Прогнозирование территориальной мобильности молодежи в Украине

Статья посвящена прогнозированию внутренней и внешней территориальной мобильности молодежи, в частности на ближайшие пять лет, и определению факторов, которые стимулируют или сдерживают миграцию молодежи, как для стран или регионов-реципиентов, так и для стран или регионов-доноров.

Применен принцип комплексного использования методов прогнозирования, предусматривающий одновременное применение вторичного анализа данных, анализа результатов всеукраинского опроса молодежи и экспертного опроса. Такой подход повышает надежность выводов и прогнозируемых результатов и помогает найти эффективные пути решения проблемы внешней миграции молодежи в современных социально-экономических условиях.

Комплексный анализ вторичных и первичных эмпирических данных позволил выявить, что в будущем будет расти как внешняя, так и внутренняя миграция молодежи. Выявлено, что кроме образовательной миграции будет расти и трудовая миграция молодежи, особенно это касается высококвалифицированных специалистов технических специальностей. Европейское направление, которое продолжает преобладать последние годы, расширится в такие страны, как Германия, Франция, Великобритания.

Во внутренней миграции молодежи будет оставаться тенденция переезда с целью обучения и трудоустройства из сельской местности и малых городов в крупные города и областные центры. Прогнозируется сохранение тенденции выезда молодежи в более экономически развитые регионы страны, а в случае ухудшения экономической ситуации – рост дистанционной занятости, особенно среди IT-специалистов.

Децентрализация власти, которая продолжается в Украине, будет способствовать переезду молодежи в центры объединенных территориальных общин, где сосредоточена их инфраструктура и большинство промышленного комплекса.

Обоснованы факторы, которые могут стимулировать или сдерживать миграцию молодежи в ближайшие пять лет. Определено, что главными факторами территориальной мобильности молодежи являются экономические, социальные, информационно-коммуникационные и инфраструктурные, а также субъективные факторы – возможность становления, личного развития и желание дать лучшее будущее своим детям.

Ключевые слова: территориальная мобильность молодежи, процесс территориальной мобильности молодежи, миграция, трудовая миграция, образовательная миграция, факторы территориальной мобильности молодежи.

Постановка проблемы и актуальность исследования. Современная экономическая и политическая ситуация в Украине вызвана преимущественно временным отсутствием АР Крым и части Донецкой и Луганской областей. Все эти события, а также либерализация европейскими странами визового режима с Украиной способствовали существенным изменениям миграционных процессов в Украине и за ее пределами.

В течение 2014-2017 гг. произошло снижение миграционного сальдо среди всех потоков миграции, как молодежи, так и всего населения, сокращение миграционных потоков в Российскую Федерацию, которые преобладали среди прочих в 2014 г., и рост объемов миграции в страны Европейского Союза (особенно в Польшу). Если в 2012 г., по результатам обследования трудовых мигрантов, выехало на заработки в РФ 43,2% от всех трудовых мигрантов, то в 2017 г. – 26,8%, тогда как в Польшу – соответственно 14,3 и 28,9%.

Возросло количество украинских студентов, которые учились за рубежом, среди них преобладают жители городов и лица в возрасте 18-29 лет. Во внутренних потоках произошло сокращение количества выбывших и прибывших, а сальдо внутренней миграции с 2014 г. стало положительным, что является следствием перемещения населения из временно неподконтрольной территории АР Крым, Севастополя и части территорий Донецкой и Луганской областей.

В таких условиях особое значение приобрела проблема территориальной мобильности молодежи, поскольку именно молодежь является наиболее активной и мобильной категорией населения, однако имеет наименьшую социальную и психологическую защищенность и нуждается в особой поддержке со стороны государства и общества.

Территориальная мобильность молодежи является важной составляющей демографического процесса и влияет на демографическую ситуацию в регионе и в стране в целом: приводит к значительным изменениям в половозрастной структуре населения и его концентрации в некоторых регионах, «омолаживает» состав населения в одних регионах или странах и старит в других.

Высокая территориальная мобильность молодежи стран или регионов-реципиентов может способствовать увеличению финансовых поступлений от оплаты за обучение, интеграции учреждений образования в международную образовательно-научную систему. А также уменьшению затрат на подготовку и обучение квалифицированных специалистов, повышению концентрации трудового потенциала, развитию производственного комплекса, стимулированию экономического роста, сокращению дефицита рабочей силы, росту ВВП, увеличению доходов в государственный бюджет.

Негативный эффект от притока молодежи проявляется в росте конкуренции при поступлении в учебные заведения, сокращении количества рабочих мест, росте конкуренции на рынке труда и тому подобное.

