Отрасль образования в Украине, как и в большинстве других стран мира, столкнулась с глобальным вызовом, обусловленным распространением коронавируса SARS-CoV-2. Учреждения образования оказались в чрезвычайной ситуации и вынуждены перейти к дистанционному или смешанному формату обучения.
В результате возникли трудности с реализацией новой нетрадиционной модели, по которой образовательные учреждения начали работать и предоставлять широкий спектр своих услуг. Целью и новизной статьи является системное обобщение результатов по экстремальному режиму работы учебных заведений в период пандемии, для адаптации их к неординарной ситуации в функционировании и дальнейшем развитии.
Методом исследования является систематизация эмпирических данных относительно отдельных практик деятельности различных видов учреждений и на основании этого определение возможности сочетания в целостном механизме функционирования на основе принципов социальной справедливости и эффективности.
Проанализирована готовность системы образования к дистанционному обучению в условиях пандемии, определены позиции для регулирования и устойчивого налаживания работы образовательных учреждений, обеспечения справедливого доступа различных слоев общества к онлайн-ресурсам, для формирования позитивных сценариев функционирования образования в эпидемический и после пандемический период.
В работе использованы основные теоретические положения, наработанные украинскими и зарубежными исследователями по поводу COVID-19. Одним из главных положений, которые касаются образования и его перспективного развития, является то, что нынешний кризис заставляет общество осознать, что в основе большинства решений лежит моральный и справедливый выбор, и в будущем, возможным будет отойти от доминирования личных интересов и создать более гармоничное общество.
Также в статье использованы материалы ООН по анализу последствий СOVID-19. В исследовании определена динамика образовательных процессов в течение пандемии. Приводятся положительные и проблемные практики. Выводы из полученного исследования и опыта могут стать основой для формирования мероприятий, которые помогут учебным заведениям преодолеть «переходный период».
Ключевым фактором их устойчивости становятся общие сервисы образования (цифровые библиотеки, платформы онлайн-образования), мобилизация преподавательского и ученического контингента для работы в новых условиях, соответствие финансовых и распределительных механизмов требованиям времени.
Ключевые слова: COVID-19, онлайн-технологии, дистанционное обучение, учебные заведения, справедливость, педагогическая нагрузка, оплата труда.
Постановка проблемы и ее актуальность. В 2020 г. в Украине, как и в большинстве других стран мира, отрасль образования столкнулась с глобальным вызовом, обусловленным распространением коронавируса SARS-CoV-2. Учреждения образования оказались в чрезвычайной ситуации и вынуждены перейти к дистанционному или смешанному формату обучения. В результате возникли трудности с реализацией новой нетрадиционной модели, по которой образовательные учреждения начали работать и предоставлять широкий спектр своих услуг.
Для анализа того, как система дистанционного обучения справилась с этим испытанием, были проведены специальные опросы руководителей учреждений общего среднего образования, педагогических работников, родителей и учеников, Службой образовательного омбудсмена.
А также Государственной службой качества образования, Институтом образовательной аналитики совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) – с целью изучения мнений и желаний образовательного сообщества относительно выявленных проблемных сфер и совершенствования базовых процессов обучения в ходе внедрения дистанционных технологий.
Результаты показали, что отрасль в целом сохранила устойчивость функционирования, однако оказалось, что система образовательных учреждений не смогла работать с прежней эффективностью. Кроме того, социологическими опросами не охвачены высшие учебные заведения. В связи с этим актуальными вопросами является оценка мобилизационной готовности системы учебных заведений работать в новом режиме и определение путей улучшения практик образовательной деятельности в период удаленной работы.
Анализ последних исследований. Опыт последнего года показал определенные возможности использования форматов и технологий дистанционной работы для учебных заведений. Так, С. Горбачев (S. Gorbachov), образовательный омбудсмен, анализировал безопасность права учащихся на образование во время карантина. И, как и насколько эффективно реализуется это право.
А. Витренко (A. Vitrenko), А. Грищенко (A. Grishchenko), Г. Гурак (R. Gurak), В. Ляшко (V. Lyashko), Н. Софий (N. Sofi), Р. Шиян (R. Shiyan), И. Шумик (I. Shumik) и другие специалисты исследовали вопросы в организации обучения в учебных заведениях. В том числе в дошкольных учреждениях.
