Постановка проблемы. Предпринимательство инвалидов играет важную роль в решении экономических и социальных задач Харьковской области, поскольку способствует реабилитации инвалидов, привлечению их к общественной жизни, социальной интеграции в общество, созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, экономической самостоятельности населения города, стабильности налоговых поступлений.
Развитие предпринимательства инвалидов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития региона.
650 миллионов человек, что составляет около 10% населения в мире, являются инвалидами. По данным Всемирной организации здравоохранения эта цифра растет в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения.
По данным программы развития ООН, на долю развивающихся стран приходится 80% инвалидов. Здесь, актуальность проблем инвалидности, организации социальной защиты инвалидов и повышения их качества жизни обусловлена ее масштабностью.
В течение последнего десятилетия в Украине по уменьшению имеющегося населения доминирует тенденция роста инвалидности. В начале 1990-х годов общая численность инвалидов в Украине составляла около 3% всего населения, или 1,5 млн. лиц.
Изложение основного материала. По состоянию на 01.01.2008 года количество инвалидов в Харьковской области составляет 150960 человек (в том числе дети-инвалиды). На предприятиях города и области, согласно отчетным данным, трудоустроено 26494 инвалида.
Харьковским областным отделением Фонда социальной защиты инвалидов постоянно контролируется вопрос основного соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и хозяйствования норматива создания рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов.
Значительное внимание отделение фонда уделяет профессиональной подготовке и финансированию обучения инвалидов области, получения ими высшего образования. За 2005-2008 годы отделение уплатило за обучение 244958 грн.
В течение 2005-июля 2008 гг. Харьковская служба занятости трудоустроила около половины инвалидов, которые находились на их учете.
Харьковский областной центр занятости организовал и контролирует работу по предоставлению инвалидам полного комплекса услуг по поиску и отбору подходящей работы, обеспечивает адресный и индивидуальный подход к каждому лицу, учитывая уровень медицинской и трудовой реабилитации инвалидов, а также спрос на рабочую силу в регионе.
В течение января-июля 2008 года обеспечено проведение активных программ содействия занятости лиц с инвалидностью:
— трудоустроено 350 человек, или 35,5% от общей численности зарегистрированных в службе занятости инвалидов;
— предпринимательскую деятельность начали 7 инвалидов;
— с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда лиц с инвалидностью профессиональным обучением охвачено 118 человек, в том числе 99 человек за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, 14 человек — за счет средств предприятий, 5 инвалидов — за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов;
— предоставлено 78 консультационных услуг по вопросам трудоустройства и разъяснения действующего законодательства о занятости и 4,2 тыс. профессионально-ориентационных услуг.
Невысокий уровень трудоустройства инвалидов службой занятости обусловлен тем, что значительная часть поданных вакансий остается неудовлетворенной из-за того, что инвалидам предлагают рабочие места, не требующие квалификации (например, уборщицы, охранники, подсобные рабочие), между тем среди лиц с ограниченными физическими возможностями есть высококвалифицированные работники с высшим образованием. Кроме того, на этих рабочих местах в основном предлагается заработная плата на уровне минимальной.
Основными причинами, которые сдерживают занятость инвалидов в Харьковской области, являются:
— сравнительно низкий уровень образования инвалидов;
— недостаточный уровень поддержки инвалидов-выпускников учебных заведений;
— отсутствие механизма поощрения работодателей к трудоустройству инвалидов;
— недостаточное количество специализированных рабочих мест для инвалидов.
На сегодня в Украине:
1) не сформирована государственная политика по вопросам реализации активных мер интеграции инвалидов в общественную жизнь;
2) недостаточно создаются рабочие места для трудоустройства инвалидов;
3) низкий уровень трудоустройства инвалидов;
4) масштабы привлечения инвалидов к предпринимательской деятельности остаются незначительными;
5) только начинает формироваться безбарьерная среда для инвалидов как главное средство ускорения их интеграции в общественную жизнь;
6) не обеспечивается соблюдение стандартов уровня жизни для людей с инвалидностью из-за отсутствия условий для эффективной реализации их права на трудовую деятельность.
С целью формирования условий для развития предпринимательства инвалидов в городе Харькове и области необходимо объединение усилий и согласованность действий органов государственной власти Украины, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру предпринимательства, общественных объединений и некоммерческих организаций предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства города Харькова.
Результатом взаимодействия должно стать развитие нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность инвалидов, информационной базы и финансовых механизмов поддержки предпринимательства инвалидов, ведь целью государственной поддержки малого предпринимательства является содействие формированию, развитию и становлению малого предпринимательства как ведущей силы в преодолении негативных процессов в экономике и обеспечение устойчивого позитивного развития общества.
Реализация мероприятий по содействию развитию предпринимательства инвалидов требует комплексного и последовательного подхода, предусматривающего использование программно-целевых методов.
Преодоление имеющихся проблем должно основываться на создании благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для реализации права лица с ограниченными физическими и умственными возможностями работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, которая не запрещена законом.
Целью статьи является разработка мер поддержки предпринимательства инвалидов с определением приоритетности, построение соответствующей иерархической структуры субъектов поддержки инвалидов.
