, ведь растут коммунальные платежи и цены на продукты питания, а за ними не поспевают зарплаты и пенсии. Соответственно растет задолженность за жилищно-коммунальные услуги – уже есть долг 82 млрд. грн. по состоянию на 1 марта 2021 года. А зеленые говорят, что все замечательно.
У меня простой вопрос: если дальше будет расти задолженность за коммуналку, то, что дальше? Раз не платят, надо вводить жесткие санкции против должников – списывать деньги с пенсий, зарплат, выселять их из квартир и т.д. Можно спрогнозировать, что именно такими будут следующие действия зеленой власти.
В 2016 году, когда Владимир Гройсман был премьер-министром, мы решили разобраться насколько статистические данные, отражают реальный уровень бедности в Украине. Наша статистика пользовалась методикой еще советских времен: берут всю совокупность работающих, составляют их зарплаты, делят, и получается размер средней зарплаты по стране, а затем сравнивают с официально утвержденным прожиточным минимумом. В результате показатель бедности у нас колебался в пределах 25-29%. И всегда все правительства говорили, как здорово, у нас бедными являются не более трети населения.
Но Владимир Гройсман тогда дал нам команду пересчитать, и сравнить доходы населения не с утвержденным Верховной радой прожиточным минимумом, а с фактическим. Мы тогда утвердили новую методику расчета уровня бедности. Сколько же было шума, ведь фактический прожиточный минимум оказался вдвое больше, чем официальный. И когда мы пересчитали зарплаты и пенсии, сравнили с фактическим прожиточным минимумом, то выяснилось, что в 2016 году показатель бедности составлял 56%.
В течение 3-х лет пребывания у власти правительства Гройсмана в Украине, с одной стороны, росли зарплаты и пенсии, а с другой – росли цены и тарифы. Задача правительства состояла в том, чтобы зарплаты и пенсии росли быстрее, чем цены и тарифы. Ведь если этого удается достичь, то тогда бедность в стране уменьшается. Если же цены и тарифы растут быстрее, то тогда растет бедность.
Так вот, за 3 года – с 2016-го по 2019 – у нас Индекс бедности упал с 56% до 41%, то есть на 15 пунктов. Росли цены и тарифы, но ведь росли зарплаты и пенсии, значит, цены и тарифы росли медленнее, чем зарплаты и пенсии. В 2017 году в два раза – с 1450 грн. до 3200 грн. в месяц выросла минимальная зарплата, на 50% выросли зарплаты учителей.
Уже 23 августа 2016 года, через 4 месяца после начала каденции правительства Гройсмана, было подписано новое Генеральное соглашение с профсоюзами и работодателями – первое в течении последних 5 лет.
И именно благодаря скоординированным действиям социальных партнеров в течение 2017 года зарплаты в Украине выросли на 38%, что позволило получить дополнительный ресурс от увеличения отчислений в Пенсионный фонд без повышения налогов. Получив дополнительный ресурс, мы в 2017 году провели пенсионную реформу, увеличив в среднем на 62% пенсии, которые не осовременивались с 2008 года.
И хотя в течение 2016 – 2019 годов бедность в Украине уменьшилась на 15 пунктов – с 56% до 41%, но, согласитесь, что 41% бедных людей в стране – это колоссальная цифра. И поэтому результат выборов 2019 года был вполне прогнозируемым, ведь зеленые пообещали людям конец эпохи бедности (на выборах президента 73% избирателей отдали голоса за Зеленского).
И выбрали себе горе… и где же тот «конец эпохи бедности»?
Так вот, лишь за один 2020 год индекс бедности вырос с 41% до 51%. На 10 пунктов за год!
Когда в стране растет бедность, когда цены и тарифы растут быстрее, чем зарплаты и пенсии, тогда ресурсы нужно направить на зарплаты и пенсии. Но зеленая власть, которая нашла 150 млрд. грн. на дороги, в то же время не нашла дополнительных денег ни на зарплаты педагогам и медикам, ни на пенсионные выплаты, ни на субсидии. Субсидии сокращают. Вот это и есть антинародная социальная политика «зеленой» власти, промоутером которой выступает Третьякова, Шмыгаль и Лазебная – с подачи Зеленского!