Наиболее сложными в процессе реализации дистанционного обучения является налаживание эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса, в частности, по вопросам технического обеспечения, методической и организационной подготовки обучения.
К. Шваб (K. Schwab) и Т. Маллере (T. Mallere) доказывают рост социальной и гуманитарной роли образования в обществе во время карантина и в после пандемическом периоде. С. Бекова (S. Bekova), Е. Терентьев (E. Terentyev), Н. Малашонок (N. Malashonok) одними из первых авторов оценивают связь между характером трудностей, возникающих у студентов в условиях дистанционного обучения, и их социально-экономическим статусом.
Важно подчеркнуть позицию ООН, изложенную в «Концептуальной записке: образование в эпоху COVID-19 и в следующем периоде», где отмечается, что кризис послужил стимулом для инноваций в сфере образования.
Целью и новизной статьи является системное обобщение результатов по экстремальному режиму работы учебных заведений в период пандемии для адаптации их к неординарной ситуации функционирования и дальнейшего развития.
Методологическая основа исследования. Методом исследования является систематизация эмпирических данных относительно отдельных практик деятельности различных видов образовательных учреждений и на основании этого определения возможности сочетания в целостном механизме функционирования на основе принципов социальной справедливости и эффективности.
Изложение основного содержания. Неизбежным результатом пандемии коронавируса стал постепенный рост влияния кризисных условий на необходимость проведения системных изменений в национальных экономиках всех стран мира, в частности, в такой важной сфере, как образование.
ООН констатирует, что пандемия COVID-19 привела не только к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который коснулся почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах, но и дает толчок для развития начального, среднего, высшего и профессионально-технического образования.
В этом контексте заслуживает внимания труд Клауса Шваба, основателя и президента Всемирного экономического форума в Давосе с 1971 года, и Тьерри Маллере, основателя и автора издания «Monthly Barometer»: «COVID-19: большая перезагрузка».
Главным контентом работы является мнение, что человечество ждут большие перемены в скором времени, а также отдаленные последствия, которые пока сложно предсказать. Мира, в котором люди жили в первые месяцы 2020-го, больше не существует. Он никогда не вернется в состояние, где будет восстановлено утраченное ощущение нормальности.
Коронавирусная пандемия ознаменовала фундаментальный поворотный момент в траектории глобального развития. Суть экономической перезагрузки заключается в формировании более справедливой экономики. К. Шваб и Т. Маллере обращают внимание на то, что значимым является, не только объем экономики, но и распределение материальных благ.
В ситуации, когда во многих странах неравенство доходов глубоко, как никогда раньше, и когда процесс технологического прогресса еще более усиливает такую поляризацию, ВВП в целом или его усредненные значения (ВВП на душу населения) все меньше отражают качество жизни отдельных людей.
Имущественное неравенство является важным измерением динамики неравенства и требует системного отслеживания, уверены авторы. Главными векторами социальной перезагрузки станут масштабное перераспределение богатства в обществе и отказ от политики неолиберализма. Роль государства будет расти.
Среди сфер, открывающих немалые возможности для роста, авторы называют образование (начальное, среднее, высшее, профессионально-техническое, переквалификацию, обучение взрослых и т. д.), которое потенциально может способствовать созданию современных рабочих мест.
Пандемия коронавируса изменила социальный, экономический, культурный контекст функционирования общества и, в частности, образования, коснувшись большинства механизмов функционирования данной сферы, в том числе и механизма финансового обеспечения реализации образовательными учреждениями государственного задания.
Вызванный COVID-19 экономический кризис привел к ощутимым негативным финансово-экономическим последствиям, прежде всего в вузах, а также в средних и дошкольных заведениях. В роли приоритетных в условиях пандемии можно определить два тренда в системе образования: дестабилизация процесса государственного финансирования и вынужденный переход на дистанционные формы обучения.
Бюджетную основу финансирования образования составляет динамика ВВП, и уровень реального наполнения доходной части бюджета страны в результате усиления или ослабления динамики валового внутреннего продукта. В 2020 г. ВВП против 2019 г. уменьшился на 4,0% (в постоянных ценах 2016 г.), в том числе в образовании – на 4,8%.