Меры поддержки предпринимательства инвалидов в Харьковской области должны быть направлены на:
— повышение качества жизни инвалидов и создание безбарьерной среды жизнедеятельности;
— содействие развитию предпринимательства инвалидов;
— содействие субъектам предпринимательства — инвалидам в продвижении производимых товаров (работ, услуг);
— обеспечение занятости и развитие самозанятости инвалидов;
— увеличение доли производства субъектами предпринимательства — инвалидами товаров (работ, услуг) в объеме производства продукции предприятиями Харьковской области.
Для достижения поставленных целей и решения задач необходимо определиться с приоритетными направлениями разработки мероприятий, для чего был применен метод анализа иерархий (метод МАИ), сущность которого заключается в выборе наиболее оптимального варианта решения проблемы путем парных сравнений ее декомпозиционных составляющих.
Принцип идентичности и декомпозиции предполагает структурирование проблем в виде иерархии или сети, что является первым этапом применения МАИ. В наиболее элементарном виде иерархия строится с вершины (целей — с точки зрения управления), через промежуточные уровни (критерии, от которых зависят следующие уровни) до самого низкого уровня (который обычно является перечнем альтернатив).
По этому методу на первом этапе определяются важнейшие элементы проблемы, на втором — лучший способ проверки наблюдений, а также испытания и оценка элементов. Следующим этапом является обоснование способа применения решения и оценка его качества.
В дальнейшем весь процесс подвергается проверке и переосмыслению до тех пор, пока не будет уверенности, что процесс охватил все важные характеристики, необходимые для представления и решения проблемы. Кроме того, процесс может быть проведен и над последовательностью иерархий: в этом случае результаты, полученные в одной из них, используются в качестве входных данных при изучении следующей.
Исходя из вышеизложенного материала, исследование проводилось по следующим этапам.
На первом этапе, на основе опроса десяти ведущих специалистов, занимающихся регулирующей и практической деятельностью в сфере предпринимательства инвалидов, было определено десять направлений влияния на обеспечение стабильного развития предпринимательства инвалидов в Харьковской области.
Направлениями разработки мероприятий для парного сравнения являются:
- Организация единой системы и программного обеспечения в регистрации предпринимательской деятельности инвалидов для максимального сокращения сроков регистрации и предоставления льгот согласно действующему законодательству, а также переоформления этих льгот (Н1).
- Содействие развитию семейного предпринимательства инвалидов и стимулирование трудоустройства инвалидов в сельской местности, с учетом потребностей на рынке труда и их профессионально-квалификационного состава (Н2).
- Создание системы совместного финансирования начальной предпринимательской деятельности инвалидов (Н3).
- Интеграция усилий в подготовке и проведении Евро 2012 на территории Харьковской области (Н4).
- Координация всех финансовых потоков, которые выделяются для поддержки предпринимательства инвалидов для их максимальной эффективности (Н5).
- Поддержка инновационного движения предпринимательства инвалидов (Н6).
- Повышение правовой поддержки в деятельности предпринимателей инвалидов (Н7).
- Поддержка действующих предприятий, применяющих труд инвалидов, в пределах 4-процентной квоты (Н8).
- Создание единого сайта «Предпринимательство инвалидов Харьковской области» с учетом европейских стандартов и вступления Украины в ВТО (Н9).
- Поддержка учебных заведений подготовки специалистов инвалидов по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда (Н10).
На втором этапе была выполнена декомпозиция поставленной задачи в доминантную иерархию. Иерархическая модель для обеспечения стабильного развития предпринимательства инвалидов в Харьковской области представлена в исследовании.
Данная модель состоит из трех уровней:
— стратегическая цель разработки мероприятий (повышение качества жизни инвалидов путем создания благоприятных условий для их занятости и реабилитация к трудоспособности через снятие ограничений жизнедеятельности и обеспечение стабильного развития предпринимательства инвалидов в Харьковском регионе);
— цели обеспечения поддержки предпринимательства инвалидов (трудоустройство, кооперация, обучение, информирование и поддержка предпринимательства);
— направления осуществления целей и достижения стратегической цели разработки мероприятий.
На третьем этапе, согласно закону иерархической непрерывности, были проведены субъективные парные сравнения элементов второго и третьего уровней иерархической модели по шкале относительной важности.
Для оценки векторов приоритетов строится матрица парных сравнений, после чего необходимо выполнить оценку степени отклонения от согласованности (ИУ). В случае, когда отклонение согласованности превышает установленный предел, экспертам следует проверить свои суждения в матрице. Если разделить ИУ на число, соответствующее случайной согласованности матрицы того же порядка, получим отношение согласованности (ВУ).
Следует отметить, что допустимое значение ВУ должно принадлежать интервалу от 0 до 10%. В некоторых случаях верхним пределом интервала может быть и 20%. Если ВУ превышает нормативную величину, то участникам следует дополнительно исследовать задачи и проверить свои суждения.