Для обеспечения экономического развития страны или отдельных регионов и повышения уровня жизни населения нужно найти эффективные пути регулирования территориальной мобильности молодежи и сформировать правильную миграционную и социальную политику по развитию и сохранению молодежного трудового потенциала.

Для формирования государственной политики в этом направлении нужно иметь аналитический прогноз территориальной мобильности молодежи в краткосрочной (до одного года) и среднесрочной перспективе (на несколько лет, преимущественно до пяти лет).

Это позволит разработать эффективный механизм государственного регулирования этого процесса с целью построения эффективной миграционной и социальной политики и повышения производительности молодежного трудового потенциала в Украине и ее регионах.

Целью статьи является прогнозирование территориальной внутренней и внешней мобильности молодежи. В частности на ближайшие пять лет, и определение факторов, которые стимулируют или сдерживают миграцию молодежи, как для стран или регионов-реципиентов, так и для стран или регионов-доноров для определения основных стратегических программных мероприятий в эффективном регулировании процесса территориальной мобильности молодежи на каждом из уровней управления.

Научная новизна заключается в том, что впервые осуществлено прогнозирование территориальной мобильности молодежи на основе комплексного анализа вторичных и первичных эмпирических данных (результатов всеукраинского опроса молодежи и экспертных интервью).

Выявлены факторы, которые стимулируют (к которым относятся экономические, информационно-коммуникационные и фактор наличия миграционных потоков) и сдерживающие (демографические, социальные, информационно-коммуникационные и институциональные) территориальную мобильность молодежи.

Методы исследования. Для написания статьи использован метод «триангуляции» (обобщение информации из разных источников), который предусматривает комбинирование качественных и количественных методов собрания и анализ информации, расширяет возможности получения информации и обеспечивает валидность и надежность полученных результатов.

Во-первых, в рамках комплексного анализа выполнен вторичный анализ данных различных социологических исследований, проведенных Институтом социологии НАН Украины, компанией GfK Ukraine, и опрос украинских трудовых мигрантов и домохозяйств в Украине, организованный в 2014-2017 гг. в рамках проекта «Исследование и диалог по вопросам политики в области миграции и денежных переводов в Украине».

Во-вторых, потенциальная территориальная мобильность молодежи оценена по результатам всеукраинских социологических опросов «Молодежь Украины», выполненных по заказу Министерства молодежи и спорта Украины в 2015-2018 гг., в разработке инструментария и анализе данных, в которых автор принимала непосредственное участие.

В-третьих, с целью прогнозирования территориальной мобильности молодежи автором проведен экспертный опрос относительно последствий миграции и прогнозирования территориальной мобильности молодого поколения в Украине. Для поиска респондентов был использован метод «снежного шара».

Для анализа полученных результатов были применены следующие методы анализа: контент-анализ, метод среднего значения, метод средне-квадратного отклонения, метод ранжирования.

В работе также использованы аналитический метод – для сбора, обработки и систематизации научной информации, изучения зарубежного и отечественного опыта; методы научного абстрагирования, наблюдения, синтеза и анализа – для исследования научных подходов к прогнозированию территориальной мобильности молодежи.

А также метод индукции и дедукции – для обоснования факторов, влияющих на процесс территориальной мобильности; системно-структурный анализ – для анализа направлений и объемов миграции; абстрактно-логический метод – для формирования выводов исследования.

Анализ последних исследований и публикаций. Разработка и применение методов прогнозирования территориальной мобильности молодежи, которые бы учитывали специфику именно этой категории населения, находятся в Украине на стадии формирования.

Преимущественно прогнозирование миграции и территориальной мобильности населения или отдельных возрастных групп осуществляется на основании эконометрического анализа и экономико-математических расчетов по данным официальной статистики.

Самый весомый вклад в прогноз международной миграции населения в соответствии с вероятными сценариями социально-экономического развития Украины и возможными изменениями в государственной социально-демографической политике сделали следующие ученые. Это Е. М. Либанова (Е. M. Libanova), О. В. Макарова (O.V. Makarova), С. И. Пирожков (S.I. Pirozhkov), А.В. Позняк (O.V. Poznyak) и другие.

О. Р. Овчинникова (O.R. Ovchinnikova) для прогнозирования миграции применяла методы экстраполяции скользящей средней, линейной регрессии и графического изображения линий тренда.

О. Б. Литвинова осуществила моделирование миграционных процессов города с использованием экономико-математических и математических методов путем построения определенных моделей. А. В. Позняк (O.V. Poznyak) оценил количественные параметры долгосрочного влияния современных тенденций трудовых миграций на демографическую ситуацию и развитие рынка труда.