Нацбанк Украины прогнозирует, что экономика Украины в 2022-2023 гг. будет расти на уровне около 4%. Так, в 2021 г. экономика почти наверстает потери от коронакризиса и покажет рост на 4,2% ВВП. Показатель прогнозируется на уровне 4,58 трлн. грн, в 2022 – 5,015 трлн. грн, в 2023 г. – цифру в 5,474 трлн. грн.
Главной движущей силой для этого остается устойчивый внутренний спрос, обусловленный ростом реальных доходов. Такой сценарий развития ВВП несколько оптимистичен. Поквартальная динамика валового внутреннего продукта Украины в 2020 г. демонстрировала растущее ухудшение макроэкономических условий развития экономики, что негативно отразилось на ее темпах.
В четвертом квартале 2020 г. разница между реальным и номинальным ВВП равнялась 18,7% против 3,8% в первом квартале. Это указывает, что в 2021 г. экономика страны имела неудовлетворительный стартовый потенциал для своего роста.
Инфляционная ситуация в начале 2021 г. подтверждает, что состояние экономики еще не соответствует тем сценарным ожиданиям роста, которые предварительно прогнозировались. Если в первом квартале 2020 г. индекс инфляции составил 0,69, то в первом квартале 2021 г. – 4,0. Все это свидетельствует, что в значительной степени экономика оказалась неготовой к формированию бюджета компенсировать дополнительные расходы образования в кризисных условиях и обеспечить в дальнейшем ее устойчивое развитие.
Страна в 2020 г. вынуждена осуществить секвестр государственного бюджета на образование. Произошло перераспределение бюджетных расходов, в результате которого уменьшился объем финансирования всей сферы образования.
В соответствии с положениями закона Украины от 13.04.2020 № 553-ІХ «О внесении изменений в закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2020 год”», были сокращены расходы МОН по основным программам (КВН 220) и субвенциям на образовательные нужды (КВН 221). Общий объем сокращения составил 4 947 млн. грн, то есть общий объем финансирования сократился на 4,3%.
Сумма сокращения на 48,7% сформирована за счет расходов потребления и на 51,3% – расходов развития. По наименованию главного распорядителя средств – КПКВК 2200000 Министерством образования и науки Украины в 2020 г. сокращено 1 874 млн. грн, что составляет 38% от общей суммы расходов, а объем общегосударственных расходов и кредитования (КПКВК 2210000) – на 3 073 млн. грн, или на 62%.
Общий секвестр бюджета МОН в 2020 г. составляет 4,28%, причем сокращение по КВН 220 составляет 6,11%, а по КВН 221 – 3,62%. Сокращение расходов по бюджетным программам было неравномерным.
По направлению КВН 220 у семи программ финансирование осталось без изменений, тогда как для восьми программ финансирование на 2020 г. было полностью отменено. Что касается субвенции на образовательные нужды (КВН 221), то за исключением образовательной субвенции и субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями, объем ассигнований на остальные субвенции претерпел сокращение.
К субвенции 1 относятся расходы из государственного бюджета местным бюджетам на создание учебно-практических центров современного профессионального (профессионально-технического) образования.
К субвенции 2 — расходы из государственного бюджета местным бюджетам на обеспечение качественного, современного и доступного общего среднего образования «Новая украинская школа».
Для субвенции 3 — расходы государственного бюджета местным бюджетам на реализацию программы «Способная школа для лучших результатов».
Субвенция 4 включает расходы местным бюджетам на улучшение социальной защиты отдельных категорий педагогических работников в учреждениях общего среднего образования.
Дифференцированный подход применялся и для заведений высшего образования с учетом того, что каждое из этих заведений может претендовать на финансирование по приоритетным научным направлениям. В среднем общее количество направлений составляет 100. В связи со сложившейся ситуацией, в 2020 г. запланировано профинансировать около 22 научных направлений, которые получают наивысший рейтинг по результатам государственной аттестации.
С 2019 г. впервые были профинансированы капитальные расходы на создание и ремонт существующих спортивных комплексов при ЗЗСО всех степеней. Среди обязательных условий предоставления субвенции – софинансирование из местных бюджетов, обустройство спортивным инвентарем и оборудованием и содержание предполагается за счет местных бюджетов.