Галина Третьякова – народный депутат, глава комитета Верховной рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов, член фракции «Слуга народа». Марина Лазебная — министр социальной политики Украины. Денис Шмыгаль — премьер-министр Украины.
Когда я сейчас читаю комментарии, смотрю, что делается, у меня волосы дыбом становятся от того непрофессионализма, который сейчас происходит.
Что происходит с Пенсионным фондом, в чем проблема, ведь задержек с выплатами пенсий вроде бы нет?
Когда в 2016 году я стал министром, собственные доходы Пенсионного фонда (ПФ) за счет единого социального взноса (ЕСВ) были 112 млрд. грн., еще 145 млрд. – это были дотации из государственного бюджета.
Тогда же мы разработали программу повышения заработных плат: чем выше заработная плата, тем больше отчислений в бюджет Пенсионного фонда. Мы поднимали зарплаты в стране, боролись с теневой занятостью – за 3 года у нас вышло из тени 700 тыс. работников. Представьте себе, что у нас большая трудовая миграция, а количество плательщиков ЕСВ выросло. Они вышли из тени за счет тех мер, которые мы приняли по детенизации экономики.
И это притом, что в конце 2015 года Верховная рада Украины приняла закон о сокращении размера единого социального взноса на 40% – с 38% до 22%! Вследствие этого популистского решения Пенсионный фонд в 2016 году потерял 65 млрд. грн.
Все это делалось под аккомпанемент разговоров о необходимости помощи бизнесу в условиях кризиса. У меня простой вопрос: а что, в условиях кризиса пенсионеров поддерживать не нужно? Они что у нас стали настолько состоятельными, что уже не нуждаются в государственной поддержке? Я прямо спросил народных депутатов об этом и услышал в ответ, что, мол, теперь же предприниматели выйдут из тени и заплатят своими налогами.
Но на практике за этот популизм заплатили именно пенсионеры – Пенсионный фонд в 2016 году не досчитался 65 млрд. грн. Такой была цена популизма.
Что мы имеем сейчас? В течение 2020 года в тень ушло 356 тысяч работников, и это притом, что Шмыгаль заявил о создании 600 тыс. новых рабочих мест. Это — откровенная манипуляция, ведь Шмыгаль просто озвучил статистику Государственной службы занятости о количестве трудоустроенных граждан за предыдущий год. Но кроме трудоустроенных лиц в течение года были еще и уволенные. Таких за последний год в Украине было 709 тысяч человек. Значит, нужно оценивать не только количество трудоустроенных лиц, но и сопоставлять эту цифру с численностью тех, кто уволился.
Так вот у нас за 2020 год сократилось общее количество вакансий на 109 тыс. единиц. А количество застрахованных лиц снизилось на 356 тыс. человек. Это значит, что почти 250 тыс. человек ушло в тень. Они не исчезли, они в тень ушли. При этом ни, о каком дополнительно созданном новом рабочем месте речь вообще не идет!
Почему так много работников снова ушли в тень?
А потому, что господин Гетманцев (Даниил Гетманцев – председатель комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики) и его «зеленые соратники» в октябре 2020 года отменили штрафы на «рабовладельцев» – так называю тех людей, кто нанимает на работу другого человека, но не оформляет официально.
Так вот, мы ввели штраф в 300 тыс. грн. на таких «рабовладельцев», а они его отменили. Спрашиваю Гетманцева: для чего вы это сделали? Отвечает: не надо давить на бизнес. Говорю: как же вам не стыдно, какое же это давление, это же не налог, а штраф, во всем мире так.
Как только отменили этот штраф, в первом же квартале 2020 года люди сразу же ушли в тень. А значит, сократилось количество плательщиков в ПФ, плюс они еще заморозили повышение заработной платы учителям, которую мы разработали. В результате у них – представьте себе! – темпы роста зарплаты в 2020 году – составили 12%, тогда как в 2017 году – были 38%, то есть в три раза упали темпы роста зарплаты!
Индексация пенсий в 2019 году была в 17%, а сегодня – 11%, то есть почти вдвое упали темпы роста пенсий.