В Украине также изучение миграционных намерений молодежи с применением социологических методов исследований осуществляли: А. Н. Балакирева (O.M. BalakIreva), И. М. Прибыткова (I. M. Pribitkova), В. С. Панюков (V. S. Panyukov), В. И. Ворона (V. Y. Vorona) и М. О. Шульга. Среди зарубежных исследователей оценкой потенциальной миграции занимались Дж. Бияк (J. Bijak), А. Висниовский (A. Wiśniowski), В. М. Глушков (V. M. Glushkov), Е. Е. Кучко (E.E. Kuchko) и другие.

Однако в научной литературе не освещены вопросы комплексного исследования потенциальной территориальной мобильности молодежи в условиях современной социально-экономической и политической ситуации в Украине.

Отсутствует также базовый социологический подход к изучению этого процесса, что в случае с недостоверной статистической информацией, ведь последняя перепись населения состоялась в 2001 году, может сыграть значительную негативную роль в изучении миграционных установок молодежи, факторов, которые стимулируют и сдерживают территориальную мобильность молодежи. А также в формировании миграционной и социальной политики, которая способствовала бы эффективному использованию молодежного трудового потенциала.

Изложение основного материала исследования. Прогнозирование территориальной мобильности молодежи можно осуществить с помощью социологических исследований (массового опроса молодежи, экспертного опроса), эконометрического анализа и экономико-математических расчетов будущих процессов миграции.

Учитывая некорректность экономико-математических расчетов вследствие ограниченности доступа к некоторым источникам данных, а также то, что последняя перепись населения состоялась, как указано выше в 2001 г., это вносит погрешность в расчеты большинства демографических и социально-экономических показателей.

Автором для прогнозирования территориальной мобильности молодежи были использованы результаты социологических исследований и экспертных опросов по данной тематике.

Оценка потенциальной территориальной мобильности молодежи является значительным приоритетом для эффективного регулирования современного рынка труда. Обнаружить потенциальную готовность к смене места жительства, учебы или места приложения труда можно по материалам социологических исследований населения или нашей целевой группы, а именно молодежи.

Основной предпосылкой возникновения потенциальной территориальной мобильности молодежи является, во-первых, желание получить образование для развития своих навыков и компетенций, тем самым, повышая возможности в трудоустройстве; во-вторых, переход молодежи от учебы к работе (стажировка, обучение на рабочем месте, волонтерство); в-третьих, неудовлетворенность местом работы или местом жительства.

Индикатором потенциальной территориальной мобильности молодежи также являются определенные качественные характеристики индивида — образование и уровень квалификации, опыт работы и профессиональные навыки, состояние здоровья, семейное положение, наличие детей и тому подобное.

Индекс потенциальной мобильности (ИПМ) можно рассчитать, опираясь на расчеты индекса устойчивости кадров, который предложен В. С. Панюковым. Для расчета индекса потенциальной мобильности работников группируют по их намерениям по изменению места работы. Крайним ответам «недавно сделал это» и «нет, не собираюсь этого делать» предоставляют значения 1 и 0, а промежуточным ответам – ранговые коэффициенты в порядке убывания – 0,5 и 0,25. Для каждой группы назначается ранговый коэффициент, где i = 1, …, n.

Еще одним методом социологических исследований, с помощью которого можно оценить потенциальную территориальную мобильность молодежи, является экспертный опрос. Экспертный опрос – это метод исследования, который используют для изучения сложных проблем с привлечением высококвалифицированных специалистов в исследуемой сфере. В нашем случае это специалисты, которые занимаются вопросами миграции, миграционной, социальной и молодежной политики.

По методике проведения экспертное интервью может быть неформальным (интервьюер определяет только тему исследования, а эксперт сам решает пути и методы ее освещения) и формальным (интервью проводится по анкете (сценарию), которая имеет формат четко классифицированного вопросника с вопросами открытого вида).

Осуществить прогнозирование будущей миграции молодежи также можно, применяя такой метод экспертного опроса как «Дельфи» («Дельфийский метод», «Метод дельфийского оракула»). Он появился в 1950-1960 гг. в США для исследования военно-стратегических и военно-технических проблем. Основой этого метода являются мнения экспертов, на основе которых можно построить адекватную модель будущего развития объекта прогнозирования.

Этот метод характеризуется количественной обработкой экспертных оценок с помощью статистических методов и связей между мнениями экспертов. Его надежность считается высокой в случае прогнозирования исследуемой ситуации на период от одного до пяти лет. Для получения экспертных оценок в зависимости от цели прогнозирования может быть привлечено от 10 до 150 экспертов. Недостатком этого метода является вероятность получения субъективного мнения экспертов.