Такой подход к ремонту и сооружению спортивных объектов ставит школьный спорт в зависимость от инвестиционной способности местных бюджетов, что в современных экономических условиях (особенно в условиях пандемии) приведет к дифференциации развития физической культуры среди ученического контингента.
Краткосрочное секвестрование бюджета в начале пандемии было вызвано необходимостью обеспечить финансовую устойчивость сферы образования, в частности общеобразовательных учреждений. Однако пандемия стала стрессовым индикатором для всех образовательных учреждений на возможность их адаптации к рискам, которые угрожают постоянству всех структурных звеньев образования.
Данный контекст актуализирует дискуссии о влиянии новой реальности на различные аспекты деятельности отрасли, например, образовательное неравенство, сетевое взаимодействие учебных заведений, форматов развития образовательных звеньев, организационно-экономических преобразований.
Отсутствие достаточной эмпирической базы данных для изучения ряда проблем, связанных с пандемией, заставляет исследователей пополнять статистические и социологические украинские источники наработками, которые осуществляются за рубежом, а также на международном уровне.
Так, К. Шваб и Т. Маллере определяют три системных изменения, которыми будет характеризоваться движение перегрузки на макроэкономическом уровне.
Авторы обращают внимание на такие обобщенные проблемы, как ускорение цифровых технологий, восстановление справедливости, улучшение системы управления. Подчеркнуто, что значимым вопросом, с решением которого предстоит столкнуться многим странам, является социальная перезагрузка. Способность гарантировать реализацию социальных приоритетов с большой вероятностью прогнозируется в образовании.
Многие страны от обучения в онлайн-формате ожидали снижения неравенства в доступе к образованию. Однако практика показала, что онлайн-обучение скорее усиливает неравенство, увеличивая разрыв в усвоении знаний между учениками, которые находятся в разных социально-экономических слоях общества. У студентов и учащихся различные технические возможности, условия обучения и навыки, которые влияют на вариативность их дистанционной подготовки.
Социологические опросы, проведенные в 10 ведущих исследовательских университетах США, показали, что наибольшие трудности в доступе к новым технологиям обучения в онлайн получили ученики из семей с низким уровнем дохода. В этой группе существенно больше тех, у кого во время пандемии COVID-19 возникли финансовые проблемы.
Зарубежные социологи установили, что в случае перехода на дистанционное обучение студенты из малообеспеченных семей столкнулись с большим количеством проблем. Так, были выявлены существенные различия в уровне технической оснащенности студентов из разных доходных групп, а также значительные сложности в связи с отсутствием компьютерных навыков для работы в онлайн-формате и отсутствием по месту жительства надлежащих бытовых условий для организации обучения.
По информации о результатах опроса директоров ЗЗСО и ЗДО, проведенного Государственным научным учреждением «Институт образовательной аналитики» совместно с ЮНИСЕФ, в Украине во время дистанционного обучения также существовали определенные технические ограничения. Самыми важными из которых, по мнению опрошенных лиц, были отсутствие скоростного подключения к сети интернет у учащихся дома, недостаток цифровых устройств у учеников дома, отсутствие скоростного подключения к сети интернет у учителей дома.
Лишь 2,5% респондентов подтвердили, что никаких ограничений не почувствовали. Более 63,0% респондентов отметили, что дистанционное обучение во время карантина было менее эффективным по сравнению с привычным образовательным процессом в учебном заведении, 25,5% опрошенных считают, что оно было достаточно эффектным, но не настолько, как в учебном заведении, а для 5,5% респондентов – совсем неэффективным.
Международные исследования не только подтверждают такой вывод, но и предопределяют различия в условиях и опыте обучения в дистанционном формате у студентов с различным социально-экономическим статусом, что приводит к неравенству образовательных результатов.
Поэтому видно, что в группе 1, где наиболее низкие доходы, 53% студентов считают, что их обучение в дистанционном формате было неэффективным. В группе 4, куда включены студенты с самыми высокими семейными доходами, такого мнения придерживаются 45%.
Игнорирование социальных различий приведет к тому, что новые технологии будут не снижать, а обострять неравенство и ограничивать мобильность студентов, усиливать дифференциацию качества образования, консервируя тем самым неуспеваемость в их среде.