Матрицы парных сравнений, построенные для повышения качества жизни и поддержки предпринимательства инвалидов, показали, что:
1) на трудоустройство инвалидов наибольшее влияние оказывает обеспечение поддержки действующих предприятий, применяющих труд инвалидов, в пределах 4-процентной квоты (0,223) и создание системы совместного финансирования начальной предпринимательской деятельности инвалидов (0,161);
2) на кооперацию среди инвалидов наибольшее влияние имеет необходимость в первую очередь организовать единую систему и программное обеспечение в регистрации предпринимательской деятельности инвалидов и способствовать развитию семейного предпринимательства инвалидов. А во вторую очередь — создать единый сайт «Предпринимательство инвалидов Харьковской области» с учетом европейских стандартов и вступления Украины в ВТО;
3) на улучшение обучения среди инвалидов наибольшее влияние оказывает необходимость поддержки учебных заведений в подготовке специалистов инвалидов по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда (0,214);
4) для всестороннего информирования инвалидов — создание единого сайта «Предпринимательство инвалидов Харьковской области» с учетом европейских стандартов и вступления Украины в ВТО (0,235);
5) для поддержки предпринимательства среди инвалидов — повышение правовой поддержки в деятельности предпринимателей инвалидов (0,308), создание системы совместного финансирования начальной предпринимательской деятельности инвалидов (0,216), координация всех финансовых потоков, выделяемых для поддержки предпринимательства инвалидов для их максимальной эффективности (0,123).
Для определения приоритетности целей иерархической модели предлагается для анализа матрица парных сравнений для второго уровня модели.
Как видно, для достижения стратегической цели разработки подпрограммы предпочтение отдается трудоустройству инвалидов (0,428) и поддержке предпринимательства инвалидов (0,249).
На основе расчетов, строится матрица глобальных приоритетов соотношения целей и мероприятий для поддержки предпринимательства инвалидов для вычисления вероятностей влияния каждого из мероприятий на стратегическую цель — повышение качества жизни инвалидов путем создания благоприятных условий для их занятости через снятие ограничений жизнедеятельности и реабилитацию к трудоспособности.
При распределении бюджетных средств для поддержки предпринимательства инвалидов в первую очередь необходимо их направить на создание системы совместного финансирования начальной предпринимательской деятельности инвалидов, повышение правовой поддержки в деятельности предпринимателей инвалидов и содействие развитию семейного предпринимательства инвалидов.
А также на стимулирование трудоустройства инвалидов в сельской местности, с учетом потребностей на рынке труда и их профессионально-квалификационного состава. Причем количественное значение глобального приоритета показывает долю средств, которую необходимо направить на развитие одного из приоритетных направлений.
Разработанные меры поддержки предпринимательства инвалидов предлагается реализовать на принципах межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления Харьковской области с органами государственной власти Украины, общественными организациями и некоммерческими организациями предпринимателей, субъектами малого и среднего предпринимательства.
На основе дедуктивной логики получено множество субъектов поддержки инвалидов, между которыми существуют определенные отношения и которые необходимо структурировать. Элементы субъектов поддержки инвалидов имеют такой состав:
Харьковское отделение Фонда социальной защиты инвалидов;
Общественные организации инвалидов;
Главное управление экономики;
Главное управление труда и социальной защиты населения областной государственной администрации;
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства («Госкомпредпринимательство»);
Министерство труда и социальной политики Украины;
Харьковский областной центр занятости;
фонды общеобязательного государственного социального страхования;
учебные заведения системы Минтруда по трудоустройству инвалидов;
центры профессиональной реабилитации инвалидов;
Харьковские региональные фонды поддержки предпринимательства;
Харьковская областная государственная администрация;
Министерство экономики Украины;
Министерство финансов Украины;
Кабинет министров Украины;
Министерство образования и науки Украины;
высшие учебные заведения Украины (вузы Украины).
С целью структуризации субъектов, связанных с поддержкой инвалидов, с распределением субъектов по уровням с более или менее высоким доминированием, применена методика структурирования элементов системы.
После установления связей взаимодействия между перечисленными выше субъектами поддержки инвалидов на основе изучения основных задач и направлений деятельности, проведения итераций анализа зависимости субъектов получена иерархическая структура взаимодействия субъектов поддержки инвалидов.
Полученная иерархическая структура взаимодействия субъектов поддержки инвалидов позволит определить главные субъекты, которые должны способствовать поддержке инвалидов, в частности поддержке предпринимательства среди инвалидов. Это позволит равномерно распределить всех исполнителей реализации мероприятий для их эффективного выполнения.
Выводы. Таким образом, с помощью метода анализа иерархий для обеспечения повышения качества жизни инвалидов путем создания благоприятных условий для их занятости и реабилитации к трудоспособности через снятие ограничений жизнедеятельности и обеспечения стабильного развития предпринимательства инвалидов в Харьковском регионе эксперты определили, каким образом нужно поддерживать предпринимательство инвалидов и обеспечивать их трудоустройство.
Это необходимо реализовать путем целенаправленной работы и сотрудничества субъектов поддержки инвалидов на всех уровнях иерархии.
Авторы: Н.Н. Внукова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой Харьковского национального экономического университета
Н.И. Притула, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры Харьковского национального экономического университета
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.