Еще одной из методик экспертного оценивания по прогнозированию является метод «прогнозного дерева» В. М. Глушкова, который заключается в построении на базе экспертных оценок прогнозного дерева, отражающего мнения экспертной группы. В отличие от метода «Дельфи», по методике В. М. Глушкова не только опрашивают экспертов относительно будущих процессов и ситуации, которую они вызывают, но и выясняют, какие необходимо предпринять шаги для улучшения или решения исследуемой проблемы.

Кроме того, метод экспертного оценивания можно применять как «мозговой штурм», «дебаты», метод экспертной фокусировки и тому подобное.

Учитывая вышеизложенное, мы выбрали комплексный подход к прогнозированию территориальной мобильности молодежи. Во-первых, был выполнен вторичный анализ данных различных социологических исследований.

Так, по данным Института социологии НАН Украины, в 2016 г. доля населения в возрасте 18 лет и старше, желающих выехать из своего населенного пункта, составила 22,7%, что несколько выше, чем в 2014 г. (16,2%), однако меньше, чем в 2013 г. (24,4%).

Анализ динамики потенциальной территориальной мобильности свидетельствует, что в 2016 г., по сравнению с предыдущими двумя годами (2014 г. – 13,9%, 2015 г. – 18,3%), возросла доля желающих уехать за пределы страны (18,0%), однако по сравнению с 2013 г. – снизилась (20,7%).

Тогда как доля желающих уехать в другую местность в Украине осталась неизменной (2014 г. – 10,0%, 2015 г. – 10,3, 2016 г. – 9,8%). Относительно потенциальной территориальной мобильности на межгосударственном уровне, то в 2016 г. в ближайший год планировали поехать на временные заработки за границу 10,8% населения Украины в возрасте 18 лет и старше, тогда как в 2013 г. – 7,2%.

О намерениях осуществить трудовую миграцию свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного компанией GfK Ukraine в ноябре–декабре 2014 года.

Так, 45% молодежи в возрасте 16-35 лет имели намерения или желание выехать из Украины, в то же время, лишь 5% планировали это сделать в ближайшее время, а 9% искали возможность каким-то образом это осуществить. Больше всего респондентов, которые имели желание эмигрировать, в южных областях (50%), а меньше всего – в западных (40%). Около трети (36% от тех, кто намеревался выехать с Украины) намеревались уехать временно, а 22% желали уехать навсегда.

По результатам опроса украинских трудовых мигрантов и домохозяйств в Украине, проведенного в 2014-2015 гг., выразили желание в ближайшее время осуществить внешние трудовые миграции 310 тыс. человек, из них: долгосрочные – 117,3, краткосрочные – 192,6 тыс. лиц. К тому же среди потенциальных трудовых мигрантов почти половину составила молодежь в возрасте 18-29 лет.

Кроме того, 828,7 тыс. человек были выявлены как потенциальные внутренние трудовые мигранты. По прогнозным данным указанного исследования, в ближайшее время внутренняя трудовая миграция может стать более привлекательной для молодежи в возрасте 18-29 лет (увеличится с 28% до 34%).

Результаты подобного обследования в 2015-2017 гг. свидетельствуют, что планировали выехать за границу с целью поиска работы 210,9 тыс. лиц в возрасте 15-70 лет и 238,3 тыс. человек для трудоустройства за рубежом.

Причем доля молодежи в возрасте 15-34 года в первой группе составляла 51,4%, а во второй – 36,6%. Количество потенциальных образовательных мигрантов оценено в 2,4 тыс. человек, это преимущественно молодежь в возрасте 15-24 года. Тревожным является то, что среди внешних трудовых мигрантов в возрасте 18-29 лет вдвое больше тех, кто решил не возвращаться в Украину (30%), чем среди 45-55-летних трудовых мигрантов.

Среди тех молодых трудовых мигрантов, которые решили вернуться в Украину, большинство планируют переехать в Киев, а не в места своего прежнего жительства. Очень высокой является доля тех, кто когда-либо работал за границей и хотел бы в будущем работать (получить работу) за рубежом. Среди молодежи в возрасте 18-35 лет таких 71% (35% – «однозначно да», 41% – «скорее да»).

Результаты социологических опросов «Молодежь Украины» свидетельствуют, что среди молодежи в возрасте 15-34 года в 2018 г. 41,3% респондентов изъявили желание переехать из своего населенного пункта (2017 г. – 36,9%; 2016 – 39,6%), тогда как в 2015 г. таких было несколько меньше (24,8%).

Наиболее выраженные миграционные намерения прослежены в самой молодой возрастной группе молодежи, с возрастом доля желающих переехать из своего населенного пункта снижалась. Такая тенденция наблюдалась на протяжении 2015– 2018 гг. По типу поселения и полу респондентов статистически значимого различия не выявлено.