Частью социальной функции учебных заведений должна стать поддержка трудоустройства студентов, в том числе в самих высших учебных заведениях. Для разработки предложений по расширению трудоустройства студентов стоит провести эксперимент по возможности их трудоустройства, как это делалось в зарубежных заведениях.
Зарубежные социологи считают, что для обучения в дистанционном формате нужны специфические навыки, опыт и знания, в частности способность сам по себе выстраивать стратегию своего обучения. У многих современных студентов на 1-м курсе слабо развита компьютерная грамотность, несмотря на распространенное мнение о хорошем владении компьютерными технологиями, — исследования же свидетельствуют, что на практике знания молодежи в сфере технологий часто ограничиваются простыми операциями.
Осознание технологических ограничений высшего образования, что возникает из анализа выполнения учебных программ в период пандемии, дает возможность сделать определенные выводы для повышения качества высшего образования в Украине. В сложном положении оказались преподаватели предметов естественнонаучных и инженерных специальностей, обучение которым требует лабораторного или специального оборудования, а также преподаватели по таким направлениям, как искусство и дизайн.
Для обучения дисциплинам, требующим специфических условий, педагогический персонал во многих странах не получил вовремя надлежащей методической и технологической поддержки.
В подобных экстремальных ситуациях важны новации, которые могут быть реализованы благодаря выстраиванию новых смешанных форматов взаимопомощи. В зарубежных странах в таком формате 60% высших учебных заведений создали специальные сайты или разделы официальных сайтов для информирования и помощи преподавателям соответствующих предметов.
Кроме того, в вузах сформировались группы или штабы студентов IT-волонтеров. Цифровые волонтеры оказывали помощь преподавателям с настройкой и использованием онлайн-платформ, а также в решении сопутствующих технических проблем.
Интенсивное расширение в сфере высших учебных заведений цифровой образовательной среды серьезно повлияло на их финансовую ситуацию. Это коснулось механизмов финансового обеспечения в выполнении вузами не только государственного заказа, но и подготовки специалистов на контрактной основе.
С приобретением опыта функционирования в новом дистанционном формате перед высшими учебными заведениями встала задача развития в сложных и еще не до конца определенных аморфных условиях.
Новый режим педагогической деятельности изменил традиционное представление о наполняемости групп, соотношении в них преподавателей и студентов. Нечеткость педагогической нагрузки вызвана тем, что к слушанию лекций, участию в семинарах и практических занятиях может привлекаться широкий круг студентов. В целом переход на дистанционный формат привел к значительному увеличению нагрузки на профессорско-педагогический персонал.
Общий объем трудовых затрат преподавателей в дистанционном формате вырос в 1,5 раза – прежде всего за счет изменений, которые вносятся расширением электронного обучения, сопровождаются академической мобильностью студентов, сетевым взаимодействием учреждений образования и требуют тщательного внимания, чтобы взвешенно подойти к совершенствованию финансовых и административных механизмов развития высших учебных заведений.
В случаях перехода на дистанционное обучение высшим учебным заведениям пришлось расширять парк компьютерной техники, закупать программное обеспечение и совершенствовать инфраструктуру для внедрения цифровых дистанционных технологий.
Переход на дистанционное обучение негативно отразился на стоимости реализации образовательных программ. Согласно исследованиям зарубежных ученых, расходы на дистанционное обучение существенно превосходят расходы на реализацию традиционного обучения в связи с тем, что требуют дополнительных затрат на привлечение технических специалистов, на содержание IT-инфраструктуры и длительного времени на создание электронных учебных программ.
В условиях пандемии перевод студентов-контрактников на удаленный формат обучения означает переход их с очной и заочной формы обучения на дистанционную. В законе Украины «О высшем образовании» дистанционная форма получения образования так же, как и очная, заочная и сетевая имеет статус институциональной, то есть подвергается определенной регламентации.
В отличие от других форм обучения она характеризуется как индивидуализированная. «Дистанционная форма получения образования – это индивидуализированный процесс получения образования. Он происходит в основном за счет опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде. Функционирует на основе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий».