Что же теперь происходит в ПФ из-за сокращения количества работающих и недостаточного роста зарплат?
За первые месяцы 2021 года казначейская ссуда выросла на 10 млрд. грн., то есть кроме общего дефицита ПФ они еще же забирают деньги из Государственного казначейства.
Итак, когда мы пришли, в 2016 году сумма непогашенной Пенсионным фондом Украины казначейской ссуды за 2008 – 2016 годы составляла 50 млрд. грн. Когда мы ушли – у нас эти же 50 млрд. и остались. А они за 2020 год увеличили казначейскую ссуду на 13 млрд., и за 4 месяца 2021 – еще на 10 млрд. грн.
Пенсионные выплаты сегодня фактически выплачиваются за счет средств местных бюджетов! Об этом не афишируется, а я вам об этом говорю публично. И это создает угрозу для финансовой стабильности не только Пенсионного фонда, но и всей финансовой системы страны и в первую очередь – местных бюджетов, бюджетов органов местного самоуправления.
Это и является настоящим результатом новейшего популизма зеленой власти, в частности того, что они 200 тыс. предпринимателей к маю вообще освободили от уплаты ЕСВ. И сократили на 8,5 млрд. грн. дотацию ПФ по сравнению с прошлым годом.
Это же какой удар по бюджетам?
Сейчас зеленые пытаются протащить еще и законопроект Третьяковой №2683 о создании общеобязательной накопительной пенсионной системы, то есть, они хотят на 2% уменьшить отчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в местные бюджеты, и еще 2% ЕСВ забрать из ПФ, чтобы отдать эти средства частным страховым компаниям, пул которых возглавляла Третьякова.
Планируют ухудшить финансовую ситуацию местных бюджетов, Пенсионного фонда, ну и государственного бюджета, который должен компенсировать эти потери. Вот вам вся социальная политика «зеленой» власти.
Вернемся к субсидиям. С 2015 по 2017 годы объем финансирования субсидий из госбюджета вырос с 8 млрд. до 61 млрд. грн., а затем начали сокращать финансирование, в частности, в 2021 – до 36,6 млрд. грн. Какие дальнейшие перспективы субсидий?
В 2018 году на субсидии было выделено 74 млрд. грн. Поднимались тарифы – государство увеличивало поддержку, поэтому люди и не выходили на уличные протесты.
Максимальное количество субсидиантов было в 2017 году – 6,9 млн. домохозяйств, плюс еще 2,5 млн. получили поддержку, как лица, которые по закону имели право на льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги (ветераны войны, чернобыльцы и другие). Значит, почти 9,5 млн. домохозяйств (из общего количества 15 млн. домохозяйств) имели социальную защиту от роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
А сейчас менее 3 млн. домохозяйств получают субсидии, и «зеленые» планируют сократить их численность еще больше. И это в условиях роста показателей бедности, когда тарифы и цены растут более высокими темпами, чем темпы роста зарплат и пенсий!
Складывается катастрофическая ситуация с субсидиями, пенсиями и зарплатами… А в следующий отопительный сезон газ будет стоить в среднем 10 грн. за куб (с доставкой). В январе при подорожании газа до 10 грн. в Украине начались массовые протесты. Выходит, зимой опять все может повториться?
Я вам напомню цитату президента Зеленского из далекого уже 2019 года: «Тарифы за коммунальные услуги не должны быть приговором для людей. Приговор должен ждать тех, кто сделал такие тарифы».
В прошлом году Зеленский обещал сокращение тарифов на тепло в 2 раза. А ведь по официальным данным Госстата, тарифы на коммуналку в первом квартале 2021 года выросли на 25% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Значит, их не только не уменьшили в 2 раза, а увеличили на 25%, а цена газа вообще выросла на 80%.
Вот и хочется спросить у господина президента: кого должен ждать приговор за эти тарифы? Он ведь обещал, что весна придет – сажать будем. Кого именно? И когда? Весна уже заканчивается, а результата – ноль. Такой же ноль, который является настоящей объективной оценкой всей социальной политики власти.
Автор: Наталка Прудка
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.