В 2016 году чаще всего хотела бы переехать молодежь Днепропетровской, Луганской и Житомирской областей, реже – Волынской, Закарпатской, Полтавской, Ровенской и Киевской областей. Среди молодежи Киева таких 32,9 процентов. Причем значительное большинство из них желали бы переехать за пределы Украины (68,4 процентов). В 2018 году значительно выросла доля молодежи, желающей выехать из своего населенного пункта, в Волынской, Черкасской, Черновицкой и Черниговской областях.

Среди тех, кто хотел бы уехать из своего населенного пункта, большая часть планирует выехать за пределы Украины (2018 г. – 57,9%; 2017 – 65,3; 2016 – 61,0; 2015 – 52,6%). Меньшая – в другую местность в Украине (2018 г. – 30,1%; 2017 – 22,5; 2016 – 14,3; 2015 – 30,9%), а доля тех, кто еще не определились, определенным образом колебалась в течение последних четырех лет (2018 г. – 12,0%; 2017г. – 12,1; 2016г. – 24,7; 2015г. – 16,6%).

Больше всего молодежь в возрасте 15-34 года хочет уехать в европейские страны (2018 г. – 35,3%; 2017 – 40,2; 2016 – 37,2; 2015 – 33,2%), а в пределах Украины больше всего хотели уехать из своего населенного пункта в Киев (2018 г. – 13,5%). Стоит отметить, что с увеличением возраста респондентов росла доля молодежи, которая желала бы выехать за пределы Украины, тогда как доля желающих переехать в другую местность в Украине пропорционально снижалась.

Молодые мужчины чаще изъявляли желание переехать в другие страны, чем женщины (2018 г. соответственно 60,8 и 55,0%; 2017 – 69,2 и 60,8%; 2016 – соответственно 63,2 и 58,6%), тогда как в другой местности в Украине – молодые женщины.

В частности, молодые жители городов проявляли больше желания переехать в иные страны Европейского Союза (2018 г. – 36,1%; 2017 – 41,2; 2016 – 39,1; 2015 – 38,6%), чем жители сельской местности (2018 г. – 33,2%; 2017 – 37,9; 2016 – 32,6; 2015 – 21,9%).

Относительно направлений потенциальной внутренней территориальной мобильности, то в 2015 г. молодежь в возрасте 15-34 года изъявляла желание переехать из своего населенного пункта в пределах Украины, преимущественно в Киев. Здесь 19% опрошенных среди тех, кто хотел бы переехать из своего населенного пункта в другой населенный пункт Украины, Киевской (14,5%), Одесской (10%), Харьковской (8,1%) и Закарпатской (8,3%) областей.

Таким образом, для городской молодежи более присуща межгосударственная потенциальная территориальная мобильность, а для сельской молодежи – внутренняя потенциальная территориальная мобильность.

Несмотря на высокую потенциальную межгосударственную территориальную мобильность молодежи лишь незначительная ее доля планирует вообще уехать из Украины. Так, в 2018 г. 4,3% опрошенных планировали эмигрировать в ближайшее время (2016 г. – 4,3%; 2015 – 3,9%), а 11,6% – искали возможности для эмиграции (2016 г. – 10%; 2015 – 13,4%).

Преимущественно молодежь подвержена временным межгосударственным миграциям. В 2018 г. 6,1% возможно хотели бы поучиться и 21,2% поработать за границей какое-то время, но потом вернулись бы в Украину (2017 г. – соответственно 7,7 и 20,4%; 2016 – соответственно 11,9 и 28,7%).

Почти половина опрошенной молодежи (2018 г. – 56,5%; 2017 – 62; 2016 – 44,5; 2015 – 43,7%) хотели бы жить в Украине и не планируют эмигрировать. Представители сельской молодежи более склонны жить в Украине и не планируют эмигрировать (2015 г. – 65,3%; 2016 – 50,1; 2017 – 66,6; 2018 – 56,4%), чем жители городов (2015 г. – 34,3%; 2016 – 42,1; 2017 – 60,1 2018 – 56,6%).

Чем старше молодежь, тем она более склонна жить в Украине и не планирует эмигрировать (2018 г.: 14-19 лет – 48,3%; 20-24 года – 49,7%; 25-29 лет – 58,5%; 30– 34 года – 63,1%), что может свидетельствовать о том, что создание собственной семьи и рождение детей является сдерживающим фактором эмиграции молодого поколения.

По полу статистически значимых различий не выявлено. Причинами своей эмиграции молодые люди называли возможность заработать за границей денег или увеличить материальное благосостояние, отсутствие таких возможностей для работы в Украине, как в других странах, отсутствие в Украине реальной демократии и законности, желание получить опыт жизни в другой стране и т. п.