Стоит отметить, что качество дистанционного обучения ниже очного, и поэтому не может рассматриваться как полноценная замена очной формы получения образования. В связи с этим происходит нарушение социальных и имущественных прав учащихся контрактной формы обучения. В таком случае учреждение высшего образования должно осуществлять перерасчет стоимости обучения в период реализации учебных дистанционных технологий.
Вынужденный переход на дистанционное обучение вызвал оперативную организационную реакцию системы образования на пандемию коронавируса SARS-CoV-2. Следует заметить, что снижение доступности образования не является специфической проблемой украинского образования. Она присуща большинству стран мира и решается похожими путями, но с учетом традиций и конкретных условий функционирования образовательных учреждений.
Пандемия не только негативно повлияла на мобильность студентов, нарушила постоянство режимов жизни школьников и осложнила деятельность преподавательского состава, но и обусловила далеко идущие экономические и общественные последствия.
Для проработки и решения задач, стоящих перед обществом, были осуществлены социальные опросы, результаты которых могли способствовать осознанию путей преодоления эпидемического кризисного состояния. Инициаторами проведения опросов стали Служба образовательного омбудсмена, Государственная служба качества образования, Институт образовательной аналитики совместно с Детским фондом ООН.
По результатам опроса Служба образовательного омбудсмена обнаружила, что вынужденный переход на дистанционное обучение выявил серьезные организационные, учебные, психоэмоциональные, технические проблемы с обеспечением права на качественное образование. В частности, исследование показало, что 85,1% детей продолжили обучение во время карантина.
Однако у 32,5% семей респондентов выявлено частичное или полное отсутствие технического оборудования для дистанционного взаимодействия. Предполагается, что этот показатель еще выше, поскольку родители из сельской местности не смогли активно присоединиться к опросу из-за отсутствия связи в интернете и оборудования. Среди основных трудностей и проблем дистанционного обучения во время карантина выделяется проблема оплаты педагогической деятельности.
В системе общего среднего образования Украины работает значительная часть людей почтенного возраста, которые являются уязвимой категорией. Например, среди работников образования насчитывается: 27,5% педагогических работников в возрасте от 41 до 50 лет; 13,2% – 55-60 лет, 10,4% – 51-54 года, 14,8% – свыше 60 лет, а в дошкольном образовании: 62% – 35-59 лет, 9% – 60 лет и старше.
Общей статистики по всей Украине относительно больных учеников/воспитанников и работников учебных заведений государственные органы власти не публикуют. Для того чтобы выяснить ситуацию, был осуществлен мониторинг некоторых веб-сайтов и сообщений областных государственных администраций и городов относительно статистической отчетности по заболеваемости COVID-19 работников учебных заведений, учащихся, воспитанников.
Даже из этих неполных данных можем сделать вывод, что общее количество больных работников в 1,5–2 раза больше, чем учеников или воспитанников. Только в одном сообщении городских властей указан процент больных работников образования от общего количества работающих, а это является очень важным показателем способности учебных заведений и, соответственно, работников организовывать образовательный процесс.
Часть педагогов, находясь на самоизоляции, осуществляет обучение учащихся в дистанционном формате, чтобы обеспечить право каждого соискателя на образование в соответствии со ст. 53 Конституции Украины.
Кроме того, есть случаи, когда учителя, перенося болезнь на COVID-19 в легкой форме, продолжают обучать учащихся дистанционно. В то же время, чтобы обеспечить право учащихся на образование, нужно заменять сразу нескольких учителей, которые болеют COVID-19 или находятся на самоизоляции.
Педагогическим работникам, которые выявили болезнь и сознательно ушли на самоизоляцию и оформили листок временной нетрудоспособности, и которые продолжают исполнять свои должностные обязанности вести обучение детей для обеспечения права каждого на образование, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере 50%.
Фактически, такая практика лишает педагогических работников половины заработной платы. Это нарушает права учителей на получение вознаграждения за выполненную ими работу в соответствии с установленными нормами труда, времени и должностных обязанностей в полном объеме. Ведь осуществление одновременной оплаты больничного листка по самоизоляции и выполнение дистанционной работы законодательством не предусмотрено.
Работа, проведенная Государственной службой качества образования, Институтом образовательной аналитики совместно с Детским фондом ООН, представляет собой аналитическое и экспертное исследование по оценке режима деятельности и мониторинга ситуации, в которой оказалась система образования.
Цель этих докладов – проанализировать выводы из опыта экстремального режима работы системы образования в период пандемии для ее адаптации в период частичного сохранения санитарных ограничений и дальнейшего развития в условиях новых дистанционных технологий.
Результаты опроса показали, что почти все заведения общего среднего образования перестроили свою работу: 96,9% ЗЗСО в период карантина осуществляют учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения.
Однако анализ школьных практик показывает, что в период удаленной работы опыт с цифровыми технологиями для части школьных заведений оказался недостаточным для эффективного перехода на удаленный формат работы. Это свидетельствует о накоплении проблем в отставании школ от современных требований в области управления и организации образовательного процесса.
Большинство руководителей школ (75,9%) отметили, что для дистанционного обучения привлечен весь педагогический коллектив (самые высокие показатели в Харьковской, Донецкой и Днепропетровской областях). Однако почти 20,1% школ, дистанционное обучение школьников осуществляют только учителя, которые обеспечены компьютерной техникой и доступом к сети интернет.
Вместе с этим 3,1% опрошенных руководителей ЗЗСО отметили, что их школа не перешла в режим дистанционной работы по следующим причинам: отсутствия в учащихся и учителей компьютерной техники и доступа к сети интернет; нехватки у большинства учителей навыков работать дистанционно; недостаточной скорости связи интернет.
45,4% учащихся отметили, что им не нравится учиться дистанционно. О подобном отношении детей к дистанционному обучению указали и 48,0% опрошенных родителей. Это дает основания утверждать, что эффективное использование дистанционных технологий в учреждениях общего среднего образования требует особых компетенций учителей, директоров и учащихся, а также эффективных и удобных технологических решений, особой организации образовательного процесса.
В самом неблагоприятном положении оказались школы, в которых учителя и ученики в наименьшей степени имели доступ к аппаратным средствам и средствам связи и не обладали достаточными цифровыми навыками, необходимыми для дистанционного обучения.
В 55,5% школ, где осуществлялось соответствующее обследование, не было шансов получить полноценный доступ к интернету. В Харьковской области было 223 таких заведения, Днепропетровской – 199, Житомирской – 160, в Полтавской — 140.
Наиболее сложными вопросами в ходе реализации дистанционного обучения считаются:
- Налаживание эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса. Так, 72,2% руководителей школ указали, что не все ученики выходят на связь, выполняют домашние задания, участвуют в уроках онлайн.
- Техническое обеспечение. Более 62,3% директоров ЗЗСО показали отсутствие необходимой техники на дому у значительной части учителей и/или учеников.
- Методическая подготовка. Почти 47,4% директоров указывают на недостаток предыдущего опыта реализации дистанционного обучения, а 25,5% подтверждают, что часть учителей не обладают необходимыми навыками работы.
- Организационные вопросы. По информации 15,63% опрошенных директоров школ не получили надлежащей помощи от местных органов управления образования и методических служб по вопросам организации дистанционного обучения, а 31,5% респондентов такую помощь получили лишь частично.
Для принятия обоснованных управленческих решений на основе доказательных данных Министерством образования и науки Украины совместно с ЮНИСЕФ в Украине проведено исследование, целью которого является получение информации о состоянии организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего и дошкольного образования во время вспышки COVID-19.
Одним из важнейших был и вопрос об отсутствии скоростного подключения к сети интернет у учащихся дома, недостаток цифровых устройств у учеников дома, отсутствие скоростного подключения к сети интернет у педагогических работников дома. Лишь 2,5% респондентов подтвердили, что никаких ограничений не почувствовали.
По обеспеченности компьютерной техникой и другим оборудованием для эффективной организации дистанционного обучения, это исследование выявило: 54,8% респондентов отметили, что все или почти все учителя обеспечены, тогда как 12,3% подтвердили аналогичный уровень обеспечения учащихся. Сравнительно высоким был процент ответов «большинство (75%)», который был выше для учеников и составил 55,7%, а для учителей – 34,5%.
Компонент технического обеспечения – доступ к скоростному интернету почти зеркально отражает ситуацию, приведенную выше: 41,4% респондентов считали, что все или почти все учителя обеспечены доступом к интернету, тогда как всего лишь 7,4% опрошенных подтвердили аналогичный уровень обеспечения учащихся. Также высоким оказался процент ответов «большинство (75%)», который для учащихся составил 45,9%, а для учителей – 36,2%.
Что касается проблемы эффективности образования, то, по мнению более 63,0% респондентов, дистанционное обучение во время карантина было менее эффективным по сравнению с привычным образовательным процессом в учебном заведении. Тогда как для 25,5% опрошенных лиц – достаточно эффективным, но не настолько, как в учебном заведении, а для 5,5% – совсем неэффективным.
Выводы. Изменения в период пандемии и переход к дистанционной модели обучения отражает значительные риски и затраты как для самой системы образования, так и для устойчивости социально-экономического развития регионов и общества в целом. Современный кризис определяет не только опасность, но и преобразования.
Такой контент предопределяет три базовых фактора: взаимозависимость, скорость и сложность. Они пророчат большой прогресс и много инноваций в секторах цифровых технологий и образования.
Ускорение наблюдается практически во всех технологических и социально-экономических сферах. Тем временем когнитивные функции человека в основном недостаточно справляются с «экспоненциальным ростом» динамики, оцениваются неадекватно.
Но уже можно сказать, что странам, которые наиболее действенно отреагировали на пандемию, присущи ценности инклюзивности, солидарности и доверия. Именно с этих позиций следует рассматривать возможные изменения в деятельности образовательных учреждений нашей страны.
В ходе изучения аналитических материалов выявлено, что во время карантина 85,1% детей продолжили обучение. Не прекратили свое функционирование высшие учебные и профессионально-технические заведения. Однако результаты исследования и опроса, проведенные в Украине, позволили зафиксировать ряд проблем с обеспечением права на качественное образование, среди которых социально-экономические, организационно-учебные, психоэмоциональное, технические и санитарно-гигиенические.
Исследования, посвященные функционированию учебных заведений во время пандемии, фиксируют вариативность образования цифровой образовательной среды и значительное количество технических и экономических проблем, связанных как с доступом к интернету, так и социально-трудовыми отношениями в ходе функционирования образовательных учреждений.
Усредненная оценка реакции системы образования на условия пандемии не может игнорировать, что образовательная инфраструктура и использование цифровых технологий оказались недостаточными для эффективного перехода на дистанционный формат обучения.
Одной из главных проблем считается выработка решений для обеспечения равенства возможностей студентов и учеников из разных социально-экономических групп при обучении в дистанционном формате.
Среди них вопросы корректировки оплаты за обучение тем лицам, которые осуществляют его на контрактной основе; учащенное обеспечение семьи средствами для дистанционного обучения и одинаковым доступом к качественному интернету. А также возмещение денежных расходов педагогическому персоналу, работающему дистанционно.
Использование в международной практике шкалы оценивания качества образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования; нейтрализация факторов, провоцирующих эмоциональное стрессовое поведение участников дистанционного формата обучения и другие.
Приоритетными должны быть мероприятия по обеспечению или обновлению компьютерного оборудования и программного обеспечения, как в семьях, так и для учителей. Достижение надлежащего уровня IT-компетенций у учителей и родителей; гарантирование высокого качества интернета или мобильного подключения; наличие стандартизированной онлайн-платформы для дистанционного обучения.
Специфической проблемой для пандемической ситуации, как свидетельствуют международные исследования, являются факторы стрессовой ситуации для преподавателей и учащихся. Среди основных факторов, вызывающих стресс у учителей, выделяют условия труда – большую нагрузку, отсутствие поддержки со стороны школы и чрезмерную эмоциональную вовлеченность в отношениях с учениками, коллегами, родителями учащихся.
У детей стрессы возникают вследствие отсутствия умения учиться самостоятельно, низкой мотивации к обучению, напряжения из-за страха ошибки и давления со стороны учителя, чрезмерной нагрузки, недостатка общения с учителем и ровесниками, неприятия дистанционного обучения как такового. Для преодоления стресса и его рецидивов во время пандемии необходимо создавать систему психологической помощи учителям и учащимся.
Автор: В.М. Новиков, доктор экономических наук, профессор, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.