Постановка проблемы. Для Украины, как и для других бывших социалистических государств характерно снижение экономической активности женщин в период трансформации от плановой к рыночной экономике.
За годы независимости происходят изменения в модели женской занятости, которая была присуща как СССР, так и другим социалистическим странам в 1970 — 1980-х годах. С одной стороны, для этой модели характерно активное участие женщин в экономической жизни страны – показатели занятости в это время значительно превышали аналогичные в западных странах. С другой стороны, не было больших возможностей облегчить нагрузку женщины от занятости в неоплачиваемом труде домохозяйства.
Следовательно, то, что декларировалось как равноправие мужчин и женщин, практически приводило к усилению неравенства экономической отдачи от применения труда.
Именно устранение идеологических ограничений на применение труда женщин (когда предоставление преимущества в выборе в пользу домашнего хозяйства и воспитания детей приводило к выходу с рынка труда), произошедшее в период трансформации экономики, обусловило снижение доли работающих женщин в бывших социалистических странах.
В то же время с конца прошлого века в странах OECD наблюдается положительная взаимосвязь между участием женщин на рынке труда и рождаемостью.
Исследования показали, что приведенное выше является результатом специальной политики согласования работы и семейной жизни, которая внедрялась в североевропейских странах в 80-х годах прошлого века.
Такая политика, направленная на государственную поддержку работающих родителей, позволяющая им совмещать занятость и родительские обязанности, приобретает все большее распространение в развитых странах. Меры этой политики изначально были направлены на увеличение занятости (особенно женщин детородного возраста), но оказали влияние на рождаемость из-за снижения затрат на детей для домохозяйств.
А когда идеологические стимулы утратили свою актуальность, в Украине, как и в других странах с переходной экономикой, для увеличения занятости и повышения рождаемости становится все актуальнее внедрение такого типа семейной политики, что учитывала бы потребности работающих родителей в сочетании занятости и семейных обязанностей.
Состояние разработки проблемы. Содействие сочетанию занятости работающих родителей – одно из важнейших направлений социальной политики в европейских странах.
Для внедрения и дальнейшего усовершенствования такой политики практическое значение приобрели результаты научных исследований А. Адсеры, Дж. Эванса, Дж. Горник, И. Котовской, К. Казинс, Дж. Льюис и других. Среди отечественных исследователей данной проблеме уделяли внимание в своих работах Е. Либанова, И. Курило, С. Аксенова и др.
Целью данной статьи является исследование государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для сочетания занятости и отцовства. На основе научных материалов и практического опыта стран Западной Европы проанализировать действенность инструментов такой политики, выработать рекомендации относительно возможности их применения в Украине.
Изложение основного материала. Политика содействия сочетанию занятости и воспитания детей проводится в развитых странах с целью большего привлечения родителей с детьми на рынок труда, уменьшения бедности семей с детьми, а также как дополнительный инструмент пронаталистской политики. Главными инструментами политики содействия сочетанию занятости родителей являются:
— развитие широкой сети дошкольных детских учреждений и повышение их доступности;
— усиление гибкости в использовании декретных отпусков, введение дополнительных возможностей для работающих родителей на рынке труда;
— установление гендерного равенства на рынке труда, создание условий для реализации права родителей на уход за ребенком;
— финансовая поддержка работающих родителей.
Главной целью организации дошкольного ухода считается обеспечение детям полноценного и разностороннего развития, а также их подготовка к школьному обучению.
Наличие и доступность дошкольных учреждений может помочь женщинам реализовать свои репродуктивные наставления без особых негативных последствий для карьеры. А в тех странах, где уход за детьми затратный, рождение детей, обычно, откладывается на более поздний период.
Именно эти факторы отдельные исследователи рассматривают как обусловившие разницу в уровнях рождаемости, которая наблюдалась в Восточной и Западной Германии в 90-х годах ХХ столетия.
Развитая сеть дошкольных детских учреждений также весомый фактор более высокой рождаемости в СССР и других социалистических странах. Благодаря тому, что экономические затраты и затраты времени на воспитание детей частично брало на себя государство, рождение и воспитание детей становилось доступнее для работников с детьми.
В марте 1992 года на заседании глав стран ЕС была разработана рекомендация по уходу за детьми для всех стран – членов ЕС, которые «должны принимать и/или поощрять инициативы, помогающие женщинам и мужчинам согласовывать профессиональную деятельность и обязанности по семейному воспитанию, что становится возможным благодаря организации несемейного ухода за детьми».
В Финляндии, Дании, Швеции и Исландии забота о детях является частью социального права – когда ребенок достигает определенного возраста, родители могут рассчитывать на его гарантированное устройство в детское дошкольное учреждение.
Политику организации дошкольного воспитания можно оценивать по следующим критериям эффективности:
- Наличие дошкольных учреждений в достаточном количестве.
- Экономическая доступность.
- Приемлемость для родителей по условиям пребывания детей.
- Гибкость в часах работы.
С этой точки зрения в Украине ситуация лучше всего складывается с экономической доступностью. Стоимость пребывания детей в государственных дошкольных учреждениях является фиксированной для всех семей, независимо от их дохода (кроме малообеспеченных). И составляет менее 10% средней заработной платы в стране. В странах OECD в среднем 16% от средней заработной платы, странах ЕС – 14%.
В то же время отсутствие дошкольных учреждений (особенно в сельской местности) или мест в них (крупные города), вместе с неприемлемостью для родителей условий пребывания детей является существенным препятствием для массового привлечения к дошкольному образованию детей соответствующего возраста. В Украине уровень покрытия детей дошкольного возраста образованием достаточно низкий и составил 57% в странах OECD в среднем 74% для детей 3-6 лет в 2007 году.
Кроме того, темпы расширения сети дошкольных учреждений и увеличения мест в них не соответствуют темпам роста рождаемости. За период с 2006 по 2008 годы количество рожденных выросло на 84,5 тыс. человек, тогда как количество мест в дошкольных учреждениях – лишь на 54 тыс.
Чтобы предоставить женщинам возможность совмещать материнские обязанности и работу, во многих развитых странах внедряют отпуска для родителей, которые наступают после окончания отпуска по беременности и родам, являются более длительными и уже в то же время частично оплачиваемыми.
Исследования показывают, что законодательное закрепление отпусков по уходу за ребенком привело к увеличению участия женщин на рынке труда, особенно детородного возраста.
В большинстве стран общая продолжительность всех отпусков на ребенка, включая отпуск для матери, отпуск для отца и родительский отпуск, составляет от 9 до 15 месяцев.
В некоторых случаях родительский отпуск может быть продлен до 3-х лет, тогда, обычно, он называется “отпуск для домашнего попечения” и, чаще всего, является дополнительным к родительскому отпуску, неоплачиваемым или с небольшим уровнем оплаты (как правило, фиксированным), не покрывающим потери от неполучения заработка в период ухода за ребенком.
В большинстве стран родительский отпуск является оплачиваемым в той или иной степени. Оплата может быть невысокой, при этом является фиксированной, предусмотренной только для семей определенной категории (где воспитывает детей одинокая мать/одинокий отец, многодетных или малообеспеченных) или частично оплачиваемой (оплачивается только определенная часть отпуска) или совмещает несколько этих характеристик.
Более прогрессивной является схема финансирования, по которой оплата отпуска привязана к заработной плате того, кто в ней находится, и составляет, по меньшей мере, половину от предыдущего заработка.
В последние годы несколько стран усилили гибкость в использовании таких отпусков, а также ввели дополнительные возможности для работающих родителей:
— Германия: для родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, более короткий период (12 месяцев), ежемесячные выплаты увеличены до 450 евро.
— Дания: возможность выбора из двух разновидностей родительских отпусков — 32 недели с оплатой 100% или 40 недель с оплатой 80%.
— Греция: внедрение возможности неполной занятости после окончания родительского отпуска.
— Португалия: возможность выбора из двух разновидностей отпуска для матери — 4 месяца с оплатой 100% или 5 месяцев с оплатой 80%.
— Великобритания: внедрение права на неполную занятость для родителей, имеющих детей до 6 лет.
Если родители имеют право выбирать из нескольких видов отпусков, то более короткий при этом, как правило, является выше оплачиваемым. Это связано с тем, что короткие и средние периоды отпуска положительно коррелируют с занятостью и доходами. Длительный отпуск приводит к увеличению разницы между доходами мужчин и женщин и неравенству на рынке труда.
Важным аспектом воплощения политики содействия занятости родителей, имеющих детей дошкольного и раннего школьного возраста, является законодательное закрепление за работающими родителями особых возможностей по занятости в период после окончания материнского и родительского отпусков.
В Швеции родители могут сократить свое рабочее время до 75% от обычного в период, пока ребенку не исполнится 8 лет, в Дании имеют возможность работать неполный рабочий день с соответствующим сокращением оплаты труда в период, пока ребенку не исполнится 9 лет.
В Финляндии — пока не исполнится 8 лет, в Словении один из родителей имеет право работать неполный рабочий день до достижения ребенком трехлетнего возраста, в Австрии и Германии – так же, но до четырехлетнего возраста ребенка.
В Португалии – до двенадцатилетнего возраста, в Бельгии до того, как ребенку исполнится 5 лет, есть возможность неполной занятости с возмещением недополученного заработка фиксированной суммой (в среднем 26% от заработка).
В Испании родители с детьми до 6 лет имеют возможность сократить свое рабочее время на 30-50%, во Франции родители также имеют возможность работать неполную рабочую неделю.
Для женщин, имеющих детей и желающих строить карьеру, особое значение имеют варианты гибкой занятости. Около четверти работников в странах ЕС в возрасте 25-49 лет имеют определенные возможности по гибкой занятости (2004 год) – они могут «накапливать» рабочие часы с тем, чтобы в будущем сократить свое рабочее время или же регулировать свой рабочий график (принимать самостоятельные решения относительно начала и конца рабочего дня).
Лучше всего складывается ситуация в североевропейских странах: в Дании почти 55% мужчин и женщин могут регулировать часы работы, в Норвегии более 40% всех работников, в Швейцарии – 45% мужчин и около трети женщин.
На практике роль неполной занятости и гибкого графика работы в карьере женщин неоднозначна. С одной стороны, они позволяют удерживаться женщинам на рынке труда в период после рождения ребенка и поддерживать уровень своей профессиональной квалификации. Со второй — такой характер занятости сокращает возможности для карьерного роста и уменьшает доходы женщин от профессиональной занятости.
Специальное исследование, которое проводили в США среди матерей с детьми в возрасте до семи лет, показало, что использование любого инструмента сочетания работы и семейных обязанностей (сокращение рабочего времени, использование гибкого графика работы, дистанционная работа) приводит к сокращению заработка матерей.
В период исследования их заработок сократился в среднем на 27% при переводе в режим дистанционной работы и на 22% – при неполной занятости. За весь период от рождения ребенка до достижения им возраста семи лет, общие потери от замещения этими инструментами полной занятости по основному месту работы доходы матерей сократились на 58% и 50% соответственно.
Тем не менее, гибкие варианты трудоустройства становятся все более распространенными, поскольку они меньше влияют на карьеру (по сравнению с полным уходом с рынка труда на длительный период отпуска по уходу за ребенком). Кроме того, применение неполной занятости в определенных отраслях приводит к повышению производительности.
Но самым весомым аргументом в пользу введения частичной занятости на законодательном уровне во многих странах стало то, что отсутствие возможности работать неполный рабочий день или по гибкому графику часто приводит к невыходам на работу после окончания срока отпуска по уходу за ребенком.
Несмотря на то, что украинское законодательство предусматривает сокращение рабочего времени (установление неполного рабочего дня и неполной рабочей недели) для женщин, имеющих детей до 14 лет (ст. 51, ст. 56 Кодекса законов о труде Украины), такая практика не получила широкого распространения. Закон не регулирует продолжительность сокращенного рабочего дня или недели, следовательно, воспользоваться этим правом женщина может только по договоренности с работодателем.
Учитывая вышесказанное, имеющаяся в Украине система отпусков позволяет матери находиться с ребенком длительное время после рождения, но фактически не способствует сочетанию занятости и родительских обязанностей.
Поскольку из-за отсутствия гибких вариантов занятости предусматривает выход матери (или лица, фактически заботящегося о ребенке) с рынка труда, что приводит к негативным последствиям: уменьшению доли работающих женщин среди лиц детородного возраста; распространению бедности среди семей с детьми.
А также увеличению неравенства на рынке труда; полной или частичной деквалификации (в зависимости от отрасли занятости) женщин в период длительного отпуска по уходу за ребенком; увеличению стоимости содержания (одного ребенка) в дошкольном учреждении для государства.
До недавнего времени неравное привлечение мужчин и женщин к рынку труда и участию в воспитании детей считалось естественным и не вызывало на себя общественного внимания. Однако в современных социально-экономических условиях наблюдается несколько негативных эффектов от четкого распределения обязанностей между представителями разного пола.
Во-первых, существующие стереотипы о распределении гендерных ролей способствуют дискриминации женщин при найме на работу и в возможностях карьерного роста. По той же самой причине мужчины могут столкнуться с недоразумением со стороны работодателей в случае, когда они захотят реализовать свое право на родительский отпуск.
Во-вторых, закрепление традиции пребывания в родительском отпуске исключительно за матерями может привести к ситуации, когда в сферах трудоустройства и рабочих коллективах, где преобладают женщины, кадровая политика усложняется из-за многочисленных незапланированных работодателем родительских отпусков.
Политика отпусков для отца развивается и распространяется в развитых странах благодаря следующим факторам:
— увеличения количества семей, где зарабатывают деньги оба партнера;
— повышения воспитательной роли отца в семье и социальные ожидания относительно более широкого привлечения родителей к уходу за детьми;
— придания большего веса, преимущественно молодыми людьми, жизненным ценностям, не связанным с работой и карьерой.
Большинство изменений в политике отпусков, таких, что уже произошли в последние годы или запланированы на ближайшее время, касаются именно реализации права родителя на уход за ребенком.
Продолжительность отпуска для отца обычно короче материнского отпуска (чаще всего не более 3-х недель) и является дополнением к нему. Это особенно важно в случаях, когда в семье рождается второй или третий ребенок. Как правило, весь отпуск полностью оплачивается, и мужчины берут этот отпуск чаще, чем отпуск по уходу за ребенком.
В современных условиях законодательство большинства стран позволяет родителям самим решать, кто из них будет заботиться о ребенке во время родительского отпуска и получать за это деньги. На практике это право чаще используют женщины.
Для достижения гендерного равенства в некоторых странах (Норвегии, Исландии, Швеции) применяется «квота отца» в родительских отпусках. Это означает, что определенный период отпуска может быть использован исключительно родителем ребенка, и он будет потерян для обоих родителей в случае, если родитель откажется от своего права на него. В Исландии, например, эта часть довольно значительна и равна трем месяцам.
Кроме того, с целью большего участия партнеров-мужчин в уходе за детьми законодательство некоторых штатов связывает отпуск по уходу за ребенком с отпуском по уходу за ребенком (отпуск по уходу за ребенком).
Так, в Финляндии отпуск для отца составляет 18 рабочих дней (может быть поделен на 4 части), но он может быть дополнительно продлен на 1-12 дней (одной частью) в случае, если муж возьмет столько же дней родительского отпуска.
В Испании отпуск для отца составляет всего 2 дня, но он может взять 10 недель материнского отпуска вместо своей жены в случае, если их обоих это устраивает.
В Норвегии родитель может взять двухнедельный неоплачиваемый отпуск после рождения ребенка и имеет шестинедельную оплачиваемую «родительскую квоту» в отпуске по уходу за ребенком. Общая продолжительность последней — 54 недели для обоих родителей, «квота матери» при этом составляет 9 недель, все остальное время они могут распределить между собой в любой пропорции по общему согласию.
Таким образом, максимальный срок родительского отпуска для родителя может составлять 45 недель. Такая система работает в Норвегии с 1993 года.
Украинское законодательство предусматривает неоплачиваемый отпуск для отца в период после рождения ребенка продолжительностью до двух недель (п. 2 ст. 25 закона Украины «Об отпусках»). Тем же законом предусмотрена возможность для отца, воспитывающего без матери двух детей до 15 лет, иметь дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 дней (ст. 19) и неоплачиваемый продолжительностью до 14 дней ежегодно (п. 1 ст. 25).
Однако эти отпуска не являются эффективными с точки зрения установления гендерного равенства. Поскольку первый вид отпуска не является оплачиваемым (а в этом случае отпуска работники берут редко), а другие два предусматривают привлечение отца только в случае, когда он сам воспитывает детей, в том числе и во время длительного пребывания матери в лечебном учреждении.
Кроме того, в Украине мужчины на практике редко применяют свое право взять вместо жены отпуск по уходу за ребенком, что обусловлено как существующими традициями, так и значительной разницей в заработке мужчин и женщин (в пользу мужчин), что имеет место в Украине.
Несмотря на то, что, как правило, государственные финансовые выплаты на детей назначаются независимо от состояния экономической активности их родителей, в некоторых странах предусмотрены особые финансовые инструменты для поддержки работающих родителей.
Здесь могут быть варианты: либо финансовые льготы доступны только работающим родителям, либо работающие родители получают дополнительные по сравнению с неработающими лицами льготы. Практически в каждой развитой стране есть налоговые льготы для семей с детьми, хотя их размер значительно различается в зависимости от страны, типа и дохода домохозяйства, возраста детей.
При наличии детей могут быть уменьшены налоги путем увеличения размера необлагаемого дохода, или введения налогового сокращения на каждого ребенка. В последнее время несколько стран также ввели особые налоговые кредиты для работающих родителей с малым заработком, или же реформировали существующую систему налоговых кредитов в интересах этой категории родителей (Венгрия, Ирландия, Великобритания).
В некоторых случаях такие меры могут быть направлены на поддержку одиноких работающих родителей (например, в Ирландии, Австрии). Лучшей иллюстрацией того, как государство поддерживает именно работающих родителей в их попытке совместить профессиональную деятельность и родительские обязанности является льгота в налогообложении (в размере 224 евро на работающее лицо) в Нидерландах, доступная в случаях если:
— заработок родителей ребенка составляет, как минимум, 4306 евро;
— ребенок является членом фирмы не менее 6 месяцев;
— ребенок проживает вместе с налогоплательщиком;
— ребенку меньше 12 лет.
Такая льгота доступна для обоих работающих родителей, а если один из них получает значительно меньше другого, то он имеет право на дополнительную льготу в размере 290 евро.
Наибольшая финансовая выплата, установленная в Украине, – помощь при рождении ребенка доступна для всех семей, независимо от дохода и экономической активности родителей ребенка. Есть также дополнительные выплаты для многодетных и малообеспеченных семей, последние имеют и возможность получать пособие по уходу за ребенком до возраста, установленного законодательством, повышенного размера.
Важным шагом в финансовой поддержке работающих родителей стало усовершенствование порядка выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством. Право на эту государственную помощь в полном объеме также сохраняют матери (или лица, фактически ухаживающие за ребенком), работающие на условиях неполного рабочего времени или дома.
Выводы и рекомендации. Семейная политика как отдельное направление социальной политики государства сформировалась в ответ на изменения в социально-демографических процессах, произошедших в ХХ веке.
Это увеличение экономической активности женщин, падение рождаемости, трансформация модели брака, движение к гендерному равенству, решение проблемы сочетания занятости и семейных обязанностей. Изучение опыта стран ЕС позволяет ввести в Украине специальную политику согласования работы и семейной жизни, направленную на сохранение стабильного уровня занятости в условиях повышения рождаемости.
Для этого целесообразно, с целью усовершенствования организации дошкольного воспитания выполнить следующие мероприятия:
— возобновить работу дошкольных учреждений, которые были закрыты в период падения рождаемости;
— планировать увеличение количества мест в существующих дошкольных учреждениях в соответствии с увеличением количества рожденных;
— способствовать улучшению условий пребывания детей, особенно младшего возраста — до трех лет;
— расширять охват детей старшего дошкольного возраста дошкольным образованием за счет повышения его качества в государственных учреждениях.
С целью усиления гибкости в использовании отпусков по уходу за ребенком, введения дополнительных возможностей для работающих родителей на рынке труда необходимо предусмотреть следующее:
— разработать и закрепить на законодательном уровне сокращенный вариант отпуска по уходу за ребенком, оплата которого была бы привязана к предыдущему заработку матери или лица, фактически ухаживающего за ребенком;
— создать условия для распространения практики использования возможностей сокращения рабочего времени для работающих родителей;
— стимулировать развитие гибких вариантов занятости, помогающих работающим родителям совмещать занятость и семейные обязанности («накопление» рабочих часов с целью их использования в будущем, работу неполный рабочий день, дистанционную и надомную работу).
С целью установления гендерного равенства и создания условий для реализации права родителя на уход за ребенком осуществить следующее:
— введение оплаты отпуска для отца (возможно, с ее значительным сокращением с 14 до 3-5 дней), предоставляемого в период, когда жена находится в послеродовом отпуске;
— законодательно закрепить возможность для родителей по своему усмотрению решать, кто из них будет использовать дополнительные отпуска для работников с детьми, предусмотренные действующим законодательством (ст. 19, п. 1 ст. 25 закона Украины «Об отпусках»);
— распространить на отца ребенка право на сокращение рабочего дня или недели, предусмотренное для женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
Автор: А.А. Коломиец, Национальный институт стратегических исследований
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.