Стоит отметить, что рейтинг причин эмиграции в 2018 г. по сравнению с 2015 г. почти не изменился, однако вдвое уменьшилась доля тех, кто хочет эмигрировать из-за военных действий на востоке Украины (2018 г. – 10,2%; 2015 – 20,2) и угрозы собственной жизни, жизни близких (2018 г. – 6,2%; 2015 г. – 12,7%). Это свидетельствует об определенном привыкании к ситуации, которая сложилась на востоке страны, и существующем конфликте.

Таким образом, показатель потенциальной территориальной мобильности молодежи в Украине в 2016-2018 гг., по сравнению с 2015 г., рос. Наибольшая внутренняя потенциальная территориальная мобильность присуща молодежи в возрасте 15-19 и 20-24 года. С увеличением возраста этот показатель снижался, тогда, как внешняя потенциальная территориальная мобильность самой высокой была среди молодежи в возрасте 25-29 лет.

Городская молодежь проявляла больше желания осуществить межгосударственную миграцию, тогда как сельская – внутреннюю миграцию, на что, скорее всего, влияют экономические факторы. Молодые мужчины изъявили больше желания переехать в другие страны, а молодые женщины — в другую местность в Украине.

Экспертный опрос. По мнению экспертов, внешняя миграция молодежи в возрасте 15-34 года из Украины в ближайшие пять лет будет расти, как и миграция всего населения. Основным характером миграции украинской молодежи в ближайшие годы будет обучение и трудоустройство за рубежом.

По объему внешней миграции молодежи, то она может увеличиться на 5-10% (6 ответов), однако увеличение этих потоков, по мнению некоторых экспертов, может составить и 25-40%. Некоторые высказывают мнение, что этот показатель может вырасти вдвое.

Особенно будет расти образовательная миграция молодежи с целью получения более качественного образования и дипломов европейского образца. Росту украинской образовательной миграции молодежи способствует не только экономическая и политическая ситуация в Украине, но и условия и возможности, которые предоставляют другие страны для обучения, а в будущем и трудоустройства молодежи в стране прибытия.

Некоторые страны Европейского союза, например, Польша, привлекают молодежь безвозмездно получить образование по рабочим профессиям: «Польша активно приглашает украинскую молодежь бесплатно осваивать рабочие специальности, предоставляя общежития и возможность дальнейшего трудоустройства».

Очень тревожным является то, что эксперты высказались о возможности не возврата украинской молодежи после обучения или трудоустройства в Украину, к чему будет побуждать сложная экономическая и политическая ситуация в стране. Кроме образовательной миграции будет расти и трудовая миграция молодежи, особенно это касается высококвалифицированных специалистов технических специальностей.

Решением данной проблемы может быть улучшение ситуации на рынке труда в Украине, экономическое и инновационное развитие страны и ее регионов, снижение уровня коррупции, урегулирование ситуации на востоке страны, что будет способствовать снижению уровня внешней миграции и хотя бы частичному возвращению молодежи в Украину.

Относительно либерализации визового режима с Украиной, что дает возможность гражданам Украины, которые имеют биометрические паспорта, путешествовать без виз в ЕС сроком до 90 дней в деловых, туристических целях или по семейным обстоятельствам, то мнения экспертов разделились.

Некоторые эксперты считают, что либерализация визового режима с Украиной в ближайшие пять лет будет способствовать выезду украинской молодежи за границу с целью обучения и трудоустройства, другие – что это скорее будет способствовать преимущественно туризму. По мнению других экспертов, либерализация визового режима позволит потенциальным мигрантам принять более взвешенное решение.

Что касается направлений будущей миграции украинской молодежи, то, по мнению экспертов, в ближайшие пять лет, состоится расширение круга стран, в которые будет выезжать молодежь. Прежде всего, будет преобладать европейское направление, которое расширится в такие страны как Германия, Франция, Великобритания, а также Канада. Кроме того, стоит ожидать появления такого типа миграции среди молодежи, которая совмещает путешествия и работу (life-style).

Мнения экспертов относительно изменений, которые могут произойти во внутренних потоках миграции молодежи в возрасте 15-34 года в ближайшие пять лет, разнятся. Будет оставаться тенденция переезда молодежи из сельской местности и малых городов в крупные города и областные центры с целью обучения и трудоустройства.

Что касается оценочного значения внутренних перемещений, то большинство экспертов отмечали, что внутренняя миграция молодежи в ближайшие пять лет может вырасти от нескольких процентов до 30%.

Если в Украине в будущем улучшится экономическая ситуация, повысится социально-экономическое положение населения, то может произойти рост объемов внутренней миграции молодежи. Будет сохраняться тенденция переезда молодежи в экономически развитые регионы страны, где есть лучшие возможности для трудоустройства и обучения и выше заработная плата.

В случае ухудшения экономической ситуации и снижения темпов социально-экономического развития регионов, можно будет ожидать роста уровня внутренней миграции в Киев и снижение – из сельской местности в другие города. Другие эксперты прогнозируют уменьшение внутренней миграции в Киев и рост – в другие крупные города.

Молодежь будет продолжать выезжать на обучение в крупные города и областные центры, что и прослеживалось в предыдущие годы. Один из опрошенных экспертов высказал мнение относительно уменьшения интенсивности образовательной миграции межрегионального характера, тогда как образовательная миграция молодежи в пределах области может быть больше, потому что выпускники школ будут выбирать учреждения высшего и профессионального образования своей области.

Одним из факторов, что способствует внутренней трудовой миграции молодежи, по мнению экспертов, является развитие IT-технологий, рынок которых преимущественно развивается в Киеве и Львове, а также в некоторых других областных центрах Украины (Харьков, Одесса, Днепр). Однако, по нашему мнению, этот фактор скорее может уменьшить интенсивность внутренней миграции, так как приведет к росту уровня дистанционной занятости среди IT-специалистов.

А с учетом того, что в ближайшие пять лет значительного экономического роста в стране не стоит ожидать, работодателям выгоднее будет нанимать специалистов в регионах (малых городах, селах) в формате дистанционной занятости. И платить более низкую заработную плату, чем привлекать таких же специалистов за высшее вознаграждение в Киеве и других областных центрах.

Внутренняя миграция молодежи в возрасте 15-34 года будет преимущественно расти в нескольких крупных городов Украины. Эксперты называли несколько направлений миграции молодежи в пределах страны.

Так, в Киев будет мигрировать молодежь центральных регионов, молодежь южных областей будет перемещаться в Одессу и Харьков, которые станут центром притяжения для жителей Донецкой и Луганской областей, тогда как в западном регионе Украины миграция молодежи будет происходить во Львов. Следовательно, молодежь будет выезжать в экономические и инновационные развитые города страны.

Кроме того, эксперты отмечали влияние децентрализации власти на активизацию процесса перемещения молодежи в направлении «село – город». Так, миграция молодежи из малых сел и небольших поселков будет направляться в центры объединенных территориальных общин.

Потому что именно там сосредоточена их инфраструктура (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения образования, медицинские учреждения и рекреационная система, учреждения социального обеспечения, учреждения культуры и досуга) и большинство промышленного комплекса, тогда как в малых селах такая инфраструктура отсутствует.

Основные факторы территориальной мобильности молодежи. Одной из задач экспертного опроса было выявление факторов в странах или регионах выбытия, которые стимулируют и сдерживают миграцию молодежи из Украины или из ее регионов, и указать важность каждого из этих факторов по такой шкале, где «1» – важнейший, а «5» – наименее важный.

Анализ ответов экспертов позволил составить рейтинг основных факторов, которые стимулируют миграцию молодежи из Украины или из ее регионов. Так, первые пять позиций заняли экономические факторы: низкая заработная плата, желание улучшить собственное благосостояние, низкий уровень экономического развития региона или страны, безработица, отсутствие работы по специальности.

Не менее важным фактором, стимулирующим миграцию молодежи из Украины или ее регионов, является наличие миграционных связей в странах-реципиентах, что занимает шестую позицию в рейтинге. Также среди стимулирующих факторов выделены следующие факторы. Это информационно-коммуникационный (доступность информации о будущем месте перемещения), этнокультурный (владение иностранными языками) и институциональный (безвизовый режим со странами-реципиентами).

В частности, к стимулирующим факторам (стоит отметить, что этот фактор есть только в группе стимулирующих факторов выезда молодежи из Украины и ее регионов) отнесены фактор угрозы жизни, где выделены: желание избежать призыва в вооруженные силы Украины (рейтинг 11) и военные действия на востоке Украины (рейтинг 12).

Итак, можно констатировать, что основными факторами, которые стимулируют молодежь до выезда из Украины или ее регионов, является низкий уровень экономического развития и отсутствие возможностей найти работу.

Среди факторов, которые сдерживают миграцию молодежи из Украины или из ее регионов, первую позицию занимает такой экономический фактор, как отсутствие средств на переезд, а вторую – демографический фактор (семейное положение и наличие детей). Третью позицию среди сдерживающих факторов занимает отсутствие связей с другими мигрантами в странах или регионах-реципиентах, четвертую – отсутствие достаточной информации о будущем месте перемещения.

Также среди сдерживающих факторов значительную роль играют институциональные (сложности с оформлением паспорта и получением визы), инфраструктурные (доступность жилья или возможности оплатить аренду) и этнокультурные (развитие национального сознания (патриотизма), незнание или плохое знание иностранного языка) факторы.

Среди социальных факторов, которые сдерживают миграцию молодежи из Украины или отдельных ее регионов, преимущественно отмечали отсутствие опыта работы, непризнание дипломов большинства отечественных учреждений высшего образования. Сдерживающими факторами также являются субъективные – «невысокая мобильность молодежи, боязнь перед неопределенностью», нежелание расставаться с родственниками и близкими.

Также были выявлены факторы в странах или регионах-реципиентах, которые стимулируют или сдерживают миграцию молодежи из Украины или из отдельных ее регионов.

Среди основных факторов в странах или регионах-реципиентах, которые стимулируют миграцию молодежи из Украины или из некоторых ее регионов, прежде всего, выделены экономические причины. Это высокое экономическое развитие региона или страны прибытия, высокий уровень жизни, спрос на рабочую силу, низкая стоимость обучения и более высокая заработная плата в месте прибытия, чем в месте убытия.

Стимулируют молодежь к перемещению в другие страны или некоторые регионы Украины социальные (социальные гарантии, высокий уровень медицинского обслуживания), географические (близость). А также инфраструктурные (наличие учебных заведений) и информационно-коммуникационные (наличие информации об учреждении/ организации, помогающие мигрантам получить работу, пройти обучение или приспособиться в месте прибытия; возможность поддерживать связи с родственниками/ близкими из страны/региона выбытия) факторы.

Стоит также назвать такие субъективные факторы, стимулирующие миграцию молодежи в другие страны или отдельные регионы Украины, как возможность самостановления и личного развития и желание дать лучшее будущее своим детям.

Основными факторами в странах или регионах-реципиентах, которые сдерживают миграцию молодежи из Украины или из некоторых ее регионов, по мнению экспертов, являются следующие факторы.

Это миграционная политика стран-реципиентов; отсутствие достаточной информации об учреждении/организации, помогающие мигрантам получить работу, пройти обучение или приспособиться в месте назначения; несоответствие образования и уровня квалификации; жесткое налоговое и правовое законодательство; отсутствие возможностей поддерживать связи с родственниками / близкими из страны / региона выбытия.

Главными факторами, которые сдерживают миграцию молодежи, в странах или регионах-реципиентах является институциональный, информационно-коммуникационный и социальный факторы.

Также значительное влияние на принятие решения о миграции молодежи имеют экономические (недостаточно высокая оплата труда, которая должна компенсировать затраты на жилье, транспортные услуги и т. д.), географические (далекое географическое расположение) и этнокультурные (необходимость пребывания в другом социуме, незнание иностранных языков) факторы.

Среди субъективных факторов, что сдерживают территориальную мобильность молодежи, эксперты выделили отсутствие желания мигранта осуществить переезд, который занимает четвертую позицию в рейтинге факторов сдерживания.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Подводя итоги, отметим, что прогнозирование процесса территориальной мобильности молодежи на основании комплексного анализа первичных и вторичных эмпирических данных (экспертных опросов) свидетельствует, что в ближайшие пять лет будет расти внешняя и внутренняя миграция молодежи. Основным характером внешней территориальной мобильности украинской молодежи в ближайшие годы будет обучение и трудоустройство за рубежом.

Что касается внутренней миграции молодежи, то будет оставаться тенденция переезда молодежи из сельской местности и малых городов в крупные города и областные центры с целью обучения и трудоустройства, а в пределах объединенных территориальных общин – перемещение молодежи в их центры.

Всем этим процессам будут способствовать факторы, которые стимулируют и сдерживают процесс территориальной мобильности молодежи, а именно: экономические, социальные, информационно-коммуникационные и инфраструктурные.

Учитывая это, государство должно совершенствовать государственную миграционную политику в направлении стимулирования возвращения мигрантов в Украину; повышать уровень благосостояния всех слоев населения и стандартов оплаты труда; внедрять инновационные технологии и развивать высокотехнологичные производства.

А также привлекать инвестиции в экономику регионов для создания новых рабочих мест для молодежи; поднимать престиж рабочих профессий и рейтинг отечественных учреждений образования; реализовывать мероприятия, направленные на стимулирование молодежи к работе в Украине; создавать благоприятные условия молодежи для начала бизнеса и организации собственного дела.

Украинские учебные заведения должны налаживать сотрудничество с зарубежными учреждениями для получения дуального образования и предоставления возможности молодежи получать двойные дипломы.

Автор: Н.В. Тиликина, кандидат экономических наук, зам. директора по научной работе, государственное учреждение «Государственный институт семейной и молодежной политики», E-mail: tilikina_natalia@ukr.net, ORCID 0000-0002-5755-5301

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий